СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа МБОУ Мерлинской школы «Одарённые дети»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа МБОУ Мерлинской школы «Одарённые дети»»





Цель программы:

1.      Создание благоприятных условий для развития талантливых обучающихся через оптимальную структуру школьного  и дополнительного образования.

2.      Формирование системы  социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.

 

Задачи программы:

- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи  одарённым детям;

-  отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

 

Ожидаемые результаты реализации программы

Программа призвана способствовать:

- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;

- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, социального педагога и других специалистов для работы с одарёнными детьми;

-  созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;

-   повышению качества образования и воспитания школьников;

-   формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.

Сроки реализации Программы: 2020 – 2024гг.

 

Основные мероприятия программы

- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;

- организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;

- приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с одарёнными детьми;

- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;

- подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;

- проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.

Этапы реализации Программы:

2020-2021 учебный год – проектировочный

Цель:

Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в школе.

Задачи:

  • Изучение нормативной базы, подзаконных актов.

  • Разработка программы работы с одаренными обучающимися.

  • Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.

  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.



2021-2022 учебный год – экспериментальный

Цель:

апробация системы работы с одаренными обучающимися.

Задачи:

  • Диагностика склонностей обучающихся.

  • Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.

  • Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми обучающимися.

  • Адаптация учебных программ спецкурсов, факультативов, элективных курсов.

  • Повышение квалификации педагогов.

2022-2023, 2023-2024 учебные годы – переход в режим функционирования

Цель:

Переход системы работы с одаренными обучающимися в режим функционирования.

Задачи:

  • Переход к системе профильного обучения (10-11 классы).

  • Анализ итогов реализации программы.

  • Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.

  • Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.

  • Обобщение результатов работы школы.

Кадровое обеспечение Программы

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор школы

Горбачева Н.Н.

Консультативная,

Научно-методическая

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Подготовка и издание методических рекомендаций.

Аналитическая деятельность.

Заместитель директора

Пахоменкова С.М.

Педагоги

Осуществление программы в системе внеклассной работы

Использование новых педагогических технологий

Организация исследовательской работы обучающихся

Классные руководители,

Учителя

Педагоги дополнительного образования

Специалисты, сотрудничающие со школой

Организация профессиональной помощи педагогам.

Проведение тренингов, круглых столов, встреч

Диагностика

Участие в мероприятиях школы

Руководители МО



Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе

Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

1. Нормативно-правовое обеспечение:

  • Положение о работе с одаренными детьми

  • О проведении школьного тура предметных олимпиад

  • О проведении предметной недели (декады)

  • О краеведческой конференции

  • О конкурсах, викторинах

2. Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.)

3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.

Организационно-методическое обеспечение

1. Создание целевого методического объединения по проблеме работы с одаренными детьми.

2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.

3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе.

4. Изучение обобщения опыта работы педагогов.

5. Мониторинг работы системы.





Основные формы внеурочной образовательной деятельности обучающихся школы

Форма

Задачи

Факультатив

  • Учет индивидуальных возможностей обучающихся.

  • Повышение степени самостоятельности обучающихся.

  • Расширение познавательных возможностей обучающихся.

  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая конференция

  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

  • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

  • Формирование информационной культуры обучающихся.

Предметная неделя (декада)

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

  • Развитие творческих способностей обучающихся.

  • Привлечение обучающихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.

  • Формирование аналитического и критического мышления обучающихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.


Кружки, студии, объединения

  • Развитие творческих способностей обучающихся.

  • Содействие в профессиональной ориентации.

  • Самореализация обучающихся во внеклассной работе.



Организация исследовательской работы обучающихся в школе

1 – 4 классы

Подготовительный этап:

  • Формирование навыков научной организации труда.

  • Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.

  • Формирование познавательного интереса.

  • Выявление способных обучающихся

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Кружки эстетического цикла.

Секции.

5-7 классы

Творческий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.

  • Формирование познавательного интереса.

  • Творческое развитие обучающихся.

  • Индивидуальная работа со способными школьниками.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Школьные олимпиады.

Факультативы.

Конференции.

Кружки.

Секции.

8-9 классы

Развивающий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.

  • Развитие и расширение познавательных интересов обучающихся.

  • Формирование исследовательских навыков.

  • Развитие информационной культуры обучающихся.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Факультативы.

Конференции.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов.

Элективные курсы (9 классы).

10-11 классы

Исследовательский этап:

  • Совершенствование исследовательских навыков.

  • Совершенствование информационной культуры обучающихся.

  • Самостоятельное применение обучающимися полученных знаний.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Факультативы.

Элективные курсы.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.

План реализации программы

Этап

Мероприятия Программы

2020-2021гг

  • Изучение нормативно-правовой базы, подзаконных актов

  • Анализ итогов деятельности педагогического коллектива, материально-технических условий по работе с одаренными обучающимися за 2015-2016гг.

  • Участие в школьном и районном этапе Всероссийской олимпиады школьников.

  • Описание системы работы с одаренными обучающимися.

  • Участие в конференциях.

  • Разработка Программы "Одаренные дети".

  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях

2021-2022

  • Диагностика склонностей обучающихся

  • Разработка паспорта учреждения, работающего с одаренными детьми.

  • Научно-методический семинар для педагогов школы «Исследовательская деятельность обучающихся» (по плану семинара).

  • Участие в конференциях.

  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

  • Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными обучающимися.

  • Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов.

  • Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников.

2022-2023

  • Диагностика склонностей обучающихся.

  • Участие в конференциях.

  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

  • Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными обучающимися.

  • Профильное обучение в 10 классе.

  • Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов.

  • Разработка методических рекомендаций.

2023-2024

  • Диагностика склонностей обучающихся.

  • Участие в конференциях.

  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

  • Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными обучающимися.

  • Профильное обучения в 10-11 классах.

  • Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов.

  • Разработка методических рекомендаций.

  • Анализ итогов реализации программы.

  • Обобщение результатов работы школы.

Формы работы с одаренными обучающимися:

          групповые занятия с одаренными обучающимися;

          факультативы;

          предметные кружки;

          кружки по интересам;

          конкурсы;

          курсы по выбору;

          участие в олимпиадах;

          занятия в профильных классах

          интеллектуальные марафоны



Основные направления работы

         Перед педагогами школы стоит задача создания оптимальных условий для развития и облучения детей с разносторонними способностями. Школа должна взять курс на развитие способностей всех детей.

         В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы:

Интеллектуальное:

-математические кружки;

- Историко-краеведческие кружки;

- Подготовка к олимпиадам

 

Творческое:

Мастерская художественного слова «Колокольчики детства»

Творческая мастерская ИЗО и прикладного искусства

Спортивное:

Клуб «Юнармеец», «Мы Патриоты России»

Спортивный школьный клуб «Легкая атлетика»

 

Формы проведения мониторинга реализации Положения о работы с одаренными детьми

        Наблюдение

        Общение с родителями

        Работа социального педагога: тестирование, анкетирование, беседа

        Предметные олимпиады

        Общешкольная конференция достижений обучающихся

        Предметные недели, декады

        Творческие отчеты учителей из опыта работы с одаренными детьми

        Внутришкольный контроль

        Творческие отчеты кружков,  студий и спортивных секций

        Тематические конкурсы, выставки

        Факультативы

        Рейтинг «Наше участие»

 





Модель одаренного ребенка

        Личность, здоровая физически, духовно-нравственно и социально;

        Личность,  способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;

        Личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;

        Личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;

        Личность, руководствующая в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами,  воспринимающая и другого человека как личность, имеющую  право на свободу выбора, самовыражения;

        Личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

 

Участники реализации данной программы

        Администрация школы (директор школы Горбачева Н.Н., заместитель директора Пахоменкова С.М.);

        Рабочая группа,  состоящая из учителей, имеющих высшую квалификационную категорию (Козырева Н.И., Маркевич А.П.);

        Руководители школьных методических объединений (Мендурова Т.А., Пахоменкова С.М., Ермилина Г.И., Маркевич А.П., Евгененкова С.П, Новикова В.В.);

        Учителя – предметники;

        Классные руководители;

        Руководители кружков и секций.