СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности «Мой мир»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности "Мой мир"

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности «Мой мир»»

Приложение к АООП, 1 вариант

МБОУ «Сергачская СОШ №5»,

утвержденной приказом директора

№ 405-о от 01 сентября 2018г.













Программа курса

внеурочной деятельности

«Мой мир»

Социальное направление

Возраст детей: 7-11 лет

Срок реализации: 4 года





























Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мой мир» является составной частью программы разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 1) .

Начальная школа – особый этап в жизни ребенка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;


• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;


• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;


• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности.


Целью программы является практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни в современных экономических условиях, к включению в мир человеческих отношений.


В связи с этим решаются следующие задачи:

- формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации;

- воспитание эмоциональной адекватности поведения, базовых эмоций личности, освоение

социальной личностной позиции;

- развитие навыков межличностного взаимодействия, терпения, усидчивости, аккуратности,

Трудолюбия.


Программа «Мой мир» направлена на реабилитацию обучающихся начального звена с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) обеспечивая личную самостоятельность в школе, в кругу семьи, в обществе.


Программа рассчитана на обучающихся 1-4 классов.

Занятия проводятся во внеурочное время:

для обучающихся 1 класса-33 ч. (1 час в неделю).

для обучающихся 2 класса- 35 ч. (1 час в неделю).

для обучающихся 3 класса- 35 ч. (1 час в неделю).

для обучающихся 4 класса- 35 ч. (1 час в неделю).


Формы проведения занятий:

  • беседы;

  • практические работы;

  • конкурсы.

При обучении по данной программе применяются следующие методы:


  • практические упражнения и задания;

  • моделирование реальных ситуаций с элементами игры – можно использовать на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения.


Планируемые базовые результаты:

Личностные учебные действия:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие доступных для понимания ценностей и социальных ролей;

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

  • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

  • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательным учебные действия:

  • выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

  • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).


Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:

  • наблюдение;

  • выставки;

  • соревнования;

  • конкурсы;

  • поделки.

Содержание курса в 1 классе

1.Здравствуй, школа! (14 ч.) Школа. Школьные принадлежности. Внешний вид школьника. Рабочее место ученика. Подготовка к уроку. Я сегодня дежурный. Местонахождение класса в здании школы. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Уход за комнатными растениями в классе. «Испокон века книга растит человека». «Есть такая профессия Родину защищать!» Акция «Забота о птицах». «Добрые дела для моего класса». «Страна, в которой я живу».

Результативность: конкурс рисунков «Мы рисуем школу».


Общение и культура поведения. (9 ч.) Зачем быть вежливым. Сказка о вежливости. Правила приветствия и прощания. «Что такое хорошо, что такое плохо». Мои обязанности дома. Моё настроение. Твои поступки и твои родители. Праздничный этикет: меню. Праздничный этикет: день рождение.

Результативность: Конкурс «Культура и мы»


Улица. Правила поведения на улице. (10ч) Почему на улице опасно. Улица, части улицы. Где и как переходить дорогу. Дорога в школу. Правила поведения на улице. Правила дорожного движения. Наш друг- Светофор. Виды светофоров.

Поведение пешеходов на дороге. Дорожные знаки - наши верные друзья.

Результативность: Игра «Красный, желтый, зеленый»





Тематическое планирование 1кл.

п/п

Название раздела

Кол-во час.

Теор.

Практ.

Результативность

1

Здравствуй, школа!

14

9

5

Конкурс

рисунков «Мы рисуем школу».

2

Общение и культура поведения.

9

8

1

Конкурс «Культура и мы»

3

Улица. Правила поведения на улице.

10

8

2

Игра «Красный, желтый, зеленый».


ИТОГО:

33

25

8




Календарно-тематическое планирование по курсу «Мой мир» (1 класс)


№ п/п

Раздел, тема

Кол-во час

Теория

Практика

Рез-т


Здравствуй, школа!

14

9

5

Конкурс

рисунков «Мы рисуем школу».

1

Школа. Школьные принадлежности


1

-


2

Внешний вид школьника


1

-


3

Рабочее место ученика


1



4

Подготовка к уроку.


1

-


5

Я сегодня дежурный.


1

-


6

Местонахождение класса в здании школы.


-

1


7

Правила поведения в столовой.


-

1


8

Правила поведения в библиотеке.


1

-


9

Уход за комнатными растениями в классе.


-

1


10

«Испокон века книга растит человека».


-

1


11-12

«Есть такая профессия Родину защищать!»


1

1


13

Акция «Забота о птицах»


1

-


14

«Добрые дела для моего класса»


1

-




Общение и культура поведения.

9

8

1

Конкурс «Культура и мы»

15

Зачем быть вежливым.


1

-


16

Правила приветствия и прощания.


1

-


17

Сказка о вежливости.


1

-


18

«Что такое хорошо, что такое плохо»


1

-


19

Мои обязанности дома.


1

-


20

Моё настроение.


1

-


21

Твои поступки и твои родители.


1

-


22

Праздничный этикет: меню.


1



23

Праздничный этикет: день рождение



1




Улица. Правила поведения на улице.

10

8

2

Игра «Красный, желтый, зеленый».

24

Почему на улице опасно.


1

-


25

Улица, части улицы.


1

-


26

Где и как переходить дорогу .


-

1


27

Дорога в школу.


1

-


28

Правила поведения на улице.


1

-


29

Правила дорожного движения.


1

-


30

Наш друг-светофор.

Виды светофоров.



1

-


31

Значение жёлтого мигающего сигнала светофора.


1

-


32

Поведение пешеходов на дороге.


1

-


33

Дорожные знаки - наши верные друзья.


-

1



ИТОГО:

33

25

8




Содержание курса во 2класс

1.Я в школе! (12ч.) Дисциплина в школе и классе. Всё начинается со слова «Здравствуйте». Твоя школа, твой класс. Вот школа, дом, где мы живем. Взаимопомощь в школе. Ответственность и я. Мои товарищи: вежливое общение к сверстникам. Почему люди ссорятся? Игра-занятие. Слово – мостик понимания между людьми. Быть честным –это хорошо или плохо? Я и мои друзья.

Результативность: конкурс рисунков «Школа моей мечты».


2.Я и моя семья. (10 ч.) Моё имя, фамилия, отчество. Мой возраст. Чем я занимаюсь? Моя семья. Профессии родителей. Где учатся мои брат и сестра. Традиции семьи в песнях, играх и обрядах. Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома. Моя семья – мое богатство.

Результативность:



3.Общение и культура поведения (13ч.) Правила диалога. Упражнения в ведении диалога с одноклассниками. Обращение с просьбой или предложением к учителю. Я среди людей. Я умею общаться. Я – личность. Моё поведение. Мои чувства. Отношение к старшим. Речевой этикет. Вежливость и этикет. Праздничный этикет: меню. Праздничный этикет: день рождение.

Результативность: Разыгрывание ситуативных игр.

Тематический планирование (2 класс)


п/п


Название раздела (темы)

общее количество

часов

теоретические

часы

практические часы


Результативность

1

Я в школе!

12

8

4

Конкурс рисунков «Школа моей мечты»

2

Я и моя семья.

10

6

4

Конкурс рисунков «Я рисую свою семью».

3

Общение и культура поведения.

13

7

6

Разыгрывание ситуативных игр.


ИТОГО:

35

21

14



Календарно-тематическое планирование по курсу «Мой мир» (2 класса)


№ п/п

Раздел, тема

Кол-во час

Теория

Практика

Рез-т


Я в школе!

12

8

4

Конкурс рисунков «Школа моей мечты».

1

Вот школа, дом, где мы живем.


1

-


2

Всё начинается со слова «Здравствуйте».


-

1


3

Дисциплина в школе и классе.


1

-


4

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.


-

1




5

Взаимопомощь в школе.


1

-


6

Ответственность и я.


1

-


7

Мои товарищи: вежливое общение к сверстникам.


1

-


8

Почему люди ссорятся?


-

1


9

Слово – мостик понимания между

людьми.


1

-


10

Быть честным –это хорошо или

плохо?


1

-


11-12

Я и мои друзья.


1

1



Я и моя семья.

10

6

4

Конкурс рисунков «Я рисую свою семью».

13

Моё имя, фамилия, отчество.


1

-


14

Мой возраст.


1

-


15-16

Чем я занимаюсь дома.


1

1


17

Моя семья


-

1


18

Профессии родителей.


-

1


19

Где учатся мои брат и сестра.


1

-


20

Традиции семьи в песнях, играх и обрядах.


1

-


21

Порядок время бережет.


1

-


22

Моя семья – мое богатство.


-

1



Общение и культура поведения.

13

7

6

Разыгрывание ситуативных игр.

23

Правила диалога.


1

-


24

Упражнения в ведении диалога с одноклассниками.


-

1


25

Обращение с просьбой или предложением к учителю.


-

1


26

Я среди людей.


1

-


27

Игра «Играем и учимся общаться»


-

1


28

Я – личность.


1

-


29

Моё поведение.


1



30

Мои чувства.


1



31

Отношение к старшим.


1



32

Речевой этикет.


1

1


33

Вежливость и этикет.





34

Праздничный этикет: меню.


-

1


35

Праздничный этикет: день рождение.


-

1



ИТОГО:

35

21

14




Содержание курса 3 класс


Жизнь на земле (3 ч.)

Почему надо беречь природу. Что написано в Красной книге; Мир вокруг нас.

Жизнь и здоровье человека (4 ч.)

Чистота – залог здоровья. Они спасают жизнь людей.

Индивидуальность человека, его честь и достоинство (5 ч.)

Дал слово, держи. Кто они, люди достойные уважения. Нравственность. Что это? Разбор произведения Л. Пантелеева «Честное слово»

Права человека и способы их защиты (2 ч.)

Кто и как защищает права человека. Международная конвенция, защищающая права человека.

Человек среди людей (4 ч.)

«Воспетое народом материнство». «Зачем Человеку семья» - час размышлений. «Человек среди людей».«Если друг оказался вдруг…»

Сознательный труд и его результаты (3 ч.)

Каждый труд почетен. Наше отношение к труду.

7. Дорогая цена вежливости (5 ч.)

Что такое этикет? Его история и появление в России. Простые правила этикета в гостях. Правила этикета за столом, составление правил этикета.

9.Мой любимый город (9 ч.)

Пачкуны и разрушители – кто они?

Правонарушения

Культурное наследие нашего города

Они защищали Родину

Символы нашего государства – флаг, герб, гимн.

Города нашей Родины

Люди хотят мира.



Тематическое планирование 3 класс

п/п

Название раздела

Кол-во час.

теория

практика

Результ.-ть

1

Жизнь на земле

3

2

1

Конкурс рисунков «Земля наш общий дом»

2

Жизнь и здоровье человека


4

2

2

Мини-проекты «Лекарственные растения»

3

Честь и достоинство человека

5

4

1

Инсценировка рассказа «Честное слово»

4

Права человека и способы их защиты

2

2

---

Игра «Улица добрых дел»

5

Человек среди людей

4

3

1

Конкурс рисунков «Профессии наших родителей»

6

Сознательный труд и его результаты

3

2

1

Выставка тетрадей

7

Дорогая цена вежливости

5

3

2

игра «Правила – наш компас»

8

Мой любимый город

9

5

4

Конкурс рисунков «Мы за мир!»


ИТОГО:

35

23

12




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«МОЙ МИР» В 3 КЛАССЕ

№п\п

Содержание занятия

Кол-во час

Теория

Практика

Результативность

Дата

Жизнь на земле

3

2

1

Конкурс рисунков «Земля наш общий дом»


1-2

Почему надо беречь природу? Мир вокруг нас.


1

1



3

Что написано в Красной книге.


1

-



Жизнь и здоровье человека


4

2

2

Мини-проекты «Лекарственные растения»


4-5

Чистота – залог здоровья


1

1



6-7

Они спасают жизнь людей


1

1



Честь и достоинство человека

5

4

1

Инсценировка рассказа «Честное слово»


8

Дал слово – держи…


1

-



9

Кто они, люди. достойные уважения


1

-



10

Нравственность, что это?


1

-


14.11


11-12

Разбор произведения Л. Пантелеева «Честное слово»


1

1


21.11

28.11

Права человека и способы их защиты

2

2

0

Игра «Улица добрых дел»


13

Кто и как защищает права человека


1

-


05.12

14

Международная конвенция, защищающая права человека


1

-



Человек среди людей

4

3

1

Конкурс рисунков «Профессии наших родителей»


15

«Воспетое народом материнство»


-

1



16

«Зачем человеку семья» - час размышлений


1

-



17

Человек среди людей


1

-



18

«Если друг оказался вдруг»


1

-



Сознательный труд и его результаты

3

2

1

Выставка тетрадей


19-20

Каждый труд в почете


1

1



21

Наше отношение к труду


1

-



Дорогая цена вежливости

5

3

2

игра «Правила – наш компас»


22

Что такое этикет? Его история и появление в России


1

-



23-24

Простые правила этикета в гостях


1

1



25-26

Правила этикета за столом,

составление правил этикета


1


1



12.03

Мой любимый город

9

5

4

Конкурс рисунков «Мы за мир!»


27-28

Пачкуны и разрушители – кто они?


1

1


09.04 2020

29

Правонарушения


1

-


16.04.

2020

30-31

Культурное наследие нашего города


1

1


23.04.2020

32

Они защищали нашу Родину


1

-


30.04.2020

33-34

Символы нашего государства – флаг, герб, гимн.


1

1



35

Города нашей Родины


-

1




итого

35

23

12






Содержание программы 4 класс

Культура общения (4ч)

Инсценировка отрывка сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок».

Где нельзя громко разговаривать и почему?

Чтение стихотворения « В музее, кинотеатре и трамвае…»

Результативность: Формулирование правил речевого поведения.

Да здравствует вежливость! (6ч.)

Повторим все волшебные слова в игре « Вставь слово».

Разучивание пословиц.

Стихотворение С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы».

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Мы должны пользоваться «волшебными» словами…

Результативность: Игра « Волшебные слова».

Вежливый отказ (4ч.)

Чтение и анализ стихотворений « Не выучил» А.Шибаев.

«Подарите крокодила» Э.Мошковская.

Знакомство с речевыми ответами: вежливыми отказами.

Результативность: Разыгрывание ситуаций.

Как вести себя в гостях (7ч).

Разыгрывание сценки прихода гостей на день рождения с подарками.

Правила приема гостей.

Просмотр и обсуждение слайдов на тему «Хорошо-плохо».

«Игровая» передача по телевизору (дети обыгрывают слова «диктора»)

Рисование по теме беседы для выставки детских работ.

Стихотворение А. Хайт «В квартире нашей все блестит…».

Результативность: Правила поведения в гостях.









Правила общения с окружающими (8ч.)

Только вежливому, воспитанному и добром; человеку окружающие люди всегда относятся доброжелательно.

Игра «Узнай эмоцию по фотографии».

От чего зависит наше настроение?

Басня « Птичий двор» (инсценировка)

-Какие чувства вы испытываете, когда сталкиваетесь с конфликтами?

Игра «В кругу симпатий».

«Вежливый телефонный разговор».

Практическое задание: «Положительные и отрицательные качества личности человека».

Результативность: Составление « Дерево вежливости».

Культурный человек: кто он такой? (6ч).


Кого называют культурным человеком?

Как выглядит культурный человек?

Чтение и анализ ситуаций. Игра «Кот и мыши».

Кого бы вы назвали культурным человеком и

почему?

Репродукций художественных произведений

изображением различных поведенческих ситуаций.

Результативность: Загадывание загадок о предметах ухода и быта.



Тематическое планирование 4 класс

п/п

Тема

Кол-во

часов

Теория

Практика

Результативность


1

Культура общения

4

1

3

Формулирование правил речевого поведения


3

Да здравствует вежливость!

6

3

3

Результативность: Игра « Волшебные слова».



4

Вежливый отказ

4

1

3

Результативность: Разыгрывание ситуаций.



5

Как вести себя в гостя

7

2

5

Результативность: Правила поведения в гостях.



6

Правила общения с окружающими

8

4

4

Результативность: Составление « Дерево вежливости».



7

Культурный человек: кто он такой?

6

4

2

Результативность: Загадывание загадок о предметах ухода и быта.




ИТОГО:

35

14

21







Календарно-тематическое планирование 4 класс

№п\п

Содержание занятия

К-во час

Теория

Практ.

Результативность

Дата


Культура общения

4

1

3

Результативность: Формулирование правил речевого поведения.


1

Инсценировка отрывка сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок».

1


1



2-3

Где нельзя громко разговаривать и почему?

2

1

1



4

Чтение стихотворения « В музее, кинотеатре и трамвае…»

1


1




Да здравствует вежливость!

6

3

3

Результативность: Игра «Волшебные слова».


5

Повторим все волшебные слова в игре « Вставь слово».

1


1



6-7

Разучивание пословиц.

2

1

1



8

Стихотворение С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы».

1

1




9-10

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

2

1

1




Вежливый отказ

4

1

3

Результативность: Разыгрывание ситуаций.


11-12

Чтение и анализ стихотворений « Не выучил» А.Шибаев.

2

1

1



13

«Подарите крокодила» Э.Мошковская.

1

1




14

Знакомство с речевыми ответами: вежливыми отказами.

1

1





Как вести себя в гостях

7

2

5

Результативность: Правила поведения в гостях.



15

Разыгрывание сценки прихода гостей на день рождения с подарками.

1


1



16

Правила приема гостей.

1

1




17

Просмотр и обсуждение слайдов на тему «Хорошо-плохо».

1


1



18

«Игровая» передача по телевизору (дети обыгрывают слова «диктора»)

1


1



19

Рисование по теме беседы для выставки детских работ.

1


1



20-21

Стихотворение А. Хайт «В квартире нашей все блестит…».

2

1

1




Правила общения с окружающими

8

4

4

Результативность: Составление « Дерево вежливости».


22

Только вежливому, воспитанному и добром; человеку окружающие люди всегда относятся доброжелательно.

1

1




23-24

Игра «Узнай эмоцию по фотографии».

2

1

1



25

От чего зависит наше настроение?

1

1




26

Басня «Птичий двор» (инсценировка)

1


1



27-28

Какие чувства вы испытываете, когда сталкиваетесь с конфликтами?

2

1

1




Игра «В кругу симпатий».

1


1




Культурный человек: кто он такой? (6ч).

6

4

2

Результативность: Загадывание загадок о предметах ухода и быта.



29-30

Кого называют культурным человеком?

1

1




31

Как выглядит культурный человек?

1

1




32-33

Чтение и анализ ситуаций. Игра «Кот и мыши».

2

1

1



34

Кого бы вы назвали культурным человеком и почему?

1

1




35

Репродукций художественных произведений

изображением различных поведенческих ситуаций.

1


1





ИТОГО:

35

14

21



























Методическое обеспечение программы:

Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.

альбом, краски, кисточки, клей, разноцветная бумага.

Экранно-звуковые пособия:

  • презентации по теме.

Наглядные пособия:


    • таблицы по правилам дорожного движения;

    • таблицы по пожарной безопасности;

    • плакаты по охране здоровья школьника;

    • плакат «Вызов экстренных служб»;

    • натуральный дидактический материал;

    • настольные игры.

Список литературы:

Словарь–справочник по специальному образованию: / авторы- сост. О. Л. Алексеев, В.В. Коркунов, И. А. Филатова – Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2008г.


Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007г.


В.В. Гладкая. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2003г.


Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. / Т.Н. Гущина – М.: АРКТИ,2008г.


Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. Санкт-Петербург, 1998г.


Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток (1 – 4 классы), В.И. Ковалько. – М.: Эксмо, 2007г.


Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. / И.Ф. Мулько – М.: ТЦ Сфера, 2007г.


Правила дорожного движения. Занимательные материалы. / Сост. Л.Б. Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008г.



Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1 класс. / Е.А. Поторочина – М.: ВАКО, 2008г.

Б.П. Пузанова, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. М.: Академия, 2000г.


Интернет ресурсы.