Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 7»
Петропавловск-Камчатского городского округа
683024 г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ватутина 1 «а», 23-00-00
«СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР МБОУ «Средняя школа №7» _________________________ Руденко Г.П. «_____»__________2015г | | «УТВЕРЖДАЮ» директор МБОУ «Средняя школа №7» _____________________ И.А. Гилязова «_______»___________2015г. |
Программа мониторинга результативности психологического сопровождения инновационного проекта 2015-2020 гг.
с 1 по 5 классы
г. Петропавловск-Камчатский
2015 г.
Программа мониторинга результативности психологического сопровождения инновационного проекта на 2015-2020 гг. «Школа – центр безопасной среды, способствующей формированию физически, психически и социально здоровой личности ребенка» для 1-5 классов.
Проблема информационно-аналитического обеспечения системы управления образованием в части мониторинга и проектирования образовательных и воспитательных программ, психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды обсуждается сегодня как актуальная задача развития службы Практической психологии образования и улучшения качества психологического обеспечения образовательного процесса.
Психологический мониторинг представляет собой систему отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития учащегося, создания банка данных учащихся, проектирование индивидуальной психологической и/или педагогической траектории учащегося. Понятие «мониторинг» может рассматриваться и как способ исследования реальности, используемый в различных науках, и как способ обеспечения управляющего звена своевременной и качественной информацией о состоянии системы и происходящих в ней процессах.
Необходима научно обоснованная, статистически достоверная информация о социально-психологическом состоянии школьников, наиболее актуальных проблемах и задачах развития учащихся образовательных учреждений различного типа и уровня. Важнейшую роль в осуществлении такой аналитико-проектировочной деятельности играет психологический мониторинг. Психологический мониторинг - особый вид мониторинга. Важно рассматривать предметом мониторинга не само психологическое развитие ученика, а образовательные условия, которые определяют развивающий характер образования, или социально-психологические риски, существующие в образовательной среде.
Нормативной базой программы мониторинга являются следующие документы:
Федеральный закон РФ «Об образовании » от 2012 г.;
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 3 июля 1998 года;
Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации;
Федеральная Целевая программа развития образования, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации.
Социально-психологический мониторинг является частью общего мониторинга по инновационному проекту школы.
Объект: условия создания безопасной среды, способствующей формированию физически, психически и социально здоровой личности ребенка.
Предмет: психологическое сопровождение субъектов образования при формировании безопасной среды, способствующей формированию физически, психически и социально здоровой личности ребенка (социально-психологическая: дифференциально-психологическая; мотивационно-потребностная; ценностно-смысловая).
Цель: выявление эффективности психологического сопровождения субъектов образования при формировании условий безопасной среды, способствующей физически, психически и социально здоровой личности ребенка (социально-психологическая: дифференциально-психологическая; дифференциально-психологическая; мотивационно-потребностная; ценностно-смысловая).
Задачи:
составить алгоритм и структуру программы мониторинга для 1-5 классов;
определить критерии и показатели проверки эффективности психологического блока инновационного проекта;
подобрать валидный и надежный психодиагностический инструментарий под цели мониторинга;
составить план сбора диагностической информации;
обрабатывать полученные данные;
анализировать и интерпретировать динамику;
систематизировать и обобщать полученные данные;
оформлять заключения по результатам диагностики об эффективности психологического сопровождения;
разрабатывать рекомендации для повышения эффективности инновационной деятельности;
вносить коррективы в реализацию инновационного проекта и программу мониторинга психологического блока.

Этапы мониторинга:
1. Организационный этап (подготовка к проведению мониторинга).
2. Практический этап (проведение диагностических замеров).
3. Аналитико-обобщающий этап.
Структура базы данных
По результатам всех диагностических замеров необходимо оформление:
заключение (или справка) замера изначальных данных;
сравнительная справка динамики изменений на конец инновационного проекта;
отчет (итоги, выводы результатов мониторинга).
Модель мониторинга
Для реализации цели была выбрана динамическая модель мониторинга, которая ориентирована на изучение изначальных данных по интересующим критериям и показателям (вход), динамики их развития и формирования (процесс) и конечных данных (выход). В данной программе используется социально-психологический, сравнительный вид мониторинга. Процедура мониторинга представляет собой двукратный замер одних и тех же показателей у субъектов образования.
Ожидаемые результаты.
Социально-психологическое сопровождение будет эффективным при соблюдении следующих условий, позволяющих организовать психолого-педагогическое и социально - психологическое сопровождение учащихся:
содействие психологическому развитию коммуникативных навыков;
содействие личностному развитию (мотивов, способностей, ценностей); аккумулирование социокультурных компонентов развития личности (самооакуализация личности в обществе, овладение знаниями и опытом выполнения различных социальных ролей, поиск своего места в обществе, цели и смыслы жизни, социальная толерантность и др.);
- психологическое сопровождение процесса формирования аутопсихологических аспектов развития личности (способствовать активизации творческого потенциала, рефлексии, самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции);
Методы и методики сбора данных.
Для реализации цели мониторинга при выборе диагностических методов и методик были выбраны и количественные, и качественные методики для повышения валидности и надежности результатов.
Методы:
опрос (анкетирование);
тестирование.
* Программа мониторинга психологического сопровождения должна содержать возможность проведения узкоцелевых диагностических процедур, с этой целью в реестр методик были включены методики большого спектра изучения личностных особенностей. Так же в непосредственной реализации программы мониторинга не исключена вероятностная необходимость коррективов или изменений диагностического инструментария, поэтому должен присутствовать реестр для выбора или изменений методик. В обосновании предложенных методик необходимо уточнить, что в ходе реализации диагностических замеров психологические методики могут быть не только выбраны из представленных, но и добавлены к реестру под конкретные цели.
Реализация обработки данных.
Обработка данных будет производиться психологами школы с использованием ручной и компьютерной обработки бланковых данных.
Критерии и показатели мониторинга (психологический блок)
для 1-5 классов
Этап | Содержание деятельности | Ожидаемые результаты | Инструментарий |
1. Организационный (подготовка мониторинга: составление программы мониторинга; подбор диагностического материала. | 1) Сбор данных о наличном уровне психологического и социального здоровья обучающихся, уровне психологической комфортности образовательной среды школы, уровне компетентности участников образовательного процесса в области сохранения и приумножения здоровья
2) Разработка индивидуальных маршрутов психологического и социального сопровождения обучающихся с повышенным учебным потенциалом и обучающихся с ослабленным здоровьем | Данные о состоянии психологического и социального здоровья обучающихся с возможностью выделения потенциальных групп риска Заключение о наличном уровне психологической комфортности образовательной среды школы с рекомендациями по ее улучшению Заключение о наличном уровне компетентности участников образовательного процесса в области сохранения и приумножения здоровья с уточнением наиболее проблемных областей знания
План работы по индивидуальным маршрутам психологического и социального сопровождения обучающихся с повышенным учебным потенциалом и обучающихся с ослабленным здоровьем | Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой) Анкетирование обучающихся по вопросам отношения к собственному здоровью Тест школьной тревожности Филлипса Графическая методика «Кактус» (М.А.Панфилова) Методика «Лесенка» В.Щур и С.Якобсона Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М.Прихожан) Методика «10 Я» (модифицированный вариант теста установок личности на себя Куна – Макпартленда) Социометрия Методика Э.М. Александровской для изучения процесса адаптации (выборочный субтест) Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О.А.Ореховой Направленный ассоциативный эксперимент Семантический дифференциал Анкетирование (учащихся, родителей и педагогов) по вопросам информированности о способах здоровьесбережения обучающихся; Методика выявления мускулинности-феминности (шкала из Фрайбурского личностного опросника FPI) |
2. Практический (проведение диагностических замеров: 1) первичный замер на первом году реализации инновационного проекта в 2015-2016 учебный год; 2) промежуточный замер на третьем году реализации проекта 2017-2018 учебный год; 3) итоговый замер на пятом году реализации проекта в 2019-2020 учебном году. | 1) Организация работы по индивидуальным маршрутам психологического и социального сопровождения обучающихся с повышенным учебным потенциалом и обучающихся с ослабленным здоровьем
2) Организация индивидуальной и групповой психологической работы с обучающимися, вошедшими в группы риска по итогам первичной диагностики
3) Промежуточная диагностика эффективности эксперимента: сбор данных о динамике психологического и социального здоровья обучающихся, изменениях психологической комфортности школьной среды | Повышение социального и психологического здоровья указанных категорий обучающихся
Повышение социального и психологического здоровья обучающихся, формирование психологически комфортной среды обучения
База данных о динамике основных показателей эффективности работы программы | Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой) Тест школьной тревожности Филлипса Графическая методика «Кактус» (М.А.Панфилова) Методика «Лесенка» В.Щур и С.Якобсона Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М.Прихожан) Методика «10 Я» (модифицированный вариант теста установок личности на себя Куна – Макпартленда) Социометрия Методика Э.М. Александровской для изучения процесса адаптации (выборочный субтест) Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О.А.Ореховой Направленный ассоциативный эксперимент Семантический дифференциал Анкетирование (учащихся, родителей и педагогов) по вопросам информированности о способах здоровьесбережения обучающихся Методика выявления мускулинности-феминности (шкала из Фрайбурского личностного опросника FPI) |
3. Аналитико-обобщающий | Итоговый анализ эффективности инновационной деятельности. Сравнительный анализ данных об уровне психологического и социального здоровья обучающихся, о параметрах психологической комфортности школьной среды, об уровне психологической компетентности участников образовательного процесса в области сохранения и приумножения здоровья | Данные об эффективности работы программы, аналитический отчет о характере изменений основных показателей в реализации инновационного проекта | Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой) Анкетирование обучающихся по вопросам отношения к собственному здоровью Тест школьной тревожности Филлипса Графическая методика «Кактус» (М.А.Панфилова) Методика «Лесенка» В.Щур и С.Якобсона Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М.Прихожан) Методика «10 Я» (модифицированный вариант теста установок личности на себя Куна – Макпартленда) Социометрия Методика Э.М. Александровской для изучения процесса адаптации (выборочный субтест) Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О.А.Ореховой Направленный ассоциативный эксперимент Семантический дифференциал Анкетирование (учащихся, родителей и педагогов) по вопросам информированности о способах здоровьесбережения обучающихся Методика выявления мускулинности-феминности (шкала из Фрайбурского личностного опросника FPI) |
Педагог-психолог М.В. Дерюгина
План проведения мониторинга 1-5 классов
№ | Мероприятие | Сроки проведения | Исполнители |
1. | Разработать программу мониторинга психологического блока инновационного проекта школы на 2015-2020 гг. для 1-5 классов | сентябрь 2015 | |
2. | Произвести диагностические замеры 1-5 классов: 1. первичный замер
2. промежуточный замер
3. итоговый замер |
ноябрь – декабрь 2015 г.
январь-февраль 2018 г.
январь-февраль 2020 г. | |
Педагог-психолог М.В. Дерюгина
6