Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа п. Красноленинский»
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Председатель _______ Дворяшина Н.И. Протокол № __ от __.__. 2018 г. | СОГЛАСОВАНО на заседании Управляющего совета Председатель _____ Захлебаева Т.В. Протокол № __ от __.__. 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы Дворяшина Н.И. ____________ Приказ № ____ от __.__. 2018 г. |
ПРОГРАММА
летнего пришкольного
лагеря с дневным пребыванием детей
на базе МКОУ ХМР СОШ п. Красноленинский
в летний период 2018 года
п. Красноленинский
2018
Информационная карта программы
Полное наименование программы | Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МКОУ ХМР СОШ п. Красноленинский в летний период 2018 года «Калейдоскоп» |
Руководители программы | Панова Е.В., заместитель директора школы по воспитательной работе |
Авторы-составители программы | Азанова Галина Газизовна, начальник лагеря |
Юридический адрес организации | 628546 Тюменская область, Ханты-Мансийский район, п. Красноленинский, ул. Школьная, 8 Тел./факс 8(3467)373149 E-mail: [email protected] |
Телефон/факс | 8 (3467)373-149 |
География участников программы | Воспитанники МКОУ ХМР СОШ п. Красноленинский |
Тип лагеря | Летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей |
Цель программы | способствовать воспитанию морально- этических, волевых качеств, стремления к ведению здорового образа жизни, способствовать созданию условий для развития всесторонне-развитой личности способствовать сохранению, укреплению, развитию физического здоровья; содействовать утверждению в жизни ребенка идеи добра и красоты, духовного и физического совершенства; способствовать созданию творческой атмосферы деятельности отрядов и доброжелательных межличностных отношений; развивать социальную активность воспитанников; |
Задачи Программы | воспитание в учениках высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, нравственных ценностей; привлечение детей к художественной, эстетической деятельности для развития их творческих способностей; дальнейшее развитие и совершенствование работы по формированию навыков здорового образа жизни детей и негативного отношения к вредным привычкам; активизация социально-психологической помощи в решении наиболее актуальных и сложных проблем в воспитательной работе с детьми и их семьями; способствование формированию интереса к физической культуре и спорту, потребности в укреплении собственного здоровья; создание условий для оптимального саморазвития и самореализации детей; приобщение к разнообразному опыту социальной жизни через участие в игре; |
Направления деятельности | Спортивно-оздоровительное, интеллектуально-познавательное, гражданско-патриотическое, творческое, нравственное, проектное. |
Условия участия в программе | |
Краткое содержание программы: | Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием организуется с целью создания благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей во время летних каникул. В содержании программы заложена работа по таким направлениям деятельности, как: спортивно-оздоровительная, гражданско-патриотическая, интеллектуально познавательная, трудовая, творческая, нравственная, проектная. |
Срок реализации | 01.06.18 – 26.06.18 года |
| |
Количество участников программы | 30 воспитанников, из них будущие первоклассники, 1,2,3,4,5 классы |
Финансовое обеспечение программы | Программа финансируется из бюджетных средств. |
Формы контроля за исполнением программы | Педагогическое наблюдение, диагностика результативности (в соответствии с задачами). |
Особая информация и примечания | Название лагеря мы выбрали не случайно. Особенность игры «Калейдоскоп» заключается в том, что нет ни одной повторяющейся картинки, каждая картинка получается новая, неповторимая, особенная. Так и дни пребывания детей в лагере покажутся им разными, неповторимыми, особенными… Фантазия, интерес, желание познавать что-то новое помогут ребятам продолжить развивать свой кругозор. |
Пояснительная записка
Обоснование программы
Наступления летних каникул каждый ребёнок ждёт с большим нетерпением, так как именно в это время он может отдохнуть от напряжённости учебного труда, восстановить физическое и психическое здоровье, самостоятельно, с максимальной пользой для себя, организовать своё свободное время, окунуться в мир приключений, открытий и творчества. И в этом ему может помочь образовательно-оздоровительная программа летнего пришкольного лагеря «Калейдоскоп». Именно в лагере выявляется самоценность каждого ребенка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга.
В качестве одной из значимых целей в стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. В связи с этим на первый план выходят такие образовательные ориентиры, как самостоятельность, самоорганизация, коммуникабельность, толерантность. В определенной степени это решается через организацию летнего лагеря, где ребята не только приобретают знания, но и получают навыки социально-коммуникативного взаимодействия.
Программа «Калейдоскоп» по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания в условиях оздоровительного лагеря. Обязательным является вовлечение в лагерь трудных детей, ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
Актуальность программы заключается в том, что она предусматривает сочетание спортивных занятий, различных игровых развлекательных и познавательных программ, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта и знания из различных областей наук. Особое место отведено циклу мероприятий, посвященных формированию у детей устойчивой потребности в здоровом образе жизни, ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих.
Одним из основных направлений программы лагеря дневного пребывания является развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь поможет дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружение ребенка в атмосферу лагеря способствует раскрытию его новых положительных качеств, позволяет ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни. Досуговая деятельность в лагере направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.
Основные принципы программы
Программа летнего пришкольного лагеря «Калейдоскоп» опирается на следующие принципы:
«Дойти до каждого» - это основной принцип работы лагеря. В отряде 15 человек, что является почти оптимальным для организации работы в творческих мастерских, и жизни внутри отряда.
«Работа на творческий процесс и конкретный результат» - это принцип, по которому дети от пассивных поглотителей информации становятся творцами, созидателями.
«Уважай личность ребёнка». Создаётся атмосфера бережного отношения к личности ребёнка. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
«Принцип открытых дверей». Все службы лагеря, доступны ребёнку (спорт, площадка) не имеют ограниченного режима работы в течение дня.
«У каждого своё дело, а вместе мы команда». Каждый в лагере занят своим делом, у каждого своя - ответственность, но общий результат.
Летний лагерь будут посещать дети из семей льготных категорий, дети из неблагополучных семей и все желающие интересно и с пользой провести свободное время.
Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью занятости детей в летний период и необходимостью укрепления их здоровья.
Лагерь «Калейдоскоп» вовлечет детей в творческую деятельность в разных сферах: музыкальной, певческой, спортивной, изобразительной, трудовой. Они будут учиться
общаться и трудиться в коллективе, приходить на помощь, преодолевать трудности и дружить.
Этапы реализации программы
1. Подготовительный
Этот этап характеризуется тем, что за 1 месяц до открытия пришкольного летнего лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности пришкольного летнего лагеря с дневным пребыванием детей и подростков
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т. д.)
2. Организационный этап смены
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча обучающихся, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы пришкольного лагеря «Калейдоскоп»;
формирование органов самоуправления,
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Этот период заканчивается мероприятием, посвященным старту сюжетно-ролевой игры. Дети знакомятся с законами совместной деятельности, героями игры и идеей.
3. Основной этап смены
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение воспитанников в различные виды коллективно - творческих дел;
работа творческих мастерских.
4. Заключительный этап смены
Основной идеей этого этапа является:
анализ предложений, внесенных обучающимися, родителями, педагогами, по деятельности летнего лагеря.
Основные формы работы
Формы работы в летнем пришкольном лагере обусловлены целями и задачами деятельности лагеря и включают в себя как организацию деятельности, направленной на развитие творческого потенциала учащихся (коллективно-творческие дела, линейки, концерты, конкурсы различной направленности, игры), так и формы работы образовательного, обучающего характера (викторины, тренировочные занятия, беседы, экскурсии, походы, познавательно-развлекательные праздники). Важной часть работы пришкольного лагеря является организация деятельности, направленной на формирование навыков к здоровому образу жизни, укрепление здоровья, развития творческой активности. Распространенными формами работы в данном направлении являются утренние зарядки, спартакиады, спортивные эстафеты, праздники, конкурсы, беседы.
Основные методы работы
методы театрализации (знакомит детей с разнообразными сюжетами жизни);
методы состязательности (стимулирует поиск, победу над собой, развивает творчество);
методы равноправного духовного контакта (отношения между детьми и взрослыми построенные на гуманизме и доверии);
методы импровизации (развивает творческую и практическую предприимчивость);
методы воспитывающих ситуаций (специально смоделированные ситуации для самореализации, успешности детей);
методы музыкотерапии (стимулирует творческий полет мысли, снимает внутреннее напряжение);
методы изо терапии (стимулирует творческое самовыражение; оказывает релаксационное, сублимирующее действие);
методы танцевальной терапии (снимает внутреннее напряжение и стимулирует творческое самовыражение)
методы игры и игрового тренинга (форма освоения ребенком социального опыта).
Нормативно - правовое обоснование программы
На федеральном уровне:
Конституция РФ, Закон РФ «Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте» (1993г. № 4868-1), ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98 г. № 124 – ФЗ,
Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001г. № 197-ФЗ, Приказ Министерства внутренних дел РФ «Правила пожарной безопасности в РФ» (1995г. № 536).
Конвенция ООН «О правах ребенка», закон РФ «О защите прав ребенка», закон РФ «Об образовании», приказ Минобразования РФ «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха» (№ 2688 от 13.07.2001г.).
На региональном уровне:
Целевая Программа ХМАО-Югры «Молодежь Югры» 2011-2013гг.»
Постановление правительства ХМАО-Югры от 09.10.2010г. №247-п «О целевой программе ХМАО-Югры «Дети-Югры» на 2011-2013г.г.
Постановление правительства ХМАО-Югры от 29.10.2010г. №268-п «О целевой программе ХМАО-Югры «Молодёжь Югры» на 2011-2013г.г.
Постановление Правительства ХМАО-Югры от 27.01.2010г. №21-п «О порядке организации отдыха и оздоровления детей, проживающих в ХМАО-Югре (с изменениями).
Описание программы и механизм реализации
Жизнь пришкольного оздоровительного лагеря – это, как и жизнь школы в течение учебного года, - модель жизни современного общества, в котором параллельно развиваются разные аспекты жизнедеятельности человека. Поэтому название лагеря – «Калейдоскоп» - выбрано не случайно: детали изображения в калейдоскопе сменяют друг друга постепенно, нам всегда интересно, что же получится, если добавится очередное стеклышко-кристалл. Так и в нашей программе, одна картинка (мероприятие или занятие ребёнка) сменяет другую, детям всё время интересно, что же ждет их завтра, какое открытие, какой кристалл (знание) добавится и что из этого получится. Особенность игры «Калейдоскоп» в том, что нет ни одной повторяющейся картинки, каждая картинка получается новая, неповторимая, особенная. Только фантазия и интерес детей, желание познавать что-то новое способны продолжать крутить «Калейдоскоп», развивая свой кругозор.
Очень хорошо отражает идею и связь с названием лагерная песня: «Разноцветная игра» (сл. Л.Рубалькой, муз. Б.Савельева).
Работа мастерских организуется по принципу: «Спектр развлечений» - общее название кружковой работы. Каждая мастерская имеет свой цвет.
Красный спектр – «Уроки патриотизма» (гражданско-патриотическое воспитание);
Оранжевый спектр – «Весёлые нотки» (музыкальная деятельность);
Желтый спектр – «Калейдоскоп идей» (изобразительная деятельность и художественный труд);
Зелёный спектр – «Юные экологи»;
Голубой спектр – «Театральная студия»;
Синий спектр – «Старт» (спортивная деятельность);
Фиолетовый спектр – «Непоседы» (танцевальная деятельность).
По условиям сюжетно-ролевой игры, предусмотренной содержанием смены, каждый отряд будет являться государством Сказочной Страны. Название государства ребята выбирают сами. Жители страны принимают свои законы и выполняют их. Каждой страной правит Мастер (воспитатель, вожатый). Все дружно и весело живут, так как калейдоскоп, который делает их жизнь яркой, насыщенной, неповторимой, всегда с ними. Но вот приключилась беда! Кощей бессмертный позавидовал их счастью и украл калейдоскоп. Ребятам удается вернуть калейдоскоп. И вот вроде бы все счастливы, но вдруг оказывается, что Кощей бессмертный спрятал кристаллы калейдоскопа. Ребятам нужно собрать все кристаллы в картине в течение всей лагерной смены. В конце рабочего дня Мастера награждают подданных за выполнение определенных заданий волшебными кристаллами. А ребята в свою очередь получают право раскрасить один фрагмент узора калейдоскопа.
В процессе игры дети собирают общую картину из кристаллов.
План каждого дня расписан в виде кристаллов-событий.
Правила жизни лагеря «Калейдоскоп»:
1. Закон точности - не терпит опозданий.
2. Закон дружбы - главное сплоченность.
3. Закон справедливости - справедливость превыше всего.
4. Закон помощи - помоги другим и тебе помогут.
5. Закон веселья - без улыбки никуда.
6. Закон творчества - каждое дело творчески, с юмором, а иначе зачем?
7. В отряде ребята живут без я, как друзья, всем на удивление одно местоимение "МЫ".
8. Чем больше трудностей, тем больше бодрости.
9. Получил задание не пищи, легкой работы себе не ищи.
10. Думай, разведывай, соображай, решения и планы свои уважай.
Правила внутреннего порядка в лагере «Калейдоскоп».
Правила внутреннего порядка в лагере являются обязательными для кадет, и преподавательского состава, всех сотрудников лагеря «СМОТР». Они утверждаются начальником лагеря на основании существующего Устава школы.
Начало и конец занятий в лагере устанавливаются начальником лагеря «СМОТР». Дети обязаны прибыть на площадку не позднее, чем за 10 минут до начала смены.
Занятия начинаются с общей линейки. Занятия заканчиваются подведением итогов, общим или по отрядам. За построение отвечает спортивный инструктор. Построение принимается начальником лагеря.
Ход занятий регламентируется расписанием, утвержденным начальником лагеря. Занятия проходят согласно план-сетке. Ход занятий контролируется начальником лагеря. Опоздавшие воспитанники, регистрируются дежурным лагеря. Об их опоздании сообщается воспитателю.
Этапы реализации программы
1-й этап – подготовительный
Задачи этапа:
- теоретическая подготовка;
- составление примерного плана реализации программы;
- подготовка методического и практического материала.
2-й этап – основной
Задачи этапа:
- создание условий для самореализации и саморазвития детей
В этот период проводятся интеллектуальные и развлекательные мероприятия, конкурсы, викторины, акции, проекты. Учатся общению друг с другом и социумом. На этом этапе реализуются все основные задачи программы.
3-й этап – заключительный
Задачи этапа:
- рефлексия участников лагеря (отзыв о смене, пожелания, советы);
Диагностическая работа
Вводная диагностика | Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в коллективе - анкетирование; - беседы; - планерки администрации лагеря, старшего вожатого и воспитателей. |
Пошаговая диагностика | Беседы |
Итоговая диагностика | Анкетирование Беседы |
Взаимодействия школы с организациями
Совет ветеранов ВОВ
Совет солдатских матерей
Музеи школ горда №17, 42, 25, 40
Материально-техническое обеспечение
№ | Наименование | Ед. изм. | Кол-во | Примерная цена, руб. | Примерная сумма, руб. |
1 | Оборудование: Телевизор DVD – проигрыватель Видеокамера Фотоаппарат Музыкальный центр Оргтехника | Шт. Шт. Шт. Шт. Шт. Шт. | 1 1 1 1 1 5 | Имеется в ОУ Имеется в ОУ Имеется в ОУ Имеется в ОУ Имеется в ОУ Имеется в ОУ | - - - - - - |
2 | Канцелярские товары: Бумага цветная Ватман Гуашь Кисти акварельные Фломастеры Карандаши Тетради Ножницы Бумага для оргтехники Альбомы для рисования Настольные игры | Шт. Шт. Шт. Шт. Шт. Шт. Шт. Шт. Шт. Шт. Шт. | 35 20 10 35 35 35 20 6 2 35 6 | 70 50 300 50 100 20 20 150 300 40 500 | 2450 1000 3000 1750 3500 700 400 900 600 1400 3000 |
| | | | | 18700 |
3 | Спортивный инвентарь: Обручи Скакалки Набор для настольного тенниса Бадминтон Кегли Шашки Шахматы Мяч футбольный Мяч волейбольный Бассейн надувной Бассейн сухой | Шт. Шт. Шт. Шт. Шт. Шт. Шт. Шт. Шт. Шт. Шт. | 6 6 2 4 2 4 4 2 2 1 1 | 500 300 800 Имеется в ОУ 600 500 700 1000 1000 Имеется в ОУ Имеется в ОУ | 3000 1800 1600 - 1200 2000 2800 2000 2000 - - |
| | | | | 16400 |
4 | Хозяйственный инвентарь: Рукавицы рабочие Метлы Грабли Лопаты Носилки Ведра Лейки | Шт. Шт. Шт. Шт. Шт. Шт. Шт. | 40 10 5 5 2 6 6 | 30 Имеется в ОУ Имеется в ОУ Имеется в ОУ Имеется в ОУ Имеется в ОУ Имеется в ОУ | 1200 - - - - - - |
| | | | | 1200 |
5 | Заработная плата персонала лагеря | Согласно бюджета ОУ |
6 | Призы и награды для стимулирования детской творческой деятельности | Руб. | 35 | 300 | 10500 |
7 | Оплата услуг СДК (посещение концертов, просмотр кинофильмов) | Руб. | 70 | 30 | 2100 |
ИТОГО: | 48900 |
Критерии эффективности программы
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Ожидаемые результаты смены
самореализация и раскрытие в творческой деятельности
физическое, психологическое оздоровление детей
приобщение к трудовой деятельности
организация выставок по накопленным материалам
получение возможности оздоровления и общения друг с другом и окружающей средой;
повышение мотивация к изучению предметов естественного цикла;
Система контроля и оценки результативности
Принципы жизнедеятельности в смене
Максимальное включение детей в различные формы участия в планировании, подготовке, организации и анализе жизни в лагере;
Соответствие пропагандируемых положений практической жизни детей и взрослых;
Добровольность участия во всех делах лагеря;
Сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные формы деятельности;
Систематическое информирование о результатах состязаний, об условиях участия в том или ином деле;
Организация различных видов стимулирования.
Система оценки и стимулирования деятельности детей
Во время лагерной смены оцениваются все стороны жизни её участников: дисциплина, степень активности в различных видах деятельности. В конце каждого рабочего дня лагеря вожатые заносят результаты в журнал достижений отряда. По итогам дня за достижения в различных видах деятельности дети получают награды:
за первое место за второе место за третье место
В конце смены подводятся итоги, и каждый воспитанник получит диплом.
Распорядок дня
Лагеря с дневным пребыванием детей
«СМОТР»
№ п\п | Элементы распорядка дня | Время |
1 | Приход руководителей | 8.30-9.00 |
2 | Приход детей, знакомство с задачами и планом работы на день | 9.00-9.15 |
3 | Утренняя зарядка | 9.15-9.30 |
4 | Завтрак | 9.30-10.00 |
5 | Занятия отрядов в мастерских: «Уроки патриотизма», «Весёлые нотки», «Калейдоскоп идей», «Юные экологи», «Театральная студия», «Старт» | 10.00-11.30 |
6 | Первый полдник | 11.30-12.00 |
7 | Интеллектуальные игры, конкурсы, общественно-полезный труд | 12.00-13.30 |
8 | Обед | 13.10-13.40 |
9 | Развлекательные мероприятия, праздники, проведение общелагерных дел | 13.40-14.35 |
10 |
11 | Второй полдник | 14.35-14.45 |
12 | Подведение итогов дня в отрядах, уход детей | 14.45-15.00 |
13 | Методико-педагогическая планерка | 15.00-15.30 |
Кадровое обеспечение
В реализации программы участвуют:
Воспитатель;
Инструктор по физической культуре;
Вожатый;
Обслуживающий персонал лагеря
Привлекаются к организации деятельности:
Привлекаются на основе сотрудничества:
Работники участковой больницы;
Работники Дома культуры;
Библиотекарь сельской библиотеки;
Родители.
Все участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, общелагерных дел.
Список используемой литературы
«Пути развития системы детского отдыха». Материалы НПК в рамках встречи руководителей и организаторов детского отдыха регионов Сибири и Дальнего Востока, ВДЦ «Океан». – Владивосток, 2003.
Н. А. Шаульская, О.А.Лифшиц. Навстречу чудесам. Летний лагерь: день за днем. Ярославль. Академия развития.
С.М. Лобачева, В.А. Великородная, К.В. Щиголь. М: Вако.2009.Загородный летний лагерь.
Игры для робинзонов. Кипарис-14.Методическое пособие для вожатых. Сост. С.А. Кувватов, Л.И. Дорогова, А.А. Ефремов. Педагогическое общество России.-2010г.
Каникулы: социально-педагогические ориентиры. Таран Ю.Н. Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии, 2011.
С.В.Титов «Здравствуй лето!» - мероприятия в детском загородном лагере, издательство «Учитель» Волгоград, 2009.
В.И. Руденко. Сценарии праздников, конкурсов, игр. Ростов-на-Дону: «Феникс»,2010.
Е. Филиппенко «Нескучные каникулы. Игры и конкурсы в школе и загородном лагере. Ярославль: Академия развития, 2010.
2