Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ильинская средняя общеобразовательная школа»
МУ «Управление образования Администрации Катайского района»
Программа
лагеря с дневным пребыванием
«Вокруг света за 15 дней»
(возраст детей 7-16 лет)
Автор программы:
Учитель начальных классов
Никифорова К.Н.
с.Ильинское
2024 г
Оглавление
Паспорт программы | стр. 3 |
Пояснительная записка | стр.5 |
Целевой блок | стр.6 |
Содержание и средства реализации программы | стр.8 |
Кадровое обеспечение. Партнёры реализации программы | стр.11 |
Информационно-методическое сопровождение программы | стр.11 |
Особенности материально-технического обеспечения программы Список используемой литературы Приложение | стр.12 стр.13 стр.14 |
1. Паспорт программы
1 | Полное название программы | Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МКОУ «Ильинская СОШ» «Вокруг света за 15 дней». | |
2 | Цель программы | Создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей и подростков во время летних каникул, обеспечивающих физическое и психическое здоровье растущей личности, активизацию творческого потенциала, сохранение психологического здоровья и эмоционального благополучия, формирование у детей социально-нравственной устойчивости, толерантного сознания. |
3 | Направление деятельности | Данная программа по своей направленности является комплексной, так как включает в себя разноплановую деятельность, объединив различные направления отдыха и оздоровления, воспитания и развития детей в условиях ЛДП. |
4 | Краткое содержание программы | Программа содержит: мероприятия, реализующие программу тематической смены "Вокруг света за 15 дней". За небольшой период смены дети побывают в разных странах, познакомятся с традициями, достопримечательностями. В ходе реализации программы предусмотрены соревнования, конкурсы, игры, викторины, |
5 | Автор программы | Никифорова Катерина Николаевна |
6 | Субъект РФ, представивший программу | Курганская область, Катайский район, с.Ильинское. |
7 | Адрес организации | 641720, Курганская область, Катайский район, с.Ильинское, ул. Комсомольская, 1 Телефон 83525125291 Сайт школы: http:ilyinskola.moy.su |
8 | Место проведения | МКОУ «Ильинская СОШ» |
9 | Целевая группа | учащиеся МКОУ «Ильинская СОШ» |
10 | Количество участников программы | 70 |
11 | Сроки проведения | Июнь |
12 | Количество смен | 1 |
13 | Кадры | Начальник лагеря, воспитатели, медицинский работник Ильинской амбулатории, работники пищеблока, технические работники по уборке помещений. |
Пояснительная записка
Лето – пора отдыха детей в летних лагерях. В условиях летнего пришкольного лагеря отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами. Сегодня в лагере учащиеся школы могут получить дополнительные знания, поправить свое здоровье и просто отдохнуть. И здесь уместно говорить о здоровье не смысле физическом, но духовном, моральном. Но лето – это еще и время путешествий, интересных поездок и встреч, когда человек получает огромный положительный эмоциональный заряд. Не у каждого есть возможность посетить интересные места своей Родины или зарубежную страну, но каждый об этом мечтает. Так почему же не попробовать сделать это в условиях пришкольного лагеря? Известно, что образовательное путешествие расширяет кругозор, обогащает новыми знаниями ребенка, повышает интеллект, а кроме этого дает возможность всесторонне реализовать свои возможности.
В рамках программы «Вокруг света за 15 дней» дети в игровой форме совершают путешествие по различным странам Света, и, знакомясь с обычаями и традициями разных народов, реализуют себя в интеллектуальной, творческой, спортивной деятельности. Данная программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях временного детского коллектива.
Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием МКОУ «Ильинская СОШ» «Вокруг света за 15 дней», разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» (29.12.12 г. № 273-ФЗ),
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;
Приказом Министерства образования РФ от 13.07.2001г № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха».
Обоснование и актуальность программы.
Лето – это время путешествий, интересных поездок и встреч, когда человек получает огромный положительный эмоциональный заряд. Не у каждого есть возможность посетить интересные места своей Родины или зарубежную страну, но каждый об этом мечтает. Так почему же не попробовать сделать это в условиях лагеря? Известно, что образовательное путешествие расширяет кругозор, обогащает новыми знаниями ребенка, повышает интеллектуальные способности, а кроме этого дает возможность всесторонне реализовать свои возможности.
В рамках программы «Вокруг света за 15 дней» дети в игровой форме совершают путешествие по различным «странам Света», и, знакомясь с обычаями и традициями разных народов, реализуют себя в интеллектуальной, творческой, спортивной деятельности.
Данная программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях временного детского коллектива.
В результате реализации программы у детей появится возможность освоить более продуктивные способы общения и взаимодействия с окружающими посредством участия в разносторонней социально-творческой деятельности. Это позволит развить коммуникативные умения, самоуважение, терпимость по отношению к другим людям, сформировать активную жизненную позицию и другие качества толерантной личности, необходимые для усвоения адекватных моделей поведения и эффективного функционирования в современном обществе, а также позволит развить творческие способности детей, которые заложены в них природой.
Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности даст возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.
Кружковой работе отведено важное место в работе лагеря, так как, занимаясь этим видом деятельности, ребенок получает удовлетворение и положительные эмоции. Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях.
Таким образом, смена детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием позволит создать условия для интересного познавательного и активного летнего отдыха детей посредством занятия творческой деятельностью, послужит средством информирования детей и родителей о направлениях деятельности Центра развития детей и молодёжи и вовлечения в занятия кружков, клубных объединений.
Целевой блок программы.
Цель программы: создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей и подростков во время летних каникул, обеспечивающих физическое и психическое здоровье растущей личности, активизацию творческого потенциала, сохранение психологического здоровья и эмоционального благополучия, формирование у детей социально-нравственной устойчивости, толерантного сознания.
Задачи программы:
Оздоровительные:
Пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков.
Обеспечение длительного пребывания детей на воздухе и полноценного питания.
Воспитательные:
Создание условий для личностного развития каждого ребёнка.
Воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности.
Развитие культуры общения детей со сверстниками и взрослыми.
Развивающие:
Создание единого коллектива с эмоциональным климатом взаимопонимания, сотрудничества, доброты, радости, способствующего успешной социализации детей.
Создание условий для реализации индивидуальных, творческих, физических способностей через самостоятельную, объединяющую деятельность детей, через самоуправление.
Образовательные:
Формирование у детей и подростков знаний об историко-культурном наследии стран;
Практическое совершенствование умений и навыков исследовательской и проектной деятельности.
Обучение правилам записи и обработки собранного материала.
Программа комплексная, поэтому может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Данные цели и задачи достигаются путём создания необходимых и достаточных условий для развития физических и творческих способностей детей, их оздоровления, социализации и адаптации в окружающем мире, работы с одарёнными детьми.
Предполагаемые результаты программы.
Формирование ценностного отношения к своему народу, культурному наследию;
Знание государственных праздников, их истории и значения для общества;
Знание обычаев и традиций разных стран;
Развитие умений вести дискуссию и достигать взаимопонимания, работать в группе;
Воспитание чувства дружбы к представителям других национальностей;
Формирование умений сочетать личные и общественные интересы, умение дружить;
Осознание здорового образа жизни;
Развитие способности видеть и ценить прекрасное, защищать окружающую среду;
Формирование навыков применения полученных знаний в различных сферах деятельности;
Умение планировать трудовую деятельность;
Умение выражать себя в творчестве.
Критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Результатом успешной реализации программы является личностный рост ребенка и сложившийся коллектив. Интересная совместная деятельность, общение создадут условия для самореализации детей в различных сферах деятельности, в том числе и в учебное время. Будут заложены основы дружеских контактов детей.
Содержание и средства реализации программы.
В рамках программы дети совершают туристическое путешествие вокруг Света. Каждый день посвящен определенной стране, мероприятия в этот день ориентированы на традиции, обычаи этой страны. Путешествие начинается и заканчивается в России – нашей Родине. За 15 дней дети посетят 13 стран, познакомятся с достопримечательностями, обычаями, культурой.
В первый день создается уголок отряда, в котором отражается название, девиз и эмблема туристической группы, разрабатываются кричалки и речевки. На информационном стенде помещается большая географическая карта мира, на которой флажками обозначены страны и маршрут путешествия. Карта может пополняться информацией о «посещенных странах» в виде фотографий, рисунков, отзывов, грамот и т.д. Выбирается капитан, в обязанности которого входит ежедневное распределение ролей в группе. Предлагаемые роли:
Группа картографов (составление карт, схем, рисунков и т.п. о посещенной стране),
Группа летописцев (ведение записей, заметок, впечатлений о посещенной стране),
Фоторепортер (фиксация дел отряда на фото и видео),
Инструктор по экологии, безопасности и порядку (следит за чистотой и порядком в кабинете отряда и в местах проведения мероприятий, отвечает за дисциплину),
Инструктор по питанию (следит за чистотой и порядком в столовой, гигиеной детей, отвечает за речевку и благодарность работникам столовой),
Группа критиков (подводит итог дня, анализирует проведенные мероприятия, составляет отзыв).
Капитан следит за общей организацией процесса и может выбирать для себя любую роль.
Примеряя на себя каждый день новую роль, ребенок учиться ставить необходимые цели в рамках одного направления, достигать их, используя различные средства, формирует представление о целостной картине мира, учиться работать в команде.
Продуктом работы модуля «Вокруг света за 15 дней» является коллективный творческий проект «Путевой дневник». Создание путевого дневника обеспечивают дети, которые в рамках своей роли каждый день заполняют его своими впечатлениями, чувствами, эмоциями от проведенного дня, вносят свои предложения и отзывы. Контролируют процесс руководители модуля. «Путевой дневник» может быть использован для улучшения работы в данном направлении в будущем с учетом пожеланий и отзывов детей.
Этапы реализации программы
Подготовительный этап (с 1марта по 28 мая 2022 года) включает в себя следующие мероприятия:
-Разработка программы, обсуждение на родительском собрании и педагогическом совете. Согласование и утверждение программы. Агитационная работа среди учеников нашей школы и их родителей.
-Ознакомление педагогического коллектива с нормативно-правовыми документами и должностными обязанностями.
-Работа по подбору и подготовке вожатых для работы в отрядах.
-Прием заявлений родителей. Комплектование отрядов с учетом возраста. Составление графика и плана экскурсий, бесед, викторин и конкурсов. Изготовление наглядной агитации, реквизита для проведения планируемых мероприятий и награждения участников.
Организационный этап (с 27мая по 31мая) включает в себя следующие мероприятия:
-Встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей. Проведение организационного собрания с детьми и родителями.
-Запуск программы «Вокруг света за 15 дней » летнего оздоровительного лагеря. Практический этап (с 3 июня по 24 июня) включает в себя проведение педагогическим коллективом работы по следующим направлениям:
-Реализация основной идеи смены через проведение комплекса взаимосвязанных мероприятий, согласно основной идеи.
-Вовлечение детей и подростков в различные виды культурно и спортивно – массовых мероприятий.
Аналитический этап (конец июня) включает в себя работу:
Подведение итогов летнего отдыха детей в спортивно-оздоровительном лагере дневного пребывания .
Проведение анкетирования и диагностики.
Анализ поступивших предложений от детей, родителей, педагогов внесенных по деятельности летнего оздоровительного лагеря, для дальнейшего использования при планировании летнего отдыха детей 2024 года.
Написание отчета, создание презентации, фотоальбома и короткометражного фильма о работе летнего оздоровительного лагеря.
Кадровое обеспечение программы. Партнеры реализации программы
Сотрудничество с внешкольными учреждениями и общественными организациями
Катайский районный музей
Сельский дом культуры
Выставочный зал «Берегиня».
Пожарная часть.
Сельская и Катайская районная бибилиотека
ОМВД
ДЮСШ
Казачье поисковое подразделение «Русь»
Информационно-методическое обеспечение программы.
Чтобы программа была реализована в полном объеме, создано её информационно – методическое обеспечение:
Разработана и собрана нормативно – правовая документация, регламентирующая деятельность лагеря.
Разработаны должностные инструкции и инструкции по ТБ, ППБ, правилам безопасности проведения массовых мероприятий, проведения экскурсий, организации выхода и транспортировки детей и т.д.
Определены темы педагогических советов, проводимых в течение смены.
Разработано программное и дидактическое обеспечение работы творческих мастерских.
Разработана документация по работе лагеря: - график работы персонала, акт о приемке лагеря, режим дня, Договора с родителями,
Подготовлены журналы инструктажей, журнал посещаемости детьми лагеря.
Разработаны планы лагерной смены.
Разработано оформление лагеря и отрядных мест
Кроме нормативно-правовой базы, грамотно разработанного плана работы, необходимо иметь еще и наглядные материалы.
Цель всего педагогического коллектива – создать такую обстановку, при которой дети не только интересно и с пользой проводят время, но и с удовольствием находятся в стенах учреждения. Для этого каждый педагогический коллектив исходит из своих возможностей, но работа по оформлению лагеря начинается за несколько дней до его открытия и продолжается в течение смены.
Особенности материально-технического обеспечения программы
Программа реализуется на базе МКОУ «Ильинская СОШ».
Название | Применение | Ответственные |
Кабинеты | Игровые комнаты, работа детской творческой мастерской | Начальник лагеря, воспитатели, вожатые технический персонал |
Спортивный зал | Занятия спортом, соревнования, линейка ( в случае плохой погоды) | Инструктор по физической культуре |
Спортивная площадка | Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания | Инструктор по физической культуре |
Школьный двор | Отрядные дела, игры-путешествия | Воспитатели, администрация лагеря |
Медицинский кабинет в Ильинском ФАПе | Медицинский контроль мероприятий лагерной смены | Медицинский работник |
Школьная столовая | Завтрак, обед | Старший повар |
Методический кабинет | Творческая мастерская вожатых, воспитателей, руководителей кружков | Начальник лагеря |
Комнаты гигиены | Туалеты, места для мытья рук, раздевалки | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение:
- компьютер;
- проектор;
- музыкальное оборудование;
- СД – диски;
- спортивно-игровой инвентарь;
- канцелярские товары;
- микрофон;
- призовой фонд; сувенирная продукция; грамоты, дипломы;
- методическая литература: (игры, конкурсы, сценарии, викторины, праздники и т.д.);
Список литературы.
Бойко, Е.А. Лучшие подвижные и логические игры для детей от 5 до 10 лет – М., 2008.
Гузенко, А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
Детские праздники от А до Я / Под.ред. Лисицыной И.С. 2010.
Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство. Сборник статей. – М.: ЦГЛ, 2006.
«Лазурный» - страна детства: Из опыта работы государственного областного санаторно-оздоровительного образовательного детского центра «Лазурный». – Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2002.
Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства. / авт. – сост. А. А. Маслов. – Волгоград: Учитель, 2007.
"Подвижные игры на уроках физкультуры в общеобразовательной школе" Устюгова С.В., Золотарева А.В. – Иркутск, 2007.
Савченко, Е.В., Жиренко О.В., Лобачева С.И., Гончарова Е.М. Летний лагерь на базе школы. М.,: «Вако», 2007.
Школа интересных каникул / авт. – сост. С. Г. Огнева и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
План-сетка мероприятий
№ | Дата | Тематический день | Содержание | Ответственные |
1 | 3.06 | День знакомств (Россия) | 1.Линейка. Торжественное поднятие флага. 2. Инструктаж по ТБ в лагере. 3.Праздник, посвященный Дню защиты детей «лето-это я и ты» (музыкально-конкурсная программа). 4.Выбор актива, оформление отрядных уголков: название отряда, девиз, эмблема. | Начальник лагеря, воспитатели |
2 | 4.06 | День Греции | 1.Анкетирование (диагностика) детей. 2.Познакомимся поближе. Виртуальное путешествие по Греции. 3.Спортивный праздник «Малые олимпийские игры». 4.Беседа «Правила поведения в спортивном лагере». Организация дежурства. 5.БУНТ (большая уборка терриротории» 6. Подготовка к показу мод «Модный приговор» 7. Работа кружков, секций, доп.образования | Начальник лагеря, воспитатели |
3 | 5.06 | День Франции | 1.Виртуальное путешествие по Франции. 2.Показ мод «Модный приговор». 3.Спортивно-игровая эстафета «Французские забавы». 4. Акция «У нас гости» встреча с представителями ОМВД (экскурсия) 5. Работа кружков, секций, доп.образования | Начальник лагеря, воспитатели |
4 | 6.06 | День Индии | 1.Литературная викторина, посвященная памяти Пушкина. 2.Конкурс рисунков по сказкам Пушкина. 3.Виртуальное путешествие по Индии. 4.Игра по станциям на территории лагеря «В поисках сокровищ» 5.Сюжетно-ролевая игра «Свадебный обряд» 6. Работа кружков, секций, доп.образования | Начальник лагеря, воспитатели |
5 | 7.06 | День Китая | 1. Виртуальное путешествие по Китаю (Знакомство с историей, традициями) 2.Игры, аттракционы, конкурсы, викторины. 3.Тренировочная эвакуация 4. 5. Работа кружков, секций, доп.образования | Начальник лагеря, воспитатели |
6 | 10.06 | День Египта | 1. Виртуальное путешествие по Египту (Знакомство с историей, традициями) 2.Встреча с педиатром Ильинского ФАПА 3.Игровая программа «Тайны египетских пирамид». 4.Флешмоб «Мумия возвращается!» 5. Работа кружков, секций, доп.образования | Начальник лагеря, воспитатели |
7 | 11.06 | День России | 1. Велопробег 2.Конкурс рисунков «Моя Россия» 3.Музыкальная гостиная «Душа России» 4.Торжественная линейка «День России» 5.КТД «Личный успех» 6.Общая фотосессия | Начальник лагеря, воспитатели |
8 | 13.06 | День Испании | 1. Виртуальное путешествие по Испании (Знакомство с историей, традициями). 2.Мастер-класс «испанский веер» 3.Игровая программа «Испанская коррида» 4.Встреча со спортсменами с.Ильинского 5. Работа кружков, секций, доп.образования | Начальник лагеря, воспитатели |
9 | 14.06 | День Бразилии | 1.Виртуальное путешествие по Бразилии (Знакомство с историей, традициями) 2.Бразильский карнавал. 3.Экскурсия по памятным местам Катайского округа 4. Работа кружков, секций, доп.образования 5. Игры на свежем воздухе | Начальник лагеря, воспитатели |
10 | 17.06 | День Германии | 1.Виртуальное путешествие по Германии(Знакомство с историей, традициями) 2.Конкурсно-игровая программа «Гиннес-шоу» 3. Акция «У нас гости» встреча с сотрудниками ГИБДД 4.Игра по ПДД «В лагере отдыхай-ПДД не забывай» 5. Работа кружков, секций, доп.образования | Начальник лагеря, воспитатели |
11 | 18.06 | День Канады | 1. Виртуальное путешествие по Канаде (Знакомство с историей, традициями) 2.Детский Диснейленд-конкурсы, игры. 3.Спортивные игры (с элементами пожарной безопасности). 4.Акция «У нас гости» встреча с сотрудниками ПСЧ №26 5 Работа кружков, секций, доп.образования | Начальник лагеря, воспитатели |
12 | 19.06 | День Японии | 1. Виртуальное путешествие по Японии (Знакомство с историей, традициями) 2.Мастер-класс «Япония-страна восходящего солнца» 3.Работа кружков, секций, доп.образования 4. Игры на свежем воздухе | Начальник лагеря, воспитатели |
13 | 20.06 | День Аргентины | 1. Виртуальное путешествие по Аргентине (Знакомство с историей, традициями) 2.Товарищеские встречи (по футболу,волейболу,бадминтону) 3.БУНТ (Большая уборка территории) 4.День Нептуна 5. Работа кружков, секций, доп.образования 6. Игры на свежем воздухе | Начальник лагеря, воспитатели |
14 | 21.06 | День Италия | 1. Виртуальное путешествие по Италии (Знакомство с историей, традициями) 2.Фестиваль «Венецианская маска» (изготовление карнавальных масок) 3.Работа кружков, секций, доп.образования. 4.Игры на свежем воздухе | Начальник лагеря, воспитатели |
15 | 24.06 | Возвращение домой!Прощай лагерь! | 1.Торжественная линейка, посвященная закрытию лагеря. 2.Мастер-класс по изготовлению сувенира на память. 3.Дискотека | Начальник лагеря, воспитатели |
Примечание: В плане могут быть изменения в связи с погодными условиями и т. д.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
АНКЕТА
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
- Твои первые впечатления от лагеря? _____________________________________________________________________________
- Что ты ждешь от лагеря? _____________________________________________________________________________
- Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех? _____________________________________________________________________________
- В каких делах ты хочешь участвовать? _____________________________________________________________________________
- Что тебе нравиться делать? _____________________________________________________________________________
- Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других? _____________________________________________________________________________
АНКЕТА
Привет! Вот и подошла к концу лагерная смена. Нам было приятно работать с тобой, а ещё интересно узнать твое отношение к прожитой смене. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы. Желаем успеха!
1. Больше всего мне понравилось…………………………………………………………………………..
2. Но и кое-что не понравилось, это ………………………………………………………………….
3.Самым интересным мероприятием было………………………………………………………….
4. В следующий раз я хотел бы участвовать в ……………………………………………………
5. За период лагерной смены я научился (ась)……………………………………………………
6. Больше всех из взрослых мне понравились…………………………...………………….…,
потому что………………………………………………………….........................................
7. Я хотел бы пожелать организаторам лагеря……………………………..……………………
Большое спасибо за сотрудничество!
Будем рады увидеть тебя в следующий раз!