СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности «увлекательное рукоделие». 5- 6 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ РУКОДЕЛИЕ».

5- 6 КЛАСС

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности «увлекательное рукоделие». 5- 6 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 53 г.Челябинска»

Россия, 454005, г. Челябинск, ул. Овчинникова, 4 тел. (факс) 268-26-98, E-mail: [email protected]



















ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ РУКОДЕЛИЕ».

5- 6 КЛАСС

Направление: художественно-эстетическое, общекультурный уровень освоения

Возрастная категория обучающихся: 11-14 лет

Сроки реализации: 1 год














Составитель: Лаптева М. В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, письмом Министерства образования и науки от 11.12.2006 №06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей".

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является социальная направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребѐнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.

Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материал народного декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению популярности рукоделия, поиску инновационных техник, внесению новых веяний и тенденций в традиционные виды декоративно-прикладного искусства. Через приобщение детей к инновационным видам рукоделия оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры.

Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании школьников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Педагогическая целесообразность программы заключена в эффективной организации образовательных, воспитательных и творческих процессов, основывающихся на единстве формирования сознания, восприятия и поведения детей в условиях социума.

В основе реализации программы лежит активный процесс взаимодействия педагога и воспитанников: в совместном общении выстраивается система жизненных отношений и ценностей в единстве с деятельностью.

Занятия видами рукоделия, представленными в программе, способствуют развитию мелкой моторики, развитию пространственного мышления, эстетического вкуса, воображения, фантазии, воспитанию усидчивости, аккуратности, трудолюбия.

При взаимодействии всех параметров программы формируется благоприятная среда для индивидуального развития детей, происходит самообучение, саморазвитие и самореализация, формируется творчески активная личность.

Цель: развитие мотивации к занятиям различными видами декоративно-прикладного творчества; овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами; воспитание художественно-эстетического вкуса.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития народного декоративно-прикладного творчества;

  • научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

  • обучить технологиям различных видов рукоделия.

Развивающие:

  • развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность;

  • развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, · развивать положительные эмоции и волевые качества;

  • развивать моторику рук, глазомер;

  • развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Воспитательные: ·

  • воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

  • формировать у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда.

Отличительные особенности программы:

Возрастные особенности детей:

Средний школьный возраст(11-14 лет)- переход от детства к юности. Биологически он относится к этапу полового созревания и непосредственно предшествующему ему времени интенсивности, неравномерности роста и развития. Ведущая деятельность – интимно-личностное общение. Подросток стремится стать интересным человеком для сверстников, развивается чувство принадлежности к особой «подростковой» общности и к определенной ее группе со своими установками. Особая подростковая субкультура. Расхождение между нормами группы и миром взрослых выражает важнейшую потребность подростка в самостоятельности и личной автономии, но тем не менее для него характерна ярко выраженная потребность в неформальном доверительном общении со взрослыми. Новый уровень самосознания. Стремление понять себя и других, неустойчивая самооценка, развитие познавательных процессов характеризуется переходом к абстрактному мышлению, возможностью строить умозаключения. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период: физического, умственного, нравственного, социального. Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь в первую очередь со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит.

Направленность программы: художественно-эстетическая, общекультурный уровень освоения

Сроки реализации: 1 год (2 часа в неделю)

Возраст обучающихся: 11-14 лет

Формы проведения учебных занятий

На каждом этапе обучения используется следующая схема:

блок занятий – объяснение;

блок занятий – практическая работа, закрепление;

самостоятельная работа;

исследовательская, выставочная работа.

При объяснении нового материала используется объяснительно-иллюстративный метод.

Создание ситуаций успеха для каждого ребёнка – один из главных принципов. Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы. Формы подведения итогов реализации программы: итоговые занятия, праздничные мероприятия, игры, выставки по итогам обучения, участие в выставках разного уровня. Праздничные мероприятия, игры – это своего рода контроль среза знаний, умений, навыков, полученных на занятиях. Организация выставок – это контроль роста ребёнка, способ выражения творчества, воспитание ответственности и желания работать интереснее.

В реализации программы должное место отводится методу проектов для вовлечения ребят в исследовательскую деятельность, что формирует привычку к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций. Используется ИКТ в образовательном процессе. На занятиях применяется метод проектного обучения.


1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности


1.1. Личностные результаты освоения курса:

- проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности; развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

- наличие основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся;

- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;

- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

1.2. Метапредметные результаты освоения курса.

Регулятивные УУД:

- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;

- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей еѐ решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.

Познавательные УУД:

- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

- виртуальное и натурное моделирование технических объемов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

- развитие компетентности в области использования информационно - коммуникационных технологии (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.

Коммуникативные УУД:

- осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности, подбор аргументов; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

 - формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

 - умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива.




2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности

Работа с природным материалом.

 Вводное занятие. Материалы и технологии. Работа с природным материалом. Сбор материалов для занятий.  Создание поделок из природного материала. Мозаика (с использованием семян, камешков, листьев). Аппликация из листьев и кленовых «парашютиков». Объемные поделки. «Флористика». Создание «Осеннего букета».

Формы организации: познавательная беседа, индивидуально-групповая,  практическая работа, проектная деятельность.

Виды деятельности: слушание; зарисовка, изготовление, подбор и составление макета/ схемы изделия, подбор материалов и инструментов; защита проектного изделия.

Текстильная радуга.

Из истории мягкой игрушки. Мягкая игрушка и современность. Текстильные материалы для игрушек. Изготовление игрушки - сувенира.  Виды ткани для игрушки. Оформление работы.

Из истории Японии. Канзаши - цветы из ткани. Цветы из шелковых лент, с использованием бусин, пуговиц, бисера. Виды лепестков по способу складывания. Современные способы складывания лент в цветок. Материалы и инструменты (ножницы, атласная лента, нитки в тон ленты, швейная игла, клей, бусины, пуговицы, бисер т.д.), необходимые для выполнения цветов. Оформление изделия.

Формы организации: познавательная беседа, индивидуально-групповая,  практическая работа, проектная деятельность.

Виды деятельности: слушание; зарисовка, изготовление, подбор и составление макета/ схемы изделия, подбор материалов и инструментов. Работа с шаблоном. Обмеловка деталей. Раскрой деталей с учетом припусков на швы. Прямые стежки и строчки. Смётывание деталей. Прошивание, набивка, сборка. К готовому изделию пришить глаза, нос, рот, выполнить декоративные швы.

Изготовление Канзаши (цветы из ткани). Подготовка лепестков из лент одной длины. Соединение лепестков между собой с помощью клея или ниток с иголкой. Наклеивание заготовки на основу. Прикрепление изделия к резинке, ободку, заколке, булавке. Окончательное оформление изделия. Презентация проектного изделия.

Аксессуары в одежде.

Знакомство с основными видами аксессуаров, краткой историей. Аксессуар – мелкая деталь, дополнение к какому-нибудь предмету. Для чего нужны аксессуары в одежде? Какие вам знакомы аксессуары? Когда человек начал украшать свое тело, свою одежду? Почему человеку хотелось украшаться? Из чего человек делал свои украшения? Аксессуары в стиле Бохо — это изумительное сочетание винтажа, фолка, этно, эко, гранжа и хиппи с богемным стилем и нотками романтизма. Характерные признаки аксессуаров стиля бохо: натуральные материалы: кожа, металлы, натуральные камни, перья, нити, замша. Браслеты, ярусные ожерелье и бусы, кольца, украшения на ноги и цепочки на тело. Броши, брелоки из текстильных материалов. Сумки с бахромой, торбы, кожаные и замшевые рюкзаки, миниатюрные бархатные сумочки, а также текстильные расшитые бисером.

Формы организации: познавательная беседа, индивидуально-групповая,  практическая работа, проектная деятельность.

Виды деятельности: слушание; зарисовка, изготовление, подбор и составление макета/ схемы изделия, подбор материалов и инструментов

Этапы изготовления: подбор рисунка, подбор материала, перевод выкройки изделия на ткань, раскрой деталей, соединение деталей. Оформление брошки. Прикрепление застежки.

Совмещение различных текстур тканей для создания сложности образа: кружево, фланель, бархат, кожу, шерсть, бахрому и трикотаж. Презентация и защита проектного изделия. Итоговое занятие. Выставка работ.

 

3.  Тематическое планирование


№ п/п

Содержание курса

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности. Цели и задачи курса

1

Работа с природным материалом (19 часов)

2

Материалы и технологии. Сбор материалов для занятий

2

3

Создание поделок из природного материала

2

4

Мозаика с использованием семян различных растений

2

5

Мозаика с использованием листьев различных растений

2

6

Мозаика с использованием камешков, бусинок

2

7

Аппликация из листьев, цветов и травинок

2

8

Объемные поделки из желудей и шишек

2

9

Объемные поделки из желудей и шишек (карандашница)

2

10

«Флористика». Создание «Осеннего букета»

2

Текстильная радуга (15 часов)

11

Вводное занятие. Текстильные материалы для игрушек

1

12

Изготовление игрушки - сувенира

2

13

Этап изготовления: подбор рисунка, подбор материала

2

14

Этап изготовления: перевод выкройки изделия на ткань, раскрой деталей

4

15

Этап изготовления: соединение деталей

3

16

Этап изготовления: оформление игрушки – сувенира

2

17

Итоговое занятие. Выставка работ

1


Изготовление Канзаши (цветы из ткани) (9 часов)


18

Вводное занятие. Правила техники безопасности. Цели и задачи курса

1

19

Цветы из шелковых лент. Виды лепестков по способу складывания

2

20

Этап изготовления: подбор рисунка, подбор материала, подготовка лепестков из лент одной длины

2

21

Этап изготовления: соединение лепестков между собой с помощью клея или ниток с иголкой. Наклеивание заготовки на основу

2

22

Прикрепление изделия к резинке, ободку, заколке, булавке. Окончательное оформление изделия

2

Аксессуары в одежде (25 часов)

23

Аксессуары в одежде: брошки из текстильных материалов

1

24

Этап изготовления: подбор рисунка, подбор материала

1

25

Этап изготовления: перевод выкройки изделия на ткань, раскрой деталей

2

26

Этап изготовления: соединение деталей

2

27

Оформление брошки. Прикрепление застежки

1

28

Аксессуары в одежде: браслеты, бусы, ярусные ожерелья

1

29

Этап изготовления: подбор рисунка, подбор материала

1

30

Этап изготовления: плетение. Оформление выбранного изделия

2

31

Аксессуары в одежде: сумочки из текстильных материалов с бахромой

2

32

Аксессуары в одежде: сумочки из текстильных материалов расшитые бисером, и различной фурнитурой

2

33

Этап изготовления: подбор рисунка, подбор материала для выбранного изделия

2

34

Этап изготовления: перевод выкройки изделия на ткань, раскрой деталей выбранного изделия

2

35

Этап изготовления: соединение деталей выбранного изделия

2

36

Оформление мелких деталей, застёжки выбранного изделия

1

37

Итоговое занятие. Выставка работ

1


ИТОГО

68