Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программой начального общего образования.
Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у учащихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений ф семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем. Которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности предназначена для реализации с 1 по 4 классы и рассчитана на 33 часа в 1 классе и по 34 часа во 2-4 классах.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей обучающихся начальной школы для занятий используются сюжеты художественных и научно-познавательных текстов.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты изучения курса:
осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
осознавать личную ответственность за свои поступки;
уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям;
использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
проявлять познавательную и творческую инициативу;
принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане;
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка;
адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
Читательская грамотность | Математическая грамотность | Естественнонаучная грамотность | Финансовая грамотность |
Способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них. Способность различать тексты различных жанров и типов. Умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах. Умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов. Умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной задачей. | Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Способность проводить математические рассуждения. Способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. | Способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов. Способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. | Понимание и правильное использование экономических терминов. Представление о банковских картах. Умение правильно обращаться с поврежденными деньгами. Представление о различных банковских услугах. Проведение элементарных финансовых расчётов. |
Оценка достижений планируемых результатов
Обучение функциональной грамотности ведётся на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятии: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.
Содержание программы
1 класс
Модуль «Читательская грамотность» (8 ч)Анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Модуль «Математическая грамотность» (8 ч)Счёт предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятков, задания на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Модуль «Естественнонаучная грамотность»(9 ч)Наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком. Зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов. Отражение.
Модуль «Финансовая грамотность» (8 ч) деньги, финансы, покупка, товар,обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
2 класс
Модуль «Читательская грамотность» (8ч)Понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Модуль «Математическая грамотность» (8ч)Нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм. Календарь. Логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Модуль «Естественнонаучная грамотность» (9 ч)Наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землёй, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Название частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.
Модуль «Финансовая грамотность» (8 ч)Деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады. Банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Обобщающий урок (1 ч)
3 класс
Модуль «Читательская грамотность» (8 ч)Научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Модуль «Естественнонаучная грамотность» (7 ч)Особенности жизнедеятельности дождевых червей; кальций и его роль в организме человека; дрожжи; виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Модуль «Математическая грамотность» (8 ч) Нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
Модуль «Финансовая грамотность» (8 ч)Бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Проверь себя (1 ч) Ориентировка в понятиях, изученных в первом полугодии (читательская грамотность и естественнонаучная грамотность).
4 класс
Модуль «Читательская грамотность» (занятия 1-8)Научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Модуль «Естественнонаучная грамотность» (занятия 9-16) Томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее/однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.
Модуль «Математическая грамотность» (занятия 26-33) Нахождение значений математических выражений в пределах 1000000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.
Модуль «Финансовая грамотность» (занятия 18-25)потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Классы | Модули | Количество часов |
Всего часов | Теория | Практика |
1 | Модуль «Читательская грамотность» Модуль «Математическая грамотность» Модуль «Естественнонаучная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Итого: | 8 8 9 8 33 | 2 2 3 2 9 | 6 6 6 6 24 |
2 | Модуль «Читательская грамотность» Модуль «Математическая грамотность» Модуль «Естественнонаучная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Обобщающий урок Итого: | 8 8 9 8 1 34 | 2 2 2 3 9 | 6 6 7 5 1 25 |
3 | Модуль «Читательская грамотность» Модуль «Математическая грамотность» Модуль «Естественнонаучная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Обобщающий урок Итого: | 8 8 8 8 2 34 | 2 2 2 3 9 | 6 6 6 5 2 25 |
4 | Модуль «Читательская грамотность» Модуль «Математическая грамотность» Модуль «Естественнонаучная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Творческие задания Итого: | 8 8 8 8 2 34 | 2 2 2 2 8 | 6 6 6 6 2 26 |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание | Дата проведения |
Модуль «Читательская грамотность» |
1. | В. Бианки «Лис и мышонок» | 1 | Содержание сказки. Качество: осторожность, предусмотрительность. | |
2. | Русская народная сказка «Мороз и заяц» | 1 | Содержание сказки. Качество: выносливость, упорство. | |
3. | В. Сутеев «Живые грибы» | 1 | Содержание сказки. Качество: трудолюбие. | |
4. | Г. Цыферов «Петушок и солнышко» | 1 | Содержание сказки. Качество: вежливость, умение признавать свои ошибки. | |
5. | М. Пляцковский «Урок дружбы» | 1 | Содержание сказки. Дружба, жадность. | |
6. | Грузинская сказка «Лев и заяц» | 1 | Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. | |
7. | Русская народная сказка «Как лиса училась летать» | 1 | Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. | |
8. | Е. Пермяк «Четыре брата» | 1 | Содержание сказки. Семейные ценности. | |
Модуль «Математическая грамотность» |
9. | Про курочку Рябу, золотые и простые яйца | 1 | Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Многоугольники. | |
10. | Про козу, козлят и капусту | 1 | Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Ломаная. | |
11. | Про петушка и жерновцы | 1 | Состав числа 9. Анализ данных и ответы на вопросы. | |
12. | Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки | 1 | Разложение числа 10 на два и три слагаемых. | |
13. | Про наливные яблочки | 1 | Увеличение числа на несколько единиц, сложение и вычитание в пределах 20. | |
14. | Про Машу и трёх медведей | 1 | Состав чисел 9,10,11. Задачи на нахождение суммы. | |
15. | Про старика, старуху, волка и лисичку | 1 | Задачи на нахождение части. Состав числа 12. | |
16. | Про медведя, лису и мишкин мёд | 1 | Задачи на нахождение суммы. Состав чисел второго десятка. | |
Модуль «Финансовая грамотность» |
17. | За покупками | 1 | Цена, товар, спрос. | |
18. | Находчивый Колобок | 1 | Деньги, цена, услуги, товар. | |
19. | День рождения Мухи-Цокотухи | 1 | Цена, стоимость, сдача, сбережения. | |
20. | Буратино и карманные деньги | 1 | Карманные деньги, необходимые покупки, желаемая покупка. | |
21. | Кот Василий продаёт молоко | 1 | Реклама. | |
22. | Лесной банк | 1 | Банк, финансы, банковские услуги, работники банка. | |
23. | Как мужик и медведь прибыль делили | 1 | Мошенник, сделка, доход, выручка, прибыль, продажа оптом. | |
24. | Как мужик золото менял | 1 | Услуга, равноценный обмен, бартер. | |
Модуль «Естественнонаучная грамотность» |
25. | Как Иванушка хотел попить водицы | 1 | Вода, свойства воды. | |
26. | Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик | 1 | Воздушный шарик, воздух. | |
27. | Про репку и другие корнеплоды | 1 | Корнеплоды. | |
28. | Плывёт, плывёт кораблик | 1 | Плавучесть предметов. | |
29. | Про Снегурочку и превращения воды | 1 | Три состояния воды. | |
30. | Как делили апельсин | 1 | Апельсин, плавучесть, эфирные масла из апельсина. | |
31. | Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду | 1 | Зеркало, отражение, калейдоскоп. | |
32. | Иванова соль | 1 | Соль, свойства соли. | |
33. | В. Сутеев «Яблоко» | 1 | Яблоко. | |
2 класс |
Модуль «Читательская грамотность» |
1. | М. Пришвин «Беличья память» | 1 | Различия научно-познавательного и художественного текстов | |
5. | И. Соколов-Микитов «В берлоге» | 1 | Содержание рассказа. Отличия художественного, научно-познавательного и газетного стилей. | |
9. | Л. Толстой «Зайцы» | 1 | Содержание рассказа. Сравнение научно-познавательного и художественного текстов. | |
13. | Н. Сладков «Весёлая игра» | 1 | Содержание рассказа. | |
17. | Обыкновенные кроты | 1 | Содержание научно-познавательного текста. | |
21. | Э. Шим «Тяжкий труд» | 1 | Содержание художественного текста. | |
25. | Полевой хомяк | 1 | Содержание научно-познавательного текста. | |
29. | Про бобров | 1 | Содержание текста. Текст-описание. | |
Модуль «Математическая грамотность» |
2. | Про беличьи запасы. | 1 | Сложение одинаковых слагаемых, решение задач. | |
6. | Медвежье потомство. | 1 | Столбчатая диаграмма, таблицы, логические задачи. | |
10. | Про зайчат и зайчиху. | 1 | Единицы измерения времени: сутки, часы. Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма. | |
14. | Лисьи забавы. | 1 | Решение логических задач с помощью таблицы; столбчатая диаграмма, чертёж. | |
18. | Про крота. | 1 | Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма. | |
22. | Про ежа. | 1 | Решение выражений, столбчатая и круговая диаграмма, названия месяцев. | |
26. | Про полевого хомяка. | 1 | Решение выражений, столбчатая и круговая диаграммы, именованные числа, четырёхугольники. | |
30. | Бобры-строители. | 1 | Диаметр, длина окружности, решение практических задач. | |
Модуль «Естественнонаучная грамотность» |
4. | Про белочку и погоду. | 1 | Наблюдения за погодой. | |
8. | Лесные сладкоежки. | 1 | Медонос, настоящий и искусственный мёд. | |
12. | Про зайчишку и овощи. | 1 | Морковь, огурец, помидор, свёкла, капуста. | |
16. | Лисьи норы. | 1 | Устройство лисьей норы, свойства лесной земли, песка и глины, состав почвы. | |
20. | Корень – часть растения. | 1 | Корень. Виды корневых систем. Видоизменённые корни. | |
24. | Занимательные особенности яблока. | 1 | Яблоко, свойства яблока. | |
28. | Про хомяка и его запасы. | 1 | Горох, свойства прорастания гороха. | |
32. | Материал для плотин. | 1 | Строение древесины дерева, определение возраста дерева. | |
33. | Позвоночные животные. | 1 | Рыбы, птицы, рептилии, амфибии, млекопитающие. | |
Модуль «Финансовая грамотность» |
3. | Беличьи деньги. | 1 | Бумажные и металлические деньги. Рубль, копейка. | |
7. | Повреждённые и фальшивые деньги. | 1 | Наличные деньги, средства защиты бумажных денег, повреждённые деньги. | |
11. | Банковская карта. | 1 | Банковская карта. | |
15. | Безопасность денег на банковской карте. | 1 | Правила безопасности при использовании банковских карт. | |
19. | Про кредиты. | 1 | Кредит. Ипотечный кредит. Автокредит. Кредит наличными. | |
23. | Про вклады. | 1 | Вклад, вкладчик, срочный вклад, вклад до востребования. | |
27. | Ловушки для денег. | 1 | Доходы, расходы, прибыль, дефицит, профицит. | |
31. | Такие разные деньги. | 1 | Валюта. Курс для обмена валюты, деньги разных стран. | |
Обобщающий урок |
34. | Встреча друзей. | 1 | Обобщение знаний по финансовой и математической грамотности. | |
3 класс
№п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание | Дата проведения |
Модуль «Читательская грамотность» |
1. | Про дождевого червя. | 1 | Тип текста. Содержание научно-познавательного текста. | |
3. | Кальций. | 1 | Содержание научно-познавательного текста. | |
5. | Сколько весит облако? | 1 | Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста. | |
7. | Хлеб – всему голова. | 1 | Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста. | |
9. | Про мел. | 1 | Главная мысль текста. Содержание текста. | |
11. | Про мыло. | 1 | Содержание научно-познавательного текста. | |
13. | История свечи. | 1 | Содержание научно-познавательного текста. | |
15. | Магнит. | 1 | Содержание научно-познавательного текста. | |
Модуль «Естественнонаучная грамотность» |
2. | Дождевые черви. | 1 | Дождевые черви. | |
4. | Полезный кальций. | 1 | Кальций. | |
6. | Про облака. | 1 | Облака. | |
8. | Про хлеб и дрожжи. | 1 | Дрожжи. Хлеб. | |
10. | Интересное вещество – мел. | 1 | Мел. | |
12. | Чем интересно мыло и как оно «работает». | 1 | Мыло. | |
14. | Про свечи. | 1 | Свеча. | |
16. | Волшебный магнит. | 1 | Магнит. | |
Модуль «Математическая грамотность» |
19. | Расходы и доходы бюджета. | 1 | Сравнение доходов и расходов. Дефицит и профицит. | |
21. | Планируем семейный бюджет. | 1 | Доходы и расходы в семейном бюджете. | |
23. | Подсчитываем семейный доход. | 1 | Семейный доход в таблице, на диаграмме. | |
25. | Пенсии и пособия. | 1 | Прожиточный минимум, минимальная пенсия, пособия. | |
27. | Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. | 1 | Налог на выигрыш, доход от выигрыша в лотерею. | |
29. | Подсчитываем расходы. | 1 | Обязательные и непредвиденные расходы. | |
31. | Расходы на обязательные платежи. | 1 | Обязательные платежи. | |
33. | Подсчитываем сэкономленные деньги. | 1 | Экономия семейного бюджета. | |
34. | | | | |
Модуль «Финансовая грамотность» |
18. | Что такое «бюджет»? | 1 | Федеральный бюджет, уровни бюджете, дефицит, профицит. | |
20. | Семейный бюджет. | 1 | Семейный бюджет, доходы и расходы. | |
22. | Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. | 1 | Понятие заработной платы, виды зарплаты. | |
24. | Откуда в семье берутся деньги? Пенсии и социальные пособия. | 1 | Пенсия, досрочная пенсия, пособия для разных категорий граждан. | |
26. | Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш. | 1 | Наследство, вклад, выигрыш. | |
28. | На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. | 1 | Классификация расходов по различным основаниям. | |
30. | На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. | 1 | Виды обязательных платежей. | |
32. | Как сэкономить семейные деньги? | 1 | Экономия семейного бюджета. | |
Обобщающий урок |
17. | Проверь себя. | 1 | Материал, изученный в первом полугодии. | |
34. | Проверь себя. | 1 | Материал, изученный во втором полугодии. | |
4 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание | Дата проведения |
Модуль «Читательская грамотность» |
1. | Старинная женская одежда | 1 | Содержание научно-познавательного текста. | |
2. | Старинные женские головные уборы | 1 | Содержание научно-познавательного текста. | |
3. | Старинная мужская одежда и головные уборы | 1 | Содержание научно-познавательного текста. | |
4. | Жилище крестьянской семьи на Руси | 1 | Содержание научно-познавательного текста. | |
5-6. | Внутренне убранство и предметы обихода русской избы | 2 | Содержание научно-познавательного текста. | |
7. | История посуды на Руси. | 1 | Содержание научно-познавательного текста. | |
8. | Какие деньги были раньше в России | 1 | Содержание научно-познавательного текста. | |
Модуль «Математическая грамотность» |
26. | В бассейне | 1 | Расписание занятия, выгодная покупка. | |
27-28. | Делаем ремонт | 1 | Смена ремонта, расчёт стоимости строительных материалов. | |
29. | Праздничный торт | 1 | Рецепт торта, задачи на тройку величин «цена, количество, стоимость». | |
30. | Обустраиваем участок | 1 | Расходы на обустройство участка, площадь и периметр. | |
31-32. | Поход в кино | 1 | Расходы на поход в кино. | |
33. | Отправляемся в путешествие | 2 | Расходы на путешествие. | |
Модуль «Естественнонаучная грамотность» |
9. | Томат | 1 | Томат. | |
10. | Болгарский перец | 1 | Болгарский перец. | |
11. | Картофель | 1 | Картофель. | |
12. | Баклажан. Семейство Паслёновые | 1 | Баклажан. | |
13. | Лук | 1 | Лук. | |
14. | Капуста | 1 | Капуста. | |
15. | Горох | 1 | Горох. | |
16. | Грибы | 1 | Грибы. | |
Модуль «Финансовая грамотность» |
18-19. | Потребительская корзина | 2 | Состав потребительской корзины. | |
20. | Прожиточный минимум | 1 | Назначение прожиточного минимума. | |
21. | Инфляция | 1 | Инфляция. | |
22-23. | Распродажи, скидки, бонусы | 2 | Акции, распродажа, скидки, бонусы, кешбэк. | |
24. | Благотворительность | 1 | Благотворительность. | |
|
25. | Страхование | 1 | Виды страхования. | |
Творческие задания |
17. | Творческая работа | 1 | По выбору | |
34. | Составляем словарик по финансовой грамотности | 1 | Понятия по финансовой грамотности, изученные в 1-4 классах. | |
Список используемой литературы
1. Активные методы обучения. Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru.
2. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа «Школа 2100», Педагогика здравого смысла / Сборник материалов / Под научной редакцией А.А.Леонтьева. – М.: «Баласс», Издательский Дом РАО
3. Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф.Виноградовой М.: Российский учебник: Вентана-Граф. 2018. 288 с.
4. Е. В. Рой. Формирование функциональной грамотности у обучающихся.
Интернет – ресурсы
Формирование функциональной грамотности учащихся – залог их счастливого будущего- http://www.altynsarin.kostanay.gov.kz/ru