Профессиональная среда: индустриальная
Наименование профессионального направления: ГЕОЛОГ
Автор программы: Скаредина Оксана Александровна, преподаватель
Контакты автора: Свердловская обл., г. Екатеринбург, e-mail: skared_ina@mail.ru,
тел. 89022560494
Вид | Формат проведения | Время проведения | Возрастная категория | Доступность для участников с ОВЗ |
ознакомительный | очный | 45 минут | 6-7 класс | Участие школьников с ОВЗ и инвалидностью не предполагается |
Содержание программы
Введение (10 мин)
1.Краткое описание профессионального направления.
Геолог - это специалист, который изучает участки геосферы на предмет содержания в них минералов. Он проводит разведку и поиск залежей полезных ископаемых.
В геологии существует несколько направлений, на которых могут специализироваться геологи:
- Геолог-нефтяник изучает залежи нефти и газа. Он проводит разведку местности, готовит оборудование для пробного бурения, проводит лабораторные исследования, а уже после оценивает результаты работы, и если месторождение не найдено, определяют новую точку для исследования.
- Инженер-геолог – это специалист, который ведет инженерно-геологические изыскания в строительстве. Также он занимается отбором и испытаниями грунта при возведении зданий и сооружений, обследует сооружения на предмет трещин, перекосов и разрывов сейсмопояса.
- Техник-геолог занимается изучением движения земной коры и исследованием недр Земли. Он анализирует местность, проверяя, могут ли быть на этом участке залежи полезных ископаемых, делает замеры, исследования и наблюдает за опытными образцами грунта и минералов, а также делает описание этих образцов.
2.Место и перспективы профессионального направления в современной экономике региона, страны, мира. Россия занимает одну из лидирующих позиций в сфере добычи полезных ископаемых. И конечно, что в данной отрасли большую роль играет геология. На данное время профессия очень востребована. Технологии развиваются, геологоразведка становится более точной - и на карте появляется все больше мест, перспективных для добычи полезных ископаемых.
3.Необходимые навыки и знания для овладения профессией.
Основными трудовыми функциями инженера-геолога являются:
- Выполнение инженерно-геологических и гидрогеологических работ;
- Производство полевых, лабораторных наблюдений и исследований грунтов и подземных вод, камеральная обработка полученных результатов.
Какими знаниями, умениями и навыками должен обладать инженер-геолог? Он должен:
- Производить полевую и камеральную обработку материалов инженерно-геологических и гидрогеологических работ;
- Составлять отчётные материалы по выполненным работам;
- Знать правила ведения полевой документации, отражающей результаты измерений, испытаний, исследований грунтов, подземных вод, геологических процессов и явлений;
- Знать виды современных приборов, аппаратуры и других технических средств, используемых в инженерно-геологических и гидрогеологических изысканиях;
- Использовать нормативные документы и соблюдать требования технических регламентов в строительстве.
4. Интересные факты и особенности в профессиональном направлении.
С древнейших времен люди задавались вопросом, почему почвы разные, почему один камень слишком твердый, а другой при малейшем нажатии рассыпается, почему от одних камней при ударе появляется искра, а от других нет. Они собирали и накапливали эти знания, а со временем систематизировали в целую науку, которая называется геология. В переводе с греческого геология - это наука о Земле.
Геология появилась еще в глубокой древности, когда первобытные люди пытались мастерить разного рода орудия труда для добычи пропитания. А материалов, как мы знаем, тогда было не очень много, поэтому нужно было правильно выбирать камни, чтобы в самый ответственный момент самодельные молот и копье не рассыпались.
Первые записи о геологии появились в работах Пифагора в 570 году до н.э. Это время и принято считать точкой отсчета профессии геолог. Но только лишь с 1657 года начались длительные научные экспедиции по поиску полезных ископаемых. Прошло достаточно времени с момента открытия этой профессии, и накопилось много материалов для изучения.
О работе геолога говорят, что эта одна из самых романтичных профессий. С этим трудно поспорить, ведь один из плюсов профессии геолог - частые путешествия: в экспедициях геологи посещают множество уголков нашей необъятной планеты.
Романтизма профессии добавляют ответственность и выдержка. Работа в разных природных и климатических условиях помогает натренировать терпение, выдержку, ответственность и проверить себя на прочность.
Несмотря на романтику, у профессии геолог есть свои минусы.
Отсутствие комфортных бытовых условий. В экспедициях геологи часто живут в лесу в палатках по несколько недель, поэтому тем, кто любит комфорт, в «полях» будет не комфортно.
Вахтовый метод работы. Не каждому он подойдет, тем более, если есть семья и дети.
Тяжелые условия труда. Нужно много ходить по лесу, по горам, по пересеченной местности с тяжелым оборудованием.
5.Связь профессиональной пробы с реальной деятельностью.
Работа с образцами горных пород и грунтов – неотъемлемая часть работы инженера - геолога. Каждый геолог обязан уметь проводить вышеперечисленные манипуляции на практике.
Постановка задачи (5 мин)
1.Постановка цели и задачи в рамках пробы.
В процессе выполнения профессиональной пробы обучающиеся получают общее представление о профессии геолог.
В рамках профессиональной пробы вводим обучающихся в моделируемую ситуацию: группа геологов привезла в лабораторию образцы горных пород, но при перевозке образцов с места полевых работ произошла внештатная ситуация: образцы горных пород перепутались. Обучающиеся получают задачу: по основным признакам горных пород соотнести привезенные образцы с названиями горных пород и распределить их по группам образования.
2. Демонстрация итогового результата, продукта
Демонстрация обучающимися корректного соответствия образцов горных пород и карточек с названиями горных пород, получают комментарии руководителя профессиональной пробы.
Выполнение задания (20 мин)
1.Подробная инструкция по выполнению задания.
1. Введение в проблему;
2. Обучающиеся объединяются в группы по 2 человека;
3. Затем обучающиеся получают образцы горных пород, карточки с названиями, методическое пособие по «Определение наименования горных пород по основным признакам горных пород»;
3. Далее обучающимся предлагается при помощи методического пособия соотнести образцы горных пород с их названиями.
4. По окончанию выполнения работы обучающим предлагается представить полученный результат.
2.Рекомендации для наставника по организации процесса выполнения задания.
Наставник наблюдает и помогает при необходимости.
Контроль, оценка и рефлексия (10мин)
1.Критерии успешного выполнения задания.
Задание считается успешно выполненным, если обучающиеся смогли определить правильно названия не менее 70% горных пород.
2.Рекомендации для наставника по контролю результата, процедуре оценки.
Наставник должен контролировать правильность проведения манипуляций, при необходимости – помочь, также дает обратную связь, указывает на то, насколько обучающемуся удалось справиться с заданием.
3.Вопросы для рефлексии обучающихся.
- какие новые знания, умения и навыки были приобретены?
- что было самым сложным?
- что получилось лучше всего?
- что показалось интересным, а что – нет при прохождения пробы?
Инфраструктурный лист
Наименование | Рекомендуемые технические характеристики с необходимыми примечаниями | Количество | На группу/ на 1 чел. |
Коллекция горных пород | | 5-6 | На группу |
Методическое пособие | | 5-6 | На группу |
Карточки с названиями горных пород | | 12 | На группу |
МАГМАТИЧЕСКИЕ ПОРОДЫ |
МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ ПОРОДЫ |
ОСАДОЧНЫЕ ПОРОДЫ |
МРАМОР | КВАРЦИТ | КРОВЕЛЬНЫЙ СЛАНЕЦ |
ОБСИДИАН | ПОРФИРИТ | БАЗАЛЬТ |
ОПОКА | ООЛИТОВЫЙ ИЗВЕСТНЯК | ГИПС |
ХЛОРИТОВЫЙ СЛАНЕЦ | СЛЮДЯНОЙ СЛАНЕЦ | КРОВЕЛЬНЫЙ СЛАНЕЦ |
ЛАБРАДОРИТ | ПОРФИР | ВУЛКАНИЧЕСКИЙ ТУФ |
ДОЛОМИТ | БРЕКЧИЯ | ПЕСЧАНИК |
МРАМОР | ХЛОРИТОВЫЙ СЛАНЕЦ | КРЕМНИСТЫЙ СЛАНЕЦ |
ГРАНИТ | ВУЛКАНИЧЕСКИЙ ТУФ | ОБСИДИАН |
АНГИДРИТ | ИЗВЕСТКОВЫЙ ТУФ | ИЗВЕСТНЯК-РАКУШЕЧНИК |
ЗМЕЕВИКОВЫЙ СЛАНЕЦ | КВАРЦИТ | ТАЛЬКОВЫЙ СЛАНЕЦ |
ГАББРО | БАЗАЛЬТ | ОБСИДИАН |
КОНГЛОМЕРАТ | ИЗВЕСТНЯК ПЛОТНЫЙ | ООЛИТОВЫЙ ИЗВЕСТНЯК |
ТАЛЬКОВЫЙ СЛАНЕЦ | КРЕМНИСТЫЙ СЛАНЕЦ | ХЛОРИТОВЫЙ СЛАНЕЦ |
ОБСИДИАН | ГАББРО | ГРАНИТ |
ОПОКА | ИЗВЕСТКОВЫЙ ТУФ | ПЕСЧАНИК |
КВАРЦИТ | МРАМОР | СЛЮДЯНОЙ СЛАНЕЦ |
ПОРФИР | ВУЛКАНИЧЕСКИЙ ТУФ | ЛАБРАДОРИТ |
ГИПС | ИЗВЕСТКОВЫЙ ТУФ | ИЗВЕСТНЯК-РАКУШЕЧНИК |