Информационная карта программы:
Полное наименование образовательного учреждения | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №2» |
Директор образовательного учреждения | Клюев Евгений Владимирович |
Почтовый адрес, телефон, факс, электронный адрес образовательного учреждения | Московская обл., г.Серпухов, у. Луначарского, д.31 т. 72-74-38 |
Название программы | Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Солнышко» - «Сказочная страна» |
Основания для разработки программы | - Закон РФ “Об образовании” - Конвенция о правах ребенка; -Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. - Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.4.969-00. - « Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха» Приказ МО РФ № 2688 от 13 июля 2001г; -Приказ директора школы «Об организации летнего отдыха учащихся»; -Федеральный закон от 24.07. 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; -Программа работы школы в каникулярное время. |
Условия реализации программы | 1.Лагерь организуется на базе МБОУ СОШ № 2 г .Серпухова. 2. Материально-технические средства: спортивная и игровая площадки, спортивный инвентарь, технические средства, игровые комнаты, медицинский кабинет. 2.Кадровые условия: - начальник лагеря; - воспитатели; - учитель физкультуры; - медицинский работник; - обслуживающий персонал. |
Охрана жизни и здоровья детей в лагере | Начальник и сотрудники пришкольного лагеря несут ответственность за полную безопасность жизни и здоровья детей в лагере; Сотрудники пришкольного лагеря допускаются к работе с детьми после специального инструктажа по охране жизни и здоровья детей и медицинского освидетельствования; Воспитатели проводят инструктаж по технике безопасности с детьми перед выполнением различных форм деятельности. |
Адресная направленность | Дети от 7 до 11 лет, в том числе: -из социально незащищённых категорий (малообеспеченные, многодетные, неполные семьи); -несовершеннолетние дети «группы особого внимания»; - количество детей - 105. |
Тип смены | Оздоровительный лагерь дневного пребывания «Солнышко» |
Особые информации и примечания | Выбор направлений работы летнего оздоровительного лагеря связан с реализацией воспитательной программы МБОУ СОШ №2: |
Срок реализации программы | С 1июля по 29 июля 2018 года |
Актуальность программы
В период длительных летних каникул не все дети имеют возможность полноценного отдыха.
Проведенный мониторинг «Где ты проводишь летние каникулы», показал, что большое количество обучающихся не имеют возможности выехать за пределы города, а значит расширить свой кругозор, приобрести новый жизненный опыт, получить полноценный отдых. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, они невольно могут попасть в группы риска.
Лагерь с дневным пребыванием позволяет снизить этот риск. Летний пришкольный лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, особенно когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях, т.е. летний отдых сегодня – это ещё и социальная защита, поэтому обязательным является вовлечение в лагерь детей-сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
В связи с возросшей потребностью родителей в занятости детей в летний период, на базе нашей школы ежегодно открывается оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей, так как правильно организованная деятельность, отдых, досуг, оздоровление способствуют духовному и физическому росту детей.
Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, духовно-нравственного воспитания, развития художественного, социального творчества.
За период существования летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания отработаны современные педагогические технологии, накопился методический опыт, создана воспитательная система.
Карта ресурсов программы
| Примечание | Источник финансирования и материальная база | Ответственные |
Кабинеты | Комнаты отдыха, игровая комната | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Спортивный зал | Занятия спортом, состязания | Материальная база школы | воспитатели |
Городской парк «им.О.Степанова» | Игры на воздухе, спортивные состязания, подвижные игры | | Воспитатели, администрация лагеря |
Школьный двор | Отрядные дела, линейка, игры-путешествия | Материальная база школы | Воспитатели, администрация лагеря |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей | Материальная база школы | Библиотекарь |
Коридор | Отрядные места, информационный центр, уголок здоровья, уголок отрядов | Материальная база школы | Воспитатели |
Школьная столовая | Завтрак, обед | | Начальник лагеря |
Комната гигиены | Туалеты, раздевалки | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Солнышко»
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами»
В. Сухомлинский.
Пояснительная записка.
Лето – это пора отдыха для детей, разрядка накопившейся за год напряжённости, однообразности и учебной рутинности. Лето даёт возможность восполнить израсходованные за учебный год силы, укрепить физическое и психическое здоровье, развить творческий потенциал. Правильная организация летнего отдыха - это путь к совершенствованию личностных способностей, время открытий и приключений, игры и труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное – самого себя. Именно это может дать оздоровительный летний лагерь «Солнышко» на базе МОУ «СОШ №2» г. Серпухова.
Здоровый образ жизни у школьников зависит от многих объективных и субъективных факторов экологического, социального, экономического, культурного характера, но в первую очередь от отношения школьников к здоровому образу жизни как одной из главных ценностей. Особенно острой стала проблема детского и подросткового здоровья. В таком возрасте формируются основные модели поведения взрослого человека. Именно в этом возрасте на уровне сознательного и бессознательного в психике ребенка формируется модель, образ будущей жизни, который должен строиться на ценностях жизни, здоровья, красоты, гармонии и зависит от многих факторов и условий семейного воспитания, образовательно-воспитательной среды. Эффективная работа по профилактике и коррекции здорового образа жизни в современных условиях невозможна без участия школы.
Летний отдых – это не только социальная защита, это и возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, радость общения, творческие открытия, оригинальные идеи. Все направления и виды деятельности работы летнего школьного лагеря – спортивно-оздоровительное, экологическое, социальное, трудовое, образовательное, кружковое, патриотическое, досуговое и художественно-эстетическое имеют познавательный характер.
Программа «Сказочная страна» представляет собой модель организации летней лагерной смены, новизна которой заключается в том, что каждый день ребёнка в лагере наполнен «сказочными» делами, праздниками и трудами, встречами со сказочными персонажами.
Программа «Сказочная страна» ориентирована на школьников 1-4 классов, в том числе детей группы риска.
Пришкольный лагерь – дополнительная возможность для решения задач в области профилактики, коррекции здорового образа жизни и духовно – нравственного воспитания, именно поэтому программа, базируется на следующих аспектах:
лагерь - это полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка;
организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года
в школьном оздоровительном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.
содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
одним из условий эффективности работы лагеря является использование воспитательного потенциала игры.
Все перечисленные аспекты гармонично сочетаются в программе.
Цель:
создать условия для организованного отдыха учащихся в летний период, и оздоровления их через игру, творчески активные дела.
Задачи:
развивать интерес к занятиям физической культуры и спорта;
прививать навыки здорового образа жизни, укреплять здоровье.
создавать атмосферу приключений, соревнований;
отслеживать взаимодействия детей, их творческий рост в течение смены;
закреплять в сознании школьников духовные, нравственные и культурные ценности;
формировать у детей бережное отношение ко всему живому, к природе, к ее ресурсам;
развивать навыки коммуникации, умение решать различные задачи совместно, конструктивными способами.
Лагерная смена проходит в форме игры - путешествия, основой которой станут сказки.
Если уж нам, взрослым, хочется верить в чудо и доставляет удовольствие знакомиться с новыми сказками, то, что же говорить о детях!
Во-первых, сказка более других произведений фольклора известна детям. Жизнеутверждающая идея сказок, их оптимизм, вызывают у детей ответные чувства. Удивительное сочетание правды и вымысла особенно нравится детям.
Сказки для ребенка составляют особый мир, который дети воспринимают активно.
Во-вторых, сказка является одной из первых сфер творчества, в которой ребенок утверждает свои способности к творчеству. Стремление, расположенность к творчеству является важнейшим условием и стимулом развития личности. Творчество есть привнесение в мир чего-то нового. Творческая личность успешнее адаптируется к изменяющимся требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способна к совершенствованию.
В-третьих, сказка помогает установить разного рода связи: «Я и другие», «Я и вещи», «Вещи подлинные и выдуманные». Прелесть сказок в том и заключается, что в одном и том же сказочном пространстве разные люди находят смыслы и значения, близкие и понятные им.
Сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Этого требует его внутренний мир. Перевоплощаясь в сказочных героев, в принцев, принцесс, в колдунов, фей, в птиц и животных, дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания.
Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.
Понимание и проживание через сказку содержания, свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют ребенку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психологические процессы, понять их смысл и важность каждого из них.
Таким образом, данная программа направлена на то, чтобы с помощью игры и сказки сделать отдых детей незабываемым, творческим, развивающим и оздоровительным.
Принципы программы:
1. Принцип креативности: Для развития творческой личности необходимы творческие условия, творческий наставник, команда единомышленников. Данная программа способствует созданию всего вышеперечисленного.
2. Принцип демократичности: Участие всех детей в программе развития своих творческих способностей.
3. Принцип дифференциации воспитания: Дифференциация в рамках летнего лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках одного дня;
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
4. Принцип творческой индивидуальности: Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
5. Принцип природосообразности: Воспитание у детей согласно их возрасту и полу ответственности за результаты собственного развития, за последствия своих действия и поступков.
6. Принцип гуманизации отношений: Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести каждого ребенка к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, как родителям, так и сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
7. Принцип индивидуально-личностной ориентации: Взрослый не навязывает формы и виды деятельности, а лишь направляет, создает условия для самостоятельного выбора каждого ребенка, помогает самореализоваться, самоутвердиться с учетом внутреннего развития каждой личности.
8. Принцип коллективности: Только общаясь и работая в коллективе, учить уважать близкого, стремясь понять и помочь ему, так можно воспитать качества социально-активной личности.
9. Принцип эффективности социального взаимодействия: Способствуя межличностному общению в отрядах и звеньях, включать каждого ребенка в социально значимую деятельность, тем самым позволять ему получить навык социальной адаптации и самореализации.
НАПРАВЛЕНИЯ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Тип программы комплексный краткосрочный и строится по основным направлениям:
ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Задачи физкультурно – оздоровительной работы:
охрана и укрепление здоровья школьников;
совершенствование их физического развития;
повышение сопротивляемости и защитных свойств организма;
улучшение физической и умственной работоспособности каждого ребенка;
воспитание у детей личной физической культуры;
формирование потребности в физическом совершенствовании;
воспитание привычки к здоровому образу жизни;
организация досуга детей с использованием разнообразных средств физической культуры.
Для реализации данных задач созданы следующие условия:
в здании школы оборудованы большой спортивный зал, шведская стенка, турники, перекладина;
на территории школы оборудована спортивная площадка.
недалеко от школы оборудован большой стадион, на котором расположено футбольное поле, беговые дорожки;
Физическое здоровье детей укрепляется такими средствами, как:
Принципы организации питания:
выполнение режима питания;
калорийность питания;
ежедневное соблюдение норм потребления продуктов;
гигиена приема пищи;
Воспитание потребности в здоровом образе жизни и формирование навыков безопасного поведения осуществляется по следующим направлениям:
санитарно-просветительская работа
регулярные информационные «Минутки здоровья»;
информационные стенды «Уголок здоровья», «Уголок безопасности»;
конкурс рисунков и плакатов о здоровом образе жизни.
Профилактические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций
и охране жизни детей в летний период
- Инструктажи для детей:
«Правила пожарной безопасности»,
«Правила поведения детей при прогулках и походах»,
«Правила при поездках в автотранспорте»,
«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий».
дата | Название мероприятия |
2.06.2016 г. | «Школа безопасных наук» (ПДД и ППБ) |
10.06.2016 г. | «Спички детям не игрушки» |
13.06.2016г. | «Школа светофорных наук» |
15.06.2016 г. | «Умей отвечать за свои поступки» |
17.06.2016г. | «Внимание! Дорога!» |
24.06.2016 г. | «Транспорт и безопасность» |
Основные принципы физического воспитания участников лагеря:
физическая нагрузка адекватная возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;
Формы организации физического воспитания:
физкультурные развлечения, подвижные игры, спортивные игры на свежем воздухе;
спортивные соревнования.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Задачи духовно-нравственного воспитания:
развитие творческой активности личности каждого ребенка;
создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;
посредством событий в сказке помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий;
создание ситуации успешности для каждого участника лагеря;
формирование у детей осознания нравственного и правового долга, чувства
ответственности за своё поведение;
формировать любовь и уважение к родной культуре, истории и традициям;
воспитывать активную гражданскую позицию;
воспитание сознательного отношения к труду, верности боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданности своей Отчизне;
формирование стремления к развитию художественных способностей и творческой деятельности;
обогащение эстетических знаний, совершенствование умений и навыков;
Для осуществления систематической работы по данному направлению в лагере работают следующие объединения:
«В гостях у сказки» | чтение, слушание, инсценирование сказок, просмотр кинофильмов, мультфильмов |
«В гостях у Марьи Искусницы» | мастер – классы, мастерские, декоративно-художественные конкурсы (рисунки на асфальте, рисунки по сказкам и т. д.); |
«Музыкальная шкатулка» | разучивание песен, попевок, мастер – классы, развлекательные игровые программы |
«В гостях Василисы Премудрой» | мероприятия по темам, выставки книг, проведение бесед, лекторий; посещение выставок, музеев |
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Основные формы работы:
Бытовой самообслуживающий труд;
Общественно значимый труд, (уборка прилегающей территории)
Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в уход за одеждой и обувью, уборку помещений от мусора и пыли, создания уюта.
Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.
Дети привлекаются к самообслуживанию в студиях, кружках, в которых они занимаются.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Задачи экологического воспитания:
формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней;
развитие представлений о самоценности природы;
формирование у детей ответственности за состояние природной среды;
выработка первых навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту;
привлечение детей к изучению и охране природы, улучшению экологической обстановки родного города и края;
формирование эстетического отношения у детей к окружающей среде и труду, как источнику радости и творчества;
формирование гуманного отношения к окружающему миру, воспитание чувства сострадания, милосердия ко всему живому.
Экологическое воспитание осуществляется такими средствами как:
тематические беседы;
общественно - полезный труд на пришкольном участке;
экологические игры-кругосветки;
познавательная информация в виде книжных выставок и библиотечных уроков;
выставки детского творчества по теме «Природа и фантазия».
Формы реализации экологического воспитания:
оценка экологической ситуации в родном городе;
оценка состояния школьной территории и того, что ее окружает;
систематическая работа по озеленению территории школы;
экологические игры;
экологические рейды, акции;
викторины, конкурсы;
ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Задачи досуговой деятельности:
Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.
Организовать деятельность творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Виды досуговой деятельности:
развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе.
отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Адресация программы.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста и реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей данной категории детей.
Механизм реализации программы.
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
1 этап – подготовительный
1. Анализ результатов деятельности за предыдущий год.
2. Изучение запросов обучающихся.
3. Подбор литературы по тематике смены.
4. Планирование смены.
5. Подбор кадров.
6. Разработка основных общелагерных дел, оформление лагеря.
2 этап – организационный
Организация жизнедеятельности лагеря через вовлечение участников программы в организацию самоуправления.
Формирование актива лагеря.
Оформление отрядных мест.
Экспресс-опрос, корректировка планов работы.
3 этап – основной
Участие детей и взрослых в КТД программы по подготовке и проведению отрядных и общелагерных дел.
Выходы на природу, проведение экскурсий.
Ежедневное проведение творческих мастерских, тренингов, спектаклей.
Проведение бесед по профилактике заболеваний и о здоровом образе жизни.
Отслеживание эмоционального, физического и психического состояния воспитанников.
4 этап – аналитический
Анализ работы, подведение итогов, обработка и оформление материалов смены.
Программа ориентирована на первичный временный детский коллектив.
Режим работы лагеря с 08.00 до 17.30.
Лагерный день начинается Богатырской разминкой и заканчивается «Временем впечатлений», где подводятся итоги дня и объявляются планы на следующий день;
Учитывая возрастные особенности младшего школьного возраста, лагерная деятельность организована в форме игры – путешествия.
Игра предполагает:
- большую двигательную активность;
- разнообразие видов деятельности;
- признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых;
- релаксационные занятия.
Дни смены делятся на семь частей, по количеству цветов радуги и встреч со сказочными героями.
Форма организации жизнедеятельности летнего
оздоровительного лагеря.
В практике работы лагеря:
праздники, согласно народному календарю;
«Минутки здоровья»;
Богатырские разминки
выставки детского творчества;
«В гостях у сказки»;
«Время волшебного помела»;
конкурсы, викторины, игровые программы;
экскурсии, поездки;
«В гостях у Василисы Премудрой» (познавательные часы)
Музыкальные шкатулки;
«В гостях у Марьи Искусницы»;
КТД;
акции, рейды.
Структура самоуправления
Детский орган самоуправления, который помогает осуществлять процесс координации деятельности на протяжении всего путешествия по сказке.
В лагере приоритетным является совместный поиск воспитателей и детей «на равных». Вместе с ребятами воспитатели придумывают, готовят, проводят отрядные и общелагерные мероприятия.
Сотрудничество взрослых и детей обеспечивает наличие принятых как педагогами, так и детьми определенных правил (норм) отношений, делегированием подростками реальных управленческих решений, созданием обстановки взаимной ответственности и взаимного доверия. Это не исключает взаимной требовательности, предъявляемой членами педагогического и детского коллектива друг другу.
Развитие и проявление самоуправления, прежде всего, связано с принятием детьми решений, например, при планировании, обсуждении проблем, вопросов жизнедеятельности в лагере. Важно помочь детям, не навязывая, принимать правильное решение, а иногда в скрытой форме подсказать наиболее целесообразное решение, С этой целью нами используются следующие способы проведения своих замыслов, идей через детей:
предварительная разъяснительная и подготовительная работа с лидерами, с которыми обсуждаются возможные варианты идей и замыслов;
выступление перед детьми человека (сверстника, старшего воспитанника, взрослого), который был участником или очевидцем важной для коллектива идеи, формы работы;
организация посещения, встречи с коллективом, где апробирована, реализуется необходимая и педагогически целесообразная идея;
создание проблемной ситуации, которая выводит детей на нужное решение, необходимую для коллектива идею;
выбор варианта, идеи, формы, средства из нескольких, предложенных и обоснованных педагогическим коллективом;
включение педагога «на равных» в работу творческих поисковых групп;
обобщение и интеграция педагогом идей, высказанных детьми, когда педагог ненавязчиво включает и свою идею в обобщенный вариант;
анализ дела, в ходе которого при соответствующих акцентах и специально поставленных вопросах дети выходят на нужную идею.
В связи с этим, значительно вырастает роль органов соуправления, направленных на создание условий для социализации подростков. Соуправление дает возможность ребятам планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов лагерной (сказочной) жизни, проводить разного рода мероприятия и дела, которые им интересны. Соуправление дает возможность ребятам попробовать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки. Закладывается фундамент социальной инициативы и потребность работы с человеком и для человека.
Поскольку в основе программы смены – сказка, то в основе органов соуправления, лежит еще и личностное развитие ребенка, посредством сказки. Таким образом, телесный и конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно-действенного и наглядно-образного постижения мира человеческих отношений. Понимание и переживание через сказку содержания, свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют ребенку распознать и обозначить собственные переживания, понять смысл и важность каждого из них.
Ребята, сотрудничая со сказочниками (воспитателями), учатся самостоятельно принимать решения, соответствовать социальным требованиям среды, переключаться (рефлексировать). В зависимости от ситуации, дети познают правила общения и приобретают новый социальный опыт. Таким образом, через сказку, в сознании ребенка формируется «банк жизненных ситуаций», в его «картотеке» содержатся самые разнообразные данные о мире и человеке. Например, о том:
как устроен этот мир, кто его создал;
что происходит с человеком в разные периоды жизни;
какие этапы проходят мужчина и женщина в процессе социализации;
какие трудности можно встретить в жизни;
как приобретать и ценить дружбу и любовь;
какими ценностями руководствоваться в жизни;
как бороться и прощать;
как себя вести, если…
Символическая «картотека» «банка жизненных ситуаций является основой для формирования, так называемого нравственного иммунитета.
Каждые три дня дети меняют роль согласно графику распределения поручений, таким образом, имея возможность попробовать себя в каждой роли.
Общее собрание лидеров советов собираются каждый день. Все свои решения озвучивают на общем сборе. По окончании дня – «Время впечатлений», где участники игры вносят свои предложения и пожелания, что дает возможность проанализировать деятельность лагеря, скорректировать дальнейшие действия.
В конце сезона дается полный отчет о работе.
Форма учета и контроля.
№ п/п | Мероприятие | Срок проведения | Ответственные |
1. | Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря. | май | Начальник лагеря |
2. | Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере. | 1 день смены | воспитатели |
3. | Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями (ведение Радужной летописи). | В течение смены | Начальник лагеря, воспитатели |
4. | Создание детьми мини – книги «Воспоминания о путешествии в сказочную страну» позволяющее выявить оправдание ожиданий. | Последний день смены | воспитатели |
5. | Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену. | В течение смены | воспитатели |
6. | Отзыв родителей о работе лагеря, Создание мини – книги «Хочется сказать…» | В конце смены | |
В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников.
В конце дня, перед уходом домой, ребенок, анализируя прожитый день, дает самооценку и оценку по методике «Дерево настроения».
В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Самое важное и значимое за день дети фиксируют в Радужной летописи.
«Радужная летопись» – это форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня.
Метод незаконченного предложения одна из форм контроля, так как итогом являются созданные детьми и родителями мини - книжки «Воспоминания о жизни в лагере…», «Я отправляю своего ребенка в лагерь…», « «Хочется сказать…».
Система самоуправления
Система стимулирования предусматривает совокупность внутренних и внешних стимулов, их сознательный отбор, модификацию и использование в воспитательном процессе с учетом индивидуальных психологических особенностей детей и конкретной ситуации в целях развития личности ребенка.
Дети, выполняя различные поручения, принимая участие в общелагерных делах, становятся обладателем определенного радужного цвета в зависимости от выполняемой роли.
Какими качествами характера должен обладать хранитель любого цвета радуги?
Радужным как сама радуга; веселым, радостным и добрым, общительным и находчивым, умным, сказочным; изобретательным и активным, чтобы успеть сделать за 3 дня как можно больше добра, смешным, отзывчивым, всем помогать, честным и любить всех людей; главное чтобы он стремился к свершению добрых дел и хотел что-то делать; фантазером.
Благодаря четко организованной системе распределения поручений у каждого ребенка есть возможность стать обладателем радужного цвета.
Ежедневно дети раскрашивают сектор или несколько секторов «Радуги достижений» (она у каждого своя), что говорит о достигнутых результатах ребёнка.
В конце смены подсчитывается количество закрашенных секторов. При подведении итогов, каждый участник игры – путешествия становится победителем в определенной номинации, получает диплом ((Приложение № 12) и памятный подарок.
Режим дня
8.00-8.30 | Утро. Солнышко встаёт – Спать ребятам не даёт (прием детей, перекличка, уборка территории) |
8.30-8.45 | Чтобы быть весь день в порядке, Нужно делать нам зарядку. |
8.45-9.00 | Горн зовёт, пора – пора На линейку, детвора. |
9.00-9.30 | Что ты ходишь такой грустный, Ждёт в столовой завтрак вкусный. |
9.30- 12.30 | После столовой поход, игротека Или другая, какая потеха, Может быть конкурс, а может игра - Станет сюрпризом для вас детвора. |
12.30-13.30 | Славься искусство кухни высокое, Желудков голодных надёжный оплот, Порция полная, миска глубокая Нас к торжеству насыщенья ведёт! (обед) |
13.30-15.30 | С делом справился отлично, Его ты выполнил прилично, А теперь поспать пора, Утомилась детвора (сон) |
15.30-16.00 | санитарный рейд (уборка спален, отрядных комнат, внешний вид детей) |
16.00-16.15 | полдник |
16.15-16.30 | отрядные линейки |
16.30-17.30 | отрядные мероприятия |
17.30 | Вам домой пора сейчас, Но лагерь завтра встретит вас. |
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Летний оздоровительный лагерь «Солнышко»
Устав лагеря «СОЛНЫШКО»
Педагоги обязаны:
Иметь свой план работы и следовать ему.
Организовывать активный, интеллектуально-эмоциональный и насыщенный отдых в течение дня.
Жить и творить вместе с членами отряда.
Предоставить каждому ребенку свободу выбора.
Уметь понимать себя и других.
Знать о местонахождении каждого ребенка в течение дня.
Быть искренними.
Помочь каждому ребенку, если ему трудно.
Верить в свой отряд.
Педагог имеет право:
Быть не руководителем, а товарищем.
Помогать членам отряда в реализации их идей.
Помнить, что воспитывают не только словом, но и делом и личным примером.
Чаще вспоминать, какими они были в детском возрасте.
Дети обязаны:
Неукоснительно соблюдать режим.
Бережно относиться к имуществу лагеря.
Принимать активное участие во всех мероприятиях.
Найти себе занятие по душе.
Быть полезным для других.
Верить в себя и свои силы.
Реализовывать все свои способности и таланты.
Не скучать.
Дети имеют право:
Иметь свою точку зрения и уметь её отстоять.
Разделить с педагогами ответственность за организацию жизни отряда.
Иметь время для занятий по интересам.
Обсуждать любые вопросы, связанные с жизнью отряда.
Фантазировать. Изобретать. Творить.
Законы и правила лагеря «Солнышко»
Закон хозяина.
«Солнышко» - наш дом, мы хозяева в нем.
Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от нас.
Закон точности.
Время дорого у нас, берегите каждый час.
Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.
Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.
Закон поднятых рук.
Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.
Каждый в ответе за то, что с ним происходит.
Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее.
Сначала подумай, потом действуй.
Не стесняйся спросить совета.
Верь в себя и свои силы.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Нормативно-правовые условия:
Закон «Об образовании РФ»
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
Устав школы. Положение о лагере дневного пребывания.
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Приказы отдела образования.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Акт приемки лагеря.
Заявления от родителей.
Планы работы.
План работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Солнышко»
МБОУ СОШ №2, 2016 г.
Дата | | Содержание | Ответственные |
01.06 | Открытие лагеря. Приглашение в Сказочную страну | 1.Линейка. Парад сказочных героев. 2.Тренировочная эвакуация 3Время волшебного зазеркалья: «Опасности в Сказочной стране», ( инструктаж по ТБО и ПДД) 4. Парк им. О.Степанова праздник «День защиты детей» 5.Медосмотр детей 6.Время волшебного помела. 7. Итоги дня – «Время впечатлений» | Начальник лагеря, Зам.директора по безопасности, старшая вожатая, воспитатели, медработник |
02.06 | Организационный период. | 1.Сбор детей. 2. «Рождение отрядов» 3. Беседа « Школа безопасных наук». (профилактика ДТТ). 4.Подготовка к открытию лагеря 5.Подвижные игры на свежем воздухе. 6.Беседа «Правила безопасности в лесу: клещевой энцефалит, болезнь Лайма». 7.Время волшебного помела 8. Итоги дня – «Время впечатлений». | Старшая вожатая, воспитатели |
03.06 | | 1.Богатырская разминка (зарядка, разучивание русской народной игры) 2.Минутка здоровья «Мой вес и рост». 3. Открытие лагеря «Приглашение в сказочную страну». 4.Подвижные игры на свежем воздухе. 5.»Красный, желтый, зеленый»-конкурс рисунков. 6.Время волшебного помела 7. Итоги дня – «Время впечатлений». | Старшая вожатая, воспитатели |
06.06 | Пушкинский день России | 1. Богатырская разминка (зарядка, разучивание русской народной игры) 2.Минутка здоровья « Как ухаживать за зубами». 3. КВН «У Лукоморья». 4. В гостях у сказки «Сказка о золотом петушке». 5. Конкурс рисунков «А.С. Пушкин глазами детей». 6 Время волшебного помела. 7. Итоги дня – «Время впечатлений». | Старшая вожатая, воспитатели, библиотекарь |
07.06 | Основной период. Встреча со сказительницей | 1.Богатырская разминка (зарядка, разучивание русской народной игры) 2. Познавательный час «Семь особенных мест русской избы». 3. Творческая мастерская «В гостях у Марьи Искусницы». 4. Минутка «Азбука дорожной безопасности». 5.Время волшебного помела 6. Итоги дня – «Время впечатлений». | Старшая вожатая, воспитатели |
| Первая встреча с Аленушкой и братцем Иванушкой | 1. Богатырская разминка (зарядка, разучивание русской народной игры) 2.Минутка здоровья «Учимся одеваться по погоде». 3 Игровая программа: «Посвящение в богатыри и красны девицы ». 4. В гостях у сказки 5. Музыкальная шкатулка 6. Занятие по ОБЖ: правила поведения на воде, в транспорте, общественных местах. 7.Время волшебного помела 8. Итоги дня – «Время впечатлений». | Старшая вожатая, воспитатели |
08.06 | Вторая встреча с Варварой красой длинной косой | 1. Богатырская разминка (зарядка, разучивание русской народной игры) 3.Творческая мастерская «В гостях у Марьи Искусницы» 4. Сильные, смелые, умелые 5.Творческая мастерская «Чудо своими руками». 6. В гостях у сказки «Сказка о Варваре-красе, длинной косе». 7. Время волшебного помела. 8. Итоги дня – «Время впечатлений». | Старшая вожатая, воспитатели |
09.06 | | 1. Богатырская разминка (зарядка, разучивание русской народной игры) 3. Беседа «Уроки осторожности Тётушки Совы». 4. Просмотр обучающего фильма по ПДД «Это надо знать всем» 5. Подвижные игры на свежем воздухе. 6. Музыкальная шкатулка 7. Время волшебного помела 8. Итоги дня – «Время впечатлений». | Старшая вожатая, воспитатели |
10.06 | Третья встреча со Старичком - лесовичком | 1. Богатырская разминка (зарядка, разучивание русской народной игры) 2. Минутка здоровья «Лекарственные растения». 3.Творческая мастерская «В гостях у Марьи Искусницы»: Царство Старичка – лесовичка» 4. Кругосветка: «Войди в природу другом»; 5. Акция «Чистота Сказочной страны» 6.Итоги дня – «Время впечатлений». | Старшая вожатая, воспитатели |
14.06 | | | |
15.06 | День Руси. «День Независимости» | 1. Богатырская разминка (зарядка, разучивание русской народной игры) 2. Минутка здоровья «Чистота – залог здоровья». 3.«Гой, ты, Русь моя родная!» - конкурс стихотворений. 4. Творческая мастерская «В гостях у Марьи Искусницы»: поздравительная открытка. 5. Игры «Нам вместе весело». 6. Конкурс рисунков на асфальте «Моя Россия!» 7.Время волшебного помела 8. Итоги дня – «Время впечатлений». | Старшая вожатая, воспитатели |
16.06 | | 1. Богатырская разминка (зарядка, разучивание русской народной игры) 2. Минутка здоровья «Путешествие в страну Витаминию». 3. Викторина «Наш друг светофор» 4. Кругосветка: «Войди в природу другом 5. Музыкальная шкатулка 6. Подвижные игры на свежем воздухе. 7.Время волшебного помела. 8. Итоги дня – «Время впечатлений». | Старшая вожатая, воспитатели |
17.06 | Четвертая встреча с Емелей | 1. Богатырская разминка (зарядка, разучивание русской народной игры) 2. Минутка здоровья «Берегите глаза» 3. Кругосветка «Емеля учит правила дорожного движения» 4. В гостях у сказки: «По щучьему велению». 5. Время волшебного помела. 6. Итоги дня – «Время впечатлений». | Старшая вожатая, воспитатели |
20.06 | | 1. Богатырская разминка (зарядка, разучивание русской народной игры) 2. Творческая мастерская «В гостях у Марьи Искусницы»: Макет русской печки 3. В гостях у Василисы Премудрой: «Печки – лавочки» 4.Конкурс на лучшую печь (работу выполняют дома) 4.Время волшебного помела. 5. Итоги дня – «Время впечатлений». | Старшая вожатая, воспитатели |
21.06 | День Памяти. | 1. Богатырская разминка (зарядка, разучивание русской народной игры) 3. Митинг, посвящённый Дню Памяти. 4. Конкурс стихов. 5. Творческая мастерская «В гостях у Марьи Искусницы», «Где живет Лиса Патрикеевна?» 6. Время волшебного помела. 7. Итоги дня – «Время впечатлений». | Начальник лагеря, старшая вожатая, воспитатели |
22.06 | | 1. Богатырская разминка (зарядка, разучивание русской народной игры) 2. Минутка здоровья «Как поднять настроение?» 3. Литературно-музыкальное мероприятие «И началась война» 4. Музыкальная шкатулка 5. Время волшебного помела. 6. Итоги дня – «Время впечатлений». | Старшая вожатая, воспитатели |
23.06 | | 1. Богатырская разминка (зарядка, разучивание русской народной игры) 2. Творческая мастерская «В гостях у Марьи Искусницы»: 3. Волшебная страна сказок. 4. Время волшебного помела. 5. Итоги дня – «Время впечатлений». | Старшая вожатая, воспитатели |
24.06 | Пятая встреча (с Царевной – лягушкой) | 1. Богатырская разминка (зарядка, разучивание русской народной игры) 2. Рисунки на асфальте «Внимание! Дорога!» 3. В гостях у сказки: «Царевна - лягушки» 4. Музыкальная шкатулка 5. В гостях у сказки: Инсценирование сказки 6. Время волшебного помела. 7. Итоги дня – «Время впечатлений». | Старшая вожатая, воспитатели |
27.06 | Шестая встреча c Лисой Патрикеевной | 1. Богатырская разминка (зарядка, разучивание русской народной игры) 2. Минутка здоровья «Что такое закаливание» 3. В гостях у сказки «Лиса Патрикеевна» «Подарок своими руками» 4. Праздник народной игры «Да, здравствует игра!» 5. Время волшебного помела 6. Итоги дня – «Время впечатлений». | Старшая вожатая, воспитатели |
28.06 | | 1. Богатырская разминка (зарядка, разучивание русской народной игры) 2. Минутка здоровья «Твой режим дня на каникулах». 4. Конкурс поделок «Безопасность своими руками» 3. Праздничная программа «Сказочная страна» 4. Напиши мне письмо о путешествии в Сказочную страну 5. Итоги смены – «Время впечатлений». | Старшая вожатая, воспитатели |
29.06 | Седьмая встреча с Царем Горохом | 1. Богатырская разминка (зарядка, разучивание русской народной игры) 2. Минутка здоровья «Чистота – залог здоровья». 3. Музыкальная шкатулка 4.Творческая мастерская «В гостях у Марьи Искусницы». 5. Подвижные игры на свежем воздухе. 6. Время волшебного помела. 7. Итоги дня – «Время впечатлений». | Старшая вожатая, воспитатели |
30.06 | День – закрытия лагерной смены | Богатырская разминка. 3. Праздничная программа «Сказочная страна» 4. Напиши мне письмо о путешествии в Сказочную страну 5. Итоги смены – «Время впечатлений». | Начальник лагеря, старшая вожатая, воспитатели |
Ожидаемые результаты реализации программы:
укрепление здоровья детей;
получение детьми новых знаний и умений;
духовно-нравственный рост всех участников смены;
понимание и принятие детьми национального и культурного своеобразия нашей Родины;
продолжение ознакомления с традиционными русскими праздниками;
приобретение опыта продуктивной работы, навыков самоуправления, раскрытие лидерских качеств;
создание и закрепление у детей ситуации успеха через особую систему стимулирования деятельности;
расширение кругозора и проявление творческих способностей;
расширение социального и коммуникативного опыта;
уменьшение детской безнадзорности и правонарушений в летний период;
создание методического банка апробированных тематических программ.
Используемая литература.
Буданова Г.П. Организация детского отдыха детей. М., 1995.
Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. П., 1988.
Заморев, С. И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы. – СПб., 2002.
Матвеева Е.М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. – М.: глобус, 2007.
Пакилева Н.П., Кузнецова Л.В., Коржова Н.Б., Павлова Л.Н. Решаем и планируем вместе: Методическое пособие в помощь организаторам летнего отдыха. – М.: НИИ семья, 1998
Производственно-практическое издание Играем в сказку…Технология погружения в игровую модель «Сказка…»(из опыта работы педагогического коллектива ДОЛ «Электрон»)
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.
Шмаков С.А., Безродова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр. М.; Новая школа. 1993.
Шмаков С.А. Ее величество— игра. М., 1992.
Шуркова Н.Е., ПитюковВ.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.
Организация летнего отдыха детей и подростков. М., 1997.
Интернет – ресурсы:
http://www.gid495.ru/index.php?m=16&sm=0
http://www.myshkin.ru/frameset.htm
23