АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 53 г. ТОМСК
Согласовано на заседании методического совета МАОУ гимназии № 18 г. Томска Протокол №_____ от_______2018г. Руководитель В.В. Флиман | | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ № 53 А.Е. Иванов Приказ №_______от__________ |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Сопровождение проектно-исследовательской
работы обучающихся»
Краеведение («Улица, на которой я живу»)
для основного уровня образования
( 5 классы)
Количество часов в неделю - 1
Всего в год - 34
Составитель:
Шиловская Н.З.
учитель истории и обществознания
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Краеведение» составлена в соответствии с нормативно-правовой базой: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями от 31.12.2015 № 1577); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993 (с изменениями от 24.11.2015 № 81); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"от 10.07.2015 № 26 (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...", зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528);Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации (для всех курсов).
Цели:
Познавательная:
- формирование ключевых компетентностей обучающихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.
Развивающие:
- расширение кругозора, обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции обучающихся;
- развитие творческих способностей;
- развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде).
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта;
- знать о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов;
- уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта;
- знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами;
- представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта;
- знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты;
- составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы;
- проводить рефлексию своей деятельности.
Развивающие:
- применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания;
-наблюдать и делать выводы;
- на представленном материале формировать у обучающихся практические умения по ведению проектов разных типов.
Воспитательные:
- способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;
- развивать у обучающихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий;
- вдохновлять детей на развитие коммуникабельности;
- дать возможность обучающимся проявить себя.
Содержание программы обеспечивает преемственность с программами предметов
(Краеведение), является продолжением и дополнением содержания образования.
Программа ориентирована на достижение результатов ФГОС (планируемых результатов обучения): личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Программа разработана для параллели 5 классов, рассчитана на 34 часа в год, 1час в неделю.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
- усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Регулятивные результаты:
- самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Коммуникативные результаты:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение; умение пользоваться толковыми словарями, энциклопедиями;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Познавательные:
- Проектная деятельность
- анализировать своё знание и незнание, умение и неумение по изучаемому вопросу (теме, разделу) и использовать свои выводы для постановки соответствующей учебно-познавательной задачи;
- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы);
- анализировать изучаемые объекты с целью выделения их признаков (существенных, несущественных), описывать(характеризовать) их на основе предложенного плана;
- сравнивать изучаемые объекты по указанным признакам и свойствам, находить общие существенные признаки и распределять (классифицировать) их на группы.
- владеть общими способами решения учебных задач; ориентироваться на возможность решения конкретных учебных задач разными способами;
- проводить для решения учебных задач анализ, сравнение, классификацию по заданным критериям;
- осуществлять подведение под понятие на основе разграничения существенных и несущественных признаков объектов;
- под руководством учителя устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
- строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе несложные по форме рассуждения;
- использовать рисунки, рисунки-схемы, чертежи, планы, отражающие пространственное расположение предметов, отношения между ними или их частями для решения познавательных задач;
- преобразовывать реальный объект наблюдения из чувственной формы в модель (пространственно-графическую или знаково-символическую), в которой выделены существенные признаки объекта;
- пользоваться различными дополнительными источниками информации (справочники, энциклопедии, научно-популярные, учебно-познавательные книги, СМИ и др.), осуществлять поиск и выделение в них необходимой информации, фиксировать её разными способами и сопоставлять;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую (словесную информацию переводить в наглядную и наоборот); систематизировать и структурировать информацию, отображая её в разной форме (план описания, схема, таблица и др.);
- осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения конкретной учебной задачи;
- проводить синтез как составление целого из частей, самостоятельно восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций;
- выявлять причинно-следственные связи, выстраивая логические цепи рассуждений, доказательств;
- выделять проблему (совместно с учителем и одноклассниками), при изучении новой темы, решении новой задачи, проведении исследования;
- анализировать результаты исследования и представлять их в разных формах (словесной, наглядной).
- создавать собственные простые модели;
1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. Введение. (1ч)
Знакомство обучающихся с целями и задачами курса. Понятие проектной и исследовательской деятельности. Параметры различия.
Форм а: ОНЗ, Фронтальная работа
Виды: Знакомятся с целями и задачами курса, выявляют параметры различия проектной и исследовательской деятельности
Раздел 2. Работа с информацией. 2ч
Форма: ОНЗ, групповая работа
Виды: Поиск информации в различных источниках. Выделение главной мысли из текста. Составление конспекта.
Раздел 3. От проблемы к цели. Способы мыслительной деятельности. 3ч
Форма: ОНЗ фронтальная работа
Виды: Учатся распознавать проблемы и находить решение проблемы, выявляют причины возникновения проблемы.
Раздел 4. Этапы работы в рамках проектной и исследовательской деятельности. 7ч
Форма: Групповая работа, индивидуальная работа
Виды: Выбирают тему проекта или исследования, учатся ставить цель и формулировать задачи проекта и исследования, планируют свою деятельность
Раздел 5. Работа с программой подготовки презентации Power Point. 5ч
Форма: ОНЗ, фронтальная работа
Виды: Извлекают информацию из мультимедийных источников по заданию учителя, анализируют содержание презентации, знакомятся с жанрами презентаций, создают слайда по техническому заданию учителя, работают над макетами слайдов
Раздел 6. Самостоятельные исследования и проекты. 13ч
Форма: Индивидуальная работа, групповая работа
Виды: Работают над созданием собственных исследований или проектов
Раздел 7. Защита результатов проектной и исследовательской деятельности. 2ч
Форма: Индивидуальная работа, групповая работа
Виды: Защищают проекты и исследовательские работы
Раздел 8. Рефлексия.1ч
Анализ результатов.
2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел курса | Количество часов |
1. | Раздел 1. Введение. | 1 |
2. | Раздел 2. Работа с информацией. | 2 |
3. | Раздел3. От проблемы к цели. Способы мыслительной деятельности. | 3 |
4. | Раздел 4. Этапы работы в рамках проектной и исследовательской деятельности. | 7 |
5 | Раздел 5. Работа с программой подготовки презентации Power Point. | 5 |
6 | Раздел 6. Самостоятельные исследования и проекты. | 13 |
7 | Раздел 7. Защита результатов проектной и исследовательской деятельности | 2 |
8 | Раздел 8. Рефлексия | 1 |
Календарно-тематическое планирование «Сопровождение проектно-исследовательской
работы обучающихся»
«Краеведение»
№ | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Результаты: Личностные/метапредметные |
1 | | Вводное занятие. Откуда пошла Томская земля? Древние стоянки на территории нашего края. Население Томского Приобья до прихода русских. | 1 | Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала, саморазвитию в исследовательской и творческой деятельности | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: формировать познавательный интерес к предмету исследования: объяснять процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследовательской, проектной работы |
2 | | Работа с информацией Земля за Каменным поясом (Томск в XVII веке) | 1 | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной проектной деятельности | Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текстов, производить само- и взаимопроверку и диагностику результатов конструирования текста |
3 | | Поиск информации в различных источниках. | 1 | Коммуникативные: cформировать навыки самостоятельной работы в составе группы с последующей самопроверкой и диагностикой проблемных зон при проектировании. Регулятивные: применять диагностические методы, в том числе проводить рефлексию с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения диагностики результатов проектной работы (создания виртуальных экскурсий | Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования и диагностики результатов выполнения задания |
4 | | Умение видеть проблему. Создание Томской губернии | 1 | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничать в совместном решении задач. Познавательные: формировать умения эмоционального оценивания исторических фактов, личностного восприятия прошлого | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, творческой деятельности |
5 | | Выдвижение гипотезы, умение задавать вопросы Становление Сибирского тракта. предприниматели. | 1 | Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту коллективной деятельности. Познавательные:составлять первичный проект (индивидуальный, коллективный), алгоритмы проектирования интерактивных экскурсий | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной проектной деятельности. |
6 | | Умение вести наблюдение. Эксперимент. | 1 | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования | Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования и диагностики результатов выполнения задания. |
7-9 | | Выбор темы исследования или проекта, цель и задачи исследования или проекта. 1. Улицы города Томска 2. Моя родная улица 3. История страны в названиях улиц родного города 4. Культура и наука в названиях улиц родного города 5. Имена поэтов и писателей в названиях улиц города Томска | 3 | Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту коллективной деятельности. Познавательные: составлять первичный проект (индивидуальный, коллективный), алгоритмы проектирования. | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной проектной деятельности. |
10-13 | | Организация и методика исследования, реализация проекта. Юрточная гора, 2. Нижняя и Верхняя Елани, Монастырское место, Мухин Бугор: примерные границы, история названий. | 4 | Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту коллективной деятельности. Познавательные: составлять первичный проект (индивидуальный, коллективный), алгоритмы проектирования | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, творческой деятельности |
14 | | Понятие презентации. Томский край – место ссылки. Сибирь – «идеальное» место для ссылки. Кого ссылали. 3наменитые «невольные Томичи | 1 | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования | Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования и диагностики результатов выполнения задания. |
15-18 | | Макет слайда. Районы старого Томска: Воскресенская гора, Пески, Болото, Уржатка, Заисточье, Заозерье, Кирпичи, Новая деревня: примерные границы, история | 4 | Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритма проектирования | Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования и диагностики результатов выполнения задания. |
19-31 | | Самостоятельные исследования и проекты. Томск в XVIII в. | 13 | | Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования и диагностики результатов выполнения задания. |
32-33 | | Защита результатов исследования или проекта. Критерии оценивания проекта. | 2 | | Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования и диагностики результатов выполнения задания. |
34 | | Рефлексия | 1 | | |
Приложение
Учебно-методическая обеспечение
Список литературы
Для учителя
Абрамова С.В., Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе: Лекции 5-8.- М.: Педагогический университет. «Первое сентября», 2009.-80 с.
Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся.
Калистратова Э.А. Изучаем историю своего рода./ Учебно-справочное пособие.- Екатеринбург: Форум-книга. 2007
Карнович Е.П. Родовые прозвания и титулы России, Бимпа, 1991.
Никонов В. В. География фамилий. Наука, 1988.
Евтушенко Ю.Н. Организация краеведческой работы в городе Томске (формирование креативности у школьников). Томск. - СТЮур.- 2007
Для учеников
Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся.
Калистратова Э.А. Изучаем историю своего рода./ Учебно-справочное пособие.- Екатеринбург: Форум-книга. 2007
Никонов В. В. География фамилий. Наука, 1988.
Рубцова З.В. Географические, личные и другие имена в российских сёлах. Энциклопедические описание сельских поселений России (методические рекомендации). - М.,1990.
Прохоров А.М. Города России. Энциклопедия – «Большая Российская энциклопедия», 1998.
Мультимедийные ресурсы
http://for-teacher.ru/technique/187-metod-proektov-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-uchaschihsya.html
http://for-teacher.ru/technique/187-metod-proektov-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-uchaschihsya.html
Материально-техническое обеспечение
Компьютер
экран,
проектор
Принтер
Ксерокс
11