Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Техникум отраслевых технологий»
ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ ОБЖ
Подготовила преподаватель ОБЖ Косулина Е. А.
п. Авторемзавод 2020г.
Пояснительная записка
Новизна программы заключается в ознакомлении с данным видом общественной деятельности и получении первого социального опыта.
Социально-значимая деятельность строится в соответствии со следующими принципами:
Актуальность программы связана с решением такого блока задач, как социально творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков, - что особенно важно в настоящее время. В свою очередь обучение данной программы не только значительно расширит объём знаний по основам учебных предметов, но и даст запас сведений, необходимых для успешной будущей профессиональной деятельности, а также знания общекультурного характера.
следующих принципах, находящихся в основе понятия социально-значимая проектная деятельность:
добровольность – участие молодежи в программе на добровольных началах;
адресность - данная программа рассчитана на определённую категорию людей;
доступность – подача материала с учётом возможностей и особенностей восприятия целевой группы;
позитивность – положительный эмоциональный настрой на себя, окружающих, действительность;
последовательность – подача материала осуществляется поэтапно; • дозированность – информация не превышает запрос целевой группы;
непрерывность и систематичность.
Отличительной особенностью программы от существующих программ той же направленности можно считать относительно короткий срок реализации (12 месяцев), комплексное изучение, не ограниченное каким-то одним направлением. Такой подход позволяет обучающимся получить определенный опыт по организации социально значимой деятельности, формировать готовность к осознанному выбору участия в волонтерской деятельности.
Педагогическая целесообразность программы определяется тем, что поставленные в ней цели и задачи отвечают социальному заказу общества и современным тенденциям развития образования. Ознакомление с основами социально-значимой проектной деятельности будет способствовать решению важнейшей на сегодняшний день задачи формирования у молодежи социального опыта, морально-нравственных ценностей, воспитания гуманности.
Цель программы: содействовать формированию социально-активной личности через овладение основами социально-значимой деятельности с применением знаний и компетенций в области ОБЖ.
Задачи:
Обучающие:
обучить подростков и молодежь знаниям и умениям, необходимым для участия в социально-значимой проектной деятельности;
•обучить основным способам организации социально-значимой деятельности и технологии их осуществления (целеполагание, планирование, реализация, анализ и оценка достигнутых результатов);
Развивающие:
развивать у обучающихся способности к личностному самоопределению и творческой самореализации;
развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, организаторские способности;
развивать творческие способности, потребность в саморазвитии;
Воспитывающие:
воспитывать чувство коллективизма, готовность безвозмездно, бескорыстно служить обществу.
Особенности организации образовательного процесса
Построение образовательного процесса опирается на следующие принципы:
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных особенностей и индивидуальных возможностей детей и подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видео-, аудиозаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе учащихся. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Принцип сознательности, активности, самостоятельности учащихся под руководством педагога. Структура образовательной деятельности включает в себя двух участников: педагога и учащегося. Специфика услуг, предоставляемых в сфере образования, состоит в том, что она ориентирована на высокую активность обоих участников образовательного процесса. Процесс обучения требует от учащегося высокой активности.
В каждой теме программы есть теоретическая и практическая часть. Теоретическая часть включает сведения о сущности, правовых аспектах, истории становления и развития волонтерского движения.
Практическая часть работы направлена на получения навыков взаимодействия в команде, социального проектирования, проведения мероприятий в форматах волонтерской деятельности.
Реализация программы предполагает сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы. Эффективность занятий в значительной степени определяется применением разнообразных методов обучения: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, метод.
Для реализации поставленных целей и задач используется линейный принцип построения содержания. Он выражен в последовательном расположении тем программы для постепенного освоения содержания.
Формы реализации программы.
Программа предусматривает различные формы образовательной деятельности:
лекции
обучающие семинары;
тренинги;
акция;
интеллектуальный батл;
квест;
флешмоб;
мастер-классы;
деловые игры;
самостоятельное изучение тематических ресурсов Интернет;
внеаудиторные (самостоятельные) практические занятия.
Планируемые результаты
Обучающиеся будут:
иметь представление о социальном проектировании как эффективном способе изменения социальной действительности;
владеть навыками социального проектирования;
уметь исполнять заданную социальную роль в различных формах.
В результате освоения курса формируется:
мотивация к участию в социально-значимой проектной деятельности;
позитивное отношение к базовым ценностям;
жизненное самоопределение личности;
умение находить и выделять необходимую информацию,
умение формулировать собственное мнение;
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе, несовпадающих с его собственной;
умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной совместной деятельности.
развитие самоконтроля, оценивания (включая адекватное восприятие предложений и оценки другими людьми).
Режим занятий – 1 раз в неделю по 1 часу (45 минут).
Общее количество часов (объем) – 52 час. в год.
Раздел программы | Теория | Практика | Самоподго товка | Всего | |
I | Социально -значимая деятельность | 1 | 2 | 0 | 3 | |
II | Социально -значимые проекты и | 9 | 9 | 0 | 18 | |
| возможности их реализации | | | | | | | |
III | Социально - ориентированные тренинги | 5 | | 5 | | 0 | | 10 |
IV | Разработка социально-значимых проектов | 1 | 5 | 10 | 16 | |
V | Защита проектов | 2 | 3 | 0 | 5 | |
Всего | | 18 | 24 | 10 | 52 | |
| | | | | | |
Рекомендуемая литература
1.Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. М.:
Издание МГДД(Ю)Т, 2003
2. «Обучение для будущего» Intel (при поддержке Microsoft): Учеб. Пособие. – 4 – е изд., испр. – М.: Издательско – торговый дом «Русская Редакция», 2004.
4.Пиявский С. А. Критерии оценки исследовательских работ
учащихся//Дополнительное образование. – 2001. - № 1. – С. 10 – 20
4. Савенков А. И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. – М.: Генезис, 2005. 5. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004
6. Степанова М. В. Учебно – исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно – методическое пособие для учителей/ Под ред. А. П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005
7.Стратегия модернизации российского школьного образования C:\Documents and
Settings\User\Local Settings\Temporary Internet
Files\Content.IE5\7W9U59AS\Стратегия модернизации российского школьного образования[1].htm
Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении. // Журнал «Лучшие страницы педагогической прессы», №3 2004
Худин А. Н., Белова С. Н. Проектная и исследовательская деятельность впрофильном обучении // Завуч. Управление современной школой. – 2006. - № 4. – с.116 – 124
10.Чечель И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения.
Исследовательская деятельность www/direktor/ru