МБОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа»
Программа летнего оздоровительного лагеря: «Остров талантов»
Направление: художественное, туристко-краеведческое.
с. Ильинка
Пояснительная записка
Направленность программы «Остров талантов» художественная, туристко-краеведческая. По типу социально – педагогическая. По уровню освоения программа является общеразвивающей и личностно-ориентированной. Программа «Остров талантов» разработана в соответствии с требованиями нормативной базы дополнительного образования детей в Российской Федерации (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам», Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, где подчёркивается, что ФГОС направлен на обеспечения формирования российской гражданской идентичности обучающихся, духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья.
Воспитание гражданина – самая острая проблема не только нашей школы, но и всего современного общества, государства. Перед педагогами стоит задача, направленная на формирование личности, способной к самообразованию и самореализации. Но нельзя говорить об успешном решении этой задачи, если наш воспитанник не будет обладать основами гражданской компетенции, неотъемлемой частью которой является чувства патриотизма, любовь к искусству, Родине и её истории. Программа обладает большим образовательным потенциалом и создает условия для патриотического, духовного, интеллектуального, творческого, физического развития личности.
Новизна программы
В целях привлечения внимания наших сельчан к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности все театрализованные постановки и мероприятия будут связаны с экологической темой с привлечением жителей села. Будет проведён экологический квест (игра-путешествие) с детьми и родителями. В селе дети проведут акцию «Чистый двор».
В процессе реализации программы будет собран материал и написаны проекты: «Театры родного края», «Талантливые сельчане». Подготовлены театрализованные постановки с привлечением родителей, для выступления в домах культуры с. Ильинка, д.Лопатка, д.Новая Кузурба. Организованы и проведены конкурсы среди жителей села: «Мама, папа, я- читающая семья», «Люблю поэзию», «Звёздный час». Участники программы реализуют мини –проект: «Природный уголок», где оформят клумбу и посадят цветы на школьной площадке. Организуют выставку «Умельцы нашего села».
Актуальность программы «Остров талантов» заключается в изменении отношения к жизни, обеспечении соответствующего воспитания и образования нового поколения. В ходе реализации программы формируется личность, способная к самообразованию и самореализации. Привлекается внимание сельчан к решению экологических проблем. Программа разработана с учётом запросов родителей и интересов детей. Сегодня как никогда актуален вопрос о необходимости сочетания отдыха, краеведения, экологии, трудовой и творческой деятельности, что способствует формированию у ребенка представлений о взаимодействии человека и окружающей среды, навыков здорового образа жизни, любви к искусству и родному краю.
Особенностью Программы является комплексный подход в решении проблем организации оздоровления и отдыха различных социальных групп.
Используются новые образовательные технологии. В реализации программы принимают участие родители. Данная программа обладает рядом преимуществ:
- сочетание оздоровительной и образовательной функции свободного времени;
- практическая и социальная направленность;
- использование краеведческой деятельности как эффективного средства воспитания школьников;
- приобщение детей к активным формам организации отдыха, досуга и реализации проектов;
- привлечение различных источников финансирования;
- разнообразие активных и свободных форм организации деятельности;
- совпадение интересов детей и взрослых;
- доступность.
Программа позволяет включить в себя достаточно большой диапазон разных областей:
литература, краеведение, искусство, география, история, ОБЖ, физическая культура.
В программе особое значение уделяется профилактике противопожарной охраны, ПДД, проектно-исследовательской деятельности, в процессе которой у детей формируются УУД.
При разработке программы авторы ориентировались на образовательные цели и педагогическую целесообразность, сущность которых – создание наиболее благоприятных условий, обеспечивающих развитие школьников в соответствии с возрастными особенностями, склонностями и предпочтениями, позволяющими успешно жить в быстро меняющимся мире.
Данная программа рассчитана на детей 8-10 лет охватывающая различные категории участников:
- дети;
- дети «группы риска»;
- учителя;
- родители;
Цель программы: организация летнего отдыха для оздоровления детей через туристко- краеведческую, художественную деятельность.
Задачи:
-способствовать формированию и развитию чувств патриотизма, любви к искусству, своей Родине;
- расширить знания и заинтересовать обучающихся искусством через создание проектов «Театры нашего края!», «Талантливые сельчане» и проведение различных конкурсов;
-профилактика детских правонарушений через формирование поведенческих навыков, соответствующих здоровому образу жизни;
-получить знания, необходимые для обеспечения безопасного проведения туристического мероприятия в условиях природной среды и привитие интереса к туризму;
-развивать физические качества и укреплять здоровье.
-приобщать детей к трудовой деятельности через мини-проект: «Природный уголок»;
-способствовать развитию коммуникативной компетенции, через подготовку театрализованных постановок и выступление в домах культуры с. Ильинка, д.Лопатка, д. Новая Кузурба;
- раскрыть творческие способности через конкурсы среди жителей села: «Мама, папа, я- читающая семья», «Люблю поэзию», «Звёздный час».
-организовать выставку «Умельцы нашего села» и расширить знания о талантливых сельчанах;
-формировать умение к самообразованию и самореализации;
- заинтересовать и вовлечь жителей села к решению экологических проблем, через экологический квест;
-сплотить детей и родителей;
-повысить активную гражданскую позицию, через акцию «Чистый двор».
Ожидаемые результаты:
1.Исследование родного края через виртуальные экскурсии по городу Красноярск и написание проекта «Театры нашего края».
2. Написание проекта «Талантливые сельчане.
3. Пополнится фонд школьной библиотеки работами учащихся по краеведению.
4. Профилактика детских правонарушений.
5. Получат знания, необходимые для обеспечения безопасного проведения туристического мероприятия в условиях природной среды, представления результатов проектов.
6. Повысится коммуникативная компетенция, через выступление в домах культуры с. Ильинка, д.Новая Кузурба, д.Лопатка, участие в конкурсах, акциях.
7. Организуется выставка «Умельцы села» и расширятся знания о талантливых сельчанах.
8. Заинтересовали и вовлекли население к решению экологических проблем, через экологический квест.
9.Дети приобщатся к трудовой деятельности, через реализацию мини-проекта: «Природный уголок» (клумба с цветами).
10.Раскроются творческие способности не только у обучающихся, но и у жителей села через конкурсы: «Мама, папа, я- читающая семья», «Люблю поэзию», «Звёздный час».
11. Сплотятся родители и дети общим делом.
12.Повысится активная гражданская позиция, через проведение акции «Чистый двор».
Способы определения результативности. Диагностика успешности овладения учащимися содержания программы:
- Педагогическое наблюдение.
- Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, выполнение диагностических заданий, участие воспитанников в мероприятиях (оформление материалов, проведение выставок, презентаций, проектов, участие в конкурсах), решение задач поискового характера, активности учащихся на занятиях.
- проявление самостоятельности, инициативы, ответственности, уважения к друг другу, самооценка;
- Мониторинг:
Педагогический: контрольные задания и тесты, отзывы.
Образовательной деятельности детей:
-самооценка воспитанника, оформление фотоотчётов;
- развитие у учащихся организаторских способностей и лидерских качеств;
- снижение числа правонарушений, профилактика детей группы риска;
- овладения туристко- краеведческими навыками
Кадровое обеспечение:
В реализации Программы участвуют:
С.Л. Савинкина, учитель начальных классов, высшая категория.
Л.К Сецко, учитель начальных классов, высшая категория.
Н.А. Попова, учитель физической культуры, первая категория.
Г.В. Посконная, библиотекарь МБОУ «Ильинская СОШ».
Г.И. Лысенко, фельдшер Ильинского ФАПа.
Н.А Бокарева, учитель географии, первая категория
Л.А Евдулова, учитель начальных классов, первая категория.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов |
1 | Открытие летнего оздоровительного лагеря | 1 |
2 | Оформление отрядных уголков | 1 |
3 | История возникновения театров. Инсценирование экологических сказок. | 1 |
4 | «Красноярский кукольный театр». | 1 |
5 | «Красноярский театр юного зрителя» | 1 |
6 | «Красноярский театр музыкальной комедии» | 1 |
7 | «Мир в опасности» | 2 |
8 | «Дети и театр» | 2 |
9 | Конкурс художественного чтения «Берегите планету». | 1 |
10 | Презентация «Проблемы экологии». Выступление агитбригады. | 2 |
11 | Конкурс рисунков к экологическим мероприятиям | 1 |
12 | Творческая мастерская (Изготовление реквизитов к концерту) | 8 |
13 | Театральные постановки экспромтом. | 4 |
14 | Подвижные экологические игры на свежем воздухе | 6 |
15 | Работа с туристическим снаряжением и компасом Ориентирование на местности (по горизонту и по азимуту). Действия в случаи потери ориентировки. Инструктаж По Т.Б. Разработка маршрутов для игры «Найди клад» | 4 |
16 | Музыкальный калейдоскоп | 4 |
17 | Страна безопасности. | 2 |
18 | Мы против пожаров. Мои действия во время пожаров. | 1 |
19 | Мини проект: «Природный уголок» Посадка цветов и уход за клумбами | 4 |
20 | Конкурс летних нарядов. | 1 |
21 | Конкурс танцевальных постановок | 4 |
22 | Весёлое караоке | 3 |
23 | Стихотворения в изобразительном искусстве | 2 |
24 | Конкурс «Мама, папа, я- читающая семья!» | 1 |
25 | Конкурс «Люблю поэзию» | 1 |
26 | Конкурс «Звёздный час» | 2 |
27 | Игра-путешествие экологический квест «День леса» | 2 |
28 | Просмотр видео материалов связанных с экологией | 2 |
29 | Весёлые старты. Спортивные состязания | 4 |
30 | Интеллектуально-развлекательная игра. | 5 |
31 | ИЗО студия | 7 |
32 | Акция «Чистый двор». Изготовление и распространение листовок. | 3 |
33 | Закрытие летнего лагеря. Концерт | 4 |
Содержание учебного курса:
Программа будет реализовываться по 5 блокам, которые будут называться островами:
- I остров «Спортивный»
- II остров «Творческий»
- III остров «Трудовой»
- IV остров «Профилактический»
-V остров «Экологический»
Остров «Спортивный»
Весёлые старты. Спортивные достижения. Подвижные экологические игры на свежем воздухе. Ежедневно проводим зарядку.
Остров «Творческий»
Оформление отрядных уголков. История возникновения театров. Разновидность театров Красноярска. Театр и дети. Конкурс художественного чтения. Творческая мастерская (изготовление костюмов и реквизитов для концерта). Театральные постановки экспромтом. Музыкальный калейдоскоп (Угадай песню, музыкальные развлечения и игры). Конкурс летних нарядов. Конкурс танцевальных постановок (подбери движение и станцуй). Весёлое караоке. Стихотворения в изобразительном искусстве. Конкурс «Мама, папа, я- читающая семья!». Конкурс «Люблю поэзию». Конкурс «Звёздный час». ИЗО студия (аппликация, поделки, т.д). Интеллектуально-развлекательная игра.
Остров «Экологический»
Мероприятие «Мир в опасности». Презентация по теме: «Проблемы экологии». Подготовка и выступление агитбригады. Конкурс рисунков к экологическим мероприятиям. Игра-путешествие экологический квест «День леса». Просмотр видео материалов связанных с экологией. Инсценирование экологических сказок. Мероприятие «Берегите планету». Акция «Чистый двор».
Остров «Трудовой»
Мини проект: «Природный уголок». Посадка цветов и уход за клумбами.
Ежедневно следим за чистотой школьной площадки.
Остров «Профилактический»
Страна безопасности. Работа с туристическим снаряжением и компасом. Ориентирование на местности (по горизонту и азимуту). Действия в случаи потери ориентировки. Инструктаж по Т.Б. Разработка маршрутов для игры «Найди клад».
Мы против пожаров. Мои действия во время пожаров.
Методическое обеспечение:
1.Наличие нормативно – правовой базы
2. Должностные инструкции для участников Программы
3. Проведение организационного совещания, ежедневных планёрок
4. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов
Учебно – методическая литература
1.История Красноярского края. Красноярск, 1998
2.Электронные ресурсы
3.«Летний отдых детей». Е. А.Ляшенко, Волгоград, 2002г.
4.«Интеллектаально-развлекательные игры» С.А Москаленко,Волгоград 2005 г.
5.«Экологические игры с детьми начальной школы» О.Н.Веселкова, Волгоград, 2000г.
13