Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа №215 имени Д.А. Бакурова»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора Директор школы
по УВР
________________ ___________ А.А.Шульга
«__»___________2020 г .
приказ № 191-ОД
«28» августа 2020 г.
Рассмотрено
на заседании МО
протокол №_______
Рабочая программа
по предмету «МУЗЫКА»
(уровень основного общего образования)
Новосибирск 2020 г.
Содержание
Планируемые результаты освоения учебного предмета…...........3
Содержание учебного предмета ………………………………….5
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы ……………………………8
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
По окончании 8 класса школьники научатся:
— наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству;
— понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
— выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в процессе их исполнения, участвовать в различных формах музицирования;
— раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения в музыке;
— понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
— осуществлять проектную и исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в исследовательских и творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
— разбираться в событиях отечественной и зарубежной культурной жизни, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
— определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, музыки разных эпох;
— применять ИКТ для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
• воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
• ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
• воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
• реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
• организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
• соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
• наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
• общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
• реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
• владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.);
• определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
• оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
• адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально поэтического творчества народов мира;
• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание музыкального образования в Примерной программе основного общего образования представлено следующими содержательными линиями:
• Музыка как вид искусства.
• Народное музыкальное творчество.
• Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.
• Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.
• Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв.
• Современная музыкальная жизнь.
• Значение музыки в жизни человека.
Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с предметом «Музыка» для начальной школы.
Музыка как вид искусства. Интонация — носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трёхчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Программная музыка. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Взаимодействие музыки и различных видов и жанров изобразительного искусства в музыкальном театре. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).
Народное музыкальное творчество. Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной и инструментальной музыки. Русские народные музыкальные инструменты. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Этническая музыка. Знакомство с разнообразными явлениями музыкальной культуры, народным и профессиональным музыкальным творчеством своего региона. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное).
Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Музыка религиозной традиции русских композиторов. Русская музыка XVII—XVIII вв., русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика русской национальной школы). Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.
Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв. Роль фольклора в становлении профессионального зарубежного музыкального искусства. Духовная музыка западноевропейских композиторов. Григорианский хорал как основа западноевропейской религиозной музыки. Музыка религиозной традиции зарубежных композиторов. Зарубежная музыка XVII—XVIII вв., зарубежная музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.
Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв. Творчество русских и зарубежных композиторов XX—XXI вв. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стилевое многообразие музыки XX—XXI вв. (импрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.). Музыкальное творчество русских и зарубежных композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка, эстрадная музыка.
Современная музыкальная жизнь. Музыкальный фольклор народов России. Истоки и интонационное своеобразие музыкального фольклора разных стран. Современная музыка религиозной традиции. Выдающиеся отечественные и зарубежные композиторы, исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Классика в современной обработке. Электронная музыка. Синтетические жанры музыки (симфония-сюита, концерт-симфония, симфония-действо и др.).
Обобщение представлений школьников о различных исполнительских составах (пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella; певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас; хоры: народный, академический; музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные; виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр). Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном искусстве. Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом.
Значение музыки в жизни человека. Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Вечные проблемы жизни, их воплощение в музыкальных образах. Разнообразие функций музыкального искусства в жизни человека, общества. Влияние средств массовой информации, центров музыкальной культуры (концертные залы, фольклорные объединения, музеи) на распространение традиций и инноваций музыкального искусства. Всеобщность, интернациональность музыкального языка. Музыка мира как диалог культур.
Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками музыки авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: «Музыка. 5 класс», «Музыка. 6 класс», «Музыка. 7 класс», «Музыка. 8 класс».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
5 класс
Тематическое планирование 5 класс |
№ | Тема, раздел | Дата | Примечание |
Раздел №1 Музыка и литература (17ч.) |
1 | Что роднит музыку с литературой | | |
2-3 | Вокальная музыка | | |
4-5 | Фольклор в музыке русских композиторов | | |
6 | Жанры инструментальной и вокальной музыки | | |
7 | Вторая жизнь песни | | |
8 | «Всю жизнь мою несу родину в душе…» | | |
9 | Обобщение материала I четверти | | |
10-11 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | | |
12 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера | | |
13 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | | |
14 | Музыка в театре, кино, на телевидении | | |
15 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. | | |
16 | Мир композитора. | | |
17 | Обобщение материала I полугодия. | | |
Музыка и изобразительное искусство (18ч.) |
18 | Что роднит музыку с изобразительным искусством? | | |
19 | «Небесное и земное в звуках и красках» | | |
20 | «Звать через прошлое к настоящему» | | |
21-22 | Музыкальная живопись и живописная музыка | | |
23-24 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве | | |
25 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве | | |
26 | Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира. Образы борьбы и победы в искусстве | | |
27 | Обобщение материала III четверти | | |
28 | Застывшая музыка | | |
29 | Полифония в музыке и живописи | | |
30 | Музыка на мольберте | | |
31 | Импрессионизм в музыке и живописи | | |
32 | «О подвигах, о доблести, о славе…» | | |
33 | «В каждой мимолетности вижу я миры…» | | |
34 | Мир композитора. Исследовательский проект. С веком наравне | | |
35 | Обобщение материала II полугодия. | | |
Тематическое планирование 6 класс |
№ | Тема, раздел | Дата | Примечание |
Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17ч) |
1 | Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов. | | |
2 | Два музыкальных посвящения | | |
3 | Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. | | |
4 | Уноси моё сердце в звенящую даль…» | | |
5 | Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. | | |
6 | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. | | |
7 | Старинной песни мир. Песни Ф.Шуберта. | | |
8 | Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси | | |
9 | Обобщение материала 1 четверти | | |
10 | Русская духовная музыка. Духовный концерт. | | |
11 | «Фрески Софии Киевской». | | |
12 | «Перезвоны». Молитва. | | |
13 | Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» в музыке Баха. | | |
14 | Фортуна правит миром | | |
15 | Авторская песня: прошлое и настоящее. | | |
16 | Джаз – искусство 20 века. | | |
17 | Обобщение материала II четверти | | |
Мир образов камерной и симфонической музыки.(18ч.) |
18 | Вечные темы искусства и жизни. | | |
19 | Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена. | | |
20 | Инструментальная баллада. Ночной пейзаж | | |
21 | Инструментальный концерт. « Итальянский концерт». | | |
22 | «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея. | | |
23-24 | Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина. | | |
25 | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен. | | |
26 | Обобщение материала III четверти | | |
27-28 | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». | | |
29-30 | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». | | |
31 | Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта» | | |
32 | Мюзикл «Вестсайдская история».. | | |
33 | Опера «Орфей и Эвридика». Рок-опера «Орфей и Эвридика» | | |
34 | Образы киномузыки. | | |
35 | Обобщение материала II полугодия. | | |
Тематическое планирование 8 класс |
№ | Тема, раздел | Дата | Примечание |
Классика и современность(17ч.) |
1 | Классика в нашей жизни. | | |
2-3 | В музыкальном театре. Опера | | |
4 | В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». | | |
5 | В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера | | |
6-7 | «Человек есть тайна.» Рок-опера «Преступление и наказание» | | |
8 | Мюзикл «Ромео и Джульетта»: от ненависти до любви. | | |
9 | Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра | | |
10-11 | Музыка Э. Грига к драме Г Ибсена «Пер Гюнт». | | |
12 | «Гоголь - сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь - сюиты». | | |
13 | Музыка в кино. Музыка к фильму «Властелин колец» | | |
14 | В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфония №8 «Неоконченная» Ф. Шуберта. | | |
15 | Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония № 1 С.Прокофьева | | |
16 | Музыка-это огромный мир, окружающий человека… | | |
17 | Обобщающий урок | | |
Традиции и новаторство в музыке (18ч.) |
18 | Музыканты-извечные маги. И снова в музыкальном театре… | | |
19 | Опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвин. Развитие традиций оперного спектакля. | | |
20-22 | Портреты великих исполнителей. Елена Образцова. | | |
23-25 | Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая. | | |
26 | Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира | | |
27 | Классика в современной обработке. | | |
28 | В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская». Д.Д. Шостаковича. | | |
29-30 | Литературные страницы «Письмо к Богу» неизвестного солдата. | | |
31 | Музыка в храмовом синтезе искусств. | | |
32 | Галерея религиозных образов. Неизвестный Свиридов. | | |
33 | Свет фресок Дионисия – миру | | |
34 | Музыкальное завещание потомкам. | | |
35 | Исследовательский проект. Обобщающий урок | | |
12