Министерство образования и науки РБ
Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Улан-Удэ
СОГЛАСОВАНО Руководитель МО учителей начальных классов ______________ Е.Б. Молчанова Протокол заседания МО № 1 от «30» 08 2022 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________О .И. Жамьянова от «30» 08 2022 г. | УТВЕРЖДАЮ приказ № 140-од от «01» 09 2022 г. |
.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
этнокультурной направленности
«РАДУГА»
Возраст учащихся: 7-11 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Молчанова Елена Борисовна,
учитель начальных классов
г. Улан – Удэ, 2022
Паспорт программы
1. | Полное название программы | Программа летнего лагеря с дневным пребыванием в МАОУ «СОШ №37» «Радуга» (для детей в возрасте 7-11 лет) |
2. | Нормативно-правовое обеспечение | Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»; Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189; «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» СанПиН 2.4.4.2599-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 апреля 2010 г. № 25; |
3. | Цель программы | Цель программы «Радуга»: создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга детей во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей в рамках знакомства, приобщения детей к этнокультурному наследию народов своего края и страны. |
4. | Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников) | Учащиеся МАОУ «СОШ №37» в возрасте от 7 до 11 лет; 1 смена –105 человек |
5. | Сроки реализации программы | 1 смена (21день) |
6. | Направление деятельности, направленность программы | - Этнокультурная деятельность. - Духовно-нравственная деятельность. - Патриотическая деятельность. - Спортивно – оздоровительная деятельность. - Познавательно – творческая деятельность. - Профилактическая деятельность. |
7. | Краткое содержание программы | Данная программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей. Большое внимание будет уделено группе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В нашем краю и стране живут малые народы со своей культурой, историей, со своими ремёслами. Они умеют пасти животных, ловить рыбу, шить красивую одежду и украшать её самобытными узорами, делать сувениры. Они умеют выживать в суровых условиях. Они – хранители знаний и умений своих далёких предков. Но цивилизация развивается очень быстро, вырастают города и посёлки. Самобытной культуре малых народов грозит исчезновение. Чтобы этого не произошло, мы с вами тоже должны стать Хранителями культуры, истории, природы своего края и страны. |
8. | Ожидаемый результат | 1. Повышение мотивации к изучению этнокультурного наследия народов своего края и страны, уважение традиций, обычаев, обрядов; 2. Укрепление здоровья детей, привитие основ здорового образа жизни для долголетия; 3. Формирование у детей навыков общения и толерантности; 4. Развитие творческих способностей у детей; 5. Формирование умений, навыков, приобретение опыта адекватного поведения в различных ситуациях; 6. Получение детьми дополнительных знаний о природе, жизни, окружающем мире. |
9. | Почтовый адрес организации | 670018 Республика Бурятия, г. Улан - Удэ, Аэропорт 3, МАОУ «СОШ № 37» г. Улан-Удэ |
10. | ФИО руководителя организации | Хамеруева Марина Владимировна |
Перечень организаторов программы
В целях соблюдения санитарно – эпидемологических норм по предотвращению распространения короновирусной инфекции при организации детского отдыха в лагере дневного пребывания, будут организованы мероприятия по отрядам (или на открытом воздухе с учётом разобщения отрядов).
Обоснование программы
Лето – это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим. Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга детей и подростков, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.
Деятельность лагеря этнокультурной направленности имеет неоценимое значение. Мы живём в удивительном регионе и стране. А много ли мы знаем о них? Что мы можем рассказать тем, кто никогда здесь не бывал? Что мы можем показать гостям?
В нашем краю и в стране живут малые народы со своей культурой, историей, со своими ремёслами. Они умеют пасти животных, ловить рыбу, шить красивую одежду и украшать её самобытными узорами, делать сувениры. Они умеют выживать в суровых условиях. Они – хранители знаний и умений своих далёких предков. Но цивилизация развивается очень быстро, вырастают города и посёлки, самобытной культуре малых народов грозит исчезновение.
Чтобы этого не произошло, участники смены должны стать Хранителями. Для этого мы должны пройти несколько этапов: познакомиться с историей малых народов, живущих в нашем краю и в стране. Познакомимся с мифами и легендами. Научимся делать национальные сувениры. Освоим национальные виды спорта. Выучим песни и танцы. Станем ближе к малоэтническим народам. Нас ждут интересные испытания: конкурсы, квесты, соревнования, мастер-классы, поиски кладов, походы. Мы станем настоящими Хранителями культуры, истории, природы!
Год культурного наследия в стране, год здоровья и долголетия в городе Улан - Удэ подтолкнули нас к идее проведения смены в нашем оздоровительном лагере, которая получила название «Радуга».
Таким образом, мероприятия, включённые в программу, с самых первых дней пребывания в лагере позволяют помочь детям как можно более зримо представить себя в роли гражданина своей Родины, вызвать у них осознанную потребность с максимальной пользой провести каждый из 21 дней.
Актуальность программы
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности народов России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Современное подрастающее поколение остро нуждается в изучении и воссоздании утраченных корней национальной культуры. Одна из задач образования – воспитание у детей позитивного отношения к этнокультурным различиям.
Приобщение детей к национальной культуре не должно ограничиваться элементарными географическими сведениями, названиями некоторых предметов быта и национальных праздников. Введение детей в особый, самобытный мир национальной культуры должно осуществляться путем действенного познания, воздействия на эмоциональную сферу ребенка.
Именно такой подход положен в основу программы «Радуга».
Программа направлена на сохранение и передачу традиций и культуры мало этнических народов, накопление исторических знаний и духовного опыта. Воспитание у детей и подростков чувства гордости за свой город, округ, страну путем выявления и оформления историко-культурного и природного своеобразия нашего края, страны.
Концепция программы
Духовно – нравственное направление.
Задачи:
поддержание у детей интереса к родному краю, своей стране.
воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране.
воспитание в детях доброты, человечности, милосердия.
формирование у учащихся интереса к историческому прошлому страныи малой Родины.
Содержание деятельности.
Мероприятия, направленные на возрождение ГТО.
Мастер – класс по военно-патриотической подготовке.
Реализация проекта «Здоровье в движении».
Спортивно – оздоровительное направление.
Проводится работа по вовлечению детей в занятия физкультурой и спортом, по формированию здорового образа жизни, а также подготовка к нормативам ГТО, по преодолению вредных привычек и профилактике табакокурения, наркомании, ксенофобии, детской преступности.
В систему спортивно-оздоровительных мероприятий входят:
ежедневная утренняя зарядка;
военно-спортивные игры на местности;
туристическая полоса препятствий;
«весёлые эстафеты»;
спортивные конкурсы;
первенство лагеря по игровым видам спорта: мини-футбол, пионербол,шашки, шахматы;
велогонки «Безопасное колесо»;
игры на свежем воздухе;
тестирование ГТО;
беседы по формированию здорового образа жизни;
оформление «Уголков здоровья», плакатов, буклетов ЗОЖ;
конкурсы флешмобов;
акции по ЗОЖ.
Познавательно-творческое направление.
В лагере проводятся игровые программы, КТД, подготовленные детьми и воспитателями. Координирует работу по организации воспитатель. Мероприятия спланированы таким образом, чтобы каждый ребёнок любого возраста мог принять в них активное участие.Все мероприятия направлены на раскрытие творческого потенциала ребёнка и дают возможность проявить свои таланты и возможности:
торжественное открытие и закрытие лагеря;
интеллектуальные игры, викторины;
игровые программы, дискотеки;
конкурсы рисунков, театральных афиш;
КТД;
музыкальные часы, хореографические мастер-классы;
творческие проекты;
час просмотра театральных постановок;
работа кружков;
сбор информации и оформление газеты;
Минутки техники и технологии.
Эколого-краеведческая деятельность
В условиях летних смен экологическое воспитание является наиболее эффективным и способствует освоению и отработке на практике норм природосберегающего поведения, социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность:
• реализация творческих краткосрочных проектов по изготовлени поделок;
• проведение оздоровительных мероприятий, экскурсий, рейдов чистоты, экологических конкурсов, игр.
Профилактическая деятельность:
- Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила безопасного поведения на воде»;
-Беседы медицинского работника: «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Мой рост, мой вес», О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя», «Как беречь глаза?»;
-Беседы «Внимание! Дорога!», «Что нужно знать юному велосипедисту?».
Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:
Принцип гуманности отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.
Принцип креативности. Для развития творческой личности необходимы творческие условия, творческий наставник, команда единомышленников.
Принцип индивидуально-личностной ориентации. Взрослый не навязывает формы и виды деятельности, а лишь направляет, создает условия для самостоятельного выбора ребенка, за который он несет ответственность, помогает самореализоваться, самоутвердиться с учетом внутреннего развития каждой личности.
Принцип коллективности. Только общаясь и работая в коллективе, уважая и сопереживая другим, - можно воспитать качества социально активной личности.
Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
Принцип доверия и поддержки основывается на том, что к каждому человеку, к его мотивам, интересам необходимо относиться уважительно, доверять и поддерживать его.
Принцип творческой индивидуальности.
Принцип сотрудничества и сотворчества ребёнка и взрослого.
Цель программы: создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга детей во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей в рамках знакомства, приобщения детей к этнокультурному наследию народов своего края и страны.
Задачи программы:
- способствовать укреплению здоровья детей, повышать значимость здорового образа жизни;
- развивать ключевые компетенции у детей и подростков через организацию интеллектуальной, исследовательской, поисковой и творческой деятельности, освоение социокультурных практик;
- содействовать раскрытию творческих способностей каждого ребенка, свободного воображения и фантазии;
- совершенствовать работу по воспитанию активной гражданской позиции личности;
- приобщать детей к культурным ценностям народов;
- привлекать родителей и социальных партнеров (ДК, библиотека) к организации отдыха и содержательного досуга, способствующего самореализации, самосовершенствованию и саморазвитию каждого ребёнка.
Основное содержание программы
Идея в следующем. Участники лагеря пытаются прожить каждый день жизнью какого-то народа. Каждый подобный день носит название «национальный день». Почти каждый день в лагере является национальным. Основной смысл национального дня заключается в том, что в этот день все участники лагеря должны почувствовать себя представителем данной национальности. Представляется, что возможность и желание больше узнать о других культурах современности, вчувствоваться, пережить глазами другого способствует развенчанию мифов и идей превосходства одной культуры над другой. Этой цели подчинена вся жизнь лагеря.
Национальные дни в лагере проводятся силами взрослых и детей. Однако они активно используют помощь всех сотрудников лагеря. Возможность и желание больше узнать о других культурах, нациях, приведет к взаимообогащению, идей превосходства одной нации над другой. Этой цели будет подчинена вся жизнь летнего лагеря с дневным пребыванием детей. Параллельно реализуется задача организации отдыха и оздоровления, культурного воспитания подрастающего поколения.
Решить поставленные задачи призвана авторская программа «Радуга».
ЛГТ «Весёлые открытия»
№ дня | Мероприятия | Место проведения |
1 день «День защиты детей» 30 мая | 1.Встреча детей, создание отрядов, распределение обязанностей. 2. Завтрак. 3. Ознакомление с планом работы лагеря. Открытие лагеря. Постановка целей и задач лагеря. 4. Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Правила пожарной безопасности», «Безопасные выходы», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи»; 6. Обед. 7. Настольные игры. 8. Тематическая беседа «Край, в котором мы живем» Рисунки «Мой край родной» 9. Работа в творческой мастерской «Оформляем отрядный уголок, отрядное место» 10.Закрытие дня (линейка) | Игровые комнаты Спортивная площадка при школе |
2 день «День общения» 31 мая | 1.Зарядка 2.Линейка. 3.Завтрак. 4. Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде» и т.д. 5. Беседы, проведённые медицинским работником. «Измерим мой рост и вес». 6. Подготовка к торжественному мероприятию Открытия смены. Распределение обязанностей. Постановка мини номеров. 7. Обед. 8. Час художника. Мы рисуем эмблему отряда (изготовление рисунков, плакатов). 9. Подготовка к торжественному мероприятию Открытия смены. Изготовление декораций, речёвок, подготовка номеров. 10.Закрытие дня (линейка). | Игровые комнаты Медпункт Спортивная площадка при школе |
3 день «Здравствуй, Радуга!» Открытие лагеря 1 июня | 1.Зарядка 2.Линейка. 3.Завтрак. 4.Торжетсвенное мероприятие открытия лагерной смены. 5.Обед. 6. Спортивные состязания на свежем воздухе «Весёлые старты», посвящённые Дню защиты детей. 7.Закрытие дня (линейка) | Игровые комнаты Театральная комната Спортивная площадка при школе |
4 день «Моя малая родина» 2 июня | Зарядка. Линейка. Завтрак. Час проектов. Конкурс рисунков, презентаций «Мой город». Обед Защита проекта Презентация «Моя малая родина». Игровая программа Закрытие дня (линейка) | Игровые комнаты Театральная комната Спортивная площадка при школе |
5 день «День родного края» 3 июня | Зарядка Линейка. Завтрак. Викторина «Знатоки края» Обед Подготовка к конкурсу танцев. Закрытие дня (линейка) | Игровые комнаты Театральная комната Спортивная площадка при школе. |
6 день «Фольклорная мозаика» 4 июня | Зарядка Линейка. Завтрак. Игры малоэтнических народов. Обед. Тематическая беседа «Культура моего народа. В танце вся душа история и характер народа» Подготовка к конкурсу танцев. Закрытие дня (линейка) | Игровые комнаты Театральная комната Спортивная площадка при школе |
7 день «День дружбы и мира» 6 июня | Зарядка. Линейка. Завтрак. Кружковая работа по интересам. Подготовка к конкурсу танцев. Обед. Конкурс национальных танцев. Игровая программа. Закрытие дня (линейка). | Игровые комнаты Театральная комната Спортивная площадка при школе |
8 день «День русской культуры» 7 июня | Линейка. Завтрак Час просмотра мультфильмов. Обед. Культура России, традиции русского народа. Мастер класс. Изготовление сувениров. Закрытие дня (линейка). | Игровые комнаты Театральная комната Кружковая комната |
9 день «День искусства» 8 июня | Линейка. Завтрак Игра викторина «Традиции и обряды бурят". Обед Конкурс поделок «Мой орнамент», «Моя куколка» Закрытие дня (линейка) | Игровые комнаты Театральная комната Спортивная площадка при школе Кружковая комната |
10 день «Культурное наследие» 9 июня | Зарядка Линейка. Завтрак Соревнования по футболу. Обед В гостях у русской народной сказки, игровая программа. Подготовка к конкурсу «Мисс и мистер лето-2022» Закрытие дня (линейка) | Игровые комнаты Театральная комната Спортивная площадка при школе Кружковая комната |
11 день «Остров Здоровей-ка» 10 июня | Зарядка Линейка. Завтрак. Конкурс «Мисс и мистер лето- 2022» Обед. Ключи от здоровья или Путешествие по острову здоровейка. Закрытие дня (линейка) | Игровые комнаты Театральная комната Спортивная площадка при школе Кружковая комната |
12-13 дни «День экологии» 11, 13 июня | Зарядка Линейка. Завтрак. Игровая программа «День экологических знаний». Обед. Экологический праздник. 8. Закрытие дня (линейка) | Игровые комнаты Театральная комната Спортивная площадка при школе Кружковая комната |
14 день «Буря сюрпризов» | Зарядка. Линейка. Завтрак. Национальные игры на свежем воздухе. Игра по станциям. Обед Конкурс причёсок. Дискотека в лагере. Закрытие дня (линейка) | Игровые комнаты Театральная комната Спортивная площадка при школе Кружковая комната |
15 день «Мы на кухне» 15 июня | 1. Зарядка 2.Линейка 3.Завтрак 4. Тематическая беседа «Традиционная кухня бурят». Поговорим о правильном питании. 5.Составление книги рецептов, стенгазет, презентаций 6.Обед 7.Час отдыха. Катание на роликах, самокатах. 8.Закрытие дня (линейка). | Игровые комнаты Театральная комната Спортивная площадка при школе Кружковая комната |
16-17 дни «Живой, как жизнь, родной язык» 16-17 июня | 1.Зарядка 2.Линейка 3.Завтрак 4. «Родной язык-живая душа народа». 5. Обед. 6. Подготовка к ШОУ малоэтнических народов. 9. Закрытие дня (линейка). | Игровые комнаты Театральная комната Спортивная площадка при школе Кружковая комната |
18-19 дни «Защити проект» 18, 20 июня | 1. Зарядка 2. Линейка 3.Завтрак 4. Создание экологических проектов защиты природы родного края. 5. Обед. 6. Подготовка к ШОУ малоэтнических народов. 7. Закрытие дня (линейка) | Игровые комнаты Театральная комната Спортивная площадка при школе Кружковая комната |
20 день «В театре» 21, 22 июня | Зарядка Линейка. Завтрак. 4.Подготовка к ШОУ малоэтнических народов. Обед ШОУ - дискотека. Закрытие дня (линейка) | Игровые комнаты Театральный зал Спортивная площадка при школе |
21 день «До свидания лагерь» 23 июня | 1.Зарядка 2.Линейка 3.Завтрак 4. Подготовка к закрытию лагерной смены «До свидания, Радуга!». 5.Обед 6. Закрытие смены. Линейка. | Игровые комнаты Театральная комната Спортивная площадка при школе Кружковая комната |
Механизм реализации программы
Условия реализации программы
Научно-методическое:
Наличие программного обеспечения
Наличие и использование Интернет – ресурсов
Наличие сценариев мероприятий
Мотивационное:
Наличие информационного стенда (фойе школы)
Наличие страницы «Летний отдых» на школьном сайте
Создание ситуации успеха каждому ребенку при проведении мероприятий
Создание стенгазет смены «Радуга»
Кадровое:
начальник лагеря – 1;
заместитель начальника лагеря – 1;
музыкальный руководитель – 1
воспитатели (13 человек)
организатор спортивных мероприятий – 2;
медицинская сестра –1
уборщик служебных помещений – 2;
Материально – техническое:
Для реализации программы «Радуга» существует необходимая материально - техническая база.
Школа расположена в типовом 3-х этажном здании. Материальная база общеобразовательного учреждения включает в себя игровые и специализированные кабинеты. В школе имеются:
- игровые комнаты – кабинеты № 24, №25, №26, №27, №28, №29.
- театральная комната - кабинет № 31.
- кружковая комната - кабинет № 30.
В школе проведен ремонт, материально-техническая база постоянно пополняется из разных источников финансирования: как за счет бюджетных средств, так и за счет привлечения спонсорской помощи – попечительского совета школы, депутатов округа.
Реализация комплексной программы подразумевает наличие определенных этапов, каждый из которых несет на себе логическую, содержательную и организационную нагрузку.
Режим дня
Организация работы детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием осуществляется в режиме пребывания:
- с 08.30 до 14.30 часов, без организации дневного сна для детей в возрасте с 7 до 11 лет. Организуется 2-х разовое питание (завтрак, обед.).
Основные методики реализации программы:
Конкурсная методика. В основе любой конкурсной программы лежит принцип соревновательности, состязательности.
Участие в конкурсах позволяет ребенку:
• сформировать адекватную самооценку;
• развить свои волевые качества;
• самоопределиться в мире увлечений и профессий;
• воспитать свой эстетический вкус;
• развить коммуникативные возможности;
• приобрести навык совместной деятельности.
2. Методика коллективного творческого дела:
1-я стадия – вместе организуем;
2-я стадия - вместе планируем;
3-я стадия - вместе готовим дело;
4-я стадия – вместе проводим;
5-я стадия - вместе подводим итоги.
3. Методика работы в группах (этапы):
1 – объединение детей в группы (принципы: по интересам; по эмоционально-психологической совместимости);
2 – выборы лидера группы;
3 – выполнение общей задачи (конкретного дела);
4 – презентация итогов работу сообществу друзей;
5 – анализ достигнутых результатов.
4. Методика работы разновозрастных отрядов
Цель: организация взаимодействия старших и младших (традиция семьи);
Правила формирования отряда:
1–старшеклассники объединяются в группы по интересам и эмоционально-психологической совместимости; количество групп равно количеству отрядов в лагере;
2 – старшие приглашают к себе в «семью» младших (выбор – за младшими);
3 – реализуется принцип сотворчества старших и младших.
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты | Критерии | Способы отслеживания, показатели. |
1. Улучшение физического и психического здоровья детей и подростков, их максимальное оздоровление; воспитание у детейнавыков здорового образа жизни. | Настроение детей. Взаимоотношения в коллективе. Увеличение количества детей и подростков, посещающих спортивные секции,участвующих в спортивных мероприятиях. Количество детей и подростков, прошедших оздоровительные процедуры, снижение уровня заболеваемости, коэффициент оздоровления. | «Экран эмоций», анкетирование «Атмосфера в отряде», отслеживание отрядных и индивидуальных спортивныхпоказателей. Количество детей и подростков, посещающих лагерь. |
2 .Повышение социальной активности путём вовлечения в творческие и познавательные дела, развитие лидерских и организаторских способностей через КТД. | Количество детей, включившихся в программу, позитивное изменение поведения, увеличение желания заниматься в различных кружках, комфортное психологическое состояние, отсутствие конфликтов, повышение социальной активности. | Анкетирование, тестирование, непосредственное общение педагогов с детьми и подростками, наблюдение за поведением в процессе проживания, личные беседы, анализ записей педагогов, увеличение числа кружковцев. |
3. Развитие навыков межличностного и межгруппового общения в разновозрастных отрядах. | Уровень и характер взаимоотношений взрослых с детьми и между детьми. Отсутствие конфликтных ситуаций. | Тестирование, анкетирование межличностных отношений детей и вожатых, дневник вожатого,эмоциональная оценка дня, смены. |
4.Наполнение жизни детей интересными социокультурными событиями, развивающими чувство патриотизма, уважительного бережного отношения к окружающему миру, людям и событиям, которые внесли свой вклад в жизнь Республики Бурятия. | Добровольное участие в волонтерских акциях патриотического, социального и экологического направлений. Качество общения в отрядах. Повышение уровня знаний и компетенций. | Анкетирование, эмоциональная оценка дня, смены, наблюдения педагогов. |
5.Самореализация, саморазвитие и самосовершенствование детей и подростков в процессе участия в жизни лагеря и приобщение к культурному и историческому наследию. | -Сочетание традиционных и инновационных технологий воспитательно-образовательного процесса; - выступление в творческих концертных программах; - выставка работ декоративно-прикладного творчества «Чудесная кладовая моего края»; - творческий проект «Добро пожаловать» - творческий проект «Лето – это маленькая жизнь» -участие в флэш-мобах, акциях и проектах. | Результативность участия в концертных программах, областных и муниципальных конкурсах и проектах, личностный рост участников смены, развитие творческих способностей. |
6.Повышение уровня участия родителей и социальных партнеров (ДК, библиотека) в организации отдыха и содержательного досуга, способствующего самореализации, самосовершенствованию и саморазвитию каждого ребёнка. | Количество родителей, привлеченных к участию в деятельности лагеря. Увеличение доли мероприятий, проводимых совместно с социальными партнерами | Наблюдение, анализ проведенных мероприятий, анкетирование. |
Факторы риска
Возможные факторы риска реализации программы | Меры профилактики по каждому из них |
Изменение климатических условий (дождь) | Перенос мероприятия с улицы в помещение |
Утомляемость детей | Хорошая организация мероприятий, чередование игровой деятельности с творческой, интеллектуальной, спортивной и др. |
Травматизм | Инструктаж по технике безопасности. Исключение травмоопасных ситуаций, бдительность и ответственность за здоровье и жизнь детей. |
Недостаточность спортивного и игрового инвентаря | Своевременное и достаточное обеспечение. |
Подвижные игры на улице | Чередование игр на улице и в помещении. |
Нарушение правил дорожного движения | Беседы, лекции, практические занятия по предупреждению и профилактике ДТП. |
Травмы и ушибы. | Инструктаж по ТБ. Предупреждение и профилактика.Иметь средство для дезинфекции ссадин и ран, порезов.Помощь медицинского работника. |
Терроризм. | Инструктаж по ТБ для взрослых и детей.Профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев. |
Критерии и показатели эффективности реализации программы
Организация оздоровительного отдыха детей и подростков в рамках физкультурно-оздоровительного направления: |
Критерии | Показатели | Методы |
Сохранение и укрепление здоровья | Соблюдение режима дня.Сбалансированное питание.Участие детей в спортивно – массовых мероприятиях.Эффективность целостного здоровья детей и подростков, % детей, участвующих в спортивных мероприятиях.Количество детей, получивших оздоровительный эффект от предоставленных медицинских услуг. | Анкетирование. Диагностика индивидуального здоровья детей и подростков. Качество питания. Собеседование. Отсутствие травм. |
Организация оздоровительного отдыха детей и подростков в рамках гражданско-патриотического направления: |
Приобретение практических умений и навыков эффективной коммуникации, самоконтроля, благотворительной деятельности на благо социума. Правовое самосознание детей и подростков разных категорий. | Умение слушать и слышать собеседника (толерантность). Умение приходить на помощь окружающим людям. Умение совершать благотворительные поступки. Реализация социально-значимых проектов. Рефлексия. Навыки психологической защиты, самоконтроля. Самооценка. Коммуникабельность. Формирование ценностных ориентаций. Эмоциональная устойчивость. Наличие мотивации на познавательную деятельность. Отсутствие конфликтов. | Анкетирование. Наблюдение. Сюжетно-ролевые игры. Социально-психологическое консультирование. Психологический тренинг (самопознания, общения, личностного роста, коммуникативных умений). Психологические игры, индивидуальные занятия, часы общения. Деятельность органов детского самоуправления. Организация и проведение школьных событий. |
Организация оздоровительного отдыха детей и подростков в рамках творческого направления |
Реализация творческих способностей ребенка. Соответствие услуг системы дополнительного образования потребностям и интересам детей. | Количество и качество проводимых творческих событий. Реализация профильных программ. Личная заинтересованность (% участия) детей и подростков в организации и проведении КТД. Количественный показатель участия детей в студиях и кружках. | Анкетирование. Наблюдение. Итоговая выставка детских, творческих работ. Навыки самообслуживания. Участие в заключительном гала– концерте. Рейтинг популярности творческих мероприятий, клубов, студий. Творческий отчет. |
Создание условий для вовлечений каждого ребенка в развивающую деятельность для удовлетворения личных потребностей каждого, для развития детской одаренности |
Система работы по профилактике правонарушений | 1. Снижение асоциального поведения обучающихся. 2. Отсутствие конфликтных ситуаций. | 1. Метод наблюдения (наличие или отсутствие фактов) |
1. Наличие плана работы по профилактике правонарушений и снижению асоциального поведения детей и подростков. 2. Формы и содержание профилактической работы 3. Внедрение программ-тренингов активной психологической защиты для подростков. 4. Формирование культуры ЗОЖ. | 1.Качество содержания плана мероприятий, уровень социально-педагогических программ индивидуального сопровождения детей и подростков. 2. Организация и проведение тренингов. 3. Анализ данных уровня развития социальной активности личности. 4. Анализ уровня и качества проведения мероприятий, направленных на формирование ценности ЗОЖ. |
Обеспечение каждому участнику Программы ситуации успеха |
Наличие программ индивидуального развития детей и подростков | Реализация индивидуальных программ развития и воспитания детей учетных категорий. | Анализ успешности детей и подростков (количество и качество фактов их участия в творческих событиях школы) |
Постижение самоценности собственной личности, осознание своей роли в жизни окружающих людей; развитие умения взаимодействовать в группе; развитие социально-личностных компетентностей |
Наличие гражданской позиции, навыков организации личного развивающего маршрута | Осознанное участие детей и подростков в событиях школьной жизни | Наблюдение. Анкетирование. Анализ творческого пути личности во время смены. |
Реализация новых подходов к отбору содержания и форм организации досуга детей и подростков во время летних каникул |
Использование новых форм организации деятельности детей и подростков во время смены | Количество и качество событий для детей, организованных с использованием современных педагогических технологий | Наблюдение. Анализ результативности использования современных педагогических технологий во время событий, организованных при участии детей и для детей |
Концепция детского самоуправления
Органы самоуправления в лагере «Радуга»
Общий сбор: высший законодательный орган детского самоуправления. Принимает жизненно важные решения, программы, планы.
Совет: высший исполнительный детский орган самоуправления: решает текущие вопросы, планирует и анализирует работу дня, координирует работу всех служб.
Пресс-центр: собирает информацию, освещает события через выпуск газет по итогам каждой трехдневки, контролирует объявления.
Досуг: постоянно действующая творческая группа - разрабатывает, организует и проводит конкретное общее дело, разрабатывает задания, подводит итоги.
Здоровье и спорт: организует спортивные соревнования и мероприятия, контролирует спортивный инвентарь, оказывает необходимую помощь в работе медперсонала и инструкторов по спорту.
Этнокультура: изучает историю родного края, знакомит с культурно-историческими ценностями, традициями и обрядами.
Социологическая служба: организует опросы и анкетирование, участвует в диагностике, собирает информацию о ходе дел.
Комиссия дисциплины: организует конкурс чистоты и порядка, контролирует порядок в корпусах и на территории, осуществляет дисциплинарные поощрения и взыскания.
Дежурный командир (выбирается из каждого отряда): информирует отряд, представляет его интересы, контролирует организационные моменты и творческий процесс.
Правила жизни в лагере:
1.Спеши делать добро! Будь щедрым на доброту!
2. Полагайся на дружбу!
3. Уважай чужое мнение! Учись слушать и слышать»!
4. Уважай старших! Будь благодарным!
5. Работай над своими привычками! Посеешь поступок — пожнёшь
привычку, посеешь привычку — пожнёшь характер!
6. Верь в свои силы и в то, что ты делаешь!
7. Найди своё дело! Начинай с того, что тебе по силам! Дело боится смелых!
8. Воспитывай волю! Без воли нет успеха, без успеха нет счастья!
9. Будь любознательным!
10. Воспитывай самостоятельность!
11. Цени время! Время — это жизнь! Делай всё вовремя!
Традиции лагеря
Традиция доброго отношения к людям. Эта традиция-основа всех законов и традиций детского объединения. Доброе отношение к людям-это: готовность дарить улыбки, добрые слова всем, кто тебя окружает; готовность что-то сделать для радости другого человека; готовность не быть равнодушным, не пройти мимо человека, которому необходима помощь; готовность радоваться успехам и достижениям друга; готовность понять другого человека, принять его таким, какой он есть. Одним из способов выражения доброго отношения к людям является ритуал приветствия.
Традиция внимания и традиция сюрпризов.Суть этих традиций: заботиться о своих друзьях, делать им приятнее сюрпризы по любому поводу (будь то начало нового дня, победа в каком-либо конкурсе, праздник, день рождения и пр.); мальчикам ухаживать за девочками, как истинным джентльменам, а девочкам в нужные моменты помогать мальчикам.
Традиция доброго отношения к песне заключается в уважительном, добром отношении к песне и музыке и означает: знание песни, которая исполняется и уважение к людям, её написавшим; умение дослушать и допеть песню до конца, не прерывая её; умение сохранить лучшие, любимые песни и передать их другим.
Традиция отрядного «огонька». На «огоньке» анализируют прошедшие дела, обсуждают работу органов самоуправления. На «огоньке» идут самые важные разговоры об отрядных делах, трудностях, конфликтах. Здесь строят планы на будущее, оценивают свою работу, размышляют о чем-то интересном. На «огоньке» мечтают, спорят, поют самые дорогие, любимые песни.
Традиция «Отрядного круга». «Отрядный круг» - символ душевного уюта. В круге каждый видит лица и глаза своих друзей. Каждый может сесть, встать, где ему нравится, с кем ему хочется. У круга нет начала и нет конца - одна неразрывная цепь, по которой проходят точки духовного напряжения, общей мысли, чувства, теплоты. Когда хочешь выйти из круга или войти в него, то дождись окончания разговора или песни и сделай это так осторожно, чтобы ничто не смогло ворваться в круг и затушить воображаемый огонь, находящийся в центре круга.
А также к традициям лагеря относятся:
Создание видео и фотоархива.
Оформление лагеря и отрядных комнат.
План работы отряда включает в себя:
-Отрядные дела (для всего отряда);
-Групповые (когда организуются несколько одновременно групп по подготовке или проведению дел);
-Межотрядные, направленные на взаимодействие с другим отрядом лагеря.
Каждый отряд в лагере имеет свой неповторимый имидж. Он выражается в:
-названии;
-девизе, которому следует в своей творческой деятельности;
-символах и атрибутах;
-законах и традициях отрядной жизни;
- игровых отрядных условностях: свои особые приветствия, прощания, пожелания успеха, и т.д.
Дежурная студия:
отвечает за выполнение распорядка дня и выполнения дел этого дня;
отвечает за организацию и проведение дежурства по территории в помещениях и
столовой.
Информационная студия:
информирует членов отрядов о делах данного дня;
готовят материалы для оформления киноленты;
помогает творческой студии в оформлении дел.
Спортивная студия:
информирует членов отрядов о спортивных делах данного дня;
занимается организацией и проведением утренней зарядки, фитнес-минутки;
отвечает за проведение подвижных игр.
Творческая студия:
занимается подготовкой и проведением музыкальных минуток;
готовит награды сюрпризы.
В ходе игры дети знакомятся с играми, традициями, праздниками. Первые три дня в лагере - это дни знакомства, дети знакомятся друг с другом, пробуют силы и определяются в своих способностях.
Затем каждый участник смены делает свои выбор (мастерскую), где занимается на протяжении всей смены, приобретая умения и навыки, развивая способности.
Если кружки ведут воспитатели, то работу студий организуют активисты из числа детей, самовыдвиженцы, курируют работу вожатые, при необходимости прибегают к помощи воспитателей, такая система работы позволяет отработать систему самоуправления в полной мере, заинтересовывает детей и увеличивает их активность.
Вся деятельность по реализации программы осуществляется на основании правил внутреннего распорядка и режима дня. Для всех участников обязательным является прохождение инструктажей по технике безопасности.
Список литературы
Будни и праздники в детском оздоровительном лагере. Настольная книга вожатого./Г.Б.Барышникова; худож. А.А.Селиванов – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192с.
Газета «Педсовет» за 2006-2010 год.
Газета «Последний звонок» за 2007-2010 год.
«Лето – это маленькая жизнь…» (сборник программ по организации летнего отдыха детей и подростков)/ Под ред. Пахвицевич С.Н., Романенко Н.В. Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2006.-228с.
«Лето – это маленькая жизнь…» (сборник программ по организации летнего отдыха детей и подростков)/ Под ред. Пахвицевич С.Н., Романенко Н.В. Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2007.-132с.
Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №2 – 2008.
Панченко, С. Планирование лагерной смены // Народное образование. - 2008.-№3.-С.212-220.
Типовые программы отдыха и оздоровления детей: Методический сборник. Составители: Составители и редакторы сборника: Шилова Л.В., Закладная Л.К. Тюмень, 2008 - с.121
Коллективно-творческие дела, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа./ Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис. - М.:Педагогическое общество России, 2001. – с.210.
Каникулы: Прикладная энциклопедия: учителю, воспитателю, вожатому./ Шмаков С.А. - М., 1993. – с.111
В эфире новости: Праздники. Конкурсы. Забавы. Викторины. Путешествия. Советы. Игры./ Торгашов В.Н. - М.: Педагогическое общество России, 2001
Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия./ Толченов О.А. - М.:Владос, 2001
Игры-шутки, игры-минутки./ Шмаков С.А. - М., 1993. – с.111
Интернет ресурсы:
http://scenarist.boom.ru/lag/reklama.html
http://zerkalenok.ru:8101/
http://sbor.nm.ru/