СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа логопедического кружка Будем говорить правильно!.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа работы кружка рассчитана на 1 год. Группы для занятий комплектуются из учащихся 3-7 классов по признаку однородности речевого нарушения. Периодичность посещения - 2 раза в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Программа логопедического кружка Будем говорить правильно!.»



Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида №9


Утверждена МО учителей

Протокол № ___ от ________2012г.

Директор _________В.В.Васильева





Программа

логопедического кружка

«Будем говорить правильно!»


Составитель: Т.А.Иванова

учитель-логопед






д. Мякишево Хвойнинский район

2011-2012 гг.

Пояснительная записка.

В настоящее время компьютерные технологии составляют один из важнейших компонентов в сфере обучения детей и быстро завоевывают новые области в педагогике. В связи с модернизацией технических средств, расширяются возможности использования передовых компьютерных технологий и в логопедической практике. Игровые и обучающие программы предлагаются для детей, начиная с раннего возраста. На логопедических занятиях применяются детские компьютерные программы как средство развития речи, памяти, моторной координации, способности восприятия пространства, внимания. Компьютерные технологии коррекции речевых нарушений в настоящее время считаются вспомогательными средствами в логопедической работе. Однако они являются достаточно уникальными и очень эффективными. Широко известные логопедические программы достаточно дорогостоящие, но на нашем рынке существуют более дешевые, которые не такие комплексные и требуют тщательного отбора материала, но достаточно эффективны.

Целью программы является повышение эффективности логопедической работы с детьми, имеющих нарушения речи (актуальна при невозможности применения компьютера во время проведения логопедических занятий).

Ряд задач, которые решаются в ходе выполнения программы:

  • Закрепление и расширение знаний, полученных на логопедических занятиях.

  • Развитие произвольной моторики пальцев рук.

  • Всестороннее развитие речи.

  • Развитие высших психических функций.

  • Развитие уверенности в себе, самостоятельности, ответственности, точности и аккуратности.

  • Формирование интереса к учебной деятельности.

  • Формирование умения грамотно обращаться с компьютером.

Программа работы кружка рассчитана на 1 год. Группы для занятий комплектуются из учащихся 3-7 классов по признаку однородности речевого нарушения. Периодичность посещения - 2 раза в неделю.

Занятия планируются индивидуально в соответствии со степенью выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей детей, психофизиологических особенностей детей, состояния их интеллекта, регулярности посещения занятий, качества и скорости усвоения материала и варьируются в соответствии с планом логопедических занятий с этой группой учащихся (см. приложение №1).

Структура занятия:

  1. Подготовительный этап. Задача этого этапа – познакомить детей с темой занятия, объяснить правила игры или задания. Сюда включается также пальчиковая гимнастика для подготовки моторики рук к работе.

  2. Основной этап. Этот этап состоит из выполнения заданий на компьютере по теме занятия, проведения гимнастики для снятия зрительного утомления, игры в общеразвивающие программы.

  3. Заключительный этап. На этом этапе подводится итог, делается оценка выполнения заданий.

На занятии необходимо учитывать возрастные регламенты непрерывной работы с компьютером:

  • для учащихся 1-5 классов – не более 15 минут;

  • для учащихся 6-7 классов – не более 20 минут.

Для профилактики зрительного утомления после работы с компьютером проводится комплекс упражнений гимнастики для глаз (см. приложение №2) в течении 1-2 минут, а в середине занятия – перерыв для организации подвижного отдыха длительностью 5-7 мин.

Выполнение программы предполагает использование компьютера с операционной системой Windows, установленным на ней программным обеспечением, наличием мыши и колонок (наушников).


Содержание программы.

Для занятий подобраны обучающие игры. Это программы, преподносящие в игровой форме конкретный учебный материал. Они направлены на восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи; восполнение пробелов лексико-грамматического развития; восполнение пробелов в формировании связной речи; развитие индивидуальных качеств учащихся.

При подборе игр учитываются требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:

  • Программа должна иметь указание на возраст ребенка.

  • Программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением.

  • Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными ученику.

  • Программа должна быть на русском языке.

  • Текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором.

  • Задания - интересные, понятные ребёнку, простые для выполнения.


Примерный список обучающих игровых программ, которые могут использоваться на занятиях:


Название программы

Раздел

Описание



«Пойди туда, не знаю куда»





















«Пойди туда, не знаю куда»

Блошиный цирк

Игра развивает зрительную память. Нужно запомнить, как выглядит букашка, и найти ее среди пяти похожих.

Медовый конвейер

Игра одновременно тренирует глазомер, дает навык быстрого устного счета и наглядно поясняет арифметическое действие "сложение".

Съедобное-несъедобное

Компьютерный аналог известной детской игры в мяч. Развивает реакцию и умение классифицировать предметы.

Коварная лестница

Усложненный вариант предыдущей игры. Развивает реакцию и умение обобщать и классифицировать предметы.

Запомни и собери

Эта простая игра очень полезна для ребят дошкольного и младшего школьного возраста, так как она развивает слуховую память, внимание и умение концентрироваться.

Горячо-холодно

Игра на внимание. Нужно отыскать спрятанный предмет, сужая область поиска. Одновременно тренируемся определять правую и левую сторону.

Лесная чаща

Игра развивает зрительную память и пространственное воображение.

Расставь мебель

Головоломка, развивающая пространственное воображение, логическое мышление и умение просчитывать результаты своих действий.

Ковры

Игра-головоломка на развитие пространственного воображения.

То, не знаю что

В последней игре нужно проявить способности к конструкторскому мышлению и из полученных деталей (кружка, стрелок, цифр, кукушки и т.д.) собрать "то, не знаю что".




«Учимся говорить правильно»









«Учимся говорить правильно»

"Неречевые звуки"

Разделы представлены серией тематических и сюжетных интерактивных экранов, экспериментальных заданий, которые знакомят со звуками окружающего мира, мира неживой и живой природы. В каждом задании предлагается два режима работы: "Изучение" и "Задание".

Режим "Изучение" предполагает интерактивное знакомство детей с разнообразием звуков.

Режим "Задание" направлен на развитие звуковой и зрительной памяти, внимания.

"Звукоподражание"

"Речевые звуки"

Раздел представлен мультимедийными играми-заданиями нескольких типов и направлен на развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка.

"Развитие связной речи"

Игровые задания раздела: "Слово-действие", "Подбери действие", "Слово-признак", "Подбери признаки", "Составляем описание", "Послушай рассказ" учат детей связно говорить, формулировать целые предложения.














«Баба Яга учится читать»












«Баба Яга учится читать»

«Гуси»

Игра направлена на развитие звукобуквенного синтеза. В задании предлагается расположить буквы в нужном порядке, чтобы получилось слово

«Ворон»

Игра для профилактика оптических нарушений. В ней нужно найти неправильно написанные буквы.

«Липа»

Игра направлена на развитие зрительной памяти. В ней нужно найти пары одинаковых букв, которые открываются по щелчку мыши.

«Болото»

Игра развивает внимание, чувство рифмы. Задача состоит в том, чтобы ответить на загадки в стихах.

«Белка»

Развитие звукобуквенного анализа. Нужно заменить букву, чтобы получилось нужное слово.

«Река»

Игра на развитие слогового синтеза. Задание – составить слово из слогов.

«Окошко»

Развитие зрительного гнозиса. Задание - собери букву из частей

«Муравей»

Игра направлена на звукобуквенный анализ слов. В задании нужно указать букву, с которой начинается название предмета на рисунке.

«Заяц»

Игра на развитие чувства рифмы, памяти. В игре нужно запомнить строку стихотворения и поставь слова в правильном порядке.

«Ёжик»

Задание на развитие звукобуквенного анализа. Задание - если в слове убрать лишние буквы, то получится другое слово.

«Домашний логопед»

Неречевые звуки

Знакомство со звуками предметного мира, мира природы.

Звукоподражание

Знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов.

Речевые звуки

Развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка.

Развитие связной речи

Обучение построению связной речи от словосочетания до текста

«Подарок первокласснику»


Игры-тренажёры

16 игр направленных на развитие внимания, памяти, мышления, закрепление знания числового ряда, слогового состава слова.

Тренажёр по русскому языку

Повторение, тренировка и проверка знаний по темам: заглавная буква, предлог, гласные и согласные звуки, слоги, перенос слов, обозначение мягкости согласных звуков, сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, парные глухие и звонкие согласные, гласные буквы в ударном и безударном положении, слова, которые отвечают на вопросы Кто? Что? Какой? Какое? Какие? Что делают? Что делает?






Ожидаемые результаты:

  • Коррекция дефектного звукопроизношения.

  • Развитие фонематического анализа и синтеза.

  • Коррекция лексико-грамматического строя речи.

  • Развитие связной речи.

  • Формирование навыка обращения с компьютером.

  • Повышение интереса к учебной деятельности.
























Приложение №1.

Примерное тематическое планирование по коррекции дисграфии на фоне фонетико-фонематического нарушения речи (3 класс).


№п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.

2

2.

Развитие способности различать звуки речи по высоте и силе голоса.

2

3.

Развитие чувства ритма, слуховой памяти.

2

4.

Формирование умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу.

3

5.

Формирование умения различать слоги со сходными звуками.

3

6.

Формирование умения воспроизводить слоговые ряды.

2

7.

Формирование умения подбирать слова на заданный звук.

6

8.

Формирование умения опознавать заданный звук изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.

6

9.

Учить подбирать слова близкие по звучанию и смыслу.

2

10.

Дифференциация звуков, близких по акустическим признакам.

6

11.

Дифференциация звуков, близких по артикуляционным признакам.

6

12.

Работа над пониманием смыслоразличительной функции фонемы в словах-паронимах.

2

13.

Закрепление навыка определения позиции звука в слове.

2

14.

Закрепление навыка выделения первого звука в слове.

2

15.

Закрепление навыка определения последнего звука в слове.

2

16.

Закрепление навыка определения последовательности и количества звуков в слове.

4

17.

Закрепление навыка подбора слов на заданное количество звуков.

3

18.

Закрепление навыка подбора слов на заданное количество слогов.

3

19.

Формирование умения выделять предложения из текста.

3

20.

Формирование умения выделять слова из предложения.

3

21.

Формирование умения определять количество и последовательность слов в предложении

2

22.

Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произносимых звуков

2

23.

Формирование слухового контроля за качеством собственного звукопроизношения

2

24.

Совершенствование умения составлять слова из последовательно произносимых звуков (слова из 4 звуков)

2















Приложение №2.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз.

Упражнения выполняется сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. Продолжительность гимнастики – 1-1,5 минуты. Рекомендуются следующие варианты упражнений:

Упражнение 1.

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем открыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Упражнение 2.

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.

Упражнение 3.

Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазных мышц, на счет 10-15.

Упражнение 4.

Быстро перевести взгляд по диагонали: направо-вверх - налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево-вверх -направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 2-3 раза.

Упражнение 5.

Закрыть глаза, не напрягая глазных мышц, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 2-3 раза.

Упражнение 6.

Не поворачивая головы (голова - прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 2-3 раза.

Упражнение 7.

При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 - прямо; после чего аналогичным образом вниз - прямо, вправо - прямо, влево - прямо. Проделать движения по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 2-3 раза.




















Литература.


  1. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. /www. pedsovet.org/

  2. Быковская М. А. Компьютерные развивающие игры в детском саду. /http://festival.1september.ru/

  3. Габдуллина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Волгоград, 2010.

  4. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.

  5. Кочергина Г.Д. Оценка эффективности использования мультимедийных презентаций в педагогическом процессе. /http: //rrrc.roslobr.ru/

  6. Петрова Е. "Развивающие компьютерные игры". Дошкольное воспитание, 2000г., № 8, с. 60 - 68.

  7. Фадеева Ю. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми /http://festival.1september.ru/

  8. Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М.: "Гелиос АРВ", 2000г.

  9. Шмулевский Е.М. Рекомендации педагогам по использованию компьютера в обучении дошкольников. /http: //i-GNOM.ru/