СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА КУРСА «В МИРЕ ИНФОРМАЦИИ. РАБОТАЕМ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ» 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности « В мире информации» для учащихся третьего класса разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы С. А. Шейкиной «В мире информации. Работаем с информационными источниками» (М.: Планета, 2017) и учебного плана МОУ «Новомичуринская СОШ №1»  Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА КУРСА «В МИРЕ ИНФОРМАЦИИ. РАБОТАЕМ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ» 3 класс»

Пояснительная записка


Программа курса внеурочной деятельности « В мире информации» для учащихся третьего класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы С. А. Шейкиной «В мире информации. Работаем с информационными источниками» (М.: Планета, 2017) и учебного плана МОУ «Новомичуринская СОШ №1» Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Данная программа представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения и развития учащихся уже в начальной школе, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению информационной грамотности, привитию навыков самостоятельной работы.


Актуальность программы заключается в том, что знания и умения, приобретенные при изучении предлагаемого материала в начальной школе, помогут младшим школьникам увереннее чувствовать себя в информационном поле окружающей их жизни и станут опорой, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

В то же время в начальной школе работа с различными видами информации является основой развития у учащихся познавательных действий. В первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование, систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, формирование элементов системного мышления.

Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей, поэтому новизна программы состоит в том, что курс «В мире информации» дополняет и расширяет знания, которые школьники уже имеют, и позволяет использовать полученные знания на практике.


Основной целью изучения курса « В мире информации» является создание условий для формирования информационных компетенций обучающихся и развития у школьников информационной грамотности: способности решать учебные и практические задачи на основе сформированных универсальных учебных действий, работать с информацией, представленной в виде сплошных и несплошных текстов, таблиц, диаграмм, графиков, кластеров и другой инфографики.


Программа определяет ряд задач:

содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения;

способствовать формированию информационно-коммуникационных компетенций учащихся;

формировать универсальные учебные действия познавательного, логического, знаково-символического, регулятивного и коммуникативного характера;

создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребенка к размышлению и поиску.

Решение названных задач обеспечит осознанное поведение в окружающем детей мире и личностную заинтересованность в расширении знаний.

Особенностью построения программы «В мире информации»является то, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического и пространственного мышления, памяти, внимания. Задания способствуют становлению у детей познавательных процессов и формированию творческих способностей.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.

Программа выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса, способствует формированию у школьников умений работать с различными информационными источниками, а именно: учит обобщать, рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д.

Характерной особенностью программы является занимательность изложения и практическая направленность материала.

Программа имеет уровневое построение. Каждая новая тема по сложности превосходит предыдущую и опирается на ее содержание. Позиция педагога, проводящего внеурочное занятие неоднозначна. Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.

Значительное внимание уделяется формированию у учащихся осознанных и прочных навыков работы с инфографикой и несплошными текстами, но вместе с тем программа предполагает и доступное детям обобщение материала, понимание общих способов действий, лежащих в основе работы с информационными объектами.

В соответствии с требованиями ФГОС основной начальной школы, организация деятельности в рамках данной программы способствует формированию ценностных ориентиров в личностной, познавательной, регулятивной, коммуникативной сферах:

в личностной – готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности, формирование образа мира, готовность открыто выражать и отстаивать свое мнение, развитие готовности к самостоятельным действиям и принятию ответственности за их результаты;

в социальной – освоение основных социальных ролей, норм и правил;

в познавательной – развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, формирование научной картины мира;

в коммуникативной – формирование компетентности в общении, овладении навыками конструктивного поведения.


В соответствии с целями и задачами формирования информационной компетентности, представленными в стандартах второго поколения начального общего образования, были выделены следующие показатели и критерии диагностики информационной компетентности учащихся третьего класса.

  1. Работа с источниками информации:

знание того, какие источники информации существуют;

умение использовать различные источники информации;

умение найти нужный источник информации не только в учебных задачах, но и в реальной жизненной ситуации.

  1. Обработка и представление результатов:

умение выделять недостоверные и сомнительные элементы;

умение находить альтернативную и дополнительную информацию;

умение обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать полученную информацию, выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его;

умение описать и представить результаты своей работы.


Принципы проведения занятий

  1. Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности.

  2. Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках.

  3. Сочетание статичного и динамичного положения детей.

  4. Рефлексия. Совместное обсуждение понятого на занятии.



Описание места учебного курса в плане

Курс «В мире информации» является компонентом плана внеурочной деятельности, в 3 классе рассчитан на 35 часов, 1 час занятий в неделю.


Содержание программы

Сплошные тексты

Текст как информационный объект. Понимание прочитанного текста. Понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Кластеры

Кластер как информационный объект. Информация, представленная в явном и неявном виде. Ключевые слова. Создание простейшей информационной модели. Составление кластера на основе прочитанного текста. Преобразование информации из одной формы в другую.

Таблицы

Таблицы как информационный объект. Поиск информации, необходимой для решения учебной или практической задачи. Внесение данных в таблицу. Сходства и различия в информации, представленной в явном и неявном видах. Определение достаточности или недостаточности данных для выполнения учебного и практического задания. Ранжирование данных по указанным признакам. Соотнесение информации, представленной в таблице, с жизненной ситуацией. Определение значимой информации для выполнения учебной задачи. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Диаграммы

Диаграмма как информационный объект. Легенда диаграммы. Разнообразие диаграмм: Столбчатые, линейные, круговые, гистограммы. Построение диаграмм по образцу. Анализ и интерпретация информации на диаграмме. Самостоятельное построение диаграмм разного вида. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение диаграмм в жизни. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Графики

График как информационный объект. Сбор и представление информации, связанной со счетом, измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших графиков. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение графиков в жизни.

Инфографика

Инфографика как информационный объект. Виды инфографики: афиша, объявление, входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, пиктограммы, плакат, вывески, рисунки (несплошные тексты). Анализ и обобщение представленной информации. Оценка и, в случае необходимости, коррекция собственных действий и по решению учебной задачи. Создание собственного информационного графического объекта. Интерпретация данных, изображенных на рисунке. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Исследовательская работа

Осознание цели и ситуации устного общения в группе. Адекватное восприятие звучащей речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Выражение собственного мнения, его аргументация. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Планируемые результаты освоения программы

В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «В мире информации» ученики 3 класса приобретут общие навыки работы с информацией и будут способны:

- оценивать потребность в дополнительной информации;

- определять возможные источники информации и способы ее поиска;

- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете;

- получать информацию из наблюдений, при обобщении;

- анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свертывание информации и представление ее в наглядном виде;

- организовывать информацию тематически, упорядочивать по различным основаниям;

- наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;

- создавать свои информационные объекты (сообщения, графические работы);

- использовать информацию для принятия решений.


Личностные:

- умение определять и высказывать под руководством учителя самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога) как поступить.


Метапредметные

Регулятивные:

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

- планировать реализацию учебной задачи ( в том числе во внутреннем плане);

- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

- определять и формулировать цель деятельности;

- работать по предложенному плану;

- уметь отличать правильно выполненное задание от выполненного неправильно;

- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные:

- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

- владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

- адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в группе;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


В результате изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации» третьеклассники:

- приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией (в процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, соответствующих возрасту);

- научатся использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое - и выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

- составлять на основании текста небольшие монологические высказывания в устной или письменной форме;

- научатся самостоятельно организовывать поиск информации, нужной для решения практической или учебной задачи;

- приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с имеющимся жизненным опытом;

- овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме (рисунки, диаграммы, схемы);

- научатся работать с несколькими источниками информации, сопоставлять, преобразовывать и интерпретировать информацию, полученную из нескольких источников.


















Учебно - методическое обеспечение

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Ро. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010.

  3. Рабочая тетрадь: В мире информации. Работаем с информационными источниками. 3 класс. Тетрадь для обучающихся / Автор-составитель С. А. Шейкина; под редакцией Е. С. Галанжиной. – М.: Планета, 2017.

(для учителя)

  1. Методическое пособие для учителя: В мире информации. Работаем с информационными источниками. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / Автор-составитель С. А. Шейкина; под редакцией Е. С. Галанжиной. – М.: Планета, 2017.

























Тематическое планирование курса «В мире информации»

3 класс

п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Кол-во часов

Дата

Примечание

1

Информация

Виды информации по способу восприятия, по форме представления

1



2

На прогулке

Текст, таблица, линейная диаграмма, план, дорожные знаки, модели часов

1



3

Расписание

Инфографика, таблица, круговая диаграмма, расписание

1



4

На пасеке

Текст, кластер, таблица, пиктограмма, рекламный плакат

1



5

На пасеке

Инфографика, таблица, стандартная линейная диаграмма

1



6

На огороде

Инфографика, прогноз погоды, пиктограмма, таблица, столбчатая диаграмма

1



7

На огороде

Нестандартная таблица, инфографика, круговая диаграмма, схема

1



8

В лесу

Кластер, круговая диаграмма, нестандартная столбчатая диаграмма, график, пиктограммы, ребус

1



9

В лесу

Текст, инфографика, столбчатая диаграмма, таблица, круговая диаграмма

1



10

Эти удивительные насекомые

Текст, кластер, линейная диаграмма, таблица, инфографика – пригласительный билет

1



11

Порхающие красавицы

Текст, таблица, дополнительные источники информации, рисунок, столбчатая диаграмма

1



12

На почте

Текст, таблица, почтовый конверт, индекс, столбчатая диаграмма

1



13

Почтовые марки

Таблица, стоимость, круговая диаграмма, линейная диаграмма, почтовые марки, инфографика

1



14

Аквариум и его обитатели

Текст, нестандартная линейная диаграмма, таблица, кластер, графические объекты, линейная диаграмма

1



15

Аквариум и его обитатели

График температур, нестандартная таблица, текст, инфографика, таблица

1



16

Скоро Новый год!

Таблица, линейная диаграмма, инфографика, пригласительный билет

1



17

В книжном магазине

Таблица, инфографика, нестандартная круговая диаграмма, кассовый чек

1



18

Наши увлечения

Нестандартная диаграмма (пирамида), таблица, столбчатая диаграмма, линейная диаграмма

1



19

Поход в кино

Инфографика, нестандартная столбчатая диаграмма, пиктограммы

1



20

На спортивной площадке

Таблица, линейная диаграмма

1



21

Наши пернатые друзья

Сплошной текст, инфографика, таблица, карта

1



22

На ферме

Круговая диаграмма, таблица, нестандартная линейная диаграмма, инфографика

1



23

В цирке

Сплошной текст, столбчатая диаграмма, таблица, линейная диаграмма, инфографика – билет в цирк

1



24

В детском парке отдыха

Столбчатая диаграмма, таблица, инфографика, расписание

1



25

Необычная азбука

Текст, семафорная азбука, кодировка

1



26

Необычная азбука

Таблица, азбука Морзе, флажковая азбука

1



27

На остановке и на транспорте

Таблица, круговая диаграмма, легенда диаграммы, расписание, пиктограммы, правила поведения в общественном транспорте, инфографика

1



28

Осторожно, ДТП

Инфографика, линейная диаграмма, таблица, информационный объект

1



29

Интернет

Таблица, инфографика, нестандартная диаграмма, пиктограмма

1



30

Берегите воду

Инфографика, нестандартная линейная диаграмма, круговая диаграмма, таблица, информационный объект

1



31

Экономьте электроэнергию

Рисунки, столбчатая диаграмма, информационный объект

1



32

Вторая жизнь бумаги

Инфографика, таблица, нестандартная линейная диаграмма, листовка

1



33

Едем в лагерь

Таблица, круговая диаграмма, легенда диаграммы, инфографика, пиктограммы

1



34

Итоговое занятие. Проверь себя

Тест, бланк самооценки навыков работы с информацией

1



35

Резерв


1