СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Курсов по подготовке к школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Курсов по подготовке к школе"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 26»

(МБОУ Школа № 26)



ПРИНЯТА

Педагогическим советом

протокол


УТВЕРЖДЕНА






Дополнительная общеобразовательная программа

«Курсы по подготовке детей к школе»

(составлена на основе программы Н.А. Федосовой, Е.В. Коваленко. И. А. Дядюнова и др.; научный руководитель Н.А. Федосова «Преемственность»:

программа по подготовке к школе детей 5-7 лет)



Срок реализации: октябрь 2023 г. – март 2024 г.




Разработчик Программы:

Иванова О.В., заместитель директора по УВР














г.Дзержинск

2023 г.



ОГЛАВЛЕНИЕ


п. п

Структура дополнительной общеобразовательной программы

Стр.

1.

Комплекс основных характеристик Дополнительной общеобразовательной программы «Курсы по подготовке детей к школе»

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи Дополнительной общеобразовательной программы «Курсы по подготовке детей к школе»

7

1.3.

Содержание Дополнительной общеобразовательной программы «Курсы по подготовке детей к школе»

8

1.3.1.

Содержание курса «От слова к букве»

8

1.3.2.

Содержание курса «Математические ступеньки»

9

1.4.

Планируемые результаты освоения Дополнительной общеобразовательной программы «Курсы по подготовке детей к школе»

11

2.

Комплекс организационно-педагогических условий Дополнительной общеобразовательной программы «Курсы по подготовке детей к школе»

15

2.1

Рабочая программа «От слова к букве»

15

2.2

Рабочая программа «Математические ступеньки»

20

2.3

Учебный план Дополнительной общеобразовательной программы «Курсы по подготовке детей к школе»

26

2.4.

Календарный учебный график

26

2.5.

Условия реализации Дополнительной общеобразовательной программы «Курсы по подготовке детей к школе»

27

2.6.

Формы аттестации

31

2.7.

Оценочные материалы и методические материалы

31

2.8.

Список литературы

36


Приложения

37


  1. Комплекс основных характеристик

Дополнительной общеобразовательной программы

«Курсы по подготовке детей к школе»


1.1. Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная программа «Курсы по подготовке детей к школе» (далее Программа) рассчитана на детей 6 – 7 лет. Данная Программа является модифицированной, комплексной, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Преемственность»: программа по подготовке к школе детей 5 – 7 лет/ [Н.А.Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова и др.; науч.рук. Н.А.Федосова]. – М.: Просвещение, 2016.

Программа имеет социально-педагогическую направленность. Она готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием, целью которой становится успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одного уровня образования на другой; а также решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма. В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) – обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.

В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира.

Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических

функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками

универсальных учебных действий (уметь анализировать объект, выделять признаки предмета; рассматривать объект и составлять его из частей; проводить классификацию объектов; строить речевое высказывание в устной

форме и др.), владеть коммуникативными, социальными и другими компетенциями.

Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним свои действия.

Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой форме.

Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию,

логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление

о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.

Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представление о своем физическом облике и здоровье, владеет

своим телом, различными видами движений. Испытывая недомогание, может

сообщить о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает необходимость их применения.

С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Исследования психологов и многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную).

Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе находит свое выражение в:

- наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения;

- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;

- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.

В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка.

Для формирования «внутренней позиции школьника» необходимо создать условия для адаптации дошкольника к школьным условиям: посидеть за партой, пообщаться с учителем, привыкнуть к его требованиям; а учителю иметь возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации.

Актуальность разработки данной Программы:

- необходимость совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития, создания условий для достижения успешности всех детей;

- разрыв между системой дошкольного и школьного образования и необходимость сохранения единства образовательного пространства, преемственность уровней образовательной системы (актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, обусловленной низкой школьной зрелостью и недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению);

- возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации (низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему).

Основные положения Программы:

- подготовка к школе носит развивающий характер;

- не допускает дублирования программ первого класса;

- помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми).

Программа обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития. Педагогами обеспечивается постепенный переход детей от непосредственности к произвольности. Осуществляется организация сочетания в единую смысловую последовательность продуктивных видов деятельности. Программа готовит переход детей от игровой к творческой деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Основные принципы построения Программы:

  • общее развитие ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и способностей;

  • развитие творческой деятельности;

  • развитие личностных компетенций;

  • поддержка и сохранение здоровья;

  • формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;

  • развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;

  • сотворчество обучающих, обучающихся и их родителей (законных представителей)

Основные принципы работы педагогов при подготовке детей к школе:

  • учет индивидуальных особенностей и возможностей ребят;

  • уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

  • комплексный подход при разработке занятий;

  • систематичность и последовательность занятий;

  • вариативность содержания и форм проведения занятий;

  • наглядность.

Главное назначение Программы состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить у ребят интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске, воспитать бережное отношение к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к труду и художественный вкус. Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.

Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.

Содержание Программы ориентировано на детей 6-7 лет. Программа предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и

сокращение адаптационного периода при поступлении в школу.

Организация занятий осуществляется в очной форме обучения в группах постоянного состава по 20 - 25 человек в условиях классно-кабинетной системы в соответствии с основными нормами техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами.

Занятия организуются на базе МБОУ «Школа № 26» в течение 6 месяцев (с октября 2023 г. по март 2024 г.). Занятия организуются 1 раз в неделю (четверг) по 2 занятия в день. На первой и последней неделях занятий осуществляется психолого-педагогическая диагностика (входная и итоговая). Продолжительность занятий 30 минут, с 10-минутным перерывом между занятиями. Программа рассчитана на 20 недель. Общее количество занятий в год – 40.




    1. Цель и задачи Программы


Цель Программы – выравнивание стартовых возможностей будущих первоклассников, создание образовательной среды, способствующей формированию общей культуры, развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника, формированию у него предпосылок УУД, а также положительного отношения к школе, новой социальной роли – роли ученика.

Основные задачи:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей,

готовящихся к обучению в школе;

  • развитие любознательности, активности, инициативности, самостоятельности дошкольников;

  • формирование и развитие психических функций познавательной сферы;

  • воспитание у каждого ребёнка чувства собственного достоинства,

самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству;

  • укрепление и развитие эмоционально – положительного отношения

ребёнка к школе, желания учиться;

  • развитие эмоционально-волевой сферы, умения действовать по правилам;

  • развитие коммуникативных умений;

  • воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и

доброжелательности к людям.






















    1. Содержание Программы


1.3.1. Содержание курса «От слова к букве»

(20 часов)


Предлагаемый курс помогает подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь.

Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка и литературного чтения.

Отличительной чертой данного курса является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.

Обучение строится на игровой деятельности, носит практический характер. Особое значение при подготовке детей приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений.

Речевое общение

Роль развитого речевого слуха (способности отчетливо произносить все звуки в словах, понимать и воспроизводить мелодику слова и интонационную окраску предложений в устной речи) для овладения правилами письма и чтения. Умение свободно общаться — основа взаимодействия и взаимопонимания людей. Речь устная, диалогическая и монологическая (без терминов), общее представление об их особенностях. Дальнейшее развитие устных видов речевой деятельности — слушания (понимания смысла произведений, вопросов и сообщений педагога, ответов детей, воспринимаемых на слух), говорения (ответы на вопросы, высказывания на темы, составление рассказов по сюжетным рисункам, предметным картинкам, иллюстрациям). Наблюдение над произносительными особенностями слов (выделение ударного слога, отчетливое произнесение каждого звука) и интонации конца предложения. Громкость, тон, темп устной речи. Уместное использование при устном общении несловесных помощников речи: жестов, мимики, поз, улыбки и пр.

Упражнение в овладении элементарными правилами речевого этикета: приветствия, прощания, извинения, просьбы. Рассказы, истории на основе увиденного, услышанного, прочитанного, о проведении различных мероприятий и др.

Подготовка к чтению

Текст, предложение, слово — средства языка и речи, проводники мыслей и чувств. Определение темы и цели высказывания с помощью вопросов типа: о чем, о ком сообщается, спрашивается? Членение устных и письменных высказываний-текстов на предложения, предложений на слова. Использование графических опор-схем для анализа и восстановления предложений и небольших по объему текстов. Слово, слог, ударение. Наблюдение над значениями слов и их звуковой структурой. Зависимость изменения (искажения) значения слова от изменения состава или порядка звуков (даже одного). Деление слов на слоги, слогов на звуки. Ударение в слове (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове). Звуки и буквы. Звуки природы и звуки речи. Гласные и согласные звуки речи. Различение на слух и при произношении гласных, согласных (твердых, мягких, звонких и глухих) звуков. Звуковая структура слова. Слогообразующая роль гласных. Слого-звуковой анализ слов (установление количество звуков в слове, их характера, последовательности). Соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру. Упражнения в установлении на слух места (начало, середина, конец слова; порядковый номер слога) контрольного звука, безударных гласных; в самостоятельном подборе слов с заданным звуком. Буквы как значки звуков. Общее представление о печатных буквенных кодах.

Подготовка к письму.

Рисование декоративных узоров разных форм. Составление узоров из растительных форм (цветы, листья, ягоды). Лепка разнообразных форм посуды, предметов мелкой пластики. Использование приемов силуэтного вырезания и отрывной аппликации. Выполнение узоров различной конфигурации в ограниченном пространстве, моделирование из предложенных элементов простейших конструкций. Конструирование по образцу, по заданию, по условию, по замыслу с учетом пространственного расположения частей и деталей (больше, меньше, столько же).

Ознакомление с гигиеническими требованиями к посадке ученика, положению рук, тетради, ручки. Упражнения в развитии глазомера, пространственной ориентации на тетрадной странице, на рабочей строке; в

развитии мелкой мускулатуры пальцев и тонких движений руки (раскрашивание, конструирование и штриховка внутри и снаружи предметов,

обведение контуров предметов по шаблонам, калькирование, дорисовывание

и пр.). Упражнения в развитии координации движений при выполнении узоров, бордюров, состоящих из природных форм и основных элементов букв.

В содержании нет распределения количества часов, отводимых на изучаемые разделы поскольку предлагаемый курс интегрированный и такое деление условно. В содержании занятия одновременно могут присутствовать задания из каждого раздела Программы.


1.3.2. Содержание курса «Математические ступеньки» (20 часов)


Предлагаемый курс определяет содержание работы по математической подготовке детей 6 - 7 лет к обучению в школе и задает основные направления реализации общих психолого-педагогических идей их развития на математическом материале.

Главные цели курса математики подготовительного периода — это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.

Основная идея курса заключается в том, что развитие познавательных способностей у детей будет более эффективным, если в процесс работы с математическим материалом систематически будут включаться задания, направленные на развитие логического мышления (проведение сравнений, анализа, разбиение объектов на группы, выделение части и целого, проведение доступных обобщений), пространственного воображения и речи ребенка.

Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, форма).

Сравнение трех и более предметов (фигур) по размеру (больше - меньше, длиннее - короче, такой же по длине, выше - ниже, шире - уже и др.), по форме (круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов). Определение правила, по которому составлен предложенный ряд

предметов, геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по

заданному правилу. Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов. Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений: длиннее — короче, выше — ниже, шире — уже и др., его использование при выполнении заданий. Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по заданному правилу. Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без гирь).

Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.).

Временные представления: раньше - позже; вчера, сегодня, завтра. Неделя. Дни недели. Отсчет дней недели по порядку от любого дня недели. Времена года. Их последовательность. Неделя, месяц, год. Уточнение понятия «месяц» (как правило, четыре недели составляют месяц). Определение времени по часам (по часовой стрелке). Простейшее сравнение времени (больше трех часов, меньше пяти часов и т. п.).

Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10.

Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же). Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка двумя способами. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в этом ряду, возможность продолжить числовой ряд дальше от любого элемента.

Счет в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка пересчета. Порядковый счет, его отличия от счета количественного. Моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольников, прямоугольников и др.). Десяток. Равенство, его обозначение в математике. Знак «=». Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций сложение и вычитание, название и обозначение этих действий (знаки «+», «-»). Целое и часть.

Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал. Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче. Формирование начальных представлений об универсальности математических способов познания мира (одна и та же модель для задач с различными сюжетами).

Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник (треугольник, четырехугольник, в том числе прямоугольник, квадрат). Отличие многоугольника от круга. Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как сторона многоугольника. Линейка — инструмент для вычерчивания отрезка. Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу.

Содержательно-логические задания на более сложном математическом материале на развитие: внимания (лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, игры «Веселый счет», «Исправь ошибки» и др.); воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчет общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных); памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов); мышления (выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур и др. по заданным условиям).


1.4.Планируемые результаты освоения Программы


В результате занятий по Программе у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.

Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);

- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь

на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);

- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и

поступкам других людей;

- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его

собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;

- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- уважать свою семью, родителей, доброжелательно относиться к сверстникам.

- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их

поступкам;

- оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов

с точки зрения общечеловеческих норм;

- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему;

- освоить роль ученика; проявлять интерес (мотивации) к учению.

Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.

Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

-определять и формулировать цель деятельности на занятии под руководством учителя;

- осуществлять действия по образцу и по предложенному учителем плану;

- сохранять заданную цель;

- проговаривать последовательность действий на занятии;

- высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом

(иллюстрациями) учебного пособия;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять контроль своей деятельности по результату;

-совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;

- оценивать результаты своей работы под руководством учителя;

- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

- анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и

несущественных);

- сравнивать, сопоставлять и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);

- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;

-устанавливать аналогии;

- выделять общее и различное;

- делать простейшие выводы в результате совместной работы с учителем;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, описывать предмет, картинку).

Коммуникативные УУД:

- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;

- слушать и понимать речь других;

- отвечать на вопросы учителя и других детей;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения

от партнера по деятельности;

- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,

благодарить;

- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;

- участвовать в диалоге на занятии и других жизненных ситуациях;

- выполнять различные роли при совместной работе.


Требования к предметным результатам обучения

В результате обучения по Программе дошкольник получит возможность научиться:

По изучению курса

«От слова к букве»

  • отчетливо и ясно произносить все звуки, слова;

  • выделять из слов звуки;

  • находить слова с определенным звуком;

  • определять место звука в слове;

  • соблюдать орфоэпические нормы произношения;

  • составлять предложения на заданную тему по опорным словам;

  • составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;

  • пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;

  • ориентироваться на странице тетради, альбома;


По изучению курса «Математичес-

кие ступеньки»

  • определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше, ниже, между, за, перед и т.п.);

  • сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия; упорядочивать их;

  • называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10, начиная с любого числа;

  • соотносить цифру с числом предметов;

  • сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же);

  • определять количество предметов в заданной группе и устно

  • обозначать результат числом;

  • объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл действий сложение и вычитание;

  • пользоваться арифметическими знаками действий (+ и -);

  • измерять длину предметов с помощью условной меры;

  • различать и называть простейшие геометрические фигуры (отрезок, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг), находить их прообразы в окружающем мире;

  • составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры большего размера;

  • делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;

  • ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

























  1. Комплекс организационно-педагогических условий Программы


2.1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «От слова к букве»

(развитие речи и подготовка к обучению грамоте, развитие моторики руки и подготовка к обучению письму)


Рабочая программа по курсу «От слова к букве» разработана на основе авторской программы: Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5 – 7 лет/ [Н.А.Федосова, Е.В. Коваленко, И.А.Дядюнова и др.; науч.рук. Н.А.Федосова]. – М.:Просвещение, 2016


1. Пояснительная записка

Предлагаемый курс построен на концептуальных положениях с выходом на общие речевые умения. Практическая направленность курса, усиление роли развития речи создают условия для успешного обучения русскому языку как единому курсу в начальной школе, который предполагает синтез содержания по чтению и литературе, окружающему миру, искусству. Совершенствование речи носит развивающий и воспитывающий характер. В процессе занятий развиваются способности детей, осуществляется их социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое развитие, формируется отношение к окружающему миру, вырабатываются определенные черты характера.

В основе подготовки лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии. Совершенствование речи выступает как средство познания мира, формирования мысли, общения с людьми и на этой основе формирования мировоззрения.

Цель курса – совершенствование и развитие связной речи, развитие лексической стороны речи, совершенствование звуковой культуры речи, закрепление правильного произношения звуков, упражнения в дифференциации звуков на слух, произнесение слов согласно орфоэпическим

нормам литературного языка, укрепление и развитие артикуляции; развитие внимания и интереса к слову, к его эмоциональной окраске; развитие образной стороны речи; разучивание скороговорок, небольших стихотворений; пересказ сказок с опорой на иллюстрации; знакомство детей с гигиеническими правилами письма, развитие мелкой мускулатуры кисти руки, зрительных и двигательных анализаторов.


2.Содержание (20 часов)


Речевое общение

Роль развитого речевого слуха (способности отчетливо произносить все звуки в словах, понимать и воспроизводить мелодику слова и интонационную окраску предложений в устной речи) для овладения правилами письма и чтения. Умение свободно общаться — основа взаимодействия и взаимопонимания людей.

Речь устная, диалогическая и монологическая (без терминов), общее представление об их особенностях. Дальнейшее развитие устных видов речевой деятельности — слушания (понимания смысла произведений, вопросов и сообщений педагога, ответов детей, воспринимаемых на слух), говорения (ответы на вопросы, высказывания на темы, составление рассказов по сюжетным рисункам, предметным картинкам, иллюстрациям).

Наблюдение над произносительными особенностями слов (выделение ударного слога, отчетливое произнесение каждого звука) и интонации конца предложения. Громкость, тон, темп устной речи. Уместное использование при устном общении несловесных помощников речи: жестов, мимики, поз, улыбки и пр.

Упражнение в овладении элементарными правилами речевого этикета: приветствия, прощания, извинения, просьбы. Рассказы, истории на основе увиденного, услышанного, прочитанного, о проведении различных мероприятий и др.

Подготовка к чтению

Текст, предложение, слово — средства языка и речи, проводники мыслей и чувств. Определение темы и цели высказывания с помощью вопросов типа: о чем, о ком сообщается, спрашивается? Членение устных и письменных высказываний-текстов на предложения, предложений на слова. Использование графических опор-схем для анализа и восстановления предложений и небольших по объему текстов.

Слово, слог, ударение. Наблюдение над значениями слов и их звуковой структурой. Зависимость изменения (искажения) значения слова от изменения состава или порядка звуков (даже одного). Деление слов на слоги, слогов на звуки. Ударение в слове (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове).

Звуки и буквы. Звуки природы и звуки речи. Гласные и согласные звуки речи. Различение на слух и при произношении гласных, согласных (твердых,

мягких, звонких и глухих) звуков. Звуковая структура слова. Слогообразующая роль гласных. Слого-звуковой анализ слов (установление количество звуков в слове, их характера, последовательности). Соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.

Упражнения в установлении на слух места (начало, середина, конец слова; порядковый номер слога) контрольного звука, безударных гласных; в самостоятельном подборе слов с заданным звуком. Буквы как значки звуков. Общее представление о печатных буквенных кодах.

Подготовка к письму.

Рисование декоративных узоров разных форм. Составление узоров из растительных форм (цветы, листья, ягоды). Лепка разнообразных форм посуды, предметов мелкой пластики. Выполнение узоров различной конфигурации в ограниченном пространстве, моделирование из предложенных элементов простейших конструкций. Конструирование по образцу, по заданию, по условию, по замыслу с учетом пространственного расположения частей и деталей (больше, меньше, столько же).

Ознакомление с гигиеническими требованиями к посадке ученика, положению рук, тетради, ручки. Упражнения в развитии глазомера, пространственной ориентации на тетрадной странице, на рабочей строке; в

развитии мелкой мускулатуры пальцев и тонких движений руки (раскрашивание, конструирование и штриховка внутри и снаружи предметов, обведение контуров предметов по шаблонам, калькирование, дорисовывание

и пр.). Упражнения в развитии координации движений при выполнении узоров, бордюров, состоящих из природных форм и основных элементов букв.

В содержании нет распределения количества часов, отводимых на изучаемые разделы поскольку предлагаемый курс интегрированный и такое деление условно. В содержании занятия одновременно могут присутствовать задания из каждого раздела Программы.


3. Планируемые результаты:


  • ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам

общения;

  • отчетливо и ясно произносить слова, предложения;

  • выделять из слов звуки, классифицировать их по месту нахождения в

слове;

  • уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме (составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок);

  • уметь ориентироваться на странице тетради;

  • соблюдать элементарные гигиенические правила.


Перечень учебно-методического обеспечения и материально-технической базы для осуществления образовательного процесса


Средства ИКТ

Компьютер (на рабочем месте учителя)

Лицензионное программное обеспечение, необходимое

для организации образовательной деятельности.

Монитор жидкокристаллический

Колонки

Мультимедийный проектор (установленный в

соответствии с требованиями техники безопасности)

Интерактивная доска

Документ-камера

МФУ

Цифровые

образовательные ресурсы


Электронные тренажёры, мультимедийные презентации

Перечень поисковых систем

1. www.mail.ru

2. www.rambler.ru

3. www.yandex.ru

Цифровые

образовательные ресурсы


Коллекция цифровых образовательных ресурсов.

1. «Единая коллекция цифровых образовательных

ресурсов» - http://school-collection.edu.ru

Перечень Интернет-сайтов

1. Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия

http://nachalka.info

2. Лукошко сказок

http://www.lukoshko.net

Учебно- методическая

литература


Методическая литература для учителя:

  • Федеральный государственный образовательный

стандарт дошкольного образования, утвержденный

Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17

октября 2013 г. №1155.

  • Преемственность: программа по подготовке детей к школе 5-7 лет / Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова и др.; науч. рук. Н.А.Федосова – М.: Просвещение, 2012.

  • Макарычева Н.В. Чему и как следует учить ребенка до школы? – М.: АРКТИ, 2014.

  • Готов ли я к школе? / Т/ Беглова, В. Солнцева – М.:Просвещение, 2012 г.

  • Методические рекомендации к программе «Преемственность» / ред. Т.Лаврова – М.: Просвещение, 2020.

  • Подготовка детей к школе. Комплект из 4 книг.

  • Конструирование букв и цифр / Н.А. Федосова, Т. Игнатьева, С.Волкова, В. Романова – М.: Владос, 2017.

  • В мире звуков и букв: учебно-методическое пособие для подготовки к школе / Т.М.Андрианова, И.Л. Андрианова. – М.: Астрель, 2013.

  • Что нужно знать и уметь ребенку при поступлении в школу: Диагностика уровня развития. Оценка знаний и умений. Практические рекомендации / Е.Г. Голодецкая, М.И. Пукач, С.П. Циновская, О.В. Чистякова. – М.: Астрель, 2020.

Учебно-методические комплекты для обучающихся


  • От слова к букве / Н.А. Федосова – М.: Просвещение

Художественная литература по программе:

- художественные книги,

- сборники сказок, стихов, загадок.

Учебно-практическое

оборудование

Комплекты для обучения грамоте, объекты для

пересчета

  • Азбука подвижная

  • Карточки для звукового анализа

  • Фишки- карточки для звукового анализа

  • Лента памяти (съемная)

  • Касса букв

  • Наборы сюжетных и предметных картинок

Таблицы, плакаты, модели

  • Азбука в картинках (комплект таблиц);

Наборы предметных картинок:

  • Птицы, насекомые, животные

  • Цветы, травы, овощи, фрукты

  • Деревья и листья, грибы

  • Школьные принадлежности

  • Профессии

  • Инструменты

  • Мебель

  • Семья

  • Еда

  • Игрушки

  • День рождения

  • Квартира

  • Виды транспорта

  • Школьные принадлежности

  • Части тела

  • Карта мира


Муляжи (овощи, фрукты, грибы)

Портреты поэтов и писателей

Лото, игры

Экранно-звуковые

средства


Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

  • Аудиозаписи Времена года

  • Аудиозаписи Мои любимые стихи

CD-диски, соответствующие тематике учебных курсов

Коллекция мультимедийных презентаций,

соответствующих тематике учебных курсов (медиатека

учителя).

2.2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«Математические ступеньки»


Рабочая программа по курсу «Математические ступеньки» разработана на основе авторской программы: Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5 – 7 лет/ [Н.А.Федосова, Е.В. Коваленко, И.А.Дядюнова и др.; науч.рук. Н.А.Федосова]. – М.: Просвещение, 2016


1 Пояснительная записка


Предлагаемый курс определяет содержание работы по математической подготовке детей 6 лет к обучению в школе и задает основные направления реализации общих психолого-педагогических идей их развития на математическом материале.

Главные цели курса математики подготовительного периода — это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.

Основная идея курса заключается в том, что развитие познавательных способностей у детей будет более эффективным, если в процесс работы с математическим материалом систематически будут включаться задания, направленные на развитие логического мышления (проведение сравнений, анализа, разбиение объектов на группы, выделение части и целого, проведение доступных обобщений), пространственного воображения и речи ребенка. Развитие познавательных процессов — восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи — позволяет целенаправленно и систематически развивать познавательные способности дошкольников, а это необходимое условие их подготовки к школе.

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (цифры и числа от 0 до 9, число 10, ознакомление с понятием «десяток», основные свойства чисел натурального ряда; равенство, конкретный смысл арифметических действий сложение и вычитание и их обозначение: знаки «+», «—», «=»); геометрическая (пространственные отношения, простейшие геометрические фигуры и их прообразы в окружающем мире, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве объектов и простейших геометрических фигур, изготовление моделей геометрических фигур из бумаги и др.); содержательно-логическая (эта линия построена на основе математического материала двух первых линий и создает условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления детей).

Основными методами, используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остается метод практических действий, который позволяет дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения на действиях с предметами, предметными картинками, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. д.

На данном этапе метод практических действий дополняется важнейшим для математики способом познания окружающего мира – методом моделирования (работа с предметами и группами предметов дополняется выполнением предметных и схематических рисунков; осуществляется моделирование цифр из плоскостных элементов). Кроме того, более активное использование разнообразных дидактических игр математического содержания позволяет, с одной стороны, углублять математические знания, а с другой — способствует формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), развивает навыки сотрудничества со сверстниками, формирует умения оценивать свои действия, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо.

Использование предложенного содержания и описанных методов позволит осуществить предматематическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, позволяющий успешно усваивать математику в начальной школе.


2.Содержание (20 часов)


Признаки (свойства) предметов (цвет, размер, форма).

Сравнение трех и более предметов (фигур) по размеру (больше - меньше, длиннее - короче, такой же по длине, выше - ниже, шире - уже и др.), по форме (круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов). Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по заданному правилу. Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов. Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений: длиннее — короче, выше — ниже, шире — уже и др., его использование при выполнении заданий. Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по заданному правилу. Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без гирь).

Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.).

Временные представления: раньше - позже; вчера, сегодня, завтра. Неделя. Дни недели. Отсчет дней недели по порядку от любого дня недели. Времена года. Их последовательность. Неделя, месяц, год. Уточнение понятия «месяц» (как правило, четыре недели составляют месяц). Определение времени по часам (по часовой стрелке). Простейшее сравнение времени (больше трех часов, меньше пяти часов и т. п.).

Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10.

Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше, меньше, столько же). Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка двумя способами. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в этом ряду, возможность продолжить числовой ряд дальше от любого элемента. Счет в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка пересчета. Порядковый счет, его отличия от счета количественного. Моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольников, прямоугольников и др.). Десяток. Равенство, его обозначение в математике. Знак «=».

Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций сложение и вычитание, название и обозначение этих действий (знаки «+», «-»). Целое и часть.

Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал. Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче. Формирование начальных представлений об универсальности математических способов познания мира (одна и та же модель для задач с различными сюжетами).

Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник (треугольник, четырехугольник, в том числе прямоугольник, квадрат). Отличие многоугольника от круга. Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как сторона многоугольника. Линейка — инструмент для вычерчивания отрезка. Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу.

Содержательно-логические задания на более сложном математическом материале на развитие: внимания (лабиринты, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, игры «Веселый счет», «Исправь ошибки» и др.); воображения (деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчет общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных); памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов); мышления (выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур и др. по заданным условиям).



3. Планируемые результаты:


  • ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и др.), на плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз, направо, налево, прямо и т. д.);

  • определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше, ниже, между и т. д.);

  • сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия; упорядочивать их;

  • называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;

  • сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же);

  • определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат числом;

  • объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл действий сложение и вычитание;

  • различать и называть простейшие геометрические фигуры (отрезок, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг), находить их прообразы в окружающем мире;

  • воспринимать учебно-познавательную задачу и способы ее решения;

  • проводить мыслительные операции на несложном материале (сравнивать объекты, указывая их сходство и различия, проводить классификацию объектов по заданным признакам, выявлять закономерности и использовать их для выполнения заданий, проводить простейшие логические рассуждения и др.).


Перечень учебно-методического обеспечения и материально-технической базы для осуществления образовательного процесса

Средства ИКТ

Компьютер (на рабочем месте учителя)

Лицензионное программное обеспечение, необходимое

для организации образовательной деятельности.

Монитор жидкокристаллический

Колонки

Мультимедийный проектор (установленный в

соответствии с требованиями техники безопасности)

Интерактивная доска

Документ-камера

МФУ

Цифровые

образовательные ресурсы


Электронные тренажёры, мультимедийные презентации

Перечень поисковых систем

1. www.mail.ru

2. www.rambler.ru

3. www.yandex.ru

Цифровые

образовательные ресурсы


Коллекция цифровых образовательных ресурсов.

1. «Единая коллекция цифровых образовательных

ресурсов» - http://school-collection.edu.ru

Перечень Интернет-сайтов

1. Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия

http://nachalka.info

Учебно- методическая

литература


Методическая литература для учителя:

  • Федеральный государственный образовательный

стандарт дошкольного образования, утвержденный

Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17

октября 2013 г. №1155.

  • Преемственность: программа по подготовке детей к школе 5-7 лет / Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова и др.; науч. рук. Н.А.Федосова – М.: Просвещение, 2012.

  • Макарычева Н.В. Чему и как следует учить ребенка до школы? – М.: АРКТИ, 2014.

  • Готов ли я к школе? / Т/ Беглова, В. Солнцева – М.:Просвещение, 2012 г.

  • Методические рекомендации к программе «Преемственность» / ред. Т.Лаврова – М.: Просвещение, 2020.

  • Подготовка детей к школе. Комплект из 4 книг.

  • Развитие речи (в 2 частях). Математика.

  • Конструирование букв и цифр / Н.А. Федосова, Т. Игнатьева, С.Волкова, В. Романова – М.: Владос, 2017.

  • В мире чисел и цифр учебно-методическое пособие для подготовки к школе / Т.М.Андрианова, И.Л. Андрианова. – М.: Астрель, 2013.

  • Что нужно знать и уметь ребенку при поступлении в школу: Диагностика уровня развития. Оценка знаний и умений. Практические рекомендации / Е.Г. Голодецкая, М.И. Пукач, С.П. Циновская, О.В. Чистякова. – М.: Астрель, 2020.

Учебно-методические комплекты для обучающихся


  • Математические ступеньки / С.И.Волкова – М.:

Просвещение


Художественная литература по программе:

- художественные книги,

- сборники сказок, стихов, загадок.

Учебно-практическое

оборудование

Комплекты для обучения грамоте, объекты для

пересчета

  • Касса цифр

  • Демонстрационные счетные палочки двух цветов

  • Счетный материал демонстрационный и раздаточный

  • Наборы сюжетных и предметных картинок

Таблицы, плакаты, модели

  • Сравнение предметов;

  • Модель часов

Наборы предметных картинок:

  • Птицы, насекомые, животные

  • Цветы, травы, овощи, фрукты

  • Деревья и листья, грибы

  • Школьные принадлежности

  • Профессии

  • Инструменты

  • Мебель

  • Семья

  • Еда

  • Игрушки

  • День рождения

  • Квартира

  • Виды транспорта

  • Школьные принадлежности

  • Части тела

  • Карта мира


Муляжи (овощи, фрукты, грибы)

Лото, игры

Экранно-звуковые

средства


Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

  • Аудиозаписи Времена года

CD-диски, соответствующие тематике учебного курса

Коллекция мультимедийных презентаций,

соответствующих тематике учебного курса(медиатека

учителя).





2.3 Учебный план

Программа «Курсы по подготовке детей к школе» предлагает годичную систему адаптационных занятий.

Занятия проводятся в течение 6 месяцев (с 5 октября 2023 г. по 28 марта 2024 г.).

Возраст детей - 6 – 7 лет. Занятия организуются на базе МБОУ «Школа № 26» 1 раз в неделю (четверг) по 2 занятия в день. На первой и последней неделях занятий осуществляется психолого-педагогическая диагностика (входная и итоговая). Продолжительность занятий 30 минут (с включением не менее 5 минут - динамической паузы), с 15-минутными перерывами между занятиями. Программа рассчитана на 20 недель (Календарно-тематическое планирование по программам - Приложение №1, №2).

Общее количество занятий в год – 40.


Название курса

Количество часов в неделю

Количество занятий

Количество групп

Количество часов

1

От слова к букве

1

20

Теоретических занятий – 10, практических - 10

2

40

2

Математические ступеньки

1

20

Теоретических занятий – 10, практических - 10

2

40


ИТОГО:

2

40

2

80


2.4. Календарный учебный график



Начало занятий подготовительных курсов – 05 октября 2023 года.

Продолжительность занятий подготовительных курсов: 6 месяцев

(октябрь 2023 г. – март 2024 г.)

График занятий, входящих в оплату за полугодие:


Полугодие

Даты проведения занятий

Количество дней/ занятий

I полугодие (октябрь, ноябрь, декабрь 2023 г.)

05.10, 12.10, 19.10, 26.10

4 учебных дня/8 занятий

09.11, 16.11, 23.11, 30.11

4 учебных дня/ 8 занятий

07.12, 14.12, 21.12

3 учебных дня/ 6 занятий

II полугодие (январь, февраль, март 2024 г.)

11.01, 18.01, 25.01

3 учебных дня/ 6 занятий

01.02, 08.02, 15.02, 22.02, 29.02

5 учебных дней/10 занятий

14.03

1 учебный день/ 2 занятия


Итого:

20 учебных дней/40 занятий


Подготовительные курсы проводятся 1 день в неделю (четверг). С

дошкольниками проводится 2 занятия в день продолжительностью 30 минут

с перерывами между занятиями 15 минут (с включением не менее 5 минут - динамической паузы), с 15-минутными перерывами между занятиями. Продолжительность занятий 30 минут

На первой (05.10) и последней (14.03) неделях занятий осуществляется психолого-педагогическая диагностика (входная и итоговая). Форма проведения занятий – групповая.

Расписание звонков:


№ занятия

Время

1

17.30 – 18.00

2

    1. – 18.45



2.5 Условия реализации Программы


Условия, необходимые для реализации Программы – совокупность факторов, оказывающих влияние на эффективность и результативность общеобразовательной программы.

Материально-техническое обеспечение – совокупность требований к обеспечению образовательной деятельности оборудованием, помещениями и

иными видами имущества в соответствии с требованиям СП 2.4.3648-20. Современная материально-техническая база позволяет создать все необходимые условия для получения детьми качественного образования, сохранения их здоровья, воспитания и развития. Организация образовательного процесса осуществляется в условиях классно – кабинетной

системы в соответствии с основными нормами техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами.

Образовательная деятельность оснащёна всем необходимым оборудованием.

Информационное оснащение и обеспечение реализации Программы – совокупность требований, направленных на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации в сети Интернет. В школе создана и функционирует локальная сеть, объединяющая все компьютеры. Педагогам и обучающимся школы обеспечена возможность круглосуточного доступа в Интернет.

Е-mail: [email protected] , сайт в Интернете: http://www.school26dzr.ru

В каждом кабинете школе есть необходимое оборудование для использования информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Стационарное и переносное оборудование обеспечивает современное мультимедийное сопровождение образовательной деятельности.

Учебно-методическое обеспечение Программы – совокупность требований, перечень необходимой учебной и методической литературы,

информационных баз, иных ресурсов, необходимых для эффективного и качественного образовательного процесса.


Перечень учебного и компьютерного оборудования

для оснащения образовательной деятельности по Программе

Средства ИКТ

Компьютер (на рабочем месте учителя)

Лицензионное программное обеспечение, необходимое

для организации образовательной деятельности.

Монитор жидкокристаллический

Колонки

Мультимедийный проектор (установленный в

соответствии с требованиями техники безопасности)

Интерактивная доска

Документ-камера

МФУ

Цифровые

образовательные ресурсы


Электронные тренажёры, мультимедийные презентации

Перечень поисковых систем

1. www.mail.ru

2. www.rambler.ru

3. www.yandex.ru

Цифровые

образовательные ресурсы


Коллекция цифровых образовательных ресурсов.

1. «Единая коллекция цифровых образовательных

ресурсов» - http://school-collection.edu.ru

Перечень Интернет-сайтов

1. Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия

http://nachalka.info

2. Лукошко сказок

http://www.lukoshko.net

Учебно- методическая

литература


Методическая литература для учителя:

  • Федеральный государственный образовательный

стандарт дошкольного образования, утвержденный

Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17

октября 2013 г. №1155.

  • Преемственность: программа по подготовке детей к школе 5-7 лет / Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова и др.; науч. рук. Н.А.Федосова – М.: Просвещение, 2012.

  • Макарычева Н.В. Чему и как следует учить ребенка до школы? – М.: АРКТИ, 2014.

  • Готов ли я к школе? / Т/ Беглова, В. Солнцева – М.:Просвещение, 2012 г.

  • Методические рекомендации к программе «Преемственность» / ред. Т.Лаврова – М.: Просвещение, 2020.

  • Подготовка детей к школе. Комплект из 4 книг.

  • Развитие речи (в 2 частях). Математика.

  • Конструирование букв и цифр / Н.А. Федосова, Т. Игнатьева, С.Волкова, В. Романова – М.: Владос, 2017.

  • В мире звуков и букв: учебно-методическое пособие для подготовки к школе / Т.М.Андрианова, И.Л. Андрианова. – М.: Астрель, 2013.

  • В мире чисел и цифр учебно-методическое пособие для подготовки к школе / Т.М.Андрианова, И.Л. Андрианова. – М.: Астрель, 2013.

  • Что нужно знать и уметь ребенку при поступлении в школу: Диагностика уровня развития. Оценка знаний и умений. Практические рекомендации / Е.Г. Голодецкая, М.И. Пукач, С.П. Циновская, О.В. Чистякова. – М.: Астрель, 2020.

Учебно-методические комплекты для обучающихся


  • Математические ступеньки / С.И.Волкова – М.:

Просвещение

  • От слова к букве / Н.А. Федосова – М.: Просвещение

Художественная литература по программе:

- художественные книги,

- сборники сказок, стихов, загадок.

Учебно-практическое

оборудование

Комплекты для обучения грамоте, объекты для

пересчета

  • Азбука подвижная

  • Карточки для звукового анализа

  • Фишки- карточки для звукового анализа

  • Лента памяти (съемная)

  • Касса букв

  • Демонстрационные счетные палочки двух цветов

  • Счетный материал демонстрационный и раздаточный

  • Наборы сюжетных и предметных картинок

Таблицы, плакаты, модели

  • Азбука в картинках (комплект таблиц);

  • Сравнение предметов;

  • Модель часов

Наборы предметных картинок:

  • Птицы, насекомые, животные

  • Цветы, травы, овощи, фрукты

  • Деревья и листья

  • Грибы

  • Школьные принадлежности

  • Профессии

  • Инструменты

  • Мебель

  • Семья

  • Еда

  • Игрушки

  • День рождения

  • Квартира

  • Виды транспорта

  • Школьные принадлежности

  • Части тела

  • Карта мира


Муляжи (овощи, фрукты, грибы)

Портреты поэтов и писателей

Лото, игры

Экранно-звуковые

средства


Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

  • Аудиозаписи Времена года

  • Аудиозаписи Мои любимые стихи

CD-диски, соответствующие тематике учебных курсов

Коллекция мультимедийных презентаций,

соответствующих тематике учебных курсов (медиатека

учителя).


Кадровое обеспечение Программы состоит из педагогов МБОУ «Школа № 26» Их отличает стремление к совершенствованию содержания, форм и методов педагогической деятельности. Педагоги совершенствуют условия для получения дошкольниками качественного образования, сохранения здоровья, их воспитания и развития, владеют современными технологиями, активно применяют в своей деятельности современные информационно-коммуникативные технологии, ставят перед собой высокие цели, ориентированы на самосовершенствование. Укомплектованность педагогическими кадрами – 100 %.

Реализовывать Программу в 2023/2024 учебном году будут учителя начальных классов, педагог-психолог школы, имеющие опыт работы с дошкольниками, опыт работы в 1 классах:


ФИО

Должность

Образование

Квалификационная категория

1

Ахремкина Любовь Михайловна

педагог-психолог

высшее

высшая

2

Захарова Ирина Сергеевна

учитель начальных классов

высшее

первая

3

Тимохина Любовь Николаевна

учитель начальных классов

высшее

первая



2.6.Формы аттестации


Оценка достижений предметных результатов ведется как в ходе текущего, так и в ходе промежуточного оценивания дошкольников.

Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов являются аналитический материал, журнал посещаемости, материалы анкетирования родителей, диагностирования детей.

Итоговые формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал проведения итоговой диагностики; итоговый отчет по диагностическим работам.


2.7 Оценочные материалы и методические материалы


Для проведения диагностики используется метод наблюдения и задания,

представленные в пособии В.А. Солнцевой, Т.В. Бегловой «Готов ли я к школе?» (Москва. Просвещение, 2012г), а также следующие методики (Приложение №3):

Для диагностики мотивационной готовности

Тест "Персонификация мотивов" (М.Р.Гинзбург)

Для диагностики уровня произвольного запоминания

Методика "Заучивание 10 слов" (А.Р.Лурия)


Для диагностики уровня наглядно-образного мышления

Тест "Выбери фигуру" (Д.Векслер)

Тест "Кубики" (Д.Векслер)


Для диагностики словесно-логического мышления:

Методика "Вербальная классификация" (Э.Ф.Замбичавечене)

Методика "Невербальные аналогии"(Э.Ф.Замбичавечене)

Методика "Обобщение" (Э.Ф.Замбичавечене)

Тест "Левая - правая рука" (С.В.Малютина)

Для диагностики произвольного внимания:

Методика "Домик" (Н.И.Гуткина)

Для диагностики уровня развития саморегуляции:

Методика "Шифровка" (Д. Векслер)


Для диагностики уровня развития связной речи и логического мышления:

Методика "Последовательные картинки" (Д.Векслер)


Для диагностики развития произвольной сферы, моторной организации

пространства:


Методика "Графический диктант" (Эльконин Д.Б.)




Занятия по Программе проводятся в очной форме обучения в группах по 20 - 25 человек в условиях классно-кабинетной системы, носят обучающий и развивающий характер, не допускают дублирования программ первого класса, помогают освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками и взрослыми).

Занятия ориентированы на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития. В ходе занятий педагоги обеспечивают постепенный переход детей от непосредственности к произвольности, готовят переход детей от игровой к творческой деятельности.

Основные принципы работы педагогов при подготовке детей к школе:

  • учет индивидуальных особенностей и возможностей ребят;

  • уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

  • комплексный подход при разработке занятий;

  • систематичность и последовательность занятий;

  • вариативность содержания и форм проведения занятий;

  • наглядность.

В ходе занятий педагоги используют словесные, наглядно-практические, объяснительно-иллюстративные, игровые методы обучения. В ходе работы с дошкольниками педагоги применяют технологию игровой деятельности, коммуникативную технологию обучения, здоровьесберегающие технологии.

Главное назначение подготовительных курсов состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить у ребят интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске, воспитать бережное отношение к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к труду и художественный вкус. Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его

личности, активизирующей творческий потенциал.

В силу психологических особенностей дошкольников в ходе проведения занятий во избежание переутомления воспитанников, происходит быстрая смена деятельности, поэтому каждое занятие включает сразу несколько форм

проведения и видов деятельности в соответствии с его целями и задачами.

Формы организации учебной деятельности дошкольников на занятиях: индивидуальная, работа в парах, групповая, коллективная. Ведущая деятельность: игра; театрализация, речевые и фонетические разминки, рисование, раскрашивание, аппликация, лепка, конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.

Алгоритм учебного занятия


Блоки

Этап учебного занятия

Задача этапа

Содержание деятельности

Подготовительный

Организационный

Подготовка детей к работе на занятии

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания

Проверочный

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция

Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия

Основной

Подготовительный (подготовка к новому содержанию)

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности

Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям)

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения

Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей

Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция

Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения

Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостного представления знаний по теме

Использование бесед и практических заданий

Контрольный

Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий

Использование тестовых заданий, устного опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского)

Итоговый

Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия

Рефлексивный

Мобилизация детей на самооценку

Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, содержания и полезности учебной работы

Информационный

Обеспечение понимания цели, содержания цели домашнего задания, логики дальнейшего занятия

Информация о содержании о конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий


Построение занятия в соответствии с данным алгоритмом помогает четко структурировать занятие, определить его этапы, задачи и содержание каждого из них. В соответствии с задачами каждого этапа педагог прогнозирует как промежуточный, так и конечный результат.

Структура занятия и алгоритм его проведения варьируются в зависимости от формы организации учебного занятия:

  • занятие-игра;

  • занятие-путешествие;

  • занятие-исследование;

  • занятие-конкурс;

  • занятие-экскурсия;

  • занятие-соревнование.

В ходе занятий педагоги используют дидактические игры и игровые

упражнения:

  • «Четвертый лишний»

  • «Каждой вещи свое место».

  • «Цвет, размер, форма»

  • «Узнай предмет (фигуру) по описанию»

  • «Кто быстрее?»

  • «Заселяем дома»

  • «Преврати фигуру во что-нибудь интересное»

  • «Найди лишний предмет»

  • «Сравни рисунки»

  • «Что изменилось?»

  • «Подскажи словечко» и др.

  • Игры-диалоги

  • Сюжетно-ролевые игры

  • Пальчиковые игры

  • Игры-драматизации и инсценировки

  • Фонетические игры


  1. Список литературы


Основная литература

1. Беглова Т., Солнцева В. Готов ли я к школе? – М.: Просвещение, 2012

2. Волкова С.И. Математические ступеньки. – М: Просвещение, 2019.

3. Макарычева Н.В. Чему и как следует учить ребенка до школы? – М.:

АРКТИ, 2014.

5. Федосова Н. А. Программа «Преемственность» по подготовке к школе детей 5-7 лет. – М: Просвещение, 2016.

6.Федосова Н.А., Плешаков А.А. и др. Дошкольное обучение: подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2014.

7. Федосова Н.А., Игнатьева Т.,Волкова С, Романова В. Подготовка детей к школе. Комплект из 4 книг. Развитие речи (в 2 частях). Математика. Конструирование букв и цифр – М.: Владос, 2001.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерством образования и науки

Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155.


Дополнительная литература

1. Андрианова Т.М., Андрианова И.Л. В мире звуков и букв: учебно- методическое пособие для подготовки к школе – М.: Астрель, 2013.

2. Андрианова Т.М., Андрианова И.Л. В мире чисел и цифр учебно- методическое пособие для подготовки к школе М.: Астрель, 2013.

3. Богачкина Н.А. Пора в школу! Подготовка будущего первоклассника - Ростов-на-Дону «Феникс», 2014;

4. Городецкая Е.Г., Пукач М.И., Циновская С.П., Чистякова О.В.. Что нужно

знать и уметь ребенку при поступлении в школу: Диагностика уровня развития. Оценка знаний и умений. Практические рекомендации – М.: Астрель, 2020.

5. Готовим детей к школе (материалы по «Школе будущего первоклассника».

– Н.Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 1996.

6. Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес.

Грибы. – М.: Айрис-пресс, 2018.

7. Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Овощи. Фрукты и

ягоды. – М.: Айрис-пресс, 2018.

8. Хамидулина Р.М. Развитие речи. Подготовка к школе. Сценарии занятий.

– М.: «Экзамен», 2019.

9. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению чтению и

письму»: сборник программ/ авторы К.Ф.Герасимова, О.Ю.Дедова. – Н.Новгород: «Растр НН», 2009.

10. Преемственность дошкольного и начального звена образования.

Информационно-аналитический сборник/О.Ю.Дедова, Н.Ю.Яшина –

Н.Новгород. Вектор ТиС, 2006.

12. Узорова О. В. , Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к

школе. – М. , 2003.


Литература для родителей

1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли

ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»., 2018;

2. Соколова Е.И. Готовимся к школе: развиваем слух и речь. Ярославль: Академия развития, 2020;

3.Чубукина Е. К школе готов! - Санкт-Петербург, Амфора, 2014.