Согласовано
на заседании педагогического совета
Протокол № 3 от 31.08.2023 года
СПб ГБУ «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию №9»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Мойдодыр»
по методической теме
«Приобщение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к культурно-гигиеническим навыкам»
Воспитатель:
Колесова А.Н.
Санкт-Петербург
2023
Пояснительная записка
В Центр поступают дети в основном из ассоциальных семей, в которых отсутствовало воспитание их. Здесь очень важно объяснить воспитанникам, как важно ухаживать за собой.
Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культурного поведения. Они включают опрятность, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной рукой или смотреть на неопрятную одежду.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью воспитания у детей практических навыков личной гигиены и ответственного отношения к своему здоровью.
Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания и обучения детей является строгое соблюдение распорядка дня. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении гигиеническими навыками, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Данный результат создает мотивационную основу для коррекции (как в психическом, так и личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях.
Воспитание гигиенических навыков играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Для того чтобы ребенок избежал многих болезней, чтобы организм ребенка развивался нормально, чтобы ребенок пребывал в бодром настроении и в течение дня сохранял высокую работоспособность, он должен следовать весьма немногим простым, однако очень важным правилам личной гигиены.
Программа предназначена для работы с детьми в возрасте от 7 до 14 лет. Продолжительность занятия 40 минут.
Частота проведения 1 раз в 2 недели.
Срок реализации 1 год.
Основные методы и приемы:
- рассказ, объяснение, консультация;
- практические занятия;
- анкетирование;
- тесты;
- индивидуальный подход.
Форма проведения занятий:
- беседа;
- просмотр видео-уроков;
- занятие;
- практикум;
- тест.
Формы работы:
- групповые;
- индивидуальные.
Цель программы:
Формирование основ здорового образа жизни, развитие у детей потребности в чистоте и правильном уходе за телом человека.
Задачи:
- Освоить навыки правильного ухода за своим телом и применение их на практике.
- Сформировать навыки личной гигиены, привычки правильного ухода за телом, за зубами, ухода за волосами, гигиене органов зрения, слуха, дыхания.
- Сформировать осознанное отношение воспитанников к сохранению своего здоровья.
Ожидаемый результат:
Усвоение воспитанниками культурно–гигиенических навыков.
Формирование привычки содержать свое тело в чистоте.
Привитие навыков здорового образа жизни.
Учебный план
№ | Темы занятий | Кол-во часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. | Конструируем ростомер. Чистые ладошки. Чтобы зубы не болели! Волшебная расческа. В гостях у Мойдодыра. Ухо – это орган слуха. Дороже алмаза твои два глаза. Сон – лучшее лекарство. Зашнуруй ботинок. Не бойся врача. Что бы легче дышалось. Разрешается – запрещается. Чтобы быть красивым! Каждой вещи свое место. Теперь мы точно будем знать, чем одежду нам стирать. Федорино горе. Как живешь? Итоговое занятие. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Итого: | 17 часов. |
Учебно-тематический план
Тема 1: Конструируем ростомер.
Воспитанники должны знать:
- как укреплять свое здоровье;
Тема 2: Чистые ладошки.
Воспитанники должны знать:
- о личной гигиене;
- как часто нужно мыть руки.
Тема 3: Чтобы зубы не болели!
Воспитанники должны знать:
- как ухаживать за ротовой полостью.
- о причинах возникновения кариеса.
Тема 4: Волшебная расческа.
Воспитанники должны знать:
- причины нарушения роста волос.
- как ухаживать за волосами.
Тема 5: В гостях у Мойдодыра.
Воспитанники должны знать:
- как ухаживать за своим телом.
Тема 6: Ухо – орган слуха.
Воспитанники должны знать:
- как ухаживать за органом слуха.
Тема 7: Дороже алмаза твои два глаза.
Воспитанники должны знать:
- об охране зрения.
- о гигиене глаз.
Тема 8: Сон – лучшее лекарство.
Воспитанники должны знать:
- как правильно засыпать.
- о гигиене перед сном.
Тема 9: Зашнуруй ботинок.
Воспитанники должны знать:
- различные способы шнуровки.
Тема 10: Не бойся врача.
Воспитанники должны знать:
- о том, что нужно говорить о проблемах со здоровьем.
Тема 11: Что бы легче дышалось!
Воспитанники должны знать:
- о гигиене дыхания.
- об органах дыхания.
Тема 12: Разрешается – запрещается.
Воспитанники должны знать:
- об уходе за частями тела.
Тема 13: Чтобы быть красивым.
Воспитанники должны уметь:
- что значит «быть опрятным».
Тема 14: Каждой вещи свое место.
Воспитанники должны знать:
- как складывать вещи.
- как убираться в шкафах и тумбочках.
Тема 15: Теперь мы точно будем знать, чем одежду нам стирать!
Воспитанники должны знать:
- виды моющих средств.
- как правильно стирать вещи.
Тема 16: Федорино горе.
Воспитанники должны знать:
- о навыках ухода за внешним видом.
Тема 17: Как живешь? Итоговое занятие.
Воспитанники должны знать:
- о навыках самообслуживания.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Наименования тем | Планируемые сроки прохождения тем | Фактические сроки прохождения тем | Результат |
| Конструируем ростомер. | 06.09.2023 | | Сделали своими руками ростомер. |
| Чистые ладошки. | 20.09.2023 | | Узнали, как важно ухаживать за руками. |
| Чтобы зубы не болели! | 04.10.2023 | | Узнали, как правильно ухаживать за полостью рта. |
| Волшебная расческа. | 18.10.2023 | | Узнали из-за чего повреждаются волосы, как правильно ухаживать за волосами. |
| В гостях у Мойдодыра. | 01.11.2023 | | Узнали, как ухаживать за своим телом. |
| Ухо – это орган слуха. | 15.11.2023 | | Узнали, как ухаживать за органом слуха. |
| Дороже алмаза твои два глаза. | 29.11.2023 | | Узнали об охране и гигиене зрения. |
| Сон – лучшее лекарство. | 13.12.2023 | | Узнали о том, как правильно засыпать и о гигиене перед сном. |
| Зашнуруй ботинок. | 27.12.2023 | | Научились шнуровать обувь разными способами. |
| Не бойся врача. | 10.01.2024 | | Узнали мифы о том, что нужно не бояться говорить о проблемах со здоровьем. |
| Что бы легче дышалось. | 24.01.2024 | | Узнали о гигиене дыхания. |
| Разрешается – запрещается. | 07.02.2024 | | Узнали об уходе за разными частями тела. |
| Чтобы быть красивым! | 21.02.2024 | | Узнали, что значит «быть опрятным». |
| Каждой вещи свое место. | 06.03.2024 | | Научились складывать вещи. |
| Теперь мы точно будем знать, чем одежду нам стирать. | 20.03.2024 | | Узнали, как правильно стирать вещи, о разных видах моющих средств. |
| Федорино горе. | 03.04.2024 | | Закрепили навыки ухода за собой. |
| Как живешь? Итоговое занятие. | 17.04.2024 | | Закрепили навыки самообслуживания |
Литература:
https://infourok.ru/kartoteka-zanyatiya-po-formirovaniyu-sanitarno-gigienicheskih-navykov-u-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-rabochaya-programma-v-6368717.html?ysclid=lrv195sir2540735915
https://multiurok.ru/files/proekt-programma-formirovanie-kulturno-gigieniches.html?ysclid=lrv2oa1fzc872505047
https://www.maam.ru/obrazovanie/gigiena
https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/10/19/tematicheskoe-planirovanie-besed-po-vospitaniyu-kgn-i
https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/10/06/rabochaya-programma-vospitanie-kulturno-gigienicheskih