СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Молодой педагог - перспективное завтра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Молодой педагог - перспективное завтра"

Просмотр содержимого документа
«Программа "Молодой педагог - перспективное завтра"»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад раннего развития "Теремок" г. Данилов, Ярославская область

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ детский сад «Теремо для детей раннего возраста "Теремок"

___________________Семенова И.В.

Приказ № от ________2021года
















ПРОГРАММА


«МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ – ПЕРСПЕКТИВНОЕ ЗАВТРА»

2021-2024 год











г. Данилов


Содержание

l раздел. Целевой

1.1. Пояснительная записка

1.2. Нормативные основы реализации программы наставничества.

1.3. Цель и задачи Программы

1.4. Принципы реализации Программы

1.5 Основные направления Программы

1.6. Планируемые результаты

1.7. Структура управления реализацией Программы наставничества.

Основные функции участников в рамках реализуемой Программы.


ll раздел. Содержательный

2.1. Формы и методы работы с молодыми специалистами

2.2. Система работы с молодыми педагогами

2.3. Организация наставничества

2.4. Этапы реализации Программы

2.4. План профессионального становления молодого педагога


lll раздел. Организационный


3.1. Материально-техническое обеспечение Программы


lV раздел

4.1. Заключение

4.2. Список литературы


Приложение





























«……как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов»

С.А. Макаренко

l. РАЗДЕЛ. ЦЕЛЕВОЙ

1.1. Пояснительная записка

Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Каждый заведующий ДОУ, старший воспитатель осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации воспитательно - образовательного процесса в ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.

Программа «МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ – ПЕРСПЕКТИВНОЕ ЗАВТРА» нацелена на работу с молодыми педагогами.

Начиная свою работу в ДОУ, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания. Идея разработки программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.

В Программе используются следующие понятия:

- наставничество – форма профессионального становления молодых специалистов под наблюдением наставника, направленная на совершенствование качеств персональной подготовки и практических навыков, надлежащее выполнение профессиональных функций;

- наставник – высококвалифицированный работник, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом, проводящий в индивидуальном порядке работу с молодыми

специалистами по их адаптации к производственной деятельности, приобщению к корпоративной культуре, способствующей скорейшему профессиональному развитию молодых специалистов;

- молодой педагог – выпускник образовательного учреждения высшего, среднего или начального профессионального образования, впервые вступивший в трудовые отношения после окончания учебного заведения в течение года, или работник, имеющий трудовой стаж по должности не более 3 лет.


Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:

- трудовая мотивация, педагогическая направленность, являются важными факторами при поступлении педагога на работу и закреплены в локальных нормативных актах ДОУ;

- профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе ДОУ;

- в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;

- материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.


1.2. Нормативные основы реализации программы наставничества.

Нормативно-правовой базой для разработки Программы наставничества являются:

-Конституция Российской Федерации

-Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р);

-Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12. 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, 7 дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»

- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года №2403-Р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

-Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02

«О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»)

-Паспорта национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24. 12.2018 N 16);

-Методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях;

-Методических рекомендаций для образовательных организаций по реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников;

-Основная образовательная программа МБДОУ детского сада для детей раннего возраста «Теремок»

-Локальные нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию системы (целевой модели) наставничества: «Положение о наставничестве педагогических работников в МБДОУ детском саду для детей раннего возраста «Теремок» (приказ от 01.09.2021. №21/1 од); приказы.







1.3. Цель и задачи Программы

Цель: Создание условий для профессионального роста молодых специалистов в первые годы их работы в учреждении, приобретения и совершенствования индивидуальных профессиональных навыков.


Данная цель реализуется через следующие задачи:

1. Оказание помощи молодому специалисту в освоении профессии и скорейшем овладении в полном объеме трудовыми обязанностями за счет ознакомления с существующими в учреждении методами и приемами труда, передачи наставниками личного опыта, принципов корпоративной культуры и профессиональной этики.

2. Адаптация молодых специалистов к условиям осуществления трудовой деятельности.

3. Создание условий для становления квалифицированного и компетентного в своей профессиональной области работника.

4. Снижение процента текучести кадров и мотивация к установлению длительных трудовых отношений с работодателем.

5. Оказание моральной и психологической поддержки молодым специалистам в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении трудовых обязанностей.


1.4. Принципы реализации Программы

Деятельность строится на принципах, наиболее значимых на начальном этапе работы:

- принцип сотрудничества и диалога позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности среди начинающих педагогов и опытных специалистов;

- принцип системности - непрерывности образования, накопления опыта;

- принцип многоуровневой дифференциации - организация подгрупп для занятий по стажу работы, по уровню квалификационной категории педагогов, по выявленным проблемам в работе.


1.5. Основные направления Программы

1. Анализ результатов образовательной деятельности, изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений.

2. Организация семинаров, практикумов, деловых игр, консультаций, мастер-классов, открытых занятий с целью совершенствования методики и оптимизации их проведения.

3. Изучение нормативных правовых и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательно-образовательного процесса.

4. Разработка и обсуждение планирования.

5. Взаимное посещение занятий, обмен опытом, совершенствование методики преподавания.

6. Ознакомление педагогов с новинками нормативно-правовой, учебно-методической и справочной литературы.

1.6. Планируемые результаты

Для молодого педагога:

-Познание молодым педагогом своих профессиональных качеств и ориентация на ценности саморазвития.

-Качественные изменения во взаимоотношениях с коллегами, воспитанниками, родителями (законными представителями).

-Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.

- Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.

для наставника:

- эффективный способ самореализации;

- повышение квалификации;

- достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.

для образовательной организации:

- успешная адаптация молодых специалистов;

- повышение уровня знаний и умений молодых специалистов в образовательном учреждении.

1.7. Структура управления реализацией программы наставничества.

В структуру управления реализацией Программы наставничества образовательной организации входят:

- руководитель, разделяющий ценности отечественной системы образования, приоритетные направления ее развития;

- наставники – педагоги, которые имеют подтвержденные результаты педагогической деятельности; демонстрируют образцы лучших практик работы и взаимодействия с коллегами;

- наставляемый, молодой, начинающий специалист.

- педагог-психолог, в фокусе которого находятся личности наставника и наставляемого, организация и психологическое сопровождение их взаимодействия;


С труктуру управления реализацией Программы наставничества можно представить в виде схемы:

Руководитель ДОУ









Наставник опытный педагог, имеющий результаты педагогической деятельности

Наставляемый молодой/ начинающий специалист










Педагог-психолог








Основные функции участников в рамках реализуемой Программы:

Уровни структуры

Направления деятельности.




Руководитель ОО


1.Разработка и утверждение комплекта нормативных документов, необходимых для реализации Программы наставничества.

2.Разработка Программы наставничества.

3.Разработка и реализация мероприятий дорожной карты Программы наставничества.

4.Реализация кадровой политики в Программе наставничества.

5. Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации Программы наставничества.







Наставник


1. Разработка и реализация планов индивидуального развития наставляемых.

2.Разработка персонализированных программ наставничества.

3.Мотивационная (эмоционально — психологическая) поддержка наставляемого;

4.Оказание ситуативной помощи в выполняемой деятельности наставляемого;

5.Контроль и оценивание результатов собственной деятельности и деятельности наставляемого;

6.Участие в мониторинге результатов эффективности наставник опытный педагог, имеющий результаты педагогической деятельности наставляемый молодой/ начинающий специалист Педагог-психолог реализации Программы наставничества


Педагог-психолог


1.Проведение тестов на выявление психологической совместимости, мониторингов удовлетворенности работой наставнических пар, оказание консультативной помощи.


Наставляемый


1.Решение поставленных задач через взаимодействие с наставником.






















ll РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ


2.1. Формы и методы работы с молодыми специалистами.

Процесс повышения профессионализма молодых специалистов предполагается строить с учётом следующих факторов:

- уровень базового образования, теоретическая подготовленность;

- индивидуальные особенности педагога;

- уровень профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться)

- наличие практического опыта работы с детьми.


Формы и методы работы

- консультирование

- беседы

- анкетирование

- наблюдение

- тестирование

- участие в конкурсе

- самообразование

- самообучение в иформационном пространстве интернет




Индивидуальные







- семинары

- тренинги

- практикумы

- участие в конкурсах

- дискуссии

- выставки



Групповые









Условия эффективности работы

- взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов;

- системность и непрерывность в организации всех форм методической работы;

- сочетание теоретических и практических форм;

- оценка результатов работы (диагностика развития детей);

















2.2. Система работы с молодыми педагогами

Сбор информации о молодом педагоге (анкетирование)



Составление плана работы

Подготовка теоретического и практического материала

консультации

Педсоветы,

просмотры











семинары

ООД

Праздники

развлечения

Продуктивная

деятельность





Накопление практического материала



Накопление теоретического материала







Перспективные

планы

Конспекты

ООД

Сценарии

праздников





Описание работы, оформление материала: теоретического и практического









2.3. Организация наставничества.

Наставничество заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

Процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия:

-обучаемого,

-самого наставника

-организации - работодателя.

Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет:

- отработать усвоенные в период обучения в вузе содержание и методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ на практике;

- освоить приемы, направленные на сплочение педагогического коллектива и передачу педагогического опыта от одного поколения другому.




2.4. Этапы реализации Программы.

Первый этап

Диагностический

(адаптационный)

Определение круга обязанностей и

полномочий молодого специалиста, а

также выявление недостатков в его умениях и навыках, чтобы выработать

программу адаптации.

Второй этап

Проектировочный

(основной)

Разработка и реализация программы адаптации, осуществление корректировки профессиональных

умений молодого педагога, помощь в

выстраивание собственной программы

самосовершенствования.

Третий этап

Аналитический

"Творческий поиск"

Проверка уровня профессиональной компетентности молодого педагога, определение степени его готовности к

выполнению своих функциональных

обязанностей.

Формы и методы работы

1.Индивидуальные задания и поручения по изучению опыта работы, выработке

практических навыков в ходе

выполнения трудовых обязанностей,

овладению приемами служебной деятельности с целью содействия

в профессиональном и

интеллектуальном самообразовании.

молодого специалиста.

2. Контроль за деятельностью молодого специалиста в форме личной проверки выполнения задания, поручения, проверки качества подготавливаемых документов.

3. Индивидуальная помощь в изучении

нормативных актов и овладение

передовыми приемами выполнения

трудовых обязанностей, в исправлении ошибок, устранение недостатков, а также в решении вопросов трудовой деятельности.

4. Личный пример наставника, который должен проявляться в безупречном выполнении наставником трудовых обязанностей, требований нормативных актов, высокой дисциплины, требовательности к себе, постоянном

повышении своего профессионального

уровня, строгом соблюдении Правил

внутреннего трудового распорядка.

1. Создание благоприятных условий для профессионального роста

начинающих педагогов.

2. Взаимоподдержка и взаимопомощь.

3. Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и

задачами воспитания и обучения детей.

4. Разработка перспективных планов

работы с детьми в соответствии с

возрастными особенностями и задачами реализуемых программ.

4. Оказание методической помощи

опытными педагогами начинающим.

5.Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала.

6. Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога.

7. Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия

1.Анализ результатов работы молодого педагога с детьми.

2.Динамика профессионального роста.

3. Рейтинг молодого педагога среди коллег, родителей

4. Самоанализ своей деятельности за

прошедший год.

5. Перспективы дальнейшей работы

с молодыми педагогами.

6. Подведение итогов, выводы.



2.3. План профессионального становления молодого педагога


Первый год работы

Цель: создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога, оказание помощи в их профессиональном становлении, тесное вовлечение молодого специалиста в трудовой процесс и общественную жизнь ДОУ с учетом его индивидуальных наклонностей, формирование в ДОУ кадрового ядра.

Задачи:

- обеспечить условия наиболее лёгкой адаптации молодых специалистов в коллективе, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя;

- обеспечить научно-методическое, правовое сопровождение педагогической деятельности начинающего педагога в соответствии с ФГОС ДО;

- оказать помощь в повышении профессионального мастерства путем раскрытия индивидуальных педагогических способностей;

- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; - развивать потребности и мотивации в непрерывном самообразовании;

- создавать условия для развития инициативы и рефлексивных навыков; - прививать интерес к педагогической деятельности

Учебно-тематический план

(1-й учебный год)

2021 – 2022 г.

Темы

Количество занятий

Теоретических

Практических

Всего

1.

Диагностика молодых педагогов

-

1

1

2.

Нормативные документы в дошкольном образовании

2

1

3

3.

Проблемы адаптации детей в ДОУ

1

2

2

4.

Возрастные особенности детей раннего возраста

3

2

5

5.

Предметно-развивающая среда в ДОУ

3

2

5

6.

Педагогическая диагностика в ДОУ

3

2

5

7.

Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

2

1

3

8.

Инновационная деятельность в ДОУ

5

5

10

9.

Итоговое обследование педагогов

-

1

1















Содержание
(1-й учебный год)

п/п

Темы

Теоретические занятия

Практические занятия

Сроки проведения


1.


Диагностика молодых педагогов

Собеседование с молодыми педагогами

для определения направлений работы с

ним


Анкетирование “Профессионально-значимые качества педагога”; экспресс-диагностика педагогической направленности педагога Юсупова;




Сентябрь



2.



Нормативные документы в дошкольном образовании



Закон “Об образовании РФ”; Конвенция о правах ребенка;

Задание 1: найти основные определения из “Закона об образовании РФ”, приемлемые к дошкольному образованию

Задание 2: разработать памятку для родителей о правах ребенка дошкольного возраста






Октябрь



3.



Проблемы адаптации детей в ДОУ

Понятие “адаптация”, степени адаптации; Психические особенности детей в период адаптации; Формы и методы, облегчающие адаптивность детей в ДОУ

Задание 1: разработать “День легкой адаптации” для детей своей группы

Задание 2: Дискуссия «Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё»





Ноябрь



4.


Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ



Особенности планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;

Виды планирования в ДОУ



Творческое задание: написание плана работы по теме самообразования на месяц

Задание 2: просмотр и анализ документации по планированию воспитательно-образовательного процесса в группах детей ДОУ;







Ноябрь





5.




Педагогическая диагностика

(мониторинг) в ДОУ






Понятие “диагностика”; Задачи и направления педагогической диагностики; Этапы педагогической диагностики


Задание 1: разработать таблицу для занесения результатов диагностики детей на начало и конец учебного года

Задание 2: выявить уровень культурно-гигиенических навыков у детей своей возрастной группы с помощью дневника наблюдений

Задание 3: просмотр и анализ документации по педагогической диагностике









Декабрь






6.





Возрастные особенности детей раннего возраста






Особенности психического развития детей 1-3 лет.



Задание 1: составить психологический портрет 2 детей своей группы с учетом выделения ярких психических особенностей данного возраста дошкольников

Задание 2: составить психологический портрет своей возрастной группы







Январь




7.

Создание оптимальной развивающей

предметно-пространственной среды в

группе.

Центры развития


Понятие “предметно-развивающая среда”; Содержание предметно-развивающей среды для каждой возрастной группы

Задание 1: разработать и сделать предметы развивающей среды для своей возрастной группы в количестве 3-5 наименований





Февраль



8.


Инновационная деятельность в ДОУ

Понятие инновации. Этапы инновационной деятельности. Создание условий для внедрения инноваций.

Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.


Март

9.

Итоговое обследование педагогов

--------

Подведение итогов работы, анкетирование


Апрель



























Второй год работы

Цель: создание условий для профессионального роста молодых специалистов, тесное вовлечение молодого специалиста в трудовой процесс и общественную жизнь ДОУ с учетом его индивидуальных наклонностей, формирование в ДОУ кадрового ядра.

Задачи:

- оказать методическую помощь молодому педагогу в повышении уровня организации учебно – воспитательной деятельности;

- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности;

- развивать потребность и мотивацию в непрерывном самообразовании;

- создать условия для развития инициативы и рефлексивных навыков;

- оказать методическую помощь в подготовке молодого специалиста, проработавшего в занимаемой должности два года, к прохождению аттестационных испытаний;

- прививать мотивацию к поиску инновационных, наиболее эффективных форм работы с воспитанниками.

Учебно-тематический план
(
2-й учебный год)

2022 – 2023 г.

Темы

Количество занятий






Теоретических

Практических

Всего





1.

Диагностика молодых педагогов

-

1

1





2.

Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании

2

1

3





3.

Психологическое здоровье детей

2

1

3





4.

Взаимодействие с семьей

3

1

4





5.

Организация и проведение родительских собраний в ДОУ

2

1

3





6.

Принципы организации сюжетной игры в ДОУ

3

2

5





7.

Психическое развитие детей раннего возраста

6

2

8





8.

Проектная деятельность в детском саду

5

5

10





9.

Подведение итогов работы, анкетирование


1

1






Содержание
(2-й учебный год)

п/п

Темы

Теоретические занятия

Практические занятия

Сроки проведения


1.


Диагностика молодых педагогов


--------

 Микроисследование «Как вы относитесь к своей профессии»


Сентябрь




2.



Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании

Понятие “личностно-ориентированный подход”; Особенности внедрения личностно-ориентированного подхода в ДОУ;

Задание 1: составить вопросы к беседе, игре с учетом личностно-ориентированного подхода



Октябрь


3.


Психологическое здоровье детей


Понятие психологическое здоровье детей.

Рассмотрение ситуаций влияющих на психологическое здоровье детей. Игры и упражнения в работе педагога


Ноябрь






4.






Взаимодействие с семьей


Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей (консультация);

Роль педагога в организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников (обмен мнениями);

Формы и методы изучения условий семейного воспитания ребенка (сообщение);


Задание 1: Практикум: разработка тестов и анкет для родителей воспитанников, обработка результатов анкетирования и тестирования.

Задание 2: алгоритм разработки рекомендаций для родителей.

 






Декабрь



5.



Организация и проведение родительских собраний в ДОУ

Структура родительских собраний; Нетрадиционные формы проведения родительских собраний

Задание 1: презентация новых форм работы с родителями.




Январь




6.



Принципы организации сюжетной игры в ДОУ

Актуальность сюжетной игры в дошкольном возрасте; Принципы и особенности организации сюжетной игры с дошкольниками

Задание 1: разработать памятку для воспитателя по особенностям организации сюжетной игры

Февраль



7.


Создание мини-музеев в ДОУ


Консультация «Музейная педагогика в ДОУ»

Мини музей народной игрушки «Забавушка»

март



8.


Проектная деятельность в детском саду.

Типология проектов.  Классификация проектов, используемых в работе ДОУ.

Проектная деятельность в детском саду. Типология проектов. Классификация проектов, используемых в работе ДОУ.

Задание1: Составление примерного плана работы воспитателя по подготовке проекта

Задание2: составить проект - рассказ



Апрель




9.



Подведение итогов работы, анкетирование


-

Анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности педагога в коллективе



Май












Третий год работы

Цель: создание условий для профессионального роста молодых специалистов, тесного вовлечения молодого специалиста в трудовой процесс и общественную жизнь ДОУ с учетом его индивидуальных наклонностей, формирование в ДОУ кадрового ядра.

Задачи:

- оказать методическую помощь молодому педагогу в повышении уровня организации учебно – воспитательной деятельности;

- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности;

- развивать потребность и мотивацию в непрерывном самообразовании;

- создать условия для развития инициативы и рефлексивных навыков;

- оказать методическую помощь в подготовке молодого специалиста, проработавшего в занимаемой должности два года, к прохождению аттестационных испытаний;

- прививать мотивацию к поиску инновационных, наиболее эффективных форм работы с воспитанниками.

Учебно-тематический план
(
3-й учебный год)

2023 -2024 г.

Темы

Количество занятий

Теоретических

Практических

Всего


1.


Выявление знаний и затруднений у молодого педагога в процессе воспитательно-образовательной деятельности в начале года.











Оказание помощи в организации

качественной работы с документацией:

- знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ.- изучение целей и задач годового плана.- оформление документации группы







1






2.


изучение ФОП ДО



4




4


- структура перспективно-календарного планирования.

- структура комплексно-тематического планирования.



2



2



4

3.

Современный педагог в условиях реализации ФОП ДО

Должностная инструкция

воспитателя.


1



1



2

4.

Изучение методики проведения ООД по всем образовательным областям, совместная разработка конспектов ООД, эффективное использование дидактического материала в работе.


3


3


6

5.

Методика проведения детских утренников.

1

2

3


6.

Планирование работы с родителями, оформление наглядной информации для родителей.

Родительское собрание.

Мониторинг детского развития.



2



2



4

7.

Портфолио достижений педагога


1

2

3

8.

Организация проектной

деятельности воспитанников.


2


2


3


9.

Подготовка к летне-оздоровительной компании: - ведение документации в летний период; - оказание помощи в оформлении и пополнении родительского уголка консультативным материалом по методам оздоровления и укрепления здоровья детей.




1



2



3


Оценка уровня сформированности профессионально значимых умений (компетенций)





Содержание
(3-й учебный год)

№ п/п


Темы


Теоретические занятия


Практические занятия

Сроки проведения



1.

Выявление знаний и затруднений у молодого педагога в процессе воспитательно-образовательной деятельности в начале года.











Беседы, анкетирование








сентябрь


Оказание помощи в организации

качественной работы с документацией.



- знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ.

- изучение целей и задач годового плана.

Задание1:

- оформление документации группы

(табель посещаемости детей

Утренний фильтр, сведения о родителях и др.).







2.






Введение ФОП в ДО





Изучение правовых

документов:

-Закон РФ обобразовании;

-ФГОС ДО.

Консультации: «Федеральная образовательная программа дошкольного образования.

Задачи и содержание образовательных областей ФОП ДО»










октябрь


Образовательный процесс в ДОУ в соответствии с ФОП.

Составление перспективного планирования на месяц и

календарно -

тематического

планирования по неделям.



Консультация

«Тематическое планирование образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФОП»

Задание1:

Оформление календарно-

тематического планирования.



Задание2:

Перспективное планирование на месяц




Консультирование по запросу молодых педагогов в течение всего года



3.

Современный педагог в условиях реализации ФОП ДО


Должностная инструкция

воспитателя.



Консультация «Профессиональная компетентность современного педагога»

Имидж педагога, педагогическая этика, культура поведения -

- в работе с родителями;

- в работе с детьми;

- в работе с коллегами.





Практикум для молодых специалистов «Я – идеальный воспитатель»






ноябрь


4.

Изучение методики проведения ООД по всем образовательным областям,

Консультация «Особенности организации образовательной деятельности»

Совместная разработка конспектов ООД, эффективное использование дидактического материала в работе


декабрь



5.

Как эффективно провести праздничное мероприятие. Секреты мастерства. Роль воспитателя на празднике.


Общие вопросы методики проведения праздничных мероприятий с воспитанниками.

Консультация, планирование, помощь наставника.



Проведение праздников, развлечений.



Январь



6.


Планирование работы с родителями, оформление наглядной информации для родителей.

Родительское собрание.


Семинар- практикум

«Как успешно провести родительское собрание»




Помощь в составлении перспективного плана работы с родителями на год»

Составление конспектов нетрадиционных родительских собраний.







февраль


7.



Портфолио достижений педагога

Общие положения портфолио педагога.

Структура содержания и порядок ведения портфолио.


Оценивание материалов портфолио




март



8.

Организация

развивающей

предметно-

пространственной

среды в группе.


Консультация по организации

предметно-развивающей среды в группе.

Консультация

«Моделирование РРПС»

Обсуждение (принципы

построения, наличие

игровых зон, их

оснащение, смена

материала).




апрель







9.



Подготовка к летне-оздоровительной компании: - ведение документации в летний период; -



Помощь молодому

педагогу в составлении плана

работы на летний период.

Советы по организации

планирования и

работы в летний

период.



Совместное составление плана летней оздоровительной работы.

оказание помощи в оформлении и пополнении родительского уголка консультативным материалом по методам оздоровления и укрепления здоровья детей.









май




Оценка уровня сформированности профессионально значимых умений (компетенций) у молодых педагогов

Оказание помощи в

составлении анализа

воспитательной

работы за год.

Подведение итогов

работы за год.

Обсуждение итогов

работы наставника с

молодым

специалистом и

планов на будущий

учебный год.







Оформление и заполнение

отчетной документации.



lll РАЗДЕЛ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы

Технические средства обучения:

-ноутбук- 3шт.

-компьютер -1шт.

- музыкальный центр -1шт.

- синтезатор – 1шт.

- музыкальные колонки – 2 шт.

- ламинатор – 1 шт.

Методическое обеспечение:

- библиотека методической, справочной литературы и подписных методических изданий;

- копилка педагогического опыта коллектива:

- медиатека;

- дидактические игры;

- картотеки: пальчиковых, утренних гимнастик, подвижных и народных игр,

гимнастик пробуждения, картотека прогулок, картотека опытов с детьми раннего

возраста;

- конспекты ОД, развлечений, праздников, родительских собраний;

- подборка демонстрационного материала по темам недель;

- наборы: овощей, фруктов, домашних и диких животных, музыкальных инструментов;

- физкультурное оборудование, дорожки для плоскостопия и др.


Информационное обеспечение:

- подключена сеть Интернет;

- ведется работа по обновлению банка нормативно-правовой документации ДОУ.

lV Заключительный раздел.

Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности работы с молодыми педагогами необходимы:

- обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической деятельности;

- работа на основе диагностики педагогических затруднений, учёта творческой активности и информационных потребностей педагога;

- взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и методов методической работы;

- оптимальное сочетание теоретических и практических форм;

- оценка педагогического труда по результатам;

- своевременное обеспечение методической литературой.

У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется

творческий потенциал.

Программа «Молодой педагог – перспективное завтра» поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.






 4.2. Список литературы

1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М.2007.

2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М. 2004.

3. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. М.1990

4.Веселова, Т.Б Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ [Текст]/ Т.Б. Веселова – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»

5.Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы [Текст]/ Н.А. Виноградова – М.: Айрис-пресс. – 2009.

6.Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст]/Л.М. Волобуева – М.: ТЦ Сфера. – 2009.

7. Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М.2004.

Журналы: «Управление ДОУ» № 1,4,5,8-2007. № 2,3,4-2004

8. Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал / Ю.А. Афонькина. – М.: Учитель, 2013. - 78 с






Приложение №1

Диагностическая карта оценки навыков молодого воспитателя

Молодой воспитатель_______________________________________________

Наставник: _______________________________________________________

Инструкция: оцените навыки молодого воспитателя по шкале:

3 – высокий уровень развития;

2 – средний уровень развития;

1 – развитие навыка не проявляется.

Подсчет баллов: поставьте галочку в столбце с цифрой, которая соответствует уровню развития навыка. Интерпретация: посчитайте все галочки по каждому блоку навыков. Большинство выборов по шкале – уровень развития у навыка. Запишите вывод в конце карты.





Прогностические навыки



оценка

1

2

3

1

Осознает цель своей деятельности в виде программы личностных качеств, которые должны быть сформированы в каждом ребенке в процессе усвоения содержания ООП ДО





2

Умеет проектировать и планировать развитие личных качеств ребенка в соответствии с периодами воспитательно-образовательного процесса по основным направлениям воспитания и обучения, которые прописаны в ООП ДО




3

Умеет отбирать наиболее важный материал по усвоению каждой образовательной области ООП ДО




4

Умеет отбирать дидактический материал и организовывать развивающую предметно пространственную среду по интересам и возрасту детей




5

Умеет планировать деятельность детей и не нарушать свободу выбора ребенка




Организаторские и коммуникативные навыки

1

Умеет организовывать собственную деятельность по выполнению годового плана




2

Умеет находить себе помощников среди коллег и направлять их усилия




3

Умеет развивать познавательную активность и способности детей в процессе усвоения ООП ДО




4

Умеет формировать коллектив детей и организовывать его деятельность, мотивировать детей общаться с педагогом и сверстниками





5

Устанавливает конструктивные отношения с родителями воспитанников для достижения целей развития и воспитания, которые прописаны в ООП ДО




6

Умеет подходить к воспитаннику с верой в его лучшие качества




7

Умеет сочетать требования к детям и родителям с глубоким уважением к ним




Аналитические навыки


1

Умеет анализировать свою работу и соотносить результаты с поставленными целями по ООП ДО




2

Умеет комплексно анализировать деятельность детей и уровень их навыков




3

Умеет перестраивать свою деятельность в соответствии с новыми условиями и задачами




Вывод:

Рекомендации:


Приложение №2

Анкета молодого специалиста


1. Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?____________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________

2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?__________________________________ _____________________________________________________________________________ _____

4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________

5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________

7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?_____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

8. Что Вас привлекает в работе коллектива: - новизна деятельности - условия работы

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________
























Памятка нового сотрудника

«Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ»


Старайтесь:

 Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней.

 Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.

 Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.

 Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.

 Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.

 Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.

 Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.

 Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие - основа вашего здоровья.

 Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты - в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.

 Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.


Помните:

 «Терпение - дар Неба». Обладающий терпением не унизится до раздражения.

 Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.

 Великая миссия женщины - нести в мир любовь, красоту и гармонию.

 Коллектив - это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.

 Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.

 Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.

 Не скупитесь на похвалу.

 Не создавайте конфликтных ситуаций.

 Следите за внешностью и поведением.

 Ваше отношение к работе, людям, предметам - образец для подражания.


Воспитывая детей, стремитесь:

 Любить ребенка таким, каков он есть.

 Уважать в каждом ребенке личность.

 Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.

 Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

 Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.

 Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

 Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.


В детском саду запрещается:

 Кричать и наказывать детей.

 Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.

 Приходить к детям с плохим настроением.

 Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.

 Оставлять детей одних.

 Унижать ребенка.