Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир логики» предназначена для подростков с ОВЗ и разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
Приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, письмо Минобрнауки России от 18 августа 2017г;
Основной образовательной программы муниципального общеобразовательного учреждения «Средней школы № ».
Положения о рабочей программе учителя внеурочной деятельности. Утверждено приказом директора от …
Цель курса внеурочной деятельности: формирование компетентности в сфере познавательной деятельности, создание условий для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки.
Задачи курса:
- развивать психические познавательные процессы: восприятие, внимание, память воображение, основные мыслительные операции у учащихся на основе развивающего предметно- ориентированного тренинга;
- формировать учебно-интеллектуальные умения, приёмы мыслительной деятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;
- формировать учебно-информационные умения и освоить на практике различные приемы работы с разнообразными источниками информации, уметь структурировать информацию и преобразовать ее.
Программа курса «Мир логики» разработана в рамках общеинтеллектуального направления развития личности учащихся. Курс внеурочной деятельности «Мир логики» реализуется с учащимися 8 класса. Общее количество занятий в учебном году – 34 часа. Периодичность проведения занятий: 1 час в неделю согласно расписанию занятий внеурочной деятельности.
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс: программа курса с методическими рекомендациями к проведению занятий курса и сборник заданий для работы с учащимися: «Программа развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы» Н.А. Криволапова, Москва «Просвещение», 2012; «Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы», Н.А. Криволапова, – Москва: «Просвещение», 2012 г.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Результаты первого уровня:
приобретение школьниками знаний о мыслительных операциях, о процессе воображения, об устойчивых и смысловых словосочетаниях;
усвоение представлений о пространственном конструировании и конструировании на плоскости;
ознакомление с методами решения творческих задач, со способами разрешения проблемных ситуаций, противоречий.
Результаты второго уровня:
получение опыта решения практических задач с помощью мыслительных операций под руководством учителя;
освоение основ конструирования на плоскости и в пространстве;
получение опыта решения творческих задач и проблемных ситуаций по алгоритму совместно с педагогом.
Личностные результаты освоения программы
Обучающийся сможет:
* понимать необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
*иметь устойчивый познавательный интерес и личностный смысл учения;
* видеть смыслы деятельности, осознавать необходимость самообразования;
*решать моральные дилеммы на основе учета позиций партнеров в общении, ориентироваться на их мотивы и чувства, устойчиво следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные результаты освоения программы
Результаты формирования познавательных учебных действий
Обучающийся сможет:
*объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, *классифицировать и обобщать факты и явления;
*выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, под руководством учителя осуществлять причинно-следственный анализ;
*по предложенному плану (алгоритму) определять логические связи между предметами и/или явлениями;
* в соответствии с заданием учителя осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
* находить в тексте ответ на поставленный вопрос;
* делать выводы по содержанию текста;
* применять информацию из текста при решении задач практико-ориентированного содержания;
Результаты формирования регулятивных универсальных учебных действий
Обучающийся сможет:
*составлять в сотрудничестве с учителем и одноклассниками план решения проблемы;
*осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
*определять в диалоге с учителем критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
*оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или совместно разработанным критериям в соответствии с целью деятельности;
Результаты формирования коммуникативных универсальных учебных действий
Обучающийся сможет:
* формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
* принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы;
*вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию;
Учебные результаты освоения программы.
Обучающийся сможет:
* описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
* выделять существенные признаки предметов;
* сравнивать между собой предметы, явления;
* определять последовательность событий;
* анализировать совместно с учителем проблемные ситуации;
* под руководством учителя конструировать на плоскости и в пространстве;
В процессе реализации данной программы в течение года дважды проводится тестирование: в начале учебного года (диагностический тест) и в конце учебного года (итоговый тест).
III Содержание курса внеурочной деятельности
Диагностическое тестирование. Прохождение Теста №1.
Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам.
Практические задания, развивающие игры
Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть — целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры
Существенные и несущественные признаки. Практические задания, развивающие игры
Умение анализировать, находить закономерности, составлять цепочку рассуждений, формулировать выводы. Практические задания, развивающие игры
Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Практические задания, развивающие игры
Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Дополнение текста. Практические задания, развивающие игры
Смысловые словосочетания. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания, развивающие игры
Смысловые словосочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу.
Практические задания, развивающие игры
Установление отношений между понятиями: синонимы. Практические задания, развивающие игры
Творчество. Что такое творчество. Из жизни великих людей. Практические задания, развивающие игры
Секреты и методы творчества. Методы решения творческих задач Практические задания, развивающие игры
Метод контрольных вопросов. Практические задания, развивающие игры
Оценка явлений, событий с разных точек зрения. Практические задания, развивающие игры
Формирование умений задавать вопросы, умений видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания, развивающие игры
Воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Фантастический образ. Практические задания, развивающие игры
Ассоциации. Приёмы развития воображения. Практические задания, развивающие игры
Создание компьютерного рисунка. Конструирование на плоскости. Танграм. Головоломки на плоскости. Практические задания, развивающие игры
Создание фигур по заданным рисункам. Практические задания, развивающие игры
Диагностика пространственного воображения. Практические задания, развивающие игры
Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации.
Методы разрешения проблемных ситуаций. Практические задания, развивающие игры
Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Практические задания, развивающие игры
Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Практические задания, развивающие игры
Мозговой штурм. Метод разрешения противоречий: сущность метода. Практические задания, развивающие игры
Тест. Прохождение итогового тестирования.
Решение иворческие задачи (проводятся по задачам, предложенным учителем)
IV.Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Форма занятия | Вид деятельности | Количество часов |
Аудит. | Внеауд. |
1 | Диагностическое тестирование | Групповое занятие, тестирование | Прохождение диагностического теста | 1 | |
2 | Классификация понятий. Обобщение и ограничение понятий | Групповое занятие, лекция, практика | Изучение правил классификации. Формирование умения классифицировать понятия по двум и трём признакам. Практические задания, развивающие игры | 1 | |
3 | Сравнение понятий | Групповое занятие, лекция, практика | Изучение алгоритма сравнения понятий. Отношение между понятиями: часть — целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры | 1 | |
4 | Выделение существенных признаков | Групповое занятие, лекция, практика | Существенные и несущественные признаки. Практические задания, развивающие игры | 1 | |
5 | Выделение существенных признаков | Групповое занятие, лекция, практика | Умение анализировать, находить закономерности, составлять цепочку рассуждений, формулировать выводы. Практические задания, развивающие игры | 1 | |
6 | Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений | Групповое занятие, лекция, практика | Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Практические задания, развивающие игры | 1 | |
7 | Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений | Групповое занятие, лекция, практика | Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Дополнение текста. Практические задания, развивающие игры | 1 | |
8 | Смысловые словосочетания | Групповое занятие, лекция, практика | Смысловые словосочетания. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания, развивающие игры | 1 | |
9 | Смысловые словосочетания | Групповое занятие, лекция, практика | Смысловые словосочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Практические задания, развивающие игры | 1 | |
10 | Синонимы | Групповое занятие, лекция, практика | Установление отношений между понятиями: синонимы. Практические задания, развивающие игры | 1 | |
11 | Антонимы | Групповое занятие, лекция, практика | Установление отношений между понятиями: антонимы. Практические задания, развивающие игры | 1 | |
12 | Творчество. Методы решения творческих задач | Групповое занятие, лекция, практика, тематические задания по подгруппам | Творчество. Изучение, что такое творчество. Из жизни великих людей. Практические задания, развивающие игры | 1 | |
13 | Творчество. Методы решения творческих задач | Групповое занятие, лекция, практика | Секреты и методы творчества. Методы решения творческих задач Практические задания, развивающие игры | 1 | |
14 | Метод контрольных вопросов | Групповое занятие, лекция, практика, тематические задания по подгруппам | Методы решения творческих задач. Метод контрольных вопросов. Практические задания, развивающие игры | 1 | |
15 | Метод контрольных вопросов | Групповое занятие, лекция, практика | Методы решения творческих задач. Метод контрольных вопросов. Практические задания, развивающие игры | 1 | |
16 | Оценка явлений, событий с разных точек зрения | Групповое занятие, лекция, практика | Оценка явлений, событий с разных точек зрения. Практические задания, развивающие игры | 1 | |
17 | Оценка явлений, событий с разных точек зрения | Групповое занятие, лекция, практика, тематические задания по подгруппам | Формирование умений задавать вопросы, умений видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания, развивающие игры | 1 | |
18 | Воображение | Групповое занятие, лекция, практика | Воображение. Изучение, что такое воображение. Виды воображения. Фантастический образ. Практические задания, развивающие игры | 1 | |
19 | Воображение | Групповое занятие, лекция, практика | Изучение понятия «ассоциации». Обучение приёмам развития воображения. Практические задания, развивающие игры | 1 | |
20 | Компьютерный практикум | Групповое занятие, лекция, практика | Создание компьютерного рисунка | 1 | |
21 | Конструирование на плоскости | Групповое занятие, лекция, практика | Конструирование на плоскости. Танграм. Головоломки на плоскости. Практические задания, развивающие игры | 1 | |
22 | Конструирование на плоскости | Групповое занятие, лекция, практика | Создание фигур по заданным рисункам. Практические задания, развивающие игры | 1 | |
23 | Конструирование в пространстве | Групповое занятие, лекция, практика | Диагностика пространственного воображения. Практические задания, развивающие игры | 1 | |
24 | Конструирование в пространстве | Групповое занятие, практика | Конструирование в пространстве. Практические задания, развивающие игры | 1 | |
25 | Постановка и разрешение проблем | Групповое занятие, лекция, практика, тематические задания по подгруппам | Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Практические задания, развивающие игры | 1 | |
26 | Постановка и разрешение проблем | Групповое занятие, лекция, практика | Изучение метода «мозговой штурм»: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Практические задания, развивающие игры | 1 | |
27 | Разрешение проблемных ситуаций | Групповое занятие, лекция, практика | Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Практические задания, развивающие игры | 1 | |
28 | Разрешение проблемных ситуаций | Групповое занятие, практика | Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Практические задания, развивающие игры | 1 | |
29 | Метод разрешения противоречий | Групповое занятие, лекция, практика | Анализ проблемной ситуации. Мозговой штурм. Метод разрешения противоречий: сущность метода. Практические задания, развивающие игры | 1 | |
30 | Метод разрешения противоречий | Групповое занятие, лекция, практика | Изучение метода разрешения противоречий. Практические задания, развивающие игры | 1 | |
31 | Итоговое тестирование | Групповое занятие, тестирование | Прохождение итогового теста | 1 | |
32 | Решение творческих задач | Групповое занятие, практика | Решение творческих задач (проводится по задачам, предложенным учителем) | 1 | |
33 | Решение творческих задач | Групповое занятие, практика, учебная игра | Решение творческих задач (проводится по задачам, предложенным учителем) | 1 | |
34 | Итоговое занятие | Групповое занятие, беседа | Подведение итогов занятий | 1 | |
Итого: | 34 | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.
Литература:
Н.А. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М.: Просвещение, 2012
Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.:НИИ школьных технологий, 2004
Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996
Технические средства обучения
Мультимедийный компьютер
Мультимедиапроектор
Средства телекоммуникации
Экран навесной