Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Работа с одаренными детьми по русскому языку и литературе. 9 класс"»
Программа работы с одарёнными детьми по русскому языку и литературе на 2018-2019 учебный год
Класс: 9
Предмет: Русский язык и литература
Количество часов в неделю: 1
Обучающиеся:
Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса, отраженного в национальном проекте «Образование». Основная цель работы с одаренными детьми – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одаренных детей.
Рабочая программа групповых занятий по русскому языку для учащихся 9г класса предполагает создание условий для оптимального развития одарённых и талантливых детей. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Целью программы является: создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых детей, обеспечивающих развитие системы исследовательской деятельности учащихся и участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней.
Задачи:
Стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся.
Создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности.
Обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней.
Оказать педагогическую поддержку талантливым детям 5-11 классов.
Основные направления программы
Реализация настоящей программы предполагает комплекс мероприятий:
1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;
2) исследовательская деятельность учащихся;
3) интеллектуальные и творческие конкурсы.
Ожидаемые результаты освоения курса
Личностные:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
Метапредметные:
самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
Предметные: знать/ понимать/ уметь
знать трудные случаи правописания;
понимать связь СРЯ с историческими процессами;
знать основные реформы русского языка;
объяснять языковое явление;
владеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
использовать их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
знать круг тем олимпиадных заданий различного уровня;
уметь применять знания при решении конкурсных и олимпиадных заданий;
активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
работать над расширением словарного запаса;
опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
определять синтаксические конструкции.
План мероприятий в рамках работы с одарёнными детьми на 2018-2019 учебный год
Мероприятие | Сроки выполнения | Результат |
Изучение нормативных документов по организации работы с одарёнными детьми | Сентябрь | Изучение и реализвция |
Составление списка одаренных учащихся по русскому языку и литературе | Сентябрь | Списки |
Планирование работы с одаренными детьми | Сентябрь | План |
Еженедельные занятия и консультации | В течение года | - |
Подготовка к школьному этапу ВОШ по русскому языку | Сентябрь-октябрь | Призеров на школьном этапе ВОШ нет |
Подготовка к школьному этапу ВОШ по литературе | Подготовка к школьному этапу ВОШ по русскому языку | Лашкова Александра - призёр |
Участие в олимпиаде УРФО | Октябрь-март | Сорокин Данил – диплом 1 степени; Беляев Денис - диплом 1 степени. |
Организация индивидуальной и дифференцированной работы | В течение года | - |
Создание методической копилки (тесты, карточки, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по русскому языку и литературе) | В течение года | Методическая копилка |
Участие в школьном и муниципальном конкурсах декламационного чтения | Февраль-март | Лашкова Александра – призер школьного конкурса декламационного чтения и городского конкурса «Северный ветер». |
Подготовка научных работ и индивидуальных проектов по русскому языку и литературе | В течение года | Беляев Денис «Особенности языка цитирования в повести Дарьи Доцук «Голос»; Головцова Арина «Язык заголовков газетных статей» |
Защита индивидуальных проектов | апрель | Беляев Денис – «5»; Головцова Арина – «5». |
Подведение итогов | май | Вручение грамот и благодарственных писем |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Содержание | Дата проведения |
1 | Фонетическая система русского языка | Фонетическая система СРЯ. Особенности речевого аппарата. Специфика произношения звуков в русском языке. | 6.09 |
2 | Орфоэпические особенности русского языка | Сложные случаи орфоэпии | 13.09 |
3 | Орфоэпические особенности русского языка | Орфоэпическое заимствование слов | 20.09 |
4 | Изменение русского алфавита | Упразднение букв ь, ъ и ять. Юс малый, юс больший. История букв ё, й. | 27.09 |
5 | Словообразование синхронное и историческое | Особенности словообразования в системе русского языка. | 4.10 |
6 | Современные процессы словообразования | Способы образования слов. Производная и производящая основы. Словообразовательный тип. | 11.10 |
7 | Фонетические процессы праславянского периода | Полногласие/неполногласие | 18.10 |
8 | Фонетические процессы праславянского периода | 1,2,3 палатализации. Утрата конечных согласных. Упрощение консонантных групп. Дифтонговые сочетания. Изменение сочетания. Изменение сочетания гласных с плавными согласными. | 25.10 |
9 | Подготовка к школьному этапу ВОШ | Рассмотрение олимпиадных заданий. | 8.11 |
10 | Подготовка к школьному этапу ВОШ | Рассмотрение олимпиадных заданий. | 15.11 |
11 | Лексическая омонимия. | Рассмотрение понятия омонимия. Работа со словарем. | 22.11 |
12 | Лексическая синонимия. | Рассмотрение понятия синонимии. Работа со словарем. | 29.11 |
13 | Этимология слова. | Работа со словарем. | 6.12 |
14 | Процессы архаизации и обновления русской лексики. | Работа с текстом | 13.12 |
15 | Процессы архаизации и обновления русской лексики. | Работа с текстом | 20.12 |
16 | Практикум. | Рассмотрение текстов древнерусской литературы. Сравнительный анализ текстов. | 27.12 |
17 | Фразеология. | Фразеологические единицы. Их основные признаки и типы. Этимология фразеологизмов. Стилистическая дифференциация и использование фразеологизмов в речи. | 14.01 |
18 | Паронимы. | Паронимы как речевая ошибка. Особенности паронимов в русском языке. | 24.01 |
19 | Практикум. | Анализ текстов, направленный на | 31.01 |
20 | Средства художественной выразительности русской речи. | Тропы, их употребление уместное и неуместное. | 7.02 |
21 | Средства художественной выразительности русской речи. | Тропы, их употребление уместное и неуместное. | 14.02 |
22 | Средства художественной выразительности русской речи. | Синтаксические средства художественной выразительности. | 21.02 |
23 | Средства художественной выразительности русской речи. | Синтаксические средства художественной выразительности. | 28.02 |
24 | Средства художественной выразительности русской речи. | Лексические средства художественной выразительности. | 7.03 |
25 | Средства художественной выразительности русской речи. | Лексические средства художественной выразительности. | 14.03 |
26 | Практикум. | Анализ прозаического и лирического произведений с целью выявления средст выразительности. | 21.03 |
27 | Морфология. | Система частей речи русского языка. Особенности самостоятельных и служебных частей речи. Междометия и звукоподражания. | 4.04 |
28 | Практикум. | Практическая работа на актуализацию знаний по морфологии русского языка. | 11.04 |
29 | Простое предложение и его грамматическая основа. | Повторение по теме. Характеристика простого предложения. Типы односоставных предложений. Осложняющие компоненты. Сложные случаи характеристики простого предложения. Неполные предложения. | 18.04 |
30 | Неполные предложения. | Определение неполны предложений. Способы выполнения предикативной составляющей. | 25.04 |
31 | Сложные синтаксические конструкции. | Типы сложных предложений. Сложные случаи постановки знаков препинания в СП. | 2.05 |
32 | Комплексный анализ текста. | Выполнение комплексного анализа текста. | 10.05 |
33 | Комплексный анализ текста. | Выполнение комплексного анализа текста. | 16.05 |
34 | Повторение изученного материала. | Повторение материала, пройденного за год. | 22.05 |
Научные и исследовательские работы:
1. Тарашнина Елизавета, 9-А класс, «География жизни Н.В. Гоголя»;
2. Ахмадиева Диана, 9-А класс, «Особенности антропонимической базы МБОУ Гимназия 2001-2004 г.р.»;
3. Келещан Анастасия, 9-Г класс, «Романтический образ русской женщины в живописи и литературе»;
4. Якименко Екатерина, 9-Г класс, «Особенности экранизации произведений Н.В. Гоголя»;
5. Беляев Денис, 9-Г класс, «ообенности цитации в повести Дарьи Доцук «Голос»;
6. Саломанов Семён, 9-А класс, «Особенности военной лирики Б.Ш. Окуджавы»;
7. Белоусова Софья, 9-В класс, «Языческие обычаи и традиции в современной культуре»;
8. Головцова Арина, 9-Г класс, «Лексические и синтаксические особенности заголовков рекламных статей».