| Приложение к основной образовательной программе начального общего образования |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18 |
_________________________________________________________ 620144, г. Екатеринбург, ул. Авиационная, 18, тел. 300-18-55, [email protected] / сайт: школа18.екатеринбург.рф |
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Лаборатория проб»
г. Екатеринбург, 2018
| «России нужны высококвалифицированные кадры. Мы обеспечим целый набор мер совместных действий, в том числе организацию производственной практики и введение ранней профориентации в школах» Президент Российской Федерации В.В. Путин |
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Реализация настоящего курса внеурочной деятельности позволит способствовать формированию единого образовательного пространства в МБОУ СОШ № 18, повышению качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах.
К числу планируемых результатов освоения курса внеурочной деятельности «Лаборатория проб» отнесены:
личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности (в том числе социальная активность), личностные качества;
метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу функциональной грамотности;
предметные результаты – опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для классификатора профессий.
Личностные характеристики выпускника уровня начального общего образования определены федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
В условиях достижения результатов, определенных основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ № 18 (г. Екатеринбург), настоящая программа позволит учесть индивидуальные особенности обучающихся и выстроить их индивидуальный маршрут при освоении общего образования:
Личностные результаты /выпускник научится/: | Личностные результаты /выпускник получит возможность научиться/ овладеть |
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей (законных представителей) и других людей; способность к оценке своей учебной деятельности; основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; установка на здоровый образ жизни; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; основы толерантного поведения: уважительное мнение к правам и свободам окружающих, к иному мнению, истории и культуре других народов; – основы самостоятельности и личной ответственности за собственные поступки. | внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения; устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач; компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; потребностью самостоятельно решать поставленные задачи и брать на себя ответственность за принятия решений. |
Результаты | Метапредметные результаты /выпускник научится/: | Метапредметные результаты /выпускник получит возможность научиться/: |
Регулятивные универсальные учебные действия | принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей (законных представителей) и других людей; различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия |
Познавательные универсальные учебные действия | осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии; владеть рядом общих приемов решения задач | осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач. |
Коммуникативные универсальные учебные действия | адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; задавать вопросы; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности |
Предметные результаты
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий (в соответствии с требованиями ФГОС НОО) выстроен с учетом особенностей младшего школьного возраста. С целью своевременного внесения коррективов результаты отслеживаются индивидуально у каждого обучающегося и фиксируются в индивидуальных картах. Достижение результатов в процессе освоения настоящего курса выносится на итоговую оценку через систему накопления (портфеля достижения).
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ содержание образования реализуется через образовательные программы. Согласно п. 16 приказа Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06 октября 2009 года № 373 основная образовательная программа начального общего образования реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Цель: обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Одним из приоритетов федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) среднего общего образования является профильный принцип образования. ФГОС определены пять профилей обучения: естественнонаучный, технологический, гуманитарный, социально-экономический, универсальный.
В условиях реализации ФГОС образовательная политика МБОУ СОШ № 18 определяет приоритетом раннюю профилизацию на уровне основного общего образования по указанным направлениям профилей с 5 класса.
Настоящий курс внеурочной деятельности «Лаборатория проб» является методической разработкой и ориентирован на развитие личности обучающегося младшего школьного возраста:
с одной стороны по направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное;
с учетом проведения ранней пропедевтической работы по направлениям профильной подготовки и формирования индивидуального образовательного маршрута на уровне основного общего и среднего общего образования с другой стороны.
Задачи:
создать условия для выявления и развития способностей обучающихся через организацию интеллектуальных, творческих мероприятий, проектной и исследовательской деятельности, организацию общественно полезной деятельности; предоставление условий для эффективной самостоятельной работы;
обеспечить развитие личности обучающихся, их социальной активности и ответственности за счет включение их в процессы познания и преобразования школьной и внешкольной социальной среды;
формировать первоначальные представления о мире профессий; моделирование профессиональной деятельности в условиях разных профилей;
формирование мотивационной составляющей к изучению учебных предметов (физика, химия, математика, иностранный язык и др.) посредством развития познавательного интереса;
способствовать формированию у обучающихся осознанного выбора дальнейшего направления, понимания путей получения профессии;
создание условий для реализации индивидуального проекта в условиях конкретной лабораторной пробы.
Педагогическая идея: самостоятельный выбор обучающимися той или иной пробы позволит способствовать осознанному выбору профессионального направления в дальнейшем.
Формы организации образовательного процесса.
Курс внеурочной деятельности «Лаборатория проб» реализуется через различные формы, такие как экскурсии, научные / поисковые исследования, лабораторные практикумы, конференции и другие. Допускается сочетание форм обучения.
В основе реализации лежит системно-деятельностный подход, который предполагает основную педагогическую задачу - организация условий, инициирующих действие обучающихся.
Реализация курса осуществляется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Нормативный срок освоения программы 4 года в период обучения на уровне начального общего образования в объеме 1 час в неделю.
НОО | Количество часов (теория / практика) | Количество часов по классам и модулям |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Мир+ | 46 | 11 | 11 | 12 | 12 |
Цифра.ru | 46 | 11 | 12 | 11 | 12 |
СЛОВАРиЯ | 46 | 11 | 12 | 12 | 11 |
Всего часов в год: | 138 | 33 | 35 | 35 | 35 |
Программа курса включает три основных блока: естественнонаучный «Мир+», математический «Цифра.ru», гуманитарный «СЛОВАРиЯ». По усмотрению педагога может реализовываться модульно. Рабочая программа составляется на каждый учебный год.
Содержание представлено по модулям, включая тематическое планирование.
Тематическое планирование
Модуль «Мир+» (46 часов)
«Вещества вокруг нас» (12 часов)
Изучаемое вещество | Теоретический аспект | Практический аспект |
Загадки природы | Моделирование веществ. | Загадки вещества: Моделирование агрегатного состояния вещества из пластилина. Изготовление моделей кислорода, углекислого газа, воды. |
Вода | Физические явления на основе воды | Экскурсия «Физические явления в природе» Экскурсия в Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) |
Химические явления на основе воды | Горение веществ. Простейшие опыты с веществами. |
Вода в мире | Квест: путешествие капельки (круговорот воды в природе) |
Воздух | Что такое воздух? Свойства воздуха. | Опыт. Получение кислорода и его обнаружение. |
Тепло | Температура. | Термометр из пластиковой бутылки. |
Свет | Звезды. Планеты. Астрономия. | Загадки неба. Экскурсия в Планетарий |
Вселенная. Строение Солнечной системы. | Моделирование системы Солнечной системы (геоцентрической или гелиоцентрической) |
Гости Солнечной системы (метеоры, метеориты, астероиды, кометы) | Подготовка реферата. |
Созвездия | Практическая работа. Карта неба. |
Загадки экспериментов (8 часов)
Химическая реакция | Проведение простейших опытов |
Чернильная палитра | Назначение, простейшие рецепты |
Палитра акварели | Получение акварельных красок |
Школьный мел | Состав школьного мела |
Зубная паста | Изготовление зубной пасты в домашних условиях |
Весенние явления в жизни растений. Лист | Изменение цветовой окраски листьев. Пигмент. |
Удивительное рядом | Знакомое в незнакомом: проведение опытов с известными предметами (горящий лед, изменение цветовой окраски в быту и др) |
Медный купорос | Выращивание кристалла медного купороса |
Фокусы зеркала | Солнечные «зайчики» |
Реальность природы (12 часов)
Чудеса вокруг нас | Домашние леденцы |
«Съедобный» клей |
Вулкан из цветной пены |
Практическая работа. Определение качества пищи. |
Радуга: на молоке, из конфет Skittles, в банке |
Домашняя лаборатория1. |
Природный иллюзион | Видимые и невидимые излучения. Радуга. Оптические иллюзии. |
Загар. Ход светового луча в капле дождя. |
Эхо. |
Кислотные дожди. Фильтрация загрязненной воды. |
Проект «Чудеса природы» |
Социально-правовое направление (12 часов)
«Я и Отечество» | Человек и Родина. Малая Родина. Гражданин России. Патриотизм в жизни человека. Герои Отечества. |
«Я и общество» | Взаимоотношения человека в обществе. Одиночество. Дружный коллектив. Правила общения. Правила этикета. |
«Я и экономика» | Мир вокруг. Мир профессий. Человек и его дела. Мое любимое занятие. |
«Я и мой мир» | Человек и природа. Человек и его окружение. Безопасность в жизни человека. Ценности в жизни человека. Смысл в жизни человека. Индивидуальность. |
Проектная деятельность – 8 часов.
Модуль «Цифра.ru» (46 часов)
Геометрия
Азы геометрии: секретная прямая, значимая точка. Создание фигур, их название. Геометрия вокруг нас. Дуги и линии. Оригами. Бумагопластика. Разработка и создание макетов «Мой дом», «Безопасный перекресток» и др.
Занимательная математика
Логические задачи. Математические ребусы. Головоломки. Шарады. Закономерности.
Шахматный всеобуч2.
Информационная безопасность
Информация. Источники информации. Информационное поле. Передача, хранение и обработка информации. Правила работы с информацией. Многообразие форм информации (рисунки, таблицы, знаки, символы и др). Полезная информация. Способы передачи информации. Знакомства с инструментами для работы с информацией (персональный компьютер, ноутбук, гаджеты и др). Глобальные сети. Первоначальные представления о сети «Интернет».
Модуль «СЛОВАРиЯ» (46 часов)
СловаРУС
Русский язык богат и разнообразен. Образование слов. Какие бывают слова? /Заимствованные слова. Диалектные слова. Общеупотребительные слова. Фразеологизмы/. Ведение словаря «Слов дня».
СловарИН
Русский или иностранный? Языкознание. Путешествие по странам. Традиции. Традиции разных народов.
Библиограф
Библиотека. Знакомство с библиотекарем. Правила посещения и работы в библиотеке. Читательский билет. Формуляр. Читательские часы (тематика согласовывается с педагогом-библиотекарем).
ЭциклопедиУМ
Литература. Виды литературы. Справочная литература. Научная и научно-популярная литература. Подготовка сообщений, рефератов. Использование справочной и научной литературы в работе над проектом.
1 Обучающиеся представляют проекты «Опыт «из дома» через представление фото или открытой презентации, в том числе с участием родителей (законных представителей).
2 С использованием материалов с портала «Шахматный всеобуч» http://vseobuch.ruchess.ru/?page=1
10
«Лаборатория проб»