ГБУ ОО ЗО " Мелитопольская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа- интернат "Гармония"
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБУ ОО ЗО
«МСКОШИ «Гармония»
____________В.А.Клочко
Площадка
кратковременного пребывания
на базе ГБУ ОО ЗО
«МСКОШИ «Гармония»
«С чего начинается Родина»
Авторы программы:
Саблина Е.В.
Корж О.А
г. Мелитополь, 2025
Оглавление
Паспорт программы «Гармония» с дневным пребыванием детей на базе ГБУ ОО ЗО «МСКОШИ «Гармония» города Мелитополя на 2024-2025 учебный год 3
Пояснительная записка 6
Краткая характеристика участников программы 7
Формы организации деятельности детей и подростков……………………………………….7
Режим дня 7
Педагогическая идея программы 7
Целевой блок программы 8
Структура управления лагерем 9
Основные направления реализации программы 11
План работы……………………………………………………………………………………..12
Условия реализации программы 19
Паспорт программы
площадки кратковременного пребывания на базе ГБУ ОО ЗО «МСКОШИ «Гармония» города Мелитополя на 2024-2025 учебный год
Наименование Программы | Паспорт программы площадки кратковременного пребывания «Гармония» с дневным пребыванием детей на базе ГБУ ОО ЗО «МСКОШИ «Гармония» города Мелитополя на 2024-2025 учебный год |
Координатор Программы | Директор ГБУ ОО ЗО «МСКОШИ «Гармония» Виктор Анатольевич Клочко |
Юридический адрес | 272319 Запорожская область, г. Мелитополь, ул. Ивана Алексеева, 22. |
Телефон (код города и номер) | +79902009377 |
Разработчики Программы | Саблина Елена Владимировна, педагог-организатор; Корж Ольга Александровна, советник директора по воспитанию. |
Направление деятельности: | Творческое, художественно-эстетическое, духовно- нравственное, социально-значимое, спортивно- оздоровительное. |
Цель Программы: | Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей. |
Задачи Программы: | 1. Создание игровой основы смены, где реализуются различные функции игры: познавательная, развивающая, формирование нравственных оценок, проектирование собственной деятельности. 2.Формирование патриотических чувств и гражданского сознания детей. 3.Создание средствами игры дружеских отношений, объединяющих детей и взрослых. Развитие навыков здорового образа жизни. |
| |
Сроки и этапы реализации Программы | Летний каникулярный период, 10 день (1 смена) |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели эффективности | Занятость обучающихся в каникулярный период. 100% удовлетворенность детей, родителей (законных представителей) качеством предоставляемых услуг. Развитие творческих способностей, расширение интеллектуального кругозора участников лагеря – умение оценивать и использовать полученные знания. |
Пояснительная записка
Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Без знания основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия – многонациональное государство. Академик так охарактеризовал народную педагогику: "Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности".
Мы считаем, что знакомство с традициями России и малой Родины закладывает в них те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащают ее духовно, формируют нравственные чувства, мировоззрение.
На площадке кратковременного пребывания создаются благоприятные условия для воспитания детей на народных традициях. В связи с этим, мы считаем целесообразным реализовывать творческое, художественно-эстетическое, духовно-нравственное, социально-значимое, спортивно-оздоровительное направления, в рамках летней кампании отдыха детей, и предлагаем программу «С чего начинается Родина».
Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении лагеря дневного пребывания.
Интересен также соревновательный эффект не только между отрядами. Также будет присутствовать отслеживание личностного роста и вклада каждого ребенка в общее дело.
Программа ориентирована на отдых ребят с ОВЗ, который поможет улучшить творческие навыки, вызовет интерес к развитию новых способностей и талантов.
Актуальность настоящей программы заключается в том, что в современной России остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни, что обостряет интерес к народности, к народной поэзии. В фольклоре находится ключ к пониманию художественных вкусов ребёнка, его творческих возможностей. Многие забавы детей с ОВЗ являются «шуточным подражанием серьёзному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят своё отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально- психологические черты и социальная жизнь народа.
Каждый день по-своему незабываемый. Каждый день - открытие, у каждого дня своё лицо, свой характер. Каждый день насыщен разнообразными, но дополняющими друг друга видами деятельности.
Это маленькая жизнь длиной в 10 день, которая проживается каждым участником, позволяет ему получить опыт, ценный для их настоящей, сегодняшней жизни и социализации в обществе.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, но различные направления оздоровления, коррекционно- логопедических занятий, психологического сопровождения, отдыха в период летних каникул объединены одной общей тематикой - «С чего начинается Родина».
Разработка программы организации летнего каникулярного отдыха оздоровления и занятости детей была вызвана:
Повышением спроса родителей и детей на организационный отдых школьников;
Необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
Обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
Необходимостью использования богатого творческого потенциала обучающихся и педагогов в реализации цели и задач программы.
Социальная значимость. Каникулярные периоды составляют значительную часть свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых за пределами города или региона. В связи с этим всё большую актуальность приобретает организация отдыха детей в каникулярный период на территории города Мелитополя.
Организованный досуг и дружеское общение со сверстниками дает возможность каждому ребенку открыть в себе положительные качества личности, развивает лидерские способности, помогает ощутить значимость собственного «я», выйти на новый уровень коммуникации.
Находясь на площадке кратковременного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Специфика воспитательной работы в каникулярный период заключается в том, что можно гораздо больше времени уделять творческим, интеллектуальным, спортивным и другим видам деятельности.
Срок реализации. Программа реализуется в период летних каникул (1 смена) 29.05.25 – 11.06.25.
Формы работы и режим занятий. Реализация основной идеи – вовлечение детей в различные виды творческой деятельности, согласно плану работы лагеря.
Краткая характеристика участников программы
Участники Программы – дети с ОВЗ и дети- инвалиды от 7 до 17 лет: воспитанники и обучающиеся ГБУ ОО ЗО «МСКОШИ «Гармония». Летний каникулярный период 36 человек (1 смена). При комплектовании уделяется внимание детям, состоящим на профилактических учетах, а также имеющих льготный статус семьи (малоимущие, многодетные).
Формы организации деятельности детей и подростков
организация и проведение традиционных лагерных мероприятий;
творческие конкурсы;
тематические программы;
спортивные игры и соревнования;
занятия по интересам;
праздники и др.
Режим дня
площадки кратковременного пребывания в летний период
с 29.05.2025- 11.06.2025 г.
8.00-8.30- Прием детей, утренняя зарядка.
8.30- 11.45 – Коррекционно- логопедические занятия.
8.30 – 8.45 – Линейка. План на день.
8.45-9.10 – Инструктажи по здоровьесбережению.
9.10-11.45 – Отрядные дела (конкурсы, игры, викторины, творческие мероприятия)
11.45-12.00- Минутка здоровья.
12.00- Уход детей домой.
Педагогическая идея программы
Концептуальной идеей написания Программы, является развитие личности ребенка в трех основных видах деятельности: творчество, общение и познание.
Педагогическая идея программы заключается в использовании целесообразных форм, методов, образовательных технологий в решении задач организации досуга и отдыха детей, их интеллектуального и творческого развития, а также формировании личностных компетенций путем включения в различные виды деятельности в условиях лагеря с дневным пребыванием детей.
Программа ПКП базируется на следующих принципах: гуманизации, демократизации, индивидуализации, ориентации на достижения успеха, личностно- ориентированного подхода, и предполагающих развитие каждого ребенка в соответствии с его интересами и возможностями; воспитание активности, инициативы детей и коллектива в целом.
Целевой блок программы
Цель: создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей.
Задачи:
Создание игровой основы смены, где реализуются различные функции игры: познавательная, развивающая, формирование нравственных оценок, социальное закаливание.
Формирование патриотических чувств и гражданского сознания детей, ориентация учащихся на получение знаний о культуре малой Родины.
Создание средствами игры дружеских отношений, объединяющих детей и взрослых.
Развитие навыков здорового образа жизни.
Формирование положительного отношения родителей к работе ПКП.
Ожидаемые результаты работы ПКП:
Укрепление здоровья детей.
Развитие различных умений и навыков.
Развитие творческой активности каждого ребенка.
Укрепление связей между разновозрастными группами детей.
Пропаганда здорового образа жизни.
Развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом.
Расширение социального опыта.
Формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга.
Психолого-педагогическое сопровождение смены
Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.
Компоненты психолого – педагогического сопровождения:
Диагностический;
Консультационный;
Прогностический
Практический.
Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях ПКП:
Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;
Компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.
Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально- полезной, предметно-практической деятельности ребенка.
Начальник лагеря
Воспитанники ПКП
Родители
8. Структура управления ПКП
12
Основные направления реализации программы
Организационно – педагогическая деятельность по реализации программы включает:
Комплектование штата ПКП кадрами;
совещание при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по организации летнего отдыха учащихся;
проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей;
Оздоровительная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми на ПКП является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
-осмотр детей медицинским работником в начале и конце смены, ежедневный контроль за состоянием здоровья детей;
-утренняя гимнастика;
- соблюдение режима проветривания отрядных помещений и режима питья детей;
-принятие солнечных и воздушных ванн (в течении всего времени пребывания в лагере);
-организация спортивно – массовых мероприятий и подвижных игр; Беседы, проводимые медицинским работником.
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
Игровой тренинг «Давайте познакомимся!»;
Игры на сплочение коллектива;
Работа по развитию творческих способностей детей
Просмотр мультфильмов.
Игры –развлечения, соревнования.
Выставки рисунков и поделок.
Работа по патриотическому воспитанию детей
Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
Инструктажи для детей:
«Правила пожарной безопасности»
«Правила поведения детей при прогулках и походах»
«Правила при поездках в автотранспорте»
«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»
«Правила дорожного движения».
План работы площадки кратковременного пребывания
с 29.05.2025 по 11.06.2025
29 мая «День встреч» |
Время | План на день | Ответственные |
8.00 – 8.30 | Прием детей. Утренняя зарядка. | Воспитатели, начальник ПКП, зам. начальника ПКП, учитель физкультуры, медсестра |
8.30- 11.45 | Коррекционно- логопедические занятия в 1- 5 отрядах. | Учитель- логопед, учитель- дефектолог |
8.30 - 8.45 | Открытие лагерной смены «День встреч» | Начальник ПКП, зам. начальника ПКП, воспитатели |
8.45 – 9.10 | Инструктажи по ТБ «Беседа о правилах дорожного движения, о правилах поведения в случае возникновения пожара» | Воспитатели |
9.10 – 11.15 | Оформление отрядных уголков: название отряда, речевка, девиз, эмблема. | Воспитатели |
11.45 – 12.00 | Минутка здоровья «Гигиена полости рта». | Воспитатели, медработник |
12.00 | Уход домой. | Воспитатели, начальник ПКП, зам. начальника ПКП, медсестра. |
30 мая «День защиты детей» |
8.00-8.30 | Прием детей. Утренняя зарядка. | Воспитатели, начальник ПКП, зам. начальника ПКП, учитель физкультуры, медсестра |
8.30- 11.45 | Коррекционно- логопедические занятия в 1- 5 отрядах. | Учитель- логопед, учитель- дефектолог |
8.30 – 8.45 | Линейка. План на день. Представление отрядов. | Начальник ПКП, зам. начальника ПКП, воспитатели |
8.45 - 9.10 | Инструктаж о правилах поведения на прогулке, о правилах перехода улиц. | Воспитатели |
9.10 – 11.45 | Конкурс рисунков на асфальте «День защиты детей». Игры на сплочение коллектива. | Воспитатели |
11.45-12.00 | Минутка здоровья «Лекарство у нас под ногами». | Воспитатели, медработник |
12.00 | Уход домой. | Воспитатели, начальник ПКП, зам. начальника ПКП, медсестра. |
2 июня «День дружбы» |
8.00 - 8.30 | Прием детей. Утренняя зарядка. | Воспитатели, начальник ПКП, зам. начальника ПКП, учитель физкультуры, медсестра |
8.30- 11.45 | Коррекционно- логопедические занятия в 1- 5 отрядах. | Учитель- логопед, учитель- дефектолог |
8.30 – 8.45 | Линейка. План на день. | Начальник ПКП, зам. начальника ПКП |
8.45 – 9.10 | Инструктаж по правилам безопасности при проведении спортивных мероприятий. | Воспитатели, учитель физкультуры |
9.10-11.45 | Игра «Правила дружбы». Просмотр мультфильмов о дружбе. Спортивные игры на свежем воздухе. | Воспитатели, учитель физкультуры |
11.45-12.00 | Минутка здоровья «Мой рост и мой вес». | Воспитатели, медработник |
12.00 | Уход домой. | Воспитатели, начальник ПКП, зам. начальника ПКП, медсестра. |
3 июня «Мой Мелитополь- моя Родина» |
8.00 – 8.30 | Прием детей. Утренняя зарядка. | Воспитатели, начальник ПКП, зам. начальника ПКП, учитель физкультуры, медсестра |
8.30- 11.45 | Коррекционно- логопедические занятия в 1- 5 отрядах. | Учитель- логопед, учитель- дефектолог |
8.30 – 8.45 | Линейка. План на день. | Начальник ПКП, зам. начальника ПКП |
8.45 – 9.10 | Инструкция для обучающихся по профилактике негативных ситуаций во дворе, на улицах, дома и общественных местах. | Воспитатели, психолог |
9.10 – 11.45 | Беседа «Мелитополь, Россия, Родина моя!». Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Родина!». Посещение школьного музея. | Библиотекарь, воспитатели |
11.45 -12.00 | Минутка здоровья «Твой режим дня на каникулах». | Воспитатели, медработник |
12.00 | Уход домой | Воспитатели, начальник ПКП, зам. начальника ПКП, медсестра. |
4 июня «В спорте сила!» |
8.00 - 8.30 | Прием детей. Утренняя зарядка. | Воспитатели, начальник ПКП, зам. начальника ПКП, учитель физкультуры, медсестра |
8.30- 11.45 | Коррекционно- логопедические занятия в 1- 5 отрядах. | Учитель- логопед, учитель- дефектолог |
8.30 – 8.45 | Линейка. План на день. | Начальник ПКП, зам. начальника ПКП |
8.45 – 9.10 | Инструктаж о правилах безопасности поведения на воде (море, река…) | Воспитатели |
9.10 – 11.45 | Спортивно-развлекательное мероприятие «Русские народные игры». | Воспитатели, учителя физкультуры |
11.45 – 12.00 | Минутка здоровья «Берегите глаза». | Воспитатели, медработник |
12.00 | Уход домой. | Воспитатели, начальник ПКП, зам. начальника ПКП, медсестра. |
5 июня «Родная природа» |
8.00 - 8.30 | Прием детей. Утренняя зарядка. | Воспитатели, начальник ПКП, зам. начальника ПКП, учитель физкультуры, медсестра |
8.30- 11.45 | Коррекционно- логопедические занятия в 1- 5 отрядах. | Учитель- логопед, учитель- дефектолог |
8.30 – 8.45 | Линейка. План на день. | Начальник ПКП, зам. начальника ПКП |
8.45 – 9.10 | Инструктаж по правилам безопасности при обращении с животными | Воспитатели |
9.10 – 11.45 | Конкурс работ из пластилина и природного материала «Наше лето». | Воспитатели |
11.45 – 12.00 | Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожогах». | Воспитатели, медработник |
12.00 | Уход домой. | Воспитатели, начальник ПКП, зам. начальника ПКП, медсестра. |
6 июня «У лукоморья дуб зеленый…» - День рождения А.С. Пушкина |
8.00 – 8.30 | Прием детей. Утренняя зарядка. | Воспитатели, начальник ПКП, зам. начальника ПКП, учитель физкультуры, медсестра |
8.30- 11.45 | Коррекционно- логопедические занятия в 1- 5 отрядах. | Учитель- логопед, учитель- дефектолог |
8.30 – 8.45 | Линейка. План на день. | Начальник ПКП, зам. начальника ПКП |
8.45 – 9.10 | Минутка безопасности «Дверь незнакомцам не открывай, словам и подаркам не доверяй». | Воспитатели, психолог |
9.10 – 11.45 | Викторина по сказкам А.С. Пушкина. Посещение библиотеки. Конкурс рисунков «Сказки Пушкина А.С.» | Библиотекарь, воспитатели |
11.45 -12.00 | Минутка здоровья «ЗОЖ». | Воспитатели, медработник |
12.00 | Уход домой. | Воспитатели, начальник ПКП, зам. начальника ПКП, медсестра. |
9 июня «Народные промыслы России» |
8.00 - 8.30 | Прием детей. Утренняя зарядка. | Воспитатели, начальник ПКП, зам. начальника ПКП, учитель физкультуры, медсестра |
8.30- 11.45 | Коррекционно- логопедические занятия в 1- 5 отрядах. | Учитель- логопед, учитель- дефектолог |
8.30 – 8. 45 | Линейка. План на день. | Начальник ПКП, зам. начальника ПКП |
8.45 – 9.10 | Инструктаж по правилам безопасного поведения на дорогах и в транспорте. | Воспитатели, логопед |
9.10 – 11.45 | Просмотр мультфильмов «Мульти- Россия». Экскурсия в школьный музей. Калейдоскоп раскрасок «Промыслы России» | Воспитатели, библиотекарь |
11.45 – 12.00 | Минутка здоровья «Витамины – мои друзья». | Воспитатели, медработник |
12.00 | Уход домой | Воспитатели, начальник ПКП, зам. начальника ПКП, медсестра. |
10 июня «День России» |
8.00 - 8.30 | Прием детей. Утренняя зарядка. | Воспитатели, начальник ПКП, зам. начальника ПКП, учитель физкультуры, медсестра |
8.30- 11.45 | Коррекционно- логопедические занятия в 1- 5 отрядах. | Учитель- логопед, учитель- дефектолог |
8.30 – 8.45 | Линейка. План на день. | Начальник ПКП, зам. начальника ПКП |
8.45 – 9.10 | Инструктаж- беседа «Учимся дружить» | Воспитатели |
9.10 – 11.45 | Флешмоб ко Дню России. Мастер- класс «С Россией в сердце». | Начальник ПКП, зам. начальника ПКП, воспитатели |
11.45 – 12.00 | Минутка здоровья «Здоровый сон» | Воспитатели, медработник |
12.00 | Уход домой. | Воспитатели, начальник ПКП, зам. начальника ПКП, медсестра. |
11 июня «Закрытие лагерной смены» |
8.00 - 8.30 | Прием детей. Утренняя зарядка. | Воспитатели, начальник ПКП, зам. начальника ПКП, учитель физкультуры, медсестра |
8.30- 11.45 | Коррекционно- логопедические занятия в 1- 5 отрядах. | Учитель- логопед, учитель- дефектолог |
8.30 – 8.45 | Линейка. План на день. | Начальник ПКП, зам. начальника ПКП |
8.45 – 9.10 | Инструктаж «Техника безопасности и правила поведения учащихся на летних каникулах» | Воспитатели, дефектолог |
9.10 – 11.45 | Конкурсная программа «Веселые каникулы». Спортивные игры на свежем воздухе. Подведение итогов лагерной смены, награждение активистов. | Начальник лагеря, зам. начальника лагеря, воспитатели, учитель физкультуры |
11.45 – 12.00 | Минутка здоровья «Гигиена в доме». | Воспитатели, медработник, |
12.00 | Уход домой. | Воспитатели, начальник ПКП, зам. начальника ПКП, медсестра. |
Условия реализации программы
Нормативно-правовые условия:
- Закон «Об образовании РФ»
- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
- Устав ГБУ ОО ЗО МСКОШИ «Гармония» гМелитополь от 18.03.2024 №300
- Положение о ПКП.
- Правила внутреннего распорядка ПКП.
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми на ПКП.
- Должностные инструкции сотрудников лагеря.
- Заявления от родителей.
- Планы работы.