СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса "Проценты на всю жизнь"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных исчислений, но и формированию устойчивого интереса к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. 

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Проценты на всю жизнь"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

“Покрово-Пригородная СОШ”




Программа курса по выбору

«Проценты на всю жизнь»


Составлена

учителем математики

МБОУ “Покрово-Пригородная СОШ”

Макаровой В.А.

для учащихся 9 класса









2016





Пояснительная записка

Программа предназначена для школьного математического профиля обучения и является структурным компонентом образовательной области «Математика».

Отличительными чертами данной программы является ее интегрированность и практическая направленность, развитие индивидуальных склонностей и способностей, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

Курс по выбору «Проценты на всю жизнь» составлен на основе программы элективного курса «Процентные расчеты на каждый день», авторы В.Н. Студенецкая и Л.С. Сагателова.

Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни.

На последующих этапах обучения во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. В рамках общеобразовательной школы «Процентам» уделяется несправедливо мало часов, следовательно, уровень знаний, необходимый для приобретения умений, навыков для свободного оперирования ими на уроках математики, химии, физики и просто в быту, оказывается недостаточным. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Понимание процентов и умение производить расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны жизни. Оно буквально атакует нас в пору рыночных отношений в экономике, в пору банкротств, инфляций, девальваций. Проценты творят чудеса. Зная их, бедный может стать богатым. Обманутый вчера в торговой сделке покупатель сегодня обоснованно требует скидки. Вкладчик сбережений учится жить на проценты, грамотно размещая деньги в прибыльное дело.

Изучив этот курс, желающие ребята могут направить знания по процентным исчислениям не только в учебно-познавательном процессе, но и в повседневной жизни – при расчете выгодности банковской сделки, рентабельности бизнеса, коммерческого предложения.

Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных исчислений, но и формированию устойчивого интереса к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.

Целью прохождения настоящего курса является формирование

понимания необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показа широты применений процентных расчетов в реальной жизни.

Задачи: формирование и развитие качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие познавательные разделы:

1. Процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности.

2. Задачи на сложные проценты.

3. Введение в экономику.

Ведущие идеи раздела:

- развитие экономической грамотности;

- развитие интеллектуальных качеств личности;

- обучение применению процентных вычислений в жизненных ситуациях.

Формами организации учебного процесса являются: проведение лекций, традиционных уроков, семинаров, практикумов .

Изучение курса сопровождается контрольными заданиями. Они сгруппированы по темам программы в соответствии с разделами и даны в разнообразной форме:

тест, зачет.

Курс рассчитан на 14 часов лекционно –практических занятий в 9 классе и позволит учителю показать практическую значимость изучения курса, а ученику- осознать личностный смысл школьного образования.


Содержание курса

Тема 1.Проценты. Основные задачи на проценты (2 ч.).

Сообщается история появления процентов; устраняются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты: а) нахождение процента от числа; б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого.

Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах. Тест.

Тема 2. Процентные расчеты в жизненных ситуациях (2 ч.).

Показ широты применения в жизни процентных расчетов.

Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др.

Тема 3. Сложные проценты (6ч).

Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных упражнений.

Тема 4. Задачи на смеси, сплавы, концентрацию (2ч).

Усвоение учащимися понятий концентрации вещества,

процентного раствора.

Формирование умения работать с законом сохранения массы.

Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты.

Тема 5. Решение задач по всему курсу (2ч.).

Решение задач по химии, физике. Игра «Математик- бизнесмен».








Учебно-тематический план


Наименование тем курса

Все го ча сов

Лек

ция

Практи

ка

Семи

нар

Форма контро

ля

Виды занятий

1

Проценты.

Основные задачи на проценты.

2

0,5

0,5

1

Тесты

Лекция

Семинар

2

Процент

ные вычисле

ния в жизненных ситуациях.

2


1

1


Практи

кум

Зачет

3

Сложные проценты

6

2

3

1

Тесты

Лекция

Практи

кум

Семинар

4

Задачи на сплавы, смеси, растворы.

2

0,5

0,5

1


Лекция

Семинар

5

Решение задач по всему курсу.

2


1


1

Практи

кум

Игра


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате обучения на профильном уровне учащийся должен:

- понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины;

- уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых случаях: 50% -1/2; 20% - 1/5; 25% - 1/4 и т. д.);

- знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

- производить прикидку и оценку результатов вычислений;

- при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления, а так же использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.


Список литературы 1.Барабанов О.О. Задачи на проценты как проблемы словоупотребления.// Математика в школе.-2003.-№5.-с.50-59.

2. Вигдорчик Е., Нежданова Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе.// М.,1997.

3. Водинчар М.И., Лайкова Г.А., Рябова Ю.К. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений// Математика в школе.-2001.-№4.

4. Петрова М.Н. Проценты на все случаи.1994.

5. Рязановский А.Р. Задачи на части и проценты.//Математика в школе. -№1

-1992.-с.18.

6. Денищева Л.О., Бойченко Е.М., Глазков Ю.А. Готовимся к единому государственному экзамену. Математика // М. : Дрофа, 2003.-с.120.

7. Корешкова Т.А., Глазков Ю.А. Мирошин В.В., Шевелева Н.В. ЕГЭ 2007-2008г.//М. «Экзамен», 2007,2008г.

8. Лысенко Ф.Ф. Математика ЕГЭ 2007-2008г.// «Легион» Ростов-на-Дону, 2007г.

9. ФГУ Федеральный центр тестирования ЕГЭ- 2006, ЕГЭ-2007, ЕГЭ-2008//Москва.

10.Студенецкая В.Н., Сагателова Л.С. Математика. 8-9 классы: Сборник элективных курсов// Волгоград: Учитель, 2007г.

Планирование занятий.


№п/п

Раздел темы:

Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Содержание.

Виды занятий

1.

Что такое проценты, как выразить в процентах?

Нахождение процента от данного числа.

Нахождение числа по его процентам.

Процентное отношение двух чисел.


Лекция

2.

Нахождение процента от числа. Решение задач.

Нахождение числа по его процентам. Решение задач.

Процентное отношение двух чисел. Решение задач.

Семинар

3.

Решение задач по теме: «Тарифы» и «Распродажа»

Практикум

4.

Штрафы. Решение задач.

Семинар

5.

Решение задач на проценты, предлагаемые на уроках химии и физики. Решение задач на сплавы, смеси, растворы.

Лекция

6.

Задачи на процентный процент и вычисление

«сложных процентов».

Задачи на концентрацию и процентное содержание.

Семинар

7.

Что значит жить на проценты? Доходность.

Ценные вклады.

Государственные краткосрочные облигации.(ГКО).

Практикум

8.

Математик-бизнесмен.

Игра