СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа мониторинга инновационной деятельности школы (психологический блок).

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа мониторинга результативности психологического сопровождения инновационного проекта 2015-2020 г 1-5 классов.

Просмотр содержимого документа
«Программа мониторинга инновационной деятельности школы (психологический блок).»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 7»

Петропавловск-Камчатского городского округа

683024 г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ватутина 1 «а», 23-00-00



«СОГЛАСОВАНО»

заместитель директора по УВР

МБОУ «Средняя школа №7»

_________________________

Руденко Г.П.

«_____»__________2015г


«УТВЕРЖДАЮ»

директор МБОУ

«Средняя школа №7»

_____________________

И.А. Гилязова

«_______»___________2015г.




Программа мониторинга результативности психологического сопровождения инновационного проекта 2015-2020 гг.

с 1 по 5 классы










г. Петропавловск-Камчатский

2015 г.

Программа мониторинга результативности психологического сопровождения инновационного проекта на 2015-2020 гг. «Школа – центр безопасной среды, способствующей формированию физически, психически и социально здоровой личности ребенка» для 1-5 классов.

Проблема информационно-аналитического обеспечения системы управления образованием в части мониторинга и проектирования образовательных и воспитательных программ, психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды обсуждается сегодня как актуальная задача развития службы Практической психологии образования и улучшения качества психологического обеспечения образовательного процесса.

Психологический мониторинг представляет собой систему отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития учащегося, создания банка данных учащихся, проектирование индивидуальной психологической и/или педагогической траектории учащегося. Понятие «мониторинг» может рассматриваться и как способ исследования реальности, используемый в различных науках, и как способ обеспечения управляющего звена своевременной и качественной информацией о состоянии системы и происходящих в ней процессах.

Необходима научно обоснованная, статистически достоверная информация о социально-психологическом состоянии школьников, наиболее актуальных проблемах и задачах развития учащихся образовательных учреждений различного типа и уровня. Важнейшую роль в осуществлении такой аналитико­-проектировочной деятельности играет психологический мониторинг. Психологический мониторинг - особый вид мониторинга. Важно рассматривать предметом мониторинга не само психологическое развитие ученика, а образовательные условия, которые определяют развивающий характер образования, или социально-психологические риски, существующие в образовательной среде.

Нормативной базой программы мониторинга являются следующие документы:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании » от 2012 г.;

  • Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 3 июля 1998 года;

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации;

  • Федеральная Целевая программа развития образования, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации.

Социально-психологический мониторинг является частью общего мониторинга по инновационному проекту школы.

Объект: условия создания безопасной среды, способствующей формированию физически, психически и социально здоровой личности ребенка.

Предмет: психологическое сопровождение субъектов образования при формировании безопасной среды, способствующей формированию физически, психически и социально здоровой личности ребенка (социально-психологическая: дифференциально-психологическая; мотивационно-потребностная; ценностно-смысловая).

Цель: выявление эффективности психологического сопровождения субъектов образования при формировании условий безопасной среды, способствующей физически, психически и социально здоровой личности ребенка (социально-психологическая: дифференциально-психологическая; дифференциально-психологическая; мотивационно-потребностная; ценностно-смысловая).

Задачи:

  1. составить алгоритм и структуру программы мониторинга для 1-5 классов;

  2. определить критерии и показатели проверки эффективности психологического блока инновационного проекта;

  3. подобрать валидный и надежный психодиагностический инструментарий под цели мониторинга;

  4. составить план сбора диагностической информации;

  5. обрабатывать полученные данные;

  6. анализировать и интерпретировать динамику;

  7. систематизировать и обобщать полученные данные;

  8. оформлять заключения по результатам диагностики об эффективности психологического сопровождения;

  9. разрабатывать рекомендации для повышения эффективности инновационной деятельности;

  10. вносить коррективы в реализацию инновационного проекта и программу мониторинга психологического блока.

Этапы мониторинга:

1. Организационный этап (подготовка к проведению мониторинга).

2. Практический этап (проведение диагностических замеров).

3. Аналитико-обобщающий этап.

Структура базы данных

По результатам всех диагностических замеров необходимо оформление:

  • заключение (или справка) замера изначальных данных;

  • сравнительная справка динамики изменений на конец инновационного проекта;

  • отчет (итоги, выводы результатов мониторинга).

Модель мониторинга

Для реализации цели была выбрана динамическая модель мониторинга, которая ориентирована на изучение изначальных данных по интересующим критериям и показателям (вход), динамики их развития и формирования (процесс) и конечных данных (выход). В данной программе используется социально-психологический, сравнительный вид мониторинга. Процедура мониторинга представляет собой двукратный замер одних и тех же показателей у субъектов образования.

Ожидаемые результаты.

Социально-психологическое сопровождение будет эффективным при соблюдении следующих условий, позволяющих организовать психолого-педагогическое и социально - психологическое сопровождение учащихся:

  • содействие психологическому развитию коммуникативных навыков;

  • содействие личностному развитию (мотивов, способностей, ценностей); аккумулирование социокультурных компонентов развития личности (самооакуализация личности в обществе, овладение знаниями и опытом выполнения различных социальных ролей, поиск своего места в обществе, цели и смыслы жизни, социальная толерантность и др.);

- психологическое сопровождение процесса формирования аутопсихологических аспектов развития личности (способствовать активизации творческого потенциала, рефлексии, самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции);

  • социально-психологическая поддержка родителей и педагогов в процессе реализации инновационного проекта.

Методы и методики сбора данных.

Для реализации цели мониторинга при выборе диагностических методов и методик были выбраны и количественные, и качественные методики для повышения валидности и надежности результатов.

Методы:

  • опрос (анкетирование);

  • тестирование.

* Программа мониторинга психологического сопровождения должна содержать возможность проведения узкоцелевых диагностических процедур, с этой целью в реестр методик были включены методики большого спектра изучения личностных особенностей. Так же в непосредственной реализации программы мониторинга не исключена вероятностная необходимость коррективов или изменений диагностического инструментария, поэтому должен присутствовать реестр для выбора или изменений методик. В обосновании предложенных методик необходимо уточнить, что в ходе реализации диагностических замеров психологические методики могут быть не только выбраны из представленных, но и добавлены к реестру под конкретные цели.

Реализация обработки данных.

Обработка данных будет производиться психологами школы с использованием ручной и компьютерной обработки бланковых данных.

Критерии и показатели мониторинга (психологический блок)

для 1-5 классов

Этап

Содержание деятельности

Ожидаемые результаты

Инструментарий

1. Организационный

(подготовка мониторинга: составление программы мониторинга; подбор диагностического материала.

1) Сбор данных о наличном уровне психологического и социального здоровья обучающихся, уровне психологической комфортности образовательной среды школы, уровне компетентности участников образовательного процесса в области сохранения и приумножения здоровья





















2) Разработка индивидуальных маршрутов психологического и социального сопровождения обучающихся с повышенным учебным потенциалом и обучающихся с ослабленным здоровьем

Данные о состоянии психологического и социального здоровья обучающихся с возможностью выделения потенциальных групп риска

Заключение о наличном уровне психологической комфортности образовательной среды школы с рекомендациями по ее улучшению

Заключение о наличном уровне компетентности участников образовательного процесса в области сохранения и приумножения здоровья с уточнением наиболее проблемных областей знания



План работы по индивидуальным маршрутам психологического и социального сопровождения обучающихся с повышенным учебным потенциалом и обучающихся с ослабленным здоровьем

Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой)

Анкетирование обучающихся по вопросам отношения к собственному здоровью

Тест школьной тревожности Филлипса

Графическая методика «Кактус» (М.А.Панфилова)

Методика «Лесенка» В.Щур и С.Якобсона

Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М.Прихожан)

Методика «10 Я» (модифицированный вариант теста установок личности на себя Куна – Макпартленда)

Социометрия

Методика Э.М. Александровской для изучения  процесса адаптации (выборочный субтест)

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О.А.Ореховой

Направленный ассоциативный эксперимент

Семантический дифференциал

Анкетирование (учащихся, родителей и педагогов) по вопросам информированности о способах здоровьесбережения обучающихся;

Методика выявления мускулинности-феминности (шкала из Фрайбурского личностного опросника FPI)

2. Практический (проведение диагностических замеров: 1) первичный замер на первом году реализации инновационного проекта в 2015-2016 учебный год; 2) промежуточный замер на третьем году реализации проекта 2017-2018 учебный год; 3) итоговый замер на пятом году реализации проекта в 2019-2020 учебном году.

1) Организация работы по индивидуальным маршрутам психологического и социального сопровождения обучающихся с повышенным учебным потенциалом и обучающихся с ослабленным здоровьем



2) Организация индивидуальной и групповой психологической работы с обучающимися, вошедшими в группы риска по итогам первичной диагностики



3) Промежуточная диагностика эффективности эксперимента: сбор данных о динамике психологического и социального здоровья обучающихся, изменениях психологической комфортности школьной среды

Повышение социального и психологического здоровья указанных категорий обучающихся



















Повышение социального и психологического здоровья обучающихся, формирование психологически комфортной среды обучения







База данных о динамике основных показателей эффективности работы программы

Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой)

Тест школьной тревожности Филлипса

Графическая методика «Кактус» (М.А.Панфилова)

Методика «Лесенка» В.Щур и С.Якобсона

Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М.Прихожан)

Методика «10 Я» (модифицированный вариант теста установок личности на себя Куна – Макпартленда)

Социометрия

Методика Э.М. Александровской для изучения  процесса адаптации (выборочный субтест)

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О.А.Ореховой

Направленный ассоциативный эксперимент

Семантический дифференциал

Анкетирование (учащихся, родителей и педагогов) по вопросам информированности о способах здоровьесбережения обучающихся

Методика выявления мускулинности-феминности (шкала из Фрайбурского личностного опросника FPI)

3. Аналитико-обобщающий

Итоговый анализ эффективности инновационной деятельности. Сравнительный анализ данных об уровне психологического и социального здоровья обучающихся, о параметрах психологической комфортности школьной среды, об уровне психологической компетентности участников образовательного процесса в области сохранения и приумножения здоровья

Данные об эффективности работы программы, аналитический отчет о характере изменений основных показателей в реализации инновационного проекта

Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой)

Анкетирование обучающихся по вопросам отношения к собственному здоровью

Тест школьной тревожности Филлипса

Графическая методика «Кактус» (М.А.Панфилова)

Методика «Лесенка» В.Щур и С.Якобсона

Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М.Прихожан)

Методика «10 Я» (модифицированный вариант теста установок личности на себя Куна – Макпартленда)

Социометрия

Методика Э.М. Александровской для изучения  процесса адаптации (выборочный субтест)

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О.А.Ореховой

Направленный ассоциативный эксперимент

Семантический дифференциал

Анкетирование (учащихся, родителей и педагогов) по вопросам информированности о способах здоровьесбережения обучающихся

Методика выявления мускулинности-феминности (шкала из Фрайбурского личностного опросника FPI)









Педагог-психолог М.В. Дерюгина







План проведения мониторинга 1-5 классов

Мероприятие

Сроки

проведения

Исполнители

1.

Разработать программу мониторинга психологического блока инновационного проекта школы на 2015-2020 гг. для 1-5 классов

сентябрь 2015


2.

Произвести диагностические замеры 1-5 классов:

1. первичный замер



2. промежуточный замер



3. итоговый замер




ноябрь – декабрь 2015 г.



январь-февраль 2018 г.



январь-февраль 2020 г.






























Педагог-психолог М.В. Дерюгина



6