СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа мониторинга влияния среды на развитие школьников

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полное наименование

Программа мониторинга влияния среды на развитие школьников

Разработчики проекта

Дёмина Т.А.- педагог-психолог, Киселева И.И. – руководитель инновационной программы

Исполнители основных мероприятий

Участники образовательного процесса МБОУ «Ново-Александровская основная общеобразовательная школа »

Цель программы

- отслеживание динамики влияния среды на развитие школьников для управления качеством воспитания

Задачи программы

- Непрерывное наблюдение за состоянием воспитательного процесса в ОО.

- Своевременное выявление и анализ изменений, происходящих в воспитательном процессе, и факторов, вызывающих их.

- Предупреждение негативных тенденций в организации воспитательного процесса.

- Осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов на уровне образовательного учреждения.

- Оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения воспитания.

- Выявление реального состояния воспитательного процесса с учетом конкретных критериев, показателей, поставленных задач.

Предмет мониторинговых исследований

- качество воспитания ;

- результаты воспитательной деятельности;

- уровень социализации личности;

- интересы и образовательные потребности учащихся, родителей;

- состояние здоровья учащихся.

Объект мониторинговых исследований

Качество воспитания, как совокупность его свойств, определяющая его способность удовлетворять требования общества, запросы и  ожидания потребителей образовательных услуг в отношении всестороннего развития личности школьника.

Субъект мониторинговых исследований качества образования

- учителя – предметники;

- учащиеся;

- классные руководители;

- педагоги и сотрудники школы;

- администрация школы;

- социум;

- родители.

Просмотр содержимого документа
«Программа мониторинга влияния среды на развитие школьников»

Программа мониторинга влияния среды на развитие школьников

Паспорт программы

Полное наименование

Программа мониторинга влияния среды на развитие школьников

Разработчики проекта

Дёмина Т.А.- педагог-психолог, Киселева И.И. – руководитель инновационной программы

Исполнители основных мероприятий

Участники образовательного процесса МБОУ «Ново-Александровская основная общеобразовательная школа »

Цель программы

- отслеживание динамики влияния среды на развитие школьников для управления качеством воспитания

Задачи программы

- Непрерывное наблюдение за состоянием воспитательного процесса в ОО.

- Своевременное выявление и анализ изменений, происходящих в воспитательном процессе, и факторов, вызывающих их.

- Предупреждение негативных тенденций в организации воспитательного процесса.

- Осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов на уровне образовательного учреждения.

- Оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения воспитания.

- Выявление реального состояния воспитательного процесса с учетом конкретных критериев, показателей, поставленных задач.

Предмет мониторинговых исследований

- качество воспитания ;

- результаты воспитательной деятельности;

- уровень социализации личности;

- интересы и образовательные потребности учащихся, родителей;

- состояние здоровья учащихся.

Объект мониторинговых исследований

Качество воспитания, как совокупность его свойств, определяющая его способность удовлетворять требования общества, запросы и ожидания потребителей образовательных услуг в отношении всестороннего развития личности школьника.

Субъект мониторинговых исследований качества образования

- учителя – предметники;

- учащиеся;

- классные руководители;

- педагоги и сотрудники школы;

- администрация школы;

- социум;

- родители.

Управление программой

Управлением реализации программы осуществляет администрация МБОУ «Ново-Александровская основная общеобразовательная школа »

Система контроля за управлением проекта

Контроль за исполнением проекта осуществляется администрацией МБОУ «Ново-Александровская основная общеобразовательная школа ».

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕВЫХ УСТАНОВОК

ПРОГРАММЫ

Идея программы: изменить управление образовательным учреждением ради создания ситуации успеха (в том числе профессионально) выполнения образовательного заказа родителей, социума и государства

Цель программы: отслеживание динамики воспитательного процесса для управления качеством воспитания

Задачи программы:

- Непрерывное наблюдение за состоянием воспитательного процесса в ОО.

- Своевременное выявление и анализ изменений, происходящих в воспитательном процессе, и факторов, вызывающих их.

- Предупреждение негативных тенденций в организации воспитательного процесса.

- Осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов на уровне образовательного учреждения.

- Оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения воспитания.

- Выявление реального состояния воспитательного процесса с учетом конкретных

критериев, показателей, поставленных задач.

Проблемы воспитания, являющиеся наиболее актуальными в последние десятилетия в современной России, сегодня выходят на первый план в реализации образования в современной школе, становятся смыслообразующим ядром современного образования. Это связано как с проблемами самоидентификации, поставленными авторами ФГОС, так и с необходимостью духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в современном обществе, имеющем разрозненные, разнонаправленные ценностные ориентиры. Личностный результат как предполагаемый результат современного образования, выраженный, в частности, в форме гибких навыков, также сущностью своей выходит на задачи воспитания, актуализируя именно этот аспект современного образования.

Знание вопросов оценки качества воспитательного процесса необходимо самым разным категориям работников сферы образования, органов управления образованием, то есть тем, кто осуществляет контроль и ресурсное обеспечение процесса воспитания в школах, кто осуществляет методическую поддержку процесса воспитания в школах и по долгу службы обязан помогать педагогам повышать эффективность их деятельности. Это необходимо знать самим педагогам, то есть тем, кто непосредственно осуществляет процесс воспитания: школьной администрации, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, школьным психологам социальным педагогам с целью выяснения, насколько организованный в школе процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка.

В определении таких ученых, как Х.Й. Лийметс, Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова, воспитание - это управление процессом формирования и развития личности ребенка через создание для этого благоприятных условий. Соответственно процесс воспитания должен быть направлен на изучение личности ребенка и создаваемые в образовательном учреждении условия ее развития. Исходя из приведенного выше определения, можно выделить четыре основных предмета оценки качества воспитательного процесса.

ПервоеЭто личность самого воспитанника - главный показатель эффективности процесса воспитания. В каком направлении происходит развитие личности ребенка? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания? Позитивные изменения, происходящие в личности воспитанника, можно охарактеризовать таким интегральным понятием, как личностный рост.

ВтороеЭто детский коллектив - одно из важнейших условий развития личности ребенка. Влияние коллектива на ребенка многоаспектно: за счет одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, ее усреднения; за счет других – развивать индивидуальность человека, его творческий потенциал.

Третье. Это профессиональная позиция педагога - еще одно из важнейших условий развития личности ребенка. Позиция - это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей (Н.Г.Алексеев, В.И.Слободчиков). В этой связи важно выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога; какие профессиональные ценности сформированы у педагогов.

Четвертое. Это организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания. Сюда отнесем материально-техническое оснащение, необходимое для организации процесса воспитания; укомплектованность школы квалифицированными специалистами в области воспитания; предметно-эстетическую среду, в которой организуется процесс воспитания; деятельность детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самореализации школьников, программное обеспечение процесса воспитания.

Предметно-эстетическая среда школы – это не только предметное окружение в кабинетах и рекреациях здания и вокруг него, прежде всего – это гармонично организованное учебно-воспитательное пространство, являющееся не просто фоном проживания жизни в школе, а стимулом для развития школьника, побуждающее его самоопределение и самоидентификацию, в т.ч. в гражданском и профессиональном аспектах.

Актуализация средового подхода на новом этапе развития педагогики связана с разработкой примерной программы воспитания, а также с изучением и осмыслением новых возможностей развития предметно-эстетической среды, которые возникли в современной школе.

В современных образовательных организациях создаются картинные галереи местных художников и музейные экспозиции. Появляются возможности для интерактивного взаимодействия с объектами среды. Реализация проекта «Точки роста» открывает дополнительные возможности для обогащения среды, направленной на развитие школьников.

Предметно-эстетическая среда школы может служить средством обеспечения реализации других модулей Примерной программы воспитания, как инвариантных, так и вариативных. Создание эффективной предметно-эстетической среды школы таким образом может быть стартером (пусковым механизмом) развития системы воспитания и образования в школе. Так, предметно-эстетическая среда способна направлять и освещать проблемы самоуправления в коллективе, побуждать инициативу и творчество, создавать возможность осуществления профессиональных проб и раскрывать возможности профессионального самоопределения, освещать работу школьных медиа и вовлекать в нее, раскрывать сущность деятельности школьных объединений, отражать прошедшие значимые события (экскурсии, экспедиции, походы) и ключевые общешкольные дела, создавать пространство для самовыражения школьников, возможности для их поиска себя и самоопределения. Среда может служить средством мотивации к саморазвитию и самообучению (быть своеобразным мотиватором), являться способом самовыражения, создавать возможности для взросления и самореализации…

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

МОНИТОРИНГА

Критерии оценки качества воспитательной деятельности школы

Уточненные три критерия оценки воспитательной деятельности школы представляют собой продукт совместной работы администрации школы и педагогического коллектива.

Критерии оценки качества:

Критерий 1. Личность школьника как главный показатель эффективности процесса воспитания

1.1.Динамика личностного роста.

1.2. Сформированность коллективов образовательного учреждения

Система показателей:

а) Динамика развития позитивных отношений к базовым национальным ценностям

б) Динамика сформированности качеств:

отношение подростка к семье;

отношение подростка к Отечеству;

отношение подростка к миру;

отношение подростка к труду;

отношение подростка к культуре;

отношение подростка к знаниям;

отношение подростка к человеку как таковому;

отношение подростка к человеку как другому;

отношение подростка к человеку как Иному;

отношение подростка к своему телесному Я;

отношение подростка к своему душевному Я;

отношение подростка к своему духовному Я

в) Уровень сформированности классных коллективов, общешкольного коллектива, педагогического коллектива

Критерий 2. Профессиональная позиция педагога как условие развития личности школьника

2.1. Подготовленность кадров по проблемам воспитания

Система показателей:

а) Число педагогов (заместитель директора по воспитательной работе, педагоги-организаторы, классные руководители, воспитатели ГПД, психолог, социальный педагог и др.), прошедших курсы повышения квалификации в любой форме, за последние 5 лет.

б) Деятельность внутришкольных методических объединений классных руководителей.

в) Включение воспитательных вопросов как основных в повестку.

г) Инновационная деятельность по проблемам воспитания.

Критерий 3. Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания

3.1 Включенность обучающихся в систему внеурочной деятельности.

3.2. Дополнительное образование детей.

3.3. Наличие в школе органов ученического самоуправления.

3.4. Организация воспитания в каникулярный период.

3.5. Программное обеспечение воспитательного процесса.

3.6. Сотрудничество с родителями и социальными партнерами.

3.7. Работа с обучающимися и семьями, находящимися в социально опасном положении.

3.8. Достижения обучающихся в воспитательной деятельности

3.9. Здоровьесберегающая деятельность

Система показателей:

а) Охват обучающихся внеурочной деятельностью.

б) Документальное обеспечение внеурочной деятельности.

в) Продуктивность внеурочной деятельности.

г) Удовлетворенность обучающихся, родителей и педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами.

д) Факт наличия дополнительного образования детей в образовательном учреждении.

е) Факт наличия органов ученического самоуправления.

ж) Факт наличия и характер организуемых в каникулы мероприятий.

з) Взаимодействие с родителями.

и) Взаимодействие с социальными партнерами.

к) Участие состоящих на учете школьников в деятельности кружков, секций, общественных объединений и внеклассных мероприятиях.

л) Организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы

м) Организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни

н) Динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся и оздоровительные мероприятия

о) Участие и победы обучающихся в конкурсах школьного, муниципального, республиканского и международного уровней.

п) Степень удовлетворенности обучающихся, педагогов и родителей воспитательным процессом в школе.

Необходимо важно развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности. При условии грамотной организации окружающей предметно-эстетической среды школы, обогащается внутренний мир ученика, развивается у него чувство вкуса и стиля. Формируется позитивное восприятие ребёнком школы, создается атмосфера психологического комфорта, поднимает настроение, дети с удовольствием идут в школу, предупреждает стрессовые ситуации. Воспитывающее влияние на ребёнка в МБОУ «Ново – Александровская ООШ» осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:

  • оформление интерьера школьных помещений (коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.);

  • благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с обучающимися, проявляющее фантазию и творческие способности учащихся, создающее повод для длительного общения педагогов с детьми;

  • размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);

  • озеленение школьной и пришкольной территории, разбивка клумб, оборудование во дворе школы спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий;

  • создание и поддержание в рабочем состоянии коридоры школы ;

  • акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции).

План диагностики воспитательного процесса в школе через предметно – эстетическую среду.

Направление мониторинга

Объекты мониторинга

Цель мониторинга

Инструментарий (методики и методы исследования)

Кто проводит

Подведение итогов

Развитие субъектов воспитательного процесса

Школьная мотивация

Учащиеся

Выявить уровень школьной мотивации учащихся

Методика Н.Г. Лусканова «Школьная мотивация»

Классный руководитель,

Дёмина Т.А.

Справка


Социометрия

Учащиеся

Изучение детского коллектива, изучение состояния эмоционально-психологических отношений в детской общности и положения в ней каждого ребёнка

Методика «Социометрия» (по Дж. Морено)

Классный руководитель,

Дёмина Т.А.

Справка


«Опросник личностный рост»

Учащиеся

Изучение уровня сформированности ценностных отношений личности учащихся, оценка воспитательного влияния школы и классного руководителя на рост личности.

Методика Степанова «Опросник личностного роста»

Классный руководитель,

Дёмина Т.А.

справка

Анкета для администрации ОУ

Выявления уровня традиционных общешкольных событий воспитательной направленности

Анкета

Дёмина Т.А.

справка

Условия организации воспитательного процесса




Педагоги школы и системы дополнительного образования школы и села

Учащиеся

Изучение возможностей школы и учреждений дополнительного образования в организации свободного времени учащихся по интересам


Анкета интересов

Классный руководитель,

Дёмина Т.А.

Справка по дополнительному образованию

Организация воспитательного процесса

Анкетирование обучающихся

Изучение активности участия обучающихся в школьных делах общественной направленности

Изучение участие в школьных делах общественной направленности

Классный руководитель,

Дёмина Т.А

справка

Анкетирование классного руководителя

Оценка качества реализации воспитательного потенциала учебной и внеурочной деятельности школьников.

Анкета для классного руководителя

«реализация воспитательного потенциала

Учебной и вне учебной деятельности»

Классный руководитель,

Дёмина Т.А

справка

Анкетирование классного руководителя

Оценка качества реализации воспитательного потенциала взаимодействия с семьями школьников

Анкета для классного руководителя

«реализация воспитательного потенциала взаимодействия с семьями школьников

Классный руководитель,

Дёмина Т.А

справка

Результативность воспитательного процесса

Учащиеся

Выявить уровень воспитанности учащихся

Уровень воспитанности

Классные руководители,

Дёмина Т.А.

справка

Методика изучения мотивации обучения старших подростков на этапе окончания старшей школы

изучение мотивационной сфер обучающихся

Методика изучения мотивации обучения старших подростков на этапе окончания старшей школы (9 класс) (Калинина Н.В., Лукьянова М.И.)

Классные руководители,

Дёмина Т.А.

справка

Родители учащихся

Выявить уровень удовлетворённости родителей


Методика исследования удовлетворённости родителей

Классные руководители,

Дёмина Т.А.

справка


Учителя школы

Выявить уровень удовлетворённости учителями жизненных потребностей

анкетирование

Дёмина Т.А.

справка


Предполагаемые результаты реализации программы мониторинга качества воспитания:

Создание системы по повышению основных показателей школы:

- создание благоприятного психологического климата взаимоотношений сотрудничества и партнерства в среде школьников, ровесников, семьи;

- удовлетворение образовательных запросов, требований, ожиданий учащихся, родителей, общества;

- стабильность физического и психического состояния субъектов образовательного учреждения;

- развитие ключевых компетентностей обучающихся;

- накопление и формирование портфолио ученика и педагога.

Данная программа будет корректироваться и изменяться в ходе реализации программы мониторинга влияния среды на развитие школьников МБОУ «Ново-Александровская основная общеобразовательная школа ».

32