СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа музейной работы"Юный краевед"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по дополнительному образованию и внеурочной деятельности для занятий по краеведению "Юный краевед" предназначен для учеников 5-9 классов.

В рамках программы рекомендованы исследовательская и поисковая работа. Оформление актов приемки и заполнение карточек для экспонатов.

Просмотр содержимого документа
«Программа музейной работы"Юный краевед"»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа эколого-краеведческой направленности «Школьная музейная комната »



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»













Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа эколого-краеведческой направленности

«Школьная музейная комната »














Возраст обучающихся: 8-18 лет



Срок реализации: 1 год












Составитель: Валиева Зиля Шамшатовна, учитель







Васькино, 2022

Пояснительная записка

Образовательная программа «Школьная музейная комната» разработана в соответствии с законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ, Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020-2025 годы».

Письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

Образовательная программа ДОП «Школьная музейная комната» составлена на основе Программы дополнительного образования МОУ СОШ д.Васькино

Программа дополнительного образования соответствует примерным требованиям, предъявляемым к образовательным программам дополнительного образования детей, опубликованных в приложении к письму Департамента Молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.06 № 06-1844.

Цель программы:

  • создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности обучающихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую эколого -краеведческую деятельность;

Задачи программы:

  • способствовать развитию гражданского сознания и патриотизма обучающихся на основе краеведения и музееведения;

  • вырабатывать у детей устойчивые навыки в самореализации, самоуправлении и самообслуживании;

  • способствовать развитию критического мышления, социальной активности, дисциплинированности, инициативности и трудолюбию;

  • формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

  • знакомство с историей музейного дела и с основными музеями своего региона;

  • развивать способность к поисково-исследовательской, творческой деятельности;

 Принципы реализации программы:
-  деятельностный подход – ребенок развивается в деятельности;
-  принцип обеспечения успешности; 
-  принцип дифференциации;
-  компетентностный подход – воспитание направлено на формирование ключевых компетенций личности ребенка.

Педагогические технологии:

Работа музея строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:

- метод проекта; 
- ученического исследования;
- образовательных путешествий;

- технологии коллективных творческих дел;
- технологии проблемного обучения;

-ИКТ.

Ведущие направления деятельности:

1. Организационная и методическая работа.

2. Поисково-исследовательская работа.

3. Экспозиционная и учетно-хранительная работа.

4. Экскурсионно-массовая работа.

5. Учебно-образовательная и воспитательная.

6. Работа с фондами.

7. Участие в конкурсных и проектных мероприятиях районного и областного уровня

Данные направления реализуются на различных уровнях:

- учебном;

- внеклассном;
- социально-проектном.

Для реализации программы будут использованы методические и информационные ресурсы проекта «Школьный музей» Российского движения школьников.

Формы работы в школьном музее

Учебная работа:

- практическая работа на местности

- занятия дополнительного образования, экскурсии,

- учебные экскурсии вне  музея, в т.ч. На экотропе

- встречи с тружениками тыла, интересными людьми разных профессий

- уроки в музее

- встречи, сборы, собрания

- экскурсии в музее


Воспитательная работа:

- уроки мужества, акции;

- изучение исторических событий

экскурсии, встречи в музее

 -участие в акциях и проектах РДШ:

«Дни единых действий», «Добро не уходит на каникулы», «День Героя Отечества», «Экоуроки» «Орлята России»


 

Ожидаемые результаты программы

1. Наличие локальной  нормативной правовой базы деятельности школьного музея

 2. Систематизация работы  школьного музея

3. Получение целостной картины по истории развития района, города, области, школы и ее традиций

4. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания.

 5. Эффективно действующая система взаимодействия с различными общественными организациями., в том числе с РДДМ, школьной общественной организацией «Дом».

6. Организация эколого-краеведческой работы: экскурсии, уроки, индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи, передвижные выставки.

7. Повышение  уровня  мотивации обучающихся к изучению истории своего края

8. Приобщение обучающихся к исследовательской работе

9. Влияние на выбор профессии обучающихся.

10.Социализация школьников

Формы контроля:

  • Проекты

  • Экскурсии

  • Викторины, квесты

Нормативно-локальная база деятельности  школьного музея:

- Устав школы;

- Положение о школьном музее;
- План работы школы на учебный год;
- Программа воспитания;
- Рабочая программа дополнительного образования детей.

-документы РДДМ

Основные этапы реализации программы

Срок реализации программы 1 год.

Общее количество часов – 68 часов. В неделю- 2 часа

  • Документация музея:
    - инвентарная книга;

  • акты приема экспонатов;


Управление  реализацией программы:
- директор школы;
- руководитель музея;
- заместитель директора школы по воспитательной работе;

- активисты музея.

Реализация рабочей программы позволит: освоить теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, деревни, музейного дела, приобрести уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, воспитать патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности, развивать у подрастающего человека потребность связи с прошлыми поколениями, формировать культурную и историческую память.

Направленность: эколого-краеведческая.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - на творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей.

Создание творческого, исследовательского проекта (выставка, тематико-экспозиционный план, маршрут экскурсии, поисково-исследовательская работа) способствует раскрытию способности, самовыражению и самореализации обучающихся в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.

Музейная педагогика расширяет возможности в решении задач, связанных с историческим, культурологическим и патриотическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему новый инструмент для познания мира.
Актуальность. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности. Школьные музеи призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.

Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники повышает эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном музее.

Педагогическая целесообразность. При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, экологии, обществознания.

Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к эколого-краеведческой музееведческой деятельности. По возможности подразумевается знакомство с приемами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением.

Музейная педагогика дает возможность сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;

раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала; попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку; объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 8 - 18лет.

Формы и режим занятий: занятия по данной программе включают в себя коллективную, групповую и индивидуальные формы организации деятельности детей, предусматривают теоретическую и практическую деятельность обучающихся по разделам.

Формы организации работы с музейной аудиторией: 

экологические экскурсии, консультации, встречи с интересными людьми, викторины, проектную и исследовательскую деятельность, использование интернет – технологий, создание видеопрезентаций, посещение школьных музеев и музеев региона, оформление выставок, обновление экспозиций.

  • Ожидаемые результаты: по окончании обучения по программе дети должны

  • знать историю музейного дела, историю школы, жизнь и деятельность знаменитых учителей, выпускников школы, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы по этнографии и экологии, составление родословных, основные термины, применяемые в музейном деле;

  • уметь ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории школы, родного края с историей России.
    Выпускники получат возможность научиться

  •  общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал,

  • оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу, возможность специализации в исполнении различных ролевых функций и в тематике музейно-краеведческих исследований.

Формы подведения итогов деятельности: промежуточная аттестация проводится в форме общественной презентации (выставка, экскурсия, предметная неделя, конкурс экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция).

Содержание блоков дополнительного образования

 «Школьная музейная комната»

Блок «Краеведение» включает модули:

  • Летопись родных мест

  • Этнография: культура и традиции коренных народов Урала;

  • Родословная семьи, школы;

Блок - модуль “Летопись родных мест”:

  • Из истории названия поселка. Забытые населенные пункты. Загадки топонимики

  • Наши земляки

  • История школы

Цель блока-модуля: организация деятельности по созданию летописи с начала 20 века до сегодняшнего дня.

Задачи:

  • восстановление памяти об исчезнувших деревнях;

  • воссоздание истории, связанной с историей освоения и развития нашей деревни и соседних населенных пунктов;

Основные формы деятельности:

  • проведение экскурсий к местам исчезнувших поселений;

  • подготовка историко-краеведческих путеводителей,

  • Ожидаемые результаты:

  • создание хроник, летописей населенных пунктов, исчезнувших в середине и конце 20 века;

  • формирование банка краеведческих данных.

. Блок - модуль “Родословие”:

Древо жизни

Семейные традиции и обряды

Цель: приобщение учащихся к научно – исследовательской работе через изучение исторического родословия.

Задачи:

  1. обучение учащихся методам исследовательской работы: приёмам работы с генеалогическими источниками, приобщение к работе с архивными и музейными документами, книгами;

  2. развитие интереса к истории своего рода, составлению своей родословной, написанию летописи рода, созданию домашнего (семейного, родословного) архива.

  3. ознакомление с возможностью изучения истории через историко-генеалогические исследования.

Основные формы деятельности:

  • Изучение и составление семейных родословных.

  • Формирование семейных архивов, составление семейных летописей.

Ожидаемые результаты:

  • Использование генеалогии при изучении истории своей малой родины.

  • Освоение приемов составления генеалогических таблиц

Блок - модуль “Этнография”:

  • Традиции народов «Аулак ой», «Сабантуй», «Каз омэсе»

  • Народные игры, блюда, одежда;

Цель: полнее раскрыть культуру и быт посредством изучения и освоения народных традиций.

Задачи:

  • изучение и анализ материальной и духовной культуры;

  • раскрытие творческого потенциала личности учащегося через уникальную природу этнографии;

  • формирование информационной базы для этнообразовательного процесса в системе образования.

Основные формы деятельности:

  • формирование музейных (выставочных) экспозиций на основе собранных материалов;

  • изучение литературных источников, архивных документов, материалов школьного и районного краеведческих музеев;

  • участие в этнографических праздниках и обрядах;

  • знакомство с творчеством местных умельцев.

Ожидаемые результаты:

  • создание банка фольклорно-этнографических данных школьного музея;

  • создание этнографических экспозиций в школьном краеведческом музее ;

создание условий для занятий этноисследовательской работой.

Тематика экскурсий проводимых в музее:
1.Орудия труда старины
2.Декоративно- прикладное искусство татар.
3.Домашняя утварь( посуда)
4.Татарский национальный костюм.
5. История создания колхозов.
6. Боевые и трудовые награды односельчан.
7. Трудовые достижения односельчан.
8. Наши земляки- известные люди .
9. Родословная
10.История д. Васькино и т.д.

Блок - модуль Никто не забыт, ничто не забыто»”:

Великая Отечественная война. Наши выпускники-участники интернациональной войны в Афганистане.Участники военных конфликтов на территории Северного Кавказа, в СВО в Украине.

Цель: патриотическое, духовное, культурное воспитание школьников, занимающихся увековечением памяти защитников Отечества.

Задачи:

  • поиск и изучение архивных материалов;

  • участие в подготовке материалов по увековечиванию памяти защитников Отечества;

  • подготовка молодого поколения к военной службе.

Основные направления и формы деятельности:

  • оказание помощи ветеранам, труженикам тыла;

  • проведение мероприятий, связанных с памятными датами.

Ожидаемые результаты:

  1. создание музейных экспозиций;

  2. увековечивание памяти земляков, погибших при исполнении воинского долга;

  3. использование краеведческого материала в образовательном процессе.

Занятия по краеведению завершаются оформлением альбомов, отчетов, и выступлением на школьной или районной конференции

Блок “Экология

Цель: Вовлечение школьников в научную, просветительскую и практическую деятельность по охране объектов природного наследия.

Задачи:

  1. расширение знаний о рациональном природопользовании;

  2. природоохранительное просвещение различными средствами и методиками;

  3. формирование трудовых и исследовательских умений и навыков при проведении практических работ по изучению экологической обстановки, раздельному сбору ТБО.

  4. разработать маршруты учебной и экологической тропы

  5. вовлечь учащихся в творчески активный образ жизни, акцентируя на практическую деятельность по решению экологических проблем локального значения;

Основные направления, формы деятельности:

  1. изучение и описание природных богатств родного края с целью их сохранения и рационального использования;

  2. выявление источников загрязнения природной среды;

  3. описание и оформление экологических троп и экологических маршрутов, организация экскурсий.

Ожидаемые результаты:

проводить социологические опросы среди населения по вопросам охраны ОС

участвовать в акциях и ОПТ, направленных на охрану природы, помощи престарелым. Пограмме «Родники».

  • выявление, описание и изучение природных объектов, разработка предложений и рекомендаций по их охране и рациональному использованию;

  • создание экологических постов, тропы.

Результатом экологической работы может стать разработка эколого-краеведческой экскурсии по созданию экологической тропы. Где в роли учителя-экскурсовода выступят сами учащиеся. Сбор макулатуры, пластика, изготовление экоподелок.

Содержание программы

Название темы

Содержание

Теория

Практика

Всего часов



Вводный инструктаж по ТБ.

Организационное занятие.

1

1

2

1

Музейная деятельность

Систематизация материалов

Особенности в использовании музейных форм работы. Предметность и наглядность в школьном музее, разнотемность и мобильность экспозиций.

Фонды музея. Виды фондовой работы.

Собирательская

( поисковая) работа. Методика сбора и фиксации материалов.

Учет и хранение фондов.  Инвентарная книга.


3

7

10

2.

История школы

Летопись образовательного учреждения.

Наши выпускники.

Учителя – ветераны. Педагогические династии.

Я учусь в школе моих родителей. Выпускники-медалисты, спонсоры, успешные люди

Родословная школы

Традиции школы.

2

4

6

3.

Летопись деревни

История д.Васькино, д.Атняшка

Васькино в годы Гражданской войны

Васькино в 30-е годы. Коллективизация.

Сороковые-роковые и тыловики нашей деревни




2

4

6

4.

Никто не забыт, ничто не забыто

Наши выпускники – участники Афганской войны, воины интернационалисты.

Выпускники-участники Чеченской операции

Выпускники-участники спецоперации в Украине

2

6

8

5.

Традиции и ремесла края

Традиции народов нашей местности

Ткачество, национальная вышивка.

Кузница

Быт в прошлом.


2

4

6

6

Моя родословная

Методика составления родословных.

Мой род в истории страны.


2

8

10

7

Экологическая тропа

Станции экотропы.

Оборудование щитков и информационного материала

2

10

12

8

Конкурс экскурсоводов

Экскурсионные методы и приемы

Развернутый план или индивидуальный текст экскурсии. Составление текстов экскурсии.

Презентации и стендовые доклады

2

6

8


Всего


18

50

68



Используемая литература

  1. Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2000.

  2. Калистратова Э.А.Изучаем историю своего рода/Учебно-справочное пособие: Екатеринбург: Форум-книга, 128с.:ил.2007.

  3. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,1985.

  4. Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2002.

  5. Школьным музеям расти и развиваться (материалы из опыта работы музея истории гимназии№5 Ленинского района г.Екатеринбурга)

  6. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений.

  7. Методические рекомендации для учителей географии и биологии организаторов туристско-краеведческой работы, работы кружков.

«Организация работы школьников по созданию учебной экологической тропы» Центральная станция юных туристов Министерство Просвещения РСФСР, 1990.



Цифровые образовательные ресурсы:

  1.  http://www.kulichki.com/travel (Виртуальные путешествия. Рассказы о достопримечательностях, истории и современном развитии стран, городов, регионов.

  2. http://www.geo2000.nm.ru/index 1.htm.

  3. Приоритетный национальный проект «Образование» - http: //mon.gov.ru/pro/pnpo

  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - http: //mon.gov.ru/dok/akt/6591

  5. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы - http: //mon.gov.ru/press/ news/8286

сайты: --Всемирный фонд дикой природы в России – www.wwf.ru

--Природа России priroda.ru

--библиотека электронных наглядных пособий.



Приложение