СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для учащихся 1-х классов на 2018 – 2019 учебный год «Шахматы» (шахматно - задачная технология развития способности действовать “в уме” И.Г.Сухина)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для учащихся 1-х классов

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для учащихся 1-х классов на 2018 – 2019 учебный год «Шахматы» (шахматно - задачная технология развития способности действовать “в уме” И.Г.Сухина)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия имени А.И.Яковлева





Рассмотрена

на заседании НМС

(протокол № 11 от

«08» июня 2018 г.)

Утверждена

приказом директора

№ 314 от 15.06.18 г.

_________________




ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


для учащихся 1-х классов

на 2018 – 2019 учебный год

«Шахматы»

(шахматно - задачная технология развития

способности действовать “в уме” И.Г.Сухина)







Педагог:

Акишина Валентина Васильевна












г.Урай, 2018




Содержание



1. Пояснительная записка.


2. Результаты освоения курса

3. Содержание курса внеурочной деятельности

4. Тематическое планирование.

5. Литература и средства обучения

6. Приложения:


6.1. Календарно – тематический план.


6.2. Бланки проверочных работ.
































1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Шахматы» является адаптированной, составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы – школе» (рекомендованна Министерством образования РФ). Главная особенность курса «Шахматы – школе» заключается в том, что он является здоровьесберегающим, использующим новую образовательную задачную технологию обучения - «Технологию развития способности действовать “в уме” с использованием шахматного материала». И это обеспечивает почти 100% положительную мотивацию у детей, потому что проигравших нет, а технология работы – задачная. Задачи в курсе – занимательные, нестандартные, требующие творческого подхода. Эти задачи одновременно нагружают оба полушария ученика: и левое, ответственное за развитие логического мышления, и правое, ответственное за развитие творческого мышления.

Способность действовать “в уме” – универсальная характеристика человеческого сознания, один из важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления. Базовое научно-обоснованное целеполагание программы ориентировано на решение фундаментальных задач, стоящих перед системой образования, соответствующих требованиям ФГОС начального общего образования по общеинтеллектуальному направлению.

Цель курса: Формирование способности «действовать в уме».

Задачи курса:

образовательные:

  • обучать азам шахматной игры – правила, начало и окончание партии, запись партии

  • обучать основным тактическим приемам

  • обучать основам стратегии

  • обучать понятиям дебюта, миттельшпиля, эндшпиля, особенностям стратегии в каждом из этапов

  • обучать основным правилам оценки позиции и пониманию того, что ни одно из этих правил не действует в 100% случаев.

развивающие:

  • развивать аналитическое мышление, внимательность, усидчивость

  • развивать такие качества, как восприятие, воображение, память, начальные формы волевого управления поведением

воспитательные:

  • воспитывать уважение к партнеру, самодисциплину, умение владеть собой

  • воспитывать уважительное отношение к правилам, нормам поведения.

Программа рассчитана на один учебный год: 33 учебных недели в году для учащихся 1-х классов. Занятия проводятся один раз в две недели в подгруппах наполняемостью 11- 13 чел.


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


Личностные результаты освоения программы:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению

3) овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

9) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.


Метапредметные результаты освоения программы:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

9) овладение навыками смыслового чтения различных текстов в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) • обучать азам шахматной игры – правила, начало и окончание партии, запись партии

• обучать основным тактическим приемам

• обучать основам стратегии;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.


Предметные результаты освоения программы:

1) использование знаний для описания и объяснения пространственных отношений;

2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3) умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать фигуры, работать с диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

4) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

В результате освоения программы у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Ученик научится

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий ученики овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий ученики научатся воспринимать и анализировать сообщения, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ученики приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с педагогом и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Ученик получит возможность научиться:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивому учебно-познавательному интересу к новым общим способам решения задач;

  • адекватному пониманию причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценке на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установке на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

  • осознанным устойчивым эстетическим предпочтениям и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.





3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

На каждом занятии прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях первого года обучения делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

1. КОМПЬЮТЕР. Порядок включения и выключения, правила поведения за компьютером и организация рабочего места (осанка, расстояние от глаз до экрана и т.п.). Первое знакомство со специализированным программным комплексом «Шахматное образование» (СПК ШО).

2. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, запись «неподвижной» позиции

Дидактические игры и задания

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

Компьютерные игры и упражнения на узнавание горизонталей, вертикалей, диагоналей, центра

3. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

«Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

Компьютерные игры и упражнения

4. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

Компьютерные игры и упражнения

5. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания

«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы черные при любом своем ответе проиграли одну из фигур.

«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела моделируют в доступном для детей 7-10 лет виде те или иные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в реальной игре за шахматной доской. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

Компьютерные игры и упражнения

6. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

Компьютерные игры и упражнения

7. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Шахматная нотация. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания

«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

Компьютерные игры и упражнения

К концу первого года обучения дети должны знать:

шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

правила хода и взятия каждой фигуры, их обозначения при записи партии.

К концу учебного года дети должны уметь:

ориентироваться на шахматной доске;

различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

правильно помещать шахматную доску между партнерами;

правильно расставлять фигуры перед игрой;

играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

записывать «неподвижную шахматную позицию» в соответствии с шахматной нотацией;

рокировать;

объявлять шах;

ставить мат;

решать элементарные задачи на мат в один ход.






4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



 


ТЕМЫ


Тео-рия

Прак-тика

Всего часов

  1.     

ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

1

-

1

  1.     

ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур


1

1

ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

2

7

9

  1.      

ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

2

3

  1.      

ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Шахматная нотация. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

1

1

2

  1.          

Турнир между учащимися 1-х классов

Итого за первый год обучения

-


5

1


12

1


17





5. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Количество

Назначение, описание

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Стандарт основного общего образования по предмету

1


1.2

И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013.)


1

В сборник включена программа И.Г.Сухина «Шахматы – школе» начального общего образования, разработанная на основе шахматно - задачной технологии развития

способности действовать “в уме” в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

1.3

Рабочая программа по учебному предмету


1

Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 1-х классов общеобразовательной четырёхлетней начальной школы, разработана и составлена в соответствии с ФГОС второго поколения для УМК « Шахматы – школе И.Г.Сухина»

1.4

Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2014.


60





Учебник соответствует требованиям ФГОС к освоению интегрированного курса «Шахматы» в начальной школе, учитывает возрастные и индивидуальные особенности младших школьников и построен на основе шахматно – задачной технологии И.Г.Сухина, жестко сориентированной на развитие способности действовать “в уме”.

1.5

Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2014.

1

Предлагаемые методические рекомендации предназначены для работы по учебнику «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях.» (автор И.Г.Сухин), который реализует требования ФГОС НОО.

1.6

Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Рабочая тетрадь - Обнинск: Духовное возрождение, 2013

1

Рабочая тетрадь входит в учебно-методический комплект «Шахматы - школе» (1-й год обучения) и предназначена для самостоятельной работы обучающихся.


2.

Демонстрационные учебные пособия



2.1

Демонстрационная магнитная доска с фигурами

1

Настенная доска предназначена для демонстрации учебного материала и учебно – иллюстративных партий

2.2

Презентации и видеофильмы, соответствующие тематике программы

2

Шахматная сказка «Котята – хвастунишки»

Сказка о шахматной доске «Лена и Ален»

2.3

Игральные доски с наборами шахматных фигур

15

Игральные наборы предназначены для решения позиционных композиций, обучения ориентации на плоскости, игре в парах, проведению соревнований

2.4

Шахматные часы

8

Часы предназначены для обучения и контроля времени игры на соревнованиях

3

Экранно-звуковые пособия



3.1

Обучающие CD - диски

3

- Специализированный программый комплекс «Шахматное образование»

- Динозавры учат шахматам

- Шахматная школа

4

Технические средства обучения



4.1

Компьютер

1

Компьютер предназначен для демонстрации видеоуроков и решения шахматных композиций группой и индивидуально.



Литература

  1. Сухин И.Г. Учебный предмет «Шахматы» в школе как инструмент развития мышления. – Германия: LAP Lambert Academic Publishing. 2012/.-280c/

  2. Фесенко Т.К. Учебная дисциплина «Шахматы» в начальной школе». Научно – практическое обоснование проекта – концепции. - Обнинск: Учебно – методическое объединение «Духовное возрождение», 2013 г.

  3. Акишина В.В. ФГТ, ФГОС и шахматы // Материалы Международной научно-практической конференции "Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования". Ханты-Мансийск, 10–13 июня 2013 г.: Сборник тезисов докладов / Составители: И. Г. Сухин, Г. В. Ковалева; научный редактор И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 416 с. ISBN 978-594198-080-2. “Chess Education – an Important Resource of the World System of Education”. International Research Conference Materials, Khanty-Mansiysk, 10–13 June 2013: A Collection of Abstracts / Compiled by: I. G. Sukhin, G. V. Kovaleva; scientific editor I. G. Sukhin. – Obninsk: Dukhovnoye Vozrozhdeniye, 2013. – 416 p. 


  1. Акишина В.В. Шахматы как средство интеллектуального развития младших школьников // «Российский и международный опыт и перспективы работы с одарёнными детьми»: материалы Всероссийской научно-практической конференции / (редкол.: В.А. Егорова к.ф.-м.н. Ю.И. Семенов М.М. Черосов д.п.н.) – Якутск: Ленский край, 2014. – 334 с.


  1. Акишина В.В. Федеральный курс "Шахматы - школе" в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности // Материалы Международной научно-практической конференции “Кадровый потенциал Зауралья: вектор развития”, 02 июня 2015 г.: материалы секции “Интеллектуал Зауралья” (шахматный всеобуч)" / ГАОУ ДПО “Институт развития образования и социальных технологий”/(редкол.: А.В.Шатных к.п.н., доцент. И.Г.Сухин к.п.н. Н.С.Лапханова к.п.н., доцент. В.А. Воробьева) – Курган, 2015. – 156 с.

Приложение 1

Календарно – тематический план


Наименование темы программы



Кол-во часов на тему

№ занятия, дата

проведе-ния

Наименование темы занятия

Вид занятия, форма

Материально-техническое оснащение, дидактическое обеспечение

Форма контроля

Домашнее задание


1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА.







2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР



3. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР
















































1






1









9





№ 1

I полугодие

Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ.



Чтение и инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Компьютерные игры и упражнения.

Демонстрационная доска, шахматы, компьютеры, учебники “Шахматы, Первый год”


Штриховка горизонта-лей на шаблонах.

Расстанов-ка пешек на вертикалях

Задания в рабочей тетради “Шахматы, 1-й год” стр.3




№ 2









№ 3







№ 4






№ 5





№ 6








№ 7






№ 8











№ 9




№ 10



№ 11

ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение (начальная позиция); правило «ферзь любит свой цвет»


ЛАДЬЯ. СЛОН. Ход ладьи, слона. Взятие. ЛАДЬЯ ПРОТИВ СЛОНА. Термин «стоять под боем». Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения.


ФЕРЗЬ. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя.


ФЕРЗЬ ПРОТИВ ЛАДЬИ И СЛОНА

Ферзь против ладьи и слона, сложные положения.


КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. КОНЬ. Конь против коня. Два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух.


КОНЬ ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, СЛОНА. Компьютерные игры и упражнения.



ПЕШКА. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.



II полугодие



ПЕШКА ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ,

КОНЯ.


КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие


КОРОЛЬ ПРОТИВ ДРУГИХ ФИГУР.



Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Секретная фигура», «Что общего?». Компьютерные игры и упражнения.



Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».


Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»,


«Игра на уничтожение». «Ограничение подвижности». Компьютерные игры и упражнения.


Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин». Компьютерные игры и упражнения



Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»

Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин»







Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение».

Игра «Кратчайший путь».


Компьютерные игры и упражнения


Демонстрационная доска, шахматы, компьютеры, учебники “Шахматы, Первый год”



Демонстрационная доска, шахматы, компьютеры, учебники “Шахматы, Первый год”




----------






----------




Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «рабочая тетрадь «Шахматы, 1 год, 1 часть», «Мяч».



Компьютерные игры и упражнения




Демонстрационная доска, шахматы, компьютеры, учебники “Шахматы, Первый год”, рабочая тетрадь «Шахматы, 1 год, 2 часть»




Учебники “Шахматы, Первый год, 2 часть”




----------


----------



Задания в рабочей тетради “Шахматы, 1-й год” стр.5 -6



Задания в рабочей тетради “Шахматы, 1-й год” стр. 9-10


Задания в рабочей тетради “Шахматы, 1-й год” стр. 13


Учебник “Шахматы, Первый год”

Ст.56-59



Компьютер

ные игры и упражнения.






Учебник “Шахматы, Первый год”

Ст.72-75





Учебник “Шахматы, Первый год, II ч.”

Ст.5-9







Учебник “Шахматы, Первый год”

Ст.14


Учебник “Шахматы, Первый год”

Ст. 19-21

----ст.23


Задания в рабочей тетради “Шахматы, 1-й год” стр.7-8



Задания в рабочей тетради “Шахматы, 1-й год” стр. 11


Учебник “Шахматы, Первый год”

Ст.52-53


Учебник “Шахматы, Первый год”

Ст.60-61



Учебник “Шахматы, Первый год”

Ст.64-65





Учебник “Шахматы, Первый год”

Ст. 77



Учебник “Шахматы, Первый год, II ч.””

Ст. 11-12








Учебник “Шахматы, Первый год”

Ст. 15-16


Учебник “Шахматы, Первый год” Ст. 22


4. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ




3




№ 12





№13






№ 14







ШАХ. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах.



MAT. Цель игры. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур.

НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. РОКИРОВКА. Правила рокировки. Длинная и короткая рокировка


Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах».





Практическая работа

Компьютерные игры и упражнения на мат в один ход




Дидактическое задание «Рокировка». Компьютерные игры и упражнения



Учебники “Шахматы, Первый год, 2часть”





Демонстрационная доска, шахматы, компьютеры, учебники “Шахматы, Первый год” рабочая тетрадь «Шахматы, 1 год, 2 часть»



-----



Учебник “Шахматы, Первый год, II ч.”

Ст.29-32





Учебник “Шахматы, Первый год, II ч.”

Ст.46-50


Учебник “Шахматы, Первый год, II ч.”

Ст.65-66



Задания в рабочей тетради “Шахматы, 1-й год, 2ч.” стр. 23




Учебник “Шахматы, Первый год, II ч.”

Ст.51-53


Учебник “Шахматы, Первый год, II ч.”

Ст.67



5. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ



6. ПОВТОРЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА




2





1


№15



№ 16



№17

ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Игра всеми фигурами из начального положения.

ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.

Турнир среди учащихся 1-х классов

Игра всеми фигурами



Демонстрация коротких партий



___

Демонстрационная доска, шахматы, рабочая тетрадь «Шахматы, 1 год, 2»


_____



_____

Задания в рабочей тетради “Шахматы, 1-й год” стр. 23



___

Задания в рабочей тетради “Шахматы, 1-й год” стр. 24



____




12