СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности ««Сопровождение проектно-исследовательской работы обучающихся» Краеведение («Улица, на которой я живу»)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности ««Сопровождение проектно-исследовательской работы обучающихся» Краеведение («Улица, на которой я живу»)»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 53 г. ТОМСК




Согласовано на заседании методического совета МАОУ гимназии № 18 г. Томска

Протокол №_____ от_______2018г.

Руководитель В.В. Флиман



«Утверждаю»

Директор МАОУ СОШ № 53

А.Е. Иванов

Приказ №_______от__________











Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Сопровождение проектно-исследовательской

работы обучающихся»

Краеведение («Улица, на которой я живу»)



для основного уровня образования

( 5 классы)


Количество часов в неделю - 1

Всего в год - 34







Составитель:

Шиловская Н.З.

учитель истории и обществознания















2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности «Краеведение» составлена в соответствии с нормативно-правовой базой: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями от 31.12.2015 № 1577); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993 (с изменениями от 24.11.2015 № 81); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"от 10.07.2015 № 26 (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...", зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528);Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации (для всех курсов).

Цели:

Познавательная:

- формирование ключевых компетентностей обучающихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.

Развивающие:

- расширение кругозора, обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции обучающихся;

- развитие творческих способностей;

- развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде).

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта;

- знать о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов;

- уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта;

- знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами;

- представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта;

- знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты;

- составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы;

- проводить рефлексию своей деятельности.

Развивающие:

- применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания;

-наблюдать и делать выводы;

- на представленном материале формировать у обучающихся практические умения по ведению проектов разных типов.

Воспитательные:

- способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;

- развивать у обучающихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий;

- вдохновлять детей на развитие коммуникабельности;

- дать возможность обучающимся проявить себя.

Содержание программы обеспечивает преемственность с программами предметов

(Краеведение), является продолжением и дополнением содержания образования.

Программа ориентирована на достижение результатов ФГОС (планируемых результатов обучения): личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Программа разработана для параллели 5 классов, рассчитана на 34 часа в год, 1час в неделю.


  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности.

- усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Коммуникативные результаты:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

- умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение; умение пользоваться толковыми словарями, энциклопедиями;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Познавательные:

- Проектная деятельность

-  анализировать своё знание и незнание, умение и неумение по изучаемому вопросу (теме, разделу) и использовать свои выводы для постановки соответствующей учебно-познавательной задачи;

- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы);

- анализировать изучаемые объекты с целью выделения их признаков (существенных, несущественных), описывать(характеризовать) их на основе предложенного плана;

- сравнивать изучаемые объекты по указанным признакам и свойствам, находить общие существенные признаки и распределять (классифицировать) их на группы.

- владеть общими способами решения учебных задач; ориентироваться на возможность решения конкретных учебных задач разными способами;

- проводить для решения учебных задач анализ, сравнение, классификацию по заданным критериям;

- осуществлять подведение под понятие на основе разграничения существенных и несущественных признаков объектов;

- под руководством учителя устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

- строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе несложные по форме рассуждения;

- использовать рисунки, рисунки-схемы, чертежи, планы, отражающие пространственное расположение предметов, отношения между ними или их частями для решения познавательных задач;

- преобразовывать реальный объект наблюдения из чувственной формы в модель (пространственно-графическую или знаково-символическую), в которой выделены существенные признаки объекта;

- пользоваться различными дополнительными источниками информации (справочники, энциклопедии, научно-популярные, учебно-познавательные книги, СМИ и др.), осуществлять поиск и выделение в них необходимой информации, фиксировать её разными способами и сопоставлять;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую (словесную информацию переводить в наглядную и наоборот); систематизировать и структурировать информацию, отображая её в разной форме (план описания, схема, таблица и др.);

- осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения конкретной учебной задачи;

- проводить синтез как составление целого из частей, самостоятельно восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций;

- выявлять причинно-следственные связи, выстраивая логические цепи рассуждений, доказательств;

- выделять проблему (совместно с учителем и одноклассниками), при изучении новой темы, решении новой задачи, проведении исследования;

- анализировать результаты исследования и представлять их в разных формах (словесной, наглядной).

- создавать собственные простые модели;































1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел 1. Введение. (1ч)

Знакомство обучающихся с целями и задачами курса. Понятие проектной и исследовательской деятельности. Параметры различия.

Форм а: ОНЗ, Фронтальная работа

Виды: Знакомятся с целями и задачами курса, выявляют параметры различия проектной и исследовательской деятельности


Раздел 2. Работа с информацией. 2ч

Форма: ОНЗ, групповая работа

Виды: Поиск информации в различных источниках. Выделение главной мысли из текста. Составление конспекта.



Раздел 3. От проблемы к цели. Способы мыслительной деятельности. 3ч

Форма: ОНЗ фронтальная работа

Виды: Учатся распознавать проблемы и находить решение проблемы, выявляют причины возникновения проблемы.


Раздел 4. Этапы работы в рамках проектной и исследовательской деятельности. 7ч

Форма: Групповая работа, индивидуальная работа

Виды: Выбирают тему проекта или исследования, учатся ставить цель и формулировать задачи проекта и исследования, планируют свою деятельность


Раздел 5. Работа с программой подготовки презентации Power Point. 5ч

Форма: ОНЗ, фронтальная работа

Виды: Извлекают информацию из мультимедийных источников по заданию учителя, анализируют содержание презентации, знакомятся с жанрами презентаций, создают слайда по техническому заданию учителя, работают над макетами слайдов


Раздел 6. Самостоятельные исследования и проекты. 13ч

Форма: Индивидуальная работа, групповая работа

Виды: Работают над созданием собственных исследований или проектов


Раздел 7. Защита результатов проектной и исследовательской деятельности. 2ч

Форма: Индивидуальная работа, групповая работа

Виды: Защищают проекты и исследовательские работы


Раздел 8. Рефлексия.1ч

Анализ результатов.











2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел курса

Количество часов

1.

Раздел 1. Введение.

1

2.

Раздел 2. Работа с информацией.

2

3.

Раздел3. От проблемы к цели. Способы мыслительной деятельности.

3

4.

Раздел 4. Этапы работы в рамках проектной и исследовательской деятельности.

7

5

Раздел 5. Работа с программой подготовки презентации Power Point.

5

6

Раздел 6. Самостоятельные исследования и проекты.

13

7

Раздел 7. Защита результатов проектной и исследовательской деятельности

2

8

Раздел 8. Рефлексия

1















































Календарно-тематическое планирование «Сопровождение проектно-исследовательской

работы обучающихся»

«Краеведение»

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Результаты:

Личностные/метапредметные

1


Вводное занятие.

  1. Откуда пошла Томская земля?

  2. Древние стоянки на территории нашего края.

  3. Население Томского Приобья до прихода русских.


1

Формирование стартовой моти­вации к изучению нового материала, саморазвитию в ис­следовательской и творческой деятельности


Коммуникативные: слушать и слышать друг друга.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: формировать познавательный интерес к предмету исследования: объяснять процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследовательской, проектной работы

2


Работа с информацией

  1. Земля за Каменным поясом

(Томск в XVII веке)

1

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к са­мостоятельной и коллективной

проектной дея­тельности

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текстов, производить само- и взаимо­проверку и диагностику результатов конструирования текста

3


Поиск информации в различных источниках.

1

Коммуникативные: cформировать навыки самостоятельной работы в составе группы с последующей самопроверкой и диагностикой проблемных зон при проектировании.

Регулятивные: применять диагностические методы, в том числе проводить рефлексию с помощью компью­терных средств.

Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения диагно­стики результатов проектной работы (создания вирту­альных экскурсий

Формирование навыков ин­дивидуального и коллективного проектирования и диа­гностики резуль­татов выполне­ния задания

4


Умение видеть проблему.

  1. Создание Томской губернии

1

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктив­ной кооперации.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничать в совместном решении задач. Познавательные: формировать умения эмоционального оценивания исторических фактов, личностного вос­приятия прошлого

Формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельной и коллективной аналитической, творческой дея­тельности

5


Выдвижение гипотезы, умение задавать вопросы


  1. Становление Сибирского тракта.

  2. предприниматели.


1

Коммуникативные: представлять конкретное содержа­ние и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту коллективной деятельности. Познавательные:составлять первичный проект (инди­видуальный, коллективный), алгоритмы проектирова­ния интерактивных экскурсий

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к са­мостоятельной и коллективной проектной дея­тельности.

6


Умение вести наблюдение. Эксперимент.

1

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктив­ной кооперации.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования

Формирование навыков ин­дивидуального и коллективного проектирования и диа­гностики резуль­татов выполне­ния задания.

7-9


Выбор темы исследования или проекта, цель и задачи исследования или проекта.

1. Улицы города Томска

2. Моя родная улица

3. История страны в названиях улиц родного города

4. Культура и наука в названиях улиц родного города

5. Имена поэтов и писателей в названиях улиц города Томска


3

Коммуникативные: представлять конкретное содержа­ние и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту коллективной деятельности. Познавательные: составлять первичный проект (индивидуальный, коллективный), алгоритмы проектирования.

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к са­мостоятельной и коллективной проектной дея­тельности.

10-13


Организация и методика исследования, реализация проекта.

  1. Юрточная гора,

  2. 2. Нижняя и Верхняя Елани,

  3. Монастырское место, Мухин Бугор: примерные границы, история названий.


4

Коммуникативные: представлять конкретное содержа­ние и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту коллективной деятельности. Познавательные: составлять первичный проект (индивидуальный, коллективный), алгоритмы проектирова­ния

Формирование устойчивой мотивации к са­мостоятельной и коллективной аналитической, творческой дея­тельности

14


Понятие презентации.

Томский край – место ссылки. Сибирь – «идеальное» место для ссылки. Кого ссылали. 3наменитые «невольные Томичи

1

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования

Формирование навыков ин­дивидуального и коллективного проектирования и диа­гностики резуль­татов выполне­ния задания.

15-18


Макет слайда.

Районы старого Томска: Воскресенская гора, Пески, Болото, Уржатка, Заисточье, Заозерье, Кирпичи, Новая деревня: примерные границы, история

4

Коммуникативные: представлять конкретное содержа­ние и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процес­сы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритма проектирования

Формирование навыков ин­дивидуального и коллективного проектирования и диа­гностики резуль­татов выполне­ния задания.

19-31


Самостоятельные исследования и проекты.

Томск в XVIII в.


13


Формирование навыков ин­дивидуального и коллективного проектирования и диа­гностики резуль­татов выполне­ния задания.

32-33


Защита результатов исследования или проекта. Критерии оценивания проекта.

2


Формирование навыков ин­дивидуального и коллективного проектирования и диа­гностики резуль­татов выполне­ния задания.

34


Рефлексия

1




























Приложение

Учебно-методическая обеспечение

Список литературы

Для учителя

  1. Абрамова С.В., Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.

  2. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе: Лекции 5-8.- М.: Педагогический университет. «Первое сентября», 2009.-80 с.

  3. Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся.

  4. Калистратова Э.А. Изучаем историю своего рода./ Учебно-справочное пособие.- Екатеринбург: Форум-книга. 2007

  5. Карнович Е.П. Родовые прозвания и титулы России, Бимпа, 1991.

  6. Никонов В. В. География фамилий. Наука, 1988.

  7. Евтушенко Ю.Н. Организация краеведческой работы в городе Томске (формирование креативности у школьников). Томск. - СТЮур.- 2007

Для учеников

  1. Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся.

  2. Калистратова Э.А. Изучаем историю своего рода./ Учебно-справочное пособие.- Екатеринбург: Форум-книга. 2007

  3. Никонов В. В. География фамилий. Наука, 1988.

  4. Рубцова З.В. Географические, личные и другие имена в российских сёлах. Энциклопедические описание сельских поселений России (методические рекомендации). - М.,1990.

  5. Прохоров А.М. Города России. Энциклопедия – «Большая Российская энциклопедия», 1998.


Мультимедийные ресурсы

  1. http://for-teacher.ru/technique/187-metod-proektov-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-uchaschihsya.html

  2. http://for-teacher.ru/technique/187-metod-proektov-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-uchaschihsya.html


Материально-техническое обеспечение


Компьютер

экран,

проектор

Принтер

Ксерокс










11