Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Борисоглебского городского округа
Чигоракская средняя общеобразовательная школа
(Миролюбский филиал)
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МКОУ БГО ЧигоракскаяСОШ
_________________/И. В. Окунева/
Приказ от ____________ 2021г. № _____
РАССМОТРЕННО:
на педагогическом совете
МКОУ БГО Чигоракской СОШ
Протокол от _________. 2021 г. №6
Программа лагеря труда и отдыха
МКОУ БГО Чигораская СОШ
ПОКОЛЕНИЕ ЭКО
Программа разработана:
Власовой Т.В.,
начальник лагеря
Профиль программы:
социально -экологический
Возраст детей:
14-15 лет (7-8 класс)
Срок реализации: 21 дней
Борисоглебский городской округ - 2021
Информационная карта
1 | Полное название программы | Программа летнего лагеря труда и отдыха с дневным пребыванием детей Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Миролюбского филиала Чигоракской средней общеобразовательной школы Поколение ЭКО |
2 | Цель программы | Отдых и оздоровление детей, экологическое воспитание, формирование трудовых навыков несовершеннолетних и обеспечение занятости во времялетних каникул. |
3 | Направление деятельности | Трудовое, социально-экологическое |
4 | Автор программы (ФИО должность) | Власова Татьяна Владимировна, учитель физической культуры |
5 | Образовательное учреждение, представившее программу | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Борисоглебского городского округаЧигоракская средняя общеобразовательная школа |
6 | Адрес телефон | с. Чигорак, переулок Первомайский, 7 т. 7-06-94 |
7 | Краткое содержание программы | Способствование занятости обучающихся в летний период, развитие трудовых навыков, а также коммуникации, социализации. Экологическая, досуговая, культурная и спортивно-оздоровительная деятельность |
8 | Форма проведения | Лагерь труда и отдыха с дневной формой пребывания детей |
9 | Место реализации программы | Миролюбский филиал МКОУ БГО Чигоракской СОШ |
10 | Общее количество участников за сезон | 8 человек |
12 | Возраст | 14 – 15 лет |
13 | Сроки проведения | 01.06.-25.06.2021г. |
14 | Количество смен | 1 |
Пояснительная записка
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних лагерях труда и отдыха. Летние каникулы составляют значительную часть годового объемасвободного времени школьников, но далеко не все родители могутпредоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за годнапряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитиетворческого потенциала совершенствование личностных возможностей.Эти функции выполняет лагерь труда и отдыха дневного пребывания. Работа лагеря труда и отдыха для несовершеннолетних ПОКОЛЕНИЕ ЭКО строится таким образом, чтобы способствовать снижению психологических комплексов, способствует развитию толерантности, формирует у школьников отношения к здоровому образу жизни, положительное отношение к труду.Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей подросткового возраста, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой. В связи с этим особое значение приобретает целенаправленная работа по формированию экологической культуры.Программа Поколение ЭКОнацелена на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и нравственной среде.
Трудоустройство подростков в летний каникулярный период имеет большую значимость в рамках проведения профилактики правонарушений.В работе ребята будут задействованы по выращиванию овощей на пришкольном участке, благоустройству территории школы, помощь пенсионерам, проживающим в п.Миролюбие. Кроме трудовой деятельности для подростков будут организованны спортивные, культурно-развлекательные мероприятия, во время которых они смогут отдохнуть и развить кругозор.Занятие в лагере требуют от учащихся проявления организованности, самостоятельности, инициативы, что способствует приобретению навыков находчивости, активности.Занятия проводятся ежедневно согласно тематическому плану. Общее руководство лагерем осуществляется начальником лагеря. Обязанности работников лагеря распределяются согласно штатного расписания. Они несут ответственность за организацию питания, обеспечения оборудованием, а также за качественное проведение занятий. Проект организации лагеря труда и отдыха несовершеннолетних в летний каникулярный период призван стимулировать инициативность подростков с целью осуществления трудового воспитания учащихся в процессе производительного труда.Продолжительность смены в период летних каникул 21 день. Лагерь организуется с пребыванием детей с 8.00 до 14.30 ч. и организацией двухразового горячего питания.
Актуальность программы
Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и определяют возможности его выживания. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.
Психологическое сопровождение отдыха детей, приобщение к труду необходимы для того, чтобы «среда обитания» в период летних каникул приобретала развивающий характер и способствовала личностному развитию с одной стороны, а с другой стороны, имела и коррекционную направленность, но была привлекательной для ребенка.
Новизна программы
Организованный отдых во время летних каникул является одной из формвоспитания и занятости детей. Воспитательно-трудовая и экологическая деятельность в лагере нацелена на воспитание экологической культуры ребят, развитии и активизации знаний и навыков по экологии, биологии и технологии. Это «зона» особого внимания к ребенку, егосоциальная защита, время оздоровления, благоприятныеусловия для общения детей между собой.Воспитательная ценность такого вида организации отдыха состоит в том,что создаются условия для педагогически целесообразного, эмоциональнопривлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья,удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческойсамореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах,включающих труд, познание, культуру, игру и другие сферы возможногосамоопределения.
Понятийный аппарат: проектная деятельность, исследование, наблюдение, сравнение.
Характеристика участников программы
Участниками образовательно-оздоровительного процесса в лагере труда и отдыха с дневным пребыванием являются учащиеся 7-8 класса, педагогические работники школы.При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, детям с ОВЗ, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Приказом по школе назначаются: начальник лагеря, воспитатель из числа педагогических работников школы. Начальник лагеря руководит его деятельностью, ведёт документацию, отвечает за охрану труда в лагере. Воспитатель осуществляют воспитательную деятельность по плану лагеря: организуют трудовую деятельность, проводит досуговые мероприятия,руководит спортивно-оздоровительной работой, следит за соблюдением режима дня, правил безопасного поведения, правил пожарной безопасности. Орган самоуправления в лагере представляет собой совет отряда (участников смены), который совместно с работниками лагеря реализуют коллективные трудовые, творческие и оздоровительные мероприятия.
Педагогическая идея программы
Подходы к содержанию и организации смены основанына идеях гуманистической педагогики, принципах дополнительногообразования детей. Проведение смены реализует потребности детей в труде,познании, самореализации, уважении, радости, обеспечивает удовлетворениеодной из важнейших проблем каждого ребенка - быть здоровым, так как воснову проекта положены принципы гуманистической педагогики:
• признание личности каждого ребенка высшей социальной ценностью;
• уважение индивидуальности, уникальности и своеобразия каждого
ребенка
• обязательный учет задатков и возможностей каждого ребенка;
• уважительные отношения между взрослыми и детьми;
• создание ситуации успеха.
Данная программа по своей направленности является профильной,
включает в себя экологическоенаправление, а также объединяет оздоровление, отдых, трудовое воспитаниядетей в условиях лагеря труда и отдыха.Содержание программы направлено на развитие ценностного отношения к природе. Экологическая деятельность способствует воспитанию экологической культуры и экологического мышления детей. Летний трудовой лагерь помогает использовать период летнего отдыхаучащихся для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащениязнаниями и новыми впечатлениями. Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению, каквременного детского коллектива, так и создает основу для развитиясоциального интеллекта учащегося и применения полученного опытавзаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебнойдеятельности. Создаются большие возможности для организации неформального общения.Неформальность обстановки позволяет организовать и развиватьсамостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формироватьактивность, обучать разнообразным умениям и навыка.
Целевой блок программы
Цель: Создание условий для обеспечения активного, интеллектуального и эмоционально насыщенного летнего отдыха и всестороннего развития личности ребёнка на основе его включения в жизнедеятельность трудовоголагеря.Развитие у обучающихся ценностного отношения к окружающему миру в процессе экологической деятельности в условиях лагеря туда и отдыха.
Задачи:
- способствовать организации содержательного и активного отдыха, физическому развитию учащихся, укреплению их здоровья;
- прививать любовь к труду и уважение людям труда;
- формировать экологическую культуру;
- продвижение идей волонтерства и благотворительного труда через вовлечение в социально-значимую деятельность;
- повышения степени самореализации личности через труд.
Предполагаемые результаты:
Количественные показатели:
1. Созданы условия для труда и отдыха для 6 подростков в возрасте от 14 до 15 лет за период работы лагеря.
2. Сформированы трудовые навыки у 6 подростков.
3. Проведена профилактическая работа по предупреждению дорожно-транспортного травматизма, аддитивного поведения, противопожарной и антитеррористической безопасности, мероприятия по охране труда, подписаны журналы с инструктажами.
4. Благоустроено около 3 социально-значимых объектап. Миролюбия.
5. Проведено 10профориентационных мероприятий. Из них диагностика личности, тренинги, мастер-классы, деловые и ролевые игры, экскурсии на предприятия, встречи со специалистами различных профессий, профессиональные пробы.
6. Достигнут оздоровительный эффект участников смены до 70%.
7.Сформированы навыки здорового образа жизни и чувство ответственности за свое здоровье, обучили детей нормам здорового образа жизни.
Качественные показатели:
Главным предполагаемым эффектом работы лагеря должно стать:
1. Формирование трудовых навыков и умений у подростков.
2. Благоустройство пришкольного участка, территории школы.
3. Снабжение столовой овощами, выращенными для школьной столовой.
4. Проявление добровольного желания у учащихся вести волонтерское движение.
5. Уважительное отношение к жителям села, оказание им посильной, бескорыстной помощи.
6. Взятие шефства над памятником «Мемориал славы».
7.Обеспечение занятости подростков в период летней кампании.
8. Приобретение и обогащение опыта экологических переживаний, экологического мышления, эколого-направленной практической деятельности.
9. Обогащение знаний, умений, навыков в области экологии, проектно-исследовательской деятельности
10. Реализация проекта «По волнам зелёной планеты»
11. Листовки на экологическую тему
12. Фотоматериал
Ожидаемые результаты:
При условии успешного решения поставленных задач предполагается
получение следующих результатов:
Для детей:
• отдых и оздоровление детей.
• получение умений и навыков трудовой, индивидуальной, коллективной
деятельности, самоуправления, социальной активности;
• личностное развитие подростков, духовное и физическое оздоровление,
знание элементарных норм экологической культуры и культуры поведения.
Для родителей:
• чувство уверенности в силах ребенка;
• удовлетворенность родителей летним отдыхом детей.
Принципы деятельности:
Принцип самореализации детей в условиях летнего лагеря труда и отдыха предусматривает добровольности включения детей в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей, создание ситуаций успеха, поощрение достигнутого.
Принцип включённости детей в социально-значимые дела предусматривает создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках трудового дня, предоставление права и возможности отстаивать своё мнение.
Принцип сочетания воспитательных и образовательных мероприятий предусматривает режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязи всех мероприятий в рамках тематического дня, активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип взаимосвязи педагогического коллектива и детского самоуправления предусматривает приобретение опыта организации коллективнойдеятельности и самоорганизации в ней, защиту каждого члена коллектива отнегативных проявлений и вредных привычек, создание ситуаций, требующих принятия.
Коллективного решения, формирования чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
Сроки реализации программы: июнь 2019 года: лагерная смена -21 день.
Критерии и способы оценки качества реализации программы
Ценностное отношение отражается в мировоззрении, убеждениях, действиях личности, является сознательным компонентом структуры личности. В условиях временного коллектива лагеря труда и отдыха, степень сформированности у учащихся ценностного отношения к окружающему миру (природе, человеку, самому себе), включения экологических ценностей в систему личностных ценностей можно определить последующим критериям:
- Степень активности и заинтересованности детей, проявление инициативы, творчества в реализации экологического проекта на основе отношений взаимопонимания, сотрудничества и сотворчества в экологической работе на территории лагеря (мировоззренческий компонент).
- Степень владения методологией проектно-исследовательской деятельности; способность применять методы научного познания как основы практической экологической деятельности (методологический компонент).
В результате изучения программы «ЭКО» обучающиеся должны:
- самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
- самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
- использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
- выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- владеть навыками познавательной, исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
- самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
- владеть языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;
- владеть навыками оценивания информации как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
Формы и методы отслеживания результатов
Формой подведения итогов реализации программы является защита проекта, на которой заслушиваются и обсуждаются результаты всей экологической работы на территории лагеря. Представление исследовательского проекта допускается в форме стендового доклада или презентации. Участие в экологических акциях позволяет оценить широту мировоззрения, степень присвоения нравственных ценностей, взгляды, убеждения как проявление ценностного отношения к окружающему миру.
Уровень удовлетворенности подростков от участия в программе прослеживается с помощью анкетирования, «Экрана настроений», количество ребят, желающих принять участие в лагере на будущий год.
Содержание и средства реализации программы
По своей направленности данная программа является профильной, а также включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, труд, отдых и воспитания детей, по продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение лагерной смены по5 направлениям:
Трудовое.
Спортивно – оздоровительное.
Экологическое.
Досуговое.
Волонтерское.
1.«Трудовое»
Работа на пришкольном участке (посадка растений, полив, рыхление, разбивка клумб, бордюров и др.) в течение смены. Благоустройство пришкольной территории в течение смены.
Цель: формирование трудовых умений и навыков, развитие через трудовую деятельность способностей ребенка.
Задачи:
- организация трудовой деятельности, формирование трудовых навыков;
- воспитание трудолюбия, коллективизма, дружбы.
2. «Спортивно- оздоровительное»
Цель:сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
создание оптимальных условий для организации оздоровления и участия в спортивных мероприятиях подростков в трудовом лагере;
укрепление физического и психического здоровья детей;
привитие положительного отношения к здоровому образу жизни;
знание элементарных правил личной гигиены;
сформированная осознанная потребность в ежедневной утренней зарядке;
проведение спортивных соревнований 1 раз в неделю.
Работа по данному направлению включает современные средства массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию. Основополагающими идеями в работе с детьми в летнем лагере труда и отдыха с дневным пребываниемявляется сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
• ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;
• организация здорового питания детей;
• организация спортивно-массовых мероприятий:
• подвижные спортивные игры.
3. « Экологическое»
Назначение экологической деятельности: воспитание экологической культуры у детей, воспитание ответственного отношения детей к природе, формирование целостного взгляда на природу и места человека в ней, выработка первых навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту, изучение законов и правил охраны природы на отдыхе. Формы организации экологической деятельности: экологические игры, экологические опыты, экскурсии. Экологические рейды по благоустройству пришкольной территории, борьба с сорной растительностью по мере необходимости. Уход за зелеными насаждениями на пришкольной территории. Обрезка деревьев и кустарников.
Цель: Формирование экологической культуры.
Задачи:
- воспитание экологической культуры;
- убеждения в необходимости сбережения природы, понимания непрерывной связи социума и природы;
- прививать любовь к малой родине, природе.
4. «Досуговое»
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности.
Цель:организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры
Задачи:
- организация полноценного культурного досуга воспитанников.
- возникновение потребности в организации своего свободного времени, полноценного досуга.
Формы работы: игры, конкурсы, викторины, турниры и т. д.
5. «Волонтерское»
Уход за памятником «Славы», оказание помощи пожилым людям.
Цель:Создание благоприятных предпосылок для развития и реализации идей волонтерского движения.
Задачи:
- организация благотворительной деятельности;
- воспитание милосердия, уважения к людям пожилого возраста;
- воспитание чувства патриотизма.
Этапы реализации программы.
I.Подготовительный этап–февраль - май
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия летнего оздоровительного лагеря труда и отдыха с дневным пребыванием начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является: проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;издание приказа по школе об открытии пришкольного оздоровительного лагеря;разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;подготовка методического материала для работников лагеря;отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.)
II. Основной этап – июнь (21 день)
Проведение лагерной смены. Реализация основных положений программы. Вовлечение детей в разные виды деятельности. Формирование органов самоуправления.
III. Итогово– аналитический
Закрытие лагеря в последний день.
Подведение итогов летней оздоровительной компании.
Анализ работы лагеря на августовском педсовете.
Механизм реализации программы
Жизнедеятельность лагеря проходит через организацию отряда воспитателем лагеря труда и отдыха. Ребята работают на пришкольном участке, а также на объектах экологических забот. Каждый день лагеря имеет ключевое мероприятие, трудовая и экологическая деятельность. Ежедневно ведётся лагерный дневник, в котором участники лагеря рассказывают о своих делах, а также заполняется «Экран настроений», где с помощью различных фигурок-смайликов ребята делятся своим настроением, восприятием окружающей деятельности. В конце дня подводятся итоги за трудовую деятельность и участие в различных мероприятиях по радужной системе. В отрядном уголке ведётся оценка участников лагеря с помощью цветных фигур:
Красный – отлично!
Жёлтый хорошо!
Синий – старайся!
В конце смены подводятся итоги. Ребята, набравшие большее количество красных фигур, награждаются грамотами и сувенирами.
План мероприятий
лагеря труда и отдыха с дневным пребыванием детей
Дата | Мероприятие | Ответственные |
1 день | «День открытия лагеря» 1.Общий сбор участников смены | Начальник лагеря |
2. Утренняя зарядка | Воспитатель, начальник лагеря |
3. Инструктаж по охране труда, пожарной безопасности. | Начальник лагеря |
4. Трудовой десант. Определение объемов социальных работ. | Воспитатель, начальник лагеря |
5. Линейка, посвященная открытию лагеря. | Начальник лагеря, воспитатель |
| 6. День защиты детей. | Воспитатель |
2 день | «День экологии» 1. Планерка. | Начальник лагеря |
2. Утренняя зарядка | Воспитатель, начальник лагеря |
3. Трудовой десант. Экскурсия по участку «Цвети земля». | Воспитатель, начальник лагеря |
4. Оформление уголка ЛТО « Поколение ЭКО» | Воспитатель |
| 5. Спортивный час | Воспитатель |
3 день | «День олимпийцев» | |
1.Планерка | Начальник лагеря |
2. Утренняя зарядка. | Воспитатель, начальник лагеря |
3. Снятие антропометрических показателей | Медицинский работник ФАП |
4. Трудовой десант. Акция «Чистая вода» | Воспитатель, начальник лагеря |
Конкурс рисунков, листовок на экологическую тему с использованием ИКТ. | Воспитатель |
4 день | «День литературы» | |
1.Планерка | Начальник лагеря |
2. Утренняя зарядка. | Воспитатель, начальник лагеря |
3. Трудовой десант. | Воспитатель, начальник лагеря |
4. Игра-квест «Природа глазами писателей и поэтов» | Воспитатель |
5 день | «День здоровья» | |
1.Планерка. | Начальник лагеря |
2.Утренняя зарядка. | Воспитатель, начальник лагеря |
3. Экологический десант. Акция «Нам нужен свежий воздух». | Воспитатель, начальник лагеря |
4.Спортивный час. 5.Беседа " Мир глазами эколога" | Начальник лагеря |
6 день | «Волонтёры» | |
1.Планерка | Начальник лагеря |
2.Утренняя зарядка. | Воспитатель, начальник лагеря |
3.Трудовой десант.Уход за МемориаломСлавы. | Воспитатель, начальник лагеря |
4.Развлекательное мероприятие «Спешите делать добро». | Воспитатель |
7 день | «День экологических забот» | |
1.Планерка. | Начальник лагеря |
2. Утренняя зарядка. | Воспитатель, начальник лагеря |
3. Трудовой десант. | Воспитатель, начальник лагеря |
4. Беседа «Чудесная кладовая» (о значимости почвы) | Воспитатель |
5. Спортивные игры. | Воспитатель, начальник лагеря |
8 день | «День воды» | |
1.Планерка. | Начальник лагеря |
2. Утренняя зарядка. | Воспитатель, начальник лагеря |
3.Трудовой десант. «Чистая вода» | Воспитатель, начальник лагеря |
4.«Вода – путешественница» беседа, практикум (о понятии круговорот воды в природе), опыт (сравнение воды разных источников п. Миролюбие). | Начальник лагеря |
9 день | «День цветов» | |
1.Планерка | Начальник лагеря |
2.Утренняя зарядка. | Воспитатель |
3. «Украсим мир цветами» (знакомство с видами клумб, высадка цветов в клумбы) | Воспитатель, начальник лагеря |
4. Конкурс рисунков «Необычный букет» | Воспитатель |
10 день | «День патриотов» | |
1.Планерка | Начальник лагеря |
2.Утренняя зарядка. | Воспитатель, начальник лагеря |
3. Трудовой десант. Уход за памятником воинам погибших в годы ВОВ. | Воспитатель, начальник лагеря |
4. Оформление газеты «Никто не забыт и ничто не забыто. | Воспитатель |
11 день | «День мастеров» | |
| 1.Планерка | Начальник лагеря |
2. Утренняя зарядка. | Воспитатель |
3. Экологический десант. Акция «Мы против курения». | Воспитатель, начальник лагеря |
4«Мастерская природы» (поделки из природного материала) | Воспитатель |
12 день | «День биологического разнообразия» | |
| 1.Планерка | Начальник лагеря |
2. Утренняя зарядка. | Воспитатель, начальник лагеря |
3. Трудовой десант. | Воспитатель, начальник лагеря |
4. Экологическая игра «Целительная сила природы» (о лекарственных растениях) | Начальник лагеря |
13 день | «День исследователя» | |
| 1.Планерка | Начальник лагеря |
2. Утренняя зарядка. | Воспитатель, начальник лагеря |
3. Трудовой десант. | Воспитатель, начальник лагеря |
4. «Зелёный океан» исследование-практикум (составление таблицы «Разновидности деревьев п. Миролюбие») | Начальник лагеря, воспитатель |
14 день | «День интеллектуала» | |
| 1.Планерка | Начальник лагеря |
2. Утренняя зарядка. | Воспитатель, начальник лагеря |
3. Трудовой десант. | Воспитатель, начальник лагеря |
4. «Замысловатые вопросы для любознательных» игра. | Воспитатель |
15 день | «День земляники» | |
| 1. Планёрка | Начальник лагеря |
| 2.Утренняя зарядка | Воспитатель |
| 3.Трудовой десант | Воспитатель |
| 4. Экскурсия «Земляничка» | Воспитатель |
| 5.«Земляничный июнь» (знакомство с пословицами, загадками, народными приметами об июне) | Начальник лагеря |
16 день | «Разноцветный день» | |
| 1. Планёрка | Начальник лагеря |
| 2.Утренняя зарядка | Воспитатель |
| 3.Трудовой десант | Воспитатель |
| 4. «Это зависит от тебя…» беседа с медицинским работником п. Миролюбие | Медицинский работник |
| 5. Познавательное мероприятие «Экологическое ассорти» | Воспитатель |
17 день | «День талантов» | |
| 1. Планёрка | Начальник лагеря |
| 2.Утренняя зарядка | Воспитатель |
| 3.Трудовой десант | Воспитатель |
| 4. Конкурс талантов «Звездопад» | Воспитатель |
| 5. «Юный литератор» сочинение рассказов о природе и экологии | Воспитатель |
18 день | «День выбора профессий» | |
| 1. Планёрка | Начальник лагеря |
| 2.Утренняя зарядка | Воспитатель |
| 3.Трудовой десант | Воспитатель |
| 4. Профориентирование | Воспитатель |
| 5. «Весёлые старты» | Воспитатель |
19 день | «День здоровья» | |
| 1. Планёрка | Начальник лагеря |
| 2.Утренняя зарядка | Воспитатель |
| 3.Трудовой десант | Воспитатель |
| 4. «Экология и здоровье человека» беседа | Воспитатель |
| 5. Конкурс рисунков на тему «ЗОЖ» | Воспитатель |
20 день | «День фантазий» | |
| 1. Планёрка | Начальник лагеря |
| 2.Утренняя зарядка | Воспитатель |
| 3.Трудовой десант | Воспитатель |
| 4. Рукоделие «Сделай сам» | Воспитатель |
| 5. Оформление презентации «ЭКО проект» | Воспитатель |
21 день | «Закрытиелагеря» | |
| 1. Планёрка | Начальник лагеря |
| 2.Утренняя зарядка | Воспитатель |
| 3.Трудовой десант | Воспитатель |
| 4. Защита проекта | Начальник лагеря, воспитатель |
| 5. «Что мне понравилось, чему я научился» анкетирование | Воспитатель |
| 6. Награждение | Начальник лагеря |
Режим работы
8.50- 9.00 - Общий сбор, зарядка
9.00 -9.15 - Утренняя линейка
9.15 - 10.00 - Завтрак
10.00 - 11.00 - Трудовой десант
11.00-12.00 – Работа кружка и секций
12.00- 13.00- Культурно-массовые, спортивные мероприятия
13.00 - 14.00 - Обед
14.00 - 14.30- Подведение итогов дня, свободное время
14.30 – Уход домой
Кадровое обеспечение программы
В реализации программы участвуют:
- начальник лагеря, руководитель программы;
- воспитатель.
Информационно-методическое обеспечение программы
Педагогическое обеспечение
соответствие направлений и форм работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка;
отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей учащихся;
обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления;
единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
Методическое обеспечение
- наличие необходимой документации;
- программы деятельности и план работы на смену;
- проведение инструктивно-методических совещаний;
- памятки и инструктивные карты для воспитателей.
Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.
1.Нормативно-правовых документов:
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Конституцией РФ;
Законом РФ «Об образовании»;
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
Уставом школы
Приказы:
1.1. Об открытии лагеря.
1.2. О проведении защиты программы летнего оздоровительного лагеря труда и отдыха с дневным пребыванием
1.3. По технике безопасности.
1.4 Оштатном расписании.
1.5. О режиме дня.
1.6. О графике работы педагогического коллектива.
2. Инструкции:
2.1. Инструкция по правилам проведения противопожарных мероприятий
и соблюдения требований пожарной безопасности (типовые требования).
2.2. Инструкция при проведении массовых мероприятий.
2.3. Инструкция при проведении экскурсий, прогулок.
2.4 Инструкция при проведении спортивных соревнований.
3. Должностные инструкции работников:
3.1. Начальника лагеря.
3.2. Воспитателя (вожатого).
Система анализа реализации программы:
Анкетирование детей и родителей в начале и в конце смены
Медицинский осмотр детей
Наблюдение за поведением детей во время проведения мероприятий,
позволяющее выявить лидерские качества, уровень коммуникативности.
Анализ участия отряда в творческих делах, уровня активности и
достижений.
Ежедневная рефлексия в отряде и лагере.
Оформление фотогазеты.
Тестирование в конце смены, с целью выявления результативности работы.
Оформление и защита проекта.
Материально-техническое обеспечение программы
Территория, помещения. При работе лагеря используется территория Миролюбского филиала МКОУ БГО Чигоракской СОШ, спортивная площадка, медицинский кабинет, кабинеты: комнаты отдыха, кабинет информатики, спортивный зал, спортивная площадка.
№ П/П | ТЕРРИТОРИЯ, ПОМЕЩЕНИЯ | ПРИМЕНЕНИЕ | ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
1. | Кабинеты | Комнаты отдыха, игровые | Начальник лагеря, воспитатель, технический персонал |
2. | Спортивный зал | Занятия спортом, Соревнования, Линейка (в случае плохой погоды) | Воспитатель |
3. | Спортивная площадка | Линейка, проведение спортивных соревнований, игр | Начальник лагеря, воспитатель |
4. | Школьный двор | Работы отряда на учебно-опытном участке | Начальник лагеря, воспитатель |
5. | Школьная столовая | Завтрак | Работники столовой |
6. | Комнаты гигиены | Туалеты, раздевалки | Начальник лагеря, воспитатель, технический персонал |
Список используемой литературы:
1. Горбунова М.А. «Школьный лагерь».
2. Гурбина Е.А. «Летний оздоровительный лагерь. Нормативно - правовая база».
3. Жиренко О. Е. Мир празников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008г.
4. Карпунина В. А., Зырина Л. В., Шадрина Н. В. Программа «Экологическая
лаборатория "ЭкоПроект"»
5.Методические рекомендации МР 2.2.4.01-09 «Оценка эффективности оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях»
6.Письмо Минобрнауки России от 26.10.2012 N 09-260 "О Методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ работы педагогических кадров)")
7.СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков».
8. Сысоева «Организация летнего отдыха детей».
9. Шмаков С. А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009г.
10.Интернет-ресурсы: http//festival.1september.ru
11. Сайт БЦВР: http://bcvr.ru/5147/5367/5455/
12. Сайт: https://pandia.ru/text/79/100/59262.php