Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа эколого-краеведческой направленности «Школьная музейная комната »
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа эколого-краеведческой направленности
«Школьная музейная комната »
Возраст обучающихся: 8-18 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Валиева Зиля Шамшатовна, учитель
Васькино, 2022
Пояснительная записка
Образовательная программа «Школьная музейная комната» разработана в соответствии с законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ, Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020-2025 годы».
Письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Образовательная программа ДОП «Школьная музейная комната» составлена на основе Программы дополнительного образования МОУ СОШ д.Васькино
Программа дополнительного образования соответствует примерным требованиям, предъявляемым к образовательным программам дополнительного образования детей, опубликованных в приложении к письму Департамента Молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.06 № 06-1844.
Цель программы:
создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности обучающихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую эколого -краеведческую деятельность;
Задачи программы:
способствовать развитию гражданского сознания и патриотизма обучающихся на основе краеведения и музееведения;
вырабатывать у детей устойчивые навыки в самореализации, самоуправлении и самообслуживании;
способствовать развитию критического мышления, социальной активности, дисциплинированности, инициативности и трудолюбию;
формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
знакомство с историей музейного дела и с основными музеями своего региона;
развивать способность к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
Принципы реализации программы:
- деятельностный подход – ребенок развивается в деятельности;
- принцип обеспечения успешности;
- принцип дифференциации;
- компетентностный подход – воспитание направлено на формирование ключевых компетенций личности ребенка.
Педагогические технологии:
Работа музея строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:
- метод проекта;
- ученического исследования;
- образовательных путешествий;
- технологии коллективных творческих дел;
- технологии проблемного обучения;
-ИКТ.
Ведущие направления деятельности:
1. Организационная и методическая работа.
2. Поисково-исследовательская работа.
3. Экспозиционная и учетно-хранительная работа.
4. Экскурсионно-массовая работа.
5. Учебно-образовательная и воспитательная.
6. Работа с фондами.
7. Участие в конкурсных и проектных мероприятиях районного и областного уровня
Данные направления реализуются на различных уровнях:
- учебном;
- внеклассном;
- социально-проектном.
Для реализации программы будут использованы методические и информационные ресурсы проекта «Школьный музей» Российского движения школьников.
Формы работы в школьном музее
Учебная работа: - практическая работа на местности - занятия дополнительного образования, экскурсии, - учебные экскурсии вне музея, в т.ч. На экотропе - встречи с тружениками тыла, интересными людьми разных профессий - уроки в музее - встречи, сборы, собрания - экскурсии в музее | Воспитательная работа: - уроки мужества, акции; - изучение исторических событий - экскурсии, встречи в музее -участие в акциях и проектах РДШ: «Дни единых действий», «Добро не уходит на каникулы», «День Героя Отечества», «Экоуроки» «Орлята России» |
Ожидаемые результаты программы
1. Наличие локальной нормативной правовой базы деятельности школьного музея
2. Систематизация работы школьного музея
3. Получение целостной картины по истории развития района, города, области, школы и ее традиций
4. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания.
5. Эффективно действующая система взаимодействия с различными общественными организациями., в том числе с РДДМ, школьной общественной организацией «Дом».
6. Организация эколого-краеведческой работы: экскурсии, уроки, индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи, передвижные выставки.
7. Повышение уровня мотивации обучающихся к изучению истории своего края
8. Приобщение обучающихся к исследовательской работе
9. Влияние на выбор профессии обучающихся.
10.Социализация школьников
Формы контроля:
Проекты
Экскурсии
Викторины, квесты
Нормативно-локальная база деятельности школьного музея:
- Устав школы;
- Положение о школьном музее;
- План работы школы на учебный год;
- Программа воспитания;
- Рабочая программа дополнительного образования детей.
-документы РДДМ
Основные этапы реализации программы
Срок реализации программы 1 год.
Общее количество часов – 68 часов. В неделю- 2 часа
Управление реализацией программы:
- директор школы;
- руководитель музея;
- заместитель директора школы по воспитательной работе;
- активисты музея.
Реализация рабочей программы позволит: освоить теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, деревни, музейного дела, приобрести уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, воспитать патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности, развивать у подрастающего человека потребность связи с прошлыми поколениями, формировать культурную и историческую память.
Направленность: эколого-краеведческая.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - на творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей.
Создание творческого, исследовательского проекта (выставка, тематико-экспозиционный план, маршрут экскурсии, поисково-исследовательская работа) способствует раскрытию способности, самовыражению и самореализации обучающихся в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.
Музейная педагогика расширяет возможности в решении задач, связанных с историческим, культурологическим и патриотическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему новый инструмент для познания мира.
Актуальность. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности. Школьные музеи призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.
Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники повышает эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном музее.
Педагогическая целесообразность. При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, экологии, обществознания.
Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к эколого-краеведческой музееведческой деятельности. По возможности подразумевается знакомство с приемами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением.
Музейная педагогика дает возможность сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала; попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку; объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 8 - 18лет.
Формы и режим занятий: занятия по данной программе включают в себя коллективную, групповую и индивидуальные формы организации деятельности детей, предусматривают теоретическую и практическую деятельность обучающихся по разделам.
Формы организации работы с музейной аудиторией:
экологические экскурсии, консультации, встречи с интересными людьми, викторины, проектную и исследовательскую деятельность, использование интернет – технологий, создание видеопрезентаций, посещение школьных музеев и музеев региона, оформление выставок, обновление экспозиций.
Ожидаемые результаты: по окончании обучения по программе дети должны
знать историю музейного дела, историю школы, жизнь и деятельность знаменитых учителей, выпускников школы, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы по этнографии и экологии, составление родословных, основные термины, применяемые в музейном деле;
уметь ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории школы, родного края с историей России.
Выпускники получат возможность научиться
общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал,
оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу, возможность специализации в исполнении различных ролевых функций и в тематике музейно-краеведческих исследований.
Формы подведения итогов деятельности: промежуточная аттестация проводится в форме общественной презентации (выставка, экскурсия, предметная неделя, конкурс экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция).
Содержание блоков дополнительного образования
«Школьная музейная комната»
Блок «Краеведение» включает модули:
Летопись родных мест
Этнография: культура и традиции коренных народов Урала;
Родословная семьи, школы;
Блок - модуль “Летопись родных мест”:
Цель блока-модуля: организация деятельности по созданию летописи с начала 20 века до сегодняшнего дня.
Задачи:
восстановление памяти об исчезнувших деревнях;
воссоздание истории, связанной с историей освоения и развития нашей деревни и соседних населенных пунктов;
Основные формы деятельности:
подготовка историко-краеведческих путеводителей,
Ожидаемые результаты:
создание хроник, летописей населенных пунктов, исчезнувших в середине и конце 20 века;
формирование банка краеведческих данных.
. Блок - модуль “Родословие”:
Древо жизни
Семейные традиции и обряды
Цель: приобщение учащихся к научно – исследовательской работе через изучение исторического родословия.
Задачи:
обучение учащихся методам исследовательской работы: приёмам работы с генеалогическими источниками, приобщение к работе с архивными и музейными документами, книгами;
развитие интереса к истории своего рода, составлению своей родословной, написанию летописи рода, созданию домашнего (семейного, родословного) архива.
ознакомление с возможностью изучения истории через историко-генеалогические исследования.
Основные формы деятельности:
Изучение и составление семейных родословных.
Формирование семейных архивов, составление семейных летописей.
Ожидаемые результаты:
Использование генеалогии при изучении истории своей малой родины.
Освоение приемов составления генеалогических таблиц
Блок - модуль “Этнография”:
Традиции народов «Аулак ой», «Сабантуй», «Каз омэсе»
Народные игры, блюда, одежда;
Цель: полнее раскрыть культуру и быт посредством изучения и освоения народных традиций.
Задачи:
изучение и анализ материальной и духовной культуры;
раскрытие творческого потенциала личности учащегося через уникальную природу этнографии;
формирование информационной базы для этнообразовательного процесса в системе образования.
Основные формы деятельности:
формирование музейных (выставочных) экспозиций на основе собранных материалов;
изучение литературных источников, архивных документов, материалов школьного и районного краеведческих музеев;
участие в этнографических праздниках и обрядах;
знакомство с творчеством местных умельцев.
Ожидаемые результаты:
создание банка фольклорно-этнографических данных школьного музея;
создание этнографических экспозиций в школьном краеведческом музее ;
создание условий для занятий этноисследовательской работой.
Тематика экскурсий проводимых в музее:
1.Орудия труда старины
2.Декоративно- прикладное искусство татар.
3.Домашняя утварь( посуда)
4.Татарский национальный костюм.
5. История создания колхозов.
6. Боевые и трудовые награды односельчан.
7. Трудовые достижения односельчан.
8. Наши земляки- известные люди .
9. Родословная
10.История д. Васькино и т.д.
Блок - модуль “Никто не забыт, ничто не забыто»”:
Великая Отечественная война. Наши выпускники-участники интернациональной войны в Афганистане.Участники военных конфликтов на территории Северного Кавказа, в СВО в Украине.
Цель: патриотическое, духовное, культурное воспитание школьников, занимающихся увековечением памяти защитников Отечества.
Задачи:
поиск и изучение архивных материалов;
участие в подготовке материалов по увековечиванию памяти защитников Отечества;
подготовка молодого поколения к военной службе.
Основные направления и формы деятельности:
оказание помощи ветеранам, труженикам тыла;
проведение мероприятий, связанных с памятными датами.
Ожидаемые результаты:
создание музейных экспозиций;
увековечивание памяти земляков, погибших при исполнении воинского долга;
использование краеведческого материала в образовательном процессе.
Занятия по краеведению завершаются оформлением альбомов, отчетов, и выступлением на школьной или районной конференции
Блок “Экология”
Цель: Вовлечение школьников в научную, просветительскую и практическую деятельность по охране объектов природного наследия.
Задачи:
расширение знаний о рациональном природопользовании;
природоохранительное просвещение различными средствами и методиками;
формирование трудовых и исследовательских умений и навыков при проведении практических работ по изучению экологической обстановки, раздельному сбору ТБО.
разработать маршруты учебной и экологической тропы
вовлечь учащихся в творчески активный образ жизни, акцентируя на практическую деятельность по решению экологических проблем локального значения;
Основные направления, формы деятельности:
изучение и описание природных богатств родного края с целью их сохранения и рационального использования;
выявление источников загрязнения природной среды;
описание и оформление экологических троп и экологических маршрутов, организация экскурсий.
Ожидаемые результаты:
проводить социологические опросы среди населения по вопросам охраны ОС
участвовать в акциях и ОПТ, направленных на охрану природы, помощи престарелым. Пограмме «Родники».
выявление, описание и изучение природных объектов, разработка предложений и рекомендаций по их охране и рациональному использованию;
создание экологических постов, тропы.
Результатом экологической работы может стать разработка эколого-краеведческой экскурсии по созданию экологической тропы. Где в роли учителя-экскурсовода выступят сами учащиеся. Сбор макулатуры, пластика, изготовление экоподелок.
Содержание программы
№ | Название темы | Содержание | Теория | Практика | Всего часов |
| | Вводный инструктаж по ТБ. Организационное занятие. | 1 | 1 | 2 |
1 | Музейная деятельность | Систематизация материалов Особенности в использовании музейных форм работы. Предметность и наглядность в школьном музее, разнотемность и мобильность экспозиций. Фонды музея. Виды фондовой работы. Собирательская ( поисковая) работа. Методика сбора и фиксации материалов. Учет и хранение фондов. Инвентарная книга. | |
3 | 7 | 10 |
2. | История школы | Летопись образовательного учреждения. Наши выпускники. Учителя – ветераны. Педагогические династии. Я учусь в школе моих родителей. Выпускники-медалисты, спонсоры, успешные люди Родословная школы Традиции школы. | 2 | 4 | 6 |
3. | Летопись деревни | История д.Васькино, д.Атняшка Васькино в годы Гражданской войны Васькино в 30-е годы. Коллективизация. Сороковые-роковые и тыловики нашей деревни | 2 | 4 | 6 |
4. | Никто не забыт, ничто не забыто | Наши выпускники – участники Афганской войны, воины интернационалисты. Выпускники-участники Чеченской операции Выпускники-участники спецоперации в Украине | 2 | 6 | 8 |
5. | Традиции и ремесла края | Традиции народов нашей местности Ткачество, национальная вышивка. Кузница Быт в прошлом. | 2 | 4 | 6 |
6 | Моя родословная | Методика составления родословных. Мой род в истории страны. | 2 | 8 | 10 |
7 | Экологическая тропа | Станции экотропы. Оборудование щитков и информационного материала | 2 | 10 | 12 |
8 | Конкурс экскурсоводов | Экскурсионные методы и приемы. Развернутый план или индивидуальный текст экскурсии. Составление текстов экскурсии. Презентации и стендовые доклады | 2 | 6 | 8 |
| Всего | | 18 | 50 | 68 |
Используемая литература
Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2000.
Калистратова Э.А.Изучаем историю своего рода/Учебно-справочное пособие: Екатеринбург: Форум-книга, 128с.:ил.2007.
Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,1985.
Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2002.
Школьным музеям расти и развиваться (материалы из опыта работы музея истории гимназии№5 Ленинского района г.Екатеринбурга)
Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений.
Методические рекомендации для учителей географии и биологии организаторов туристско-краеведческой работы, работы кружков.
«Организация работы школьников по созданию учебной экологической тропы» Центральная станция юных туристов Министерство Просвещения РСФСР, 1990.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.kulichki.com/travel (Виртуальные путешествия. Рассказы о достопримечательностях, истории и современном развитии стран, городов, регионов.
http://www.geo2000.nm.ru/index 1.htm.
Приоритетный национальный проект «Образование» - http: //mon.gov.ru/pro/pnpo
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - http: //mon.gov.ru/dok/akt/6591
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы - http: //mon.gov.ru/press/ news/8286
сайты: --Всемирный фонд дикой природы в России – www.wwf.ru
--Природа России priroda.ru
--библиотека электронных наглядных пособий.
Приложение