УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ «СОШ №37» г. Улан-Удэ
___________ М.В. Хамеруева
«____» _____________ 2019 г.
ПРОГРАММА
летнего лагеря городского типа
«Лукоморье»
при МАОУ «СОШ № 37»
на 2019 год
Улан – Удэ
Паспорт программы
1. | Полное название программы | Программа детского лагеря городского типа с дневным пребыванием в МАОУ «СОШ №37» «Лукоморье» (для детей в возрасте 7– 10 лет) |
2. | Нормативно-правовое обеспечение | Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»; Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189; «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» СанПиН 2.4.4.2599-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 апреля 2010 г. № 25; |
3. | Цель программы | Цель программы «Лукоморье»: создание условий для насыщенного физически, интеллектуально и эмоционально летнего отдыха и развития личности ребенка путем погружения в мир театра, сотворчества и сопереживания общего значимого дела-создания спектакля. |
4. | Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников) | Учащиеся МАОУ «СОШ №37» в возрасте от 7 до 10 лет; 1 смена – 110 человек |
5. | Сроки реализации программы | 1 смена (21 день) |
6. | Направление деятельности, направленность программы | Программа имеет художественно-эстетическую направленность и разработана в целях приобщения подрастающего поколения к культуре. Содержание деятельности лагеря направлено на накопление и развитие эмоционального, интеллектуального, нравственного, социального и трудового опыта ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. |
7. | Краткое содержание программы | Учащиеся 1-4 классов становятся участниками театральной труппы, узнают о театральных профессиях, своими силами готовят спектакли к показу. Их деятельность основана на групповой работе, ролевых установках. На протяжении всей работы задумано планирование этапов деятельности, оценивание, рефлексия. Организуются репетиции, премьера спектакля с последующим анализом. Содержание деятельности лагеря направлено на формирование чувства прекрасного, эстетических чувств, ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. |
8. | Ожидаемый результат | Предполагается, что в процессе реализации программы «Лукоморье», при активном исследовательском и творческом сотрудничестве с педагогами, дети приобретут не только практические навыки и умения, связанные с театром, но и эмоциональный опыт сопереживания и сопричастности к одному общему делу. Дети лучше узнают свой характер, достоинства и недостатки, желания, за счет удовлетворения личных амбиций в творческой жизни лагеря. Повысится уверенность в себе, своих силах, а участие в значимых делах смены удовлетворит личностные потребности детей. Кроме того, погружение в творческую атмосферу, поможет многим детям избавиться от внутренних зажимов и комплексов, снять психо - эмоциональное напряжение, а занятия спортом укрепят здоровье детей. |
9. | Почтовый адрес организации | 670018 Республика Бурятия, г. Улан - Удэ, Аэропорт 3, МАОУ «СОШ № 37» |
10. | ФИО руководителя организации | Хамеруева Марина Владимировна |
Перечень организаторов программы
а) библиотеки микрорайона;
б) руководители кружков и секций;
Учреждения дополнительного образования (МАУ ДО «ДТСР» «Форус» г. Улан-Удэ, ДК «Авиатор», МАУ «СШОР №9» (вольная борьба)
Учреждения системы профилактики
Обоснование программы
Человек в любом возрасте стремится реализовать свои возможности, выражать, проявлять себя в значимом для себя деле, самоутверждаться, самосовершенствоваться. Во время этой деятельности человек учится правильно воспринимать окружающий мир и людей, свое место в мире, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни. Различия в деятельности разных людей, по словам немецкого ученого Макса Вебера, зависят от богатства или бедности личного опыта, образованности и воспитанности, своеобразия духовного склада личности.
В рамках года театра в России, года культуры и искусства в г. Улан-Удэ на базе образовательного учреждения организуется детский лагерь городского типа с дневным пребыванием «Лукоморье», посвященный 220-летию со Дня рождения великого писателя А.С. Пушкина.
Актуальность программы
Лагерь – это место, где каждый ребенок
может состояться как уникальная личность…
Лагерь – это большая, умная Игра,
которая помогает детям радоваться жизни,
праздновать жизнь практически ежечасно.
С.А.Шмаков
Каникулы для детей – это всегда зарядка новой энергией, приобретение новых знаний, продолжение освоения мира, время открытий и побед. Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. При правильной организации летней занятости детей и подростков можно говорить о социальном оздоровлении, гражданском взрослении и духовно-нравственном росте каждого отдельного ребенка. Известно, что далеко не все родители находят экономические и социальные возможности для предоставления своему ребёнку полноценного, правильно организованного отдыха. Поэтому открытие на базе школы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребываем, является лучшим решением для физического, интеллектуального, нравственного, духовного и эмоционального оздоровления детей и подростков в благоприятных созданных оздоровительно-образовательных условиях. Посещение лагеря способствует формированию у ребят самоутверждения личности в коллективе, общения, коммуникативных навыков, доброжелательности, воспитание чувства коллективизма, приобщение к активному отдыху на природе.
Формируя воспитательное пространство лагеря, все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами, принципами организации педагогического процесса в рамках реализации программы лагеря, а это:
принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
принцип коллективной деятельности;
принцип самореализации ребенка в условиях детского лагеря;
принцип самостоятельности.
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом. Все мы - дети природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира, да ещё и умело отдохнуть с пользой на здоровье.
Участники ЛГТ с дневным пребыванием «Лукоморье» попадают в новый мир. Здесь все иначе, чем в жизни – здесь правит ТЕАТР, с его волшебной силой убеждения и удивительными возможностями перевоплощения. Игра в «театр» и театральная игра позволят создать в течение лагерной смены атмосферу сотворчества и свободы общения. Именно поэтому была разработана программа «Лукоморье», которая создает большие возможности для организации неформального общения, что обуславливает актуальность реализации данной программы. Именно свободное, партнерское общение помогает вовлечь ребят в деятельность исподволь, ненавязчиво, оно лишено назидательности и не вызывает привычного сопротивления.
В программу включено все самое важное и интересное, чтобы за время, проведённое в детском лагере «Лукоморье» дети открыли для себя удивительный мир театра, узнали много нового и почувствовали себя причастными к созданию спектакля.
Главная идея программы - получение знаний о мире театра, навыков и умений, связанных с актерским мастерством, со сценической игрой и движением, а также получение практических знаний в области сохранения и укрепления здоровья.
Основным видом деятельности является сюжетно-ролевая игра, которая превращает всю территорию лагеря в театр и дает возможность детям научиться:
- понимать структуру и работу театра;
- жанры театрального искусства;
- создавать образ персонажа (грим, костюм и т.д.) и декорации;
- подбирать музыкальное оформлении и использовать хореографию;
- попробовать себя в качестве актера.
Программа содержит эффект новизны благодаря сочетанию разных направлений, форм и содержания деятельности, что делает ее интересной и насыщенной, ориентирует на получение результата, позволяя проявить творчество, самостоятельность, а самое главное, дает возможность для самоутверждения личности.
Концепция программы
Реализуемые направления:
спортивно-оздоровительное (от ежедневной утренней зарядки до различных двигательных тренингов и спортивных соревнований);
художественно - эстетическое (участие детей в творческих конкурсах, концертах, спектаклях; посещение культурных мероприятий в школе и за ее пределами; деятельность творческих объединений);
творческая деятельность (включение в коллективное или индивидуальное творчество на всех этапах реализации программы, возможность собственного видения и выбора);
трудовая деятельность (от соблюдения правила и дежурства в столовой до участия в трудовом десанте).
Цель программы:
Цель программы «Лукоморье»: создание условий для насыщенного физически, интеллектуально и эмоционально летнего отдыха и развития личности ребенка путем погружения в мир театра, сотворчества и сопереживания общего значимого дела-создания спектакля.
Задачи программы
Дать возможность почувствовать свою значимость и проявить индивидуальные способности в процессе сотворчества (участие в написании сценария, музыкальное оформление, создание декораций, костюма, актерская игра и т.д.).
Развить практические умения, знания и навыки, связанные с актерским мастерством.
Способствовать познанию своего характера, достоинств, недостатков и желаний за счет удовлетворения личных амбиций в творческой жизни лагеря.
Формировать навыки партнерского общения и эффективного взаимодействия в коллективе.
Помочь избавиться от тревожности, страхов, закомплексованности и снять психоэмоциональное напряжение у детей.
Укрепить здоровье и пропагандировать активный образ жизни.
Вызвать интерес к театру и повысить общий культурный уровень детей.
Основное содержание программы
Основные формы:
игровые программы;
конкурсы и викторины;
фестивали;
экскурсии;
тематические встречи;
интеллектуальные игры;
спортивно-оздоровительные мероприятия;
тематические акции
театрализованные постановки
Итог - выступление в концертных программах, показ спектаклей.
Принципы:
Принцип пробуждения социального, психологического и творческого воображения. Идея, заложенная в нем: осмысливать и делать все по-новому.
Принцип помощи реализации в творческих делах смены.
Принцип опоры на положительные эмоции. В каждом из нас изначально много хорошего, поэтому необходимо разглядеть добрые начала в каждом ребенке и развивать их.
Принцип учета индивидуальных особенностей. Принцип основан на признании ценности каждого ребенка. Процесс развития личности – самый главный.
Принцип партнерского общения. Реализация данного принципа создает атмосферу открытости, доверия, свободы собственного видения и мнения.
Обратная связь (сотворчество и сотрудничество), обеспечивает взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления. Каждый ребенок имеет право принять участие в организации мероприятия, входить в состав творческой, инициативной группы.
Методы:
Метод игры и игрового тренинга. Игра позволяет прожить различные социальные роли, что обогащает социальный опыт детей и подростков.
Методы театрализации. Сценическая игра- не просто ролевая игра, игра не только «для себя», но и зрителей, которым что-то показывают, рассказывают, убеждают. Тем самым, игра приобретает черты общественной деятельности, а проживая ту или иную роль, острее приходишь к осмыслению нравственных законов жизни.
Методы воспитывающих ситуаций. Необходимость создания проблемных моментов, которые будут способствовать получению опыта, самореализации.
Методы состязательности. В условиях лагеря распространяются на все сферы деятельности детей.
ЛГТ «Лукоморье»
№ дня | Мероприятия |
1 день «Здравствуй, это я!» | Открытие лагеря. Знакомство с режимом дня и направлением деятельности лагеря. Творческое задание (создание названия детского театра, эмблемы, распределение обязанностей). Проведение инструктажа по технике безопасности в общественных местах, правилам пожарной безопасности и профилактика дорожного травматизма. Диагностика здоровья (вес и рост учащихся вначале смены). |
2 день День здоровья | «День защиты детей» совместные мероприятия с ДК «Авиатор», беседа «История государственных символов России», викторина «Знаешь ли ты историю России», игры на свежем воздухе. Тренировочная эвакуация «Внимание пожар». |
3 день В гостях у сказки | Чтение, пересказ и анализ сказок А.С.Пушкина; инсценировка отдельных эпизодов, чтение по ролям. Выбор сказки, режиссёрская разработка, распределение ролей. Экскурсия в библиотеку п. Сокол. «Состязание богатырей» - молодецкие забавы, игры на свежем воздухе; просмотр мультипликационного фильма о богатырях с анализом их заслуг и подвигов; |
4 день «Я рисую!» | «Русь, Россия, Родина моя» - беседа. Конкурс рисунков «Пусть всегда будет солнце!» Игры на свежем воздухе. Экскурсия в библиотеку микрорайона Аэропорт. |
5 день «Ветеран живет рядом» | Интеллектуально – познавательная викторина «Память бережно храним». Конкурс стихов «Мы о войне стихами говорим». Сбор и оформление материалов для школьного музея. Игры на свежем воздухе. |
6 день День музея | Зачем нужны музеи? Дискуссия. Лектор руководитель музея Булутова Н.Н. Экскурсия в школьный музей, просмотр выставки. Экскурсия в библиотеку микрорайона Аэропорт. |
7 день День патриота | Круглый стол «Ты - патриот». Соревнования по прикладному виду спорта. Конкурс кроссвордов «Оружие, доспехи» |
8 день «Море имён» | Беседы по правовому воспитанию «Я личность. Каким быть». Праздник имени «Что значит мое имя». Конкурс юмора. «Полный вперед» - спортивная эстафета. Экскурсия в библиотеку п. Сокол. |
9 день «ОЧумелые ручки» | Создание костюмов для образов из выбранного произведения. Конкурсная программа «Алло, мы ищем таланты», «Лучшая пародия» |
10 день День любознательных | Чему мы хотим научиться? Чему мы научились? Конкурс кроссвордов «Великие полководцы Победы». Конкурс чтецов «Бурятия в годы ВОВ» Мини-футбол. Игры на свежем воздухе. |
11 день «День России» | День России «Русь, Россия, Родина моя» - беседа. «Славим родину свою!», конкурс музыкально-литературных композиций среди отрядов. Веселые старты. |
12 день «День героев Великой Отечественной войны»» | Вахта Памяти. Беседа «Земляки в годы войны» Проектно - исследовательская конференция «Герои и полководцы». Экскурсия в библиотеку п. Сокол. |
13 день «День ПДД и ППБ» | Правила дорожного движения – должны знать все. Дорожная азбука в загадках. Игра «Волшебное колесо» (по правилам ПДД). Игра по ППБ «Искру тушим от пожара, беду отводим до удара». . Экскурсия в библиотеку микрорайона Аэропорт. |
14 день «Мой театр» | Работа над спектаклем. Распределение технических обязанностей по спектаклю, по установке оформления, декоративных деталей, оказание помощи друг другу в осознании ролевых особенностей. Репетиция эпизодов сказки с использованием декораций и реквизита. |
15 день «В объективе – МЫ!» | Фото-сессия «Как нам вместе хорошо». Оформление альбома. «Угадай фото». Конкурс «Лучшая фотография», «Лучший фотограф» Создание афиши к спектаклю. |
16 день «День семьи» | Беседа «Моя семья в истории моей страны». Составление генеалогического древа моей семьи. Конкурс «Моя родословная» Игры на свежем воздухе. |
17 день День истории | Игра «Зарница». Историческая викторина «Я помню-я горжусь». Игры на свежем воздухе. Репетиция. |
18 день | Развлекательная игра «Здоров будешь – все добудешь». «В поисках сокровищ» театрализованный спортивный праздник. Конкурс любимых стихотворений. |
19 день | Генеральная репетиция спектакля «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина». |
20 день «Зал полон…» | Премьера спектакля «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина |
21 день Закрытие лагерной смены | Итоговое анкетирование, беседы по предупреждению ДТП и ПБ. «Минута славы» - праздничное мероприятие, посвященное закрытию смены. Торжественное закрытие лагеря. |
Механизм реализации программы
Условия реализации программы
Научно-методическое:
Наличие программного обеспечения
Наличие и использование Интернет – ресурсов
Наличие сценариев мероприятий
Мотивационное:
Наличие информационного стенда (фойе школы)
Наличие страницы «Летний отдых» на школьном сайте
Информирование через родительские собрания
Создание ситуации успеха каждому ребенку при проведении мероприятий
Создание стенгазет смены «Дети Мира»
Кадровое:
начальник лагеря – 1;
заместитель начальника лагеря – 1;
музыкальный руководитель – 1
учителя (9 человек)
организатор спортивных мероприятий – 2;
медицинская сестра –1
уборщик служебных помещений – 2;
Материально – техническое:
Для реализации программы «Дети Мира» существует необходимая материально - техническая база.
Школа расположена в типовом 3-х этажном здании. Материальная база общеобразовательного учреждения включает в себя игровые, спальные комнаты и специализированные кабинеты. В школе имеются:
- игровые комнаты – кабинеты № 1, №2, №3, №5
- спальные комнаты – кабинеты № 24, №25, №26, №27, №28, №29, №30, №31
медицинский кабинет – 1;
музейная комната – 2;
компьютерный класс, имеется выход в интернет –1;
спортивный зал –1;
малый спортивный зал – 1;
детская игровая площадка-1
В школе проведен ремонт, материально-техническая база постоянно пополняется из разных источников финансирования: как за счет бюджетных средств, так и за счет привлечения спонсорской помощи – попечительского совета школы, депутатов округа.
Реализация комплексной программы подразумевает наличие определенных этапов, каждый из которых несет на себе логическую, содержательную и организационную нагрузку.
Режим дня
Организация работы детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием осуществляется в режиме пребывания:
- с 8.30. до 18.00 часов, с обязательной организацией дневного сна для детей в возрасте до 10 лет. Организуется 3-х разовое питания (завтрак, обед, полдник). Рекомендуется организация дневного сна и для других возрастных групп детей и подростков.
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| Основные методики реализации программы: |
| |
| |
Конкурсная методика. В основе любой конкурсной программы лежит принцип соревновательности, состязательности.
Участие в конкурсах позволяет ребенку:
• сформировать адекватную самооценку;
• развить свои волевые качества;
• самоопределиться в мире увлечений и профессий;
• воспитать свой эстетический вкус;
• развить коммуникативные возможности;
• приобрести навык совместной деятельности.
2. Методика коллективного творческого дела:
1-я стадия – вместе организуем;
2-я стадия - вместе планируем;
3-я стадия - вместе готовим дело;
4-я стадия – вместе проводим;
5-я стадия - вместе подводим итоги.
3. Методика работы в группах (этапы):
1 – объединение детей в группы (принципы: по интересам; по эмоционально-психологической совместимости);
2 – выборы лидера группы;
3 – выполнение общей задачи (конкретного дела);
4 – презентация итогов работу сообществу друзей;
5 – анализ достигнутых результатов.
4. Методика работы разновозрастных отрядов
Цель: организация взаимодействия старших и младших (традиция семьи);
Правила формирования отряда:
1–старшеклассники объединяются в группы по интересам и эмоционально-психологической совместимости; количество групп равно количеству отрядов в лагере;
2 – старшие приглашают к себе в «семью» младших (выбор – за младшими);
3 – реализуется принцип сотворчества старших и младших.
Ожидаемые результаты:
Цель, задачи | Ожидаемый результат |
Цель программы «Лукоморье»: создание условий для насыщенного физически, интеллектуально и эмоционально летнего отдыха и развития личности ребенка, путем погружения в мир театра, сотворчества и сопереживания общего значимого дела – создания спектакля. | Предполагается, что в процессе реализации программы «Лукоморье», при активном исследовательском и творческом сотрудничестве с педагогами, дети приобретут не только практические навыки и умения, связанные с театром, но и эмоциональный опыт сопереживания и сопричастности к одному общему делу. Дети лучше узнают свой характер, достоинства и недостатки, желания, за счет удовлетворения личных амбиций в творческой жизни лагеря. Повысится уверенность в себе, своих силах, а участие в значимых делах смены удовлетворит личностные потребности детей. Кроме того, погружение в творческую атмосферу, поможет многим детям избавиться от внутренних зажимов и комплексов, снять психоэмоциональное напряжение, а занятия спортом укрепят здоровье детей. |
Задачи: | |
Дать возможность почувствовать свою значимость и проявить индивидуальные способности в процессе сотворчества. Развить практические умения, знания и навыки, связанные с актерским мастерством. Способствовать познанию своего характера, достоинств, недостатков и желаний за счет удовлетворения личных амбиций в творческой жизни лагеря. Формировать навыки партнерского общения и эффективного взаимодействия в коллективе. Помочь избавиться от тревожности, страхов, закомплексованности и снять психоэмоциональное напряжение у детей. Укрепить здоровье и пропагандировать активный образ жизни. Вызвать интерес к театру и повысить общий культурный уровень детей. | целенаправленно пополнять свой активный словарный запас; совершенствовать речевое оформление; вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного / прочитанного произведения; работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты; развивать навык коллективной деятельности при планировании этапов работы и рефлексии; осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. . |
Факторы риска
Возможные факторы риска реализации программы | Меры профилактики по каждому из них |
Изменение климатических условий (дождь) | Перенос мероприятия с улицы в помещение |
Утомляемость детей | Хорошая организация мероприятий, чередование игровой деятельности с творческой, интеллектуальной, спортивной и др. |
Травматизм | Инструктаж по технике безопасности. Исключение травмоопасных ситуаций, бдительность и ответственность за здоровье и жизнь детей. |
Недостаточность спортивного и игрового инвентаря | Своевременное и достаточное обеспечение. |
Подвижные игры на улице | Чередование игр на улице и в помещении. |
Нарушение правил дорожного движения | Беседы, лекции, практические занятия по предупреждению и профилактике ДТП. |
Травмы и ушибы. | Инструктаж по ТБ Предупреждение и профилактика. Иметь средство для дезинфекции ссадин и ран, порезов. Помощь медицинского работника. |
Терроризм. | Инструктаж по ТБ для взрослых и детей. Профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев. |
Критерии и показатели эффективности реализации программы
Организация оздоровительного отдыха детей и подростков в рамках физкультурно-оздоровительного направления: |
Критерии | Показатели | Методы |
Сохранение и укрепление здоровья | Соблюдение режима дня. Сбалансированное питание. Участие детей в спортивно – массовых мероприятиях. Эффективность целостного здоровья детей и подростков, % детей, участвующих в спортивных мероприятиях. Количество детей, получивших оздоровительный эффект от предоставленных медицинских услуг. | Анкетирование. Диагностика индивидуального здоровья детей и подростков. Качество питания. Собеседование. Отсутствие травм. |
Организация оздоровительного отдыха детей и подростков в рамках гражданско-патриотического направления: |
Приобретение практических умений и навыков эффективной коммуникации, самоконтроля, благотворительной деятельности на благо социума. Правовое самосознание детей и подростков разных категорий. | Умение слушать и слышать собеседника (толерантность). Умение приходить на помощь окружающим людям. Умение совершать благотворительные поступки. Реализация социально-значимых проектов. Рефлексия. Навыки психологической защиты, самоконтроля. Самооценка. Коммуникабельность. Формирование ценностных ориентаций. Эмоциональная устойчивость. Наличие мотивации на познавательную деятельность. Отсутствие конфликтов. | Анкетирование. Наблюдение. Сюжетно – ролевые игры. Социально – психологическое консультирование. Психологический тренинг (самопознания, общения, личностного роста, коммуникативных умений). Психологические игры, индивидуальные занятия, часы общения. Деятельность органов детского самоуправления. Организация и проведение школьных событий. |
Организация оздоровительного отдыха детей и подростков в рамках творческого направления |
Реализация творческих способностей ребенка. Соответствие услуг системы дополнительного образования потребностям и интересам детей. | Количество и качество проводимых творческих событий. Реализация профильных программ. Личная заинтересованность (% участия) детей и подростков в организации и проведении КТД. Количественный показатель участия детей в студиях и кружках. | Анкетирование. Наблюдение. Итоговая выставка детских, творческих работ. Навыки самообслуживания Участие в заключительном гала– концерте. Рейтинг популярности творческих мероприятий, клубов, студий. Творческий отчет профильных отрядов и направлений. |
Создание условий для вовлечений каждого ребенка в развивающую деятельность для удовлетворения личных потребностей каждого, для развития детской одаренности |
Система работы по профилактике правонарушений | 1. Снижение асоциального поведения обучающихся. 2. Отсутствие конфликтных ситуаций. | 1. Метод наблюдения (наличие или отсутствие фактов) |
1. Наличие плана работы по профилактике правонарушений и снижению асоциального поведения детей и подростков. 2. Формы и содержание профилактической работы 3. Внедрение программ-тренингов активной психологической защиты для подростков. 4. Формирование культуры ЗБОЖ. | 1.Качество содержания плана мероприятий, уровень социально-педагогических программ индивидуального сопровождения детей и подростков. 2.Организация и проведение тренингов. 3. Анализ данных уровня развития социальной активности личности. 4. Анализ уровня и качества проведения мероприятий, направленных на формирование ценности ЗБОЖ. |
Обеспечение каждому участнику Программы ситуации успеха |
Наличие программ индивидуального развития детей и подростков | Реализация индивидуальных программ развития и воспитания детей учетных категорий. | Анализ успешности детей и подростков (количество и качество фактов их участия в творческих событиях школы) |
Постижение самоценности собственной личности, осознание своей роли в жизни окружающих людей; развитие умения взаимодействовать в группе; развитие социально-личностных компетентностей |
Наличие гражданской позиции, навыков организации личного развивающего маршрута | Осознанное участие детей и подростков в событиях школьной жизни | Наблюдение. Анкетирование. Анализ творческого пути личности во время смены. |
Реализация новых подходов к отбору содержания и форм организации досуга детей и подростков во время летних каникул |
Использование новых форм организации деятельности детей и подростков во время смены | Количество и качество событий для детей, организованных с использованием современных педагогических технологий | Наблюдение. Анализ результативности использования современных педагогических технологий во время событий, организованных при участии детей и для детей |
Концепция детского самоуправления
Органы самоуправления в лагере «Лукоморье»
Актив лагеря создается для решения вопросов организации, содержания деятельности лагеря, развития позитивных личностных качеств детей. В состав актива смены входят воспитанники лагеря, выбранные отрядами, и взрослые.
Цели и задачи актива:
Актив, как форма самоуправления детей, действует в целях:
- оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел;
- создания в лагере условий для развития физического, творческого и интеллектуального потенциала детей;
- содействия в создании благоприятного психологического климата.
Организация деятельности актива
Актив лагеря – это Совет лагеря и Советы отрядов, которые являются органами самоуправления.
Права и обязанности:
Каждый член актива имеет право:
- на участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;
- на защиту своих прав и интересов.
Каждый член актива обязан:
- ответственно исполнять порученное дело;
- соблюдать законы общения и культуру поведения.
Деятельность советов:
Совет лагеря:
Совет лагеря собирается 1 раз в 9 дней (в начале, в средине и конце лагерной смены)
-Координирует и контролирует работу всех отрядов, решает текущие вопросы.
Совет помощников организаторов досуга (вожатые):
заседание совета проходит ежедневно:
-разработка идеи, сценария праздника, событий;
-распределение обязанностей между отрядами по подготовке к делу;
- контроль за выполнением поручений;
-проведение самого события;
- анализ проведенного события;
-планирование следующих событий в лагере.
Принципы подведения итогов:
На заседании проводится подведение итогов за день, в случае необходимости заслушивается отчет о жизнедеятельности отрядов (ответственные командиры отрядов),
- проводит подсчет заработанных орденов по следующей схеме:
Начисление баллов:
трудовой десант – 5 жетонов максимально (отряд);
подготовка и участие в мероприятии - 1 жетон максимально (лично);
1 место в любом мероприятии –3 жетона (участнику);
2 место – 2 жетона;
3 место – 1 жетон.
Снятие баллов:
нарушение дисциплины в отряде – 3 жетона;
прогулка без головного убора -1 жетон;
беспорядок в спальных комнатах - 1 жетон.
Совет отряда:
Постоянное объединение участников смены – командиров отрядов.
На Совете командиры представляет интересы отряда.
Сбор совета отряда проходит ежедневно:
- проводит отчёт о проделанной работе отряда за день;
- вносит предложения в программу отряда для ее усовершенствования.
Программа отряда - это отрядные дела.
Самоуправление в отряде:
Для организации самоуправления в начале каждой смены проходит в отряде деловая игра «Я лидер», в результате которой избирается командир отряда.
Командир отряда входит в состав совета лагеря.
Командир на Совете представляет интересы отряда
Командир отряда организует работу отряда в течение всей лагерной смены:
-В отрядах также выбираются ответственные за различные направления деятельности.
- летописец;
- санитар;
- дневальный (советник трудовых дел)
- физорг;
В отрядах выбирается совет отряда из числа ребят всеобщим голосованием, который состоит из 5 человек, может быть переизбран из-за недобросовестного отношения к своим обязанностям на заседании отряда, путем открытого голосования.
Совет отряда:
- командир;
- летописец;
- санитар;
- дневальный (советник трудовых дел);
- физорг.
Должностные обязанности:
Командир отряда:
– проводит утренний информационный сбор отряда, отвечает за организацию деятельности в течение дня, выполнение плана на день, организует анализ дня, дела.
Летописец:
- готовит информационные КТД (стенгазеты, листовки, о событиях в лагере, отряде);
- готовит информацию о происходящих событиях в стране и мире.
Дневальный (советник трудовых дел):
– следит за чистотой и порядком в каютах;
- помогает организовывать дежурство по столовой;
-следит за выполнением режима дня;
-оказывает помощь дневальному- санитару.
Дневальный – санитар:
- проверяет у учащихся класса чистоту рук перед едой и после прогулки;
- проверяет наличие головных уборов у детей во время прогулки;
-проверяет чистоту костюма и обуви, опрятность;
-отмечать ежедневно в санитарном листе результаты осмотра детей;
- оказывает помощь дневальному (советнику трудовых дел).
Физорг:
-проводит физкультминутки в отряде;
-помогает организовать отряд на утреннюю зарядку;
- оказывает помощь в проведении спортивных праздников.
Список литературы
Адреева В. И., Щетинская А. И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества. – Казань – Оренбург, Центр инновационных технологий, 2001/
Артамонова Л.Е. Летний лагерь: организация, работа вожатого, сценарий мероприятий. – М.: ВАКО, 2006.
Весёлый праздник. Лучшие сценарии, игры, конкурсы, забавы для младших школьников. – Минск: ХАРВЕСТ, 2008.
Григоренко Ю.Н., Пушина М.А. Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых. - М.: Педагогическое общество России, 2003.
Журнал «Воспитание школьников». 1994 – 2003.
Игры на каждый день с тинейджерами. Сценарии игр и праздников. Сибирское университетское издательство, 2007.
Лето. Каникулы. Лагерь/под ред. С.А.Шмакова. - Липецк, 1995.
Шаульская Н.А. Лучшие сценарии для отдыха в школе и загородном лагере. - Ярославль. Академия развития, 2007.
Шмаков С.А. Дети на отдыхе: Прикладная «энциклопедия»: Учителю, воспитателю, вожатому. – М., 2001.
Е. Филипенко «Нескучные каникулы». Игры и конкурсы в школе и загородном лагере. – Ярославль. Академия развития, 2005.