Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
____________
Приказ от « »
ПРОГРАММА
лагеря с дневным пребыванием детей,
организованного на базе
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Пригорской средней школы
Смоленского района Смоленской области
«Мы за здоровый образ жизни»
Возраст детей: 7-18 лет.
Срок реализации: лето 2019 г.
Пигорское, 2019г.
Содержание
| | |
1. | Паспорт программы, (информационная карта) | |
2. | Пояснительная записка | |
| 2.1 Актуальность программы 2.2 Цель и задачи программы 2.3 Сроки действия программы 2.4 Ожидаемые результаты 2.5 Принципы построения программы 2.6 Объективные факторы работы | |
3. | Этапы реализации программы | |
4. | Условия реализации программы | |
5. | .Содержание программы 5.1 Направления и виды деятельности 5.2 Схема управления программой | |
6. | Мониторинг эффективности программы | |
7. | Ожидаемые результаты | |
| 7.1 Ожидаемые результаты | |
| 7.2 Факторы риска | |
8. | Достигнутые результаты | |
9. | Список использованных источников | |
10. | Приложения Режим работы лагеря с дневным пребывание детей План мероприятий лагеря с дневным пребыванием детей Инструментарий по оцениванию эффективности реализации программы Фотоотчёт о рабате лагеря. | |
Паспорт программы, (информационная карта)
1 | Полное название программы | Программа лагеря с дневным пребыванием детей, организованного на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Пригорской средней школы Смоленского района Смоленской области «Мы за здоровый образ жизни» |
2 | Цель программы | Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление, творческое и интеллектуальное развитие. |
3 | Адрес проектной деятельности (для кого, количество участников, география участников) | Проект разработан для 50 детей от 7 до 18 лет, обучающихся в школе. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, опекаемым детям, детям-инвалидам, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, родителей-инвалидов, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. |
4 | Сроки реализации программы | Программа является краткосрочной и реализуется в течение лагерной смены со 01.06.2019 по 26.06.2019 года. |
5 | Направление деятельности, направленность программы | Данная программа является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях лагеря: - спортивно – оздоровительное; - художественно-эстетическое и досуговое; - гражданско-патриотическое; - эколого – краеведческое; - профилактическое. |
6 | Краткое содержание программы | Деятельность лагеря направлена на создание социально значимого пространства для оздоровления детей, для развития их художественного, технического и социального творчества. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского социума. Погружаясь в атмосферу лагеря, ребенок получает возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку. Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях лагеря. Программа содержит: план мероприятий, реализующих Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения. |
7 | Ожидаемый результат | - укрепление здоровья детей; - развитие у школьников интереса к занятиям физической культурой и спортом; - развитие творческой активности каждого ребенка; - формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры и досуга; - расширение социального опыта; - формирование осознанного отношения к себе, своему здоровью, потребность в ЗОЖ. |
8 | Название организации: | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области |
9 | Авторы программы: | И.Г. Пороховая, учитель начальных классов |
10 | Почтовый адрес организации | |
11 | Ф.И.О. руководителя организации | |
12 | Телефон, факс с указанием кода населенного пункта, электронный адрес организации, авторов | |
13 | Дата создания программы | 2018-2019гг. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.1 Актуальность
Лето - активная пора социализации учащихся, расширения личностного образовательного пространства, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.
Условия летнего оздоровительного отдыха детей с дневным пребыванием уникальны с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Летний отдых сегодня – это наилучшая пора для общения с природой, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, постоянная смена впечатлений, встреча с позитивным неизвестным, поле для творческого развития детей и подростков.
Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами. Досуг, игры, развлечения, различные мероприятия в этой социальной среде побуждают ребенка к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям, имеют познавательный характер.
Каждый год для учащихся от 7 до 18 лет организуется оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе МБОУ Пригорской СШ. Необходимым условием организации полноценного отдыха является вовлечение в досуговую летнюю деятельность ребят из многодетных, малообеспеченных семей и семей, попавших в сложную жизненную ситуацию.
Основная идея программы лагеря с дневным пребыванием детей «Мы за здоровый образ жизни» - создание социально значимого пространства для оздоровления детей, условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности, для формирования осознанного отношения к себе, своему здоровью потребность в ЗОЖ, представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.
Данная программа была разработана для организации оздоровления и организации досуга учащихся в летнее время. При составлении программы учитывались традиции и возможности школы, уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы детей и родителей, опыт прошлых лет по организации летнего оздоровительного отдыха.
2.2 Цель реализации программы - создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление, творческое и интеллектуальное развитие.
Задачи:
реализация системы физического и психологического оздоровления детей в условиях временного коллектива;
приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления;
профилактика детской безнадзорности в каникулярное время;
привитие воспитанникам навыков здорового образа жизни, укрепления здоровья;
формирование у детей навыков общения и толерантности.
формирование осознанного отношения к себе, своему здоровью потребность в ЗОЖ.
2.3 Сроки реализации программы: лето 2019 года: лагерная смена – с 3 по 27 июня, 21 рабочий день.
2.4 Ожидаемые результаты работы лагеря:
- укрепление здоровья детей;
- развитие воспитанников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- развитие творческой активности каждого ребенка;
- расширение социального опыта;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира, потребности в ЗОЖ.
Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.
2.5 Принципы построения программы
Программа лагеря опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в лагере с дневным пребыванием детей является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках лагеря с дневным пребыванием детей предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
- необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
- оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
-вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
-сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
- грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
- грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
- грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
- грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
-добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
-доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
-в учёте интересов детей, их индивидуальных вкусов.
2.6 Объективные факторы работы
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:
1.Временный характер детского объединения.
2.Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.
3.Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
4.Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
5.Природно-климатическая база – природное окружение, чистый воздух является важной составляющей успеха лагеря.
6.Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
Этапы реализации программы
I этап. Подготовительный – февраль - май
Этот этап характеризуется тем, что за 4 месяца до открытия лагеря с дневным пребыванием детей начинается подготовка к летнему сезону.
Деятельностью этого этапа является:
-проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
-издание приказа по школе об организации лагеря с дневным пребыванием на базе школы;
-разработка программы деятельности лагеря с дневным пребыванием детей в летний период;
-подготовка методического материала для работников лагеря;
-отбор кадров для работы лагере;
-составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап. Организационный – июнь
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
-встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
-запуск программы;
-знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап. Практический – июнь
Основной деятельностью этого этапа является:
-реализация основной идеи смены;
-вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;
-работа творческих мастерских.
IV этап. Аналитический – июль
Основной идеей этого этапа является:
-подведение итогов смены;
-выработка перспектив деятельности организации;
-анализ предложений, внесенных детьми, родителями, педагогами, по деятельности лагеря в будущем.
Условия реализации программы
Нормативно-правовые условия:
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189
«Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» СанПиН 2.4.4.2599-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 апреля 2010 г. № 25
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.12.2013 N 73 (ред. от 22.03.2017) "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей" (вместе с "СанПиН 2.4.4.3155-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 18.04.2014 N 32024)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.03.2017 N 38 "О внесении изменений в СанПиН 2.4.4.2599-10, СанПиН 2.4.4.3155-13, СанПиН 2.4.4.3048-13, СанПиН 2.4.2.2842-11" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.04.2017 N 46337)
Устав МБОУ Пригорской СШ.
Положение о лагере с дневным пребыванием детей, организованном на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Пригорской средней школы Смоленского района Смоленской области.
Правила внутреннего распорядка лагеря с дневным пребыванием детей, организованного на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Пригорской средней школы Смоленского района Смоленской области
Инструкции по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми лагере дневного пребывания.
Инструкции по охране жизни и здоровья детей и персонала лагеря.
Инструкции по организации и проведению мероприятий.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
План мероприятий.
4.2 Материально-технические условия
Материально-технические условия предусматривают:
№ П/П | Применение | Источник финансирования и материальная база | Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 |
Кабинеты | Игровые комнаты | Материальная база школы. | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Спортивный зал | Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды) | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатели, инструктор по физической культуре технический персонал |
Спортивная площадка | Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Школьный двор | Отрядные дела, игры-путешествия | Материальная база школы | Воспитатели, администрация лагеря |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря | Материальная база школы | Библиотекарь |
Школьная столовая | Завтрак, обед | Бюджет | Повар |
Комнаты гигиены | Туалеты, санитарный уголок | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Кадровое обеспечение
Система подготовки педагогических кадров для работы в лагере:
Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов.
Педагогический коллектив представлен педагогами МБОУ Пригорская СШ - людьми-единомышленниками, имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях дневного пребывания.
Для проведения спортивных мероприятий, мониторинга состояния здоровья привлекается учитель физической культуры.
Административно-хозяйственная деятельность лагеря обеспечивается постоянными сотрудниками МБОУ Пригорская СШ, имеющими соответствующее профессиональное образование.
Кадровое обеспечение программы:
Начальник лагеря.
Старшая вожатая.
Воспитатели.
Повара.
Кладовщик.
Рабочая по кухне.
Уборщик помещений.
Инструктор по физической культуре.
Заместитель директора по АХЧ.
Подбор начальника лагеря, воспитателей проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит своей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Старшая вожатая проводит воспитательную работу, организует активный отдых учащихся, несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следит за исполнением программы смены лагеря.
Воспитатели организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников. Функции воспитателя заключаются в полной организации жизнедеятельности своего отряда: дежурство, труд по самообслуживанию, организация участия в мероприятиях. Воспитатель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка своего отряда.
Инструктор по физической культуре организует спортивные мероприятия, проводит инструктажи по ТБ, несет персональную ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Начальник и педагогический коллектив, зам. директора по АХЧ отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
4.4 Методическое обеспечение программы:
Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом.
Словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности).
Подвижные игры – проводятся для смены деятельности на занятиях, может и проводится и в конце занятия.
Целевые прогулки, экскурсии – проводятся с целью ознакомления с окружающим миром.
Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения.
Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.
Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам.
Инсценировки сказок – проводятся для ознакомления детей со сказкой, снятия напряжения.
Проведение праздников – проводятся с целью закрепления материала и создания положительных эмоций у детей.
Рисование - проводится с целью развития памяти, воображения, мышления.
Работа с семьей - проводится с целью привлечения родителей к совместной деятельности: участие в викторинах, развлечениях, экскурсиях.
4.5 Взаимодействие и сотрудничество
Отдых детей и подростков организован во взаимодействии со следующими учреждениями:
- МБО ДОД Пригорская школа искусств;
- МБУК РДК Смоленского района;
- Пригорская районная сельская библиотека;
- Пригорская амбулатория;
- Отделение почтовой связи 214 518 с. Пригорское;
- Аптека ИП Ожерельева Ю. А.;
- Отделение Сбербанк России №0408609020 с. Пригорское.
- Пожарная часть №71 с. Пригорское
5.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
5.1 НАПРАВЛЕНИЯ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данная программа направлена на реализацию следующих направлений деятельности:
физкультурно-оздоровительное;
гражданско - патриотическое;
художественно – эстетическое;
досуговое;
эколого - краеведческое.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Планируется:
- проведение работы по вовлечению детей в занятия физкультурой и спортом,
проведение «Минуток здоровья», способствующих формированию здорового образа жизни, преодолению вредных привычек, профилактике табакокурения, наркомании, токсикомании;
- проведение утренней гимнастики на свежем воздухе;
- организация на спортивной площадке и в спортивном зале различных спортивных соревнований:
«Весёлые эстафеты»,
спортивные конкурсы,
первенство лагеря по игровым видам спорта: футбол, теннис, шашки, пионербол,
игры на воздухе,
солнечные ванны (загорание).
Основные формы организации:
утренняя гимнастика (зарядка);
«Минутки здоровья»,
спортивные игры на спортивной площадке;
подвижные игры на свежем воздухе.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в спортивном зале. Одна из задач данного режимного момента - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Ежедневное проведение с привлечение врача педиатра «Минуток здоровья» способствует формированию здорового образа жизни, преодолению вредных привычек, формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира, потребности в ЗОЖ.
Подвижные и спортивные игры, эстафеты включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Гражданско - патриотическая деятельность
Воспитание школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, школы, родного края; от воспитания любви к родной школе и отчему дому к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
Приобщение к духовным ценностям российской истории.
Формы организации патриотической деятельности:
Праздничная программа «Я люблю тебя , Россия!».
Экскурсии в школьный музей, на памятник.
День памяти.
Разучивание подвижные народные игры (Лапта, городки).
Отрядные часы, расширяющие кругозор детей, помогающие ребенку осмыслить свое место в мире и усвоить такие ценности как «Отечество», «Семья», «Родина».
Акция «Триколор».
Творческие конкурсы.
Изобразительная деятельность.
Художественно – эстетическая деятельность.
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
изобразительная деятельность;
тематические дни;
кружковая работа;
конкурсные программы;
творческие конкурсы и игры;
игровые творческие программы;
праздники;
выставки.
Досуговая деятельность
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Виды досуговой деятельности:
развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: экскурсии, спортивные соревнования, представления, прогулки;
отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств;
общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интерес
Эколого – краеведческая деятельность.
Воспитание бережного отношения к природе.
Воспитаниедетей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, школы, родного края; от воспитания любви к родной школе и отчему дому к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу малой родины;
Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
Приобщение к духовным ценностям истории родного края.
Формы организации патриотической деятельности:
Конкурсная программа по краеведению.
Отрядные часы, расширяющие кругозор детей, помогающие ребенку осмыслить свое место в природе и усвоить правила поведения в природе.
Экскурсии.
День леса.
Выставка рисунков «Спасём лес от пожаров».
Творческие конкурсы.
5.2 Схема управления программой
Участниками данной программы являются дети в возрасте от 7 до 18 лет различных социальных групп.
Для организации работы по реализации программы смены:
-проводятся ежедневные планерки воспитателей;
-составляются планы работы отрядных воспитателей, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
-оказывается методическая и консультативная помощь педагогам;
-сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;
-проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.
В основе воспитательной системы – активный подход к реализации детского самоуправления в форме совета командиров (обеспечивает порядок и жизнедеятельность лагеря) и инициативных групп (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней). Основным по значимости в лагере является совет командиров.
Обязанности командира отряда:
-посещать сбор совета командиров и доводить до отряда всю информацию, полученную на совете;
-планировать совместно с воспитателями работу своего отряда;
-следить за выполнением режимных моментов;
-отвечать за одно из направлений работы.
Законы отряда:
Всегда быть доброжелательными и внимательными друг к другу.
Уважать старших.
Быть сплоченными и организованными.
Ответственно подходить к любому делу.
Соблюдать режим лагеря.
Без опозданий приходить на мероприятия.
Своевременно и до конца выполнять все поручения.
Всегда и везде сохранять порядок.
Никогда не сквернословить, не ругаться и не ссориться.
Внимательно слушать и не перебивать собеседника.
На коллективых делах поддерживать не только свой отряд, но и другие отряды.
Соблюдать традиции отряда.
Соблюдать традиции лагеря.
6. Мониторинг эффективности реализации программы.
Критерии оценки эффективности функционирования воспитательной программы
|
Организация оздоровительного отдыха детей и подростков в рамках физкультурно-оздоровительного направления: |
Критерии | Показатели | Методы |
Сохранение и укрепление здоровья | Соблюдение режима дня. Сбалансированное питание. Участие детей в спортивно – массовых мероприятиях. Эффективность целостного здоровья детей и подростков, % детей, участвующих в спортивных мероприятиях. Количество детей, получивших оздоровительный эффект от предоставленных медицинских услуг. | Анкетирование. Диагностика индивидуального здоровья детей и подростков. Качество питания. Собеседование. Отсутствие травм. |
Организация оздоровительного отдыха детей и подростков в рамках гражданско-патриотического направления: |
Приобретение практических умений и навыков эффективной коммуникации, самоконтроля, благотворительной деятельности на благо социума. Правовое самосознание детей и подростков разных категорий. | Умение слушать и слышать собеседника (толерантность). Умение приходить на помощь окружающим людям. Умение совершать благотворительные поступки. Реализация социально-значимых проектов. Рефлексия. Навыки психологической защиты, самоконтроля. Самооценка. Коммуникабельность. Формирование ценностных ориентаций. Эмоциональная устойчивость. Наличие мотивации на познавательную деятельность. Отсутствие конфликтов. | Анкетирование. Наблюдение. Сюжетно – ролевые игры. Социально – психологическое консультирование.. Психологические игры, индивидуальные занятия, часы общения. Деятельность органов детского самоуправления. Организация и проведение школьных событий. |
Организация оздоровительного отдыха детей и подростков в рамках творческого направления |
Реализация творческих способностей ребенка. Соответствие услуг системы дополнительного образования потребностям и интересам детей. | Количество и качество проводимых творческих событий. Личная заинтересованность (% участия) детей и подростков в организации и проведении КТД. Количественный показатель участия детей в кружках. | Анкетирование. Наблюдение. Итоговая выставка детских, творческих работ. Навыки самообслуживания Участие в заключительном гала– концерте. Рейтинг популярности творческих мероприятий, клубов, студий. Творческий отчет профильных отрядов и направлений. |
Создание условий для вовлечений каждого ребенка в развивающую деятельность для удовлетворения личных потребностей каждого, для развития детской одаренности |
Система работы по профилактике правонарушений | 1. Снижение асоциального поведения обучающихся. 2. Отсутствие конфликтных ситуаций. | 1. Метод наблюдения (наличие или отсутствие фактов) |
1. Наличие плана работы по профилактике правонарушений и снижению асоциального поведения детей и подростков. 2. Формы и содержание профилактической работы 3. Внедрение программ-тренингов активной психологической защиты для подростков. 4. Формирование культуры ЗБОЖ. | 1.Качество содержания плана мероприятий, уровень социально-педагогических программ индивидуального сопровождения детей и подростков. 2.Организация и проведение тренингов. 3. Анализ данных уровня развития социальной активности личности. 4. Анализ уровня и качества проведения мероприятий, направленных на формирование ценности ЗБОЖ. |
Обеспечение каждому участнику Программы ситуации успеха |
Наличие программ индивидуального развития детей и подростков | Реализация индивидуальных программ развития и воспитания детей учетных категорий. | Анализ успешности детей и подростков (количество и качество фактов их участия в творческих событиях школы) |
Постижение самоценности собственной личности, осознание своей роли в жизни окружающих людей; развитие умения взаимодействовать в группе; развитие социально-личностных компетентностей |
Наличие гражданской позиции, навыков организации личного развивающего маршрута | Осознанное участие детей и подростков в событиях школьной жизни | Наблюдение. Анкетирование. Анализ творческого пути личности во время смены. |
Реализация новых подходов к отбору содержания и форм организации досуга детей и подростков во время летних каникул |
Использование новых форм организации деятельности детей и подростков во время смены | Количество и качество событий для детей, организованных с использованием современных педагогических технологий | Наблюдение. Анализ результативности использования современных педагогических технологий во время событий, организованных при участии детей и для детей |
График проведения мониторинга
№ | Методы | Ответственный | Сроки |
1 | Медицинский осмотр детей | Медицинский работник | 1 и 3 неделя смены |
2 | Входное анкетирование детей и родителей | Воспитатели | 1 неделя смены |
3 | Рефлексия мероприятий | Воспитатели | В течение смены |
4 | Тест «Я в круге» | Воспитатели | 2 неделя смены |
5 | Методика опросника | Воспитатели, психлолг | 1 неделя смены |
6 | Итоговое анкетирование | Воспитатели, психолог | 3 неделя смены |
7 | Наблюдение | Воспитатели, психолог | В течение смены |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7.1 В ходе реализации данной программы ожидается:
Для детей:
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов).
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.
Для педагогов:
Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период.
Повышение уровня педагогического мастерства.
Для родителей:
Удовлетворённость родителей летним отдыхом детей.
Примеры показателей результативности.
Освоение теоретических материалов. В основе программы лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Формирование практических компетенций. Организация творческого пространства представляет возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления. Предоставление ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
Здоровьесберегающие показатели. Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива. Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка.
Факторы риска
Фактор риска | Меры профилактики |
низкая активность детей в реализации программы | Выявление индивидуальных способностей и интересов ребенка для приобщения и занятости другой деятельностью (социально-значимой, спортивной, организационной и т.д.) |
неблагоприятные погодные условия | Организация мероприятий согласно тематике смен в 2-х вариантах (на основе учета погоды: на свежем воздухе – в хорошую погоду, в помещениях лагеря на плохие погодные условия) |
недостаточная психологическая компетентность воспитательского коллектива | Проведение инструктивно-методических сборов с теоретическими и практическими занятиями. Планирование взаимозаменяемости воспитателей педагогами лагеря. Индивидуальная работа с воспитателями по коррекции содержания работы. |
Изменение климатических условий (дождь) | Перенос мероприятия с улицы в помещение |
Кадровые изменения (отсутствие педагога по уважительной причине) | Производить замену на время отсутствия из числа педагогов доп. образования и администрации лагеря |
Не достижение целей или не выполнение задач, проведенных событий. | Анализ, выработка рекомендаций, работа над ошибками. |
Усталость педагогического коллектива | Четкое распределение обязанностей, объединение коллективных усилий в сложных ситуациях. |
Утомляемость детей | Хорошая организация мероприятий, чередование игровой деятельности с творческой, интеллектуальной, спортивной и др. |
Эмоциональное сгорание | Тщательная подготовка программы смены. Разработка корпоративной культуры, использование стимулирования деятельности. |
Травматизм | Инструктаж по технике безопасности. Исключение травмоопасных ситуаций, бдительность и ответственность за здоровье и жизнь детей. |
Недостаточность спортивного и игрового инвентаря | Своевременное и достаточное обеспечение. |
Подвижные игры на улице | Чередование игр на улице и в помещении. |
Жара, палящее солнце. | Защита головы от солнечного удара, питьевой режим. Не позволять длительное время, находится на открытом солнце |
Клещевая опасность | Противоклещевая обработка территории лагеря; Ежедневные осмотры младших детей и самоосмотры детей старшего школьного возраста; Не планировать походов и выездов в лес и на необработанную территорию. |
Нарушение правил дорожного движения | Беседы, лекции, практические занятия по предупреждению и профилактике ДТП. |
Травмы и ушибы. | Инструктаж по ТБ Предупреждение и профилактика. Иметь средство для дезинфекции ссадин и ран, порезов. Помощь медицинского работника. |
Кишечные инфекции. | Постоянное мытьё рук перед едой и после посещения туалета. Беседы медицинского работника по теме. |
Отсутствие воды. | Запас питьевой воды, два комплекта чистой посуды. |
Недостаточная психологическая компетентность воспитательного коллектива | Проведение инструктивно-методических сборов с теоретическими и практическими занятиями с учителями, временно исполняющими обязанности воспитателей. Планирование взаимозаменяемости воспитателей из числа педагогических работников школы. Индивидуальная работа с учителями, временно исполняющими обязанности воспитателя, по коррекции содержания работы с отрядом. |
Низкая активность детей и подростков в реализации Программы | Организовать индивидуальную работу: беседа воспитателя, помощь психолога. Выявление индивидуальных способностей и интересов детей и подростков для приобщения и занятости другой деятельностью: интеллектуальной, исследовательской, творческой, поисковой, социально значимой, спортивной, организаторской |
Терроризм. | Инструктаж по ТБ для взрослых и детей. Профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев. |
Достигнутые результаты
По итогам летнего оздоровления ….
Список использованных источников
Методическая литература
1. Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база) - Волгоград: Издательство «Учитель». 2006.
2. Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д: Феникс. 2005. - 311с.
3. Руденко В.И. Лучшие сценарии для летнего лагеря. – М., 2006 г.
4. Гончарова Е.И., Е.В.Савченко, О.Е. Жиренко. Школьный летний лагерь. Москва «ВАКО» 2004 г.
5. Программа летнего оздоровительного пришкольного лагеря «Солнышко» [http://festival.1september.ru/articles/573118/].
6. Сергей Афанасьев, Сергей Коморин. 300 конкурсов для ребят разного возраста. - МЦ «Вариант», г. Кострома, 2000.
7. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2008. – 288с.
8.Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
9.Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
10.Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
11.Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
12.Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
13.Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
14. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.
Электронные образовательные ресурсы
Название ЭОР | Вид электронного образовательного ресурса |
http://www.openclass.ru | Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. |
http://www.ug.ru | Сайт Учительской газеты |
http://schoollibrary.ioso.ru | (школьная библиотека) |
Список использованных ресурсов: |
http://www.lib.ru | http://m-proektov.narod.ru/data/main-5/topic-1/page08.html http://www.nachalka.com/book/export/html/326 http://school3aksay.ucoz.ru/load/vystuplenija/doklady/proektnaja_dejatelnost_uchashhikhsja_nachalnoj_shkoly_kak_odin_iz_metodov_lichnostno_orientirovannogo_obuchenija_iz_opyta_raboty_esmagulova_g_s/22-1-0-251 http://www.deti-66.ru/forteachers/primaryschool/o-mir/2143.html http://school4.k-ur.ru/zerno.html |
Электронная библиотека |
www.rvb.ru | Русская виртуальная библиотека |
www.virlib.ru | Виртуальная библиотека |
http://www.chtenie-21.ru | сайт «Чтение - 21 век» |
http://www.fio.ru | Федерация Интернет-образования |
http://it-n.ru | Сеть творческих учителей |
http://rus.1september.ru | Сайт газеты "Первое сентября. /методические материалы/ |
http://som.fsio.ru | Сетевое объединение методистов |
http://gramota.ru | Портал по культуре речи |
http://slova.ndo.ru | Крылатые слова и выражения |