СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности социальной направленности: «Мой родной край-Якутия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса "Мой родной край-Якутия" предназначен для обучающихся 2 класса.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности социальной направленности: «Мой родной край-Якутия»»


Программа курса внеурочной деятельности социальной направленности: «Мой родной край»



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Внеурочная деятельность социальной направленности – важное звено работы школы в условиях реализации ФГОС. Программа курса «Мой край родной» разработана для учащихся начальной школы второго  года обучения. Работа по этой программе способствует развитию у младших школьников духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом, воспитывает чувство гордости за своих земляков. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родной край, сделать его лучше и живописнее. Работа курса дает возможность учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетенций учащихся, содержание курса расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, кроме того учащиеся в ходе занятий овладевают начальными навыками исследовательской деятельности.
Программа курса «Мой край родной» составлена с учетом интересов учащихся, мнений родителей и запросов общества в целом, так как начальная школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа, города, школы.
Цель курса: содействие воспитанию патриотизма и экологической культуры, идентификации учащегося как гражданина России и Республики Саха (Якутия), сохраняющего красоту якутской природы и культуру региона, уважающего людей, живущих рядом, имеющего начальные сведения о природе и истории края, владеющего первоначальными умениями безопасности жизнедеятельности в условиях нашего края, укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей, преодоление чувства скованности, недопонимания, отчуждения между ними.

Задачи курса:

- формирование у учащихся начальных представлений о природе, истории и культуре родного края;

- воспитание у младших школьников любви и ответственного отношения к родной природе и людям, живущим на якутской земле, чувства гордости за свою малую Родину как часть великой России;

- развитие у младших школьников эмоционально-чувственной сферы в процессе изучения природы, истории и культуры края;

- расширение личного опыта взаимодействия младших школьников с природой и людьми и развитие у них наблюдательности и познавательного интереса к социоприродному окружению школы;

- приобретение учащимися первоначальной компетентности в вопросах сохранения окружающей среды и собственного здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, правильного поведения в природной и социальной среде;

-создание творческого содружества семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы


2. Общая характеристика курса

Программа основана на следующих принципах:

воспитание и обучение детей младшего школьного возраста происходит по дидактическому принципу «от простого к сложному», «от абстрактного к конкретному» в зоне ближайшего и актуального развитая;

приобщение детей к культуре, традициям коренных народов, проживающих на территории Республики Саха (Якутия);

личностно-ориентированный подход учителя к подбору материала программы в зависимости от уровня развития ребенка.

В достижении вышеназванной цели учителю помогут такие методы и приемы, которые позволят активизировать умственную деятельность учащихся, главным из которых, на наш взгляд, является метод создания на уроке творческой атмосферы, который реализуется следующими приемами: развитие активного восприятия; устное рисование; рисование по воображению; раскрашивание по рисунку или фотографиям;

аппликация и простейшее конструирование элементов одежды; заполнение карт-схем по основным признакам предмета;

предварительное ознакомление с отдельными вопросами одной большой темы; использование элементов сравнения;

монологические рассказы; разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, викторин; опора на жизненный опыт учащихся.

Содержание занятий может быть весьма разнообразным: слушание народных сказок, их инсценирование; чтение детских произведений; отгадывание и запоминание загадок; запоминание пословиц и поговорок; разучивание национальных игр; слушание записи музыки, игры на хомусе, песен в исполнении народных певцов, мелодистов, артистов; рисование по национальным мотивам; беседы о народных традициях, обычаях, обрядах.



  1. Место курса в учебном плане

Курс внеурочной деятельности «Мой край родной» во 2-ом классе рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю).


3.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ


Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

  1. СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Раздел 1. Мой край на карте.

Цели и задачи курса. Якутия – удивительный край. Территория и географическое положение Республики Саха (Якутии), г.Якутска.

Основные исторические памятники Республики Саха (Якутия): башня якутского острога, памятник Петру Бекетову, Шергинская шахта, Никольский Собор, Преображенская церковь, памятник основателям Якутска, памятник казачьему кораблику-кочу, памятник Нюргуну Боотуру, памятник Платону Ойунскому, памятник первооткрывателям алмазов

Раздел 2. Красота и богатство природы.

Красота и богатство якутской тайги. Экскурсия в природу. Разнообразие растений и животных Якутии. Взаимосвязь растений, животных и среды обитания. Дикие и домашние животные нашего региона. Роль домашних животных в жизни человека. Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных. Испытание для птиц – зимние морозы. Питание различных птиц в зимний период. Практическая работа «Изготовление кормушек» Что сегодня за день, как по нему судить о предстоящей погоде? Практическая работа. Сбор народных пословиц, примет, присловий о временах года. Значение листопада в жизни растений. Зимние квартиры животных. Обучение работы с картой умению находить и показывать на физической карте реки, озера. Практическая работа: составление правил поведения на водоемах. Охрана редких и исчезающих животных Якутии. Красная книга – сигнал бедствия. Беседа: о местах и способах добычи полезных ископаемых, о практическом значении. Жизнь растений весной. Цветение деревьев и кустарников. Опасности для человека в лесу весной. Меры профилактики от укусов таёжными клещами. Природа пробуждается, расцветает. Идея сохранения. Борьба с мусором. Вторичная переработка. Россия – наш дом, мы должны соблюдать чистоту в нём.

Раздел 3. Красота человека

Традиционные занятия якутов. Практическая работа. Изготовление оберега. Беседа: познакомить с народными и художественными промыслами края. Практическая работа: разучивание игр. Народные музыкальные инструменты, их глубокая связь с природой, жизнью, обычаями. Своеобразия сказочных персонажей. Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.







  1. Результаты изучения курса

Личностные

Метапредметные

Предметные

- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества;

- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.


- выполнять действия по плану;

- сравнивать, сопоставлять предметы и явления природы;

- заполнять таблицу;

- использовать просмотровое чтение;

- определять главную мысль текста;

- пользоваться энциклопедиями, словарями;

- записывать библиографические данные книги;

- ставить цель, подбирать средства для ее реализации, определять признаки оценки результата;

- согласовывать и координировать свою работу с членами группы;

- оценивать результаты работы группы, свою работу в группе;

- анализировать и оценивать свое общение с точки зрения правил этики общения;

- планировать и организовывать элементарную природоохранную деятельность в социоприродном окружении школы;

- объяснять важность ответственного отношения к последствиям своих поступков для состояния окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни;

- оценивать поведение личности с точки зрения экологической ответственности;

- вести диалог.

Знать:

- название городов Республики Саха (Якутия);

- основные достопримечательности своего населённого пункта;

- народы, населяющие Республику Саха (Якутия)

- распространённые в Якутии современные профессии и ремёсла коренных народов края.

Уметь характеризовать:

- значение труда как основы жизни каждого человека и общества в целом;

- роль семьи в общественной жизни;

- роль Республики Саха (Якутия) в экономической и культурной жизни России и современного мира.

Уметь применять знания на практике:

- показывать на глобусе, карте мира и карте Российской Федерации географическое положение Республики Саха (Якутия), столицу и свой населенный пункт;

- соблюдать правила поведения в транспорте, на дороге;

- соблюдать основные правила этикета общения в семье и школе.











Календарно - тематическое планирование по курсу «Мой родной край»

Тема

Количество часов

Дата проведения

1

Введение. Я - якутянин.

1


2

Путешествие по родному краю.

1


3

Знакомство с символикой Республики Саха (Якутия).

1


4

5

Исторические и природные памятники PC (Я)

2


6

Растения родного края.

1


7

Кладовая якутских лесов.

1


8

Кто где живет?

1


9

Животный мир Якутии.

1


10

Птицы Якутии.

1


11

Зимующие птицы

1


12

Встречам зиму! Народные приметы.

1


13

Природа готовится к зиме.

1


14

Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Реки и озера.

1


15

Красная книга Якутии.

1


16

Природные богатства Республики Саха.

1


17

Какие полезные ископаемые добывают в нашей республике.

1


18

Весеннее пробуждение природы.

1


19

Экологические проблемы Якутии.

1


20

Многонациональность жителей.

1


21

Национальный костюм.

1


22

Традиционные ремесла моего края.

1


23

Национальные игры народов Якутии.

1


24

Музыка Якутии.

1


25

Самобытность якутского слова.

1


26

27

Устное народное творчество.

2


28

29

Книги якутских писателей.

2


29

Летний праздник встречи лета «ЫСЫАХ»

1


30

Наш край богат талантами

1


31

Наш край в годы Великой Отечественной войны

1


32

Конкурс рисунков « Мой край»

1


33

Итоговое занятие по курсу «Край, в котором я живу»

1


34

Коллективный коллаж на тему «Скоро лето!»

1




































Литература:

1.Аверенский А.И., Ноговицына С.Н., Степанов А.Д .Насекомые Якутии. Жуки: краткий справочник. - Якутск: Бичик,2008.

2.Каймук Е.Л., Винокуров Н.Н., Бурнашева А.П. Насекомые Якутии. Бабочки. - Якутск: Бичик,2005.

3.Н.С.Данилова. Декоративные растения Якутии: краткий справочник - Якутск: Бичик,2010.

4.Б.И.Сидоров. Знаете ли вы птиц Якутии?: справочник-определитель. – Якутск: Бичик, 2005.

5.Красная книга Республики Саха (Якутия). Т.2: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). - Якутск: ГУП НИПК «Сахаполиграфиздат»,2003

Цифровые образовательные ресурсы:

1.Красная книга Республики Саха (Якутия)

http://ibpc.ysn.ru/downloads/publications/botany/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0%20%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0%A1%D0%B0%D1%85%D0%B0%20(%D0%AF%D0%BA%D1%83%D1%82%D0%B8%D1%8F).%20%D0%A2.1%20%D0%A0%D0%B5%D0%B4%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8F%D1%89%D0%B8%D0%B5%D1%81%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%20%D1%83%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B9%20%D0%B8%D1%81%D1%87%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%B8%20%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D0%B2%20%20%D0%BE%D1%82%D0%B2.%20%D1%80%D0%B5%D0%B4.%20%D0%9D.%D0%A1.%20%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0.pdf

2.Красная книга Республики Саха (Якутии). ВикипедиЯ https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0_%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%A1%D0%B0%D1%85%D0%B0_(%D0%AF%D0%BA%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%B8)



3.Полезные ископаемые Республики Саха- https://xn-----6kcbac1azfofe4cmqhvgl0bzre.xn--p1ai/stati/sokrovischa-jakutii/poleznye-iskopaemye-respubliki-saha.html

4.Природные богатства Республики Саха- https://www.yakutskhistory.net/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0-%D0%BE-%D1%8F%D0%BA%D1%83%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B5/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D1%8F%D0%BA%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%B8/

5.Реки Якутии- https://xn-----6kcbac1azfofe4cmqhvgl0bzre.xn--p1ai/search/tag/%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%B8_%D0%AF%D0%BA%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%B8

6.Реки и озёра Якутии: краткий справочник.- https://sci.e.nlrs.ru/open/14502

7.Традиции народов Саха- https://7kul.ru/traditsii/obryady/traditsii-i-obychai-yakutov

https://www.yakutskhistory.net/%D1%81-%D0%B8-%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2-%D1%81%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%BE/%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%87%D0%B0%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0-%D1%81%D0%B0%D1%85%D0%B0-%D1%8F%D0%BA%D1%83%D1%82%D0%BE%D0%B2/

8.Якутские игры.- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/04/22/yakutskie-natsionalnye-igry

9.Народное искусство Якутии.- https://e.nlrs.ru/collections/348