Содержание
Пояснительная записка.
Цели и задачи организации работы лагеря
Содержание и формы реализации программы.
Схема управления программой.
Критерии эффективности программы.
Предполагаемые результаты программы.
План-сетка работы школьного лагеря.
Режим дня.
Законы лагеря.
Список литературы.
Пояснительная записка.
Создание программы "Радуга» обусловлено требованиями современной социально-психологической ситуацией, связанной с изменениями в общественно-политической жизни России.
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени учащихся, поэтому лето — это разрядка накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов личностно-значимых сферах деятельности, развлечения, игры, свобода в выборе занятий.
Целевые группы:
для разновозрастных групп детей из малообеспеченных семей, детей – сирот, детей из приёмных семей, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей северных территорий, детей с девиантным поведением (возраст 7 – 15 лет). Программа рассчитана на 30 детей.
Создание системы летнего отдыха и оздоровления детей осложнено процессами, идущими в обществе: ухудшение социально-экономического положения, все более активный распад семьи, криминализация жизни.
- В 2011-2012 учебном году в МБОУ ТСОШ обучалось 163 учащихся, из них 9 человека состояло на педагогическом учете,
Неблагополучных семей - 7
Многодетных семей - 61
Малообеспеченных семей -80
Опекаемых – 4
Неполных семей - 45
В условиях экономической, политической и социальной нестабильности (низкая заработная плата, безработица, факторы социального риска и т.д.) многие семьи оказываются в экстремальных условиях, время родителей уходит на добывание средств к существованию, дети не имеют возможности для полноценного отдыха. Подростки предоставлены сами себе. У этих ребят наблюдается заниженная самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности, замкнутость, внутренняя агрессия, недоверчивость.
Другим важнейшим фактором актуальности проблемы организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков является то, что с каждым годом в связи с прогрессирующим ухудшением окружающей среды уменьшается количество здоровых детей.
Вызывает тревогу ежегодный прирост процента детей с хронической патологией.
После напряженного учебного года все дети нуждаются в оздоровлении в летнее время, а дети "группы риска" и имеющие хроническую патологию - в дополнительном специализированном оздоровлении. Таким образом, следует выделить следующие проблемы в организации летнего отдыха и оздоровления детей:
-недостаточно продуманная организация системы оздоровления, направленной на повышение иммунных сил организма;
-недостаточная занятость детей различными видами деятельности в летний период времени; проблемы профилактики детской беспризорности и безнадзорности;
Исходя из важности вышеперечисленных проблем, возникла необходимость создания школьной программы летнего отдыха и оздоровления детей "Радуга".
Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Количество смен – 1 смена (июнь)
Место проведения – МБОУ ТСОШ
Продолжительность смены – 18 дней.
Общее число участников за смену – 30 человек.
Основной состав лагеря – это учащиеся начальной школы в возрасте от 7 до 14 лет, родители которых написали заявления. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей матерей-одиночек и имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 15 человек.
Цели и задачи организации работы лагеря.
Цель:
оздоровление детей и сплочение в единый дружный коллектив.
Создание в лагере атмосферы раскрепощенности, веселья и доброжелательности, способствующих раскрытию и развитию интеллектуального, физического, творческого потенциала детей.
Воспитание чувства коллективизма, дружбы и взаимопомощи.
Задачи:
Создание оптимальных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей во время летних каникул
Развитие познавательных интересов.
Развитие личности ребенка, раскрытие его способностей на основе реализации интересов и неудовлетворительных в школе духовных, интеллектуальных, двигательных потребностей.
Приобщение детей к разнообразному социальному опыту современной жизни, создание в лагере отношений сотрудничества, содружества и сотворчества
Способствовать сплочению детского коллектива, поддерживать чувство коллективизма и взаимопомощи.
Организация интересного, полноценного отдыха ребёнка.
Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого.
Формирование самостоятельности и ответственности за свою деятельность.
В лагере создаются условия для осуществления спортивно-оздоровительной работы, трудового воспитания, развития творческих способностей детей.
Коллектив лагеря самостоятельно определяет программу деятельности, распорядок дня.
В лагере действует орган самоуправления обучающихся.
Кадровое обеспечение
Приказом по учреждению назначаются начальник лагеря, воспитатели.
Начальник лагеря руководит его деятельностью, несёт ответственность за жизнь и здоровье детей, ведёт документацию.
Воспитатели осуществляют воспитательную деятельность по плану лагеря, проводят мероприятия, следят за соблюдением режима дня, правил безопасного поведения, правил пожарной безопасности.
Орган самоуправления представляет собой совет командиров отрядов, который совместно с воспитателями реализуют коллективные, творческие, оздоровительные мероприятия с детьми.
Охрана жизни и здоровья детей.
Начальник лагеря, воспитатели несут ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в лагере.
Педагогические сотрудники, работающие в лагере и дети должны строго соблюдать дисциплину, режим дня, план воспитательной работы, технику безопасности и правила пожарной безопасности.
Начальник лагеря проводит инструктаж по технике безопасности для сотрудников, а воспитатели - для детей под личную подпись инструктируемых.
В лагере действует план эвакуации на случай пожара или чрезвычайных ситуаций.
Содержание и формы реализации программы.
Современных детей объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других, им нужна забота, понимание и внимание взрослых.
Правильная организация деятельности детей в летний период является связующим звеном между школьной и социальной педагогикой, основанными на принципах гуманизма, толерантности, демократии и самодеятельности.
Программа рассчитана на период с 4 июня по 23 июня 2012 года. По продолжительности программа является краткосрочной (в течение лагерной смены). Реализация программы возможна с помощью обеспечения педагогическими кадрами, организации качественного питания и медицинской помощи.
Формирование духовно-нравственных и толерантных качеств является одним из основных направлений деятельности лагеря. Работа по патриотическому и гражданственному воспитанию ведётся в течение всей смены. В форме конкретной помощи проводится социальная работа. В течение смены педагогический коллектив организует следующие виды деятельности: праздники, конкурсы, викторины, спортивные соревнования и мероприятия.
Программа предполагает следующее:
разрядка и восстановление (отдых, восстановление физических и психологических сил, снятие напряженности, избавление от учебных программ)
развлечения и любимые занятия
саморазвитие и самореализация (развитие творческих и физических сил)
образовательная компенсация (получение знаний вне школьных программ)
Для оздоровления детей созданы следующие условия:
Спортивный зал;
Спортивные площадки
Физическое здоровье детей укрепляется следующими средствами:
Полноценное питание детей;
Витаминизация;
Гигиена приема пищи;
Режим дня;
Рациональная организация труда и отдыха;
Утренняя гимнастика на свежем воздухе;
Вынос основной деятельности в лагере на свежий воздух;
Оздоровительная работа при Торской участковой амбулатории:
Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
Чёткое представление целей и постановка задач.
Конкретное планирование деятельности.
Кадровое обеспечение программы.
Методическое обеспечение программы.
Педагогические условия.
Материально-техническое обеспечение.
Реализация программы проходит с помощью коммуникативных, творческих, развивающих и подвижных игр; организации коллективных творческих дел, выполнению заданий по рефлексии лагерных дел, физических коррекционных упражнений.
Методическое обеспечение.
Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
Должностные инструкции всех участников процесса.
Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Проведение ежедневных планёрок.
Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Педагогические условия.
Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
Организация различных видов деятельности.
Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
Создание ситуации успеха.
Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
Организация различных видов стимулирования.
Материально-техническое обеспечение.
Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
Материалы для оформления и творчества детей.
Наличие канцелярских принадлежностей.
Аудиоматериалы и видеотехника.
Призы и награды для стимулирования.
Критерии эффективности программы.
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Предполагаемые результаты программы.
Укрепление здоровья детей;
Воспитание у детей привычки к здоровому образу жизни;
Снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;
Увлеченность информационно-коммуникационной деятельностью;
Улучшение социально-психологического климата в лагере
Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.
Организация оздоровления детей в летних лагерях
План-сетка работы школьного лагеря.
Понедельник Медицинский осмотр. Знакомство с лагерем. Инструктаж по технике безопасности. Праздник, посвященный открытию лагеря.
Вторник. Конкурс рисунков на асфальте «Мы рисуем Мир». Подготовка отрядных уголков.
Среда. Спортивные соревнования между отрядами. Посещение школьной библиотеки.
Четверг. Литературная викторина (по жизни и творчеству А.С. Пушкина). Просмотр фильма.
Пятница. Конкурс стихов и песен «Нам нужен мир».
Суббота. Конкурс «Знаешь ли ты свой край?».
Понедельник. Конкурс «Азбука дорожного движения»
Просмотр фильма.
Вторник. Посещение компьютерного кабинета. Подвижные игры.
Среда. Час творчества. Викторина «Традиции и обычаи моего народа»
Четверг. Поездка на курорт Аршан
Пятница. Викторина «По стране литературных героев»
Суббота. Веселые старты.
Понедельник. Выставка поделок и рисунков.
Вторник. КВН «В здоровом теле – здоровый дух»
Среда. День песни. Конкурс на лучшего исполнителя современных песен на бурятском и русском языках.
Четверг. Конкурс «Эрудит»
Пятница. Подготовка к праздничному концерту. Просмотр фильма.
Суббота. Закрытие лагерной смены. Праздничный концерт. Дискотека.
Режим дня
1 9.45 – 10.00 . Прием детей. Солнышко встает – спать ребятам не дает.
2 10.00 – 10.15 Зарядка. Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку.
3 10.20 – 10.35 Завтрак. Каша, чай, кусочек сыра – вкусно, сытно и красиво.
4 10.40 – 10.55 Линейка. Горн зовет, пора-пора на линейку, детвора.
5 10.00 – 12.55 Работа по плану. Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы. Ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных. Лучше отряда нет места на свете – знают воспитатели. Знают все дети. И если ты час посвятишь сей отряду, будет всем весело, будут все рады. Кто-то любит танцевать, кто-то петь и рисовать, только бездельники час этот маются, а все ребята занимаются.
6 13.00 – 13.25 Обед. Нас столовая зовет, суп отличный и компот.
7 13.30 – 15.00 Культурно-массовые и спортивные мероприятия. Если не поленимся сейчас, будет вечер лучше всех у нас. Вместе с отрядом сил не жалей: пой, танцуй, играй веселей.
Законы лагеря.
Закон «Наше имя-отряд!» Отряд живет и работает по программе лагеря и режиму дня.
Закон «Здоровый образ жизни!» Береги свое здоровье.
Закон «Чистота и красота». Соблюдай личную гигиену, содержи личные вещи и полученное имущество лагеря в чистоте и порядке. Относись бережно к имуществу лагеря.
Закон «Уважение». Если хочешь, чтобы уважали тебя, относись с уважением к другим.
Закон «Территория». Без разрешения не покидай лагерь. Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.
Закон «Зелень». Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зеленым!
Закон «Правая рука». Если воспитатель поднимает правую руку – все замолкают.
Закон «Рука молчания». Если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить людям что-то очень нужное, поэтому каждому поднявшему руку – слово!
Закон «За свой отряд». Всегда и везде старайся стоять за честь отряда. Никогда не компрометируй его в глазах окружающих. Поскольку от каждого зависит, каков будет отряд, то приложи все силы для его улучшения.
Закон «00». Время дорого у нас: берегите каждый час.
Чтобы не опаздывать, изволь выполнять закон 00.
Закон «Распорядок дня». Никому в лагере нельзя нарушать распорядка (опаздывать на зарядку, общелагерные сборы)
Закон «Мотор». Долой скуку!
Закон «Выносливость». Будь вынослив.
Закон «Дружба». Один за всех и все за одного! а за друзей стой горой!
Закон «Творчество». Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!
Список литературы.
Артамонова Л.Е Летний лагерь. Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. – М.: ВАКО, 2006. – 288 с.
Афанасьев С.П., Коморин С.В. Что делать с детьми в загородном лагере. – М. 1998.
Гончарова Е.И., Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Школьный летний лагерь – М. ВАКО, 2004. - 192с.
Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 311с.
Лобачёва С.И. Великородная В.А. Загородный летний лагерь. – М.: ВАКО, 2006. – 208с.
Лобачёва С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере 1 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 208с.
Лобачева С.И. Жиренко О.Е. Справочник вожатого. – М.: ВАКО, 2007. – 192с.
Матвеева Е.М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. – М.: глобус, 2007. – 206с.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2008. – 288с.
Руденко В.И. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере: Сценарии и советы для вожатых. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 224с.
Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 176с.
Титов С.В. Здравствуй, лето! Волгоград, Учитель, 2001.
Чурина Л. Игры, конкурсы, задания. – М., АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 62с.
Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. День приятных сюрпризов. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 224 с.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.
Интернет ресурсы
Приложение
Схема управления программой
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Торская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор школы
__________________Янданова Т.П.
Программа
летнего оздоровительного лагеря «Радуга» с дневным пребыванием детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Возраст детей: 7-14 лет
Срок реализации: июнь 2012 г.
Программа составлена:
Яхоновой Н.Л.
с. Торы. 2012 г.