Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 53 г.Бикина
Утверждено
Директор школы:_____ Лоншакова Л.В.
Составила
Суслопарова Ольга Александровна
учитель МБОУ ООШ № 53
г.Бикина Хабаровского края
г. Бикин
2017 год
Паспорт программы
Полное название программы | Программа летнего эколого-химического объединения «Аква». |
Адресат деятельности (для кого, количество участников, география участников) | учащиеся МБОУ ООШ № 53 г. Бикина, 13 -14 лет, 10 участников: - дети, увлекающиеся химией; -дети, оставшиеся без попечения родителей, а также, находящиеся под опекой граждан; - дети различных учетных категорий. |
Сроки реализации программы | Июнь 2017 г. |
Цель программы | 1.Создание психолого-педагогических условий для развития коммуникативных компетенций, самоорганизации и организации жизнедеятельности ребенка, способствующих развитию лидерского потенциала, обогащению его индивидуального опыта. 2.Изучение проб воды из водоемов г.Бикина (р.Бикин, р.Быструшка, оз.Вертолетное, колодцы, водопроводная вода) |
Задачи | Общее оздоровление учащихся, укрепление их здоровья. Воспитать потребности к здоровому образу жизни; Развивать лидерские и организаторские качества, творческие способности, детскую самостоятельность и самодеятельность. Приобрести умения и навыки индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности. Научить опыту практической деятельности по экологии и химии Воспитывать ответственное отношения к воде как первоисточнику жизни, культуру потребления чистой воды; Развивать интерес у школьников к изучению объектов природы Углубить знания по экологии и химии и проблемам охраны чистой воды на планете Воспитывать потребности личного участия в охране окружающей среды Исследовать пробы воды из водоемов г.Бикина (р.Бикин, р.Быструшка, оз.Вертолетное, колодцы, водопроводная вода) Написать научно-исследовательскую работу с перспективой защиты на районной научно-практической конференции «Мир моих интересов» |
Краткое содержание программы | Программа «Аква» предназначена для учащихся 8х классов основной школы. Ведущей идеей полевого интегрированного эколого-химического курса «Аква» является мировоззренческая установка «Вода – источник жизни на нашей планете». Данная программа формирует целостное, диалектическое восприятие мира, развивает у ребят теоретическое мышление, способности оперировать всеобщими законами природы и пониманием того, что все в природе подчиняется ее единым, неизбежным законам. Программа полевого интегрированного эколого-химического курса «Аква» предполагает углубление и расширение знаний о материальном единстве органических и неорганических веществ, круговороте воды в биосфере. Программа способствует совершенствованию навыков работы с химическим оборудованием, закрепляет умение наблюдать, анализировать, обобщать, ставить опыты, проводить эксперименты, соблюдая правила по технике безопасности, работы со справочной и научной литературой. Программа предполагает развитие у учащихся: Интеллекта; Самостоятельного мышления; Навыков самоконтроля и самоанализа; Познавательного интереса к процессам, происходящим в природе; взаимосвязи организмов с окружающей средой; Воспитание ответственного отношения к воде как первоисточнику жизни; Культуры потребления чистой воды; Потребности к здоровому образу жизни; Культуры общения (взаимопомощи и взаимопониманию при работе в группах) Это очень важно для социализации ребенка в обществе, активизации его творческого потенциала и самореализации его в условиях жизненной ситуации. Программа учитывает современные подходы к образованию учащихся, представляет собой модульную обучающую систему, в которой ребенок самостоятельно приобретает знания об окружающем мире, а учитель осуществляет мотивированное управление его обучением (организовывает, координирует, консультирует, контролирует). В ходе реализации программы полевого интегрированного эколого-химического курса «Аква» важное место занимают экскурсии на природные объекты (р.Бикин, р.Быструшка, оз.Вертолетное, колодцы), которые развивают экологическое мышление учащихся, умение проводить наблюдения, видеть взаимосвязи в живой природе. Использование разнообразных методов и приемов организации работы объединения – лекций, наблюдений, экотренингов и игр, использование видеозаписей, химических опытов и экспериментов, составление маршрутной карты и т.д., позволяет связать теорию с жизнью, с практикой охраны природы в Бикинском районе. Практикум направлен на формирование экологического сознания, развитие эмпатии, расширение перцептивного опыта, осознание себя как части Природы. |
Ожидаемый результат | Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, общее оздоровление учащихся, укрепление их здоровья. Развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний по экологии и химии, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности. Овладение коммуникативными компетентностями. Обретение умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности. Личностный рост участников смены. Получение школьниками опыта практической деятельности по экологии и химии Воспитание ответственного отношения к воде как первоисточнику жизни, культуры потребления чистой воды; Воспитание потребности к здоровому образу жизни; Формирование познавательного интереса к процессам, происходящим в природе; взаимосвязи организмов с окружающей средой; Исследование проб воды из водоемов г.Бикина (р.Бикин, р.Быструшка, оз.Вертолетное, колодцы, водопроводная вода) Написание научно-исследовательской работы с защитой на районной научно-практической конференции «Мир моих интересов» Формирование таких умений, как: лидерские способности, коммуникация, чувство ответственности за весь коллектив, высказывание и отстаивание своей точки зрения, уважение мнения других. самостоятельного мышления; навыков самоконтроля и самоанализа. |
Название организации Авторы программы | МБОУ ООШ № 53 г. Бикина Суслопарова Ольга Александровна, учитель биологии и химии |
Почтовый адрес учреждения, телефон | 682970 г. Бикин, Ул. Дальневосточная , 26 |
ФИО руководителя учреждения | Лоншакова Людмила Васильевна |
ФИО автора программы | Суслопарова Ольга Александровна |
Финансовое обеспечение программы | Финансовые средства МОУ ООШ № 53 г.Бикина, запланированные на организацию летнего отдыха, добровольные пожертвования родителей учащихся. |
Пояснительная записка
Программа «Аква» предназначена для учащихся 8х классов основной школы.
Ведущей идеей полевого интегрированного эколого-химического курса «Аква» является мировоззренческая установка «Вода – источник жизни на нашей планете».
Данная программа формирует целостное, диалектическое восприятие мира, развивает у ребят теоретическое мышление, способности оперировать всеобщими законами природы и пониманием того, что все в природе подчиняется ее единым, неизбежным законам.
Программа полевого интегрированного эколого-химического курса «Аква» предполагает углубление и расширение знаний о материальном единстве органических и неорганических веществ, круговороте воды в биосфере.
Программа способствует совершенствованию навыков работы с химическим оборудованием, закрепляет умение наблюдать, анализировать, обобщать, ставить опыты, проводить эксперименты, соблюдая правила по технике безопасности, работы со справочной и научной литературой.
Программа предполагает развитие у учащихся:
интеллекта;
самостоятельного мышления;
навыков самоконтроля и самоанализа;
познавательного интереса к процессам, происходящим в природе; взаимосвязи организмов с окружающей средой;
воспитание ответственного отношения к воде как первоисточнику жизни;
культуры потребления чистой воды;
потребности к здоровому образу жизни;
культуры общения (взаимопомощи и взаимопониманию при работе в группах)
Это очень важно для социализации ребенка в обществе, активизации его творческого потенциала и самореализации его в условиях жизненной ситуации.
Программа учитывает современные подходы к образованию учащихся, представляет собой модульную обучающую систему, в которой ребенок самостоятельно приобретает знания об окружающем мире, а учитель осуществляет мотивированное управление его обучением (организовывает, координирует, консультирует, контролирует).
В ходе реализации программы полевого интегрированного эколого-химического курса «Аква» важное место занимают экскурсии на природные объекты (р.Бикин, р.Быструшка, оз.Вертолетное, колодцы), которые развивают экологическое мышление учащихся, умение проводить наблюдения, видеть взаимосвязи в живой природе. Использование разнообразных методов и приемов организации работы объединения – лекций, наблюдений, экотренингов и игр, использование видеозаписей, химических опытов и экспериментов, составление маршрутной карты и т.д., позволяет связать теорию с жизнью, с практикой охраны природы в Бикинском районе. Практикум направлен на формирование экологического сознания, развитие эмпатии, расширение перцептивного опыта, осознание себя как части Природы.
Организация работы летнего объединения «Аква» планируется в июне 2017 года. Объединение будет располагаться на базе основной общеобразовательной школы № 53 г.Бикина, по адресу: ул. Дальневосточная, 26.
Главная идея создания летнего объединения – предоставить возможность каждому ребенку в развитии коммуникативной компетенции, проявлении своих творческих организаторских способностей, расширении круга общения детей через совместное обсуждение тех или иных вопросов со своим педагогом, через социально-значимую, проектную деятельность.
Программа является динамической системой взаимодействия ребят разных классов. Она строится на организации и проведении объединением социально значимых, культурно - массовых и досуговых мероприятий, согласно выбранной тематике.
Данная программа летнего объединения «Аква» по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления:
оздоровительное,
образовательное,
познавательное.
Срок реализации программы - с 01.06 по 12.06.2017 г. (1–я смена – 10 дней).
Цель программы:
Создание психолого-педагогических условий для развития коммуникативных компетенций, самоорганизации и организации жизнедеятельности ребенка, способствующих развитию лидерского потенциала, обогащению его индивидуального опыта.
Изучение проб воды из водоемов г.Бикина (р.Бикин, р.Быструшка, оз.Вертолетное, колодцы, водопроводная вода)
Задачи программы:
Общее оздоровление учащихся, укрепление их здоровья;
Воспитать потребности к здоровому образу жизни;
Развивать лидерские и организаторские качества, творческие способности, детскую самостоятельность и самодеятельность;
Приобрести умения и навыки индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности;
Научить опыту практической деятельности по экологии и химии;
Воспитывать ответственное отношения к воде как первоисточнику жизни, культуру потребления чистой воды;
Развивать интерес у школьников к изучению объектов природы;
Углубить знания по экологии и химии и проблемам охраны чистой воды на планете;
Воспитывать потребности личного участия в охране окружающей среды;
Исследовать пробы воды из водоемов г.Бикина (р.Бикин, р.Быструшка, оз.Вертолетное, колодцы, водопроводная вода);
Написать научно-исследовательскую работу с перспективой защиты на районной научно-практической конференции «Мир моих интересов»
Ожидаемые результаты:
Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве школы, общее оздоровление учащихся, укрепление их здоровья.
Развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний по экологии и химии, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Овладение коммуникативными компетентностями.
Обретение умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
Личностный рост участников смены.
Получение школьниками опыта практической деятельности по экологии и химии;
Воспитание ответственного отношения к воде как первоисточнику жизни, культуры потребления чистой воды;
Воспитание потребности к здоровому образу жизни;
Формирование познавательного интереса к процессам, происходящим в природе; взаимосвязи организмов с окружающей средой;
Исследование проб воды из водоемов г.Бикина (р.Бикин, р.Быструшка, оз.Вертолетное, колодцы, водопроводная вода)
Написание научно-исследовательской работы с перспективой защиты на районной научно-практической конференции «Мир моих интересов»;
Формирование таких умений, как:
лидерские способности,
коммуникация,
чувство ответственности за весь коллектив,
высказывание и отстаивание своей точки зрения,
уважение мнения других.
самостоятельного мышления;
навыков самоконтроля и самоанализа;
Предполагается, что у участников будут динамично развиваться коммуникативные компетенции, творческое мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские навыки.
Использование предложенных форм работы послужит созданию условий для реализации способностей и задатков детей, что окажет существенное влияние на формирование интереса к различным видам социального творчества, к созидательной деятельности.
По окончании смены у ребёнка:
- будет реализована мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявлению социальной инициативы;
- будет развита индивидуальная, личная коммуникативная культура, он приобщится к здоровому образу жизни, выработан навык ответственного коммуникативного поведения;
- будет создана мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получение конкретного результата своей деятельности.
Содержание деятельности и механизм реализации программы.
Этапы реализации программы.
№ | Этап | Деятельность | Сроки | Ответственные |
1 | Организационно- подготовительный | - составление списков, оформление документов летнего объединения - выбор задач, форм и методов работы по оздоровлению детей; - подготовка материальной, методической, дидактической базы по организации деятельности школьников; - рекламно-агитационная работа по привлечению школьников к работе в летнем объединении «Аква» | Апрель-май | Руководитель объединения |
2 | Основной | Реализация программы (личностно ориентированного информационного обеспечения, включения в деятельность, проведение учащихся с целью расширения знаний ребят, организация творческих мастерских, привлечение к труду на территории пришкольного лагеря). | Июль-август | Руководитель объединения, актив учащихся, члены объединения |
3 | Рефлексивно аналитический | Подведение итогов работы летнего объединения; - анализ работы объединений, - выявление инновационных подходов, -проведение презентаций накопленного, наработанного материала, -выход на районную научно-практическую конференцию «Мир моих увлечений» | Август | Учащиеся, руководитель объединения |
Члены объединения принимают активное участие в проведении игровых программ, концертов. Участвуют в проведении коллективных творческих дел пришкольного лагеря.
Система стимулирования успешности и личностного роста.
Каждый учащийся ежедневно может получать награды за активное участие в жизни объединения. Результаты отражаются на экране активности.
Критерии эффективности деятельности объединения:
Постановка реальных целей и планирование результатов деятельности;
Благоприятный психологический климат в детском коллективе, удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы;
Творческое сотрудничество руководителя и детей;
Желание участвовать в работе объединения на следующий год.
Методическое обеспечение смены:
наличие программы, плана работы объединения;
должностные инструкции, приказ об организации объединения
подбор методического материала в соответствии с программой объединения;
подбор реквизита для проведения дел;
разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности учащихся, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.
Материально-техническая база:
- цифровой фотоаппарат;
- компьютер;
- интерактивная доска;
- мультимедиа установка;
- музыкальное оборудование;
- компакт-диски и аудиокассеты;
- химическое оборудование и реактивы;
- спортивно-игровой инвентарь;
- канцелярские товары;
- призовой фонд; сувенирная продукция; грамоты, дипломы;
- методическая литература: (игры, конкурсы, сценарии, викторины, праздники и т.д.);
Система информирования общественности о деятельности объединения.
Классные и общешкольные родительские собрания;
Анкетирование детей;
Школьная газета с планом деятельности объединения.
Система контроля и оценки результативности
Подведение итогов работы объединения;
Анализ работы объединения школьников, выявление инновационных подходов;
Анализ деятельности учащихся.
Система лечебно- профилактической работы в учреждении
Проведение медицинского осмотра детей два раза в смену, мониторинг оздоровления;
Ежедневная витаминизация детей;
Ежедневные мероприятия на свежем воздухе;
Подвижные игры
Организация питания.
Одноразовое питание по примерному десятидневному меню;
Ежедневная витаминизация детей.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
______Лоншакова Л.В.
«____» ________ 2017 г.
План занятий профильного объединения
«Аква»
Дата | Тема | Технологии |
01.06.17 | 1.Занятие «Водный пирог» 2.Тест «Входная диагностика» 3.Игра «Вода – не вода» | Рассказ, беседа, демонстрация фильма, практическая работа, игра. |
02.06.17 | 1.Составление маршрутной карты исследования водоемов г.Бикина 2.Игра «Агрегатное состояние воды» | Беседа, игра, игровое моделирование. |
03.06.17 | 1.Занятие «Очистка воды простейшими методами» 2.Демонстрация «Какая вода возвращается природе?» | Лекция, беседа, эксперимент, моделирование. |
05.06.17 | 1.Экскурсия на природный объект р.Быструшка, забор воды для анализа 2. Химический анализ воды. 3.Конкурс «Самая большая мусорная куча» | Наблюдение, беседа, лабораторные опыты в группах, сравнение, построение таблиц, химическая дегустация, оформление маршрутной карты |
06.06.17 | 1.Экскурсия на природный объект р.Бикин, забор воды для анализа 2. Химический анализ воды. 3. Подвижные игры с мячом | Наблюдение, беседа, лабораторные опыты в группах, сравнение, построение таблиц, химическая дегустация, оформление маршрутной карты |
07.06.17 | 1.Экскурсия на природный объект оз.Вертолетное, забор воды для анализа 2.Химический анализ воды. 3. Игра «Химическая дегустация воды» | Наблюдение, беседа, лабораторные опыты в группах, сравнение, построение таблиц, химическая дегустация, оформление маршрутной карты |
08.06.17 | 1.Экскурсия на объект колодец, забор воды для анализа 2. Химический анализ воды. 3. Поход в кинотеатр «Октябрь» | Наблюдение, беседа, лабораторные опыты в группах, сравнение, построение таблиц, химическая дегустация, оформление маршрутной карты |
09.06.17 | 1.Забор и химический анализ водопроводной воды. 2.Театральное представление «Занимательная история из жизни водомерки» | Наблюдение, беседа, лабораторные опыты в группах, сравнение, построение таблиц, химическая дегустация, оформление маршрутной карты |
10.06.17 | 1.Подготовка презентационной работы. 2. Конкурс «Книга рекордов Гинесса» | Систематизация и представление полученной информации |
12.06.17 | 1.Защита презентационной работы. 2.Тест «Выходная диагностика» | Награждения, поощрения |
Смета
на приобретение канцелярских товаров
(из родительских взносов)
№ | Наименование товара | Цена | Кол-во | Сумма |
1 | Ватман | 20 руб. | 1 шт. | 20 руб. |
2 | Гуашь | 90 руб. | 1 шт. | 90 руб. |
3 | Карандаш простой | 10 руб. | 2 шт. | 20 руб. |
4 | Скотч | 65 руб. | 1 шт. | 65 руб. |
5 | Ластик | 20 руб. | 1 шт. | 20 руб. |
6 | Кисти | 15 руб. | 10 шт. | 150 руб. |
7 | Ручки шариковые | 35 руб. | 10 шт. | 350 руб. |
8 | Тетрадь (12 листов) | 10 руб. | 10 шт. | 100 руб. |
9 | Карандаши цветные | 60 руб. | 1 коробка | 60 руб. |
10 | Точилка | 15 руб. | 1 шт. | 15 руб. |
11 | Клей | 30 руб. | 1 шт. | 30 руб. |
12 | Бумага «Снегурочка» | 380 руб. | 1 уп. | 380 руб. |
13 | Папка | 20 руб. | 1 шт. | 20 руб. |
14 | Файлы | 2 руб. | 30 шт. | 60 руб. |
| ИТОГО | | | 1380 руб. |
Используемая литература:
Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся. – Самара: Издательство «Учебная литература», - 2005.
Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Справочное пособие. – Самара: Издательство «Учебная литература», - 2005.
Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Методическое пособие для Учителя. – Самара: Издательство «Учебная литература», - 2005.
Федорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11 классов общеобразовательной школы. – М.: Устойчивый мир, 2001.
Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. – СПБ: СМИО Пресс, 2001.
Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Книга для учителя. – М: Просвещение, 1985.
Тихонова А.Е., Ищенко А.Р., Диденко Т.Н. Здоровье человека и экология Хабаровского края: Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений Хабаровского края. – Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2004.
Аранская О.С., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии: 8-11 классы: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2007.