СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности "Веселый этикет"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "Веселый этикет"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Техно - Школа имени В.П. Савиных» г. Перми









Программа

по внеурочной деятельности в ГПД с детьми ОВЗ

«Веселый этикет»







Составитель:

Волкова В. А.


















г. Пермь, 2020 г.

Пояснительная записка


Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования.

Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы.

Для реализации развивающих и воспитательных задач при обучении детей активно используется метод игры, который дает возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) и разработана в соответствии с образовательными потребностями и запросами учащихся и их родителей.

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.

Актуальность.

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).

Общая характеристика учебного курса

Цель: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Задачи:

- развитие личности, обладающей качествами воспитанного человека– добротой, честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;

- расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;

- воспитание уважения к людям, традициям;

- усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.

Принципы:

- гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе.

- актуальности (создание условий для повышения мотивации к культурному общению, стремление развивать культурное поведение  учащихся при общении со сверстниками и взрослыми);

- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме,

реализация собственных творческих потребностей);

- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок

применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Формы, методы организации внеурочной деятельности:

Используются разнообразные методы работы с детьми:

  • личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

  • стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

  • развивающие нравственное сознание;

  • активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Результаты освоения программы

Личностные.

- развитие способности увидеть нравственную ситуацию, осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению.

- понимание ответственности за выбор поведения, ознакомление с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

- воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания.

Метапредметные.

Регулятивные:

- оценка нравственных поступков;

- переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- умение самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы;

- оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств;

- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Познавательные:

- сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей;

- умение устанавливать соответствие поступков нравственным правилам;

- умение сопоставить, сравнить героев, их поведение, классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе), сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев;

- овладение различными способами поиска информации в библиотеке, интернете;

Коммуникативные:

- умение вести диалог, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения;

- выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения;

- уважительное восприятие других точек зрения;

- умение работать коллективно или в группах, парах;

- использовать доброжелательный тон в общении, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

  1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

  2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его достижения необходимо сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Формы и виды деятельности

  • игровая;

  • познавательная;

  • сюжетно - ролевые игры;

  • просмотр мультфильмов;

  • посещение выставочных залов и музеев;

  • походы в театр;

  • конкурсы;

  • посещение библиотек;

  • праздники.

Формы учета оценки планируемых результатов

  1. Опрос

  2. Наблюдение

  3. Диагностика.

  4. Анкетирование

  • нравственной самооценки;

  • этики поведения;

  • отношения к жизненным ценностям;

  • нравственной мотивации.

Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание учебного раздела

1

Знакомство. Поведение за столом.

Правила речевого поведения во время знакомства, этикетные выражения, принятые в этой ситуации. Образцовое поведение за столом.

2

У тебя в гостях подруга. Прощание с гостем

Беседа с гостем. Правила поведения в минуты прощания.

3

Прощание перед сном.

Утреннее приветствие.

Речевой этикет в семье. Необходимые приготовления ко сну. Тон утреннего приветствия.

4

Уступчивость. Вежливая просьба.

Уступчивость как форма поведения в коллективе, в семье. Речевые формы выражения просьбы.

5

Поведение в общественном транспорте

Освоение предметной ситуации (умение войти, выйти, оплатить проезд). Речевое поведение.

6

В театре (кино, цирке)

Поведение зрителей до спектакля, во время спектакля, после него.

7

В поликлинике. В детской библиотеке.

Освоение предметной ситуации. Речевое поведение.

8

Поведение в кафе

Освоение предметной ситуации. Речевое поведение.

9

В парикмахерской

Освоение предметной ситуации. Речевое поведение. Причёска и этикетный облик человека.

10

Утешение

Речевые формулы сопереживания, сочувствия, сострадания и ситуации их употребления.

11

У постели больного

Беседа у постели больного. Добрые слова и добрые поступки.

12

Разговор с младшим

Заботливое отношение к младшим членам семьи. Слова ободрения, утешения.

13

Разговор с незнакомым на улице

Начало разговора. Формулы привлечения внимания, обращения к незнакомому.

14

Обращение к взрослому знакомому

Разговор со знакомым, но не близким взрослым человеком.

15

Вежливый разговор по телефону

Освоение предметной ситуации. Речевое поведение. Некоторые жанры телефонных разговоров.

16

Поздравление и пожелания

Поздравление по поводу различных дат. Выбор и вручение подарка.

17

Прощание с близкими перед отъездом

Разговор близких людей перед отъездом. Ситуация расставания.

18

Речь

Речь как отличительная способность человека. Знание речи в жизни человека

19

Культура речи

Признаки речевой культуры человека. Понятие о неразрывной связи поведения и речи. Взгляд на речь со стороны. Критика речи. Общее представление о правилах поведения в общественных местах.

20

Настоящий мужчина

Выдержка, спокойствие, сила, вежливость кА признаки мужского достоинства. Вежливое обращение к партнерам речевого общения. Формы общения к знакомым и незнакомым. Тональность разговора (сдержанность, правдивость, доброжелательность)

21

Деловой человек

Учебная жизнь как особая сфера делового общения. Аккуратность, опрятность в одежде – приметы делового человека.

22

О вежливости

Вежливость – необходимое проявление общей культуры. Жесты, поза, улыбка при приветствии и прощании.

23

Что такое этикет

Понятие об этикете кА обязательных правилах поведения и речи. Этикет в школьной жизни. Этикетный облик человека и этикетное впечатление.

24

Умение вежливо слушать

Слушание как вид речевой деятельности. Этикетное и неэтикетное реакции на говорение.

25

Скороговорки

Обязательные качества звучащей речи: отчетливость, дикционная четкость, ясность, целесообразный тон и громкость, чувство меры кА основной признак этикетной речи.

26

Не ссориться и не обижать друг друга

Деловое взаимодействие школьников в ситуации урока. Роль вежливого вопроса в деловом общении школьников. Критика типичных этикетных ошибок.

27

«Разрешите мне сказать»

Правила этикетного поведения на уроке. Ситуация просьбы.

28

Сочиняем стихи

Правила поведения и речи в стихах. Усвоение этикетных правил через рифму.

29

На перемене

Правила поведения во время шольной перемены. Анализ типичных этикетных ошибок детей. Формулы обещания, просьбы, извинения, благодарности.

30

В столовой

Правила поведения в столовой. Этикетные предписания и запреты. Речевое общение с работниками столовой.

31

В трамвае

Правила поведения и взаимодействия детей при коллективных выходах. Поведение на улице и в общественном транспорте.

32

В кино

Предметное освоение ситуации и специальной лексики. Поведение в зрительном зале. Этикетные запреты.

33

Дома после школы

Взаимодействие детей и родителей. Обязанности детей по дому. Культура общения в семье.

34

Разговор

Жанровое разнообразие разговоров. Разговоры деловые и бытовые. Содержательность разговора.

Контрольно-измерительные материалы

Диагностика нравственной воспитанности

Методика №1: диагностика нравственной самооценки.

Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.


Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,

в 2 бала - 3

единицы, в 1 бал - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с

балом.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.


Методика №2: Диагностика этики поведения.

Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...

2. Если кто-то надо мной смеется, то я...

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...

4. Когда меня постоянно перебивают, то я...

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...


Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.


Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-й - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.


Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.

A) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,

что у него нет такой игры.

A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.


Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень.

Анкетирование учащихся

Анкета № 1

  1. Какие качества твоего характера родителям нравятся?

  2. За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?

  3. Как тебя поощряют, за что?

  4. Как тебя наказывают, за что?

  5. Какие качества твоего характера родителям не нравятся?

  6. Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?


Анкета № 2

  1. Доверяешь ли ты свои секреты родителям?

  2. Стараешься ли контролировать свое поведение?

  3. Каких поощрений ждешь от родителей?

  4. Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?

  5. Хватает ли тебе общения с родителями?

  6. Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?

  7. Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?

  8. С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?