Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
села Филиппово Кирово-Чепецкого района Кировской области
«Согласовано»
на заседании методического совета
«___»_________2019 г протокол
№ ___
с заместителем директора по УВР
_____________Л.Н.Кожевниковой
«Утверждаю».
Директор школы __________В.С.Солоницына
«___»_____________2019 г
Приказ №_________
Рабочая программа учебного предмета
«Чтение и развитие речи»
5 класс
индивидуального обучения на дому
(общеобразовательные программы, разработанные исходя их особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, реализуемых в специальных (коррекционных) классах VIII вида)
на 2019 - 2020 учебный год
Разработана Козьминых Н.В.,
учителем начальных классов
с. Филиппово, 2019г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» разработана и составлена на основе:
1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (с последующими изменениями и дополнениями);
2. Приказ МО РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;
3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288;
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – 224с.
5.З.Ф. Малышева. Чтение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: М., «Просвещение», 2012
6.Учебный план специального (коррекционного) обучения VIII вида МКОУ СОШ с.Филиппово на 2019-20120 учебный год, скорректированный для индивидуального надомного обучения
В системе школьного образования учебный предмет «Чтение и развитие речи» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения и входит в общеобразовательную область. Как средство познания действительности чтение и развитие речи обеспечивает разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, гражданскому, нравственному, трудовому и эстетическому воспитанию, развивает память, воображение, мышление, речь, формирует навыки самостоятельной деятельности.
Цель курса
Совершенствовать технику чтения, обеспечивать языковое и речевое развитие школьников, направленное на их социально-личностное становление, профессиональное самоопределение в будущей жизни.
Задачи курса
Совершенствование навыков правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей.
Развитие навыков понимания читаемого материала.
Развитие речи учащихся и мышления через обучение правильному и последовательному изложению своих мыслей в устной и письменной форме.
Формирование нравственных качеств, направленных на социальную адаптацию, на гражданское, трудовое, эстетическое воспитание учащихся.
Основные направления коррекционной работы
Развитие высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, речи, мышления.
Корректировать познавательную деятельность учащихся и их представления об окружающем мире.
Коррекция уровня общего и речевого развития учащихся, развитие коммуникативных навыков.
Развитие артикуляционной моторики.
Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.
Место предмета в учебном плане
На реализацию программы по чтению и развитию речи в базисном учебном плане для индивидуального надомного обучения предусмотрено 68 часов: 2 часа в неделю, 34 учебных недели.
Общая характеристика предмета
На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания, потому что произведения разножанровые, и при работе с ними требуется методическая вариативность. Умственно-отсталые дети трудно воспринимают биографические данные писателей, представленный даже в упрощенном варианте. В исторических произведениях трудно воспринимаются описываемые события. Не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы, полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события , изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев; давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Методическое обеспечение организации учебного курса
Основными видами деятельности учащегося по предмету является:
Чтение вслух и про себя, объяснительное чтение, пересказ, ответы на вопросы.
Методы обучения:
Словесные, наглядные.
Основные технологии:
- личностно-ориентированные;
-ИКТ;
- здоровьесберегающие;
- игровые.
Содержание курса
Тематика произведений
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях и жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении о жизни животных.
Навыки чтения
Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения; темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).
Чтение «про себя» с выполнением заданий.
Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.
Ответы на вопросы к тексту.
Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.
Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.
Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя; найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков.
Изучаемые произведения. Устное народное творчество
Считалки, заклички – приговорки, потешки, пословицы и поговорки, загадки.
Народные сказки: «Никита Кожемяка», «Как наказали медведя», «Золотые руки», «Морозко», «Два Мороза», «Три дочери».
Литературные сказки: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка».
Картины родной природы
Русские писатели о природе: Г. Скребицкий «Июнь», «Сентябрь», «Добро пожаловать», «Декабрь», «Всяк по – своему», «Март», «От первых проталин до первой грозы», А. Платонов «Июльская гроза», И. Соколов – Микитов «Золотая осень», «Весна», В. Астафьев «Осенние грусти», А. Толстой «Весенние ручьи».
Стихи русских поэтов о природе: И. Суриков «Ярко светит солнце…», А. Прокофьев «Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…», К. Бальмонт «Первый снег», «К зиме», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза», «Черемуха», А. Пушкин «Зимняя дорога», «Гонимы вешними лучами…», А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», А. Блок «Ворона», Е. Серова «Подснежник», И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом..», Я. Аким «Весна, весною, о весне».
О друзьях – товарищах
Ю. Яковлев «Колючка», «Рыцарь Вася», Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок из повести), В. Медведев «Фосфорический мальчик», Л. Воронкова «Дорогой подарок», Я. Аким «Твой друг».
Спешите делать добрые дела
Н. Хмелик «Будущий олимпиец», О. Бондарчук «Слепой домик», В. Осеева «Бабка», А. Платонов «Сухой Хлеб», В. Распутин «Люся», В. Брюсов «Труд», Р. Рождественский «Огромное небо».
О животных
Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывок из повести «Детство Тёмы»), А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести «Детство Никиты), К. Паустовский «Кот Ворюга», Б. Житков «Про обезьянку», Э. Асадов «Дачники», Ф. Абрамов «Из рассказов Алены Даниловны», С. Михалков «Будь человеком».
Из прошлого нашего народа
О. Тихомиров «На поле Куликовом», С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года», Н. Некрасов «И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»), А. Куприн «Белый пудель» (отрывки), Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью…», Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного Солдата».
Из произведений зарубежных писателей
В. Гюго «Гаврош» (отрывки), М. Твен «Приключения Тома Сойера»(отрывок), С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отрывки), Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывок).
Произведения для внеклассного чтения
П. Бажов «Серебряное копытце», Б. Житков «На льдине», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», К. Паустовский «Заячьи лапы» (сборник рассказов), А. Куприн «Белый пудель (последняя глава), Б. Полевой «Сын полка», В. Осеева «Волшебное слово», А. Гайдар Чук и Гек».
Произведения для заучивания наизусть
И. Сурков «Ярко солнце светит…», А. Прокофьев «Березка», К. Бальмонт «Осень», И.Бунин «Первый снег», Ф. Тютчев «Зима», С. Есенин «Берёза», А. Пушкин «Зимняя дорога», Е. Серова «Подснежник».
Требования к уровню подготовки обучающегося
В конце учебного года учащийся должен уметь:
- правильно и осознанно читать вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения;
- обучится навыками беглого и выразительного чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям);
- выделять с помощью учителя главную мысль художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц;
- находить в тексте непонятные слова и выражения, пользоваться словарем;
- делить текст на части с помощью учителя, озаглавливать каждую часть и составлять с помощью учителя плана;
- пересказывать по плану, используя слова и обороты из текста;
- самостоятельно читать несложные рассказы с выполнением различных заданий учителя;
- различать тему и идею произведения;
знать:
-наизусть 6—8 стихотворений.
Учебно - тематическое планирование (68 ч)
№ п/п | Тематика | Кол-во часов | Заучивание наизусть | Внеклассное чтение |
I. | Устное народное творчество | 3 | | |
| Считалки, заклички, потешки, загадки, пословицы | 3 | | |
II. | Сказки | 8 | | |
1. | Народные сказки | 5 | | |
2. | Авторские сказки | 3 | А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (отрывок) | |
III. | Картины родной природы | 11 | | |
1. | Лето | 5 | И.Суриков «Ярко солнце светит». А.Прокофьев «Берёзка» | П.П.Бажов «Серебряное копытце» |
2. | Осень | 6 | И.Бунин «Первый снег» | |
IV. | О друзьях товарищах | 6 | | |
V. | Басни И.А. Крылова | 2 | | |
VI. | Спешите делать добро | 7 | | |
VII. | Картины родной природы | 9 | | |
1. | Зима | 4 | Ф.Тютчев «Зима». С.Есенин «Берёза». | |
2. | Весна | 5 | А.Толстой «Вот уж снег…» | |
VIII. | О животных | 8 | | К. Паустовский. Рассказы о животных из сборника «Заячьи лапы» |
IХ. | Из прошлого нашего народа | 8 | | В.Катаев «Сын полка» (отдельные главы) |
Х. | Из произведений зарубежных писателей | 5 | | |
| Итого | 68 | 7 | 3 |
Список литературы
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – 224с.
З.Ф. Малышева. Чтение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: М., «Просвещение», 2012
Технические средства
1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Экспозиционный экран.
4. Принтер лазерный.
Календарно-тематическое планирование
№№ п/п | Дата | Тема | Развитие связной устной речи | Формирование навыков чтения | Контрольно-диагностические материалы |
| | Устное народное творчество. Считалки. Заклички. Потешки | Составление считалки. Инсценировка потешек. Дидактическая игра «Подружись со словом». | Чтение по ролям. Выразительное чтение. | Выразительное чтение (по выбору – считалку, закличку или потешку). |
| | Загадки | Составление загадок. | Самостоятельное чтение загадок. | Найти загадки(2-3) на школьную тему. |
| | Пословицы и поговорки о Родине, матери, труде, учении | Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Дидактическая игра «Продолжи пословицу» | Самостоятельное чтение пословиц и поговорок. | Выписать 3 пословицы об учебе. |
| | Сказки. «Никита Кожемяка» | Беседа по вопросам. Составление характеристики Никиты. | Подписать иллюстрацию словами из текста. Чтение по ролям. | Пересказ сказки с использованием авторской лексики. |
| | «Как наказали медведя» (тофаларская сказка) | (Правда и вымысел в сказке). Ответы на вопросы. | Чтение по ролям. Выборочное чтение. | Пересказ сказки. |
| | «Золотые руки» (башкирская сказка) | Сравнения в сказке. Пословицы и содержание сказки. Составление плана пересказа. | Чтение по ролям . Подписать иллюстрацию словами текста. | Пересказ сказки по плану. |
| | «Морозко». (Русская сказка). Построение сказки | Беседа по содержанию. рассказ по иллюстрациям. | Чтение по ролям. Подписать иллюстрации словами из сказки. Деление сказки на части. | Чтение по ролям. Пересказ с использованием лексики народных сказок. |
| | Поучительный смысл сказок «Два Мороза», «Три дочери» | Игра: «Восстанови события». Ответы на вопросы. Игра: «Подружись со словом». Составить характеристики сестёр. | Чтение по ролям. Подписать иллюстрации словами из сказки. | Пересказ сказки своими словами близко к тексту |
| | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Красота и характер царицы и царевны | Беседа по содержанию. Найти слова, характеризующую царицу и красоту царевны (составление характеристики). Противопоставление образов | Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. | Чтение отрывка, пересказ. Наизусть отрывок к обобщающему уроку. |
| | По Д. Мамину-Сибиряку. «Серая Шейка». | Беседа по содержанию. Составление плана о поздней осени. | Самостоятельное чтение, подбор словаря к отрывку о поздней осени. | Чтение. Пересказ отрывка по плану о поздней осени. |
| | Р.р. Рассказ о Серой Шейке по плану |
| | Г. Скребицкий «Июнь» Главные приметы лета | Составление словесной картины о лете. Обсуждение вопросов. Старинный народный календарь (как называли в народе июнь). Игра: «Подружись» со словом. | Самостоятельное чтение. | Чтение. Ответы на вопросы. |
| | Стихи русских поэтов о природе. И. Суриков «Ярко солнце светит…», | Обсуждаем вопросы.. Переносное значение слов. Озаглавливание стихотворения. Работа с картинкой. Беседа по содержанию. Народный календарь. | Разметка текста. Выразительное чтение. | Наизусть. Выразительное чтение. |
| | А. Прокофьев «Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату») | Работа с картиной К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Обсуждение вопросов. | Деление на части. | Пересказ содержания по плану. |
| | А. Платонов. «Июльская гроза». |
| | По Г. Скребицкому «Сентябрь». Народный календарь | Составление рассказа о начале осени (по личным наблюдениям). Обсуждение вопросов. Составление плана. | Деление текста на части. | Пересказ по плану. |
| | По И. Соколову-Микитову «Золотая Осень». Картины золотой осени» | Работа с картиной. Работа с планом. (з.5) Игра: восстанови определения (листья… ) | Выборочное чтение. | Чтение. Пересказ по плану. |
| | К. Бальмонт «Осень» | Обучение выразительному чтению. Ответы на вопросы. | Разметка текста. Выразительное чтение. | Выразительное чтение. |
| | По Г. Скребицкому «Добро пожаловать». Лес ранним утром | Обсуждение вопросов. Составление плана. | Деление текста на части. | Пересказ по плану. |
| | По В. Астафьеву «Осенние грусти». Осенняя радость и осенняя грусть | Обсуждение вопросов. Рисование картины осени. | Деление текста на части. | Чтение, пересказ по плану. |
| | И. Бунин «Первый снег» | Обсуждение вопросов. Рисование словесное картины. | Разметка текста. Выразительное чтение. | Наизусть. |
| | Урок внеклассного чтения. П.П. Бажов «Серебряное копытце» | Игра «Дополни строчку». Викторина по прочитанным произведениям. Словесное рисование. Ответы на вопросы. | Самостоятельное чтение. | Нарисовать рисунки к сказке. Пересказ понравившегося эпизода. Составить один вопрос по содержанию сказки. |
| | Ю. Яковлев. «Колючка». | Обсуждаем вопросы. Определяем настроение, характеры героев. Составление плана. | Деление текста на части. Выборочное чтение. | Пересказ по плану. |
| | Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» | Беседа по содержанию. Игра: «Восстанови события» | Выборочное чтение. | Чтение. Составить два вопроса по содержанию. |
| | Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома» | Беседа по содержанию. Слова, передающие настроение героев. | Подписать иллюстрацию словами текста. Выборочное чтение. | Чтение, ответы на вопросы 1, 2, 3. |
| | В. Медведев «Фосфорический мальчик». | Ответы на вопросы. | Деление текста на части. | Чтение рассказа. Составить два вопроса по содержанию. |
| | Л. Воронкова. «Дорогой подарок». | Обсуждаем вопросы. Озаглавливание части. | Чтение по ролям. | Чтение. Составить три вопроса к содержанию. |
| | Я. Аким «Твой друг». Учитель в твоей жизни | Обсуждение вопросов. Игра: Восстанови по памяти действия учителя. Обсуждение пословиц. | Разметка текста. Выразительное чтение. | Выразительное чтение стихотворения. |
| | И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Щука и Кот», «Квартет» | Обсуждение вопросов. Определение характеров героев. Что смешное в басне. «Подружись» со словом. | Чтение и обсуждение басен. Особенности жанра | Выразительное чтение по ролям. |
| | Р.р. выразительное чтение басен по ролям | Беседа по содержанию. Рисование картины к басне. Крылатые выражения в басне. | Чтение по ролям. | Выразительное чтение по ролям. |
| | Н. Хмелик. «Будущий олимпиец» | Обсуждение вопросов. «Подружись» со словом. | Чтение по ролям. | Чтение по ролям. |
| | О. Бондарчук. «Слепой домик». | Пересказ. Беседа по содержанию рассказа. | Чтение по ролям. Выборочное чтение. | Чтение. Пересказ своими словами. |
| | В. Осеева «Бабка». «Старость – не радость» | Обсуждение вопросов. Определение характера героев. Отношение к бабке – слова, передающие отношения к старому человеку. Озаглавливание. | Чтение по ролям. Деление на части по данному плану. | Пересказ с опорой на авторский текст. |
| | А. Платонов. «Сухой хлеб». | Обсуждение вопросов. Определение настроения героев с опорой на текст. | Выборочное чтение. Чтение по ролям. | Чтение Пересказ по вопросам. з.8 |
| | В. Распутин. «Люся». | Чтение и обсуждение произведения. | Выборочное чтение. Подписать иллюстрацию словами из текста. | Чтение, пересказ содержания иллюстраций с опорой на текст. |
| | В. Брюсов «Труд» | Беседа по содержанию. Пословицы и содержание стихотворения | Разметка текста . Выразительное чтение. | Выразительное чтение. |
| | Р. Рождественский «Огромное небо» | Определение настроения стихотворения. Характеристика героев. | Выразительное чтение. | Выразительное чтение. Задание 5. |
| | Русские поэты о зиме. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», К. Бальмонт «К зиме», С. Есенин «Поёт зима…», «Береза», А. Пушкин «Зимняя дорога») | Работа по картине. Общее в стихотворении и картине. «Подружись» со словом. Беседа по содержанию. | Разметка текста. Выразительное чтение. | Чтение наизусть. |
| | Г. Скребицкий «Декабрь». Чтение и обсуждение рассказа | Ответы на вопросы. Подбор словаря к пунктам плана. Игра: «Восстанови по памяти». | Самостоятельное чтение. Деление на части по данному плану. | Чтение. Пересказ по плану с опорой на авторский текст. |
| | Г. Скребицкий «Всяк по - своему». | «Подружись» со словом. Беседа по содержанию. Определение настроения стихотворения. Словесное рисование. | Разметка текста. Выразительное чтение. | Наизусть. |
| | Г. Скребицкий. «Март», «От первых проталин до первой грозы», «Весна – красна» | Что задумал автор? Определение настроения Игра: «Восстанови по памяти». | Самостоятельное чтение и деление на части. | Чтение, ответы на вопросы. |
| | Г. Скребицкий «Грачи прилетели», «Заветный кораблик», «В весеннем лесу» | Беседа по содержанию. Словесное рисование. Составление плана. | Деление на части. Выборочное чтение. | Нарисовать картину. Пересказ по плану. |
| | А. Толстой «Весенние ручьи» | Обсуждаем вопросы. Игра: «Восстанови события». Подготовка к пересказу. | Деление текста по плану. Выборочное чтение. | Пересказ по плану с опорой на авторский текст. |
| | Русские поэты о весне. | А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…», А. Блок «Ворона», Е. Серов «Подснежник», И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом…», С. Есенин «Черёмуха», Я. Аким «Весна, весною, о весне». Беседа по содержанию. Ответы на вопросы. | Выразительное чтение. | Выразительное чтение. Нарисовать картинки к стихотворению. Наизусть. Составление устного рассказа (з.5.с.162) |
| | И. Соколов – Микитов «Весна». | Сравнение рассказов «Март» Г.Скребицкого и «Весна» И.Соколова-Микитова. Составление плана пересказа. | Самостоятельное чтение. Деление на части. Выборочное чтение. | Чтение. Пересказ по плану. |
| | Составление устного рассказа о весне по плану |
| | М. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» | Обсуждение вопросов. Учимся рассказывать. Составление плана. | Выборочное чтение. Деление текста на части. | Пересказ с опорой на авторский текст. |
| | А. Толстой «Желтухин». | Что задумал автор? Беседа по содержанию. Составление плана. | Выборочное чтение. Деление на части. Подписать иллюстрацию словами из текста. | Чтение, пересказ по плану. |
| | К. Паустовский «Кот Ворюга». | Обсуждение вопросов. Игра: «Восстанови по памяти» (глаголы движения). Пересказ, используя иллюстрации к рассказу. | Деление текста на части. Выборочное чтение. | Чтение. Рассказать о своих домашних животных. |
| | К. Паустовский. «Заячьи лапы» | Беседа по содержанию. Составление устного плана | Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. | Пересказ по плану. |
| | Б. Житков «Про обезьянку» | Беседа по вопросам. Озаглавливание части. «Подскажи словечко». | Чтение по ролям. | Чтение, пересказ своими словами. |
| | Э. Асадов «Дачники» Отношение к природе | Беседа по содержанию. Определение настроения. Описание природы, сравнение описаний в 1 и во 2 частях. | Самостоятельное чтение. Разметка текста. Выразительное чтение. | Выразительное чтение. |
| | Ф. Абрамов. Из рассказов Олены Даниловны | «Подружись» со словом. Игра: «Восстанови по памяти». Обсуждение вопросов. | Выборочное чтение. Чтение по ролям. | Рассказать о своём отношении к диким животным, о помощи им. |
| | С. Михалков «Будь человеком». | Обсуждение вопросов. Дать характеристику поступкам человека. Игра: «Восстанови действия» (муравьев, человека). Определить настроение стихотворения. | Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Выразительное чтение. | Выразительное чтение.. |
| | По О. Тихомирову. Куликовская битва | Обсуждение вопросов. Составление плана для пересказа. | Деление на части. Выборочное чтение. Подписать иллюстрацию словами текста. | Рассказ о Куликовской битве по плану. |
| | Рассказы о войне 1812 года. По С. Алексееву «Бородино». | Обсуждение вопросов. Краткий пересказ по плану. Работа с пословицами. | Самостоятельное чтение частей текста. Выборочное чтение. | Краткий пересказ по данному плану. |
| | По С. Алексееву «Ключи». «Конец похода» |
| | Н. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок) | Беседа по содержанию. Определение настроения стихотворения. | Разметка текста. Выразительное чтение. | Выразительное чтение. |
| | А. Куприн «Белый Пудель». | Беседа по содержанию. Определение настроения героев. Озаглавливание части. Составление плана пересказа. | Деление текста на части. Выборочное чтение. | Пересказ по плану. |
| | А. Куприн «Белый Пудель». | Беседа по содержанию. Определение настроения героев. Озаглавливание части. Составление характеристики мальчика и Сергея. Отношение автора к героям. | Подписать иллюстрацию словами текста. Выборочное чтение. | Пересказ содержания с опорой на иллюстрацию. |
| | По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью». | Беседа по содержанию. . | Деление рассказа на части. Чтение по ролям. | Чтение по ролям. Пересказ отрывка близко к тексту. «Когда опустилась ночь» до слов «спасённая смертью своих сыновей». |
| | Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата» | Беседа по содержанию. Определение настроения стихотворения. | Выразительное чтение стихотворения. | Выразительное чтение. |
| | Урок внеклассного чтения. В. Катаев «Сын полка» (отдельные главы) | Чтение. Беседа по содержанию. Игра «Восстанови события». | Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. | Подготовить пересказ понравившегося эпизода. Составить вопрос. Нарисовать иллюстрацию. |
| | В. Гюго «Гаврош». | Чтение. Беседа по содержанию. | Чтение самостоятельное. Деление текста на части. Выборочное чтение. | Пересказ (краткий рассказ о событиях в романе) |
| | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | Беседа по содержанию. «Восстанови» действия героя. Определение характера героя. | Выборочное чтение. Чтение по ролям. | Рассказать о Гавроше по данному плану. |
| | С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | Картина жизни в рассказе. Определение настроения героев. Составление плана. | Выборочное чтение. Деление текста на части. | Пересказ по плану. |
| | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | Обсуждение вопросов. Подготовка к пересказу отрывка описания весны. | Выборочное чтение. | Подробный пересказ отрывка описания весны. |
| | Литературная игра по итогам года. | | | Игра |