Бюджетное муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Лицей №7» им. А.А. Лагуткина
г.Березовский
Программа
детского пришкольного оздоровительного лагеря
«Улыбка»
с дневным пребыванием детей
2020
Паспорт программы.
1. Полное название программы | Программа деятельности детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Улыбка» |
2. Разработчики | Кузнецова Н.Ю., Сиделева И.Г. |
3. Территория, представившая программу | г. Березовский Свердловской области |
4. Название организации | БМАОУ «Лицей №7» им.А.А. Лагуткина |
5. Адрес организации | г. Березовский ул.Ак. Королева 1 |
6. Направленность программы | комплексная |
7. Характеристика целевой группы (возраст детей, специфика, если есть (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ОВЗ и др.) | Дети в возрасте от 6 до 17 лет |
8. Краткая аннотация содержания программы | В программе учитывается возраст учащихся 7 – 15 лет, как наиболее эффективный для патриотического воспитания, формирования социально-нравственного отношения к другим людям, к окружающей среде, к событиям из истории России и по отношению к себе. |
6. Цель программы | формирование чувства гражданственности, патриотизма, любви и уважения к историческому наследию своей Родины. Создание оптимальных условий для отдыха, оздоровления и творческого развития детей и подростков. |
8. Сроки проведения | С 1 по 15 августа 2020 г. |
9. Количество смен | 1 смена |
10. Место проведения | г. Березовский ул.Ак. Королева 1 |
11. Директор | Архипова Л.И. |
12. Кадры | Педагоги лицея |
13. Официальный язык проекта | русский |
14. Общее количество детей участников | 175 |
15. География участников | Свердловская область, г. Березовский |
16.Условия участия в программе | Наличие путевки, |
17.Условия размещения детей | Учебные кабинеты, столовая , актовый зал, спортзал. |
Пояснительная записка
И
гры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.
М. Монтень
Лето - наилучшая пора, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно-значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации. Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.
2020 год - год памяти и славы в РФ. Президент РФ Владимир Путин подписал соответствующий Указ от 8 июля 2019 г. № 327. Согласно документу Год памяти и славы учрежден в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей. Во все времена войны приносили горе, смерть, разрушение. Особенно трагической и страшной была Великая Отечественная война 1941 – 1945 года. Неслучайно её называют Великой, так как она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на СССР. Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне с взрослыми принимали дети.
И пусть этот год будет ещё лучше, чем прежде. Пусть ещё долго живут то поколение людей, кому не пришлось увидеть счастье в детстве. Всё меньше остаётся ветеранов войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться. Их самоотверженный труд - прекрасный пример для нас. Пусть будет на земле мир и покой! Пусть летят самолёты только для мирной цели. Нам не нужна такая страшная война. Все мы призываем и голосуем за Мир и за Дружбу! Мы рождены для жизни и будем жить! Мы против любой войны!
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха, воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе БМАОУ «Лицей №7» им.А.А.Лагуткина г. Березовский для учащихся проводится ежегодно. В этом году отдыхают дошкольники и учащиеся 1-8 классов. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
Цели и задачи программы
Цель - формирование чувства гражданственности, патриотизма, любви и уважения к историческому наследию своей Родины. Создание оптимальных условий для отдыха, оздоровления и творческого развития детей и подростков.
Задачи:
Стимулировать интерес к истории России;
Организовать полноценный культурный досуг детей с учётом их интересов, потребностей и возможностей для самореализации и творческого роста;
Пропагандировать здоровый образ жизни среди подрастающего поколения;
Сформировать умения межличностного и межгруппового общения на основе приоритета общечеловеческих ценностей;
Воспитывать у детей чувства уважения во взаимоотношениях между детьми, между детьми и педагогами, между детьми и старшим поколением.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ПОЛ «Летняя сказка» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Принцип добровольности: каждый человек вправе участвовать в добровольческой деятельности по собственному желанию. Решение о принятии участия в добровольческой деятельности не может быть сделано под прямым или косвенным нажимом.
7. Принцип бескорыстности:
- Добровольческая деятельность не должна преследовать корыстных целей (не должна носить скрытый корыстный характер).
- Добровольческая деятельность не должна являться основной трудовой занятостью.
Принцип социальной значимости:
- Востребованность и соответствие актуальным потребностям развития отдельных граждан, местного сообщества, других объектов добровольческой деятельности.
- Законность добровольческой деятельности должна иметь безусловный характер.
- Гуманизм целей и задач добровольческой деятельности придает им общечеловеческое значение.
9.Принцип личной значимости
- Добровольческая деятельность должна носить значимый характер для личностного развития добровольца.
-Добровольческая деятельность должна способствовать удовлетворению личностно значимых, социально позитивных потребностей.
- Организация добровольческой деятельности должна учитывать индивидуальные особенности добровольцев.
Формы работы:
Конкурсные программы;
Фестивали;
Оздоровительные мероприятия;
Спортивные соревнования;
Экскурсионная работа;
Информационно - лекционная работа;
Развлекательно - познавательная деятельность;
Акции (милосердие, шефство);
Диспуты, дискуссии, круглые столы, ролевые игры;
Открытый микрофон;
Презентации;
Культурно - массовая просветительская работа (агитбригады);
Физкультурно – оздоровительная работа
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
Укрепление здоровья детей;
Выработка и укрепление гигиенических навыков;
Воспитание привычки к здоровому образу жизни;
Расширение знаний об охране здоровья;
Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы
Основные формы организации:
Утренняя гимнастика (зарядка)
Спортивные игры на стадионе, спортивной площадке.
Подвижные игры на свежем воздухе (Игры - вертушки «Тропа доверия, «Захват территории»)
Эстафеты (спортивная игра «Веселые старты»)
Тематический день «Олимпиада – 2019»
С-витаминизация.
Кислородные коктейли
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Э
стетическое направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.
Задачи эстетической деятельности:
Культивировать в детях чувство прекрасного;
Формировать навыки культурного поведения и общения;
Прививать детям эстетический вкус.
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере действуем в направлениях:
- занятия музыкой, пением, танцами;
- общение с книгой;
- изучение, оберегание, понимание природы;
- другие виды искусств.
Основные формы проведения:
Художественно – творческая деятельность
Художественно-творческая деятельность –особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основное назначение художественно-творческой деятельности в лагере - развитие креативности детей и подростков.
Задачи художественно-творческой деятельности:
развитие творческой активности личности ребенка;
формирование интереса к творчеству, музыке ит.д.
Формы организации художественно-эстетической деятельности:
Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наша гримерная», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем театре…»)
Конкурсные программы («Один в один», «Лучшая пародия», …)
Творческие конкурсы («Аншлаг! Аншлаг!»)
Игровые творческие программы («Бродячие актеры»)
Концерты («Звездопад», «Поздравляем июнят!»)
Выставки, ярмарки, мастер-классы
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Т
рудовая деятельность
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Основные формы работы:
Труд по самообслуживанию;
Общественно значимый труд. (уборка помещения театра)
Труд по самообслуживанию имеет целью удовлетворение бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в себя уборку помещений от мусора , раскладывание настольных игр по местам,создание уюта.
Дети привлекаются к самообслуживанию в студиях, секциях, кружках, кабинетах, в которых они занимаются.
Национально-патриотическое воспитание
Задачи национально – патриотического воспитания:
формирование любви и уважения к национальной культуре, истории, традициям;
воспитание активной гражданской позиции;
знакомство с основными событиями и героями ВОВ.
Основные формы работы:
Конкурсы рисунков;
Конкурсы стихов, сочинений;
Тематические концерты, разучивание песен по тематике;
О
бразовательная деятельность
В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Отсюда основные задачи образовательной деятельности:
Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире;
Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
Основные формы работы:
Посещение библиотеки, концертов, спектаклей и т.д.
Экскурсии
Д
осуговая деятельность
Задачи досуговой деятельности:
Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.
Организовать деятельность творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Виды досуговой деятельности:
развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, прогулки, путешествия;
отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Кружковая деятельность
Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в периода каждой смены работаю постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.
Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.
Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.
Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:
изучение интересов детей;
презентация кружков на линейке в начале смены
ознакомление детей с режимом работы кружков;
самоопределение детей и запись их в кружки;
деятельность ребят в кружках;
текущее отражение результатов деятельности детей;
подведение итогов работы кружков в конце смены.
Ожидаемые результаты
1. Воспитание в детях любви к Родине, привитие интереса к её истории, культуре, традициям и обычаям.
2. Расширение кругозора учащихся, развитие их познавательных интересов.
3. Укрепление физического и психического здоровья детей.
4. Развитие индивидуальных способностей детей, приобщение к творческой деятельности,
5. Охват организованным отдыхом детей, находящихся в период каникул на территории посёлка Новоберезовский.
6. Создание необходимых условий для самореализации учащихся в различных сферах деятельности.
Взрослые участники программы (педагоги): освоят и совершенствуют методики организации досуговой деятельности детей; реализуют инновационные методики организации коллективной работы в условиях детского пришкольного лагеря.
М
еханизм реализации программы
Лагерная смена проводится в рамках игры.
Легенда смены (Приложение 3)
Педагогической основой программы должна стать игра. Игра- фактор социального развития личности. Игра включает в себя поиск, труд, наблюдение, овладение навыками. Она, как добрый друг, знакомит детей с интересными людьми, с окружающим миром. Каждый участник игры имеет свою роль, но не всегда должен следовать строгому сценарию. Иногда он может действовать по своему усмотрению. Коллектив определяет канву игры, правила и принципы жизнедеятельности, нормы поведения, которые могут корректироваться в процессе игры. В основу игры положен принцип развивающего отдыха, способствующий процессу дальнейшего развития личности ребенка.
I этап. Подготовительный(апрель-май) .
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Улыбка»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
формирование призового фонда – грамоты, сувениры;
оформление фойе, отрядных комнат;
оформление уголков «Пожарная безопасность», «ПДД», уголка для родителей;
проведение инструктажей с работниками лагеря.
II этап. Организационный (первые два дня смены).
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей
запуск программы «Потомки Великой Победы»;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап. Основной (август).
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
работа творческих мастерских;
воспитание культуры поведения;
создание условий для раскрытия творческих способностей каждого ребёнка, развитие личностных компетентностей, а также духовно-нравственных ценностей в процессе театрально-игровой деятельности.
формирование у школьников коммуникативных навыков.
IV этап. Заключительный (последние 2-3 дня).
Завершающий этап игры. анализ активности каждого из ее участников, награждение коллективов и отдельных участников игры, закрытие смены).
IV этап. Рефлексивно-аналитический (последние 2-3 дня).
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
проведение анкетирования среди детей;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Педагогические принципы программы
1. «Дойти до каждого» - это основной принцип работы лагеря. В отряде 25 человек, что является почти оптимальным для организации работы в творческих мастерских, и внутриотрядной жизни.
2. «Работа на творческий процесс и конкретный результат» - это принцип, по которому дети от пассивных поглотителей информации становятся творцами, созидателями. Работа мастерских завершается выставками, итоговыми показами. Руководители должны чётко представлять, над чем и ради чего они работают.
3. «Уважай личность ребёнка». – Создаётся атмосфера бережного отношения к личности ребёнка.
4. «Принцип открытых дверей». – Все службы лагеря, доступны ребёнку (мастерские, спорт, площадка библиотека) не имеют ограниченного режима работы в течение дня.
5. «У каждого своё дело, а вместе мы команда». – Каждый в лагере занят своим делом, у каждого своя ответственность, но общий результат.
6. «Принцип красной линии». – В работе с детьми всегда должна быть некая «ватерлиния», за которую переходить опасно. «Красная линия» - это грань риска, грань меры, грань разумного и допустимого во всем: - в отношениях содружества воспитателя и детей, приятельски-товарищеских контактах и связях, которые создает демократическая сфера досуга.
7. «Принцип могучей кучки». – Досуг в целом - дело коллективное, радость удачи делится обычно на всех. Скажем, футбольная победа или успех праздник того, чтобы эффективность совместного творческого деяния была наивысшей, каждый участник должен четко осознавать общественную значимость как своих действий, так и действий всех участников в целом. Чем престижней задача проводимого мероприятия, тем здоровей - при прочих равных - общий дух, тот самый психологический климат которого не жизнь, а маскарад жизни. Причем под престижностью следует понимать проведение этой задачи через сердца всех. Вот для такого успеха нужна "могучая кучка", союз единомышленников, спаянных и вдохновленных сознанием важности выполняемой задачи.
8. «Принцип фельдмаршала Кутузова». – Он может вызвать улыбку. Но иногда, чтобы иметь успех и естественное развитие событий, надо терпеливо подождать, не форсировать эти события, ничего не предпринимать. Так поступил Михаил Кутузов в войне 1812 года с французами. Он побеждал тем, что просто ждал, как развернутся сами по себе военные перипетии. Вроде бы ничего не делал, но делал победу. Мы много суетимся, блефуем, делаем «вид», вечно подгоняем ребят. А ведь досуг - их личное, добровольное дело.
9. «Принцип горы». – В работе, сотрудничестве с детьми, как в горах, нельзя терять высоты. Ни в чем. Мир ожидания детей высок, а уровень жизни - низок Дети живут скудно, без мечты, без идеала, с нарушенной психикой. Чтобы преодолеть кризис доверия детей ко взрослым, который вырос неимоверно, надо поднять планку высоты помыслов, слов, дел, отношений, в том числе в досуговой деятельности.. Люди в горах обычно все время идут вверх. «Принцип горы" требует неторопливых, но постоянных шагов к высоте.
10. «Принцип антиканонов». – У детей есть чрезвычайно важное - это их энергетика. Принцип антиканонов «толкает» на дерзость выдумки, предполагает формирование личности ребенка в диалогах и дискуссиях с жизнью.
11. «Принцип камня, брошенного в воду». Любой ребенок должен реализоваться. Личная реализация общих ценностей - регулятор социального поведения. Значит, каждого надо "бросить, как камень, в воду, в дело, в творчество", чтобы пошли круги результативности, появились творческие следы.
12. «Принцип опоры на положительные эмоции ребенка». – Существует старая мудрость: ищи в ребенке хорошее, его всегда больше. Чтобы увидеть дурное, большого ума не требуется. Увидеть добрые начала и опереться на них - вот принцип общей и досуговой педагогики.
Положительное и прекрасное рождает добро. Сам по себе качественный досуг одобряет, выпрямляет, ободряет и реабилитирует детей. И вместе с тем, в его сфере так необходима опора на любые положительные эмоции ребенка. Такая опора окрыляет. Ребенок кажется себе еще лучше, если кто-то замечает и оценивает его рост.
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
Устав БМАОУ «Лицей №7» им. А.А. Лагуткина
Положение о лагере дневного пребывания.
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Приказы Управления образования.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
Акт приемки лагеря.
2.Материально-технические условия предусматривают:
| Применение | Источник финансирования и материальная база | Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 |
Кабинеты | Игровые комнаты | Материальная база школы. Средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Спортивный зал | Занятия спортом, состязания, линейка ( в случае плохой погоды) | Материальная база школы | Спортивный руководитель |
Спортивная площадка | Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания | Материальная база школы | Спортивный руководитель |
Школьный двор | Отрядные дела, игры-путешествия | Материальная база школы | Воспитатели, администрация лагеря |
Актовый зал | Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской | Материальная база школы | Воспитатели, администрация лагеря |
Медицинский кабинет | Медицинский контроль мероприятий | Материальная база школы | Медицинский работник школы |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря | Материальная база школы | Библиотекарь |
Школьная столовая | Завтрак, обед, полдник | Фонд социального страхования | Заведующая пищеблоком |
Комнаты кружковой работы | Кружки рукоделия, рисования, моделирования | Средства на закупку материалов для поделок и занятий в кружках | Начальник лагеря |
Методический кабинет | Творческая мастерская вожатых, воспитателей, руководителей кружков | Материальная база школы | Старший воспитатель |
Комнаты гигиены | Туалеты, места для мытья ног, сушилки для полотенец, раздевалки | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
начальник лагеря, заместитель директора по ВР;
педагог-организатор;
преподаватель физической культуры
Кураторы отрядов:
Руководители творческих мастерских
3.Методические условия предусматривают:
наличие необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела
творческие мастерские
индивидуальная работа
деловые и ролевые игры
Система контроля и оценки результатов по целям и задачам.
В заключительном периоде отслеживается степень реализации цели и задач смены.
Проводятся уточняющие беседы на темы:
- мои впечатления от смены,
- анализ мероприятий,
- комфорт в отряде.
Проводится диагностики «Я в круге» и «Незаконченное предложение»
А также проводится «Итоговая анкета» Итоговое анкетирование и опрос детей-участников позволит определить наиболее запомнившиеся факты из истории, знаменательные события и героев времен Великой отечественной войны.
Можно провести анкетирование родителей, которое позволит организаторам выявить уровень ожиданий от летней площадки и качество организационной работы по реализации данной программы.
Список литературы и источники:
Афанасьева С.П., Коморин С. В., Тимонин А.И., Что делать с детьми в загородном лагере.- М.: Новая школа,1994
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.
А.П. Гузенко и др. Как сделать отдых детей незабываемым праздникам: материалы авторских смен. ,- Волгоград: Учитель,2007
Е.И. Гончарова, Е.В. Савченко. Школьный летний лагерь. Москва «ВАКО» 2004 год.
Н. Б Коростелёв. Воспитание здорового школьника. – М., 1986г.
О.В. Можейко, О. А. Юрова, И.В. Иванченко. Школа вожатого и воспитателя: материалы для занятий с отрядными педагогами., - Волгоград: Учитель,2007
Е.М. Смекалова. Школа лидерства: Методические рекомендации.- М.: ТЦ сфера,2006
Г.С. Суховейко, Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство. Сборник статей.- М.: ЦГЛ,2006
М. Н. Сысоева. Организация летнего отдыха детей. Москва 2003год;
С.В. Титов. Добро пожаловать, игра! Творческий Центр «Сфера» Москва 2004 год.
Н.Е. Щуркова. Классное руководство: Игровые методики. Москва 2004 год.
Е.Н.Чеканова. Территория игры: сборник программ организации летних оздоровительно-образовательных смен 2013 года. Тюмень, Ребячья республика, 2013. – 164 с.
Е.Н. Чеканова. Тюмень. Воспитание в лагере – воспитание лагерем: Методический сборник из опыта работы АНО ОДООЦ «Ребячья республика» «Ребячья республика», 2016. - 79 с.
Журналы «Педсовет», «Последний звонок», «Педагогическое творчество».
Портал «Вожатый. ру», www.vozhatyi.ru
Сайт «Планерочка», www.planerochka.r
Портал «Сеть творческих учителей», сообщество «Место встречи друзей – детский оздоровительный лагерь» http://www.it-n.ru
РЕЖИМ ДНЯ Приложение 1
8.30 -9.00 | Сбор детей, утренняя гимнастика |
9.00 -9.30 | Общая линейка, зарядка |
9.35 -10.00 | Завтрак |
10.00 -13.30 | Работа по плану отрядов (социально-значимая деятельность, работа мастерских, кружков и секций) |
13.30 -14.00 | Обед |
14.00 -14.30. | Операция «Уют» |
14.30 | Уход детей по домам |
Приложение 2
Календарный план смены
1 день День детства. | Встреча детей. Формирование отрядов. Инструктаж отдыхающих в лагере по правилам безопасного поведения в лагере. Игра «Кругосветка». |
2 день День открытия смены. | Инструктаж «Правила поведения детей на прогулках». Игровая программа «Здравствуй, лето!» Открытие лагерной смены «Эшелон Победы» |
3 день День отряда. | Визитка отрядов «Рода войск в Российской армии». Медосмотр «Мой рост, мой вес». Конкурс «Дорожная азбука в загадках» |
4 день День лета. | Оформление «Красного уголка» взвода. Осторожно, солнце! Инструктаж «Перегревание». |
5 день День творчества. | Конкурс детского рисунка«Они сражались за Родину». Конкурс юных медсестер «Первая помощь и безопасность». |
6 день День спорта. | Час безопасности «Советы доктора Айболита» Игра на территории «Минное поле». |
7 день День друзей. | Конкурс поздравительных открыток для именинников августа. Конкурс рисунков на асфальте «Дети XXI века за мир!» |
8 день День экологии. | Борьба с королем Мусором. Акция по сбору макулатуры. Трудовой десант: уборка территории вокруг школы. Конкурс рисунка на тему «Природа и мы». |
9 день День творчества. | Литературный конкурс «Я вам пишу из 45-го». Интеллектуальная игра «Загадки истории». |
10 день День России. | Песенный марафон «Песни военных лет». Викторина «Работники тыла». |
11 день День смеха. | Комический футбол. Просмотр фильма «Посторонним вход воспрещен» Викторина по просмотру |
12 день День талантов. | Танцевально-театральный батл «Ах, водевиль!» Литературный час «Хлеб той зимы». |
13 день День красоты. | Подготовка к линейке закрытия. Итоговая анкета и итоговый опрос. |
14 день | Линейка-закрытие лагерной смены. Дискотека. Операция «Нас здесь не было!» |
Приложение 3
Легенда смены ЛЕТО-2020
«Потомки Великой Победы»
Все участники – воспитатели, вожатые и воспитанники лагеря – потомки Великой Победы.
Законы потомков:
«Потомки стремятся стать достойными гражданами своего Отечества»
«Потомки бережно хранят природу, культуру и традиции родного края»
«Потомки– верные друзья, помогают младшим и старшим, никого не бросают в беде»
«Потомки хотят больше знать и уметь, стать сильными и добрыми ».
Каждый отряд- это взвод какого либо рода войск. Например, взвод танкистов, взвод артиллеристов и т.д. У каждого взвода своѐ название, девиз, символика и атрибутика, которая обсуждается, выбирается и изготавливается детьми, свои знаки отличия.
По итогам каждого дня лагерной смены взводам будут вручаться символы деловой игры -« Звезда Победы». Это внесет так необходимый дух соревнования. В конце смены победу одерживает взвод, получивший большее количество «звезд Победы»
Приложение 4
Методика "Я в круге"
Проводится дважды - после организационного периода и в конце смены. Позволяет отследить эффективность вхождения детей в микросоциум, степень принятия ими норм и правил совместного проживания.
При обследовании каждому ребенку выдается лист бумаги и карандаш. Предлагается нарисовать окружность. Проводится ассоциативная параллель: окружность - это отряд; соответственно, поставь точку, где ТЫ. При этом дети не должны совещаться, задания выполняют самостоятельно.
Для подведения результатов все рисунки детей собираются и делятся на четыре группы по расположению точки: результаты подсчитываются.
Приложение 5
Методика "Незаконченное предложение"
Самое яркое впечатление за эти дни у меня _____
Из проведенных дел мне больше всего понравилось потому что
Больше всего меня радует
Больше всего я разочаровался в
О тех людях, которые меня окружают, я могу сказать
Я буду протестовать и возмущаться, если
Я буду рад, если
Для своего отряда я хочу предложить
9. Если бы я был вожатым, то я
ну, а если директором лагеря, то
Приложение 6
Итоговая анкета
Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе некоторые вопросы. Надеемся на помощь.
1.Что было самым важным для тебя:
В лагере_______________________________________________________
В твоем отряде _____________________________________________________
В отношениях между людьми_________________________________________
2.Какие события; переживания были самыми запоминающимися?
3.Переживал ли ты здесь такие состояния (если «да», то в связи с чем?)
Восторг ___________________________________________________________
Потрясение________________________________________________________
Обиду_____________________________________________________________
Творчество, полет фантазии__________________________________________
Одиночество_______________________________________________________
Уверенность в себе__________________________________________________
Усталость__________________________________________________________
«Меня не поняли»___________________________________________________
«Я нужен!» ________________________________________________________
Счастье____________________________________________________________
4.Что изменилось в тебе? ____________________________________________
5.Что нового ты узнал (понял) про себя?________________________________
6.Можно ли сказать, что ты чему-то научился в «Улыбке»? Если «да» - чему? _____________________________________________________________
7.Какие радости и трудности ждут тебя в будущем:
Завтра_____________________________________________________________
Через месяц (в сентябре)_____________________________________________
Через год__________________________________________________________
8.Может ли это лето в «Улыбке» помочь тебе в будущем? Если «да», то как?
9.Кому и за что ты бы хотел сказать «спасибо» (постарайся выбрать трех важных для тебя людей.)
Спасибо! за ________________________________________________________
Спасибо! за ________________________________________________________
Спасибо! за ________________________________________________________
10.Пожалуйста, закончи предложения:
Я рад, что _________________________________________________________
Мне жаль, что _____________________________________________________
11.Главное для меня в «Улыбке»- это _________________________________
12.Я надеюсь на ____________________________________________________
13.Твой автограф на память __________________________________________
(Имя, Фамилия) ____________________________________________________
Приложение 7
Итоговый опрос
1. Назовите дату начала Великой Отечественной войны. (22 июня 1941 г.)
2. Сколько лет длилась ВОВ? (4 года)
3. Сколько дней длилась ВОВ? (1418)
4. Назовите дату окончания ВОВ (9 мая 1945 г.)
5. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900)
6. Назовите имя Верховного главнокомандующего советских войск в ВОВ. (И.В. Сталин)
7. Государство, которое без объявления войны вторглось в пределы нашей Родины 22 июня 1941 г.: (Германия).
8. Какое оружие, применяемое в годы ВОВ, называлось ласковым женским именем? (Катюша)
9. Какой орден стал первой советской наградой, учреждённой в годы ВОВ? (Орден Отечественной войны)
10. Какой город в годы ВОВ выдержал 900-дневную осаду немецких войск? (Ленинград)
11.Какая битва привела к коренному перелому в войне и подорвала военную мощь Германии? (Сталинградская)
12.Как называлась единственная транспортная магистраль, проходившая по Ладожскому озеру, связывающая блокадный Ленинград с тыловыми районами с сентября 1941 по март 1943 г.? По этой дороге эвакуировали население, везли в осаждённый город продукты, топливо, оружие. (Дорога жизни)
13.В каком городе находится знаменитый Мамаев курган? (г. Волгоград)
14.Пограничная застава, крепость, первая принявшая на себя удар немецко-фашистских захватчиков? (Брестская крепость)
15.Какому полководцу народ присвоил почетное звание «Маршал Победы»? (Г. К. Жукову)