СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности «Мир логики»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир логики»  предназначена для подростков с ОВЗ. Программа курса «Мир логики»  разработана в рамках общеинтеллектуального направления развития личности учащихся. Курс внеурочной деятельности «Мир логики»  реализуется с учащимися 8 класса.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности «Мир логики»»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир логики» предназначена для подростков с ОВЗ и разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

  • Приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»;

  • Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, письмо Минобрнауки России от 18 августа 2017г;

  • Основной образовательной программы муниципального общеобразовательного учреждения «Средней школы № ».

  • Положения о рабочей программе учителя внеурочной деятельности. Утверждено приказом директора от …


Цель курса внеурочной деятельности: формирование компетентности в сфере познавательной деятельности, создание условий для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки.


Задачи курса:

- развивать психические познавательные процессы: восприятие, внимание, память воображение, основные мыслительные операции у учащихся на основе развивающего предметно- ориентированного тренинга;

- формировать учебно-интеллектуальные умения, приёмы мыслительной деятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;

- формировать учебно-информационные умения и освоить на практике различные приемы работы с разнообразными источниками информации, уметь структурировать информацию и преобразовать ее.

Программа курса «Мир логики» разработана в рамках общеинтеллектуального направления развития личности учащихся. Курс внеурочной деятельности «Мир логики» реализуется с учащимися 8 класса. Общее количество занятий в учебном году – 34 часа. Периодичность проведения занятий: 1 час в неделю согласно расписанию занятий внеурочной деятельности.

Для реализации программы используется учебно-методический комплекс: программа курса с методическими рекомендациями к проведению занятий курса и сборник заданий для работы с учащимися: «Программа развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы» Н.А. Криволапова, Москва «Просвещение», 2012; «Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы», Н.А. Криволапова, – Москва: «Просвещение», 2012 г.



















































  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности


  1. Результаты первого уровня:

    • приобретение школьниками знаний о мыслительных операциях, о процессе воображения, об устойчивых и смысловых словосочетаниях;

    • усвоение представлений о пространственном конструировании и конструировании на плоскости;

    • ознакомление с методами решения творческих задач, со способами разрешения проблемных ситуаций, противоречий.

  2. Результаты второго уровня:

  • получение опыта решения практических задач с помощью мыслительных операций под руководством учителя;

  • освоение основ конструирования на плоскости и в пространстве;

  • получение опыта решения творческих задач и проблемных ситуаций по алгоритму совместно с педагогом.


Личностные результаты освоения программы

Обучающийся сможет:

* понимать необходимость учения, выраженного в преобладании учебно­-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

*иметь устойчивый познавательный интерес и личностный смысл учения;

* видеть смыслы деятельности, осознавать необходимость самообразования;


*решать моральные дилеммы на основе учета позиций партнеров в общении, ориентироваться на их мотивы и чувства, устойчиво следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметные результаты освоения программы


Результаты формирования познавательных учебных действий

Обучающийся сможет:

*объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, *классифицировать и обобщать факты и явления;

*выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, под руководством учителя осуществлять причинно-следственный анализ;

*по предложенному плану (алгоритму) определять логические связи между предметами и/или явлениями;

* в соответствии с заданием учителя осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

* находить в тексте ответ на поставленный вопрос;

* делать выводы по содержанию текста;

* применять информацию из текста при решении задач практико-ориентированного содержания;


Результаты формирования регулятивных универсальных учебных действий

Обучающийся сможет:

*составлять в сотрудничестве с учителем и одноклассниками план решения проблемы;

*осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

*определять в диалоге с учителем критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

*оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или совместно разработанным критериям в соответствии с целью деятельности;


Результаты формирования коммуникативных универсальных учебных действий


Обучающийся сможет:

* формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

* принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы;

*вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию;


Учебные результаты освоения программы.

Обучающийся сможет:


* описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

* выделять существенные признаки предметов;

* сравнивать между собой предметы, явления;

* определять последовательность событий;

* анализировать совместно с учителем проблемные ситуации;

* под руководством учителя конструировать на плоскости и в пространстве;


В процессе реализации данной программы в течение года дважды проводится тестирование: в начале учебного года (диагностический тест) и в конце учебного года (итоговый тест).




III Содержание курса внеурочной деятельности

Диагностическое тестирование. Прохождение Теста №1.

Правила классификации. Умение классифициро­вать понятия по двум и трём признакам.

Практи­ческие задания, развива­ющие игры

Сравнение понятий. Отношение между по­нятиями: часть — целое, последовательности, рядоположности. Практи­ческие задания, развива­ющие игры

Существенные и несущественные признаки. Практи­ческие задания, развива­ющие игры

Умение анализировать, находить закономерности, составлять цепочку рассуждений, формули­ровать выводы. Практи­ческие задания, развива­ющие игры

Устойчивые словосоче­тания, определяющие смысл предложений. Практи­ческие задания, развива­ющие игры

Устойчивые словосоче­тания, определяющие смысл предложений. До­полнение текста. Практи­ческие задания, развива­ющие игры

Смысловые словосочета­ния. Роль смысловых сочетаний в тексте. Прак­тические задания, разви­вающие игры

Смысловые словосочета­ния. Дополнение извест­ных словосочетаний по смыслу.

Прак­тические задания, разви­вающие игры

Установление отношений между понятиями: сино­нимы. Практи­ческие задания, развивающие игры

Творчество. Что такое творчество. Из жизни великих людей. Практические задания, развивающие игры

Секреты и методы творчества. Методы решения творческих задач Практические задания, развивающие игры

Метод контрольных вопросов. Практические задания, развивающие игры

Оценка явлений, событий с разных точек зрения. Прак­тические задания, разви­вающие игры

Формирование умений задавать вопросы, уме­ний видеть положитель­ные и отрицательные стороны явлений. Прак­тические задания, разви­вающие игры

Воображение. Что такое воображение. Виды во­ображения. Фантастиче­ский образ. Практические задания, развивающие игры

Ассоциации. Приёмы развития вооб­ражения. Практические задания, развивающие игры

Создание компьютерного рисунка. Конструирование на плоскости. Танграм. Головоломки на плоскости. Практические задания, развивающие игры

Создание фигур по заданным рисункам. Практические задания, развивающие игры

Диагностика простран­ственного воображения. Практические задания, развивающие игры

Постановка и разреше­ние проблем. Анализ проблемной ситуации.

Методы разрешения про­блемных ситуаций. Практические задания, развивающие игры

Моз­говой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Практические задания, развивающие игры

Анализ проблемной ситуации. Методы раз­решения проблемных ситуаций. Практические задания, развивающие игры

Мозговой штурм. Метод разреше­ния противоречий: сущ­ность метода. Практические задания, развивающие игры

Тест. Прохождение итогового тестирования.

Решение иворческие задачи (прово­дятся по задачам, предло­женным учителем)


































IV.Тематическое планирование


Тема занятия



Форма занятия

Вид деятельности

Количество часов

Аудит.


Внеауд.

1

Диагностическое тестирование

Групповое занятие, тестирование

Прохождение диагностического теста

1


2

Классификация понятий.

Обобщение и ограничение понятий

Групповое занятие, лекция, практика

Изучение правил классификации.

Формирование умения классифициро­вать понятия по двум и трём признакам.

Практи­ческие задания, развива­ющие игры

1


3

Сравнение понятий

Групповое занятие, лекция, практика

Изучение алгоритма сравнения понятий. Отношение между по­нятиями: часть — целое, последовательности, рядоположности.

Практи­ческие задания, развива­ющие игры

1


4

Выделение существенных признаков

Групповое занятие, лекция, практика

Существенные и несущественные признаки. Практи­ческие задания, развива­ющие игры

1


5

Выделение существенных признаков

Групповое занятие, лекция, практика

Умение анализировать, находить закономерности, составлять цепочку рассуждений, формули­ровать выводы. Практи­ческие задания, развива­ющие игры

1


6

Устойчивые словосочетания, определя­ющие смысл предложений

Групповое занятие, лекция, практика

Устойчивые словосоче­тания, определяющие смысл предложений.

Практи­ческие задания, развива­ющие игры

1


7

Устойчивые словосо­четания, определя­ющие смысл пред­ложений

Групповое занятие, лекция, практика

Устойчивые словосоче­тания, определяющие смысл предложений. До­полнение текста. Практи­ческие задания, развива­ющие игры

1


8

Смысловые словосо­четания

Групповое занятие, лекция, практика

Смысловые словосочета­ния.

Роль смысловых сочетаний в тексте.

Прак­тические задания, разви­вающие игры

1


9

Смысловые словосо­четания

Групповое занятие, лекция, практика

Смысловые словосочета­ния.

Дополнение извест­ных словосочетаний по смыслу.

Прак­тические задания, разви­вающие игры

1


10

Синонимы

Групповое занятие, лекция, практика

Установление отношений между понятиями: сино­нимы.

Практи­ческие задания, развивающие игры

1


11

Антонимы

Групповое занятие, лекция, практика

Установление отношений между понятиями: антонимы.

Практические задания, развивающие игры

1



12

Творчество.

Методы решения творческих задач

Групповое занятие, лекция, практика, тематические задания по подгруппам

Творчество. Изучение,

что такое творчество.

Из жизни великих людей.

Практические задания, развивающие игры

1


13

Творчество.

Методы решения творческих задач

Групповое занятие, лекция, практика

Секреты и методы творчества. Методы решения творческих задач

Практические задания, развивающие игры

1


14

Метод контрольных вопросов

Групповое занятие, лекция, практика, тематические задания по подгруппам

Методы решения твор­ческих задач.

Метод контрольных вопросов.

Практические задания, развивающие игры

1


15

Метод контрольных вопросов

Групповое занятие, лекция, практика

Методы решения твор­ческих задач.

Метод контрольных вопросов.

Практические задания, развивающие игры

1


16

Оценка явлений, событий с разных точек зрения

Групповое занятие, лекция, практика

Оценка явлений, событий с разных точек зрения.

Прак­тические задания, разви­вающие игры

1


17

Оценка явлений, событий с разных точек зрения

Групповое занятие, лекция, практика, тематические задания по подгруппам

Формирование умений задавать вопросы, уме­ний видеть положитель­ные и отрицательные стороны явлений.

Прак­тические задания, разви­вающие игры

1


18

Воображение

Групповое занятие, лекция, практика

Воображение. Изучение, что такое воображение. Виды во­ображения. Фантастиче­ский образ. Практические задания, развивающие игры

1


19

Воображение

Групповое занятие, лекция, практика

Изучение понятия «ассоциации». Обучение приёмам развития вооб­ражения. Практические задания, развивающие игры

1


20

Компьютерный практикум

Групповое занятие, лекция, практика

Создание компьютерного рисунка

1


21

Конструирование на плоскости

Групповое занятие, лекция, практика

Конструирование на плоскости.

Танграм. Головоломки на плоскости.

Практические задания, развивающие игры

1


22

Конструирование на плоскости

Групповое занятие, лекция, практика

Создание фигур по заданным рисункам.

Практические задания, развивающие игры

1


23

Конструирование в пространстве

Групповое занятие, лекция, практика

Диагностика простран­ственного воображения. Практические задания, развивающие игры

1


24

Конструирование в пространстве

Групповое занятие, практика

Конструирование в про­странстве. Практические задания, развивающие игры

1



25

Постановка и разре­шение проблем

Групповое занятие, лекция, практика, тематические задания по подгруппам

Постановка и разреше­ние проблем.

Анализ проблемной ситуации.

Методы разрешения про­блемных ситуаций. Практические задания, развивающие игры

1


26

Постановка и разре­шение проблем

Групповое занятие, лекция, практика

Изучение метода «моз­говой штурм»: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Практические задания, развивающие игры

1


27

Разрешение проблемных ситуаций

Групповое занятие, лекция, практика

Анализ проблемной ситуации.

Методы раз­решения проблемных ситуаций. Практические задания, развивающие игры

1


28

Разрешение проблемных ситуаций

Групповое занятие, практика

Анализ проблемной ситуации.

Методы раз­решения проблемных ситуаций. Практические задания, развивающие игры

1


29

Метод разрешения противоречий

Групповое занятие, лекция, практика

Анализ проблемной ситуации. Мозговой штурм. Метод разреше­ния противоречий: сущ­ность метода.

Практические задания, развивающие игры

1


30

Метод разрешения противоречий

Групповое занятие, лекция, практика

Изучение метода разреше­ния противоречий.

Практические задания, развивающие игры

1


31

Итоговое тестирование

Групповое занятие, тестирование

Прохождение итогового теста

1


32

Решение творческих задач

Групповое занятие, практика

Решение творческих задач (прово­дится по задачам, предло­женным учителем)

1


33

Решение творческих задач

Групповое занятие, практика, учебная игра

Решение творческих задач (прово­дится по задачам, предло­женным учителем)

1


34

Итоговое занятие

Групповое занятие, беседа

Подведение итогов занятий

1


Итого:

34





























Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.


Литература:

Н.А. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М.: Просвещение, 2012

Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.:НИИ школьных технологий, 2004

Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996


Технические средства обучения

Мультимедийный компьютер

Мультимедиапроектор

Средства телекоммуникации

Экран навесной



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!