Цель программы:
1. Создание благоприятных условий для развития талантливых обучающихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
2. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.
Задачи программы:
- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
Ожидаемые результаты реализации программы
Программа призвана способствовать:
- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;
- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, социального педагога и других специалистов для работы с одарёнными детьми;
- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- повышению качества образования и воспитания школьников;
- формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.
Сроки реализации Программы: 2020 – 2024гг.
Основные мероприятия программы
- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;
- организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
- приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с одарёнными детьми;
- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
- подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;
- проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.
Этапы реализации Программы:
2020-2021 учебный год – проектировочный
Цель:
Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в школе.
Задачи:
Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
2021-2022 учебный год – экспериментальный
Цель:
апробация системы работы с одаренными обучающимися.
Задачи:
Диагностика склонностей обучающихся.
Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.
Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми обучающимися.
Адаптация учебных программ спецкурсов, факультативов, элективных курсов.
Повышение квалификации педагогов.
2022-2023, 2023-2024 учебные годы – переход в режим функционирования
Цель:
Переход системы работы с одаренными обучающимися в режим функционирования.
Задачи:
Переход к системе профильного обучения (10-11 классы).
Анализ итогов реализации программы.
Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
Обобщение результатов работы школы.
Кадровое обеспечение Программы
Группа | Функции | Состав |
Административно-координационная | Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив. | Директор школы Горбачева Н.Н. |
Консультативная, Научно-методическая | Координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций. Аналитическая деятельность. | Заместитель директора Пахоменкова С.М. |
Педагоги | Осуществление программы в системе внеклассной работы Использование новых педагогических технологий Организация исследовательской работы обучающихся | Классные руководители, Учителя Педагоги дополнительного образования |
Специалисты, сотрудничающие со школой | Организация профессиональной помощи педагогам. Проведение тренингов, круглых столов, встреч Диагностика Участие в мероприятиях школы | Руководители МО |
Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе
Направление деятельности | Содержание |
Информационное обеспечение | 1. Нормативно-правовое обеспечение: Положение о работе с одаренными детьми О проведении школьного тура предметных олимпиад О проведении предметной недели (декады) О краеведческой конференции О конкурсах, викторинах 2. Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.) 3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям). 4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов. |
Организационно-методическое обеспечение | 1. Создание целевого методического объединения по проблеме работы с одаренными детьми. 2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров. 3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе. 4. Изучение обобщения опыта работы педагогов. 5. Мониторинг работы системы. |
| |
Основные формы внеурочной образовательной деятельности обучающихся школы
Форма | Задачи |
Факультатив | Учет индивидуальных возможностей обучающихся. Повышение степени самостоятельности обучающихся. Расширение познавательных возможностей обучающихся. Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности. |
Ученическая конференция | Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой. Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам. Формирование информационной культуры обучающихся. |
Предметная неделя (декада) | Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности. Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области. Развитие творческих способностей обучающихся. Привлечение обучающихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности. Формирование аналитического и критического мышления обучающихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований. |
Кружки, студии, объединения | Развитие творческих способностей обучающихся. Содействие в профессиональной ориентации. Самореализация обучающихся во внеклассной работе. |
Организация исследовательской работы обучающихся в школе
1 – 4 классы | Подготовительный этап: Формирование навыков научной организации труда. Вовлечение в активные формы познавательной деятельности. Формирование познавательного интереса. Выявление способных обучающихся | Формы: Урок. Внеклассная работа. Кружки эстетического цикла. Секции. |
5-7 классы | Творческий этап: Совершенствование навыков научной организации труда. Формирование познавательного интереса. Творческое развитие обучающихся. Индивидуальная работа со способными школьниками. | Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Школьные олимпиады. Факультативы. Конференции. Кружки. Секции. |
8-9 классы | Развивающий этап: Совершенствование навыков научной организации труда. Развитие и расширение познавательных интересов обучающихся. Формирование исследовательских навыков. Развитие информационной культуры обучающихся. | Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Олимпиады. Факультативы. Конференции. Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов. Элективные курсы (9 классы). |
10-11 классы | Исследовательский этап: Совершенствование исследовательских навыков. Совершенствование информационной культуры обучающихся. Самостоятельное применение обучающимися полученных знаний. | Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Олимпиады. Факультативы. Элективные курсы. Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ. |
План реализации программы
Этап | Мероприятия Программы |
2020-2021гг | Изучение нормативно-правовой базы, подзаконных актов Анализ итогов деятельности педагогического коллектива, материально-технических условий по работе с одаренными обучающимися за 2015-2016гг. Участие в школьном и районном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Описание системы работы с одаренными обучающимися. Участие в конференциях. Разработка Программы "Одаренные дети". Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях |
2021-2022 | Диагностика склонностей обучающихся Разработка паспорта учреждения, работающего с одаренными детьми. Научно-методический семинар для педагогов школы «Исследовательская деятельность обучающихся» (по плану семинара). Участие в конференциях. Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях. Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными обучающимися. Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов. Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников. |
2022-2023 | Диагностика склонностей обучающихся. Участие в конференциях. Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях. Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными обучающимися. Профильное обучение в 10 классе. Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов. Разработка методических рекомендаций. |
2023-2024 | Диагностика склонностей обучающихся. Участие в конференциях. Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях. Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными обучающимися. Профильное обучения в 10-11 классах. Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов. Разработка методических рекомендаций. Анализ итогов реализации программы. Обобщение результатов работы школы. |
Формы работы с одаренными обучающимися:
групповые занятия с одаренными обучающимися;
факультативы;
предметные кружки;
кружки по интересам;
конкурсы;
курсы по выбору;
участие в олимпиадах;
занятия в профильных классах
интеллектуальные марафоны
Основные направления работы
Перед педагогами школы стоит задача создания оптимальных условий для развития и облучения детей с разносторонними способностями. Школа должна взять курс на развитие способностей всех детей.
В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы:
Интеллектуальное:
-математические кружки;
- Историко-краеведческие кружки;
- Подготовка к олимпиадам
Творческое:
Мастерская художественного слова «Колокольчики детства»
Творческая мастерская ИЗО и прикладного искусства
Спортивное:
Клуб «Юнармеец», «Мы Патриоты России»
Спортивный школьный клуб «Легкая атлетика»
Формы проведения мониторинга реализации Положения о работы с одаренными детьми
Наблюдение
Общение с родителями
Работа социального педагога: тестирование, анкетирование, беседа
Предметные олимпиады
Общешкольная конференция достижений обучающихся
Предметные недели, декады
Творческие отчеты учителей из опыта работы с одаренными детьми
Внутришкольный контроль
Творческие отчеты кружков, студий и спортивных секций
Тематические конкурсы, выставки
Факультативы
Рейтинг «Наше участие»
Модель одаренного ребенка
Личность, здоровая физически, духовно-нравственно и социально;
Личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;
Личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;
Личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
Личность, руководствующая в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
Личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.
Участники реализации данной программы
Администрация школы (директор школы Горбачева Н.Н., заместитель директора Пахоменкова С.М.);
Рабочая группа, состоящая из учителей, имеющих высшую квалификационную категорию (Козырева Н.И., Маркевич А.П.);
Руководители школьных методических объединений (Мендурова Т.А., Пахоменкова С.М., Ермилина Г.И., Маркевич А.П., Евгененкова С.П, Новикова В.В.);
Учителя – предметники;
Классные руководители;
Руководители кружков и секций.