Программа курса внеурочной деятельности социальной направленности: «Мой родной край»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеурочная деятельность социальной направленности – важное звено работы школы в условиях реализации ФГОС. Программа курса «Мой край родной» разработана для учащихся начальной школы второго года обучения. Работа по этой программе способствует развитию у младших школьников духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом, воспитывает чувство гордости за своих земляков. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родной край, сделать его лучше и живописнее. Работа курса дает возможность учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетенций учащихся, содержание курса расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, кроме того учащиеся в ходе занятий овладевают начальными навыками исследовательской деятельности.
Программа курса «Мой край родной» составлена с учетом интересов учащихся, мнений родителей и запросов общества в целом, так как начальная школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа, города, школы.
Цель курса: содействие воспитанию патриотизма и экологической культуры, идентификации учащегося как гражданина России и Республики Саха (Якутия), сохраняющего красоту якутской природы и культуру региона, уважающего людей, живущих рядом, имеющего начальные сведения о природе и истории края, владеющего первоначальными умениями безопасности жизнедеятельности в условиях нашего края, укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей, преодоление чувства скованности, недопонимания, отчуждения между ними.
Задачи курса:
- формирование у учащихся начальных представлений о природе, истории и культуре родного края;
- воспитание у младших школьников любви и ответственного отношения к родной природе и людям, живущим на якутской земле, чувства гордости за свою малую Родину как часть великой России;
- развитие у младших школьников эмоционально-чувственной сферы в процессе изучения природы, истории и культуры края;
- расширение личного опыта взаимодействия младших школьников с природой и людьми и развитие у них наблюдательности и познавательного интереса к социоприродному окружению школы;
- приобретение учащимися первоначальной компетентности в вопросах сохранения окружающей среды и собственного здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, правильного поведения в природной и социальной среде;
-создание творческого содружества семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы
2. Общая характеристика курса
Программа основана на следующих принципах:
воспитание и обучение детей младшего школьного возраста происходит по дидактическому принципу «от простого к сложному», «от абстрактного к конкретному» в зоне ближайшего и актуального развитая;
приобщение детей к культуре, традициям коренных народов, проживающих на территории Республики Саха (Якутия);
личностно-ориентированный подход учителя к подбору материала программы в зависимости от уровня развития ребенка.
В достижении вышеназванной цели учителю помогут такие методы и приемы, которые позволят активизировать умственную деятельность учащихся, главным из которых, на наш взгляд, является метод создания на уроке творческой атмосферы, который реализуется следующими приемами: развитие активного восприятия; устное рисование; рисование по воображению; раскрашивание по рисунку или фотографиям;
аппликация и простейшее конструирование элементов одежды; заполнение карт-схем по основным признакам предмета;
предварительное ознакомление с отдельными вопросами одной большой темы; использование элементов сравнения;
монологические рассказы; разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, викторин; опора на жизненный опыт учащихся.
Содержание занятий может быть весьма разнообразным: слушание народных сказок, их инсценирование; чтение детских произведений; отгадывание и запоминание загадок; запоминание пословиц и поговорок; разучивание национальных игр; слушание записи музыки, игры на хомусе, песен в исполнении народных певцов, мелодистов, артистов; рисование по национальным мотивам; беседы о народных традициях, обычаях, обрядах.
Место курса в учебном плане
Курс внеурочной деятельности «Мой край родной» во 2-ом классе рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю).
3.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Мой край на карте.
Цели и задачи курса. Якутия – удивительный край. Территория и географическое положение Республики Саха (Якутии), г.Якутска.
Основные исторические памятники Республики Саха (Якутия): башня якутского острога, памятник Петру Бекетову, Шергинская шахта, Никольский Собор, Преображенская церковь, памятник основателям Якутска, памятник казачьему кораблику-кочу, памятник Нюргуну Боотуру, памятник Платону Ойунскому, памятник первооткрывателям алмазов
Раздел 2. Красота и богатство природы.
Красота и богатство якутской тайги. Экскурсия в природу. Разнообразие растений и животных Якутии. Взаимосвязь растений, животных и среды обитания. Дикие и домашние животные нашего региона. Роль домашних животных в жизни человека. Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных. Испытание для птиц – зимние морозы. Питание различных птиц в зимний период. Практическая работа «Изготовление кормушек» Что сегодня за день, как по нему судить о предстоящей погоде? Практическая работа. Сбор народных пословиц, примет, присловий о временах года. Значение листопада в жизни растений. Зимние квартиры животных. Обучение работы с картой умению находить и показывать на физической карте реки, озера. Практическая работа: составление правил поведения на водоемах. Охрана редких и исчезающих животных Якутии. Красная книга – сигнал бедствия. Беседа: о местах и способах добычи полезных ископаемых, о практическом значении. Жизнь растений весной. Цветение деревьев и кустарников. Опасности для человека в лесу весной. Меры профилактики от укусов таёжными клещами. Природа пробуждается, расцветает. Идея сохранения. Борьба с мусором. Вторичная переработка. Россия – наш дом, мы должны соблюдать чистоту в нём.
Раздел 3. Красота человека
Традиционные занятия якутов. Практическая работа. Изготовление оберега. Беседа: познакомить с народными и художественными промыслами края. Практическая работа: разучивание игр. Народные музыкальные инструменты, их глубокая связь с природой, жизнью, обычаями. Своеобразия сказочных персонажей. Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
Результаты изучения курса
Личностные | Метапредметные | Предметные |
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества; - Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. - Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения - Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | - выполнять действия по плану; - сравнивать, сопоставлять предметы и явления природы; - заполнять таблицу; - использовать просмотровое чтение; - определять главную мысль текста; - пользоваться энциклопедиями, словарями; - записывать библиографические данные книги; - ставить цель, подбирать средства для ее реализации, определять признаки оценки результата; - согласовывать и координировать свою работу с членами группы; - оценивать результаты работы группы, свою работу в группе; - анализировать и оценивать свое общение с точки зрения правил этики общения; - планировать и организовывать элементарную природоохранную деятельность в социоприродном окружении школы; - объяснять важность ответственного отношения к последствиям своих поступков для состояния окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни; - оценивать поведение личности с точки зрения экологической ответственности; - вести диалог. | Знать: - название городов Республики Саха (Якутия); - основные достопримечательности своего населённого пункта; - народы, населяющие Республику Саха (Якутия) - распространённые в Якутии современные профессии и ремёсла коренных народов края. Уметь характеризовать: - значение труда как основы жизни каждого человека и общества в целом; - роль семьи в общественной жизни; - роль Республики Саха (Якутия) в экономической и культурной жизни России и современного мира. Уметь применять знания на практике: - показывать на глобусе, карте мира и карте Российской Федерации географическое положение Республики Саха (Якутия), столицу и свой населенный пункт; - соблюдать правила поведения в транспорте, на дороге; - соблюдать основные правила этикета общения в семье и школе. |
Календарно - тематическое планирование по курсу «Мой родной край»
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения |
1 | Введение. Я - якутянин. | 1 | |
2 | Путешествие по родному краю. | 1 | |
3 | Знакомство с символикой Республики Саха (Якутия). | 1 | |
4 5 | Исторические и природные памятники PC (Я) | 2 | |
6 | Растения родного края. | 1 | |
7 | Кладовая якутских лесов. | 1 | |
8 | Кто где живет? | 1 | |
9 | Животный мир Якутии. | 1 | |
10 | Птицы Якутии. | 1 | |
11 | Зимующие птицы | 1 | |
12 | Встречам зиму! Народные приметы. | 1 | |
13 | Природа готовится к зиме. | 1 | |
14 | Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Реки и озера. | 1 | |
15 | Красная книга Якутии. | 1 | |
16 | Природные богатства Республики Саха. | 1 | |
17 | Какие полезные ископаемые добывают в нашей республике. | 1 | |
18 | Весеннее пробуждение природы. | 1 | |
19 | Экологические проблемы Якутии. | 1 | |
20 | Многонациональность жителей. | 1 | |
21 | Национальный костюм. | 1 | |
22 | Традиционные ремесла моего края. | 1 | |
23 | Национальные игры народов Якутии. | 1 | |
24 | Музыка Якутии. | 1 | |
25 | Самобытность якутского слова. | 1 | |
26 27 | Устное народное творчество. | 2 | |
28 29 | Книги якутских писателей. | 2 | |
29 | Летний праздник встречи лета «ЫСЫАХ» | 1 | |
30 | Наш край богат талантами | 1 | |
31 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | 1 | |
32 | Конкурс рисунков « Мой край» | 1 | |
33 | Итоговое занятие по курсу «Край, в котором я живу» | 1 | |
34 | Коллективный коллаж на тему «Скоро лето!» | 1 | |
Литература:
1.Аверенский А.И., Ноговицына С.Н., Степанов А.Д .Насекомые Якутии. Жуки: краткий справочник. - Якутск: Бичик,2008.
2.Каймук Е.Л., Винокуров Н.Н., Бурнашева А.П. Насекомые Якутии. Бабочки. - Якутск: Бичик,2005.
3.Н.С.Данилова. Декоративные растения Якутии: краткий справочник - Якутск: Бичик,2010.
4.Б.И.Сидоров. Знаете ли вы птиц Якутии?: справочник-определитель. – Якутск: Бичик, 2005.
5.Красная книга Республики Саха (Якутия). Т.2: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). - Якутск: ГУП НИПК «Сахаполиграфиздат»,2003
Цифровые образовательные ресурсы:
1.Красная книга Республики Саха (Якутия)
http://ibpc.ysn.ru/downloads/publications/botany/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0%20%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0%A1%D0%B0%D1%85%D0%B0%20(%D0%AF%D0%BA%D1%83%D1%82%D0%B8%D1%8F).%20%D0%A2.1%20%D0%A0%D0%B5%D0%B4%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8F%D1%89%D0%B8%D0%B5%D1%81%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%20%D1%83%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B9%20%D0%B8%D1%81%D1%87%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%B8%20%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D0%B2%20%20%D0%BE%D1%82%D0%B2.%20%D1%80%D0%B5%D0%B4.%20%D0%9D.%D0%A1.%20%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0.pdf
2.Красная книга Республики Саха (Якутии). ВикипедиЯ https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0_%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%A1%D0%B0%D1%85%D0%B0_(%D0%AF%D0%BA%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%B8)
3.Полезные ископаемые Республики Саха- https://xn-----6kcbac1azfofe4cmqhvgl0bzre.xn--p1ai/stati/sokrovischa-jakutii/poleznye-iskopaemye-respubliki-saha.html
4.Природные богатства Республики Саха- https://www.yakutskhistory.net/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0-%D0%BE-%D1%8F%D0%BA%D1%83%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B5/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D1%8F%D0%BA%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%B8/
5.Реки Якутии- https://xn-----6kcbac1azfofe4cmqhvgl0bzre.xn--p1ai/search/tag/%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%B8_%D0%AF%D0%BA%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%B8
6.Реки и озёра Якутии: краткий справочник.- https://sci.e.nlrs.ru/open/14502
7.Традиции народов Саха- https://7kul.ru/traditsii/obryady/traditsii-i-obychai-yakutov
https://www.yakutskhistory.net/%D1%81-%D0%B8-%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2-%D1%81%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%BE/%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%87%D0%B0%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0-%D1%81%D0%B0%D1%85%D0%B0-%D1%8F%D0%BA%D1%83%D1%82%D0%BE%D0%B2/
8.Якутские игры.- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/04/22/yakutskie-natsionalnye-igry
9.Народное искусство Якутии.- https://e.nlrs.ru/collections/348