СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Музейное образование"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общая программа по внеурочной деятельности для начальных классов 

Просмотр содержимого документа
«Программа "Музейное образование"»

ПРОГРАММА

«Музейное образование»

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Музейное образование» рассчитана на учащихся 2–4 классов начальной школы. Время освоения программы: 104 часа (2 класс —32 часа, 3 класс — 32 часа, 4 класс — 32 часа) в течение учебного года. Данная программа учитывает возможность познакомить детей со школьным музеем и с ведущими музеями страны, в том числе с использованием интернет ресурсов и компьютерных программ.

В современных условиях жизни российского общества воспитание стало главным социальным и государственным приоритетом. В современном обществе обнаруживается дефицит нравственности, дефицит культуры. Стоит ли винить современную молодёжь в бездуховности, злости и жестокости? На чьём опыте им учиться, кто может быть для них идеалом? Для необходимого воспитательного воздействия нужен положительный пример, необходимо показать детям, что существует другой мир —мир, полный духовных нравственных идей, творчества, культуры.

Цель программы — приобщить детей к миру прекрасного, познакомить их с историческими ценностями, с особенностями музейной работы, содействовать приобщению детей к историческому наследию города, Отечества. Музейная педагогика позволяет эффективно влиять на процесс воспитания учащихся с разных позиций: мотивационно ценностной, интеллектуальной, деятельностной, эмоционально волевой.

Цели программы:

— совершенствовать образовательный процесс средствами основного и дополнительного образования;

— создавать условия для приобретения опыта общения с культурно историческими ценностями музея;

— создавать условия для художественного, эмоционально ценностного, социального, культурного развития, творческой самореализации личности ребёнка, для формирования гражданско-патриотических чувств у детей;

— создать условия для формирования целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музеев;

— создать условия для включения учащихся в поисковую, исследовательскую, проектную деятельность.

Задачи программы:

— содействовать развитию художественного восприятия мира, воображения, образного и ассоциативного мышления, научного мировоззрения, креативного мышления учащихся;

— воспитывать любовь и уважение к прошлому своего города, к истории своей семьи, своего народа, Отечества;

— расширить кругозор, развить познавательные интересы и способности учащихся;

— приобщить ребёнка к миру искусства;

— формировать «образ музея» как храма культуры, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения разнообразной направленности (исторические, художественные, профильные и т.д.);

— содействовать осознанию детьми значимости деятельности по сохранению историко-культурного наследия города, страны;

— формировать первичные умения поисковой, исследовательской, проектной деятельности;

— формировать навыки культурного поведения в общественных местах;

— развивать познавательные, коммуникативные, социальные способности детей.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п

Дата

Темы

Формы работы


ВСЕГО

(часов)

1


Вводное занятие. Где

мы были? Что мы видели? Основные понятия: экспозиция, экспонат, документ, реликвия.

Рассказы детей о посещении музеев, исторических мест во время летних каникул;

просмотр фотоальбомов,

фотографий слайд-шоу, видеофрагментов.

2

2


Посещение школьного музея. Какие новые экспонаты появились? Какой вклад внесли мы с вами?

Экскурсия;

беседа.

2

3


Путешествие

«По странам мира».

Роль музея в жизни

человека.

Игра «Путешествие во времени» (использование видео слайдов) знакомство с известнейшими музеями мира; игра «Что? Где? Когда?»; беседа о роли музея в жизни человека.

2

4


Мы пришли в музей.

Правила поведения в

музее.

беседа; разыгрывание сцен и определение, в каком случае нарушено правило.

2

5


Посещение художественного музея

Экскурсия в местный музей.

2

6


Музейные профессии

(экскурсовод, хранитель, смотритель, реставратор и др.)

Обсуждение экскурсии в музей;

викторина «Угадай, кто это?»;

творческая работа «Музей»

(отзыв-рекомендация).

2

7


Продолжаем знакомиться с музеями. Известные музеи, картинные галереи,

выставки.

Поисковая работа в библиотеке по группам: каждая группа представляет разные музеи.

представление на общем

заседании. Коллективное обсуждение вопроса: «Где находится музей? Какие известнейшие; произведения искусства там выставлены?»;

беседа: «Какие музеи заинтересовали тебя? Почему?»;

определение темы для самостоятельного исследования.

4

8


Выставочная деятельность. Классификация выставок.

Изучение экспозиций в

школьном музее.

2


Фонды музея. Работа с фондами.

Работа с фондами школьного музея; поиск документов, ведение записей.

2

9


Сбор материала.

Экспедиция «Народное творчество»; планирование работы; подготовка и проведение

интервью; встреча с мастерами народных промыслов;

ведение записей

4

10


Подготовка материалов в дар школьному музею.

Планирование работы;

самостоятельная работа детей: поисковая, творческая и оформительская; подготовка выступления в роли экскурсовода; составление паспорта выставки.

4

11


Проведение выставки.

В роли экскурсовода представление своей работы на

выставке.

2

12


Подведение итогов

работы.

Проведение школьной

конференции по итогам

работы.

2



ИТОГО





32



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Поисково­-исследовательская работа в музее (12 ч.)

Планирование, подготовка и проведение поисково-собирательской работы. Основные формы поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов). Поиск, изучение по первоисточникам и запись в «Творческий дневник» названия первого в мире музея, первого музея в России. Общие правила оформления и заполнения полевых документов. Тетрадь для записей воспоминаний и рассказов. Встречи с ветеранами, мастерами народных промыслов. Анкетирование и интервьюирование. Выполнение индивидуальных и коллективных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по теме занятия, формирование вопросов по проблеме для обсуждения в ходе игры«Что? Где? Когда?»). Выбор темы проекта, определение этапов работы и сроков выполнения, составление программы индивидуального краеведческого задания в экспедиции: ведение творческого дневника; самоанализ результатов выполнения индивидуального задания по проекту, определение творческого выхода по обозначенной теме.





Музейные фонды и работа с ними (8 ч.)

Знакомство со школьным музеем или экспозицией. Виртуальная экскурсия по музеям России, мира. Определение понятий фонды, изучение музейных фондов, музейный предмет, экспонат. Музейные предметы как основа работы школьного музея. Знакомство с фондами школьного музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея. Научная организация фондов музеев. Пополнение фондов музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Исторические источники в музее. Часы программы даны условно, так как многие разделы программы даются интегрировано. Шифрование предметов. Основной и вспомогательный фонды музея. Включение материалов в фонд музея. Сохранность предметов в экспозиции школьного музея. Хранение предметов в фондах.

Экспозиционно-­выставочная работа (6 ч.)

Тезаурус: вернисаж, музей, выставка, выставочная деятельность музея, экскурсия, экскурсовод, экспозиция, экспонат, документ, реликвия, музейная экспозиция, экспозиционный материал. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, указатели и др.). Экспозиции (постоянные, временные, тематические) в музеях. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и памятным датам. Проектирование и подготовка экспозиции для класса, для школы. Какие бывают экспонаты? Экспонат в экспозиции музея. Задачи и функции выставки школьного музея и классных экспозиций. Классификация выставок. Организация выставок в школьном музее и классе (стационарные, переносные). Составление паспорта выставки.

Культурно­-образовательная деятельность музея (14 ч.)

История возникновения слова музей: «Муза — Мусейон —музей». Знакомство с музейными профессиями: экскурсовод, реставратор, хранитель, смотритель и другие. Правила поведения в музее. Представление о памятниках, памятных местах — как документальных свидетельствах той или иной эпохи. Возрастные особенности посетителей школьного музея. Обзор экскурсий музея. Подготовка к проведению экскурсий с использованием виртуального музея школы.

Творческая работа (10 ч.)

Формы творческих работ (отзыв, рисунок, сочинение, доклад, реферат, презентация и др.) . Планирование, подготовка и реализация творческой работы. Представление творческих работ, проектов, оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видео фильмов; проведение школьной конференции по итогам музейной деятельности.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся научатся:

— работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;

— находить и осуществлять отбор нужной информации;

— анализировать источники по заданным критериям;

— высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;

— наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;

— находить причины и следствия событий, происходящих в историко-географическом пространстве;

— сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве;

— выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;

— вести записи при работе с документами.

Благодаря работе в музее школьники получат опыт научно-исследовательской работы, возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы. Примут участие в реализации социально значимых проектов, проводимых в учебном учреждении.

Обучение может осуществляться в форме сюжетных игр, музейных уроков, экскурсий, практической работы с фондами школьного музея, экспедиций.

Особая музейная среда расширяет и оживляет процесс познания истории, а занятия, проходящие в форме игры, дают возможность детям совершить увлекательное путешествие в прошлое страны, познакомиться с бытом и нравами наших далёких предков, погрузиться в атмосферу сказок, старинных обрядов и фольклора.













Рекомендуемая литература

Сокольникова Н.М. Программа курса «Изобразительное искусство. 1–4 классы». — М.: АСТ, Астрель.

Саплина Е.В., Саплин А.И. Программа курса «Духовно-нравственная культура народов России». 4 класс». — М.: АСТ, Астрель.

Кузнецова С.А. Воспитание эстетического восприятия школьников. Сб. научных статей. Выпуск 1 СГПИ, 1996.

Белякова Л.М. Музейная педагогика: новый взгляд на образование.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!