муниципальное общеобразовательное учреждение
Рязанцевская средняя школа
____________________________________________________________________________________________________________________
ПРОГРАММА
«Мы разные, но все вместе»
(социальное направление
внеурочной деятельности)
для 5 классов
на 2019-2020 учебный год
Продолжительность – 34 часа
Интенсивность – 1 час в неделю Составитель: ст.вожатая Разумовская Е.Н.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы разные, но все вместе» имеет социальную направленность и составлена на основе ФЗ РФ № 272 «Об образовании» от 29.12.2012 г., приказа Мин. ОБрнауки ОФ № 373 «ОБ утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта НОО» от 06.10.2009 г.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, но по-прежнему особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Подготовить ребёнка к жизни – это конечная цель системы. Принципиально важно – что и как формировать у него для её достижения.
Любой ребёнок, в каком бы возрасте он ни был, требует к себе самого пристального внимания. Он не просто член коллектива, он прежде всего личность. Обращение к личности ребёнка, к его жизненным силам и потенциальным возможностям, к его самовоспитанию является одним из средств решения вопросов воспитания.
Цель программы:
развитие социально адаптированного человека с эмоционально-ценностным отношением к жизни, понимающего необходимость беречь здоровье, имеющего активную гражданскую позицию согласно возрасту.
Задачи:
развитие эмоционально-ценностного отношения к жизни, общечеловеческих и национальных духовных ценностей;
формировать активную жизненную позицию личности, приобретение опыта гражданских действий, демократического поведения и общения;
развивать умения и навыки конструктивно-критического мышления, инициативы, самостоятельности, навыков коллективной деятельности;
воспитывать уважение к народным традициям и культуре, уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов;
научить детей действовать в соответствии со своими правами, не ущемляя при этом права других людей и соблюдая обязанности;
сформировать у учащихся понимание принципов и ценностей демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе.
Общая характеристика социального направления внеурочной деятельности «Мы разные, но все вместе»
Программа рассчитана для реализации в 5 классах и включает в себя следующие направления:
Гражданско-патриотическое воспитание
Нравственное и духовное воспитание
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Интеллектуальное воспитание
Здоровьесберегающее воспитание
Социокультурное и медиакультурное воспитание
Правовое воспитание и культура безопасности
Формирование коммуникативной культуры
Экологическое воспитание
Культуротворческое и эстетическое воспитание
Программа воспитательной работы «Мы разные, но все вместе» выстраивается в соответствии со школьной программой развития и поэтому и ставит своей целью, прежде всего, личностный рост ученика. Личностный рост ученика возможен при условии становления системы личностных образовательных смыслов каждым воспитанником. Это позволяет выйти на компетентностный подход в обучении и воспитании, так как компетентности:
отражают и развивают личностные смыслы ученика в направлении объектов изучаемых им областей реальности;
представляют собой интегральные характеристики личности учащихся;
характеризуют деятельностный компонент образования ученика, степень его практической подготовленности;
дают минимальный опыт предметной деятельности;
многофункциональны, поскольку позволяет ученику решать проблемы из разных сфер жизни;
формируются средствами содержания образования;
позволяют построить четкие измерители по проверке успешности их освоения учениками;
обеспечивают личностный рост учащихся в отношении к общечеловеческим ценностям
Принципы воспитательной работы:
Принцип самоактуализации: в каждом ребенке заложена потребность в самоактуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей, важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
Принцип неделимости процессов воспитания и обучения.
Принцип индивидуальности: создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и учителя, необходимость не только учитывать индивидуальные особенности ребенка и взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
Принцип субъектности: следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта; межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в школьном сообществе.
Принцип выбора: педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
Принцип творчества и успеха: индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы; достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».
Принцип доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации.
Основные формы воспитательной работы:
Социальные проекты.
Коллективные творческие дела.
Групповые дискуссии.
Тренинги общения.
Групповая проблемная работа.
Интеллектуальные игры.
Традиционные мероприятия: конкурсы, беседы, викторины, праздники, устные журналы, видео-экскурсии, соревнования, трудовые десанты, выставки.
Личностные и метапредметные результаты к концу 5 класса
В результате освоения данной программы в течение 34 занятий (1 раз в неделю) является направленность на достижение воспитательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:
Личностные результаты:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование познавательной и информационной культуры;
формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы.
умение извлекать информацию из различных источников.
умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Воспитание – длительный процесс, состоящий их огромного количества составляющих, поэтому явный результат можно получить только по окончании обучения. Явным результатом является формирование полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.
Конечная цель работы вижу в становлении личности ребёнка, обладающей следующими качествами:
умею взаимодействовать с другими людьми
способен к познанию мира
умею управлять своими эмоциями
веду здоровый образ жизни
обладаю гражданской позицией согласно возрасту
чувствую сопричастность с судьбой страны
испытываю гордость за свою страну
понимаю необходимость самостоятельно строить свою жизнь.
Содержание курса
Направление воспитательной работы | Мероприятие | Форма проведения |
Гражданско-патриотическое воспитание | Символы государства | Устный журнал |
Формирование коммуникативной культуры | Я – частица класса, но я - индивидуальность | Представление своего увлечения, хобби, спортивных или творческих достижений (презентация, фото, рассказ, демонстрация). Социальный проект. |
Правовое воспитание и культура безопасности | Улицы и движение в нашем городе Дорожные знаки и дополнительные средства информации | Беседа по плану занятий ПДД Творческая выставка |
Нравственное и духовное воспитание | Люди пожилые, сердцем молодые | Коллективное творческое дело Социальный проект. Поздравление ветерана |
Здоровьесберегающее воспитание | Как уберечься от гриппа? Способы закаливания. | Беседа с участием школьного медика. Практические упражнения. |
Нравственное и духовное воспитание | Ежели вы вежливы… | Викторина |
Экологическое воспитание | В защиту Матери-Земли | Устный журнал |
Здоровьесберегающее воспитание | Я против вредных привычек | Беседа. Работа над сценарием выступления агитбригады |
Здоровьесберегающее воспитание | Я против вредных привычек | Выступление агитбригады. Социальный проект. |
Правовое воспитание | Уголовная и административная ответственность | Беседа с представителем ОДН |
Нравственное и духовное воспитание | О матери можно говорить бесконечно. В чём тайна крепкой семьи? | Коллективное творческое дело. Совместное занятие с представителями родительской общественности |
Здоровьесберегающее воспитание | Здоровое питание против фастфудов. | Устный журнал, викторина |
Правовое воспитание и культура безопасности | Права твои, мои, наши | Командная познавательная игра |
Гражданско-патриотическое воспитание | Конституция – основной закон гражданина | Коллективное творческое дело |
Культуротворческое и эстетическое воспитание | Мастерская Деда Мороза | Коллективное творческое дело |
Правовое воспитание и культура безопасности | Новый год - от беды отворот! | Беседа о безопасном празднике и отдыхе |
Интеллектуальное воспитание Экологическое воспитание | Знай и люби свой край | Видео-экскурсия в краеведческий музей |
Здоровьесберегающее воспитание | Влияние компьютера на наше здоровье | Устный журнал, викторина |
Формирование коммуникативной культуры | Дружба начинается с улыбки | Тренинг общения |
Здоровьесберегающее воспитание | «Нет» вредным привычкам! | Конкурс рисунков и плакатов |
Правовое воспитание и культура безопасности | Административная ответственность за использование ненормативной лексики в общественном месте | Беседа |
Гражданско-патриотическое воспитание Формирование коммуникативной культуры | Аты-баты! Стань солдатом! | Праздничная программа |
Культуротворческое и эстетическое воспитание Формирование коммуникативной культуры | Народные традиции | Коллективное творческое дело |
Культуротворческое и эстетическое воспитание Формирование коммуникативной культуры | Мисс Весна | Праздничная программа |
Правовое воспитание и культура безопасности | Я и закон | Беседа, выпуск листовки |
Формирование коммуникативной культуры | Причины непонимания в отношениях «взрослый-ребёнок» | Тренинг общения и выхода из стресса |
Социокультурное и медиокультурное | В школе ты гость и хозяин | Устный журнал, викторина. Социальный проект. |
Здоровьесберегающее воспитание | Формула здоровья Табак – твой враг | Викторина |
Формирование коммуникативной культуры | Мы такие разные, но все вместе живём в большой стране. Национализм или толерантность, что выбираешь ты. | Дискуссия, тренинг общения, составление многонациональной карты страны |
Правовое воспитание и культура безопасности | Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП (при кровотечениях и ожогах), транспортировка пострадавших | Беседа по плану занятий ПДД |
Гражданско-патриотическое воспитание | Поклонимся великим тем годам. | Урок мужества. Военно-историческая игра-викторина |
Нравственное и духовное воспитание | Без друзей меня чуть-чуть… | Дискуссия, тренинг общения |
Формирование коммуникативной культуры, направление антисуицид | Жизнь прекрасна, потому что… | Составление веера позитива. Социальный проект. |
Правовое воспитание и культура безопасности | Езда на велосипеде, скейтборде, самокате, скутере | «Весёлые старты» по ПДД |
Тематическое планирование внеурочных занятий по социальному направлению
5 класс
№ занятия по порядку | Дата | Тема занятия | Содержание. Вид деятельности |
По плану | По факту |
| 03.09. 05.09. 09.09. | | Символы государства | Устный журнал |
| 11.09. 12.09. 13.09. | | Я – частица класса, но я - индивидуальность | Представление своего увлечения, хобби, спортивных или творческих достижений (презентация, фото, рассказ, демонстрация). Социальный проект. |
| 17.09. 18.09 19.09. | | Улицы и движение в нашем городе Дорожные знаки и дополнительные средства информации | Беседа по плану занятий ПДД Творческая выставка |
| 24.09. 25.09. 26.09. | | Люди пожилые, сердцем молодые | Коллективное творческое дело Социальный проект. Поздравление ветерана |
| 01.10. 02.10. 03.10. | | Как уберечься от гриппа? Способы закаливания. | Беседа с участием школьного медика. Практические упражнения. |
| 08.10. 09.10. 10.10. | | Ежели вы вежливы… | Викторина |
| 15.10. 16.10. 17.10. | | В защиту Матери-Земли | Устный журнал |
| 22.10. 23.10. 24.10. | | Я против вредных привычек | Беседа. Работа над сценарием выступления агитбригады. |
| 05.11. 06.11. 07.11. | | Я против опасных вредных привычек | Выступление агитбригады. Социальный проект. |
| 12.11. 13.11. 14.11. | | Уголовная и административная ответственность | Беседа с представителем ОДН |
| 19.11. 20.11. 21.11. | | О матери можно говорить бесконечно. В чём тайна крепкой семьи? | Коллективное творческое дело. Совместное занятие с представителями родительской общественности |
| 26.11. 27.11. 28.11 | | Здоровое питание против фастфудов. | Устный журнал, викторина |
| 03.12 04.12. 05.12. | | Права твои, мои, наши | Командная познавательная игра |
| 10.12. 11.12. 12.12. | | Конституция – основной закон гражданина | Познавательная программа |
| 17.12. 18.12. 19.12. | | Мастерская Деда Мороза | Коллективное творческое дело |
| 24.12. 25.12. 26.12 | | Новый год - от беды отворот! | Беседа о безопасном празднике и отдыхе |
| 14.01. 15.01. 16.01. | | Знай и люби свой край | Видео-экскурсия в краеведческий музей |
| 21.01. 22.01. 23.01 | | Влияние компьютера на наше здоровье | Устный журнал, викторина |
| 28.01 29.01. 30.01. | | Дружба начинается с улыбки | Тренинг общения |
| 04.02. 05.02. 06.02. | | «Нет» вредным привычкам! | Конкурс рисунков и плакатов |
| 11.02 12.02. 13.02. | | Административная ответственность за использование ненормативной лексики в общественном месте | Беседа |
| 18.02 19.02. 20.02 | | Аты-баты! Стань солдатом! | Праздничная программа |
| 25.02. 26.02 27.02 | | Народные традиции | Коллективное творческое дело |
| 03.03 04.03. 05.03. | | Мисс Весна | Праздничная программа |
| 10.03 11.03. 12.03 | | Я и закон | Беседа, выпуск листовки |
| 17.03. 18.03. 19.03 | | Причины непонимания в отношениях «взрослый-ребёнок» | Тренинг общения и выхода из стресса |
| 01.04. 02.04. | | В школе ты гость и хозяин | Устный журнал, викторина. Социальный проект. |
| 07.04 08.04 09.04 | | Формула здоровья. Табак – твой враг | Викторина |
| 14.04. 15.04. 16.04 | | Мы такие разные, но все вместе живём в большой стране. Национализм или толерантность, что выбираешь ты? | Дискуссия, тренинг общения, составление многонациональной карты страны |
| 21.04 22.04 23.04 | | Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП (при кровотечениях и ожогах), транспортировка пострадавших | Беседа по плану занятий ПДД |
| 28.04. 29.04 30.04 | | Поклонимся великим тем годам. | Урок мужества. Военно-историческая игра-викторина |
| 05.05 06.05 07.05 | | Без друзей меня чуть-чуть… | Дискуссия, тренинг общения |
| 12.05. 13.05 14.05 | | Жизнь прекрасна, потому что… | Составление веера позитива. Социальный проект. |
| 19.05. 20.05. 21.05 | | Езда на велосипеде, скейтборде, самокате, скутере | «Весёлые старты» по ПДД |
Материально-техническая база
Бумага различного формата для индивидуального и коллективного рисования.
Фломастеры, карандаши и краски.
Костюмы и маски для выступлений.
Ватман 10 штук
Карта России
Фото и видео материалы по краеведению.
УК РФ
АК РФ
Текст конвенции о правах ребёнка