смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шумячская санаторная школа-интернат» для детей, нуждающихся в длительном лечении
Программа:
«Личный вклад педагога в совершенствование
методов обучения и воспитания»
Подготовила: Воспитатель Малашенкова Л.П.
Введение
В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Современные ученики должны :
- быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания,
- умело применять знания на практике,
- самостоятельно критически мыслить,
- уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;
- четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности;
-грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Поставленная задача требует перехода к новой системно -деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности воспитателя.
Передо мной, как и перед всеми моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное воспитание в процесс развития личности обучающихся.
Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к ученикам: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Уход от традиционных воспитательных часов через использование в процессе воспитания новых технологий позволяет устранить однообразие воспитательной среды и монотонность воспитательного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровье-сбережения.
Поэтому, передо мной как перед педагогом встаёт ряд вопросов. Каким образом нужно строить процесс воспитания, чтобы дети активно включались в работу? Какие приёмы и методы можно использовать при этом? Как организовать деятельность детей с применением проблемных ситуаций? Что может заставить воспитанника задуматься, начать размышлять над тем или иным вопросом?
Приём активизации познавательной деятельности.
Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
Чаще всего я использую следующие ситуации, имеющие активизирующий эффект:
отстаивать свое мнение;
принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Внедрение технологии личностно – ориентированного обучения
Оно заключается в правильной постановке индивидуальной задачи через создание проблемной ситуации и поиске решения алгоритма поставленной задачи, активизация творческой деятельности обучающихся.
Результаты использования мною технологии являются:
-активная самостоятельная деятельность обучающихся;
-повышение интереса к делам группы;
-раскрытие мыслительных способностей и активизация самостоятельной деятельности.
Здоровьесберегающие технологии.
Цель: формирование психически устойчивой, физически развитой нравственной личности.
Результаты:
-сохранение здоровья обучающихся;
-удовлетворение личностных потребностей обучающихся;
- повышение уровня познавательной активности.
- укрепление здоровья, воспитание культуры здоровья, стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.
- благоприятный психологический климат, создание ситуации успеха;
- вовлечение в КТД;
-использование педагогики сотрудничества
Воспитательные технологии -реализуются в виде вовлечения обучающихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях.
Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:
- диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);
-мотивационную (поощряет обучающихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);
- содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);
-развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития);
-рейтинговую (показывает диапазон и уровень навыков и умений);
Для обучающегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для преподавателя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.
Проектное обучение — развивает творческие способности, самостоятельную познавательную активность;
Цель: создать условия, при которых обучающиеся:
-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, построения
обобщения);
Проектные методы обучения.
В своей работе широко использует метод защиты проекта, так как он ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся. Работая над проектом, обучающиеся раскрывают свои творческие и интеллектуальные возможности.
Цель технологии - стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через
проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Формируются компетенции: учебно-познавательные, ценностно-смысловые.
Результат: Усвоение способов организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
Результаты использования современных воспиательных технологий
технология | уровень использования | результат использования технологий |
Активизация познавательной деятельности | Активное использование | Формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса |
Личностно-ориентированное обучение | Методические приёмы. Отдельные компоненты | Стабильная, всестороннее развитие личности . |
Здоровьесберегающие технологии | Отдельные компоненты | Уменьшение пропусков по болезни. Отсутствие снижения уровня зрения, осанки обучающихся. |
Исследовательские методы обучения | Методические приёмы | Формирование и развитие исследовательских навыков в процессе обучения; |
Информационно-коммуникационные технологии | Отдельные компоненты | - Создание и грамотное оформление творческих работ. - подготовка презентаций, - участие в сообществах по интересам, - участие в онлайн конкурсах, |
Проектные методы обучения | Методические приёмы | Выход содержания проектов за рамки предмета. Переход на практическую направленность проектов. |
Заключение
Использование в педагогической деятельности различных воспитательных технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности. Таким образом, современные воспитательные технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса – подготовку выпускников способных успешно осваивать новые знания, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия, обладающих высокими нравственными качествами в условиях инновационного образовательного пространства.