муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад раннего развития "Теремок" г. Данилов, Ярославская область
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ детский сад «Теремо для детей раннего возраста "Теремок"
___________________Семенова И.В.
Приказ № от ________2021года
ПРОГРАММА
«МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ – ПЕРСПЕКТИВНОЕ ЗАВТРА»
2021-2024 год
г. Данилов
Содержание
l раздел. Целевой
1.1. Пояснительная записка
1.2. Нормативные основы реализации программы наставничества.
1.3. Цель и задачи Программы
1.4. Принципы реализации Программы
1.5 Основные направления Программы
1.6. Планируемые результаты
1.7. Структура управления реализацией Программы наставничества.
Основные функции участников в рамках реализуемой Программы.
ll раздел. Содержательный
2.1. Формы и методы работы с молодыми специалистами
2.2. Система работы с молодыми педагогами
2.3. Организация наставничества
2.4. Этапы реализации Программы
2.4. План профессионального становления молодого педагога
lll раздел. Организационный
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
lV раздел
4.1. Заключение
4.2. Список литературы
Приложение
«……как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов»
С.А. Макаренко
l. РАЗДЕЛ. ЦЕЛЕВОЙ
1.1. Пояснительная записка
Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Каждый заведующий ДОУ, старший воспитатель осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации воспитательно - образовательного процесса в ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.
Программа «МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ – ПЕРСПЕКТИВНОЕ ЗАВТРА» нацелена на работу с молодыми педагогами.
Начиная свою работу в ДОУ, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания. Идея разработки программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.
В Программе используются следующие понятия:
- наставничество – форма профессионального становления молодых специалистов под наблюдением наставника, направленная на совершенствование качеств персональной подготовки и практических навыков, надлежащее выполнение профессиональных функций;
- наставник – высококвалифицированный работник, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом, проводящий в индивидуальном порядке работу с молодыми
специалистами по их адаптации к производственной деятельности, приобщению к корпоративной культуре, способствующей скорейшему профессиональному развитию молодых специалистов;
- молодой педагог – выпускник образовательного учреждения высшего, среднего или начального профессионального образования, впервые вступивший в трудовые отношения после окончания учебного заведения в течение года, или работник, имеющий трудовой стаж по должности не более 3 лет.
Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:
- трудовая мотивация, педагогическая направленность, являются важными факторами при поступлении педагога на работу и закреплены в локальных нормативных актах ДОУ;
- профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе ДОУ;
- в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;
- материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.
1.2. Нормативные основы реализации программы наставничества.
Нормативно-правовой базой для разработки Программы наставничества являются:
-Конституция Российской Федерации
-Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р);
-Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12. 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, 7 дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года №2403-Р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
-Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02
«О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»)
-Паспорта национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24. 12.2018 N 16);
-Методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях;
-Методических рекомендаций для образовательных организаций по реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников;
-Основная образовательная программа МБДОУ детского сада для детей раннего возраста «Теремок»
-Локальные нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию системы (целевой модели) наставничества: «Положение о наставничестве педагогических работников в МБДОУ детском саду для детей раннего возраста «Теремок» (приказ от 01.09.2021. №21/1 од); приказы.
1.3. Цель и задачи Программы
Цель: Создание условий для профессионального роста молодых специалистов в первые годы их работы в учреждении, приобретения и совершенствования индивидуальных профессиональных навыков.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
1. Оказание помощи молодому специалисту в освоении профессии и скорейшем овладении в полном объеме трудовыми обязанностями за счет ознакомления с существующими в учреждении методами и приемами труда, передачи наставниками личного опыта, принципов корпоративной культуры и профессиональной этики.
2. Адаптация молодых специалистов к условиям осуществления трудовой деятельности.
3. Создание условий для становления квалифицированного и компетентного в своей профессиональной области работника.
4. Снижение процента текучести кадров и мотивация к установлению длительных трудовых отношений с работодателем.
5. Оказание моральной и психологической поддержки молодым специалистам в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении трудовых обязанностей.
1.4. Принципы реализации Программы
Деятельность строится на принципах, наиболее значимых на начальном этапе работы:
- принцип сотрудничества и диалога позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности среди начинающих педагогов и опытных специалистов;
- принцип системности - непрерывности образования, накопления опыта;
- принцип многоуровневой дифференциации - организация подгрупп для занятий по стажу работы, по уровню квалификационной категории педагогов, по выявленным проблемам в работе.
1.5. Основные направления Программы
1. Анализ результатов образовательной деятельности, изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений.
2. Организация семинаров, практикумов, деловых игр, консультаций, мастер-классов, открытых занятий с целью совершенствования методики и оптимизации их проведения.
3. Изучение нормативных правовых и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательно-образовательного процесса.
4. Разработка и обсуждение планирования.
5. Взаимное посещение занятий, обмен опытом, совершенствование методики преподавания.
6. Ознакомление педагогов с новинками нормативно-правовой, учебно-методической и справочной литературы.
1.6. Планируемые результаты
Для молодого педагога:
-Познание молодым педагогом своих профессиональных качеств и ориентация на ценности саморазвития.
-Качественные изменения во взаимоотношениях с коллегами, воспитанниками, родителями (законными представителями).
-Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.
- Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.
для наставника:
- эффективный способ самореализации;
- повышение квалификации;
- достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
для образовательной организации:
- успешная адаптация молодых специалистов;
- повышение уровня знаний и умений молодых специалистов в образовательном учреждении.
1.7. Структура управления реализацией программы наставничества.
В структуру управления реализацией Программы наставничества образовательной организации входят:
- руководитель, разделяющий ценности отечественной системы образования, приоритетные направления ее развития;
- наставники – педагоги, которые имеют подтвержденные результаты педагогической деятельности; демонстрируют образцы лучших практик работы и взаимодействия с коллегами;
- наставляемый, молодой, начинающий специалист.
- педагог-психолог, в фокусе которого находятся личности наставника и наставляемого, организация и психологическое сопровождение их взаимодействия;
С
труктуру управления реализацией Программы наставничества можно представить в виде схемы:
Руководитель ДОУ
Наставник опытный педагог, имеющий результаты педагогической деятельности
Наставляемый молодой/ начинающий специалист
Педагог-психолог
Основные функции участников в рамках реализуемой Программы:
Уровни структуры | Направления деятельности. |
Руководитель ОО | 1.Разработка и утверждение комплекта нормативных документов, необходимых для реализации Программы наставничества. 2.Разработка Программы наставничества. 3.Разработка и реализация мероприятий дорожной карты Программы наставничества. 4.Реализация кадровой политики в Программе наставничества. 5. Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации Программы наставничества. |
Наставник | 1. Разработка и реализация планов индивидуального развития наставляемых. 2.Разработка персонализированных программ наставничества. 3.Мотивационная (эмоционально — психологическая) поддержка наставляемого; 4.Оказание ситуативной помощи в выполняемой деятельности наставляемого; 5.Контроль и оценивание результатов собственной деятельности и деятельности наставляемого; 6.Участие в мониторинге результатов эффективности наставник опытный педагог, имеющий результаты педагогической деятельности наставляемый молодой/ начинающий специалист Педагог-психолог реализации Программы наставничества |
Педагог-психолог | 1.Проведение тестов на выявление психологической совместимости, мониторингов удовлетворенности работой наставнических пар, оказание консультативной помощи. |
Наставляемый | 1.Решение поставленных задач через взаимодействие с наставником. |
ll РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Формы и методы работы с молодыми специалистами.
Процесс повышения профессионализма молодых специалистов предполагается строить с учётом следующих факторов:
- уровень базового образования, теоретическая подготовленность;
- индивидуальные особенности педагога;
- уровень профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться)
- наличие практического опыта работы с детьми.
Формы и методы работы
- консультирование
- беседы
- анкетирование
- наблюдение
- тестирование
- участие в конкурсе
- самообразование
- самообучение в иформационном пространстве интернет
Индивидуальные
- семинары
- тренинги
- практикумы
- участие в конкурсах
- дискуссии
- выставки
Групповые
Условия эффективности работы
- взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов;
- системность и непрерывность в организации всех форм методической работы;
- сочетание теоретических и практических форм;
- оценка результатов работы (диагностика развития детей);
2.2. Система работы с молодыми педагогами
Сбор информации о молодом педагоге (анкетирование)
Составление плана работы
Подготовка теоретического и практического материала
консультации
Педсоветы,
просмотры
семинары
ООД
Праздники
развлечения
Продуктивная
деятельность
Накопление практического материала
Накопление теоретического материала
Перспективные
планы
Конспекты
ООД
Сценарии
праздников
Описание работы, оформление материала: теоретического и практического
2.3. Организация наставничества.
Наставничество заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия:
-обучаемого,
-самого наставника
-организации - работодателя.
Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет:
- отработать усвоенные в период обучения в вузе содержание и методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ на практике;
- освоить приемы, направленные на сплочение педагогического коллектива и передачу педагогического опыта от одного поколения другому.
2.4. Этапы реализации Программы.
Первый этап Диагностический (адаптационный) Определение круга обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявление недостатков в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации. | Второй этап Проектировочный (основной) Разработка и реализация программы адаптации, осуществление корректировки профессиональных умений молодого педагога, помощь в выстраивание собственной программы самосовершенствования. | Третий этап Аналитический "Творческий поиск" Проверка уровня профессиональной компетентности молодого педагога, определение степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. |
Формы и методы работы |
1.Индивидуальные задания и поручения по изучению опыта работы, выработке практических навыков в ходе выполнения трудовых обязанностей, овладению приемами служебной деятельности с целью содействия в профессиональном и интеллектуальном самообразовании. молодого специалиста. 2. Контроль за деятельностью молодого специалиста в форме личной проверки выполнения задания, поручения, проверки качества подготавливаемых документов. 3. Индивидуальная помощь в изучении нормативных актов и овладение передовыми приемами выполнения трудовых обязанностей, в исправлении ошибок, устранение недостатков, а также в решении вопросов трудовой деятельности. 4. Личный пример наставника, который должен проявляться в безупречном выполнении наставником трудовых обязанностей, требований нормативных актов, высокой дисциплины, требовательности к себе, постоянном повышении своего профессионального уровня, строгом соблюдении Правил внутреннего трудового распорядка. | 1. Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов. 2. Взаимоподдержка и взаимопомощь. 3. Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения детей. 4. Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ. 4. Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим. 5.Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала. 6. Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога. 7. Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия | 1.Анализ результатов работы молодого педагога с детьми. 2.Динамика профессионального роста. 3. Рейтинг молодого педагога среди коллег, родителей 4. Самоанализ своей деятельности за прошедший год. 5. Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами. 6. Подведение итогов, выводы. |
2.3. План профессионального становления молодого педагога
Первый год работы
Цель: создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога, оказание помощи в их профессиональном становлении, тесное вовлечение молодого специалиста в трудовой процесс и общественную жизнь ДОУ с учетом его индивидуальных наклонностей, формирование в ДОУ кадрового ядра.
Задачи:
- обеспечить условия наиболее лёгкой адаптации молодых специалистов в коллективе, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя;
- обеспечить научно-методическое, правовое сопровождение педагогической деятельности начинающего педагога в соответствии с ФГОС ДО;
- оказать помощь в повышении профессионального мастерства путем раскрытия индивидуальных педагогических способностей;
- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; - развивать потребности и мотивации в непрерывном самообразовании;
- создавать условия для развития инициативы и рефлексивных навыков; - прививать интерес к педагогической деятельности
Учебно-тематический план
(1-й учебный год)
2021 – 2022 г.
№ | Темы | Количество занятий |
Теоретических | Практических | Всего |
1. | Диагностика молодых педагогов | - | 1 | 1 |
2. | Нормативные документы в дошкольном образовании | 2 | 1 | 3 |
3. | Проблемы адаптации детей в ДОУ | 1 | 2 | 2 |
4. | Возрастные особенности детей раннего возраста | 3 | 2 | 5 |
5. | Предметно-развивающая среда в ДОУ | 3 | 2 | 5 |
6. | Педагогическая диагностика в ДОУ | 3 | 2 | 5 |
7. | Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ | 2 | 1 | 3 |
8. | Инновационная деятельность в ДОУ | 5 | 5 | 10 |
9. | Итоговое обследование педагогов | - | 1 | 1 |
Содержание
(1-й учебный год)
№ п/п | Темы | Теоретические занятия | Практические занятия | Сроки проведения |
1. | Диагностика молодых педагогов | Собеседование с молодыми педагогами для определения направлений работы с ним | Анкетирование “Профессионально-значимые качества педагога”; экспресс-диагностика педагогической направленности педагога Юсупова; | Сентябрь |
2. | Нормативные документы в дошкольном образовании | Закон “Об образовании РФ”; Конвенция о правах ребенка; | Задание 1: найти основные определения из “Закона об образовании РФ”, приемлемые к дошкольному образованию Задание 2: разработать памятку для родителей о правах ребенка дошкольного возраста | Октябрь |
3. | Проблемы адаптации детей в ДОУ | Понятие “адаптация”, степени адаптации; Психические особенности детей в период адаптации; Формы и методы, облегчающие адаптивность детей в ДОУ | Задание 1: разработать “День легкой адаптации” для детей своей группы Задание 2: Дискуссия «Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё» | Ноябрь |
4. | Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ | Особенности планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ; Виды планирования в ДОУ | Творческое задание: написание плана работы по теме самообразования на месяц Задание 2: просмотр и анализ документации по планированию воспитательно-образовательного процесса в группах детей ДОУ; | Ноябрь |
5. | Педагогическая диагностика (мониторинг) в ДОУ | Понятие “диагностика”; Задачи и направления педагогической диагностики; Этапы педагогической диагностики | Задание 1: разработать таблицу для занесения результатов диагностики детей на начало и конец учебного года Задание 2: выявить уровень культурно-гигиенических навыков у детей своей возрастной группы с помощью дневника наблюдений Задание 3: просмотр и анализ документации по педагогической диагностике | Декабрь |
6. | Возрастные особенности детей раннего возраста | Особенности психического развития детей 1-3 лет. | Задание 1: составить психологический портрет 2 детей своей группы с учетом выделения ярких психических особенностей данного возраста дошкольников Задание 2: составить психологический портрет своей возрастной группы | Январь |
7. | Создание оптимальной развивающей предметно-пространственной среды в группе. Центры развития | Понятие “предметно-развивающая среда”; Содержание предметно-развивающей среды для каждой возрастной группы | Задание 1: разработать и сделать предметы развивающей среды для своей возрастной группы в количестве 3-5 наименований | Февраль |
8. | Инновационная деятельность в ДОУ | Понятие инновации. Этапы инновационной деятельности. Создание условий для внедрения инноваций. | Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива. | Март |
9. | Итоговое обследование педагогов | -------- | Подведение итогов работы, анкетирование | Апрель |
Второй год работы
Цель: создание условий для профессионального роста молодых специалистов, тесное вовлечение молодого специалиста в трудовой процесс и общественную жизнь ДОУ с учетом его индивидуальных наклонностей, формирование в ДОУ кадрового ядра.
Задачи:
- оказать методическую помощь молодому педагогу в повышении уровня организации учебно – воспитательной деятельности;
- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности;
- развивать потребность и мотивацию в непрерывном самообразовании;
- создать условия для развития инициативы и рефлексивных навыков;
- оказать методическую помощь в подготовке молодого специалиста, проработавшего в занимаемой должности два года, к прохождению аттестационных испытаний;
- прививать мотивацию к поиску инновационных, наиболее эффективных форм работы с воспитанниками.
Учебно-тематический план
(2-й учебный год)
2022 – 2023 г.
№ | Темы | Количество занятий | | | | | |
Теоретических | Практических | Всего | | | | |
1. | Диагностика молодых педагогов | - | 1 | 1 | | | | |
2. | Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании | 2 | 1 | 3 | | | | |
3. | Психологическое здоровье детей | 2 | 1 | 3 | | | | |
4. | Взаимодействие с семьей | 3 | 1 | 4 | | | | |
5. | Организация и проведение родительских собраний в ДОУ | 2 | 1 | 3 | | | | |
6. | Принципы организации сюжетной игры в ДОУ | 3 | 2 | 5 | | | | |
7. | Психическое развитие детей раннего возраста | 6 | 2 | 8 | | | | |
8. | Проектная деятельность в детском саду | 5 | 5 | 10 | | | | |
9. | Подведение итогов работы, анкетирование | | 1 | 1 | | | | |
Содержание
(2-й учебный год)
п/п | Темы | Теоретические занятия | Практические занятия | Сроки проведения |
1. | Диагностика молодых педагогов | -------- | Микроисследование «Как вы относитесь к своей профессии» | Сентябрь |
2. | Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании | Понятие “личностно-ориентированный подход”; Особенности внедрения личностно-ориентированного подхода в ДОУ; | Задание 1: составить вопросы к беседе, игре с учетом личностно-ориентированного подхода | Октябрь |
3. | Психологическое здоровье детей | Понятие психологическое здоровье детей. | Рассмотрение ситуаций влияющих на психологическое здоровье детей. Игры и упражнения в работе педагога | Ноябрь |
4. | Взаимодействие с семьей | Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей (консультация); Роль педагога в организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников (обмен мнениями); Формы и методы изучения условий семейного воспитания ребенка (сообщение); | Задание 1: Практикум: разработка тестов и анкет для родителей воспитанников, обработка результатов анкетирования и тестирования. Задание 2: алгоритм разработки рекомендаций для родителей. | Декабрь |
5. | Организация и проведение родительских собраний в ДОУ | Структура родительских собраний; Нетрадиционные формы проведения родительских собраний | Задание 1: презентация новых форм работы с родителями. | Январь |
6. | Принципы организации сюжетной игры в ДОУ | Актуальность сюжетной игры в дошкольном возрасте; Принципы и особенности организации сюжетной игры с дошкольниками | Задание 1: разработать памятку для воспитателя по особенностям организации сюжетной игры | Февраль |
7. | Создание мини-музеев в ДОУ | Консультация «Музейная педагогика в ДОУ» | Мини музей народной игрушки «Забавушка» | март |
8. | Проектная деятельность в детском саду. Типология проектов. Классификация проектов, используемых в работе ДОУ. | Проектная деятельность в детском саду. Типология проектов. Классификация проектов, используемых в работе ДОУ. | Задание1: Составление примерного плана работы воспитателя по подготовке проекта Задание2: составить проект - рассказ | Апрель |
9. | Подведение итогов работы, анкетирование | - | Анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности педагога в коллективе | Май |
Третий год работы
Цель: создание условий для профессионального роста молодых специалистов, тесного вовлечения молодого специалиста в трудовой процесс и общественную жизнь ДОУ с учетом его индивидуальных наклонностей, формирование в ДОУ кадрового ядра.
Задачи:
- оказать методическую помощь молодому педагогу в повышении уровня организации учебно – воспитательной деятельности;
- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности;
- развивать потребность и мотивацию в непрерывном самообразовании;
- создать условия для развития инициативы и рефлексивных навыков;
- оказать методическую помощь в подготовке молодого специалиста, проработавшего в занимаемой должности два года, к прохождению аттестационных испытаний;
- прививать мотивацию к поиску инновационных, наиболее эффективных форм работы с воспитанниками.
Учебно-тематический план
(3-й учебный год)
2023 -2024 г.
№ | Темы | Количество занятий |
Теоретических | Практических | Всего |
1. | Выявление знаний и затруднений у молодого педагога в процессе воспитательно-образовательной деятельности в начале года. | | | |
| Оказание помощи в организации качественной работы с документацией: - знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ.- изучение целей и задач годового плана.- оформление документации группы | | | 1 |
2. | изучение ФОП ДО | 4 | | 4 |
- структура перспективно-календарного планирования. - структура комплексно-тематического планирования. | 2 | 2 | 4 |
3. | Современный педагог в условиях реализации ФОП ДО Должностная инструкция воспитателя. | 1 | 1 | 2 |
4. | Изучение методики проведения ООД по всем образовательным областям, совместная разработка конспектов ООД, эффективное использование дидактического материала в работе. | 3 | 3 | 6 |
5. | Методика проведения детских утренников. | 1 | 2 | 3 |
6. | Планирование работы с родителями, оформление наглядной информации для родителей. Родительское собрание. Мониторинг детского развития. | 2 | 2 | 4 |
7. | Портфолио достижений педагога | 1 | 2 | 3 |
8. | Организация проектной деятельности воспитанников. | 2 | 2 | 3 |
9. | Подготовка к летне-оздоровительной компании: - ведение документации в летний период; - оказание помощи в оформлении и пополнении родительского уголка консультативным материалом по методам оздоровления и укрепления здоровья детей. | 1 | 2 | 3 |
| Оценка уровня сформированности профессионально значимых умений (компетенций) | | | |
Содержание
(3-й учебный год)
№ п/п | Темы | Теоретические занятия | Практические занятия | Сроки проведения |
1. | Выявление знаний и затруднений у молодого педагога в процессе воспитательно-образовательной деятельности в начале года. | | Беседы, анкетирование | сентябрь |
Оказание помощи в организации качественной работы с документацией. | - знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ. - изучение целей и задач годового плана. | Задание1: - оформление документации группы (табель посещаемости детей Утренний фильтр, сведения о родителях и др.). |
2. | Введение ФОП в ДО | Изучение правовых документов: -Закон РФ обобразовании; -ФГОС ДО. Консультации: «Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Задачи и содержание образовательных областей ФОП ДО» | | октябрь |
Образовательный процесс в ДОУ в соответствии с ФОП. Составление перспективного планирования на месяц и календарно - тематического планирования по неделям. | Консультация «Тематическое планирование образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФОП» | Задание1: Оформление календарно- тематического планирования. Задание2: Перспективное планирование на месяц |
Консультирование по запросу молодых педагогов в течение всего года |
3. | Современный педагог в условиях реализации ФОП ДО Должностная инструкция воспитателя. | Консультация «Профессиональная компетентность современного педагога» Имидж педагога, педагогическая этика, культура поведения - - в работе с родителями; - в работе с детьми; - в работе с коллегами. | Практикум для молодых специалистов «Я – идеальный воспитатель» | ноябрь |
4. | Изучение методики проведения ООД по всем образовательным областям, | Консультация «Особенности организации образовательной деятельности» | Совместная разработка конспектов ООД, эффективное использование дидактического материала в работе | декабрь |
5. | Как эффективно провести праздничное мероприятие. Секреты мастерства. Роль воспитателя на празднике. | Общие вопросы методики проведения праздничных мероприятий с воспитанниками. Консультация, планирование, помощь наставника. | Проведение праздников, развлечений. | Январь |
6. | Планирование работы с родителями, оформление наглядной информации для родителей. Родительское собрание. | Семинар- практикум «Как успешно провести родительское собрание» | Помощь в составлении перспективного плана работы с родителями на год» Составление конспектов нетрадиционных родительских собраний. | февраль |
7. | Портфолио достижений педагога | Общие положения портфолио педагога. Структура содержания и порядок ведения портфолио. | Оценивание материалов портфолио | март |
8. | Организация развивающей предметно- пространственной среды в группе. | Консультация по организации предметно-развивающей среды в группе. Консультация «Моделирование РРПС» | Обсуждение (принципы построения, наличие игровых зон, их оснащение, смена материала). | апрель |
9. | Подготовка к летне-оздоровительной компании: - ведение документации в летний период; - | Помощь молодому педагогу в составлении плана работы на летний период. Советы по организации планирования и работы в летний период. | Совместное составление плана летней оздоровительной работы. оказание помощи в оформлении и пополнении родительского уголка консультативным материалом по методам оздоровления и укрепления здоровья детей. | май |
Оценка уровня сформированности профессионально значимых умений (компетенций) у молодых педагогов | Оказание помощи в составлении анализа воспитательной работы за год. Подведение итогов работы за год. Обсуждение итогов работы наставника с молодым специалистом и планов на будущий учебный год. | Оформление и заполнение отчетной документации. |
lll РАЗДЕЛ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
Технические средства обучения:
-ноутбук- 3шт.
-компьютер -1шт.
- музыкальный центр -1шт.
- синтезатор – 1шт.
- музыкальные колонки – 2 шт.
- ламинатор – 1 шт.
Методическое обеспечение:
- библиотека методической, справочной литературы и подписных методических изданий;
- копилка педагогического опыта коллектива:
- медиатека;
- дидактические игры;
- картотеки: пальчиковых, утренних гимнастик, подвижных и народных игр,
гимнастик пробуждения, картотека прогулок, картотека опытов с детьми раннего
возраста;
- конспекты ОД, развлечений, праздников, родительских собраний;
- подборка демонстрационного материала по темам недель;
- наборы: овощей, фруктов, домашних и диких животных, музыкальных инструментов;
- физкультурное оборудование, дорожки для плоскостопия и др.
Информационное обеспечение:
- подключена сеть Интернет;
- ведется работа по обновлению банка нормативно-правовой документации ДОУ.
lV Заключительный раздел.
Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности работы с молодыми педагогами необходимы:
- обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической деятельности;
- работа на основе диагностики педагогических затруднений, учёта творческой активности и информационных потребностей педагога;
- взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и методов методической работы;
- оптимальное сочетание теоретических и практических форм;
- оценка педагогического труда по результатам;
- своевременное обеспечение методической литературой.
У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется
творческий потенциал.
Программа «Молодой педагог – перспективное завтра» поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.
4.2. Список литературы
1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М.2007.
2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М. 2004.
3. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. М.1990
4.Веселова, Т.Б Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ [Текст]/ Т.Б. Веселова – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»
5.Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы [Текст]/ Н.А. Виноградова – М.: Айрис-пресс. – 2009.
6.Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст]/Л.М. Волобуева – М.: ТЦ Сфера. – 2009.
7. Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М.2004.
Журналы: «Управление ДОУ» № 1,4,5,8-2007. № 2,3,4-2004
8. Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал / Ю.А. Афонькина. – М.: Учитель, 2013. - 78 с
Приложение №1
Диагностическая карта оценки навыков молодого воспитателя
Молодой воспитатель_______________________________________________
Наставник: _______________________________________________________
Инструкция: оцените навыки молодого воспитателя по шкале:
3 – высокий уровень развития;
2 – средний уровень развития;
1 – развитие навыка не проявляется.
Подсчет баллов: поставьте галочку в столбце с цифрой, которая соответствует уровню развития навыка. Интерпретация: посчитайте все галочки по каждому блоку навыков. Большинство выборов по шкале – уровень развития у навыка. Запишите вывод в конце карты.
№ | Прогностические навыки | оценка |
1 | 2 | 3 |
1 | Осознает цель своей деятельности в виде программы личностных качеств, которые должны быть сформированы в каждом ребенке в процессе усвоения содержания ООП ДО | | | |
2 | Умеет проектировать и планировать развитие личных качеств ребенка в соответствии с периодами воспитательно-образовательного процесса по основным направлениям воспитания и обучения, которые прописаны в ООП ДО | | | |
3 | Умеет отбирать наиболее важный материал по усвоению каждой образовательной области ООП ДО | | | |
4 | Умеет отбирать дидактический материал и организовывать развивающую предметно пространственную среду по интересам и возрасту детей | | | |
5 | Умеет планировать деятельность детей и не нарушать свободу выбора ребенка | | | |
Организаторские и коммуникативные навыки |
1 | Умеет организовывать собственную деятельность по выполнению годового плана | | | |
2 | Умеет находить себе помощников среди коллег и направлять их усилия | | | |
3 | Умеет развивать познавательную активность и способности детей в процессе усвоения ООП ДО | | | |
4 | Умеет формировать коллектив детей и организовывать его деятельность, мотивировать детей общаться с педагогом и сверстниками | | | |
5 | Устанавливает конструктивные отношения с родителями воспитанников для достижения целей развития и воспитания, которые прописаны в ООП ДО | | | |
6 | Умеет подходить к воспитаннику с верой в его лучшие качества | | | |
7 | Умеет сочетать требования к детям и родителям с глубоким уважением к ним | | | |
Аналитические навыки | |
1 | Умеет анализировать свою работу и соотносить результаты с поставленными целями по ООП ДО | | | |
2 | Умеет комплексно анализировать деятельность детей и уровень их навыков | | | |
3 | Умеет перестраивать свою деятельность в соответствии с новыми условиями и задачами | | | |
Вывод:
Рекомендации:
Приложение №2
Анкета молодого специалиста
1. Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?____________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________
2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?__________________________________ _____________________________________________________________________________ _____
4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________
5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?_____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
8. Что Вас привлекает в работе коллектива: - новизна деятельности - условия работы
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Памятка нового сотрудника
«Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ»
Старайтесь:
Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней.
Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.
Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие - основа вашего здоровья.
Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты - в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.
Помните:
«Терпение - дар Неба». Обладающий терпением не унизится до раздражения.
Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
Великая миссия женщины - нести в мир любовь, красоту и гармонию.
Коллектив - это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.
Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.
Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.
Не скупитесь на похвалу.
Не создавайте конфликтных ситуаций.
Следите за внешностью и поведением.
Ваше отношение к работе, людям, предметам - образец для подражания.
Воспитывая детей, стремитесь:
Любить ребенка таким, каков он есть.
Уважать в каждом ребенке личность.
Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.
В детском саду запрещается:
Кричать и наказывать детей.
Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
Приходить к детям с плохим настроением.
Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
Оставлять детей одних.
Унижать ребенка.