СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлена программа курса внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и назначение программы

Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных

государственных образовательных стандартов начального общего, основного

общего и среднего общего образования, федеральных образовательных программ начального общегообразования. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.

Задачей педагога, реализующего программу, является развитие у

обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.

Программа направлена на:

− формирование российской гражданской идентичности обучающихся;

− формирование интереса к познанию;

− формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и

уважительного отношения к правам и свободам других;

− выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых

норм;

− создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности;

− развитие у школьников общекультурной компетентности;

− развитие умения принимать осознанные решения и делать выбор;

− осознание своего места в обществе;

− познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;

− формирование готовности к личностному самоопределению.


Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы.

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

от 29.12.2012 № 273-ФЗ4.

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ

Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии

национальной безопасности Российской Федерации».

3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021

№ 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64100).

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021

№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного

стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101).

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022

№ 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69676).

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022

№ 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69675).

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17

мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован

Минюстом России 7 июня 2012 г. № 24480)

8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022

№ 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован Минюстом России 12.09.2022 № 70034).

9. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О

направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных

занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03–1190.5

10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023

№ 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74229).

11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023

№ 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74223).

12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023

№ 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего

общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74228).

Варианты реализации программы и формы проведения занятий

Программа реализуется в работе с обучающимися 1–2, 3–4 классов. В 2023–2024 учебном году запланировано проведение 36 внеурочных занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по понедельникам, первым уроком.

Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с обучающимися.

Ценностное наполнение внеурочных занятий

В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:

1) соответствие датам календаря;

2) значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в

календаре в текущем году.

Основные ценности характеризуются следующим образом.

1. Историческая память

– историческая память – обязательная часть культуры народа и каждого

гражданина;

– историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и

продолжить достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений;

– историческая память есть культура целого народа, которая складывается из

объединения индивидульных переживаний, и включает важнейшие нравственные качества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков.

Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном содержании занятия. Например, тема «День народного единства» рассматривается на известных исторических фактах – единение людей, когда Родина нуждается в защите в 1612 г.

2. Преемственность поколений

– каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает,

воссоздаёт, продолжает его достижения, традиции;

– семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о

предыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фото, вещах, а также в гуманном отношении к старшим поколениям.

3. Патриотизм — любовь к Родине

– патриотизм (любовь к Родине) – самое главное качества гражданина;

– любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к

родному дому, малой родине;

– патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли;

чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России.

4. Доброта, добрые дела

− доброта — это способность (желание и умение) быть милосердным,

поддержать, помочь без ожидания благодарности;

− благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительность

была распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для подражания.

5. Семья и семейные ценности

– семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством,

общими делами, но и значимыми ценностями — взаимопониманием,

взаимоподдержкой, традициями и т. д.;

– каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на

помощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь друг

другу;

– обучающийся должен ответственно относиться к своей семье, участвовать

во всех ее делах, помогать родителям;

– семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные

ценности представлены в традиционных религиях России.

6. Культура России

– культура общества — это достижения человеческого общества, созданные

на протяжении его истории;

– российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во

всем мире;

– культура представлена достижениями в материальной сфере

(строительство, техника, предметы быта и др.), в духовной сфере (народное

творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а также в этике, культуре взаимоотношений людей.

7. Наука на службе Родины

– наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека;

– в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие

свою деятельность;

– в России совершено много научных открытий, без которых невозможно

представить современный мир.

Особенности реализации программы

Личностное развитие ребёнка – главная цель педагога. Личностных

результатов обучающихся педагог может достичь, увлекая школьников совместной и интересной многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием.

Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.

В приложениях к программе содержатся методические рекомендации,

помогающие педагогу грамотно организовать деятельность школьников на

занятиях в рамках реализации программы курса внеурочной деятельности

«Разговоры о важном».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

С чего начинается Родина? Колыбельная песня мамы, первая игрушка, первая книга. Малая Родина: родная природа, школа, друзья, культура и история родного края. Ответственность гражданина за судьбу своей Отчизны.Историческая память народа и каждого человека. Связь (преемственность) поколений – основа развития общества и каждого человека.

Любовь к Родине, патриотизм — качества гражданина России. Любовь к родному краю, способность любоваться природой, беречь её — часть любви к Отчизне. Преемственность поколений в готовности защищать родную землю. Великая Отечественная война: герои, подвиги, самопожертвование. Непокоренный Ленинград: страницы истории блокады города.

Конституция Российской Федерации — главный закон государства. Что такое права и обязанности гражданина. Права ребёнка в России. Примеры выполнения обязанностей членами общества. Избирательная система в России.

Любовь к родной природе, ее охрана и защита – проявление патриотических чувств. Россия от края и до края: разнообразие природы, объекты природы, вошедшие в список мирового достояния ЮНЕСКО. Природа малой Родины. Природные достопримечательности Поволжья, Севера, Сибири, Дальнего Востока. Крым – природная жемчужина. Симферополь — столица Республики Крым, «ворота Крыма».

Нравственные ценности российского общества. Трудовая деятельность россиян, созидательный труд на благо Отчизны. Многообразие профессий,люди особых профессий.

Герои нашего времени. Профессии прошлого и профессии будущего — что будет нужно стране, когда я вырасту? Профессии моих родителей, бабушек и дедушек. Профессиональные династии. Зачем нужно учиться всё время, пока работаешь?

Гуманизм, доброта, волонтёрская деятельность — качество настоящего человека, способность оказать помощь, поддержку, проявить заботу и милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и для кого предназначено. Добрые дела граждан России в прошлые времена: благотворительность граждан; пожертвование как одна из заповедей в традиционных религиях. Деятельность добровольцев как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни. Качества людей, которых называют добровольцами: милосердие, гуманность, сопереживание.Как младший школьник может проявить добрые чувства к другим людям?

Детские общественные организации в России и их деятельность – мы вместе, и мы делаем добрые дела. Наша помощь нужна тем, кто в ней нуждается: больным, старым, слабым. Всемирный фестиваль молодежи.

Учебный коллектив. Правила взаимодействия в учебной деятельности. Взаимоответственность членов учебного коллектива за успехи одноклассников, помощь, поддержка в коллективе – залог его благополучия и отсутствия конфликтов. Противостояние отрицательным влияниям.

Государственные праздники Российской Федерации:

Новый год, — замечательный общенародный праздник. Традиции празднования Нового года в разных странах. История возникновения новогоднего праздника в России. Рождество. История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России. История создания новогодних игрушек.

День российской науки. Наука и научные открытия в России. Значение научных открытий для прогресса общества и развития человека. Преемственность поколений в научных достижениях. Выдающиеся ученые прошлых веков: М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, К. Э. Циолковский. Научные открытия российских учёных, без которых невозможно представить современный мир: телеграф, цветная фотография, радиоприёмник, ранцевый парашют, наркоз, искусственное сердце. Качества ученого: талант, вдохновение, упорство, увлеченность. Проявление интереса к научным знаниям и деятельности российских ученых. Желание расширять свои знания, участвовать в школьной опытноисследовательской деятельности. Что такое виртуальный мир и кто его создаёт? «Плюсы» и «минусы» виртуального мира. Правила безопасного пользования Интернет-ресурсами.

Международный женский день — праздник благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе — труженица, мать, воспитатель детей. Великие женщины в истории России, прославившие свою Отчизну.

День космонавтики. Страницы истории российской космонавтики. Первый искусственный спутник Земли; Луноход-1; первый полёт человека в космос – Ю. А. Гагарин; первый выход в открытый космос — А. А. Леонов; самый длительный полёт в космосе — Валерий Поляков. Гордость россиян за успехи страны в освоении космоса.

Праздник Весны и Труда. Истории праздника – 100 лет. Последний весенний месяц связан с разнообразными работами в поле, в саду, в огороде. С давних времен люди желали друг другу хорошего урожая, удачного лета. Традиция изменилась, когда женщины-работницы выступили на митинге с требованиями прекратить эксплуатировать детский труд и повысить заработную плату женщинам.

День Победы. Великая победа советской армии в Великой Отечественной войне. Какое чувство вело советских людей на борьбу за свободу своей Родины? Вклад в победу советских воинов, тыла, партизанского движения. Кто такие фашисты? Почему они хотели сделать все народы своими рабами? Преступления нацистов: концлагерь как места принудительной жестокой изоляции. Дети Освенцима. 11 апреля — день освобождения узников концлагерей. Связь (преемственность) поколений: бессмертный полк — помним, любим, гордимся.

День России – праздник всех, кто любит свою страну, заботиться о ее процветании. Этот праздник – символ свободы, гражданского мира, согласия всех народов Российской Федерации. В это день каждый еще раз вспомнит о том, что Россия – это мы, живущие в больших и малых городах, на берегах Северного Ледовитого океана и на склонах Кавказских гор, в Поволжье и за Уралом…. В этот день мы еще раз убеждаемся, что все народы нашей страны – едины.

День знаний. Наша страна предоставляет любому ребёнку возможность с 6,5 лет учиться в школе. Знания — ценность, которая необходима не только каждому человеку, но и всему обществу. Знания — основа успешного развития человека и общества. Каждый должен стремиться к обогащению и расширению своих знаний.

День учителя. Учитель — важнейшая в обществе профессия. Назначение учителя – социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения. Учитель — советчик, помощник, участник познавательной деятельности школьников. Оценка учительского труда. Страницы истории развития образования. Первые школы, первые учителя-монахи. Влияние книгопечатания на развитие образования. И. Федоров. Великие педагоги прошлого. Учебники К.Д. Ушинского для обучения грамоте детей. Яснополянская школа Л. Н. Толстого.

День народного единства. Этот праздник – проявление гордости и поклонения предшествующим поколениям, которые не раз проявляли патриотические чувства, объединялись в те времена, когда Родина нуждалась в защите. Так было в 1612 году, когда Минин и Пожарский собрали народное ополчение для борьбы с иноземными захватчиками. Так было в 1941-1945 годах во время Великой Отечественной войны с фашистами.

Планируемые результаты освоения программы внеурочных занятий«Разговоры о важном»

Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достиженийшкольниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

Личностные результаты

Гражданско-патриотического воспитание:осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей страны.

Духовно-нравственное воспитание: понимание связи человека с окружающим миром; бережное отношение к среде обитания; проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред. Признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и 18 морального вреда другим людям; выполнение нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений.

Эстетическое воспитание: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.

Ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Проявление желания обогащать свои знания, способность к поисково-исследовательской деятельности.

Метапредметные результаты

Универсальные учебные познавательные действия: для решения предложенных учебных задач использовать интеллектуальные операции (сравнение, анализ, классификацию), оценивать ситуации нравственного и безнравственного поведения, приводить примеры событий, фактов, демонстрирующих отношение человека к окружающему миру, проявление нравственно-этических качеств. Работать с информацией, представленной в текстовом, иллюстративном, графическом виде.

Универсальные учебные коммуникативные действия: проявлять активность в диалогах, дискуссиях, высказывать свое мнение по поводу обсуждаемых проблем; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; создавать устные и письменные высказывания, небольшие тексты (описание, рассуждение); проявлять желание готовить небольшие публичные выступления.

Универсальные учебные регулятивные действия: признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение. Принимать участие в планировании действий и операций по решению учебной задачи, оценивать свое участие в общей беседе (дискуссии, учебном диалоге).


Занятия «Разговоры о важном» позволяют осуществить решение задач по освоению предметных планируемых результатов. Многие темы «Разговоров о важном» строятся на использовании содержания учебных предметов. Это позволяет совершенствовать функциональную грамотность младших школьников: развивать умения использовать полученные знания в нестандартных ситуациях; отбирать, анализировать и оценивать информацию в соответствии с учебной задачей; строить высказывания и тексты с учетом правил русского языка.

Многие темы «Разговоров о важном» выходят за рамки программ учебных предметов и способствуют развитию кругозора младшего школьника, его возрастной эрудиции и общей культуры. Эта функция внеурочной деятельности особенно важна и является после решения воспитательных задач - существенной и приоритетной.

















Тематическое планирование 1–2, 3–4 классы (1 час в неделю)


Классы

Тема занятия

Основное содержание

Дата проведения

1-2

День Знаний

Знания – ценность, которая необходима не только каждому человеку, но и всему обществу. Наша страна предоставляет любому ребёнку возможность с 6,5 лет учиться в школе Знания – основа успешного развития человека и общества

04.09.2023

3-4

Наша страна предоставляет возможность каждому получить достойное образование. Обязательное образование в РФ 9 лет. Каждый должен стремиться к обогащению и расширению своих знаний.

1-2

Там, где Россия

Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России.Любовь к родному краю, способность любоваться природой, беречь её – часть любви к Отчизне.

11.09.2023

3-4

Историческая память народа и каждого человека. Героическое прошлое России: преемственность поколений в проявлении любви к Родине, готовности защищать родную землю.

1-2

100-летие со дня рождения Зои Космодемьянской

Героизм советских людей в годы Великой Отечественной войны. Участие молодежи в защите Родины от фашизма. Зоя Космодемьянская – первая женщина – Герой Советского Союза за подвиги во время ВОВ. Качества юной участницы диверсионной группы: бесстрашие, любовь к Родине, героизм.

18.09.2023

3-4

Проявление чувства любви к Родине советской молодежью. Юные защитники родной страны – герои Советского Союза. Зоя. Космодемьянская – первая женщина – герой Советского Союза. Качества героини:самопожертвование, готовность отдать жизнь за свободу Родины.

1-2

Избирательная система России

Избирательная система в России: значение выборов в жизни общества; право гражданина избирать и быть избранным. Участие в выборах –проявление заботы гражданина о процветании общества.Важнейшие особенности избирательной системы в нашей стране: право гражданина на выбор; справедливость,всеобщность, личное участие гражданина.

25.09.2023

3-4

Что такое избирательная система, какое значение имеют выборы для жизни государства, общества и каждого его члена; право гражданина избирать и быть избранным. Свободные выборы отражают демократизм и справедливость российского государства, обеспечивают достойное будущее общества и каждого его члена. Принципы избирательной системы в нашей стране: демократизм, справедливость,всеобщность, личное участие.

1-2

День учителя (советники по воспитанию)

Учитель – важнейшая в обществе профессия. Назначение учителя –социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения. Учитель – советчик, помощник,

участник познавательной деятельности школьников. Оценка учительского труда.

02.10.2023

3-4

В разные исторические времена труд учителя уважаем, социально значим, оказывает влияние на развитие образования членов общества. Великие педагоги прошлого. Яснополянская школа Л. Н. Толстого. Почему великий писатель открыл для крестьянских детей школу. Особенности учения и общения школьников со своими учителями и между собой. Книги-учебники для обучения

детей чтению.

09.10.2023

1-2

О взаимоотношениях в коллективе

Общая цель деятельности одноклассников. Взаимопомощь, поддержка, выручка – черты настоящего коллектива. Детский телефон доверия

16.10.2023

3-4

Школьный класс - учебный коллектив. Ответственность за успешность каждого ученика, помощь, поддержка и взаимовыручка – качества членов коллектива. Роли в коллективе: умение руководить и подчиняться. Воспитание в себе умения сдерживаться, справляться с обидами, снимать конфликты. Детский телефон доверия

1-2

По ту сторону экрана

Российскому кинематографу – 115 лет. Может ли сегодня человек (общество) жить без кинематографа? «Великий немой» – фильмы без звука. 1908 год – рождение детского кино в России. Первые игровые фильмы: «Дедушка Мороз», «Царевна-лягушка», «Песнь о вещем Олеге». Создание студии «Союздетфильм». Известные первые игровые фильмы: «По щучьему велению», «Морозко», «Королевство кривых зеркал», (режиссера Александра Роу).

23.10.2023

3-4

Российскому кинематографу – 115 лет. Рождение «Великого немого» в России. Что такое киностудия? Кто и как снимает кинофильмы? Первые звуковые фильмы, которые знают и любят все: «Путевка в жизнь» (режиссер Н. Экк), «Чапаев» (режиссеры – братья Васильевы),Какие бывают кинофильмы: документальные, художественные. Любимые детские кинофильмы. Музыка в кино

1-2

День спецназа

28 октября – День подразделений специального назначения. Страна гордится важной работой бойцов спецназа. Легендарные подразделения: «Альфа», - борьба с террористами, освобождение заложников, поиск особо опасных преступников. «Вымпел» – охрана экологически важных объектов; борьба с террористами; ведение переговоров и проведение разведки. Качества бойцов спецназа, спортивные тренировки

30.10.2023

3-4

28 октября – День подразделений специального назначения. Страна гордится важной работой бойцов спецназа. Деятельность подразделений спецназа: поимка особо опасных преступников, террористов, освобождение заложников, различные поисковоспасательные работы; Обеспечение международных мероприятий (олимпиад, соревнований, встреч руководителей Деятельность известных спецподразделений: «Альфа», - борьба с террористами, освобождение заложников, поиск особо опасных преступников «Дельфин» – спецотряды морской пехоты – борьба с подводными диверсантами «Град» – борьба с террористами, освобождение заложников. Способности и особые качества бойцов спецназа: физические (сила, ловкость, Видеоматериалы: будни подразделений спецназа». Беседа: «Важна ли работа спецназа?», «Почему нужно бороться с террористами, захватчиками заложников, охранять важные мероприятия или объекты? Интерактивное задание: соединить физкультурное упражнения с нормой его выполнения при поступлении в спецназ. Например, бег на 3 км (10 мин.30сек); подтягивание на перекладине (25 раз); отжимание от пола (90 раз). Ролевая игра: роли – боец «Альфы», боец «Дельфина», боец «Града». Они читают о своей деятельности, показывают иллюстрации. Интерактивное задание: выбери фото и расскажи, в каком подразделение спецназа ты хотел бы служить. Коллективное создание плаката - аппликации «День спецназа» 34 быстрота), волевые (выносливость, терпеливость, сдержанность, наблюдательность), умение пользоваться разными видами оружия.

1-2

День народного единства

Чему посвящен праздник «День народного единства»? Проявление любви к Родине: объединение людей в те времена, когда Родина нуждается в защите. Чувство гордости за подвиги граждан земли русской в 1612 году Минин и Пожарский – герои, создавшие народное ополчение для борьбы с иноземными захватчиками.

06.11.2023

3-4

История рождения праздника. Минин и Пожарский – герои, создавшие народное ополчение для борьбы с иноземными захватчиками. Преемственность поколений: народ объединяется, когда Родине грозит опасность. Чувство гордости за подвиги граждан земли русской в 1612 году и в 1941-1945 г.

1-2

Россия – взгляд в будущее

«Цифровая

экономика

сегодня.

«Умный дом»

Экономика как управление хозяйством страны: производство, распределение, обмен, потребление. Что сегодня делается для успешного развития экономики РФ? Можно ли управлять экономикой с помощью компьютера (что такое цифровая экономика – интернет-экономика, электронная экономика). «Умный дом»: «умное освещение», «команды электроприборам (кофеварка, чайник)», напоминания-сигналы жителям квартиры.

13.11.2023

3-4

Россия – взгляд в будущее

«Цифровая

экономика.

«Умный город»

Цифровая экономика – это деятельность, в основе которой лежит работа с цифровыми технологиями (интернетэкономика, электронная экономика). Что такое «умный город»: «умное освещение», «умный общественный транспорт», противопожарные датчики. Какое значение имеет использование цифровой экономики? Механизмы цифровой экономики: роботы (устройства, повторяющие действия человека по заданной программе); искусственный интеллект (способность компьютера учиться у человека выполнять предложенные задания)

1-2

День матери

Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка в доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей. Материгероини. Как поздравить маму в ее праздник – День матери?

20.11.2023

3-4

Мать, мама – самый дорогой и близкий человек на свете. С давних времен мать и дитя – олицетворение нежности, любви, привязанности. Мадонна – мать Иисуса Христа – воплощение любви к своему ребенку. История создания картины Леонардо-да Винчи «Мадонна Литта». Нравственная истина и ценность: «У матери чужих детей не бывает»: защита, помощь, внимание со стороны матерей детям других матерей (примеры ВОВ)

1-2

Что такое Родина?

Родина – это страна, где человек родился и живет, учится, работает, растит детей. Родина – это отчий дом, родная природа, люди, населенные пункты – все, что относится к стране, государству. Человек всегда проявляет чувства к своей Родине, патриот честно трудится, заботится о ее процветании, уважает ее историю и культуру

27.11.2023

3-4

Родина – это страна, государство, в котором живет человек, гражданин этого государства. Здесь прошло детство, юность, человек вступил в самостоятельную трудовую жизнь. Что значит «любить Родину, служить Родине»? Роль нашей страны в современном мире. Значение российской культуры для всего мира. Уникальные объекты природы и социума, вошедшие в список ЮНЕСКО

1-2

Мы вместе.

Память времен: каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой, историей, средой обитания. Связь (преемственность) поколений – основа развития общества и каждого человека. Семейное древо. Память о своих родных, которые представляют предшествующие поколения. Сохранение традиций семьей, народом Создание традиций своего класса.

04.12.2023

3-4

Историческая память проявляется в том, что новое поколение людей стремится воспитать в себе качества, которые отражают нравственные ценности предыдущих поколений. Например, ценности добра, заботы, ответственности за жизнь, здоровье и благополучие ближних: «накорми голодного, напои жаждущего, одеть нагого, навестить больного – будь милосерден». Благотворительные организации в современной России («Например, «Подари жизнь»)

1-2

Главный закон страны

Конституция Российской Федерации – главный закон государства, который закрепляет права гражданина как отношение государства и его граждан. Права — это обязательство государства по созданию условий благополучной жизни каждого человека. Права ребенка в РФ

11.12.2023

3-4

Конституция – главный закон страны. Права гражданина РФ: свобода вероисповедования, право на участие в управлении делами государства; право избирать и быть избранным; право на участие культурной жизни общества (доступ к культурным ценностям) Обязанность гражданина РФ как установленные законом правила, которые должен выполнять каждый гражданин Обязанности школьника.

1-2

Герои нашего времени

Герой – человек, совершающий поступки, необычные по своей смелости, отваге. Совершая подвиги, герой никогда не думает об опасности для себя, его действия направлены на спасение других. Героями в нашей стране являются не только взрослые, но и дети. Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у себя волевые качества: смелость, решительность, стремление прийти на помощь. Памятники героям мирного времени.

18.12.2023

3-4

Качества героя – человека, ценою собственной жизни и здоровья, спасающего других: смелость, самопожертвование, ответственность за судьбу других, отсутствие чувства страха. Герои военных времен. Герои мирного времени Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у себя волевые качества: смелость, решительность, стремление прийти на помощь

1-2

«Новый год – традиции праздника разных народов России»

Новый год – любимый семейный праздник. История возникновения новогоднего праздника в России. Участие детей в подготовке и встрече Нового года. Подарки и пожелания на Новый год. История создания новогодних игрушек. Традиции Новогоднего праздника разных народов России: якутов (праздник "Ысыах"); бурятов День Белого Месяца); осетинский Новый Год Ногбон; татар («Навруз») – по выбору.

25.12.2023

3-4

История возникновения новогоднего праздника в России. Участие детей в подготовке и встрече Нового года. Традиции Новогоднего праздника в разных странах мира: Швеции, Франции, Испания, Китай, Япония – (по выбору)

1-2

От «А» до «Я». 450 лет «Азбуке» Ивана Федорова

Иван Федоров - выдающийся первопечатник в России, не только составитель и издатель первых книг, но и педагог, создатель методики обучения грамоте. Особенности построения «Азбуки».

08.01.2024

3-4

Иван Федоров - выдающийся первопечатник России, создатель первого печатного учебника для обучения детей славянской письменности. Трудности, с которыми пришлось встретиться первопечатнику. Особенности построения «Азбуки», правила, которые изучали дети в 16 веке

1-2

Налоговая грамотность

Налог – денежные отношения между организацией и любым работающим человеком, необходимая обязательная плата государству с любых доходов. Для чего взимаются налоги? Откуда государство берет деньги для содержания учреждений, армии, объектов культуры, строительства жилья, детских садов и школ, больниц, стадионов и др.?

15.01.2024

3-4

Появление налогов связано с возникновением государства: это были средства для содержания органов власти, армии, чиновников. Ни одно государство не может обойтись без налогов, это – основа бюджета страны, основной источник дохода. Коллективные потребности в государстве.

1-2

Непокоренные (блокада Ленинграда)

Что такое блокада? 900 дней жизни под обстрелом, без продовольствия и электричества. Как жили и о чём мечтали дети блокадного города: ленинградский ломтик хлеба; печь буржуйка; блокадная школа, как праздновали Новый год... Дорога жизни. Посильная помощь детей взрослым: уход за ранеными, дежурство на крыше.

22.01.2024

3-4

Блокада Ленинграда: 900 страшных дней: холод, голод, отсутствие электричества, ежедневные обстрелы. Жизнь в Ленинграде продолжалась: работал военный завод, убирали снег с улиц; по радио шли передачи «Говорит Ленинград»; работали школы и дети учились. Дорога жизни, кабель жизни; эвакуация детей. Посильная помощь детей взрослым: уход за ранеными, дежурство на крыше. Под грохот канонады продолжалась культурная жизнь блокадного Ленинграда: работала филармония, блокадный театр, в музеях проводились экскурсии, печатались газеты и книги, работали выставки картин ленинградских художников. Январь 1944 г – снятие блокады

1-2

Союзники России

Кого называют союзником? Договор о коллективной безопасности – объединение государств, которые совместно борются с терроризмом. Экономическое сотрудничество государств с Россией: Китай, Белоруссия. Культурное сотрудничество государств с Россией: спортивные соревнования, художественные выставки, фестивали и конкурсы, выступления театров

29.01.2024

3-4

Союзники современной России. Договор о коллективной безопасности – объединение государств, которые совместно борются с терроризмом. Научное сотрудничество России с Белоруссией, Китаем, Индией, Кубой. Экономическое сотрудничество государств с Россией: Китай, Турция, Белоруссия, Сирия. Культурное сотрудничество государств с Россией: спортивные соревнования, художественные выставки, фестивали и конкурсы, выступления театров

1-2

Менделеев. 190 лет со дня рождения

Наука и ученые: научные открытия позволили изменить жизнь человека и развивать общество. Лаборатория ученого. Что в ней происходит? Д.И. Менделеев - выдающийся ученый-химик и физик (изучал свойства веществ), создатель воздушного шара. Менделеев – педагог, профессор химии в университете, автор учебников по химии. Любимые занятия ученого в свободное время: «чемоданных дел мастер», шахматист.

05.02.2024

3-4

Роль научных открытий в жизни и развитии общества и человека. Д.И. Менделеев – великий химик, физик, метеоролог. Исследование ученым свойств веществ, атмосферы Земли, создание бездымного пороха. «Хобби» Менделеева: «чемоданных дел мастер», шахматист, художник (создатель новых красок)

1-2

День первооткрывателя

Первооткрыватели первыми открывает новые земли, страны, изучают и описывает их особенности. Российские мореплаватели: открывшие Антарктиду (Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарев). Первые открыватели космоса: Ю. Гагарин, В. Терешкова, А. Леонов. Проявление интереса и уважения к личности первооткрывателя, его чертам характера: целеустремленности, смелости, упорству

12.02.2024

3-4

Первопроходцами называют людей, которые открывают, изучают и описывают новые территории Земли, а также космос; первыми делают важные научные открытия. Это – мореплаватели, землепроходцы, первооткрыватели космоса, изобретатели, ученые-медики Проявление интереса и уважения к личности первооткрывателя, его чертам характера: целеустремленности, смелости, упорству

1-2

День защитника Отечества

Благодарность армии за мирную жизнь, за проявление патриотических чувств, защиту Родины, охрану ее рубежей. Преемственность поколений. Армия в годы войны и мирное время: всегда есть место подвигу. Памятник советскому воину в Берлине. Качество российского воина: смелость, героизм, самопожертвование

19.02.2024

3-4

Благодарность армии за мирную жизнь, за проявление патриотических чувств, защиту Родины, охрану ее рубежей. Преемственность поколений. Страницы истории российской армии. «В жизни всегда есть место подвигу». Герои России мирного времени

1-2

Как найти свое место в обществе?

«Я – в семейном и детском обществе»

Твое место в семейном коллективе. Твое равноправное участие в трудовой, досуговой жизни семьи. Проявление активности, инициативности в делах семейных. Классный коллектив – это твое детское общество. Твои интересы, обязанности, друзья в этом обществе.

26.02.2024

3-4

Как найти свое место в обществе?

«Как сегодня готовиться жить успешно во взрослом обществе?»

Школьная жизнь – подготовка к взрослой жизни в обществе. Качества члена детского общества, которые помогают найти свое место в жизни. Знаешь ли ты себя: что ты хочешь, о чем мечтаешь, к чему стремишься, что для этого делаешь

1-2

Всемирный фестиваль молодежи

Фестиваль молодежи и студентов проходит под лозунгом «За мир, дружбу, солидарность и справедливость!». Фестиваль – это возможность молодых людей общаться: поделиться своими планами на будущее, рассказать о своей стране, о работе или учебе. На Фестивале проводятся различные мероприятия, собрания, диспуты, дружеские соревнования, концерты. Россия принимает гостей со всего мира дружелюбно и гостеприимно

04.03.2024

3-4

Фестиваль молодежи и студентов проходит под лозунгом «За мир, дружбу, солидарность и справедливость!». История рождения Фестивалей. Фестиваль – это возможность молодых людей общаться: поделиться своими планами на будущее, рассказать о своей стране, о работе или учебе. На Фестивале проводятся различные мероприятия, собрания, диспуты, дружеские соревнования, концерты. Россия принимает гостей со всего мира дружелюбно и гостеприимно

1-2

Первым делом самолеты…. О гражданской авиации

Гражданской авиации России 100 лет. Значение авиации для жизни общества и каждого человека. Мечта человека летать воплотилась в сказках, легендах. Первый самолет гражданской авиации в России. Типы современных самолетов.

11.03.2024

3-4

Гражданской авиации России 100 лет. Значение авиации для жизни общества и каждого человека. Мечта человека летать воплотилась в сказках, легендах, летописях. Мечта стать летчиком, покорить воздушное пространство свойственно как мужчинам, так и женщинам разного возраста. Первый самолет гражданской авиации в России. Типы современных самолетов

1-2

Крым – дорога домой

Вспомним, что такое Крым? Уникальные природные места Крыма. Города Крыма, его столица. Как живет сегодня Крым.

18.03.2024

3-4

Крым на карте России. История присоединения Крыма к России. Крым – губерния России с 1783 года, когда у Белой скалы крымчане принесли присягу на верность России и ее императрице Екатерине Великой. Крым всегда оставался свободной частью России: было сохранено другое вероисповедание, знати присваивался титул дворянский титул. Россия построила Севастополь - крупнейший порт Крыма. Как живет сегодня Крым: Крымский мост, трасса Таврида, благоустройство городов, восстановление сельского хозяйства, народной культуры

1-2

Россия – здоровая держава

Человек должен быть здоров, жизнерадостен, закален. Это помогает ему многое успевать, успешно заниматься трудом, учебой, домашними делами. Здоровые люди активно участвуют в жизни общества. Что такое здоровый образ жизни, как человек должен его организовывать. Россия – спортивная страна

25.03.2024

3-4

Человек должен быть здоров, жизнерадостен, закален. Правила здорового образа жизни. Российское государство заботится о том, чтобы все граждане были здоровы, а Россия всегда называли здоровой державой. В России строятся стадионы, детские спортивные школы и центры, бассейны. Россия – мировая спортивная держава

1-2

Цирк! Цирк! Цирк!

Почему и дети, и взрослые любят цирк? Цирковые профессии. Вспомним великие семьи цирковых артистов: семья Запашных; семья Кантемировых. Знаменитый «Уголок Дурова» и его основатель. Великий клоун Ю. Никулин. Первая женщина-укротительница тигров Ю. Бугримова

01.04.2024

3-4

Страницы истории цирка в России. Цирковые профессии и их знаменитые представители. Великий клоун Ю. Никулин. Первая женщина-укротительница тигров И. Бугримова. Просто ли стать цирковым артистом?

1-2

«Вижу Землю»

Книга Ю.А. Гагарина «Вижу Землю». Первые впечатления космонавта о наблюдениях голубой планеты «Земля». Страницы рассказа Ю.А. Гагарина «Вижу Землю»: детство, участие в семейном труде, тяготы войны, первая профессия, желание и стремление стать летчиком. Первый полет. Как современный школьник может изучать планету Земля?

08.04.2024

3-4

Первый космонавт России и мира: личность Ю.А. Гагарина. Причина, по которой космонавт решил написать книгу «Вижу Землю». Рассказ Юрия Алексеевича о своем детстве, взрослении и подготовка к полету. Как современный школьник может изучать планету Земля?

1-2

215 лет со дня рождения Гоголя

Н.В. Гоголь – великий русский писатель. Его произведения сатирически освещают жизнь общества XIX века. Удивительные факты писателя: сочинение стихов в 5 лет; загадочность поведения, стеснительность; суеверность. Увлечения Гоголя: любовь к рукоделию; умение и интерес к приготовлению украинских блюд. Знакомство и дружба Гоголя и Пушкина

15.04.2024

3-4

Н.В. Гоголь – великий русский писатель. Его произведения сатирически освещают жизнь общества XIX века. Особенности характера писателя: застенчивость, склонность к мистике, стремление к уединению. Влияние склонности писателя к мистике, фантастике на сюжеты его произведений Знакомство и дружба с Пушкиным. Интерес детей к фантастическим (сказочным) произведениям. Особый стиль произведений Гоголя: обращение к читателю; диалоги, народность языка

1-2

Экологичное потребление

Экологичное потребление – как использовать природу, чтобы приносить ей как можно меньше вреда. Что значит – жизнь без отходов: отказ от ненужного, продление жизни вещей, повторное использование, экономия природного материала (воды, света)

22.04.2024

3-4

Экологичное потребление – как использовать природу, чтобы приносить ей как можно меньше вреда. Что значит – жизнь без отходов: отказ от ненужного, продление жизни вещей, сокращение потребления, повторное использование, переработка отходов, экономия природного материала (воды, света)

1-2

Труд крут!

Труд – основа жизни человека и развития общества. Любой труд имеет цель, результат. Качества труженика, которые определяют успешность его трудовой деятельности: наличие знаний и умений, терпение, старательность, ответственность, аккуратность и др.

29.04.2024

3-4

Страницы прошлого: трудились ли люди первобытного общества? Труд – основа жизни человека и развития общества. Не только талант определяет успешность трудовой деятельности. Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливым и настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно – однокоренные слова), находить пути их преодоления. Человек должен любить свою работу и любую выполнять старательно и ответственно. В современных условиях значительная часть труда – работа коллективная

1-2

Урок памяти

Что такое память человека? Память начинается с семьи, детства, школы. Что такое память поколений? Страницы прошлого, которые нельзя забывать. Преемственность в трудовой деятельности: декоративноприкладное искусство народов России. Трудовые династии. Качества россиянина, которые переходят из поколения в поколение.

06.05.2024

3-4

Зачем человеку историческая память? Может ли общество существовать без исторической памяти? Страницы героического прошлого, которые нельзя забывать. Преемственность поколений в области трудовой деятельности, образования, науки. Качества россиянина, которые переходят из поколения в поколение. Музеи, книги, произведения живописи как хранители исторической памяти. Память и профессия человека: знаменитые профессиональные династии России

1-2

Будь готов! Ко дню общественных организаций

19 мая – День детских общественных организаций. Что такое общественная организация? Чем занимаются общественная организация (общественное движение) «Школа безопасности», «Зеленая планета»? Как мы видим наше участие в общественном движении детей и молодежи?

13.05.2024

3-4

История рождения советских общественных организаций: «Звездочка», пионерская организация имени Ленина, комсомол. Участие общественных организаций (общественных движений) в жизни общества. Чем занимаются общественная организация (общественное движение) «Зеленая планета», «Детский орден милосердия», «Интеллект будущего». Наше участие в общественном движении детей и молодежи

1-2

Русский язык великий и могучий. К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина

А.С. Пушкин – великий русский поэт. Детство Саши Пушкина – влияние бабушки и няни. Темы сказок поэта, схожие с народными сказками. Народность языка в поэзии А.С. Пушкина, использование разговорной речи

20.05.2024

3-4

А.С. Пушкин – великий русский поэт. Поэзия Пушкина известна и любима во всем мире. Условия жизни, которые повлияли на становление таланта поэта: влияние бабушки и няни; учеба в Царскосельском лицее. А.С. Пушкин - преобразователь литературного русского языка. Он приблизил его к народному языку, отошел от высокопарного стиля, ввел живую разговорную речь


ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием Государственного флага Российской Федерации, слушанием (исполнением) Государственного гимна Российской Федерации. Затем участники расходятся по своим классам, где проходит тематическая часть занятия.

Сценарий внеурочного занятия рассчитан на 30 минут общения учителя с обучающимися.

К каждому занятию разработаны методические материалы для учителя. При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием и понять логику содержания занятия.

Сценарий состоит из трех структурных частей: 1 часть — мотивационная, 2 часть — основная, 3 часть — заключительная. На каждую часть дано рекомендуемое время проведения.

Цель мотивационной части занятия (3-5 минут) — предъявление обучающимся темы занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с рассматривания видеоматериала, обсуждение которого является введением в дальнейшую содержательную часть занятия.

Основная часть (до 20 минут) строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика, создание описаний, рассуждений), практической (решение конкретных практических задач), игровой (дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественная деятельность).

В заключительной части подводятся итоги занятия и рассматривается творческое задание.

Учитель должен ознакомиться с методическими рекомендациями, которые даются в каждом сценарии, что поможет ему осознанно принять цель занятия, его содержание и структуру.