СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа мониторинга: коммуникативные УУД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мониторинга уровня сформированности коммуникативных УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий и коррекции дальнейшей деятельности у обучающихся 1 ступени образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

Просмотр содержимого документа
«Программа мониторинга: коммуникативные УУД»






ПРОГРАММА

мониторинга

коммуникативных УДД


Составитель: Соболева Н.В.

I КК






Пояснительная записка

Цель мониторинга уровня сформированности коммуникативных УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий и коррекции дальнейшей деятельности у обучающихся 1 ступени образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга:

  • Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности коммуникативных УУД.

  • Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД: системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.

  • Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности коммуникативных УУД

  • Анализ сформированности коммуникативных УУД обучающихся.

  • Корректировка педагогической деятельности по формированию УУД.

Для реализации поставленных целей и задач были разработаны технологические карты мониторинга сформированности коммуникативных УУД обучающихся начальных классов. Технологические карты составлены на основе методического пособия под редакцией А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»

Объекты мониторинга:

  1. Универсальные учебные действия младших школьников;

  2. Психолого- педагогические условия обучения;

  3. Педагогические технологии, используемые в начальной школе.

Условия реализации программы мониторинга банк диагностических методик, технологическая карта.

Срок реализации программы 4 года (начальная ступень образования). Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности коммуникативных УУД на ступени начального образования.

Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.

Система критериев и показателей уровня сформированности коммуникативных УУД

Критериями оценки сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся выступают:

  1. соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

  2. соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;

Возрастно-психологические нормативы формулируются для коммуникативных УУД с учетом стадиальности их развития.


Методы сбора информации:

  • анкетирование, наблюдение, тестирование



Список методик для проведения мониторинга по формированию коммуникативных УУД


  1. 3 класс : «Рукавички», «Левая и правая стороны», Узор под диктовку.

4 класс: «Совместная сортировка», « Кто прав?». «Дорога к дому»

















Технологическая карта формирования коммуникативных УУД


Действие

Коммуникативные действия

Критерии

Уровни

Коммуникация как

Взаимодействие


Коммуникация как

Кооперация


Коммуникация как интериоризация

0

Признаёт только свою точку зрения и в коммуникации не может доказать свою точку зрения в понятных для партнера высказываниях

Не умеет учитывать разные мнения и не стремится к координации различных позиций в сотрудничестве; не умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Не умеет формулировать собственное мнение и позицию; не использует речь для регуляции своего действия; не может адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, не владеет диалогической формой речи

1

Предполагает наличие другой точки зрения, но ориентируется на свою позицию, не умеет уступать при столкновении интересов; не умеет строить понятные для партнёра высказывания с учётом его осведомлённости о предмете коммуникации

Умеет учитывать разные мнения и пытается прибегнуть к координации различных позиций в сотрудничестве; но к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, не приходит

Формирует собственное мнение и позицию; используя речь в виде монологических высказываний

2

Умеет ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умеет строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а по тому , чего не знает, умеет задавать вопросы, способствующие пониманию

Умеет учитывать разные мнения и пытается прибегнуть к координации различных позиций в сотрудничестве; общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, подчиняется даже в случае несогласия

Формирует собственное мнение и позицию; используя речь в виде монологических и диалогических высказываний, но речевые средства не всегда выбирает верно

3

Допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, умеет ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умеет строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а по тому, чего не знает.умеет задавать вопросы, способствующие пониманию

Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве; умеет договориться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Умеет формулировать собственное мнение и позицию; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеет диалогической формой речи




























Оценка достижения метапредметных результатов

Коммуникативные действия


Фамилия, имя

Коммуникация как

Взаимодействие


Коммуникация как

Кооперация


Коммуникация как интериоризация



1

2

3

4

и

1

2

3

4

и

1

2

3

4

и













































































































































































































































































































































Анализ результатов сформированности коммуникативных действий

по ___ классу на ____________год



Взаимодействие

Кол-во

уч-ся


%

Кооперация

Кол-во

уч-ся


%

Интериоризация

Кол-во

уч-ся


%

1 уровень

Предполагает наличие другой точки зрения, но ориентируется на свою позицию, не умеет уступать при столкновении интересов; не умеет строить понятные для партнёра высказывания с учётом его осведомлённости о предмете коммуникации



Умеет учитывать разные мнения и пытается прибегнуть к координации различных позиций в сотрудничестве; но к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, не приходит



Не умеет формулировать собственное мнение и позицию; не использует речь для регуляции своего действия; не может адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, не владеет диалогической формой речи



2 уровень

Умеет ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умеет строить понятные для партнёра высказывания, умеет задавать вопросы, способствующие пониманию





Умеет учитывать разные мнения и пытается прибегнуть к координации в сотрудничестве; общему решению в совместной деятельности, в в ситуации столкновения интересов, подчиняется даже в случае несогласия



Формирует собственное мнение и позицию; используя речь в виде монологических высказываний



3 уровень

Допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, умеет ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умеет строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а по тому, чего не знает.умеет задавать вопросы, способствующие пониманию



Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве; умеет договориться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов



Умеет формулировать собственное мнение и позицию; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеет диалогической формой речи




























Коммуникативные УУД


на уроке литературного чтения

Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать.

Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Естественно, каждый урок должен быть интересным, логичным, стройным, познавательным, деятельностным.

Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

- смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию обучающегося в системе личностных смыслов;

- умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

- умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;

- умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

- умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

• - самоопределение;• - смыслообразование;• - нравственно-этическая ориентация.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

• -целеполагание;• -планирование;• - прогнозирование;• - контроль;• - коррекция;• - оценка;

• -саморегуляция.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные действия включает:

• -общеучебные;• -логические;• -постановку и решение проблемы.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные действия:

• -планирование учебного сотрудничества;• -постановка вопросов;• -разрешение конфликтов;

• -управление поведением партнёра;• -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.


Технологические карты: изучен опыт работы - Латышевой Ю.И.











Технологическая карта наблюдения коммуникативных УУД на уроках чтения

Сводный лист (индивидуальный лист на каждого обучающегося)

Балл

Виды работы на уроке

1кл

2кл

3кл

4кл

Изложение собственных мыслей, %





3

Может самостоятельно донести свою мысль до других





2

Может донести свою мысль до других только с помощью наводящих вопросов





1

Не может донести мысль даже с помощью наводящих вопросов





Ведение дискуссии, %






Способность отвечать на вопросы





4

Отвечает развернутым ответом





3

Дает краткий (неполный) ответ





2

При ответе испытывает затруднения из-за волнения. При ответе испытывает затруднения из-за ограниченности слов.





1

Практически не может самостоятельно отвечать на вопросы.






Способность задавать вопросы





3

Самостоятельно формулирует корректные вопросы





2

Формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику и требуют уточнений





1

Не может формулировать вопросы, понятные собеседнику






Способоность корректно возражать оппоненту





3

Возражает оппонену корректно





2

Не всегда корректно





1

Как правило, не соблюдает корректность





Взаимодействие в учебной группе






Способность аргументировано отстаивать собственную позицию:





3

Аргументировано отстаивает свою позицию





2

Не всегда аргументировано





1

Не может аргументировать






Способность гибко менять свою позицию:





4

Может гибко менять свою позицию в случае необходимости





3

Не всегда может менять свою позицию





2

Не может менять свою позицию, даже если понимает необходимость





1

Не понимает необходимости менять свою позицию






Способность подчиняться решению группы для успеха дела:





3

Может подчиняться решению группы





2

Не всегда может подчиняться





1

Не подчиняется





Соблюдение социальной дисциплины





3

Удерживает социальную дисциплину в ходе общения





2

Не всегда удерживает





1

Игнорирует






Общий балл:






Уровень развития УУД в 1 классе:

Уровень развития УУД в 2 классе:

Уровень развития УУД в 3 классе:

Уровень развития УУД в 4 классе:









Литература:

        1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. –М.: Просвещение, 2010.

        2. Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования/М. Просвещение, 2009.

        3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе/М.:Просвещение, 2008.