Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 53 г.Челябинска»
Россия, 454005, г. Челябинск, ул. Овчинникова, 4 тел. (факс) 268-26-98, E-mail: [email protected]
ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ РУКОДЕЛИЕ».
5- 6 КЛАСС
Направление: художественно-эстетическое, общекультурный уровень освоения
Возрастная категория обучающихся: 11-14 лет
Сроки реализации: 1 год
Составитель: Лаптева М. В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, письмом Министерства образования и науки от 11.12.2006 №06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей".
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является социальная направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребѐнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.
Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материал народного декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению популярности рукоделия, поиску инновационных техник, внесению новых веяний и тенденций в традиционные виды декоративно-прикладного искусства. Через приобщение детей к инновационным видам рукоделия оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры.
Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании школьников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Педагогическая целесообразность программы заключена в эффективной организации образовательных, воспитательных и творческих процессов, основывающихся на единстве формирования сознания, восприятия и поведения детей в условиях социума.
В основе реализации программы лежит активный процесс взаимодействия педагога и воспитанников: в совместном общении выстраивается система жизненных отношений и ценностей в единстве с деятельностью.
Занятия видами рукоделия, представленными в программе, способствуют развитию мелкой моторики, развитию пространственного мышления, эстетического вкуса, воображения, фантазии, воспитанию усидчивости, аккуратности, трудолюбия.
При взаимодействии всех параметров программы формируется благоприятная среда для индивидуального развития детей, происходит самообучение, саморазвитие и самореализация, формируется творчески активная личность.
Цель: развитие мотивации к занятиям различными видами декоративно-прикладного творчества; овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами; воспитание художественно-эстетического вкуса.
Задачи:
Обучающие:
познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития народного декоративно-прикладного творчества;
научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
Развивающие:
развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность;
развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, · развивать положительные эмоции и волевые качества;
развивать моторику рук, глазомер;
развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Воспитательные: ·
воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
формировать у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда.
Отличительные особенности программы:
Возрастные особенности детей:
Средний школьный возраст(11-14 лет)- переход от детства к юности. Биологически он относится к этапу полового созревания и непосредственно предшествующему ему времени интенсивности, неравномерности роста и развития. Ведущая деятельность – интимно-личностное общение. Подросток стремится стать интересным человеком для сверстников, развивается чувство принадлежности к особой «подростковой» общности и к определенной ее группе со своими установками. Особая подростковая субкультура. Расхождение между нормами группы и миром взрослых выражает важнейшую потребность подростка в самостоятельности и личной автономии, но тем не менее для него характерна ярко выраженная потребность в неформальном доверительном общении со взрослыми. Новый уровень самосознания. Стремление понять себя и других, неустойчивая самооценка, развитие познавательных процессов характеризуется переходом к абстрактному мышлению, возможностью строить умозаключения. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период: физического, умственного, нравственного, социального. Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь в первую очередь со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит.
Направленность программы: художественно-эстетическая, общекультурный уровень освоения
Сроки реализации: 1 год (2 часа в неделю)
Возраст обучающихся: 11-14 лет
Формы проведения учебных занятий
На каждом этапе обучения используется следующая схема:
блок занятий – объяснение;
блок занятий – практическая работа, закрепление;
самостоятельная работа;
исследовательская, выставочная работа.
При объяснении нового материала используется объяснительно-иллюстративный метод.
Создание ситуаций успеха для каждого ребёнка – один из главных принципов. Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы. Формы подведения итогов реализации программы: итоговые занятия, праздничные мероприятия, игры, выставки по итогам обучения, участие в выставках разного уровня. Праздничные мероприятия, игры – это своего рода контроль среза знаний, умений, навыков, полученных на занятиях. Организация выставок – это контроль роста ребёнка, способ выражения творчества, воспитание ответственности и желания работать интереснее.
В реализации программы должное место отводится методу проектов для вовлечения ребят в исследовательскую деятельность, что формирует привычку к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций. Используется ИКТ в образовательном процессе. На занятиях применяется метод проектного обучения.
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
1.1. Личностные результаты освоения курса:
- проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности; развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
- наличие основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся;
- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
1.2. Метапредметные результаты освоения курса.
Регулятивные УУД:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей еѐ решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.
Познавательные УУД:
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- виртуальное и натурное моделирование технических объемов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- развитие компетентности в области использования информационно - коммуникационных технологии (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.
Коммуникативные УУД:
- осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности, подбор аргументов; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
- умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности
Работа с природным материалом.
Вводное занятие. Материалы и технологии. Работа с природным материалом. Сбор материалов для занятий. Создание поделок из природного материала. Мозаика (с использованием семян, камешков, листьев). Аппликация из листьев и кленовых «парашютиков». Объемные поделки. «Флористика». Создание «Осеннего букета».
Формы организации: познавательная беседа, индивидуально-групповая, практическая работа, проектная деятельность.
Виды деятельности: слушание; зарисовка, изготовление, подбор и составление макета/ схемы изделия, подбор материалов и инструментов; защита проектного изделия.
Текстильная радуга.
Из истории мягкой игрушки. Мягкая игрушка и современность. Текстильные материалы для игрушек. Изготовление игрушки - сувенира. Виды ткани для игрушки. Оформление работы.
Из истории Японии. Канзаши - цветы из ткани. Цветы из шелковых лент, с использованием бусин, пуговиц, бисера. Виды лепестков по способу складывания. Современные способы складывания лент в цветок. Материалы и инструменты (ножницы, атласная лента, нитки в тон ленты, швейная игла, клей, бусины, пуговицы, бисер т.д.), необходимые для выполнения цветов. Оформление изделия.
Формы организации: познавательная беседа, индивидуально-групповая, практическая работа, проектная деятельность.
Виды деятельности: слушание; зарисовка, изготовление, подбор и составление макета/ схемы изделия, подбор материалов и инструментов. Работа с шаблоном. Обмеловка деталей. Раскрой деталей с учетом припусков на швы. Прямые стежки и строчки. Смётывание деталей. Прошивание, набивка, сборка. К готовому изделию пришить глаза, нос, рот, выполнить декоративные швы.
Изготовление Канзаши (цветы из ткани). Подготовка лепестков из лент одной длины. Соединение лепестков между собой с помощью клея или ниток с иголкой. Наклеивание заготовки на основу. Прикрепление изделия к резинке, ободку, заколке, булавке. Окончательное оформление изделия. Презентация проектного изделия.
Аксессуары в одежде.
Знакомство с основными видами аксессуаров, краткой историей. Аксессуар – мелкая деталь, дополнение к какому-нибудь предмету. Для чего нужны аксессуары в одежде? Какие вам знакомы аксессуары? Когда человек начал украшать свое тело, свою одежду? Почему человеку хотелось украшаться? Из чего человек делал свои украшения? Аксессуары в стиле Бохо — это изумительное сочетание винтажа, фолка, этно, эко, гранжа и хиппи с богемным стилем и нотками романтизма. Характерные признаки аксессуаров стиля бохо: натуральные материалы: кожа, металлы, натуральные камни, перья, нити, замша. Браслеты, ярусные ожерелье и бусы, кольца, украшения на ноги и цепочки на тело. Броши, брелоки из текстильных материалов. Сумки с бахромой, торбы, кожаные и замшевые рюкзаки, миниатюрные бархатные сумочки, а также текстильные расшитые бисером.
Формы организации: познавательная беседа, индивидуально-групповая, практическая работа, проектная деятельность.
Виды деятельности: слушание; зарисовка, изготовление, подбор и составление макета/ схемы изделия, подбор материалов и инструментов
Этапы изготовления: подбор рисунка, подбор материала, перевод выкройки изделия на ткань, раскрой деталей, соединение деталей. Оформление брошки. Прикрепление застежки.
Совмещение различных текстур тканей для создания сложности образа: кружево, фланель, бархат, кожу, шерсть, бахрому и трикотаж. Презентация и защита проектного изделия. Итоговое занятие. Выставка работ.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Содержание курса | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. Цели и задачи курса | 1 |
Работа с природным материалом (19 часов) |
2 | Материалы и технологии. Сбор материалов для занятий | 2 |
3 | Создание поделок из природного материала | 2 |
4 | Мозаика с использованием семян различных растений | 2 |
5 | Мозаика с использованием листьев различных растений | 2 |
6 | Мозаика с использованием камешков, бусинок | 2 |
7 | Аппликация из листьев, цветов и травинок | 2 |
8 | Объемные поделки из желудей и шишек | 2 |
9 | Объемные поделки из желудей и шишек (карандашница) | 2 |
10 | «Флористика». Создание «Осеннего букета» | 2 |
Текстильная радуга (15 часов) |
11 | Вводное занятие. Текстильные материалы для игрушек | 1 |
12 | Изготовление игрушки - сувенира | 2 |
13 | Этап изготовления: подбор рисунка, подбор материала | 2 |
14 | Этап изготовления: перевод выкройки изделия на ткань, раскрой деталей | 4 |
15 | Этап изготовления: соединение деталей | 3 |
16 | Этап изготовления: оформление игрушки – сувенира | 2 |
17 | Итоговое занятие. Выставка работ | 1 |
| Изготовление Канзаши (цветы из ткани) (9 часов) | |
18 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. Цели и задачи курса | 1 |
19 | Цветы из шелковых лент. Виды лепестков по способу складывания | 2 |
20 | Этап изготовления: подбор рисунка, подбор материала, подготовка лепестков из лент одной длины | 2 |
21 | Этап изготовления: соединение лепестков между собой с помощью клея или ниток с иголкой. Наклеивание заготовки на основу | 2 |
22 | Прикрепление изделия к резинке, ободку, заколке, булавке. Окончательное оформление изделия | 2 |
Аксессуары в одежде (25 часов) |
23 | Аксессуары в одежде: брошки из текстильных материалов | 1 |
24 | Этап изготовления: подбор рисунка, подбор материала | 1 |
25 | Этап изготовления: перевод выкройки изделия на ткань, раскрой деталей | 2 |
26 | Этап изготовления: соединение деталей | 2 |
27 | Оформление брошки. Прикрепление застежки | 1 |
28 | Аксессуары в одежде: браслеты, бусы, ярусные ожерелья | 1 |
29 | Этап изготовления: подбор рисунка, подбор материала | 1 |
30 | Этап изготовления: плетение. Оформление выбранного изделия | 2 |
31 | Аксессуары в одежде: сумочки из текстильных материалов с бахромой | 2 |
32 | Аксессуары в одежде: сумочки из текстильных материалов расшитые бисером, и различной фурнитурой | 2 |
33 | Этап изготовления: подбор рисунка, подбор материала для выбранного изделия | 2 |
34 | Этап изготовления: перевод выкройки изделия на ткань, раскрой деталей выбранного изделия | 2 |
35 | Этап изготовления: соединение деталей выбранного изделия | 2 |
36 | Оформление мелких деталей, застёжки выбранного изделия | 1 |
37 | Итоговое занятие. Выставка работ | 1 |
| ИТОГО | 68 |