муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 211 им.Л.И.Сидоренко»
Программа внеурочной деятельности
( спортивно-оздоровительное направление)
Рабочая программа курса «Здоровей-ка»
для учащихся начальной школы
(1 – 4 классы)
Разработала:
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №211
Субботина С.И.
Новосибирск
2019
Пояснительная записка.
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна, тем более, что с каждым годом процент здоровых детей снижается. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла свое начало в начальных классах. Как никогда актуальной остается проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Здоровей-ка” включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Данная программа занятий составлена для учащихся 1 - 4 классов начальной школы.
Целью курса «Здоровей-ка» в начальных классах – сформировать у детей установку на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе и своему здоровью, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Закон РФ “Об образовании”;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПин 2.4.2.2821 – 10;
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ №220/11 – 13 от 20.02.1999);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).
Организация внеурочной деятельности младших школьников в кружке основывается на следующих принципах:
- добровольности участия детей;
- научности;
- доступности;
- сознательности и активности;
- наглядности;
- доступности;
- связи теории с практикой;
- индивидуального подхода к учащимся и др.
Учитель при необходимости может изменять и дополнять содержание программы.
Каждое занятие включает четыре этапа:
Информация (краткое изложение теоретических сведений).
Фантазирование.
Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
Психогимнастика.
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.) необходимыми для развития навыков ребенка.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.
Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Занятия требуют творческого подхода, который вырабатывается постепенно с учетом накопления знаний, умений и практического опыта. С самых первых занятий необходимо научить детей анализировать и контролировать свои эмоции и поведение. Для этой цели на занятиях проводится психотренинг. Под руководством учителя дети учатся снимать усталость, раздражительность, недовольство и т. п. Занятия с детьми могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы и ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.
Основными формами подачи материала могут быть: игра – путешествие, телепередача, сообщение доктора Айболита и т. п.
В начале занятия учитель дает детям необходимую информацию из области анатомии, гигиены, физиологии. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведение индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т. д. В одной беседе могут быть затронуто одно или несколько направлений. На этих занятиях учитель использует различные формы фантазирования. В процессе игры дети учатся видеть в одном и том же явлении плохие и хорошие для их здоровья стороны. Эти игры «Хорошо – плохо» дают возможность постепенно подвести ребенка к мысли о противоречивости окружающего мира и научить его творчески решать свои жизненные задачи.
Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т. д. Задача оздоровительных пауз – дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укреплении позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т. д.
На этих занятиях оценок нет. И на поставленный вопрос ребенок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, нельзя реагировать отрицательно на их ответы. Чувство страха всегда вызывает скованность, неуверенность в себе, рождает неискренность.
Прогнозируемые результаты.
1 класс:
-познакомиться с правилами ухода за полостью рта, органами слуха и зрения;
-познакомиться с распорядком рабочего дня, составить индивидуальный режим дня;
-соблюдать гигиенические правила ухода за собой;
-соблюдать правила посадки при письме, следить за своей осанкой;
-разучить комплекс упражнений гимнастики для глаз, позвоночника;
-научиться правильному обращению с животными;
-тренировать свою память, внимание, повышать свою самооценку;
познакомиться
-с анатомическими особенностями тела человека и правилами личной гигиены;
-с правилами здорового образа жизни;
- с комплексом упражнений для снятия усталости и укрепления организма, с психогимнастикой.
- с правилами работы в паре, в группе.
2 класс
- соблюдать гигиенические правила ухода за собой;
- соблюдать правила посадки при письме, следить за своей осанкой;
-составлять и соблюдать режим дня;
-выполнять комплекс упражнений гимнастики для глаз, позвоночника;
- тренировать свою память, внимание, повышать самооценку.
познакомиться
-с анатомическими особенностями тела человека и правилами личной гигиены;
-с правилами здорового образа жизни;
- с комплексом упражнений для снятия усталости и укрепления организма, с психогимнастикой.
- с правилами работы в паре, в группе.
3 класс
- соблюдать гигиенические правила ухода за собой;
- соблюдать правила посадки при письме, следить за своей осанкой;
-составлять и соблюдать режим дня;
- оказывать первую медицинскую помощь при порезах, ушибах, ожогах, укусах насекомыми, кровотечении из носа;
-выполнять комплекс упражнений гимнастики для глаз, позвоночника;
- тренировать свою память, внимание, повышать самооценку.
познакомиться
-с анатомическими особенностями тела человека и правилами личной гигиены;
-с правилами здорового образа жизни;
-с признаками некоторых болезней и причинами их возникновения;
- с работой внутренних органов и профилактикой заболеваний;
- с комплексом упражнений для снятия усталости и укрепления организма, с психогимнастикой.
Приобретут навыки:
-- уважительного отношения к членам классного коллектива, к членам своей семьи и к их мнению;
-работы с научной литературой;
- публичных выступлений;
- работы в паре, в группе;
- релаксации.
4 класс
- правильно ухаживать за полостью рта, органами слуха и зрения;
- соблюдать правила посадки при письме, следить за своей осанкой;
- оказывать первую медицинскую помощь при порезах, ушибах, ожогах, укусах насекомыми, кровотечении из носа;
- выполнять комплекс упражнений гимнастики для глаз, позвоночника;
-правильному обращению с животными;
- тренировать свою память, внимание, повышать самооценку;
- составлять распорядок рабочего дня.
Познакомиться
- с анатомическими особенностями тела человека и правилами личной гигиены;
- с правилами здоровыми образа жизни;
- с признаками некоторых болезней и причинами их возникновения;
- с работой внутренних органов и профилактикой заболеваний;
- с комплексом упражнений для снятия усталости и укрепления организма, с психогимнастикой.
Приобретут навыки:
- с анатомическими особенностями тела человека и правилами личной гигиены;
- с правилами здоровыми образа жизни;
- с признаками некоторых болезней и причинами их возникновения;
- с работой внутренних органов и профилактикой заболеваний;
- с комплексом упражнений для снятия усталости и укрепления организма, с психогимнастикой.
В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся должны научиться:
- применять на практике приобретенные знания о правилах ведения здорового образа жизни: занятие спортом, правильное питание, отказ от вредных привычек;
-играть в подвижные игры;
-соблюдать правила игры;
-организовать подвижные игры (3-4);
-работать в коллективе;
-выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);
-проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;
-выполнять комплексы упражнений, направленно воздействующие на формирование правильной осанки;
-выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток.
2.Планируемые результаты освоения программы:
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по двум уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение учащимися знаний об основах здорового образа жизни; об основных нормах гигиены; о технике безопасности при занятии спортом; о русских народных играх и играх разных народов; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
-установка на безопасный, здоровый образ жизни;
-потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
-этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа
уважительное отношение к культуре других народов;
-умение выражать свои эмоции;
-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
-осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
-уметь планировать и регулировать свои действия во время подвижной игры;
-определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
-учиться работать по определенному алгоритму;
Познавательные УУД:
Учащийся научится:
-проводить сравнение и классификацию объектов;
-понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
-проявлять индивидуальные творческие способности;
-различать между собой физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость);
-соблюдать правила поведения и предупреждение травматизма во время занятий;
-подбирать упражнения для разминки;
-использовать знания во время подвижных игр на досуге;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
Учащийся научится:
-работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
-обращаться за помощью;
-формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
-договариваться и приходить к общему решению;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-осуществлять взаимный контроль;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера исполнителя).
Предметные результаты:
-формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе.
-овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)
Практический выход (формы контроля): работа над созданием проектов, выпуск стенгазеты, выступление на научно-практической конференции, создание уроков-отчётов, уроков-путешествий с детьми.
1 класс.
№п.п. | Раздел. Тема | К-во час. | Цель занятия | Содержание |
1 | Введение. 1.Давайте познакомимся (игра). 2.В путь-дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся. | 2ч. | Научить детей знакомиться друг с другом, помочь учащимся быть ближе друг к другу, создать обстановку психологического комфорта. | 1. Игра в кругу «Знакомство»; 2. Психо-гимнастика; 3. Игра «Ласковушки» (с мячом); 4. Раскраска. Раскрасить цветок в соответствии с настроением. 5. «Где «живет» здоровье? |
2 | Режим для первоклашки. 1.Знайте, дети, что режим людям всем необходим. 2.Чтоб веселым утром встать, надо ночью крепко спать. 3.Мы зарядку любим очень, каждый быть здоровым хочет. 4.Практическое занятие – комплекс утренней зарядки. 5.Хочешь ты здоровым быть – по режиму нужно жить. | 5ч. | Уточнить представления детей о времени; помочь осознать время, проводимое в школе, его деление на уроки и перемены; формировать умение планировать свое время. Создать условия для формирования понятий: режим дня, сон, утренняя гимнастика. Развивать валеологические навыки детей, учить заботится о своем здоровье. Прививать любовь и заботу о собственном здоровье. | 1.Информация о режиме. Его значение. 2. Сон – лучшее лекарство. 3. Утренняя зарядка. Комплекс утренней зарядки. 4.Игры. |
3. | И моя семья. 1.Вот, ребята, я какой. Почему же я такой? 2.Вот смотрите, это я, а вот и вся моя семья. (Рисунок семьи – тест). 3.Дома маме помогаю и с сестренкою гуляю (обязанности). 4.Зря хвалить себя не буду - я для папы с мамой – чудо! | 4ч. | Показать значение семьи в жизни человека. Показать отличие ребенка от взрослого человека. Показать роль каждого члена семьи в поддержании благоприятной атмосферы в семье. На примерах показать, что все живое изменяется. Начать составление исследовательской карты. | Исследователь ская карта. Психогимнасти КА. Фантазирование. Упражнения на развитие мышления. |
4. | Мои одноклассники. 1.Если с другом вышел в путь – веселей дорога. 2.Ты с соседом не дерись, а со всеми подружись. 3. Я с мальчишками дружу и девчонкам помогу. 4.Социометрия. (Практическое занятие). | 4ч. | Показать, как формируется авторитет. Определить, в каких случаях необходимо драться, а в каких – нет. Провести социометрию. | 1. Информация. 2.Фантазирование. 3.Психогимнастика 4. Социометрия. |
5. | Уроки Мойдодыра. Моя кожа. 1.Солнце, воздух и вода закаляют нас всегда. 2.От простой воды, и мыла у микробов тают силы. 3.Если буду, осторожен, не пораню себе кожу. 4.Практическое занятие «Как правильно мыть руки». | 4ч. | Дать понятие о закаливании. Разъяснить вредное воздействие микробов на организм. Дать рекомендации по борьбе с инфекцией. Первая помощь при повреждениях кожи. Научить детей правильно мыть руки. | 1.Если хочешь быть здоров – закаляйся! Шесть признаков здорового и закаленного человека. 2.Бой с микробами. Информация. Фантазирование. 3. Гигиена кожи. Проведение опытов. 4. Игра «Выбери ответ». 5. Первая помощь при повреждениях. 6. Моем руки чисто, чисто! Рекомендации. |
6. | Моя осанка. 1.Понятие «осанка». 2.Сам себе не навреди, за осанкою следи. 3.Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно. 4.Упражнения для осанки. | 4ч. | Показать, как важна для человека красивая осанка. | 1. Упражнения для осанки. 2. Упражнения на развитие внимания. 3. Упражнение на развитие логического мышления. 4.Психогимнастика 5. Правила для поддержания правильной осанки. |
7. | Мои глаза. 1.Для чего у всех у нас на лице есть пара глаз. 2.Это должен каждый знать – глазам нужно отдыхать. 3.Практическое занятие «Гимнастика для глаз». 4.Знайте, каждому из вас нужна пара зорких глаз (охрана зрения). | 4ч. | Дать понятие об органах зрения. Познакомить со строением глаза. Выполнять гимнастику для глаз. Провести наблюдение. Выучить правила бережного отношения к зрению. | 1.Загадка. Информация. 2.Отдых. Гимнастика для глаз. 3. Проведение опыта. 4. Игра «Полезно – вредно». 5. Правила бережного отношения к зрению. |
8. | Мои уши. 1.Я хочу предостеречь, уши надо нам беречь. | 1ч. | Дать понятие об органах слуха. Дать учащимся понятие о строении уха. Провести опыты. Выучить правила бережного отношения к органам слуха. | 1. Информация. 2. Фантазирование. 3. Проведение опытов. 4. Это интересно! 5.Правила бережного отношения к органам слуха. 6. Психогимнастика. |
9. | Мои зубы. 1.У ребятишек зубы есть для того, чтоб ими есть. 2. Сам себе я помогу – свои зубы сберегу. 3. Практическое занятие «Встреча со стоматологом» | 3ч. | Рассказать о строении зуба. Научить, правильно чистить зубы, показать разнообразие зубных паст. Познакомиться со школьным стоматологом. | 1. Информация. 2. Фантазирование. 3. Рисование. 4. Упражнения на развитие мышления и слуха. 5. Практикум «Чистка зубов». 6 Разучивание стихотворения. 7. Психогимнастика. |
10. | Заключительные уроки. 1.Чтоб я ни делал, никогда не причиню себе вреда (беседа). 2.Чтобы мне здоровым стать, надо очень много знать (тест). | 2ч. | Подвести итоги проделанной работы, провести выставку рисунков, сделанных в течение года. Наградить самых здоровых, помочь составить индивидуальную «программу здоровья». | 1. Беседа. 2. Игра «Хорошо – плохо» 3. Пословицы о здоровье. 4. Повторение правил здоровья. 5. Мое здоровье – моя программа. |
2 класс.
№ п.п. | Разделы. Темы. | К-во час. | Цель занятия | Содержание |
1. | Введение. 1.Что такое здоровье. 2. Почему лучше быть здоровым, чем больным. Здоровый образ жизни. | 2ч. | Формировать установку на ценность жизни как высшей ценности; понимание и восприятие себя, своей жизни как величайшего чуда, которое у каждого человека индивидуально. Научить анализировать те изменения, которые происходят в организме в процессе роста. Развивать интерес к самопознанию. | 1.Информация. Что такое здоровье. 2. Фантазирование. Сочинение игр. 3. Урок – соревнование. |
2. | Почему мы болеем? 1. Признаки болезни, причины болезней. 2. Кто и как предохраняет нас от болезней. | 2ч. | Рассмотреть признаки болезни, причины болезней. Показать, что режим дня – это тоже защита от болезней. Составить памятку «Как правильно готовить уроки». Познакомиться с врачами, лечащих детей. | 1. Беседа по теме. 2. Оздоровительная минутка. 3. Игра – соревнование «Кто больше». 4. Рекомендации «Как помочь больному». 5. Тест «Твое здоровье». 6. Режим дня. 7. Памятка «Как правильно готовить уроки?» |
3. | Что нужно знать о лекарствах? 1. Горькие и «вкусные» лекарства. Где хранить лекарства? 2. Аллергия на лекарства. Реакция организма на прием лекарств. | 2ч. | Провести валеологический самоанализ. Дать понятие «Лекарства». Познакомиться с домашней аптечкой. Ее содержание. Дать понятие об аллергии. | 1. Валеологический самоанализ. 2. Беседа по теме. 3. Домашняя аптечка. 4.Это полезно знать! 5. Признаки лекарственного отравления. 6. Помоги себе сам. |
4. | Режим для второклассника. 1. Моя работа и мой отдых. 2. Сколько я сплю, играю на улице? Составить режим дня. | 2ч. | Составить режим дня для второклассника. | 1. Режим дня. 2. Стихотворный монтаж. 3. Игра «Давай поговорим». 4. Анализ ситуации. |
5. | Что у меня внутри? 1.Из чего я состою? Какой орган у меня самый главный? 2.Как органы связаны между собой? 3.Как помочь работать мозгу? | 3ч. | Дать понятие о функциях мозга. Рассказать о том, как помочь при обмороке. Расширить знания о мозге. | 1. Информация. 2. Фантазирование. 3. Психогимнастика. Игра «Зернышки». |
6. | Дыхание. 1. Какое бывает дыхание/ 2. Как я дышу, когда играю, ем , сплю. 3. Дыхательные упражнения. | 3ч. | Раскрыть функцию легких. | 1. Информация. 2. Рекомендации. 3. Фантазирование. 4.Психогимнастика. 5. Дыхательные упражнения. |
7. | Сердце. 1. Как работает сердце? 2. Что такое кровь? 3. Как почувствовать свое сердце. Тренировка сердца. | 3ч. | Рассмотреть строение сердца; формировать бережное отношение к сердцу и окружающим людям; дать понятие о большом и малом круге кровообращения. | 1. Скороговорка. 2. Пословицы о здоровье. 3. Практическая работа. Порез. Первая помощь. 4.Самонаблюдение. Опыт. 5. Физминутка. 6. Работа в тетради. 7. Работа в группах. 8. Кроссворд. 9. Фантазирование. 10. Охрана и укрепление здоровья. |
8. | Зачем человек ест? 1. Как правильно питаться? 2. Овощи и фрукты. 3. Лук от семи недуг. 4. Золотое яблоко. 5.Морковкина копилка. 6. Приключения картошки. 7. Практическое занятие. | 7ч. | Показать роль пищи в жизни человека. Показать разнообразие пищи, рассказать о составе полезной пищи. Рассказать о многообразии блюд из овощей и их пользе. Показать роль фруктов и соков для здоровья человека. Дать представление о разных видах соков. | 1. Информация. 2. Фантазирование. 3. Психогимнастика. 4. Иллюстрации. 5. Сервировка стола. 6. Упражнение на развитие мышления. 7. Копилка моих рецептов. |
9. | Мои зубы. 1. Что полезно для зубов. 2. Практическое занятие. | 2ч. | Рассмотреть схему внутреннего строения зуба. Учить видеть пользу для своих зубов. | 1.Информация о внутреннем строении зуба. 2.Это полезно! 3. Гигиена полости рта. |
10. | Мои глаза. Как помочь своим глазам? | 1ч. | Показать, что глаза главные помощники человека и их надо беречь. | 1. Беседа. 2. Гимнастика для глаз. |
11. | Если хочешь быть красивым. Витамины для кожи. | 1ч. | Показать, что кожа – надежная защита организма. Повторить правила ухода за кожей. Доказать, что и коже нужны витамины. | 1. Значение кожи. 2. Игра «можно или нельзя» 3. Гигиена тела. |
12. | Чтобы ногти не ломались. | 1ч. | Показать, насколько важно ухаживать за руками и ногтями. | Правила ухода за ногтями. Рекомендации. |
13. | Как закаляться. | 1ч. | Разъяснить необходимость закаливания и занятий физическими упражнениями. | 1. Виды закаливания. 2. Фантазирование. 3. Психогимнастика. |
14. | Защитные функции организма и как их укреплять? Детские болезни. Прививки от болезней. | 2ч. | Познакомиться с защитными функциями организма и как их укреплять. Научить правильному применению своих знаний в случае заболеваний. Разъяснить понятия – инфекция, инфекционные заболевания, прививки от болезней. | 1. Работа в тетрадях. 2. Игра – соревнование. 3. Работа со стихотворением. 4. Стих. «Прививка». Зачем они нужны? Обсуждение. |
15. | 1.Чем опасны домашние животные. 2. Правила обращения с животными. | 2ч. | Разъяснить необходимость защиты от насекомых, предосторожности при обращении с животными. | 1. Беседа по теме. 2. Последствия от укусов насекомых. 3.Помоги себе сам. 4. Правила обращения с животными. |
16. | Чтобы мне здоровым стать, надо очень много знать (тестирование). | 1ч. | Подвести итоги проделанной работы; провести выставку «Дневничков» и сделанных в течение года рисунков. Помочь составить индивидуальную «программу здоровья». | 1. Выставка работ, 2. Тест. |
3 класс.
№ п.п. | Разделы. Темы. | К-во час. | Цель занятия. | Содержание занятий |
1. | Введение. 1. Культура здоровья и ее составляющие. 2.Знание себя – необходимое условие здоровья. 3.Можно ли никогда не уставать? 4. Почему изнашивается организм человека. | 4ч. | Научить анализировать те изменения, которые происходят в нашем организме в процессе роста. Воспитывать интерес к самопознанию. Показать причины старения организма. | 1. Составление исследовательской карты. 2. Информация. 3. Фантазирование. 4. Психогимнастика. |
2. | Из чего мы сделаны? 1. Что у меня внутри? 2. Скелет человека, кости, суставы. 3. Нагрузки, которые может выдержать человек. 4.Мышцы. Как стать богатырем. Практическое занятие. Оцени свою осанку и силу мышц. | 26ч. | Повторить причины старения организма. Раскрыть функции скелета. Сформировать установку на бережное отношение к позвоночнику. Раскрыть возможности скелета. Раскрыть возможности человека. Объяснить необходимость совершенствовать себя. | 1. Информация. 2. Человек будущего. Рисование. 3. Психогимнастика. 4. Упражнения для мышц, осанки. |
| 1.Открытие Уильяма Гарвея сердце. 2. Моторчик у меня в груди. 3. Реки Вена и Артерия. 4. Почему кровь красная? 5.Путешествие по рекам (строение и предназначение органов человека) 6. Практическое занятие. Как почувствовать свое сердце. Тренировка сердца. | | Познакомить с открытием Уильяма Гарвея. Сформировать бережное отношение к сердцу. Рассмотреть строение сердца. Объяснить, почему кровь имеет красный цвет, ввести в лексикон слово «гемоглобин». Раскрыть зависимость состава крови от умения правильно питаться и отдыхать. | 1. Информация. 2. Фантазирование. а) Сказочные герои; Б) Путешествие на кораблике; В) «Веселые человечки» Г) Кроссворд 3. Психогимнастика. А) Творческие группы. Б) Ситуации. В) игра «Контакт». Г) ига «Тропинка»; Д) игра «Сыщики» 4. Упражнения на тренировку сердца. |
| 1. Зачем я дышу? 2. Строение органов дыхания. 3. Как беречь горло и легкие. 4. Практическое занятие. | | Раскрыть функцию легких. Разъяснить вредное воздействие микробов на организм. Дать рекомендации по борьбе с инфекцией. | 1. Информация. 2. Рекомендации 3. Психогимнастика. 4. Упражнения для правильного дыхания. |
| 1. Путешествие морковки (рот, пищевод, желудок). 2. Путешествие морковки (толстая и тонкие кишки). 3. Почему болит живот. 4. Здоровое меню. 5. Практическое занятие. | | Закрепить знания о работе пищеварительного тракта. Дать понятие о расположении двенадцатиперстной кишки, печени, желчного пузыря, аппендикса. | 1.Игра – путешествие. 2. Викторина. 3. игра «Слушай звуки». 4. Психогимнастика. 5. Здоровое меню. |
| 1. Что всему голова? 2. О чем я люблю думать? 3. Как научиться, хорошо говорить. 4. Практическое занятие – тренинг – тренировка ума и памяти. | | Дать понятие о функциях мозга. Расширить знания о работе мозга. Дать понятие о сером и белом веществе мозга. Раскрыть роль памяти в жизни человека. | 1. Информация. 2. Фантазирование: а) Человек будущего, его мозг. Рисование. Б) составить загадку. В) игра «Хорошо – плохо" 3. Психогимнастика. |
| 1.Цветные проводочки для разных сообщений. Наши нервы. | | Дать понятие о том, что такое нервная система. | !. Информация. 2. Фантазирование. А) Расшифровка. Б) Развитие речи. В) игра «Хорошо – плохо». 3. Психогимнастика. Пантомима. |
3. | Мое настроение. 1. Когда я расстраиваюсь и плачу? 2. Когда я радуюсь и веселюсь? 3. От чего зависит мое настроение? Упражнения для мышц лица. Как сохранить себя здоровым? Тест. | 4ч. | Показать, каким бывает настроение. Воспитывать умение управлять своим настроением. Дать конкретные советы по снятию стресса. | 1. Информация. 2. Фантазирование. Волшебные человечки. 3. Психогимнастика. Упражнения на снятие напряжения. (нарисовать на бумаге) |
4 класс.
Хорошо ли мне живется.
№ п.п | Разделы. Темы. | К-во час. | Цель занятий | Содержание занятий |
1. | Я продолжаю расти. 1. Я расту. 2. Практическое занятие. Сравни: свой рост, вес, осанку с 3 классом. | 2ч. | Научить анализировать те изменения, которые происходят в организме в процессе роста. Воспитывать интерес к самопознанию. | 1. Информация. 2. Фантазирование. Составление игры. 3. Замеры роста. 4. Психогимнастика. |
2. | Мои лучшие друзья. 1.Режим. 2.Закаливание. 3.Спорт – мой друг. 4. Практическое занятие – спортивный праздник | 4ч. | Составить режим для ученика 4 класса. Показать, что занятия спортом укрепляет организм. Провести спортивный праздник. | Как стать Геркулесом. |
3. | Как выбирать себе друзей. 1. Какой я сам (привычки, поступки). 2. Добрым быть гораздо лучше, чем завистливым и злым. 3. Щедрость и жадность. 4. Драться или не драться. 5. С кем бы ты хотел дружить? 6. Портрет друга – практическое занятие. | 6ч. | Дать понятие о привычках, вредных для здоровья. Показать, как можно повысить самооценку. Раскрыть понятия щедрости и жадности. Определить, в каких случаях необходимо драться, а в каких нет. | 1. Беседа по теме: «Как выбрать друзей». 2. Закончи рассказ. 3. Игра «Хочу быть». 4.Стихи о дружбе. 5. Анализ ситуации по рассказу Л.Н.Толстого «Отец и сыновья». 6. Игра «Хорошо – плохо». Жадина – это... 7. Портрет друга. Сочинение. 8. Игра «Хочу быть». |
4. | Я – сибиряк. 1. Особенности жизни в Сибири. Приспособление к ним. 2. Особенности питания. 3. Сибиряк – значит лыжник. 4. Практическое занятие: лыжные соревнования. | 4ч. | Познакомиться с особенностями жизни в Сибири. Провести соревнования на лыжах. | 1. Жизнь в Сибири. 2. Лыжная прогулка. Лыжные соревнования. 3. Меню для сибиряка. |
5. | Папа, мама, я – дружная семья. 1. Если папа с мамой в ссоре… 2. Счастье в доме сберегу, папе с мамой помогу. 3. Мы любим друг друга. 4. Моя родословная. 5. Здоровье моей семьи. | 5ч. | Создать условия для формирования понятий: семья, моя родословная, здоровье семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Показать роль каждого члена семьи в поддержании благоприятной атмосферы в семье. Воспитывать внимательное отношение ко всем членам семьи. | 1. Нарисуйте свою семью на празднике. 2. Обязанности глав семьи дома, на прогулке, на даче, в походе. 3. Анализ ситуации. К.Д.Ушинский «Сила не право». 4. «Береги честь фамилии». 5. Игра «Продолжи предложение». 6. Составить родословную. 7. Игра «Комплимент». У меня самые лучшие родители… |
6. | Из чего же, из чего же… 1. Какой я (привычки, поступки). 2. Легко ли со мной окружающим. 3. Мальчик, значит «рыцарь». 4. Если «я» - фея. Практическое занятие. 5. Я – джентльмен. 6. Мисс «начальная школа». | 6ч. | Дать понятие о том, что такое характер. Разъяснить необходимость воспитывать силу воли. Сформировать чувство ответственности за свои поступки. Воспитать уважение к окружающим. Показать, чем мальчики отличаются от девочек. Пояснить, почему «я – фея», «я – джентльмен». | 1. Игра «Противоположности». 2. Игра «Давай поговорим». 3. Анализ ситуации. 4. Игра «Комплимент». |
7. | Как помочь себе учиться. 1. Как улучшить свою память. 2. Практическое занятие: тренировка памяти. 3. Внимателен ли я? (игры – тренинги). 4. Как помочь себе стать умным. 5. Практическое занятие. Конкурс смекалистых. | 5ч. | Раскрыть роль памяти в жизни человека. Рассказать о том, как улучшить, тренировать свою память. | 1. Информация. 2. Рекомендации для улучшения своей памяти. 3. Игры на развитие внимания, памяти. 4. Конкурс смекалистых. |
8. | Я нравлюсь сам себе. | 1ч. | Показать, как можно повысить самооценку. | 1. Информация. 2. Фантазирование. 3. Психогимнастика. Упражнение на расслабление. Упражнение на воспитание уверенности в себе. |
9. | Викторина «Знаешь ли ты самого себя?». | 1ч. | Учить самоанализу. Формировать потребность в воспитании в себе волевых черт характера. | 1. Викторина по теме. 2. Анкета. 3. Психогимнастика. «Вы меня узнаете?» |
10. | «За здоровье в борьбе ты помог ли сам себе» (тест) | 1ч. | Подвести итоги проделанной работы. Провести выставку«Дневничков» и сделанных в течение года рисунков. | 1. Итоги работы. 2. Выставки «Дневничков» и рисунков. 3. Тест. |
Директор
МАОУ СОШ№211 имени Л.И.Сидоренко С.В. Васильев