СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа мастер-класса "Геолог в дорожном строительстве"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа мастер-класса "Геолог в дорожном строительстве"»

Профессиональная среда: индустриальная

Наименование профессионального направления: ГЕОЛОГ

Автор программы: Скаредина Оксана Александровна, преподаватель

Контакты автора: Свердловская обл., г. Екатеринбург, e-mail: skared_ina@mail.ru,

тел. 89022560494


Вид

Формат проведения

Время проведения

Возрастная категория

Доступность для участников с ОВЗ

ознакомительный

очный

45 минут


6-7 класс

Участие школьников с ОВЗ и инвалидностью не предполагается


Содержание программы

Введение (10 мин)

1.Краткое описание профессионального направления.

Геолог - это специалист, который изучает участки геосферы на предмет содержания в них минералов. Он проводит разведку и поиск залежей полезных ископаемых.

В геологии существует несколько направлений, на которых могут специализироваться геологи:

- Геолог-нефтяник изучает залежи нефти и газа. Он проводит разведку местности, готовит оборудование для пробного бурения, проводит лабораторные исследования, а уже после оценивает результаты работы, и если месторождение не найдено, определяют новую точку для исследования.

- Инженер-геолог – это специалист, который ведет инженерно-геологические изыскания в строительстве. Также он занимается отбором и испытаниями грунта при возведении зданий и сооружений, обследует сооружения на предмет трещин, перекосов и разрывов сейсмопояса.

- Техник-геолог занимается изучением движения земной коры и исследованием недр Земли. Он анализирует местность, проверяя, могут ли быть на этом участке залежи полезных ископаемых, делает замеры, исследования и наблюдает за опытными образцами грунта и минералов, а также делает описание этих образцов.

2.Место и перспективы профессионального направления в современной экономике региона, страны, мира. Россия занимает одну из лидирующих позиций в сфере добычи полезных ископаемых. И конечно, что в данной отрасли большую роль играет геология. На данное время профессия очень востребована. Технологии развиваются, геологоразведка становится более точной - и на карте появляется все больше мест, перспективных для добычи полезных ископаемых.


3.Необходимые навыки и знания для овладения профессией.

Основными трудовыми функциями инженера-геолога являются:

- Выполнение инженерно-геологических и гидрогеологических работ;

- Производство полевых, лабораторных наблюдений и исследований грунтов и подземных вод, камеральная обработка полученных результатов.

Какими знаниями, умениями и навыками должен обладать инженер-геолог? Он должен:

- Производить полевую и камеральную обработку материалов инженерно-геологических и гидрогеологических работ;

- Составлять отчётные материалы по выполненным работам;

- Знать правила ведения полевой документации, отражающей результаты измерений, испытаний, исследований грунтов, подземных вод, геологических процессов и явлений;

- Знать виды современных приборов, аппаратуры и других технических средств, используемых в инженерно-геологических и гидрогеологических изысканиях;

- Использовать нормативные документы и соблюдать требования технических регламентов в строительстве.


4. Интересные факты и особенности в профессиональном направлении.

С древнейших времен люди задавались вопросом, почему почвы разные, почему один камень слишком твердый, а другой при малейшем нажатии рассыпается, почему от одних камней при ударе появляется искра, а от других нет. Они собирали и накапливали эти знания, а со временем систематизировали в целую науку, которая называется геология. В переводе с греческого геология - это наука о Земле.

Геология появилась еще в глубокой древности, когда первобытные люди пытались мастерить разного рода орудия труда для добычи пропитания. А материалов, как мы знаем, тогда было не очень много, поэтому нужно было правильно выбирать камни, чтобы в самый ответственный момент самодельные молот и копье не рассыпались.
Первые записи о геологии появились в работах Пифагора в 570 году до н.э. Это время и принято считать точкой отсчета профессии геолог. Но только лишь с 1657 года начались длительные научные экспедиции по поиску полезных ископаемых. Прошло достаточно времени с момента открытия этой профессии, и накопилось много материалов для изучения. 

О работе геолога говорят, что эта одна из самых романтичных профессий. С этим трудно поспорить, ведь один из плюсов профессии геолог - частые путешествия: в экспедициях геологи посещают множество уголков нашей необъятной планеты.
Романтизма профессии добавляют ответственность и выдержка. Работа в разных природных и климатических условиях помогает натренировать терпение, выдержку, ответственность и проверить себя на прочность.

Несмотря на романтику, у профессии геолог есть свои минусы.
Отсутствие комфортных бытовых условий. В экспедициях геологи часто живут в лесу в палатках по несколько недель, поэтому тем, кто любит комфорт, в «полях» будет не комфортно.
Вахтовый метод работы. Не каждому он подойдет, тем более, если есть семья и дети.
Тяжелые условия труда. Нужно много ходить по лесу, по горам, по пересеченной местности с тяжелым оборудованием.








5.Связь профессиональной пробы с реальной деятельностью.

Работа с образцами горных пород и грунтов – неотъемлемая часть работы инженера - геолога. Каждый геолог обязан уметь проводить вышеперечисленные манипуляции на практике.


Постановка задачи (5 мин)

1.Постановка цели и задачи в рамках пробы.

В процессе выполнения профессиональной пробы обучающиеся получают общее представление о профессии геолог.

В рамках профессиональной пробы вводим обучающихся в моделируемую ситуацию: группа геологов привезла в лабораторию образцы горных пород, но при перевозке образцов с места полевых работ произошла внештатная ситуация: образцы горных пород перепутались. Обучающиеся получают задачу: по основным признакам горных пород соотнести привезенные образцы с названиями горных пород и распределить их по группам образования.

2. Демонстрация итогового результата, продукта

Демонстрация обучающимися корректного соответствия образцов горных пород и карточек с названиями горных пород, получают комментарии руководителя профессиональной пробы.


Выполнение задания (20 мин)

1.Подробная инструкция по выполнению задания.

1. Введение в проблему;

2. Обучающиеся объединяются в группы по 2 человека;

3. Затем обучающиеся получают образцы горных пород, карточки с названиями, методическое пособие по «Определение наименования горных пород по основным признакам горных пород»;

3. Далее обучающимся предлагается при помощи методического пособия соотнести образцы горных пород с их названиями.

4. По окончанию выполнения работы обучающим предлагается представить полученный результат.


2.Рекомендации для наставника по организации процесса выполнения задания.

  1. Наставник наблюдает и помогает при необходимости.


Контроль, оценка и рефлексия (10мин)

1.Критерии успешного выполнения задания.

Задание считается успешно выполненным, если обучающиеся смогли определить правильно названия не менее 70% горных пород.


2.Рекомендации для наставника по контролю результата, процедуре оценки.

Наставник должен контролировать правильность проведения манипуляций, при необходимости – помочь, также дает обратную связь, указывает на то, насколько обучающемуся удалось справиться с заданием.


3.Вопросы для рефлексии обучающихся.

- какие новые знания, умения и навыки были приобретены?

- что было самым сложным?

- что получилось лучше всего?

- что показалось интересным, а что – нет при прохождения пробы?

Инфраструктурный лист

Наименование

Рекомендуемые технические характеристики с необходимыми примечаниями

Количество

На группу/

на 1 чел.

Коллекция горных пород


5-6

На группу

Методическое пособие


5-6

На группу

Карточки с названиями горных пород


12

На группу





МАГМАТИЧЕСКИЕ ПОРОДЫ

МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ ПОРОДЫ

ОСАДОЧНЫЕ

ПОРОДЫ





МРАМОР

КВАРЦИТ

КРОВЕЛЬНЫЙ СЛАНЕЦ

ОБСИДИАН

ПОРФИРИТ

БАЗАЛЬТ

ОПОКА

ООЛИТОВЫЙ ИЗВЕСТНЯК

ГИПС



ХЛОРИТОВЫЙ СЛАНЕЦ

СЛЮДЯНОЙ СЛАНЕЦ

КРОВЕЛЬНЫЙ СЛАНЕЦ

ЛАБРАДОРИТ

ПОРФИР

ВУЛКАНИЧЕСКИЙ ТУФ

ДОЛОМИТ

БРЕКЧИЯ

ПЕСЧАНИК



МРАМОР

ХЛОРИТОВЫЙ СЛАНЕЦ

КРЕМНИСТЫЙ СЛАНЕЦ

ГРАНИТ

ВУЛКАНИЧЕСКИЙ ТУФ

ОБСИДИАН

АНГИДРИТ

ИЗВЕСТКОВЫЙ ТУФ

ИЗВЕСТНЯК-РАКУШЕЧНИК



ЗМЕЕВИКОВЫЙ СЛАНЕЦ

КВАРЦИТ

ТАЛЬКОВЫЙ СЛАНЕЦ

ГАББРО

БАЗАЛЬТ

ОБСИДИАН

КОНГЛОМЕРАТ

ИЗВЕСТНЯК ПЛОТНЫЙ

ООЛИТОВЫЙ ИЗВЕСТНЯК

ТАЛЬКОВЫЙ СЛАНЕЦ

КРЕМНИСТЫЙ СЛАНЕЦ

ХЛОРИТОВЫЙ СЛАНЕЦ

ОБСИДИАН

ГАББРО

ГРАНИТ

ОПОКА

ИЗВЕСТКОВЫЙ ТУФ

ПЕСЧАНИК



КВАРЦИТ

МРАМОР

СЛЮДЯНОЙ СЛАНЕЦ

ПОРФИР

ВУЛКАНИЧЕСКИЙ ТУФ

ЛАБРАДОРИТ

ГИПС

ИЗВЕСТКОВЫЙ ТУФ

ИЗВЕСТНЯК-РАКУШЕЧНИК