Прослаухинская СОШ – филиал МБОУ «Баевская СОШ» Баевского района, Алтайского края»
УТВЕРЖДЕНО
приказом от 15.03.2022 № ______
директор школы-филиала
________________________
Н.А. Стахнёва
Комплексная программа 1 смены детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
«Путешествие
по народному календарю»
Разработана в рамках Концепции модернизации российского образования и посвящена Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России
Руководитель проекта:
Бардикова Людмила Николаевна
учитель начальных классов
Творческая группа:
Антипина Анастасия Владимировна
учитель физики и математики
Прослауха
2022
Содержание
1.Проблемно-аналитическая информация ...........................................................................
2. Цели и задачи программы...............................................................................
3. Основное содержание..................................................................................... .
Приложения .....................................................................................................................
1. Приложение 1 .................................................................................................................
2. Приложение 2 ..................................................................................................................
3. Приложение 3 .................................................................................................................
4. Приложение 4 .................................................................................................................
5. Приложение 5 ................................................................................................................
6. Приложение 6 ................................................................................................................
7. Приложение 7 ................................................................................................................
8. Приложение 8 ................................................................................................................
9. Приложение 9 ...............................................................................................................
10. Приложение 10 ..............................................................................................................
11. Приложение 11 .............................................................................................................
12. Приложение 12 .............................................................................................................
13. Приложение 13 .............................................................................................................
14. Приложение 14 ...............................................................................................................
Лагерь – это место, где каждый ребенок
может состояться как уникальная личность…
Лагерь – это большая, умная Игра,
которая помогает детям радоваться жизни,
праздновать жизнь практически ежечасно.
С.А.Шмаков
Проблемно – аналитическая информация
Наступает летняя пора, долгожданные каникулы. Каждой семье хочется, чтобы заурядные будни в жизни ребенка сменились на общение с новыми друзьями, интересными играми, чтобы лето принесло ему здоровье и яркие впечатления. С наступлением летних каникул перед большинством родителей встает вопрос о том, каким образом организовать летний отдых своих детей. Особую роль в сегодняшних экономических условиях играют летние лагеря с дневным пребыванием детей. На сегодняшний день это наиболее дешевый и для многих единственный выход из положения. К тому же не каждый ребенок захочет провести все лето вне дома - без мамы и папы. Посещая пришкольный лагерь, он не отрывается от семьи, находится под присмотром педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами, а вечером и в выходные дни находится в кругу семьи.
К сожалению, в настоящее время все труднее становится приобщать детей к активному отдыху. Телевидение, компьютерные игры, видео, дискотеки, интернет – все это оказывает существенное влияние на образ жизни ребят, и сейчас их не проймут никакие слова о пользе, физической культуры, театра, экскурсий на природу.
Так, какими же должны быть содержание и форма досуга ребят в летнем лагере? Например, нужна ли в летнем лагере отдыха утренняя линейка? Нужна, если она задает ритм и тональность предстоящему дню: здесь объявляется план на день, афиша предстоящего вечера, награждение победителей, лауреатов вчерашнего дня и поздравление именинников. Здесь доводятся до сведения детей решения совета лагеря; даются индивидуальные поручения на сегодня. На линейке используются символы и ритуалы – важно чтобы они были точны и красивы.
Стоит ли говорить, что совершенно необходимо искать новые формы, чтобы увлечь детей, сделать их отдых насыщенным и полноценным. Вот почему педагогу-организатору необходимо быть хорошим агитатором, отличным рассказчиком и уметь в любое время ответить на самые разнообразные и неожиданные вопросы. Любить детей мало – им надо нравиться. Здесь очень важно соблюдать правило – «быть рядом, но чуть – чуть впереди» - общение на равных, но с определённой дистанцией. В ребёнке нужно уважать личность, равную себе.
Поэтому основной задачей педагогов – организаторов – не давать детям скучать, стараясь, каждый день пребывания в оздоровительном лагере сделать интересным и незабываемым.
В качестве примера я предлагаю программу летнего оздоровительного лагере с дневным пребыванием для детей 1-6 классов «Путешествие по народному календарю»
В этом году основными направлениями работы лагеря станет направление «История к культурное наследие народов страны».
Пришли Архип и Филя Вешний,
Как Филимона звал народ,-
Приметней стал и поспешней
К весне желанный поворот.
Пылали печи цветом меди,
Ведь этот день стоял на том,
Что чем обильней в доме снеди,
То тем богаче будет дом.
Столы венчали караваи,
Как символ солца и тепла.
В ломти их режа, раздавали
Чужим и жителям села.
А со стола сгребали крошки
И рассыпали за спиной-
В надежде Сидоры и Прошки,
Что встретит осень хлеб стеной.
Валерий Костюк «Народный календарь Руси»)
Вся жизнь человека подразделяется на будни и дни отдыха от трудов насущных. Существуют ещё праздничные дни, когда народ не просто отдыхает, но веселится, танцует и поёт, совершает ритуальные действия, связанные с тематической составляющей.
История сложилась так, что календарь объединяет в себе церковные и народные праздники.
Праздник в русской деревне прошлого составлял важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника». Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу. Праздник обязал людей нарядно одеваться, для разговоров выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным.
В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века в век в определённом порядке, установленном традицией. Среди них был главный праздник, обладавший, с точки зрения крестьян, наибольшей сакральной силой, - Пасха, Праздники великие: Рождество, Троица, масленица, Иванов и Петров дни и малые праздники, ещё их называли полупраздники, были связаны с началом разного вида крестьянской работы: первый день сева зерновых, заготовки на зиму капусты и другие.
К праздникам, не связанным с церковной традицией, относились святки, масленица, заветные праздники - в память о каком-либо деревенском событии, чаще трагическом, в надежде умилостивить природу, божество, а также, различные мужские, женские и молодёжные праздники.
Цели программы
создать благоприятные условия для организации досуга детей в летний период, оздоровления и укрепления физического здоровья, развития коммуникативных навыков и творческих способностей, усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей.
Задачи программы
осуществить психологические, педагогические, спортивные мероприятия для детей в условиях оздоровительного лагеря;
содействовать наиболее полной социальной адаптации детей во временном коллективе и в обществе в целом;
организовать систематические мероприятия, способствующие самореализации ребят и развитию их творческих способностей;
пополнить знания детей о праздниках народного календаря
Основное содержание
Данная программа представляет собой калейдоскоп КТД и включает в себя семь основных направлений воспитательной деятельности. Все участники лагеря являются жителями деревни. Они выбрали для себя мир народных праздников. В деревне налажен правильный режим питания, режим закаливания, его жители любят спорт, здесь не болеют опасными болезнями, везде царит радостная и бодрая атмосфера. Никто и никогда не забывает приветствовать друг друга словами «здравствуйте», «будьте здоровы». А правит деревней (начальник лагеря). Ей помогает совет деревенских жителей (ст. вожатая, воспитатели и вожатые) и он же принимает законы и заповеди деревни:
Заповеди:
Порядок, прежде всего.
Каждое дело вместе
Все делай творчески, а иначе зачем?
Даже если трудно, доведи дело до конца.
Чистота – залог здоровья.
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.
Законы утверждают все жители. Символом программы лагеря являются детский народный календарь. Ребята, которые активно участвовали в течение дня во всех мероприятиях лагеря, соблюдали правила лагеря, выполняли все его законы, награждаются грамотами и сладкими призами.
Основная идея программы – включение как можно большего числа участников в проводимые игры, конкурсы, состязания, соревнования. Изменение позиции ребёнка – от зрителя до участника и организатора игры.
Продолжительность смены 14 дней. Каждый день планируются дела в отрядах и общелагерные дела. Смена имеет своё название, девиз и песню.
Ежедневно с детьми проводятся занятия в кружках по интересам. Ребята станут участниками уроков этикета, психологических тренингов, творческих часов, мастер-классов.
Каждый день заканчивается общелагерным делом, по окончании которого ребята решают, как прошёл день, определяют свое настроение и отмечают его на экране.
Работа в оздоровительном лагере планируется по следующим направлениям:
спортивно-оздоровительное
санитарно-просветительское
художественно-эстетическое
образовательное
патриотическое
развитие временных творческих объединений
Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей
Для успешной реализации программы и оздоровления детей необходим правильно составленный режим дня с учетом выполнения всех режимных моментов и различных видов деятельности.
Режим дня
8:45-09.00 Утро. Солнышко встает - спать ребятам не дает.
09.00-09.15 Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку.
09.15-09.25 Горн зовет, пора-пора на линейку, детвора.
09.25-09.50
09:50 –10.10 Каша, чай, кусочек сыра - вкусно, сыто и красиво
10.10-11:00 Кто-то любит танцевать, кто-то петь и рисовать, только бездельники час
этот маются, а все ребята в кружке занимаются
Вместе с отрядом сил не жалей: хочешь пой, танцуй, рисуй и клей.
11:00-12:00 Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы
12:00-13:00 Общелагерного дела – нет лучше на свете. Знают воспитатели, знают
все дети
13:00-13:30 Нас столовая зовет, суп отличный и компот.
13:30-14:00 Мастер класс. Если не поленимся сейчас, завтрашний день будет лучше
всех у нас.
14:00 -14.10 Сок, фрукты, кофеты, печенье – сладкое подкрепление
14:10-14:30 В небе солнце светит, на улице жара. До свиданья, дети, до нового утра.
Основные принципы программы
Принцип личностноцентрированности – признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью
Принцип коллективности мероприятий – скоординированная деятельность всех мероприятий для достижения поставленной цели и задач; использование разнообразных форм и методов работы с детьми; активное взаимодействие в организации жизнедеятельности лагеря администрации, воспитателя-организатора, медицинского работников.
Принцип креативности – создается творческая обстановка для детей
В основе жизнедеятельности лагеря лежит троичный режим, основанный на развитии чувств, мышления и воли ребёнка. Поэтому содержание ежедневной деятельности включает в себя:
умственную деятельность (познавательная лаборатория);
практическая деятельность (спорт, кружки и т.д.);
досуговая деятельность (игры, творческая деятельность, увлечение и т.д.).
Организационный период- один из наиболее важных и трудных моментов. Именно от того, как пройдут первые дни, какой настрой получат дети, зависит успех смены. Основными задачами оргпериода будет следующее:
создать приятный эмоциональный настрой;
помочь каждому ребёнку адаптироваться и познакомиться с программой;
предъявить единые требования к режиму дня в данных условиях;
сбор данных, знакомство в отряде, знакомство с лагерем, выявление лидеров в отряде, проводится инструктаж, открытие смены.
Основной период - период выполнения поставленных перед сменой задач.
отрядные дела;
самоуправление;
ОЛД (общелагерные дела).
Каждый день в отрядах проводятся отрядные дела, имеющие различные направления: спортивные, интеллектуальные, трудовые, художественно-эстетические.
Спортивные направления - в эти дни проводятся спортивные состязания. В дни интеллектуального направления дети развивают кругозор, соревнуются в знаниях. Это предусматривает интеллектуально-познавательные игры, викторины, игры путешествия. Трудовое направление программы проходит через всю смену. На пришкольном участке дети ухаживают за растениями, убирают территорию школы, что воспитывает любовь к труду и природе и порядку.
Творчество детей проявляется с первого дня. Отрядное дело, в котором есть элемент соревнования, зрелищности, где дети могут проявить организаторские способности, разучивают песни, готовят номера к ОЛД, к концерту. ОЛД проходит каждый день и имеет направление в зависимости от тематики.
Итоговый период – заключительный период смены. В последние дни в лагере проходят огоньки откровения, заполняются тетради отзывов о лагере, идёт подготовка к заключительному концерту, в отрядах выбираются самые активные ребята для награждения грамотами.
Примерный план-сетка
1 день 01.06. Открытие Минутка здоровья «Сказки о здоровье» 2.Открытие сезона «Здравствуй лето, здравствуй лето!» 3. Вводный инструктаж по ПДД и ТБ 4 Спортивный час «Игры па свежем воздухе» 5. "Ярмарка идей" (обсуждение плана работы лагерной смены, предложения и пожелания). | 2 день 02.06. Минутка здоровья (зарядка) Спортивный час (эстафеты, игры) Инструктаж «Правила поведения и эвакуации при ЧС» Клубный час «Народный календарь После обеда – мастер класс по изготовлению эмблемы дня Трудовой десант «Наша школа - чище всех!» |
3 день 03.06. Минутка здоровья (зарядка) Спортивный час Инструктаж по правилам противопожарной безопасности Клубный час «Троица» После обеда - мастер класс по изготовлению эмблемы дня Трудовой десант «Наша школа - чище всех!» | 4 день 06.06. Минутка здоровья (зарядка) Прогулка «Безопасный маршрут от дома до школы» (По ПДД) Спортивный час (эстафеты) Клубный час «День летнего солнцестояния» После обеда – мастер-класс по изготовлению эмблемы дня Трудовой десант «Наша школа - чище всех!» |
5 день 07.06. Минутка здоровья (зарядка) Беседа «Что ты знаешь о Баевском районе?» Спортивный час. (игры, эстафеты) Клубный час «Дожинки-праздник урожая» После обеда – мастер-класс по изготовлению эмблемы дня Трудовой десант «Наша школа - чище всех!» | 6 день 08.06. Минутка здоровья «Закаливание организма» Спортивный час (игры) Клубный час «Петров день» После обеда – мастер-класс по изготовлению эмблемы дня Трудовой десант «Наша школа – чище всех!» |
7 день 09.06. Минутка здоровья «Вредные привычки» (Видео) Конкурс рисунков «День Ивана Купала» Спортивный час (игры, эстафеты) Клубный час « День Ивана Купала » После обеда – мастер класс по изготовлению эмблемы дня Трудовой десант «Наша школа – чище всех!» | 8 день 10.06. 1.Минутка здоровья «« Путешествие в Витаминию» Спортивный час (игры) Клубный час «Ильин день» После обеда – мастер-класс по изготовлению эмблемы дня Трудовой десант «Наша школа – чище всех!» |
9 день 13.06. Минутка здоровья «Осанка – основа красивой походки». Видео-урок «Была война». Спортивный час Клубный час «Спассы» После обеда – мастер-класс по изготовлению эмблемы дня Трудовой десант «Наша школа – чище всех!» | 10 день 14.06. Минутка здоровья «Гигиена зрения» Прорсмотр сказки Спортивный час (игры) Клубный час «Весёлые святки» После обеда мастер класс по изготовлению эмблемы дня Трудовой десант «Наша школа – чище всех!» |
11 день 15.06. Минутка здоровья «Осторожно, ядовито» Спортивный час Клубный час «Масленица» После обеда – мастер-класс по изготовлению эмблемы дня Трудовой десант «Наша школа – чище всех!» | 12 день 16.06. Минутка здоровья «Как избежать простудных заболеваний». «Необъятные просторы моей Родины» Спортивный час «Весёлые старты» Клубный час «Иван-медвяные росы» После обеда – мастер-класс по изготовлению масок. Трудовой десант «Наша школа – чище всех!» |
день 17.06 Минутка здоровья «Закаляйся, если хочешь быть здоров» Спортивный час (игры) Клубный час «День рождение булавки» Трудовой десант «Наша школа – чище всех!» | 14 день 20.06. Трудовой десант «Наша школа – чище всех!» Закрытие смены «Шоу-программа, посвященная закрытию ЛДП» |
АНКЕТА (на входе)
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
Твои первые впечатления от лагеря?
Что ты ждешь от лагеря?
Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
В каких делах ты хочешь участвовать?
Что тебе нравиться делать?
Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
Кто твои друзья в лагере?
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому, что………………………………………………………….
Я не хочу, чтобы…………………………………………………………………….
Я хочу, чтобы………………………………………………………………………..
Я боюсь, что…………………………………………………………………………….
Пожалуйста, напиши также:
Имя…………………….. Фамилия………………………………
ВЫБОР
Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен
1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.
2. В лагере у меня обычно хорошее настроение.
3. У нас хорошие вожатые.
4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
5. У меня есть любимый взрослый в нашем лагере.
6. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.
7. У меня есть любимые занятия в нашем лагере.
8. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.
Обработка полученных данных.
Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов.
У = общая сумма баллов / общее количество ответов
Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.
МЕТОДИКА ОПРОСНИКА
Детям даётся задание: написать, что, по их мнению, в лагере хорошо и что плохо, или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы.
Анализ полученной с помощью этой методики информации позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений в лагере, настроения, что является показателем жизнедеятельности лагеря.
В нашем лагере
Мне понравилось | Мне не понравилось |
1 | 1 |
2 | 2 |
И т.д. | И т.д. |
ИГРА В СЛОВА
Ребята получают карточку с заданием, которое звучит так: «Дорогой друг! Расставь нужные слова в предложении так, чтобы у тебя получился портрет твоего отряда»
Наш отряд – это _________________ и ________________ люди. Они собрались для того, чтобы ___________________ и __________________ провести время и научиться _______________________________________. Поэтому вместе мы чаще всего занимаемся тем, что _______________________________________________.
Наш отряд объединяет _______________мальчишек и ____________ девчонок.
Наши воспитатели помогают нам в ______________________________________ и нам вместе с ними ____________________ и ____________________.
АНКЕТА (в конце смены)
Что ты ожидал (а) от лагеря?
Что тебе понравилось в лагере?
Что тебе не понравилось?
С кем из ребят ты подружился?
Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?
Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?
Было ли скучно в лагере?
Было ли тебе страшно?
Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
Что бы ты хотел(а) пожелать себе?
Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?
Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам?.
Самое важное событие в лагере? Было или оно?
Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?
– Закончи предложения: Я рад, что ……………………………..
Мне жаль, что……………………………………………………...
Я надеюсь, что……………………………………………………..
Твое имя, фамилия и автограф на память __________________________________
ИТОГОВОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ
Фамилия, имя.
Самое яркое впечатление за эти дни у меня …
Из дел, проведённых в отряде, мне больше всего понравилось …
Из дел, проведённых в лагере, мне больше всего понравилось …
Несколько слов о нашем отряде …
Мои впечатления о лагере.
Если бы я был вожатым, то бы я …
Хочу пожелать нашему лагерю «Солнышко» …
Хотел бы ты ещё раз отдохнуть в нашем лагере?
Организуя разнообразную и по формам, и по содержанию деятельность, педагогический коллектив создаёт условия для того, чтобы как можно больше положительных качеств ребят проявлялось, активизировалось и развивалось.
Дети приходят в разновозрастные отряды и очень важно из шумной неорганизованной группы детей сформировать коллектив, помочь детям освоить различные виды деятельности, приобрести конкретные знания и умения, формировать лидерские качества в детях.
Проанализировать результаты работы всего коллектива лагеря поможет и мониторинговая деятельность, и материалы по рефлексии мероприятий, и отзывы детей и родителей.
Приложение 1
Ссылки:
Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей// Журнал практического психолога. – 2008 - № 5.
.Воспитательная система «Маленькие Россияне» Арапова-Пискарева Н.А. М.: Мозаика-синтез, 2004.
Гавришова Е.В., МиленкоВ.М. Квест – приключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015 - №10
Лопатина А.А. Воспитание нравственных качеств у детей. М.: Книголюб, 2007.
Князева, О. Л., «Как жили люди на Руси».
Князева, О. Л., «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Данилюк, А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. -М.: Просвещение, 2009-24с.
Ильина, Л. Н. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду [Текст] / Л. Н. Ильина, Г. И. Посохова // Молодой ученый /Актуальные задачи педагогики: материалы II международная научная конференция. -- Чита: 2012. -- С. 48-50.
Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева / Программа: Учеб.-метод.пособие-2 изд., перераб. и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 304 с.
Кулолаева, О. А. Золотые зернышки / О. А. Кулолаева /Методическое пособие по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников. - Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2005. - 197 с.
Писарева, А. Е. Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника / А. Е. Писарева // Патриотическое воспитание дошкольников /Научно-практическая конференция [Электронный ресурс] http://www.portal-slovo.ru/rus/infant_education/115/4273/$print_text/?part=1
Ушинский, К.Д. 2том /Собр. соч. //[Электронный ресурс] http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t2_1948/.