Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Русановская основная общеобразовательная школа»
«Утверждена»
Педсоветом, протокол № 3
от «28» апреля 2015 г.
ПРОГРАММА
летнего лагеря с дневным пребыванием детей
МКОУ «Русановская ООШ»
«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИРЕ КНИГ»
Возраст детей: 6,5 – 15 лет
Срок реализации: июнь 2015 год
Авторы:
Романовская В.А.
МБОУ «Русановская ООШ»
учитель начальных классов
Шибанова Г.Д.
МБОУ «Русановская ООШ»
учитель русского языка и литературы
Омская область, Нововаршавский район,
с.Русановка, ул.Центральная, 14
тел.8(38152)35433
РУСАНОВКА – 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел программы | Номер страницы |
Содержание | 2 |
Паспорт программы | 3-5 |
Пояснительная записка | 5-6 |
Целеполагание | 6 |
Основные формы и методы реализации цели и задач программы | 6-7 |
Учет принципиальных положений педагогического обеспечения программы | 7 |
Формирование педагогической команды | 7 |
Условия реализации программы | 7-8 |
Режим дня | 8 |
План работы | 9 -10 |
Ожидаемые результаты | 10 |
Список литературы | 11 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Основания для разработки программы | - Закон РФ “Об образовании”; - Конвенция о правах ребенка; -Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.4.969-00. «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха» Приказ МО РФ № 2688 от 13 июля 2001г; -Федеральный закон от 24.07. 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; - Ведомственная целевая программа «Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Омской области» на 2011-2015 годы; - Приказ Комитета по образованию и связям с профессиональной школой Администрации Нововаршавского муниципального района Омской области № от 21 апреля 2015 «Об обеспечении оздоровления, отдыха и занятости несовершеннолетних в 2015 году»; |
Заказчики программы | - Комитет по образованию и связям с профессиональной школой Администрации Нововаршавского муниципального района Омской области - Администрация МБОУ «Русановская ООШ» Нововаршавского муниципального района Омской области |
Название программы | Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей МБОУ «Русановская ООШ» «Путешествие в мире книг» |
Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников, география участников) | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Русановская основная общеобразовательная школа» Нововаршавского муниципального района Омской области, дети и подростки от 6,5 до 15 лет |
Авторы программы | Романовская Вера Алексеевна, начальник ЛДПД, учитель начальных классов первой категории; Шибанова Галина Демьяновна, учитель русского языка и литературы первой категории |
ФИО руководителя | Антипов Виталий Викторович, директор МБОУ «Русановская ООШ» |
Адрес организации | 646835, Омская область, Нововаршавский район, с.Русановка, ул. Центральная, д.14 |
Телефон, e-mail | 8(38152)35433 e-mail: [email protected] |
Цель создания программы | Формирование интереса к чтению, самостоятельному знакомству с произведениями мировой и русской литературы, изучение богатства и многообразия жанров литературных произведений; воспитание патриотизма и гражданственности; создание условий для интеллектуального, творческого развития учащихся; сохранение и укрепление здоровья детей. |
Основные задачи программы | 1. Создание педагогической воспитательной среды, способствующей физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей на базе благоприятного психологического комфорта в лагере; 2. Выявление и развитие творческого потенциала ребенка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность; 3. Укрепление здоровья, формирование у детей навыков ЗОЖ, привлечение максимального количества детей и подростков к осознанному выбору здорового образа жизни; 4. Формирование у детей положительного социального опыта взаимодействия с окружающими: создание в лагере стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества; организация разнообразной общественно значимой досуговой деятельности; развитие у детей навыков работы в разновозрастных группах. |
Этапы реализации программы | Подготовительный этап – апрель, май 2015 г. Организационный этап – июнь 2015 г. (первый день смены) Практический этап – 08.06 – 02.07.2015г. Аналитический этап – июль 2015 г. |
Принципы программы | 1. Личностный подход в воспитании: - признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; - добровольность включения детей в ту или иную деятельность; 2. Природосообразность воспитания: - обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; 3. Гуманизация межличностных отношений: - уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми; - уважение и терпимость к мнению детей; - создание ситуаций успеха |
Краткое содержание программы | Актуальностью программы является идея создания разновозрастных отрядов для проведения работы по интересам обучающихся в летний период. Планируемые события, дела будут посвящены 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и Году Литературы в России. Наряду с этим программа обеспечит возможность проведения оздоровления, отдыха несовершеннолетних. В период работы ЛДПД обучающиеся освоят разнообразные формы досуга, познакомятся с различными играми (в том числе интеллектуальными, литературными), примут участие в подготовке коллективных творческих дел, спортивных мероприятиях, концертах. |
Ожидаемый результат | Программа «Путешествие в мире книг» предполагает формирование у обучающихся: - интереса к совместной деятельности; - уважения к традициям, истории и литературному наследию России; - стремления к получению практических навыков по созданию продукта собственной деятельности; - мотивации на сохранение и укрепление здоровья. Реализация программы предполагает: - обеспечить полезную занятость детей во время школьных каникул, привлечь детей к практической деятельности по формированию навыков работы, по созданию продукта собственной деятельности; - позволит интересно и плодотворно общаться со сверстниками и с ребятами разных возрастов, с взрослыми, - даст возможность познакомить детей с литературным наследием России. В процессе деятельности может произойти: - познание учеником своих возможностей, самовоспитание и воспитание в коллективе, - формирование положительного отношения к своей малой родине. |
Система организации контроля исполнения программы | Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря и администрацией МБОУ «Русановская ООШ» |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Путешествие в мире книг» - программа МБОУ «Русановская ООШ» Нововаршавского района Омской области для учащихся в лагере дневного пребывания детей (ЛДПД). Руководство программой осуществляет педагогический коллектив МБОУ «Русановская ООШ». Педагоги составляют педагогическую команду, которая проектирует и реализует программу деятельности учащихся в летний период. Учащиеся становятся участниками данной программы. Они делятся на разновозрастные группы. Учащиеся участвуют во всех делах и событиях, которые предлагаются в данной программе. Итогом всей деятельности должны стать бал литературных героев и выставки творческих работ, подготовленных в период осуществления деятельности лагеря дневного пребывания.
Реализация программы осуществляется в период работы лагеря дневного пребывания детей при МБОУ «Русановская ООШ». Программа рассчитана на 18 дней.
Актуальность: Идеей программы является создание разновозрастных отрядов для проведения работы по интересам обучающихся в летний период. Планируемые события, дела будут посвящены 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и Году Литературы в России. Программа включает четыре направления работы: «У Лукоморья…» - знакомство с литературным произведением-юбиляром «Руслан и Людмила» и другими произведениями А.С.Пушкина; «Строки, опалённые войной» - произведения о Великой Отечественной войне, о подвиге русского народа; «Про детей и для детей» - приключенческая литература для подростков; «Мы дети твои, Земля» - произведения русских писателей и поэтов о природе, о Земле.
«Путешествие» для учащихся пройдёт при участии Клёпы - вымышленного сказочного персонажа, созданного в 1990 г. Наталией Дубининой. Клёпа — главная героиня одноимённого познавательного детского альманаха, а впоследствии и журнала. Главная задача Клёпы – волшебной девочки — пробудить в детях любознательность и стремление к творчеству. Клёпа любознательна, её интересует буквально всё на свете. Она – символ общения, умеет говорить на всех языках. Её девиз: «Вместе – интереснее!» Клёпа – борец за справедливость и всегда готова прийти на помощь. В этом ей помогают её друзья и волшебные предметы. Клёпа носит радужное платье, меняющее свой цвет вместе с настроением хозяйки. На платье есть волшебный карман, из которого можно достать любой предмет. На голове у Клёпы косичка-антенна, реагирующая, если где-то случилось несчастье, произошла несправедливость. А на ногах — чудо-ботинки, переносящие хозяйку во времени и пространстве.
Клёпа — девочка общительная, у неё очень много друзей. Это и мудрый, обстоятельный пёс Филиппыч, и кокетливая модница канарейка Капи-Капи, маленький богатырь Егорка, и конечно, много-много клепаманов — мальчишек и девчонок, общающихся друг с другом в клёп-клубах.
В период работы ЛДПД при МБОУ «Русановская ООШ» предполагается создание Клёп-клуба, для организации досуга учащихся, развития творческих и физических способностей детей, расширению их культурного кругозора, изучению литературного наследия своего народа. Вместе с клеп-командой учащиеся будут участвовать в праздниках и клёп-уроках. Будет работать «Клёп-издательство», по созданию учащимися веселых и интересных журналов, книг на разные темы, сувениров.
Наряду с этим программа обеспечит возможность проведения оздоровления, отдыха несовершеннолетних.
Программа «Путешествие в мире книг» предполагает формирование у обучающихся:
- интереса к совместной деятельности;
- уважения к традициям, истории и литературному наследию;
- стремления к получению практических навыков по созданию продукта собственной деятельности;
- мотивации на сохранение и укрепление здоровья.
В период работы ЛДПД обучающиеся освоят разнообразные формы досуга, примут участие в инсценировках, концертах и др.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Цель работы педагогического коллектива по реализации программы:
Формирование интереса к чтению, самостоятельному знакомству с произведениями мировой и русской литературы, изучение богатства и многообразия жанров литературных произведений; воспитание патриотизма и гражданственности; создание условий для интеллектуального, творческого развития учащихся; сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
1. Создание педагогической воспитательной среды, способствующей интеллектуальному, нравственному, физическому, психическому развитию детей на базе благоприятного психологического комфорта в лагере;
2. Выявление и развитие творческого потенциала ребенка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;
3. Укрепление здоровья, формирование у детей навыков ЗОЖ, привлечение максимального количества детей и подростков к осознанному выбору здорового образа жизни;
4. Формирование у детей положительного социального опыта взаимодействия с окружающими: создание в лагере стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества; организация разнообразной общественно значимой досуговой деятельности; развитие у детей навыков работы в разновозрастных группах.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ
Трудовые дела:
- участие в мероприятиях по благоустройству территории деревни;
- работа учащихся на пришкольном участке;
- оформление и уход за территорией школьного двора;
- проведение субботника у Памятника воинам-односельчанам, умершим от ранений и погибшим во время Великой Отечественной войны;
- дежурство по лагерю.
Конкурсно-игровые программы:
- концертные программы;
- библиотечные часы.
Спорт:
- ежедневная утренняя зарядка на свежем воздухе;
- спортивные праздники и соревнования.
Интеллектуальные игры, интеллектуальные викторины, занятия по интересам, подвижные игры на свежем воздухе.
Реализация целей и задач педагогического проекта «Путешествие в мире книг» МБОУ «Русановская ООШ» будет проходить в различных формах: библиотечные часы, викторины, инсценирование, праздники, спортивные соревнования, трудовые дела, концерты для детей и подростков. Основная идея всех мероприятий – практическая работа несовершеннолетних по приобретению навыков собственной деятельности. В ходе реализации данной программы каждый участник может проявить свои интеллектуальные, физические, духовные и творческие способности.
УЧЕТ ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Максимальное включение обучающихся в различные формы участия в делах и мероприятиях;
Соответствие пропагандируемых положений с практической жизнью детей и взрослых;
Участие детей во всех делах строго добровольное;
Сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные формы деятельности;
Систематическое информирование о результатах состязаний, об условиях участия в том или ином деле, организация различных видов стимулирования участников;
Многообразие предлагаемых форм деятельности (право выбора наиболее посильного участия в деле);
Возрастной подход к разработке занятий, состязаний, заданий.
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМАНДЫ
Формирование педагогической команды происходит исходя из условий работы педагогического коллектива малокомплектной школы. Каждый педагог МБОУ «Русановская ООШ» учитывает принципиальные положения педагогического обеспечения работы ЛДПД, принимает активное участие в организации и проведении всех дел и мероприятий, действует в интересах каждого ребенка. Педагог имеет право выбрать направления, раздел деятельности при проведении мероприятий, предложить другие формы работы с группами. Педагогическое сопровождение педагог осуществляет в разновозрастном коллективе учащихся.
Педагогическая команда:
Разрабатывает все коллективные дела, игры, конкурсы, продумывает каким образом максимально быстро включить детей в игровую ситуацию;
Продумывает систему стимулирования, учитывая возрастные особенности, индивидуальные и коллективные усилия участников;
Через работу творческих групп, мозговые атаки формирует деятельность детских коллективов, определяет правила игры, ритуалы награждения;
Систематически корректирует планирование относительно практического развития событий;
Продумывает систему анализа деятельности каждого педагога, педагогического коллектива.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Команда педагогов, директор школы, ответственный за организацию работы летней оздоровительной площадки, работники ДК, музея, медработник, обслуживающий персонал.
Место проведения (здание школы, спортивный зал, компьютерный класс, игровые комнаты, библиотеки, школьный двор, стадион, Дом Культуры (ДК), музей, игровая площадка).
Материально-техническое обеспечение: игровые комнаты для групп, подготовка площадок для проведения дел, материалы для оформления и творчества участников игры, видео- и фото- оборудование, спортивно-игровой инвентарь, призы, награды, канцтовары, и т.д.
Содержательное обеспечение (консультанты, специалисты, библиотечный фонд, Интернет, видео-, фотоматериалы, др.).
РЕЖИМ ДНЯ
9.00-9.30 – прием детей
Солнышко встает – пора!
С добрым утром, детвора!
9.30-10.00 – зарядка
Рассчитайся по порядку!
Все ребята – на зарядку!
10.00-10.20 – завтрак
Все за стол! Узнать пора,
Чем нас кормят повара!
10.20-11.20 – час труда
Где работают, там и густо,
А в ленивом доме пусто!
11.30-12.30 – занятия по интересам Не грустят в семействе нашем,
12.30-13.30 – спортивные мероприятия, Мы поем, рисуем, пляшем,
игры, отрядные дела Мастерить умеем, шить –
Все занятия хороши!
13.30-14.00 – обед
Но у всех, смешливых даже,
За столом серьезный вид.
За обедом видно сразу
Наш ребячий аппетит!
14.00-14.30 – подведение итогов дня, дежурство по лагерю, уход домой
ПЛАН РАБОТЫ
№ дня | Дата | Содержание | Ответственный |
1 день «Путешествие в мире книг» | 08.06. 2015 | Открытие оздоровительной площадки при МБОУ «Русановская ООШ», формирование групп, знакомство с режимом дня, планированием, проведение инструктажа по ТБ. Открытый интерактивный урок «Клёпа в мире книг» - знакомство с программой работы лагеря | Начальник лагеря Романовская В.А., руководители групп, директор школы Антипов В.В. |
2 день Библиотечный день. | 09.06. 2015 | «И сказок пушкинских страницы…» Викторина по сказкам А.С.Пушкина, «Юный иллюстратор» - конкурс рисунков к любимым произведениям А.С.Пушкина | Руководители групп |
3 день «У Лукоморья…» | 10.06. 2015 | Конкурс кроссвордистов и сочинителей по произведениям А.С.Пушкина. «Богатырские игрища». | Руководители групп |
4 день «Умники и умницы» | 11.06. 2015 | «Умники и умницы» - литературная игра по произведению А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» | Руководители групп |
5 день «Про детей и для детей» | 15.06. 2015 | Литературная эстафета. Встреча с героями детских книг: Томом Сойером, Гекельберри Финном, Тимуром. День Рекордов лагеря. | Руководители групп |
6 день «Про детей и для детей» | 16.06. 2015 | «Приключения с Незнайкой» - литературная игра по роману Н.Н.Носова «Незнайка на Луне». Конкурс фантастических проектов. | Руководители групп. |
7 день Библиотечный день | 17.06. 2015 | «Книги-юбиляры» - час интересных сообщений: 75 лет повести «Тимур и его команда» А.П.Гайдара, 60 лет поэме «Дядя Степа - милиционер» С.В.Михалкова. «День добрых дел». | Руководители групп |
8 день «Про детей и для детей» | 18.06. 2015 | «Герои книг – герои фильмов» - «фильмотека от Клёпы», просмотр художественных и мультфильмов. «Весёлые старты». | Руководители групп |
9 день «Про детей и для детей» | 19.06. 2015 | «Следопыты» - игра на местности, с элементами туризма. Велопробег. | Руководители групп |
10 день «И помнит мир спасенный!» | 22.06. 2015 | День памяти – митинг, посвященный годовщине начала Великой Отечественной войны. Акция «Мы помним тебя, Солдат!» - встреча с вдовами ветеранов Вов. Спортивные соревнования по пионерболу на первенство лагеря. | Романовская В.А., руководители групп |
11 день «Строки, опалённые войной» | 23.06. 2015 | Встреча с героями книг-юбиляров военной тематики «Василий Тёркин» А.Т.Твардовского, «Сын полка» В.П.Катаева, «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого. Первенство лагеря по футболу. | Руководители групп |
12 день Библиотечный день | 24.06. 2015 | «Праздник для читателя – юбилей писателя» - литературный час о писателях и поэтах – юбилярах (С.А.Есенин, М.А.Шолохов, П.П.Ершов, А.А.Блок, А.П.Чехов и др.). Первенство лагеря по настольному теннису и шашкам. | Руководители групп |
13 день «Строки, опалённые войной» | 25.06. 2015 | «Мы за мир на Земле» - конкурс рисунков, стихов, рассказов. Просмотр фильмов военной тематики. | Руководители групп |
14 день «Строки, опалённые войной» | 26.06. 2015 | Летняя Зарница – военно-спортивная игра. Изучение литературы и нормативно-правовой базы вступления норм ГТО с 01.09.2015 г. | Руководители групп |
15 день «Мы дети твои, Земля» | 29.06. 2015 | «Поэты и писатели - о природе». «Рассказы о животных» Б.С.Житкова, «Кладовая солнца» М.М.Пришвина | Руководители групп |
16 день «Мы дети твои, Земля» | 30.06. 2015 | Оформление «Зелёной газеты», буклетов. «Лесная тропа» - игра-ориентирование на местности | Руководители групп |
17 день Библиотечный день | 01.07. 2015 | «Летнее чтение – интересные путешествия и приключения» - заочное путешествие с литературными героями | Руководители групп |
18 день День творчества и талантов | 02.07. 2015 | Подведение итогов, вручение наград, подарков, концертная программа – Бал литературных героев. Конкурс «Мисс и Мистер лагеря». | Начальник лагеря, руководители групп, директор школы |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Летний отдых предполагает: обеспечение эмоциональной и психологической комфортности, двигательной активности, непосредственное общение с природой, расширение общего кругозора и овладение различными формами досуговой деятельности.
Реализация данной программы предполагает:
- обеспечить полезную занятость детей во время школьных каникул, привлечь детей к практической деятельности по формированию навыков работы, по созданию продукта собственной деятельности;
- позволит интересно и плодотворно общаться со сверстниками и с ребятами разных возрастов, с взрослыми,
- даст возможность познакомить детей с литературным наследием.
В процессе деятельности может произойти:
- познание учеником своих возможностей, самовоспитание и воспитание в коллективе,
- формирование положительного отношения к чтению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Афанасьев С.П. Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. – Кострома, РЦ НИТ «Эврика-М», 1999 г. – 112 с.
Афанасьев С.П. Коморин С.В. Что делать с детьми в загородном лагере. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2009 г.
Жиренко О.Е. Мир праздников, шоу, викторин. – М.: «5» за знания, 2008 г.
Игры детей мира. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Т.И.Линго. – Ярославль: «Академия развития», 1998 г. – 176 с.
Козак О.Н. Летние игры для больших и маленьких. СПб.: СОЮЗ, 1997 г. – 144 с.
Козак О.Н. Путешествие в страну игр. СПб.: СОЮЗ, 1997 г. – 112 с.
Лобачева С.И. Великородная В.А. Загородный летний лагерь. – М.: ВАКО, 2008 г.
Образцова Т.Н. Логические игры для детей. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», ООО «Этрол», ООО «Гамма Пресс 2000», 2005 г. – 192 с.
Поломис Карел. Дети на отдыхе. – М.: «Культура и традиции» - 1995 г. – 390 с.
Роткина Т.С., Курзова О.А., Нестеренко А.В. Уроки добра и милосердия. – О.: «Детство», 2007 г.
Соколова Н.В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях оздоровительного лагеря. – О.: «Детство», 2009 г.
Титов С.В. Здравствуй, лето! – Волгоград: «Учитель», 2007 г.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.: Новая школа, 2009 г.
Шмаков С.А. Каникулы: Прикладная «энциклопедия»: Учителю, воспитателю, вожатому. – М.: Новая школа, 1997 г. – 160 с.
http://klepa.ru/journals
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EB%B8%EF%E0
http://det-magazines.livejournal.com/43817.htm
11