РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
Кружок «Юный мультипликатор»
для 5-7 класса
Составила:
Пенькова Я.В.
2022г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Студия Золотая рыбка» имеет общекультурную, проектную направленность и направленность технического творчества. Разработана на основе книг: Л.И. Курдюковой «Мультфильм руками детей» и Д.В. Велинского "Технология процесса производства мультфильмов в технике перекладки"
Курс носит практико-ориентированный характер и направлен на овладение учащимися технологий создания мультипликации, развитие их индивидуальных творческих способностей.
Наблюдения показывают, что дети всегда стремятся к познанию, к новому и интересному. Им хочется пробовать себя в самых различных направлениях и достигать высот здесь и сейчас. Поэтому создание мультиков – творческий и увлекательный процесс, развивающий мышление и воображение, мелкую моторику, усидчивость, терпение, расширяющий кругозор ребёнка в контексте современных технологий и повышающий коммуникативные навыки, развивает речь, внимательность, логику, ответственность, умение общаться в команде, - помогут детям реализовать свои творческие идеи и замыслы.
Деятельность данного курса основана на самостоятельной деятельности школьников. Составлена для детей 11-14 лет. Дети получат возможность освоить набор компетенций по технологии создания мультфильмов и воплотить в жизнь собственные интересные идеи в форме проектной деятельности в разновозрастной команде от 4 до 6 человек. Обучающиеся, освоив курс мультипликации, смогут провести тематические мастер-классы для своих младших товарищей, одноклассников, родителей, где смогут не только продемонстрировать свои умения создавать мультфильмы, но и научить других.
Рабочая программа курса рассчитана на 35 часов в год. Периодичность занятий - 1 часа в неделю.
Реализация программы возможна как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников разновозрастной группы (11-14 лет).
Итогом работы кружка является мультипликационный фильм, открытка или рекламный ролик.
Цель программы: формирование культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка через приобщение к миру мультипликации, приобретение навыков проектной деятельности; развитие инновационных форм и методов работы с обучающимися.
Задачи:
сформировать у обучающихся представление о мультипликации как виде искусства;
познакомить с различными техниками анимации, с технологией создания анимационных роликов в технике перекладки;
создать условия для творческой самореализации личности подростка.
научить навыкам работы с современной цифровой техникой, используемой для съёмки и монтажа видеоматериалов, а также с программным обеспечением для их редактирования;
формировать связную устную речь; путём составления плана текста, сочинения устных и письменных текстов по предложенному картинному плану с использованием видеоредактора;
развивать умение работать в команде, коммуникативные навыки, творческие способности учащихся;
способствовать приобретению навыков проектной, поисково-исследовательской деятельности;
развивать любознательность и способность принимать решения, опираясь на свои знания и умения;
создавать ситуации для совместной проектной деятельности участников образовательных отношений (обучающихся, педагогов, родителей);
формировать потребности у учащихся к самостоятельному интеллектуальному творческому труду, проявлению инициативы.
Формы работы – теоретические, практические, индивидуальные и групповые занятия. Каждое занятие начинается с постановки задачи - характеристики образовательного продукта, который предстоит создать учащимся.
Основным методом занятий на данном курсе является метод проектов. Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения практической работы с бумагой, пластилином и различными материалами, на компьютере, видео и фотосъёмки.
Формы проведения занятий:
· предварительные просмотры фильмов;
· групповые занятия;
· практикумы;
· творческие проекты;
· круглые столы;
· работа мастер-классов для юных мультипликаторов;
· съёмки мультфильмов;
· ролевые игры;
· деловые игры;
· Аквариум (групповая дискуссия);
· Практическая работа на компьютере.
Межпредметные связи: киноискусство, информатика, литература, русский язык, технология, изобразительное искусство, музыкальное искусство, ораторское искусство. (если мультфильм создаётся с историческим сюжетом – связь с историей; если о земле – с географией; о жизни растений и животных – с биологией; о человеческих взаимоотношениях – с психологией и социологией и др.).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные: у обучающегося будут сформированы: широкая мотивационная основа творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в создании мультфильма; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; получит возможность для формирования выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения и адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: обучающийся научится принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации в сотрудничестве с учителем; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Коммуникативные: обучающийся научится договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умению договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; получит возможность научиться учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.
Познавательные: обучающийся научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,
освоит навыки неписьменного повествования языком компьютерной анимации и мультипликации; получит возможность научиться осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.
Предметные: обучающийся научится осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел мультфильма, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт; определять последовательность выполнения действий; приобретёт навыки создания анимационных объектов в подходящей для младшего школьного возраста компьютерной программе; создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин, по серии иллюстраций к произведению; создавать видеоцепочки как сообщение в сочетании с собственной речью; приобретёт навыки покадровой съёмки и монтажа кадров с заданной длительностью, освоит операции редактирования видеоряда: разделение видеофрагмента, удаление видеофрагмента, наложение титров, спецэффектов, голосового и музыкального сопровождения; получит возможность научиться создавать иллюстрации, диафильмы и видеоролики по содержанию произведения.
Описание места курса в плане внеурочной деятельности
Представленная программа изучается в рамках реализации Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «ООШ №26 им А.С. Пушкина, организационного третьего раздела «План внеурочной деятельности» и программы воспитания обучающихся.
Курс будет реализован в 2022/2023 учебном году.
Программа мультстудии «Золотая рыбка» ориентирована на реализацию духовно-нравственного направления внеурочной деятельности.
Программа четырехгодичного курса для обучающихся 5-6 классов составлена из по 34 часа ежегодно. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Длительность занятия составляет 40 минут. В учебное объединение принимаются все желающие. Группа формируется до 15 человек.
Содержание курса внеурочной деятельности
Вводный модуль
Знакомство с мультипликацией и процессом создания мультфильмов (1 ч.)
Просмотр фильма об истории мультипликации
Вводная беседа о создании мультфильмов (История создания мультфильмов. Первые мультипликаторы и их работы). Игра «Тауматроп»: практическая работа по изготовлению игрушки. аквариум (групповая дискуссия). Обсуждение.
Дидактические формы: виртуальная экскурсия с использованием презентации и видеоурока «В мире мультипликации», просмотр мультфильма, игра, беседа.
Межпредметные связи: киноискусство, информатика, технология.
Работа над идеей, темой, сценарием мультфильма (2 ч.)
Аквариум (групповая дискуссия) Групповая творческая работа: распределяют роли, виды работ, создают (разрабатывают) сюжет анимации для своих «живых героев» (предметов). Обсуждают результаты, планируют, корректируют, участвуют в мозговом штурме, работают на компьютере. Дидактические формы: групповая дискуссия, групповая работа, мозговой штурм, практикум.
Межпредметные связи: киноискусство, информатика, литература, русский язык.
Изучение разных техник мультипликации. Техника StopMotion. Знакомство с приложением для создания мультипликации Pro (1 ч.)
Изучение разных техник мультипликации. Классификация мультфильмов по технологическому процессу (пластилиновая, песочная, рисованная, перекладная, кукольная, компьютерная)).
Знакомство с техникой покадровой анимации StopMotion и программой для съёмки – мобильным приложением - Stop Motion Studio Pro.
Дидактические формы: видеолекция, групповая работа, практикум. Межпредметные связи: киноискусство, информатика, технология.
Раскадровка. Как и для чего её делать. (1 ч.)
Знакомство с понятием «раскадровка», её особенностями и назначением. Групповой практикум - работа над раскадровкой: творческая работа по прорисовке особенностей каждого кадра: крупные планы, передний план, задний план
Дидактические формы: видеолекция, групповая работа, практикум, творческие упражнения.
Межпредметные связи: киноискусство, информатика, технология, изобразительное искусство, литература.
Создание декораций, фонов и персонажей (2 ч.)
Групповая творческая работа по созданию образов героев и декораций в разных техниках исполнения по сюжету (рисуют, лепят, вырезают и др.). Творческое домашнее задание: придумать героя мультфильма, создать его прототип.
Дидактические формы: индивидуальная и групповая работа, практикум, творческие упражнения.
Межпредметные связи: киноискусство, информатика, технология, изобразительное искусство.
Как создать мультстанок своими руками (1 ч.)
Групповая работа по изготовлению различных видов мультстанков: для перекладной анимации, для объёмной анимации, используя коробки из пенопласта и картона, табурет, стальную полку и др.
Дидактические формы: групповая работа, практическая работа. Межпредметные связи: киноискусство, информатика, технология.
Процесс анимирования мультфильма. Как оживить героев. Съёмка анимации приложением Stop Motion Studio Pro. (2 ч.)
Ролевая игра «Движение куклы». Практикум в группах: решение проблемной ситуации – оживление различных предметов с помощью кадрирования. Овладение съёмочной камерой Творческая работа: покадровая съемка объектов с движениями на мобильное приложение Stop Motion Studio Pro., в соответствии со сценарием, на мультстанке.
Дидактические формы: ролевая игра, видеолекция, групповая работа, практикум, видеосъёмка.
Межпредметные связи: киноискусство, информатика, технология.
Запись озвучки. Техники и приёмы. (1 ч.)
Речевая разминка. Творческая работа в группах: озвучивают кадры (героев), наложение звукозаписи и музыкального сопровождения.
Дидактические формы: речевая разминка, групповая работа, практикум.
Межпредметные связи: киноискусство, информатика, литература, музыкальное искусство.
Монтаж мультфильма (2 ч.)
Работа над монтажом мультфильма: монтаж фотокадров по сюжету, наложение титров. Обсуждение результатов, коррекция. Сохранение фильма в видеоформате.
Дидактические формы: групповая работа, практикум. Межпредметные связи: киноискусство, информатика.
Просмотр учебных мультэтюдов (1 ч.)
Кинозал – просмотр готовых учебных проектов. Обсуждение результатов и планов по корректировке.
Мультфильм в технике перекладной анимации (
Знакомство с понятием «Перекладная анимация». Просмотр мультфильма в технике перекладки» ) (1 ч.)
Просмотр мультфильма, видеолекция «Перекладная анимация». Беседа о перекладной анимации: истории возникновения, её особенностях, технологии создания.
Дидактические формы: видеолекция, беседа, просмотр мультфильма. Межпредметные связи: киноискусство, информатика, технология, изобразительное искусство, литература.
Учебный мультэтюд «Ускорение и замедление движения». (1 ч.)
Ролевая игра «Гуси-лебеди». Наблюдение за движением крыльев. Групповая работа по созданию учебного мультэтюда «Полёт птицы», где показано ускорение (крылья опускаются вниз) и замедление движения (крылья поднимаются вверх). (Создание декораций, объектов, фонов; раскадровка, съёмка).
Дидактические формы: беседа, ролевая игра, наблюдение, групповая работа. Межпредметные связи: киноискусство, информатика, технология, изобразительное искусство, литература.
Сжатие и растяжение «Прыгающий мяч» (1 ч.)
Ролевая игра «Скачет мячик: скок да скок…». Наблюдение за движением мяча. Групповая работа по созданию учебного мультэтюда «Прыгающий мяч», где показано сжатие (мяч опускаются вниз) и растяжение движения (мяч летит вверх или вниз). (Создание декораций, объектов, фонов; раскадровка, съёмка).
Дидактические формы: беседа, ролевая игра, наблюдение, групповая работа. Межпредметные связи: киноискусство, информатика, технология, изобразительное искусство, литература.
Траектория маятника и волны. Мульэтюд «Маятник» (1 ч.)
Учебный практикум по созданию учебного мультэтюда «Маятник». Игра «Колокольчик». Наблюдение за движением колокола, когда он звонит. (Создание декораций, объектов, фонов; раскадровка, съёмка).
Дидактические формы: беседа, игра, наблюдение, групповая работа, практикум. Межпредметные связи: киноискусство, информатика, технология, изобразительное искусство.
Атмосфера кадра: движение ветра, облаков, удар молнии, дождь, снегопад. (Учебные мультэтюды) (1 ч.)
Учебный практикум по созданию учебных мультэтюдов движения облаков, капающей воды (дождя), снегопада, ветра, удара молнии. (Создание декораций, объектов, фонов; раскадровка, съёмка).
Наблюдение за природными явлениями (просмотр видеофрагментов).
Дидактические формы: практикум, наблюдение, просмотр видеофрагментов, групповая работа.
Межпредметные связи: киноискусство, информатика, технология, изобразительное искусство, литература.
Индивидуальные или групповой проекты, включающие базовые принципы анимации. (3 ч.) Создание индивидуальных и групповых творческих проектов в технике перекладной анимации : создание декораций, объектов, персонажей, фонов; раскадровка, съёмка, музыкальное оформление, монтаж).
Применение базовых принципов анимации: ускорение и замедление, сжатие и растяжение, атмосфера кадра и др.
Дидактические формы: групповой или индивидуальный проект.
Межпредметные связи: киноискусство, информатика, технология, изобразительное искусство, литература, музыкальное искусство.
Защита готовых проектов-мультфильмов. (1 ч.)
Кинозал – демонстрация и защита собственных проектов при участии обучающихся школы и родителей. Участие в интернет-конкурсах, научных конференциях, социально направленных мероприятиях школы и села.
Публикация готовых проектов в YouTube
Мультфильм в технике пластилиновой анимации
Знакомство с понятием «Пластилиновая анимация». Просмотр мультфильма в технике пластилиновой анимации – (1 ч.)
Просмотр мультфильма, видеолекция «Основы пластилиновой мультипликации», беседа об истории пластилиновой анимации. Игра «Улитка». Наблюдение за скручиванием и раскручиванием пластилиновой улитки.
Дидактические формы: видеолекция, беседа, просмотр мультфильма, игра. Межпредметные связи: киноискусство, информатика, технология, изобразительное искусство, литература.
Как работать с пластилином? Инструменты, текстуры и рельеф, смешение цветов. (2 ч.)
Знакомство с инструментами для работы с пластилином. Практическая работа по созданию пластилиновых объектов разной текстуры и формы. Смешивание основных цветов пластилина для получения различных оттенков. Учебный практикум по созданию учебного мультэтюда «Барельеф
– накрытый стол». (Создание декораций, объектов, фонов; раскадровка, съёмка, музыкальное оформление, монтаж).
Дидактические формы: беседа, наблюдение, практикум, групповая работа. Межпредметные связи: киноискусство, информатика, технология, изобразительное искусство, литература, музыкальное искусство.
Конструкции для анимации: проволока, пенопласт. Создание объёмных декораций и персонажей. (2 ч.)
Знакомство с конструкциями для создания персонажей и декораций из пластилина. Практическая работа по созданию объёмных декораций и персонажей из пластилина. Выставка готовых моделей. Обсуждение результатов работы.
Дидактические формы: беседа, наблюдение, практикум, групповая работа, выставка. Межпредметные связи: киноискусство, информатика, технология, изобразительное искусство, литература, музыкальное искусство.
Техники пластилиновой анимации: объёмная анимация. Мультэтюд «Червячок» (2 ч.) Знакомство с растяжением и сжатием в пластилиновой анимации. Практическая работа по созданию мультэтюда «Червячок». (Создание декораций, персонажа, фона; раскадровка, съёмка, музыкальное оформление, монтаж).
Дидактические формы: видеолекция, беседа, наблюдение, практикум, групповая работа. Межпредметные связи: киноискусство, информатика, технология, изобразительное искусство, музыкальное искусство.
Техники пластилиновой анимации: процарапывание. Мультэтюд «Плывёт кораблик» (1 ч.)
Знакомство с техникой процарапывания в пластилиновой анимации. Практическая работа по созданию мультэтюда «Плывёт кораблик». (Создание фона, раскадровка, съёмка, музыкальное оформление, монтаж).
Дидактические формы: видеолекция, беседа, наблюдение, практикум, групповая работа. Межпредметные связи: киноискусство, информатика, технология, изобразительное искусство, музыкальное искусство.
Техники пластилиновой анимации: перекладка. Мультэтюд «Аквариум» (2 ч.) Знакомство с техникой перекладки в пластилиновой анимации (видеолекция). Беседа о возможностях пластилиновой анимации. Практическая работа по созданию мультэтюда
«Аквариум». (Создание декораций, персонажей, фона; раскадровка, съёмка, музыкальное оформление, монтаж).
Дидактические формы: видеолекция, беседа, наблюдение, практикум, групповая работа. Межпредметные связи: киноискусство, информатика, технология, изобразительное искусство, литература, музыкальное искусство.
Индивидуальные или групповой проекты на тему «Оживший пейзаж». (3 ч.)
Создание индивидуальных и групповых творческих проектов в технике пластилиновой анимации на тему: «Оживший пейзаж» (создание декораций, объектов, персонажей, фонов; раскадровка, съёмка, музыкальное оформление, монтаж).
Дидактические формы: групповой и индивидуальный проект.
Межпредметные связи: киноискусство, информатика, технология, изобразительное искусство, литература, музыкальное искусство.
Защита готовых проектов-мультфильмов. (1 ч.)
Кинозал – демонстрация и защита собственных проектов при участии обучающихся школы и родителей. Участие в интернет-конкурсах, научных конференциях, социально направленных мероприятиях школы и села.
Тематическое планирование 35 ч.
№ п/п | Тема | Количество часов | Форма проведения занятий | Дата изучения /план | Дата изучения/факт |
1 | Знакомство с мультипликацие й и процессом создания мультфильмов | 1 | Вводная беседа Просмотр фильма об истории мультипликации | | |
2 | Работа над идеей, темой, сценарием мультфильма | 2 | Групповая работа, Практическая работа Практикум | | |
3 | Изучение разных техник мультипликации. Техника StopMotion. Знакомство с приложением для создания мультипликации | 1 | Групповая работа, Практическая работа Практикум | | |
4 | Раскадровка. Как и для чего её делать. | 1 | Групповая работа Практикум Творческие упражнения | | |
5 | Создание декораций, фонов и персонажей | 2 | Групповая работа Практикум Творческие упражнения | | |
6 | Как создать мультстанок своими руками | 1 | Групповая работа Практическая работа | | |
7 | Процесс анимирования мультфильма. Как оживить героев. Съёмка анимации мобильным приложением Stop Motion Studio Pro. | 2 | Групповая работа Практикум в группах | | |
8 | Запись озвучки. Техники и приёмы. | 1 | Групповая работа Практикум Речевая разминка | | |
9 | Монтаж мультфильма | 2 | Групповая работа Практикум | | |
10 | Просмотр учебных мультэтюдов | 1 | Кинозал – просмотр готовых учебных проектов | | |
11 | Знакомство с понятием «Перекладная анимация». | 1 | Просмотр мультфильма, беседа, лекция | | |
12 | Учебный мультэтюд | 1 | Групповая работа Учебный практикум. Наблюдение за движением. | | |
13 | Сжатие и растяжение | 1 | Групповая работа Учебный практикум Ролевая игра Наблюдение за движением мяча. | | |
14 | Траектория маятника и волны. | 1 | Групповая работа Учебный практикум. | | |
15 | Атмосфера кадра: движение ветра, облаков, удар молнии, дождь, снегопад. (Учебные мультэтюды) | 2 | Групповая работа Учебный практикум, наблюдение и исследование | | |
16 | Индивидуальные или групповой проекты, включающие базовые принципы анимации. | 3 | Создание индивидуальных и творческих проектов | | |
17 | Защита готовых проектов- мультфильмов. | 1 | Кинозал – демонстрация и защита собственных проектов | | |
18 | Знакомство с понятием «Перекладная анимация». | 1 | Просмотр мультфильма, беседа, лекция | | |
19 | Как работать с пластилином? Инструменты, текстуры и рельеф, смешение цветов. | 2 | Групповая работа Учебный практикум | | |
20 | Конструкции для анимации: проволока, пенопласт. Создание объёмных декораций и персонажей. | 2 | Групповая работа Учебный практикум | | |
21 | Техники пластилиновой анимации: объёмная анимация. | 2 | Групповая работа Учебный практикум, наблюдение и исследование | | |
22 | Индивидуальные или групповой проекты | 2 | Создание индивидуальных и творческих проектов | | |
23 | Защита готовых проектов- мультфильмов. | 1 | Кинозал – демонстрация и защита собственных проектов | | |
24 | Итоговое занятие | 1 | | | |
| | 35 | | | |
Список литературы
Список литературы для педагога:
Баженова Л.М. Медиаобразование школьника (1-4 классы). М.: Изд-во Ин-та художественного образования Российской Академии образования, 2004. 55 с.
Базовое руководство для создания раскадровки. - https://design.tutsplus.com/ru/articles/how-to-storyboard-basic-guides-for-aspiring-artists--cms- 30962.
Булин - Соколова Е. И., Рудченко Т.А., Семёнов А.Л., Хохлова Е.Н. Формирование ИКТ- компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Е. И. Булин - Соколова, Т.А. Рудченко, А.Л. Семёнов, Е.Н. Хохлова. – М.: Просвещение, 2012.
Л.И. Курдюкова. Мультфильм руками детей/ Книга для учителя, М: Просвещение, 1990.
Рейнбоу В. Видеомонтаж и компьютерная графика. СПб.: Питер, 2005г
Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.. [Текст]: практическое пособие для работников образовательных учреждений / И.С.Сергеев . - М.:
«Просвещение», 2005.-204 с.
Симаков В.Д. Внимание, снимаю! // Искусство в школе. - 2006, №2, С. 34-39, и №3
Тихонова Е.Р. Рекомендации по работе с детьми в студии мультипликации. Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / Е Р. Тихонова. – Новосибирск, 2011. – 59 с.
Уорд, П. Работа с цифровой видеокамерой. [Текст]: учебное пособие/ П. Уорд. - М.: Мир, 2001.-67с.
Хитрук Ф.С. Профессия – аниматор / Федор Хитрук. (В 2тт., т. 2.) – М.: Гаятри, 2007.– 304 с.
Список литературы для детей и родителей:
Гамалей В. Мой первый видеофильм от А до Я [Текст]: учебное пособие / В.Гамалей. - СПб.: Питер, 2006. -134 с.
Иткин В.В. Карманная книга мульт-жюриста. Учебное пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск» / В.В. Иткин. – Новосибирск, 2006.– 21 с.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика.[Текст]: учебное пособие / Д.Э Розенталь, И.Б.Голуб. - М., 1988.-123 с.
Розенталь, Д.Э. А как лучше сказать? [Текст]: учебное пособие / Д.Э. Розенталь. - М., 1988.-67 с.
Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки. Методическое пособие / Велинский Д.В. – Новосибирск, Детская киностудия «Поиск», 2011 г.