Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности « В мире информации» для учащихся третьего класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы С. А. Шейкиной «В мире информации. Работаем с информационными источниками» (М.: Планета, 2017) и учебного плана МОУ «Новомичуринская СОШ №1» Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Данная программа представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения и развития учащихся уже в начальной школе, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению информационной грамотности, привитию навыков самостоятельной работы.
Актуальность программы заключается в том, что знания и умения, приобретенные при изучении предлагаемого материала в начальной школе, помогут младшим школьникам увереннее чувствовать себя в информационном поле окружающей их жизни и станут опорой, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
В то же время в начальной школе работа с различными видами информации является основой развития у учащихся познавательных действий. В первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование, систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, формирование элементов системного мышления.
Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей, поэтому новизна программы состоит в том, что курс «В мире информации» дополняет и расширяет знания, которые школьники уже имеют, и позволяет использовать полученные знания на практике.
Основной целью изучения курса « В мире информации» является создание условий для формирования информационных компетенций обучающихся и развития у школьников информационной грамотности: способности решать учебные и практические задачи на основе сформированных универсальных учебных действий, работать с информацией, представленной в виде сплошных и несплошных текстов, таблиц, диаграмм, графиков, кластеров и другой инфографики.
Программа определяет ряд задач:
содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения;
способствовать формированию информационно-коммуникационных компетенций учащихся;
формировать универсальные учебные действия познавательного, логического, знаково-символического, регулятивного и коммуникативного характера;
создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребенка к размышлению и поиску.
Решение названных задач обеспечит осознанное поведение в окружающем детей мире и личностную заинтересованность в расширении знаний.
Особенностью построения программы «В мире информации»является то, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического и пространственного мышления, памяти, внимания. Задания способствуют становлению у детей познавательных процессов и формированию творческих способностей.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
Программа выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса, способствует формированию у школьников умений работать с различными информационными источниками, а именно: учит обобщать, рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д.
Характерной особенностью программы является занимательность изложения и практическая направленность материала.
Программа имеет уровневое построение. Каждая новая тема по сложности превосходит предыдущую и опирается на ее содержание. Позиция педагога, проводящего внеурочное занятие неоднозначна. Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.
Значительное внимание уделяется формированию у учащихся осознанных и прочных навыков работы с инфографикой и несплошными текстами, но вместе с тем программа предполагает и доступное детям обобщение материала, понимание общих способов действий, лежащих в основе работы с информационными объектами.
В соответствии с требованиями ФГОС основной начальной школы, организация деятельности в рамках данной программы способствует формированию ценностных ориентиров в личностной, познавательной, регулятивной, коммуникативной сферах:
в личностной – готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности, формирование образа мира, готовность открыто выражать и отстаивать свое мнение, развитие готовности к самостоятельным действиям и принятию ответственности за их результаты;
в социальной – освоение основных социальных ролей, норм и правил;
в познавательной – развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, формирование научной картины мира;
в коммуникативной – формирование компетентности в общении, овладении навыками конструктивного поведения.
В соответствии с целями и задачами формирования информационной компетентности, представленными в стандартах второго поколения начального общего образования, были выделены следующие показатели и критерии диагностики информационной компетентности учащихся третьего класса.
Работа с источниками информации:
знание того, какие источники информации существуют;
умение использовать различные источники информации;
умение найти нужный источник информации не только в учебных задачах, но и в реальной жизненной ситуации.
Обработка и представление результатов:
умение выделять недостоверные и сомнительные элементы;
умение находить альтернативную и дополнительную информацию;
умение обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать полученную информацию, выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его;
умение описать и представить результаты своей работы.
Принципы проведения занятий
Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности.
Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках.
Сочетание статичного и динамичного положения детей.
Рефлексия. Совместное обсуждение понятого на занятии.
Описание места учебного курса в плане
Курс «В мире информации» является компонентом плана внеурочной деятельности, в 3 классе рассчитан на 35 часов, 1 час занятий в неделю.
Содержание программы
Сплошные тексты
Текст как информационный объект. Понимание прочитанного текста. Понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Кластеры
Кластер как информационный объект. Информация, представленная в явном и неявном виде. Ключевые слова. Создание простейшей информационной модели. Составление кластера на основе прочитанного текста. Преобразование информации из одной формы в другую.
Таблицы
Таблицы как информационный объект. Поиск информации, необходимой для решения учебной или практической задачи. Внесение данных в таблицу. Сходства и различия в информации, представленной в явном и неявном видах. Определение достаточности или недостаточности данных для выполнения учебного и практического задания. Ранжирование данных по указанным признакам. Соотнесение информации, представленной в таблице, с жизненной ситуацией. Определение значимой информации для выполнения учебной задачи. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Диаграммы
Диаграмма как информационный объект. Легенда диаграммы. Разнообразие диаграмм: Столбчатые, линейные, круговые, гистограммы. Построение диаграмм по образцу. Анализ и интерпретация информации на диаграмме. Самостоятельное построение диаграмм разного вида. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение диаграмм в жизни. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Графики
График как информационный объект. Сбор и представление информации, связанной со счетом, измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших графиков. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение графиков в жизни.
Инфографика
Инфографика как информационный объект. Виды инфографики: афиша, объявление, входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, пиктограммы, плакат, вывески, рисунки (несплошные тексты). Анализ и обобщение представленной информации. Оценка и, в случае необходимости, коррекция собственных действий и по решению учебной задачи. Создание собственного информационного графического объекта. Интерпретация данных, изображенных на рисунке. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Исследовательская работа
Осознание цели и ситуации устного общения в группе. Адекватное восприятие звучащей речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Выражение собственного мнения, его аргументация. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «В мире информации» ученики 3 класса приобретут общие навыки работы с информацией и будут способны:
- оценивать потребность в дополнительной информации;
- определять возможные источники информации и способы ее поиска;
- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете;
- получать информацию из наблюдений, при обобщении;
- анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свертывание информации и представление ее в наглядном виде;
- организовывать информацию тематически, упорядочивать по различным основаниям;
- наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;
- создавать свои информационные объекты (сообщения, графические работы);
- использовать информацию для принятия решений.
Личностные:
- умение определять и высказывать под руководством учителя самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога) как поступить.
Метапредметные
Регулятивные:
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- планировать реализацию учебной задачи ( в том числе во внутреннем плане);
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- определять и формулировать цель деятельности;
- работать по предложенному плану;
- уметь отличать правильно выполненное задание от выполненного неправильно;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные:
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
В результате изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации» третьеклассники:
- приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией (в процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, соответствующих возрасту);
- научатся использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое - и выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- составлять на основании текста небольшие монологические высказывания в устной или письменной форме;
- научатся самостоятельно организовывать поиск информации, нужной для решения практической или учебной задачи;
- приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с имеющимся жизненным опытом;
- овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме (рисунки, диаграммы, схемы);
- научатся работать с несколькими источниками информации, сопоставлять, преобразовывать и интерпретировать информацию, полученную из нескольких источников.
Учебно - методическое обеспечение
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Ро. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010.
Рабочая тетрадь: В мире информации. Работаем с информационными источниками. 3 класс. Тетрадь для обучающихся / Автор-составитель С. А. Шейкина; под редакцией Е. С. Галанжиной. – М.: Планета, 2017.
(для учителя)
Методическое пособие для учителя: В мире информации. Работаем с информационными источниками. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / Автор-составитель С. А. Шейкина; под редакцией Е. С. Галанжиной. – М.: Планета, 2017.
Тематическое планирование курса «В мире информации»
3 класс
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия | Кол-во часов | Дата | Примечание |
1 | Информация | Виды информации по способу восприятия, по форме представления | 1 | | |
2 | На прогулке | Текст, таблица, линейная диаграмма, план, дорожные знаки, модели часов | 1 | | |
3 | Расписание | Инфографика, таблица, круговая диаграмма, расписание | 1 | | |
4 | На пасеке | Текст, кластер, таблица, пиктограмма, рекламный плакат | 1 | | |
5 | На пасеке | Инфографика, таблица, стандартная линейная диаграмма | 1 | | |
6 | На огороде | Инфографика, прогноз погоды, пиктограмма, таблица, столбчатая диаграмма | 1 | | |
7 | На огороде | Нестандартная таблица, инфографика, круговая диаграмма, схема | 1 | | |
8 | В лесу | Кластер, круговая диаграмма, нестандартная столбчатая диаграмма, график, пиктограммы, ребус | 1 | | |
9 | В лесу | Текст, инфографика, столбчатая диаграмма, таблица, круговая диаграмма | 1 | | |
10 | Эти удивительные насекомые | Текст, кластер, линейная диаграмма, таблица, инфографика – пригласительный билет | 1 | | |
11 | Порхающие красавицы | Текст, таблица, дополнительные источники информации, рисунок, столбчатая диаграмма | 1 | | |
12 | На почте | Текст, таблица, почтовый конверт, индекс, столбчатая диаграмма | 1 | | |
13 | Почтовые марки | Таблица, стоимость, круговая диаграмма, линейная диаграмма, почтовые марки, инфографика | 1 | | |
14 | Аквариум и его обитатели | Текст, нестандартная линейная диаграмма, таблица, кластер, графические объекты, линейная диаграмма | 1 | | |
15 | Аквариум и его обитатели | График температур, нестандартная таблица, текст, инфографика, таблица | 1 | | |
16 | Скоро Новый год! | Таблица, линейная диаграмма, инфографика, пригласительный билет | 1 | | |
17 | В книжном магазине | Таблица, инфографика, нестандартная круговая диаграмма, кассовый чек | 1 | | |
18 | Наши увлечения | Нестандартная диаграмма (пирамида), таблица, столбчатая диаграмма, линейная диаграмма | 1 | | |
19 | Поход в кино | Инфографика, нестандартная столбчатая диаграмма, пиктограммы | 1 | | |
20 | На спортивной площадке | Таблица, линейная диаграмма | 1 | | |
21 | Наши пернатые друзья | Сплошной текст, инфографика, таблица, карта | 1 | | |
22 | На ферме | Круговая диаграмма, таблица, нестандартная линейная диаграмма, инфографика | 1 | | |
23 | В цирке | Сплошной текст, столбчатая диаграмма, таблица, линейная диаграмма, инфографика – билет в цирк | 1 | | |
24 | В детском парке отдыха | Столбчатая диаграмма, таблица, инфографика, расписание | 1 | | |
25 | Необычная азбука | Текст, семафорная азбука, кодировка | 1 | | |
26 | Необычная азбука | Таблица, азбука Морзе, флажковая азбука | 1 | | |
27 | На остановке и на транспорте | Таблица, круговая диаграмма, легенда диаграммы, расписание, пиктограммы, правила поведения в общественном транспорте, инфографика | 1 | | |
28 | Осторожно, ДТП | Инфографика, линейная диаграмма, таблица, информационный объект | 1 | | |
29 | Интернет | Таблица, инфографика, нестандартная диаграмма, пиктограмма | 1 | | |
30 | Берегите воду | Инфографика, нестандартная линейная диаграмма, круговая диаграмма, таблица, информационный объект | 1 | | |
31 | Экономьте электроэнергию | Рисунки, столбчатая диаграмма, информационный объект | 1 | | |
32 | Вторая жизнь бумаги | Инфографика, таблица, нестандартная линейная диаграмма, листовка | 1 | | |
33 | Едем в лагерь | Таблица, круговая диаграмма, легенда диаграммы, инфографика, пиктограммы | 1 | | |
34 | Итоговое занятие. Проверь себя | Тест, бланк самооценки навыков работы с информацией | 1 | | |
35 | Резерв | | 1 | | |