НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Салымская средняя общеобразовательная школа № 1»
Приложение к основной образовательной программе начального общего образования утверждённой приказом № 610-0 от 30.08.2022 г.
Программа курса
внеурочной деятельности
духовно-нравственной направленности
«Разговоры о важном»
Автор-составитель:
Власенко Валентина Ивановна,
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
Рассчитана на детей 8-9 лет
Срок реализации программы: 1 год
с. п. Салым
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
основной образовательной программы
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Основными задачи:
- воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;
- совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;
- развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
- формирование культуры поведения в информационной среде.
Учебный курс предназначен для обучающихся 6-х классов, рассчитан на 1 час в неделю - 34 часа 1 класс в год.
Содержание курса внеурочной деятельности
Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:
День знаний
Наша страна – Россия
165-летие со дня рождения К. Э. Циолковского
День пожилых людей
День учителя
День отца
День музыки
Россия - мировой лидер атомной отрасли
День народного единства
Мы разные, мы вместе
День матери
Символы России: Государственный гимн, герб, флаг
День добровольца
День Героев Отечества
День Конституции
Рождество
Новый год. Семейные праздники и мечты
Цифровая безопасность и гигиена школьника
День снятия блокады Ленинграда
Великие люди России: К. С. Станиславский
День российской науки
Россия и мир
День защитника Отечества (День Армии)
Забота о каждом
Международный женский день
День воссоединения Крыма с Россией
Всемирный день театра
День космонавтики. Мы – первые
Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками
День Земли
День труда
День Победы. Бессмертный полк
День детских общественных организаций
Про счастье
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- становление ценностного отношения к своей Родине – России;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- уважение к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
- бережное отношение к природе;
- неприятие действий, приносящих вред природе.
Метапредметные результаты
1) базовые логические действия:
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, - родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете;
- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументировано высказывать свое мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
Сформировано представление:
- о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
- символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
- народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
- религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
- возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
- нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
- влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
- важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- активной роли человека в природе.
Сформировано ценностное отношение:
- к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
- семье и семейным традициям;
- учебе, труду и творчеству;
- своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- природе и всем формам жизни.
Сформирован интерес:
- к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
- общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
- государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
- природе, природным явлениям и формам жизни;
- художественному творчеству.
Сформированы умения:
- устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
- распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата по плану | Дата по факту | Раздел программы, тема | Всего часов | Количество часов |
теория | практика |
1 четверть – 8 ч |
1 | 05.09 | | День знаний | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | 12.09 | | Наша страна – Россия | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | 19.09 | | 165-летие со дня рождения К. Э. Циолковского | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | 26.09 | | День пожилых людей | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | 03.10 | | День учителя | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | 10.10 | | День отца | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | 17.10 | | День музыки | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | 24.10 | | Россия - мировой лидер атомной отрасли | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 четверть – 8 ч |
9 | 07.11 | | День народного единства | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | 14.11 | | Мы разные, мы вместе | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | 21.11 | | День матери | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | 28.11 | | Символы России: Государственный гимн, герб, флаг | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | 05.12 | | День добровольца | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | 12.12 | | День Героев Отечества | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | 19.12 | | День Конституции | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | 26.12 | | Новый год. Семейные праздники и мечты | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 четверть – 11 ч |
17 | 09.01 | | Рождество | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | 16.01 | | Цифровая безопасность и гигиена школьника | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | 23.01 | | День снятия блокады Ленинграда | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | 30.01 | | Великие люди России: К. С. Станиславский | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | 06.02 | | День российской науки | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | 13.02 | | Россия и мир | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | 20.02 | | День защитника Отечества (День Армии) | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | 27.02 | | Забота о каждом | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | 06.03 | | Международный женский день | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | 13.03 | | День воссоединения Крыма с Россией | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | 20.03 | | Всемирный день театра | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 четверть – 7 ч |
28 | 03.04 | | День космонавтики. Мы – первые | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | 10.04 | | Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | 17.04 | | День Земли | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | 24.04 | | День труда | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | 08.05 | | День Победы. Бессмертный полк | 1 | 0,5 | 0,5 |
33 | 15.05 | | День детских общественных организаций | 1 | 0,5 | 0,5 |
34 | 22.05 | | Про счастье | 1 | 0,5 | 0,5 |
Материально-техническое обеспечение программы
Оборудование
Ноутбук, проектор, экран.
Альбомы, ватманы, акварельные и гуашевые краски, кисти, восковые мелки, поролон, свечи, печатки из разных материалов, трафареты, трубочки, нитки, зубные щетки, иголки, песок, клей, цветные нитки, наждачная бумага.