М
ИНИСТЕРСТВО СЕМЬИ, ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
«Согласовано» Заместитель директора ГБУ РБ Западный МЦ «Семья» ____________Г.Г Залютдинова «____» __________2021 г. | «Утверждаю» Директор ГБУ РБ Западный МЦ «Семья» _________Р.Н. Ахметзянова «____»____________2021 г. |
ПРОГРАММА
«Маленькая академия»
Автор-составитель:
психолог Хасанова А.В.
Руководитель:
Ахметова Л.В.
и.о. руководителя службы семьи
в г. Октябрьский ГБУ РБ Западный МЦ «Семья»
г. Октябрьский
2021 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы………………………………………………………. | 3 |
2. Пояснительная записка …………………………… …………………… | 6 |
2.1 Обоснование актуальности……………………………………………….. | 7 |
2.2 Целевая группа……………………………………………………………. | 8 |
2.3 Цель и задачи программы………………………………………………… | 9 |
2.4 Ожидаемые результаты, целевые индикаторы и методы их оценки…... | 10 |
3. Механизм реализации программы……………………………………... | 12 |
3.1 Этапы и сроки реализации……………………………………………….. | 12 |
3.2 Формы и методы работы…………………………………………………. | 12 |
3.3 Ресурсы…………………………………………………………………….. | 17 |
3.4 Направления деятельности и их содержание…………………………… | 17 |
3.5 План мероприятий………………………………………………………… | 18 |
3.6 Контроль и управление программой…………………………………….. | 19 |
3.7 Оценка результатов программы………………………………………….. | 20 |
Список литературы……………………………………………………….… | 21 |
Приложение 1………………………………………………………………… Приложение 2………………………………………………………………… | 22 27 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | «Маленькая академия» |
Автор программы | Хасанова Альбина Василовна, психолог |
Территория реализации программы | ГО г. Октябрьский Республики Башкортостан |
Учреждение, реализующее программу | ГБУ РБ Западный межрайонный центр «Семья» служба семьи в г. Октябрьский |
Руководитель программы | Ахметова Лиана Венеровна, исполняющий обязанности руководителя службы семьи в г. Октябрьский ГБУ РБ Западный МЦ «Семья» |
Актуальность проблемы | Данная программа является актуальной на сегодняшний день, так как обеспечивает интеллектуальное и физическое развитие, необходимое для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом ведущего вида деятельности детей - игры, и соответствует возрастным особенностям дошкольника. Благодаря игре обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. Играя, ребенок обязательно учится чему-то нужному, полезному, что пригодится ему в детском саду, в школе и в жизни. У детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память, речь, а также мелкая моторика, математические представления, развитие кругозора, творческих способностей. Занятия построены с учетом возрастных критериев. Включают в себя умственную, физическую и творческую активность. Важную роль играет умение взаимодействовать детей друг с другом, быть толерантным в общении со сверстниками. Это облегчит адаптацию в любом коллективе, уменьшит стресс и в конечном итоге даст ребенку больше душевной гармонии. |
Целевая группа | Дети в возрасте 3-5 лет |
Цель программы | Создание условий для гармоничного развития ребенка. |
Задачи программы | - развитие речи (обогащение словаря прилагательными, наречиями, предлогами, прослушивание небольших рассказов без наглядного сопровождения, игры-инсценировки; - развитие мышления в целом и умственных операций в частности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, причинно-следственные связи и т.д.); - развитие внимания (концентрации, распределения, переключения, устойчивости и т.д.), восприятия и памяти (кратковременной и долговременной, зрительной, слуховой, тактильной и т.д.); - углубление знаний об окружающем мире; - развитие целенаправленной двигательной активности и формирование умения двигаться под музыку; - формирование творческих способностей; - обучение основам этикета; - формирование математических представлений (подбор и классификация предметов по цвету, форме и величине, знакомство с геометрическими фигурами, счет до 10, пространственная ориентировка); - развитие мелкой и крупной моторики руки. |
Ожидаемые результаты | - развитие психических процессов детей с учётом их индивидуальных возможностей, - успешное усвоение знаний и умений. |
Целевые индикаторы | - удовлетворённость семей воспитанников услугами, которыми оказывает, - оценка качества получаемой услуги. |
Этапы и сроки реализации | Срок реализации программы - 2 года Этапы реализации программы: I этап – организационный (подготовительный) – 1 месяц II этап – практический (основной) – в течении срока реализации III этап – итоговый (аналитический) – в конце отчетного периода |
Формы и методы работы | Формы организации занятий: групповые, индивидуальные, подгрупповые. Формы проведения занятий: игра, творческие задания, лекторий, беседа, сюжетно - ролевые игры, практические занятия. Методы работы: словесный, наглядный, практический. |
Ресурсы | Кадровые: психолог Материально-технические: компьютер, наглядные пособия, специализированная литература. |
Направления и их содержание | Данная программа «Маленькая академия» направлена на всестороннее развитие ребёнка в эмоциональной, интеллектуальной, социальной сферах, с учетом его возрастных особенностей. |
Мероприятия программы | Развивающие занятия для детей 3- 5 лет. |
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Очень интересно наблюдать за детьми дошкольного возраста. С одной стороны, мы видим просто взрывное развитие: многие дети начинают без умолку говорить и задавать вопросы, с каждым днем усложняя речь вообще и вопросы в частности. Вторые говорят поменьше или даже большую часть времени молчат. Но то, как они выполняют упражнения на логику, мышление, память, говорит само за себя: ребенок растет, развивается.
Большое влияние на развитие играет кризис трех лет. Некоторые дети на время становятся «буками», любят потопать ногами и громко отстаивают свои права. Именно в это время необходимо энергию ребенка направить «в мирное русло».
В это время особенно ярко проявляются особенности характера. Одним очень нравятся подвижные занятия, вторые предпочитают более спокойный вид деятельности – игры с тестом, пластилином, песком. Данные занятия подойдут для ребенка разного темперамента.
Задачи программы:
- развитие речи (обогащение словаря прилагательными, наречиями, предлогами, прослушивание небольших рассказов без наглядного сопровождения, игры-инсценировки;
- развитие мышления в целом и умственных операций в частности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, причинно-следственные связи и т.д.);
- развитие внимания (концентрации, распределения, переключения, устойчивости и т.д.), восприятия и памяти (кратковременной и долговременной, зрительной, слуховой, тактильной и т.д.);
- углубление знаний об окружающем мире;
- развитие целенаправленной двигательной активности и формирование умения двигаться под музыку;
- формирование творческих способностей;
- обучение основам этикета;
- формирование математических представлений (подбор и классификация предметов по цвету, форме и величине, знакомство с геометрическими фигурами, счет до 10, пространственная ориентировка);
- развитие мелкой и крупной моторики руки.
Занятие включает следующие блоки:
- музыкальное приветствие;
- знакомство с окружающим миром (части тела, одежда, комнаты, времена года, животные, птицы и т.д.);
- ритмика (движения под музыку);
- «волшебные пальчики» – развитие мелкой моторики руки;
- массаж с массажными мячиками под релаксирующую музыку;
- упражнения с музыкальными инструментами – колокольчиками, бубенцами, барабанами, кастаньетами, металлофонами;
- эстафета (ходьба по массажным кочкам, мостикам и дорожкам, проползание через туннель, перешагивание через препятствия и т.д.)
2.1 Обоснование актуальности
В дошкольном возрасте наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих все дальнейшее развитие ребенка; поэтому необходимо грамотно использовать те возможности, которые присущие детству.
В основу обучения должно быть положено развитие таких способностей как: подражание, воспризведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, сопоставлять, обобщать и др.
Любознательность побуждает ребенка к движению, а это способствует его интеллектуальному развитию (не только увидеть, но и потрогать, затем выяснить что это такое, зачем, почему и т.д.)
Особое место в данном возрасте имеют эмоции. Они должны быть только положительными. В этом неоценима роль взрослого. От правильного воспитания эмоциональной сферы ребенка зависит его социальная адаптация в будущем. В детстве ребенок очень легко внушаем, беспрекословно верит сказанному, тонко чувствует настроение взрослого и реагирует на интонацию в голосе. Прослеживается прямая связь между положительными эмоциями, хорошим настроением, хорошим физическим развитием и нормальным формированием гармоничной личности.
Поэтому программа «Маленькая академия» направлена на всестороннее развитие ребёнка в эмоциональной, интеллектуальной, социальной сферах, с учетом его возрастных особенностей.
Данная программа является актуальной на сегодняшний день, так как обеспечивает интеллектуальное и физическое развитие, необходимое для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом ведущего вида деятельности детей – игры, и соответствует возрастным особенностям дошкольника. Благодаря игре обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. Играя, ребенок обязательно учится чему-то нужному, полезному, что пригодится ему в детском саду, в школе, да и вообще в жизни. У детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память, речь, а также мелкая моторика, математические представления, развитие кругозора, творческих способностей. Занятия построены с учетом возрастных критериев. Включают в себя умственную, физическую и творческую активность. Научить общаться друг с другом, привить толерантность в общении. Это облегчит им адаптацию в любом коллективе, уменьшит стресс и в конечном итоге даст человеку больше душевной гармонии.
2.2 Целевая группа
Группа детей в возрасте 3-5 лет.
2.3 Цель и задачи программы
Занятия по программе позволяют ребенку найти пути взаимодействия с детьми и взрослыми, что смягчает адаптацию к детскому саду, в школе и в жизни.
Увлекательные игровые занятия с детьми способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воображения, аккуратности, умения доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков.
В основе занятий, лежит игра, так как для детей этого возраста игра – ведущая форма деятельности, наряду с которой важную роль играет слушание рассказов, сказок и стихов.
В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире.
Большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей, развитию креативности, самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, оценке правильности решения. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира.
Целью программы является создание условий для гармоничного развития ребенка.
Задачи программы:
- развитие речи (обогащение словаря прилагательными, наречиями, предлогами, прослушивание небольших рассказов без наглядного сопровождения, игры-инсценировки;
- развитие мышления в целом и умственных операций в частности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, причинно-следственные связи и т.д.);
- развитие внимания (концентрации, распределения, переключения, устойчивости и т.д.), восприятия и памяти (кратковременной и долговременной, зрительной, слуховой, тактильной и т.д.);
- углубление знаний об окружающем мире;
- развитие целенаправленной двигательной активности и формирование умения двигаться под музыку;
- формирование творческих способностей;
- обучение основам этикета;
- формирование математических представлений (подбор и классификация предметов по цвету, форме и величине, знакомство с геометрическими фигурами, счет до 10, пространственная ориентировка);
- развитие мелкой и крупной моторики руки.
2.4 Ожидаемые результаты, целевые индикаторы и методы их оценки.
Создание основы для гармоничного развития ребенка, его познавательной активности, самостоятельности, любознательности, развития творческого потенциала. Ожидаемые результаты для детей: применять усвоенные знания и способы деятельности в повседневной жизни; планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; овладевать умениями и навыками; решать интеллектуальные, творческие и физические задачи, адекватные возрасту. А именно:
- различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение),
- считать в пределах 10, отвечать на вопрос «сколько всего?», сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10,
- пользоваться количественными и порядковыми числительными,
- сравнивать количество предметов в группах, определять, каких предметов больше, меньше, каких равное количество,
- сравнивать два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, одинаковые, равные),
- выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам; двигаться в нужном направлении по сигналу: вперёд и назад, вверх и вниз,
- различать правую и левую руки,
- ориентироваться на листе бумаги,
- узнавать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб),
- называть последовательность времён года, частей суток,
- употреблять в речи простые и сложные предложения,
- пользоваться прямой и косвенной речью,
- составлять небольшой рассказ о предмете, картине, по теме,
- используя фигурки настольного театра, драматизировать отрывки из знакомых сказок,
- называть свои имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, свой домашний адрес, название своего города, название столицы родины,
- называть основные профессии, объяснять, чем занимаются люди этих профессий,
- называть группы предметов обобщающим словом,
- различать окружающие предметы, знать их назначение, характеризовать материалы, из которых они изготовлены,
- основным правилам дорожного движения,
- различать и называть деревья, кустарники по коре, листьям, плодам,
- знать несколько зимующих, перелётных птиц,
- знать и называть некоторых домашних и диких животных,
- правильно произносить все звуки,
- активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый), разнообразные свойства и качества предметов,
- понимать и употреблять слова-антонимы,
- уметь последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения,
- уметь определять место нужного звука в слове,
- выделять первый звук в слове.
Таблица 1
Целевые индикаторы
№ п/п | Значение индикатора (Показателя) | 2021 г. | 2022 г. |
1 | Численность детей участвующих в программе. | 5-10 | |
2 | Число специалистов принимающих участие. | 1 | |
3 | Количество мероприятий по программе. | 48 | |
5 | Число публикаций в печатных средствах массовой информации о ходе и результатах реализации программы. | 1 | |
6 | Число публикаций по тематике программы, размещенных на Интернет-ресурсах. | 4 | |
3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1 Этапы и сроки реализации
Срок реализации программы - 2 года
Этапы реализации программы:
I этап – организационный (подготовительный) – 1 месяц
II этап – практический (основной) – в течении срока реализации
III этап – итоговый (аналитический) – в конце отчетного периода
3.2 Формы и методы работы
Применение игровой деятельности как инструмента расширяет возможности развития детей, позволяет надолго удерживать внимание ребенка, поскольку занятие строится на принципах:
- постоянная обратная связь,
- диалогизация развивающего процесса,
- оптимизация развития (активная стимуляция),
- эмоциональный подъем,
- добровольное участие (свобода выбора),
- свободное пространство, гармонизация развития.
Игровые технологии интенсивного развития способностей дошкольников: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики и квадраты Никитина, сортер, песок.
Каждый ребенок хочет одного – играть. Именно в игре с помощью данных технологий можно развить интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности. Десятки развивающих методик совмещают обучение и игру. Такие как блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Никитина. Почему именно к этим играм устремлено внимание?
Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина – это особенные по своей эффективности пособия, которые помогают сформировать все важные умения, особенно математические и логические. Для занятий с этими пособиями характерен ряд признаков, которые их объединяет:
к ребенку применяется индивидуальный подход, с учетом его личностного развития;
в обучении применяется комплексный подход;
все задачи решаются посредством игры, где присутствует общий сюжет и действует принцип постепенности, от простого к сложному;
в игре взрослый играет наравне с ребенком;
взрослый не подсказывает, а побуждает ребенка самому найти решение.
Одним из наиболее популярных и действенных пособий являются блоки Дьенеша.
Выполняя задания с блоками, дети развивают и тренируют свое логическое мышление, стимулируют познавательные процессы и воображение. Важно также то, что ребенок выполняет эти задачи в уме и одновременно идет предметное действие: выкладывание фигур по определенным правилам, воспроизведение рисунка и др. Такие игры им очень пригодятся во время занятий математикой, и бесспорно влияют на их интеллектуальное развитие.
Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогут игры-исследования, предлагаемые бельгийским учителем начальной школы Джорджом Кюизинером.
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Палочки Кюизенера – это набор из 116 разноцветных палочек разного размера, который позволяет ребенку "через руки" понять состав числа, освоить понятие числовой последовательности.
В ходе игры дети усваивают такие понятия: между, длиннее, шире, одна из, неодинаковые, одинаковые, увеличить на, каждый и т.д. Суть пособия в том, что определенному числу соответствует палочка определенной длины и цвета. Т.е. ребенок может увидеть величину числа и представить его как что-то материальное.
На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, размер, форма.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Кубики Никитина - это уникальные игры, дающие удивительную возможность развития свободной и творческой личности ребенка.
В этих играх заложен огромный потенциал в развитии творческих способностей детей. Ведь из предложенного набора деталей можно придумать самостоятельно бесконечно много игр.
Например, игра "Сложи узор" состоит из набора в 16 кубиков, грани которых раскрашены в разные цвета, и направлена на формирование элементарных математических навыков.
Вначале рассматриваем кубики вместе с ребёнком, обращаем внимание малыша на то, в какие цвета они раскрашены. Вот и первые игры с кубиками для совсем маленьких: учим и закрепляем цвета; считаем кубики – учим понятие количества, формируем начальные навыки счета.
Затем показываем, как из кубиков строить дорожки: первоначально одного цвета. Когда ребенок сможет уверенно справляться с этой задачей, предложите ему составлять разноцветные дорожки.
После освоения этих этапов можно приступать непосредственно к составлению узоров из кубиков.
Играя, малыш научится понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, создавать новые комбинации из имеющихся элементов. Суть всех игр Никитина - формирование у ребенка творческого склада ума, развитие способности создавать что-то новое, решать незнакомые задачи.
Дорастая каждый раз самостоятельно до своего "потолка" ребенок поднимает его все выше и выше. Решение каждой задачи представлено в виде рисунка, узора, сооружения. Это позволяет наглядно сопоставить "задание" с "решением".
Система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, кубиков Никитина способствует более успешному развитию у детей основных приёмов логического мышления, математических способностей и качества усвоения программного материала.
Игры с песком. Позитивно влияют на эмоциональное состояние ребенка, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Свойства песка несут в себе некую загадочность и таинственность и способны завораживать человека. Песок как бы «заземляет» негативную энергию. Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим – успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей. Игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти.
Очень полезно для развития речи:
рисовать пальчиками на песке;
пересыпать песок с ладошки на ладошку, с одного стаканчика в другой;
рыть ямки, погружать руки в песок;
искать в песке зарытые мелкие игрушки;
лепить руками из мокрого песка заборчики, домики, пирожки и т.п., очень хорошо украшать строения мелкими камушками, ракушками, щепочками и пр.
Сортер – несомненно, полезная игрушка, направленная на разностороннее развитие ребенка:
знакомит с понятиями: «одинаковый – разный», «такой же», «похожий», «подходят – не подходят»;
активизирует способности к сравнению, анализу, классификации, сортировке, помогает устанавливать причинно-следственные связи;
развивает память – ребенок запоминает, что чему соответствует, также на память влияет одновременное воздействие на зрение и осязание, тактильные ощущения;
учит различать фигуры по признакам (форма, цвет, количество, текстура);
учит ориентироваться в пространстве;
развивает мелкую моторику, координацию движений, ловкость, которые влияют на мыслительные способности, логическое мышление и речевой аппарат, то есть благодаря этому ребенок может раньше начать говорить.
Главная цель сортера – научить ребенка логически мыслить. Путем сортирования деталей дети не только мыслят, но и подключают аналитические умения, память, цветосочетание.
3.3 Ресурсы
Кадровые: психолог
Материально-технические: компьютер, наглядные пособия, специализированная литература.
Методические:
Нормативно - правовые документы:
Конституция Российской Федерации
Конституция Республики Башкортостан
Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
Закон Республики Башкортостан от 31.12.1999г. № 44-з «Об основных гарантиях прав ребёнка в Республике Башкортостан»
Федеральный закон от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
3.4 Направление деятельности и их содержание
Данная программа по развитию детей 3-5 лет через игру, содержит методические разработки, практический материал. Практическая значимость проекта заключается в создании развивающей среды, которая включает зону для самостоятельной, групповой игровой деятельности.
Содержание программы:
музыкальное приветствие;
знакомство с окружающим миром (части тела, одежда, комнаты, времена года, животные, птицы и т.д.);
ритмика (движения под музыку);
«волшебные пальчики» – развитие мелкой моторики руки;
массаж с массажными мячиками;
упражнения с музыкальными инструментами – колокольчиками, бубенцами, барабанами, кастаньетами, металлофонами;
эстафета (ходьба по массажным кочкам, мостикам и дорожкам, проползание через туннель, перешагивание через препятствия и т.д.).
3.5 План мероприятий
Таблица 2
План мероприятий
Месяц | Темы | Количество часов |
январь | 1.Зимушка-зима 2.Зимующие птицы 3.Животные зимой в лесу 4.Зимние виды спорта | 4 |
февраль | 1.День Святого Валентина 2.Мой любимый папа 3.Транспорт (наземный, водный, воздушный) | 4 |
март | 1.8марта 2.Масленица 3.Весна-красна | 4 |
апрель | 1.Эмоции 2.Космос 3.Как устроен человек? 4.Перелетные птицы | 4 |
май | 1.День Победы 2.Цветы 3.Сказка «Цветик-семицветик» 3.Насекомые | 4 |
июнь | 1.Ах, лето! 2.Народы России 3.Ягоды 4.Деревья | 4 |
июль | 1.Овощи 2.Фрукты 3.Домашние животные 4.Дикие животные | 4 |
август | 1.Геометрические фигуры 2.Изучаем цвета 3.Одежда 4.Мебель | 4 |
сентябрь | 1.Золотая осень 2.Грибы 3.Пожарная безопасность 4.Правила дорожного движения | 4 |
октябрь | 1.День Республики 2.Мои любимые игрушки 3.Морские обитатели | 4 |
ноябрь | 1.Профессии 2.Домашние питомцы 3.Моя любимая мама | 4 |
декабрь | 1.Музыкальные инструменты 2.Природные явления 3.Сказка «Морозко» 4.Новогодняя елочка | 4 |
3.6 Контроль и управление.
1. Предварительный контроль. Он осуществляется до фактического начала работы по программе. Его назначение – заранее проверить план, конспект, содержание. Проанализировать насколько имеется материально - техническое обеспечение, наглядное и практическое оснащение.
2. Текущий контроль. Оценка эффективности проведенных занятий в соответствии с планом программы, в срок исполнения. Разработка рекомендаций, пожеланий для дальнейшей успешной работы по программе.
3. Заключительный контроль. Он проводится при завершении реализации программы. Дается оценка достигнутого результата в ходе реализации программы. Разрабатываются рекомендации для распространения и обобщения опыта работы через СМИ, публикации в журналах, методических пособиях.
3.7 Оценка результатов программы.
Реализация программы должна способствовать созданию условий для организации полноценного и гармоничного развития детей 3-5 лет.
Таблица 3
Оценка результатов программы:
№ п/п | Ожидаемые результаты | Целевые индикаторы | Методов оценки |
До Реализации программы (2021 г.) | После реализации программы (2023 г.) |
1 | Благополучная социальная адаптация в детском саду, школьном коллективе, толерантное общение со сверстниками и взрослыми. Развитие коммуникативных способностей. | | | Наблюдение, анкетирование |
2 | Уровень развития познавательных процессов (память, внимание, мышление). | | | Психодиагностика |
3 | Сформированность знаний окружающего мира. | | | Беседа, тестирование |
4 | Развитие графомоторных навыков и речи. | | | Диагностика, наблюдение, беседа |
5 | Уровень творческих способностей, воображения. | | | Наблюдение |
6 | Математических представлений. | | | Тестирование |
Список литературы.
1. Буктакова, В.М. Игры для детского сада: пособие для воспитателей / В.М. Буктакова. – С.– П.; Сфера, 2009. – 168с.
2. Колесникова Е. В. Я решаю логические задачи: Учебное пособие / Е.В. Колесникова. – М.; ТЦ Сфера, 2015. – 48с.
3. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество: А.М. Матюшкин. - М.; Воронеж, 2003. – 85с.
4. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: пособие для воспитателей /З.А. Михайлова. – М.; Просвящение, 2007. – 287с.
5. Михайлова З.А. Логико – математическое развитие дошкольников/ З.А. Михайлова, К.А Носова – СПб. ООО Изд-во Детство – пресс, 2013. – 128с.
6. Юзбекова Е.А. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника: Москва, 2006. – 256 с.
7. Земцова О.Н. Запомни картинки. Развиваем память: М: Махаон,2007.
8. Земцова О.Н. Найди отличия. Развиваем внимание:М.: Махаон,2007.
9. Котова Е.В. 244 упражнений для маленьких гениев. Развитие креативных способностей ребенка-дошкольника: Ростов н/Д: Феникс, 2010.
10. Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников: М: ТЦ Сфера,2010.
11. Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: М: ИНТ,2010. (Редактор русского издания И.А. Качанова)
12. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей: Ярославль: Академия развития,1996.
13. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей.: Ярославль: Академия развития,1996.
14. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. -Ярославль: Академия развития,1996.
Приложение 1
Развивающее занятие «Фрукты»
Цели:
Дать детям первоначальные знания о фруктах.
Обогатить словарь детей по теме «фрукты».
Формировать устойчивые представления о величине (высокий-низкий), количестве (один, два, много), цвете.
Учить детей сравнивать совокупности предметов.
Упражнять в лепке, наклеивании, рисовании карандашами и пальчиками.
Развивать мышление, моторику, зрительное и слуховое сосредоточение, координацию движений, тактильный анализаторы.
Ход занятия:
Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Сюрпризный момент «Чудесный мешочек»
- Сегодня «Чудесный мешочек» нам подскажет, о чем же будет наше занятие. Опускайте руку в мешочек, доставайте один предмет и называйте, что вам попалось.
Дидактическое упражнение «Парные картинки»
Детям предлагается выбрать себе картинку с изображением какого-либо фрукта, а затем найти точно такую же картинку. Воспитатель обращает внимание детей, что сначала у них была одна картинка, а затем стало две картинки.
Дидактическая игра «Фруктовый сад»
- На высоком дереве растут яблоки - разложите яблоки на высоком дереве. А на низком дереве растут груши - разложите груши на низком дереве. Груши сорвать легко, а вот яблоки очень высоко, чтобы их сорвать нужна лестница. Да вот беда, лестница разломалась. Давайте починим лестницу - сделаем ей ступеньки из палочек.
Теперь можно собирать урожай. В одну корзину сложите яблоки, а в другую корзину - груши.
В какой корзине больше фруктов? Яблок больше, чем груш.
Дидактическая игра «Разложи яблоки и груши в ящики»
- Теперь собранные груши и яблоки нужно сложить в ящики, чтобы отвезти их в магазин.
Подумайте, какой ящик подойдет для яблок, а какой для груш? Сложите фрукты в подходящие ящики.

Рисование карандашами «Разложи фрукты в корзинки»
- Проведите карандашом прямую линию сверху вниз от яблока к корзинке - разложите все фрукты в корзинки.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
Мы делили апельсин.
(Пальцы рук полусогнуты, словно в руке апельсин)
Много нас, а он один.
(Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остается только большой палец каждой руки)
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра.
(Ладони сжаты в кулак. Начиная с большого пальца, дети разжимают кулаки, на каждую фразу по пальцу)
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда!
Разбегайтесь кто куда.
(Дети раскрывают и закрывают ладонь, сжимая пальцы в кулак на каждое слово)
Рисование пальчиками «Груша»
Детям предлагается закрасит грушу пальчиком желтой краской, а листик - зеленой.
Аппликация «Компот»
- Сложите в банку фрукты - будем варить компот. А теперь наклейте фрукты к банке.
Приложение 2
Материал по темам:
«Весна»
«Космос»
«Ягоды»