ПРОГРАММА
мониторинга
коммуникативных УДД
Составитель: Соболева Н.В.
I КК
Пояснительная записка
Цель мониторинга уровня сформированности коммуникативных УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий и коррекции дальнейшей деятельности у обучающихся 1 ступени образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности коммуникативных УУД.
Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД: системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.
Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности коммуникативных УУД
Анализ сформированности коммуникативных УУД обучающихся.
Корректировка педагогической деятельности по формированию УУД.
Для реализации поставленных целей и задач были разработаны технологические карты мониторинга сформированности коммуникативных УУД обучающихся начальных классов. Технологические карты составлены на основе методического пособия под редакцией А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»
Объекты мониторинга:
Универсальные учебные действия младших школьников;
Психолого- педагогические условия обучения;
Педагогические технологии, используемые в начальной школе.
Условия реализации программы мониторинга банк диагностических методик, технологическая карта.
Срок реализации программы 4 года (начальная ступень образования). Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности коммуникативных УУД на ступени начального образования.
Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.
Система критериев и показателей уровня сформированности коммуникативных УУД
Критериями оценки сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся выступают:
соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
Возрастно-психологические нормативы формулируются для коммуникативных УУД с учетом стадиальности их развития.
Методы сбора информации:
анкетирование, наблюдение, тестирование
Список методик для проведения мониторинга по формированию коммуникативных УУД
3 класс : «Рукавички», «Левая и правая стороны», Узор под диктовку.
4 класс: «Совместная сортировка», « Кто прав?». «Дорога к дому»
Технологическая карта формирования коммуникативных УУД
Действие | Коммуникативные действия |
Критерии Уровни | Коммуникация как Взаимодействие | Коммуникация как Кооперация | Коммуникация как интериоризация |
0 | Признаёт только свою точку зрения и в коммуникации не может доказать свою точку зрения в понятных для партнера высказываниях | Не умеет учитывать разные мнения и не стремится к координации различных позиций в сотрудничестве; не умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | Не умеет формулировать собственное мнение и позицию; не использует речь для регуляции своего действия; не может адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, не владеет диалогической формой речи |
1 | Предполагает наличие другой точки зрения, но ориентируется на свою позицию, не умеет уступать при столкновении интересов; не умеет строить понятные для партнёра высказывания с учётом его осведомлённости о предмете коммуникации | Умеет учитывать разные мнения и пытается прибегнуть к координации различных позиций в сотрудничестве; но к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, не приходит | Формирует собственное мнение и позицию; используя речь в виде монологических высказываний |
2 | Умеет ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умеет строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а по тому , чего не знает, умеет задавать вопросы, способствующие пониманию | Умеет учитывать разные мнения и пытается прибегнуть к координации различных позиций в сотрудничестве; общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, подчиняется даже в случае несогласия | Формирует собственное мнение и позицию; используя речь в виде монологических и диалогических высказываний, но речевые средства не всегда выбирает верно |
3 | Допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, умеет ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умеет строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а по тому, чего не знает.умеет задавать вопросы, способствующие пониманию | Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве; умеет договориться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | Умеет формулировать собственное мнение и позицию; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеет диалогической формой речи |
Оценка достижения метапредметных результатов
Коммуникативные действия
№ | Фамилия, имя | Коммуникация как Взаимодействие | Коммуникация как Кооперация | Коммуникация как интериоризация |
| | 1 | 2 | 3 | 4 | и | 1 | 2 | 3 | 4 | и | 1 | 2 | 3 | 4 | и |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
Анализ результатов сформированности коммуникативных действий
по ___ классу на ____________год
Взаимодействие | Кол-во уч-ся | % | Кооперация | Кол-во уч-ся | % | Интериоризация | Кол-во уч-ся | % |
1 уровень Предполагает наличие другой точки зрения, но ориентируется на свою позицию, не умеет уступать при столкновении интересов; не умеет строить понятные для партнёра высказывания с учётом его осведомлённости о предмете коммуникации | | | Умеет учитывать разные мнения и пытается прибегнуть к координации различных позиций в сотрудничестве; но к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, не приходит | | | Не умеет формулировать собственное мнение и позицию; не использует речь для регуляции своего действия; не может адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, не владеет диалогической формой речи | | |
2 уровень Умеет ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умеет строить понятные для партнёра высказывания, умеет задавать вопросы, способствующие пониманию | | | Умеет учитывать разные мнения и пытается прибегнуть к координации в сотрудничестве; общему решению в совместной деятельности, в в ситуации столкновения интересов, подчиняется даже в случае несогласия | | | Формирует собственное мнение и позицию; используя речь в виде монологических высказываний | | |
3 уровень Допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, умеет ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умеет строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а по тому, чего не знает.умеет задавать вопросы, способствующие пониманию | | | Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве; умеет договориться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | | | Умеет формулировать собственное мнение и позицию; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеет диалогической формой речи | | |
Коммуникативные УУД
на уроке литературного чтения
Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать.
Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Естественно, каждый урок должен быть интересным, логичным, стройным, познавательным, деятельностным.
Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
- смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию обучающегося в системе личностных смыслов;
- умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
- умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;
- умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;
- умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации.
В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
• - самоопределение;• - смыслообразование;• - нравственно-этическая ориентация.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
• -целеполагание;• -планирование;• - прогнозирование;• - контроль;• - коррекция;• - оценка;
• -саморегуляция.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные действия включает:
• -общеучебные;• -логические;• -постановку и решение проблемы.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные действия:
• -планирование учебного сотрудничества;• -постановка вопросов;• -разрешение конфликтов;
• -управление поведением партнёра;• -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Технологические карты: изучен опыт работы - Латышевой Ю.И.
Технологическая карта наблюдения коммуникативных УУД на уроках чтения
Сводный лист (индивидуальный лист на каждого обучающегося)
Балл | Виды работы на уроке | 1кл | 2кл | 3кл | 4кл |
Изложение собственных мыслей, % | | | | |
3 | Может самостоятельно донести свою мысль до других | | | | |
2 | Может донести свою мысль до других только с помощью наводящих вопросов | | | | |
1 | Не может донести мысль даже с помощью наводящих вопросов | | | | |
Ведение дискуссии, % | | | | |
| Способность отвечать на вопросы | | | | |
4 | Отвечает развернутым ответом | | | | |
3 | Дает краткий (неполный) ответ | | | | |
2 | При ответе испытывает затруднения из-за волнения. При ответе испытывает затруднения из-за ограниченности слов. | | | | |
1 | Практически не может самостоятельно отвечать на вопросы. | | | | |
| Способность задавать вопросы | | | | |
3 | Самостоятельно формулирует корректные вопросы | | | | |
2 | Формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику и требуют уточнений | | | | |
1 | Не может формулировать вопросы, понятные собеседнику | | | | |
| Способоность корректно возражать оппоненту | | | | |
3 | Возражает оппонену корректно | | | | |
2 | Не всегда корректно | | | | |
1 | Как правило, не соблюдает корректность | | | | |
Взаимодействие в учебной группе | | | | |
| Способность аргументировано отстаивать собственную позицию: | | | | |
3 | Аргументировано отстаивает свою позицию | | | | |
2 | Не всегда аргументировано | | | | |
1 | Не может аргументировать | | | | |
| Способность гибко менять свою позицию: | | | | |
4 | Может гибко менять свою позицию в случае необходимости | | | | |
3 | Не всегда может менять свою позицию | | | | |
2 | Не может менять свою позицию, даже если понимает необходимость | | | | |
1 | Не понимает необходимости менять свою позицию | | | | |
| Способность подчиняться решению группы для успеха дела: | | | | |
3 | Может подчиняться решению группы | | | | |
2 | Не всегда может подчиняться | | | | |
1 | Не подчиняется | | | | |
Соблюдение социальной дисциплины | | | | |
3 | Удерживает социальную дисциплину в ходе общения | | | | |
2 | Не всегда удерживает | | | | |
1 | Игнорирует | | | | |
| Общий балл: | | | | |
| Уровень развития УУД в 1 классе: Уровень развития УУД в 2 классе: Уровень развития УУД в 3 классе: Уровень развития УУД в 4 классе: | | | | |
Литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. –М.: Просвещение, 2010.
Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования/М. Просвещение, 2009.
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе/М.:Просвещение, 2008.