СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Народный танец"(5 летнее обучение предмету)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Народный танец" (5-ти летнее обучение предмету)

Просмотр содержимого документа
«Программа "Народный танец"(5 летнее обучение предмету)»

I. Пояснительная записка


Программа учебного предмета «Народно-сценический танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».

Учебный предмет «Народно-сценический танец» – один из основных предметов обучения на хореографическом отделении школ искусств.

Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата. Развивает те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа.

Цель предмета – овладение разнообразными стилями, манерой, техникой исполнения танцев разных народностей. Развить заложенные способности учащихся и обогатить их исполнительские возможности, познакомить учащихся с сокровищницей народного танцевального искусства.

Задачи предмета:

  • обучение основам народного танца,

  • развитие танцевальной координации;

  • обучение виртуозности исполнения;

  • обучение выразительному исполнению и эмоциональной раскрепощенности в танцевальной практике;

  • развитие физической выносливости;

  • развитие умения танцевать в группе;

  • развитие сценического артистизма;

  • воспитание дисциплинированности;

  • формирование волевых качеств.


Срок реализации учебного предмета.

Срок освоения предмета «Народно-сценический танец» при 5-летней образовательной программе составляет 4 года (со 2 по 5 класс).

Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Народно-сценический танец»:

Таблица 1

Срок обучения – 5 лет

Вид учебной работы,

учебной нагрузки


Классы

2-5

6

Максимальная нагрузка, в том числе:

330

(в том числе из обязательной части - 264 часов, из вариативной части - 66 часа)

66

аудиторные занятия

330

(в том числе из обязательной части - 264 часов, из вариативной части - 66 часа)

66

Общее количество часов на аудиторные занятия

396


Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Народно-сценический танец», на максимальную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Таблица 2

Срок освоения предпрофессиональной программы «Хореографическое творчество - 5 (6) лет


Распределение по годам обучения

Классы

2

3

4

5

6

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

2

2

2

4

(в том числе из обязательной части - 2 часа, из вариативной части – 2 часа)

2

Общее количество часов на аудиторные занятия

330

66

Максимальное количество часов занятий в неделю (аудиторные)

2

2

2

4

(в том числе из обязательной части - 2 часа, из вариативной части – 2 часа)

2

Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные)

66

66

66

132

66

Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные)

330

66

Объем времени на консультации (по годам)

6

6

6

6

8

Общий объем времени на консультации

24

8


Форма проведения учебных аудиторных занятий по данной программе – мелкогрупповая, численность группы от 4 до 10 человек.

Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально- психологические особенности.

Основной формой проведения занятий по данному предмету является урок. Он должен быть грамотно выстроен и иметь определенную тематику.

Учитывая специфику предмета, главным в объяснении темы урока является:

- практический показ педагога;

- использование методической литературы;

- музыкальное оформление урока;

- просмотр видеозаписей;

- знакомство с мастерами народного творчества.






















II. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


1 ГОД ОБУЧЕНИЯ (2класс)

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретических

Практических

Раздел 1:

Середина

Тема 1: Постановка корпуса по VI, I позиции ног.

1


1

Тема 2: Позиции ног

( VI,I,II,III,V)

2

1

2

Тема 3: Русский поклон

2

1

1

Тема 4: Позиции рук(I,II,III)

2

1

1

Тема 5: Основные положения и движения рук

3

1

2

Тема 6:Русские ходы и элементы русского танца

2


2

Тема 7: «Припадание»

2


2

Тема 8: «Подготовка к веревочке»


2



2

Тема 9: «Подготовка к молоточкам»

2


2

Тема 10: « Подготовка к моталочке»

2


2

Тема 11: «Гармошечка»

1


1

Тема 12: «Ковырялочка»

2


2

Тема 13: Основные дробные выстукивания

3



3

Тема 14: Хлопки и хлопушки

2


2

Тема 15: Подготовка к присядкам и присядки

2


2

Тема 16: Подготовка к вращениям на середине зала

2


2

Тема17: Элементы русского танца «Хоровод»

2


2

Тема18: Элементы «Белорусского танца»

2


2


Раздел 2

Экзерсис у станка

Тема 1:Preparation к началу движения

1


1

Тема 2:Demi,grand plie

( плавное)

3


3

Тема 3:Battement tendu

2


2

Тема 4: Battement tendu jetes

2


2

Тема 5: Rond de jambe par terre

3

1

2

Тема 6:Подготовка к маленькому каблучному.

2


2

Тема 7:Подготовка к «Веревочке», «Веревочка»

2


2

Тема 8:Дробные выстукивания

2


2

Тема 9:Grand battement jete

3


3

Тема 10:Releve поVI,Iпозиции ног

1


1

Тема 11: Port de bras

3


2

Тема 12:Подготовка к

«молоточкам»

1


1

Тема 13:Подготовка к «моталочке»

1


1

Тема 14: Подготовка к присядкам и присядки

2



2

Тема 15: Прыжки с поджатыми ногами

2



2

ВСЕГО ЧАСОВ:

66

6

60


2 год обучения (3 класс)


Раздел 1:

Экзерсис у станка

Тема 1: Demi, grand plie (c акцентом в низ)

3

1

2

Тема 2: Relevé-pliés (по 1 прямой, 1,2,5 позициям).

2


2

Тема 3: Battement tendu

2


2

Тема 4: Battement tendu jete

2



2

Тема 5: Pas tortilla (развороты стоп)

2

1

1

Тема 6: Rond de jambe pat terre

2



2

Тема 7: Flic-flac (мазок ногой к себе, от себя).

2


2

Тема 8: Маленькое каблучное.

2


2

Тема 9: Большое каблучное.

2

1

1

Тема 10: «Веревочка».

2


2

Тема 11: Подготовка к battements fondus.


2


1


1

Тема 12: Développé.

2


2

Тема 13: Дробные выстукивания.

2


2

Тема 14: Grand battements jetés (большие броски).

2


2

Тема 15: Port de bras

2


2

Тема 16: Подготовка к «штопору».

2


2

Тема 17: Подготовка к «сбивке».

1


1

Тема 18: Подготовка к присядкам, присядки

2


2

Раздел 2

Середина

Тема 1: Русский поклон

2


2

Тема 2: Основные положения и движения русского танца

2


2

Тема 3:Положения рук в парах и в рисунках танца

2


2

Тема 4: Ходы русского танца

2


2

Тема 5: Припадания

2


2

Тема 6: «Веревочка»

2


2

Тема 7: «Молоточки»

1


1

Тема 8: «Моталочка»

1


1

Тема 9: «Ковырялочка»

2


2

Тема 10: Перескоки с ноги на ногу по 1 прямой позиции, с поочередным выбрасыванием ног вперед на каблук:

2


2

Тема 11: Дробные движения:

2


2

Тема12:Полуприсядки:

2


2


Тема13: Изучение основных элементов Украинские танцы


3

1

2

Тема14: Изучение основных элементов Татарского танца

3

1

2

Тема15: Танцевальные этюды на пройденном материале

2


2

ВСЕГО ЧАСОВ:

66

6

60


3 год обучения (4 класс)


Раздел 1:

Экзерсис у станка:

Тема 1: Demi pliés и grand pliés

2


2

Тема 2: Battements tendus

2


2

Тема 3: Battemets tendus jetés

2



2

Тема 4: Pas tortillé (повороты «стоп», одинарные и двойные).

2


2

Тема 5: Flic-flac

2


2

Тема 6: Rond de jambe par terre

2


2

Тема 7: Маленькое каблучное

2


2

Тема 8: Большое каблучное.

2


2

Тема 9: Battemets fondus (мягкий, тающий).




Тема 10: Développé, relevé lent (вынимание и подъем ноги).

2


2

Тема 11: «Веревочка».

2


2

Тема 12: Дробные выстукивания.


2



2

Тема 13: Grands battements jetes (большие броски ногой).

2


2

Тема14: Port de bras в определенном характере, по всем направлениям, с работой рук.


2




2

Тема 15: «Качалочка»

2


2

Тема16:Прыжковые «голубцы»

2


2

Тема17: «Ножницы»

2


2

Тема18: Присядка

2


2

Раздел 2

Середина

Тема 1: Поклон праздничный

2



2

Тема 2: Основные движения руками, которые вводятся во все элементы русского танца: в ходы, припадания, «молоточки», «моталочки», «веревочки», дроби.


4



4

Тема3: Виды русских ходов и поворотов

2


2

Тема 4: « Веревочка»

2


2

Тема 5: «Ковырялочка»

2


2

Тема 6: «Моталочка»

2


2

Тема 7: «Гармошечка»

2


2

Тема 8: « Припадания»

2


2

Тема 9: Перескоки и «подбивки»

2


2

Тема10: Дробные выстукивания

2


2

Тема11: Присядки

2


2

Тема12: Прыжки

2


2

Тема13: Изучение основных элементов русской народной пляски

«Метелица»

2


2

Тема14: Изучение основных элементов русского девичьего хоровода «Улитушка»

2


2

Тема15:Изучение основных элементов молдавского танца

« Молдовеняска»

2


2

ВСЕГО ЧАСОВ:

66


66


4 ГОД ОБУЧЕНИЯ (5 класс)

Раздел 1:

Экзерсис у станка:

Тема 1: Demi plie и grand plie

2


2

Тема 2: Battment tendu

2


2

Тема3: Pas tortilla

2


2

Тема 4: Battement tendu jete

2


2

Тема 5: Rond de jamb parterr

2



2

Тема 6: Большой каблучный battement tendu

2



2

Тема 7: Battement fondu

2


2

Тема 8: «Веревочка»

2


2

Тема 9: «Battemen developpe

2



2

Тема10:Дробные выстукивания

2


2

Тема 11: Grand battement jete

2



2

Раздел 2:

Середина:

Тема 1: «Глубокий поклон»

2


2

Тема 2: Шаги,

танцевальные ходы

3

1

2

Тема 3: Движений рук, положения корпуса, характерные танцам смоленской области и Сибири.

2


2

Тема 4: «Веревочка»

2


2

Тема 5: «Моталочка»

2


2

Тема 6: « Ковырялочка»

2


2

Тема 7: Дробные выстукивания

2


2

Тема 8: Хлопушки мужские

2


2

Тема 9: Трюковые элементы (мужские)

4


4

Тема 10: Вращения на середине зала

2


2

Тема 11: Вращения по диагонали класса

2


2

Тема 12: Вращения по кругу

3


3

Тема 13:Изучение основных элементов русского танца

«Сибирский лирический»

4


4

Тема 14: Изучение основных элементов танца «Смоленская кадриль»

4


4

Тема 15: Изучение основных элементов итальянского танца «Тарантелла»

4


4

Тема16: Изучение основных элементов «Цыганского танца»

4


4

ВСЕГО ЧАСОВ:

66

1

65




5 ГОД ОБУЧЕНИЯ (6 класс)

Дополнительный год обучения

Раздел 1:

Экзерсис у станка:

Тема 1: Demi pliés и grand pliés

4



4

Тема 2: Battements tendus

2


2

Тема 3: Pas tortillé

2


2

Тема 4: Battemets tendus jetés

2



2

Тема 5: Flic-flac

3


3

Тема 6: Rond de jambe par terre

3


3

Тема 7: Маленькое каблучное.

4



4

Тема 8: Большое каблучное

4


4

Тема 9: Battemets fondus

4



4

Тема10: «Веревочка

2


2

Тема11: Battment développé

6


6

Тема12: Дробные выстукивания

4


4

Тема13: Grands battements jetes

4


4

Раздел2:

Середина

Тема 1:«Праздничный поклон».

2


2

Тема2: Разновидности простого сценического хода

4


4

Тема3: Разновидности хороводных ходов

6


6

Тема 4:Припадания накрест (быстрое)

4


4

Тема 5:Ускоренная «гармошечка»

2


2

Тема 6: Простая и двойная с поворотом на 3600

2


2

Тема 7: «Моталочка» с поворотом.

2


2

Тема 8: Ход на ребро каблука с подбивкой

2


2

Тема 9:Шаг- бег

2


2

Тема 10: Основные ходы танца «У ворот» Калининской области и сопуствующие им движения рук.

4


4

Тема 11:Дробные выстукивания в характере танца «У ворот» и «хлопушки».

5

1

4

Тема 12: . Трюки мужского характера

6


6

Тема 13: Вращения на середине зала

6


6

Тема 14: Вращения по диагонали зала

6


6

Тема 15: Изучение основных элементов танца « У ворот» Калининской области

5

1

4

Тема 16: Танцевальный этюд на пройденном материале

2


2

Тема 17: Изучение основных элементов русского танца

«Перепляс»

4

1

3

Тема 18: Танцевальный этюд на пройденном материале

2


2

Тема 19: Изучение основных элементов польского танца

«Краковяк»

5

1

4

Тема 20: Танцевальный этюд на пройденном материале

3


3

Тема21: Изучение основных элементов «Испанского танца»


4


4

Тема22: Танцевальный этюд на пройденном материале

3


3

Тема23: Изучение основных элементов

« Венгерского танца»

4


4

Тема24:Танцевальный этюд на пройденном материале

3


3

ВСЕГО ЧАСОВ:

132

4

128






























III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Данная программа по учебному предмету «Народно-сценический танец» определяет основной подход к предмету в условиях хореографического отделения школы искусств. Объем материала программы обучения делится на два раздела. В разделы включены элементы танца, изучаемые у станка и на середине. Руководствуясь основной задачей и целью программы, все элементы изучаются в строгом порядке. Строго соблюдая принцип: от простого, к сложному. На базе тех умений и навыков, которые формируются на первом году обучения, на втором году учащиеся осваивают основные элементы народно-сценического танца у станка. После чего приступают к их совершенствованию с применением, не сложных комбинаций. Дальнейшее увеличение мышечной нагрузки в течение всего периода обучения производится постепенно и планомерно.

Особое внимание следует уделять такому немаловажному фактору, как дыхание учащихся. Правильно поставленное дыхание имеет иногда решающее значение для освоения танцевальной техники, особенно если учитывать частую смену темпов и ритмов урока народно-сценического танца: длительные, требующие большого дыхания, развернутые танцевальные композиции, необходимость преодолевать значительное сценическое пространство.

Выбор народностей определяется педагогом, в зависимости от подготовленности класса и наличия у педагога интересного проверенного, танцевального материала. В связи с этими факторами список танцев может быть незначительно изменен (сокращен или увеличен). Педагог в праве увеличивать или уменьшать объем и степень технической сложности манер, в зависимости от подготовленности класса по другим дисциплинам.

При освоении материала не следует стремиться к прохождению материала в полном объеме в ущерб правильности исполнения и задачам эстетического воспитания учащихся.










1 ГОД ОБУЧЕНИЯ (2 класс)

Экзерсис на середине зала

1. Постановка корпуса по VI, I позиции ног

2. Позиции ног (VI, I, II, III, V,)

3.Русский поклон:

а) простой поясной на месте (1 полугодие),

б) простой поясной с движением правой руки к левой стороне груди, затем в 3 позицию, левая рука в подготовительном положении (2 полугодие).

4. Позиции рук (I, III, II)

5. Основные положения и движения рук:

  • ладони, сжатые в кулачки, на талии (подбоченившись),

  • руки скрещены на груди,

  • одна рука, согнутая в локте, поддерживает локоть другой, указательный палец которой упирается в щеку,

  • положения рук в парах:

а) держась за одну руку,

б) за две,

в) под руку,

г) «воротца»,

  • положения рук в круге:

а) держась за руки,

б) «корзиночка»,

в) «звездочка»,

  • движения рук:

а) подчёркнутые раскрытия и закрытия рук,

б) раскрытия рук в сторону (ладонями наверх в 3 позицию),

в) взмахи с платочком,

г) хлопки в ладоши.

6. Русские ходы и элементы русского танца:

  • простой сценический ход на всей стопе и на полупальцах,

  • переменный ход с фиксированием в воздухе ног поочерёдно в точке на 30-450,

  • переменный ход с фиксированием ноги сзади на носке на полу,

переменный ход с plié на опорной ноге и вынесением работающей ноги на воздух через 1 позицию ног,

  • тройной шаг на полупальцах с ударом на четвертый шаг всей стопой в пол,

  • шаг с мазком каблуком и вынесением сокращенной стопы на воздух на 30-450,

  • комбинации из основных шагов.

7. «Припадание»:

  • по 1 прямой позиции,

  • вокруг себя по 1 прямой позиции (1 полугодие , 2 полугодие по 5 позиции)

  • вокруг себя и в сторону.

8. Подготовка к «веревочке»:

  • без полупальцев, без проскальзывания — 1 полугодие,

  • с полупальцами, с проскальзыванием — 2 полугодие,

  • «косичка» (в медленном темпе).

9. Подготовка к «молоточкам»:

  • по 1 прямой позиции с задержкой ноги сзади,

  • 2 полугодие — без задержки.

10. Подготовка к «моталочке»:

  • по 1 прямой позиции — 1 полугодие с задержкой ноги сзади, впереди,2 полугодие — «моталочка» в «чистом» виде.

11. «Гармошечка»:

  • начальная раскладка с паузами в каждом положении (1 полугодие),

  • «лесенка»,

  • «елочка»,

  • исполнение в «чистом» виде — 2 полугодие.

12. «Ковырялочки»:

  • простая, в пол — 1 полугодие,

  • простая, с броском ноги на 450 и небольшим отскоком на опорной ноге — 1 полугодие,

  • «ковырялочка» на 900 с активной работой корпуса и ноги — 2 полугодие,

  • в чередовании с одинарными, двойными и тройными притопами.

13. Основы дробных выстукиваний:

  • простой притоп,

  • двойной притоп,

  • в чередовании с приседанием и без него,

  • в чередовании друг с другом, двойными и тройными хлопками в ладоши (у мальчиков с хлопушкой),

  • подготовка к двойной дроби —1 полугодие,

  • двойная дробь — 2 полугодие,

  • «трилистник» — 1 полугодие,

  • «трилистник» с двойным и тройным притопом — 2 полугодие,

  • переборы каблучками ног,

  • переборы каблучками ног в чередовании с притопами — 2 полугодие.

14. Хлопки и хлопушки для мальчиков:

  • одинарные,

  • двойные,

  • тройные,

  • фиксирующие,

  • скользящие (в ладоши, по бедру, по голенищу сапог).

15. Подготовка к присядкам и присядки:

  • подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по 1 прямой и 1 позициям),

  • подкачивание на приседании по 1 прямой и 1 позиции,

  • «мячик» по 1 прямой и 1 позиции — 2 полугодие,

  • подскоки на двух ногах,

  • поочередные подскоки с подъемом согнутой ноги вперед,

  • присядки на двух ногах,

  • присядки с выносом ноги на каблук,

  • присядки с выносом ноги в сторону на 450 — 2 полугодие.

16 . Подготовка к вращениям на середине зала

- полуповороты по четвертям круга приемом plie-releve,

- полуповороты по четвертям круга приемом шаг-retere,

- полуповороты по четвертям круга приемом plie-каблучки,

- припадание по первой прямой позиции по схеме: три на месте, а четвертое - в повороте на 450,

- подскоки по той же схеме,

- «поджатые» прыжки по той же схеме,

- подготовка к tours (мужское).

17.Элементы русского танца « Хоровод».

- шаг с носка по VI позиции на полупальцах

- притоп по VI позиции

- припадание, упадание

- движение рук через I позицию во II и обратно

- вращение по VI, I позиции.

18. Элементы Белорусского танца:

- Основной ход по VI позиции на 3/4

- притоп по VI позиции на 3/4

- положение рук (в паре, лицом друг к другу, на крест)

- двойной соскок по VI позиции на 3/4

- соскок с выпадом по II, I позиции на 3/4

- соскок с поворотом по VI позиции на 3/4

- перескок по VI позиции на 3/4

- подвивка по VI позиции на 3/4

Экзерсис у станка:

1.preparation к началу движения.

2. Demi plies, grand pliés (полуприседания и полные приседае), плавное поVI, I,II,Vпозиции

3.Battements tendus (выведение ноги на носок) по

VI ,I позиции».

4.battements tendus jetés (маленькие броски) по VI ,I позиции

5..Rond de jambe par terrе (круг ногой по полу).

6. Подготовка к маленькому каблучному.

7. Подготовка к «веревочке», «веревочка».

8.Дробные выстукивания (сочетание ритмических ударов)

9. grands battements jetés (большие броски)по Iпозиции.

10.Relevé (подъем на полупальцы)по VI,Iпозиции

11.Port de bras.

12.Подготовка к «молоточкам» по VIпозиции

13 Подготовка к «моталочке» по VI позиции

14.Подготовка к полуприсядкам и присядкам по VI,I позиции

15. Прыжки с поджатыми ногами.


2 ГОД ОБУЧЕНИЯ (3 класс)

Экзерсис у станка

1. Demi-pliés u grand-pliés (отрывистое) поVI, I, II, V позиции ног

2.Relevé-pliés (по 1 прямой, 1,2,5 позици , с оттяжкой от станка на каблучках назад по 1 прямой позиции).

3.Battements tendus с переводом ноги с носка на каблук по VI I ,V позиции .

4. Battements tendus jetés с акцентом от себя с demi plie на опорной ноге по I , V позиции .

5 .Рas tortillé (развороты стоп) по VI,I.

6. Rond de jambe par terre по Iпозиции

7. Flic-flac (мазок ногой к себе, от себя)по VIпозиции

8. Маленькое каблучное battement tendu

с подъемом пятки опорной ноги по V позиции»

9. Большое каблучное battement tendu

с подъемом пятки опорной ноги по V позиции»

10.«Веревочка» по Vпозиции

11.Подготовка к battements fondus поVпозиции лицом к станку

12. Développé поVпозиции

13.Дробные выстукивания.

14.Grand battements jetés по Iпозиции.

15. Port de bras в сторону, назад в сочетании с движениями рук и выносом ноги на каблук вперед и в сторону, на plié, с полурастяжками и растяжками

16. Подготовка к «штопору» по VIпозиции.

17. Подготовка к «сбивке».

18. Подготовка к присядкам, присядки по Iпозиции:

а) подготовка к присядкам,

б) присядки с выносом ноги на каблук вперед и в сторону,

в) мячик боком к станку,

г) с выведением ноги вперед.

д) опускание на колено на расстоянии стопы из первой позиции, и с шага в сторону накрест опорной ноге.

е) растяжка из первой позиции в полуприседании и в полном приседании.

ж) с выходом во вторую позицию широкую на каблуки.


Экзерсис на середине зала

  1. Русский поклон:

а) простой поясной с продвижением (подходом вперед и отходом назад с мягким одинарным притопом в конце);

б) с работой рукой, платком (мягко, лирично, резко, бодро).

  1. Основные положения и движения русского танца:

а) переводы рук из одного основного положения в другое:

  • из подготовительного положения в первое основное,

  • из первого основного положения в третье,

  • из первого основного во второе,

  • из третьего положения в четвертое (женское),

  • из третьего положения в первое,

  • из подготовительного положения в четвертое.

б) движения рук с платочком:

  • взмахи в положении присогнутой руки в локтевом суставе перед собой (в сторону, вверх, в 4 позиции),

  • то же самое из положения — скрещенные руки на груди,

  • работа руки из подготовительного положения в 1, 2 и 3 позиции,

  • всевозможные взмахи и качания платочком,

  • прищелкивания пальцами.

Все переводы рук из одного основного положения в другое могут выполняться обеими руками одновременно или поочередно каждой рукой.

  1. Положения рук в парах, в рисунках танца:

  • под «крендель»,

  • накрест,

  • для поворота в положении «окошечко»,

  • правая рука мальчика на талии, а левая за кисть руки девочки впереди, так же за локоть.

  • в тройках,

  • в «цепочках»,

  • в линиях и в колоннах,

  • «воротца»,

  • в диагоналях и в кругах,

  • «карусель»,

  • «корзиночка»,

  • «прочесы».

  1. Ходы русского танца:

  • простой переменный ход на полупальцах,

  • тройной шаг на полупальцах с приседанием и без него на опорной ноге и приведением другой ноги на щиколотку или у колена,

  • шаг-удар по 1 прямой позиции (вперед и боковой приставной с ударом),

  • шаг-удар с небольшим приседанием одновременно,

  • шаг-мазок каблуком через 1 прямую позицию,

  • то же самое с подъемом на полупальцах,

  • ход с каблучка с мазком каблуком,

  • ход с каблучка простой,

  • ход с каблучка с проведением рабочей ноги у щиколотки, или у икры, или через положение у колена - все на пружинистом полуприседании,

  • «бегущий» тройной ход на полупальцах,

  • простой бег по 1 прямой позиции с отбрасыванием ног назад,

  • тройной акцентированный бег по 1 прямой позиции с отбрасыванием ног назад,

  • бег с высоким подъемом колена вперед по 1 прямой позиции,

  • такой же бег с различными ритмическими акцентами,

  • комбинации с использованием изученных ходов.

  1. Припадания:

  • припадания по 5 позиции в продвижении в сторону, вперед, с отходом назад, по диагонали,

  • с двойным ударом полупальцами сзади опорной ноги.

6. «Веревочка»:

а) подготовка к «веревочке» — 1 полугодие (на высоких полупальцах),

б) «косыночка»,

в) простая «веревочка» — 1 полугодие,

г) двойная «веревочка» — 2 полугодие,

д) двойная «веревочка» с выносом ноги на каблук — 2 полугодие.

7. «Молоточки» простые. 2 полугодие - по 5 позиции.

8. «Моталочка» в сочетании с движениями рук.

9.«Ковырялочка»:

  • с отскоком и броском ноги на 300,

  • с броском на 600,

  • с неоднократным переводом ноги в положении носок-каблук,

  • то же самое с переступаниями на опорной ноге.

  1. Перескоки с ноги на ногу по 1 прямой позиции, с поочередным выбрасыванием ног вперед на каблук:

  • простые (до щиколотки),

  • простые (до уровня колена),

  • с ударом по 1 прямой позиции,

  • двойные (до уровня колена с ударом),

  • с продвижением в сторону.

  • простые,

  • с двойным перебором.

11. Дробные движения:

  • двойные притопы,

  • тройные притопы,

  • аналогично с прыжком и наклоном корпуса вперед, в сторону,

  • притопы в продвижении,

  • притопы вокруг себя,

  • ритмические выстукивания в чередовании с хлопками, с использованием одинарных, двойных, тройных притопов и прихлопов,

  • простая дробь полупальцами (на месте, в повороте и в продвижении),

  • простые переборы каблучками,

  • переборы каблучками и полупальцами в ритмическом рисунке,

  • переборы каблучками и полупальцами (на месте, в повороте и продвижения с участием работы корпуса),

  • «трилистник» с притопом,

  • двойная дробь с притопом,

  • двойная дробь с притопом и поворотом корпуса на 450,

  • тройные притопы с акцентированным подъемом колена (в различных ритмических рисунках, темпах, в сочетании с мелкими переступаниями),

  • «горошек мелкий» — заключительный, с притопами в конце, перескок заключительный,

  • «ключ» простой.

12. Полуприсядки:

  • простая с выносом ноги на каблук и работой рук в различных позициях и за голову,

  • с отскоком в сторону и выносом ноги на каблук,

  • с выносом ноги на 450,

  • с выносом ноги вперед, и ударом рукой по колену,

  • с выходом на каблуки в широкую вторую позицию,

  • с выходом на каблуки и разворотом корпуса в сторону,

  • с выходом на каблуки, ноги раскрыты вперед-назад,

  • аналогично с поворотом корпуса.

13. Изучение основных элементов Украинского танца:

- Положение рук (на кулачках, на поясе, скрещенные на груди)

- «Бегунец» (бег с продвижением вперед)

- «Голубец» (двойная подбивка с притопами)

- «Выхилясник»

- «Ползунок» (мужской элемент танца)

- «Метелочка» (бег на низких полупальцах в grand plie)

- «Обертас»- вращение (элемент женского танца)

- прыжок « Бедуинский)

- Танцевальный этюд.

14. Изучение основных элементов Татарского танца:

- положение корпуса (наклоняется вперед)

- первый ход танца

- положение рук (за уголки головного платка)

- припадание

- притоп

- второй ход танца

- переступания на каблук и припадание

- боковые шаги

- хлопки в ладоши

- поворот с подскоком на одной ноге

- гармошка

- присядка

15. Танцевальные этюды на материале выше указанных движений



3 ГОД ОБУЧЕНИЯ (4 класс)

Экзерсис у станка

1. Demi pliés и grand pliés с акцентом на верх поVI, I,II,V,позиции ног

2. Battements tendus с переводом ноги с носка на каблук по VI I ,V

позиции»

3. Battemets tendus jetés с акцентом от себя с demi plie на опорной ноге

по I ,V позиции

4.Pas tortillé (повороты «стоп», одинарные и двойные) по VI,I.

5.Flic-flac (мазок к себе от себя рабочей ногой) поVI.

6.Rond de jambe par terre (с разворотом стопы по I ,V позиции»).

7. Маленькое каблучное battement tendu

с подъемом пятки опорной ноги по V позиции»

8.Большое каблучное battement tendu

с подъемом пятки опорной ноги по V позиции»

9. Battemets fondus поVпозиции 1 рукой за станок.

10.Développé, relevé lent по V позиции.

11.«Веревочка».

12.Дробные выстукивания.

13. Grands battements jetes поVпозиции

14. Port de bras в определенном характере, по всем направлениям, с работой рук.

15. «Качалочка»:

- простая, в раскладке

- с акцентом

- в усложненных ритмических рисунках

- с выведением ноги на каблук

16. Прыжковые «голубцы»:

  • с двух ног на две ноги (исходное положение 1 прямая позиция),

  • тот же прыжок с двойным ударом во время прыжка,

  • низкий «голубец» с одной ноги на одну ногу в характере

украинского танца,

  • прыжок с двух ног на одну, открывая другую ногу на каблук в

сторону.

17. «Ножницы» (Раскладка движения: спиной к станку и лицом - на 300, на 900 — 2 полугодие.)

18. Присядка:

-с выносом ноги на воздух на 450 и на 900

-с отскоком в сторону и выносом ноги на каблук и на воздух 450 и 900.


Экзерсис на середине зала

  1. Поклон праздничный (хороводный), женский и мужской в раскладке с паузами после каждого движения.

  2. Основные движения руками, которые вводятся во все элементы русского танца: в ходы, припадания, «молоточки», «моталочки», «веревочки», дроби. Усложняются манипуляции с платочком:

  • платочек натянутый за кончики, исполняются круговые движения,

  • полуокружности перед собой вправо и влево,

  • взмахи на вращениях из первой в третью позицию,

  • используется большая шаль, выстраиваются рисунки танца из развернутой, из свернутой пополам и вчетверо, треугольником шали,

  • движения с шалью и платком обыгрываются в дуэтном танце, переплясе, кадрили, хороводах,

  • изучаются основные положения рук в танце «Русская плясовая», «Кадриль», «Лирический хоровод».

  1. Виды русских ходов и поворотов:

  • простой бытовой с поворотом, с использованием «ковырялочки», «мазков», припаданий,

  • «боярский», с использованием приставных шагов на носок или на каблук, с отходом в сторону и выведением ноги на каблук через переступания, аналогично назад,

  • широкий шаг-«мазок» на 450 и 900 с сокращенным подъемом, с plié и на plié,

  • боковой приставной на plié с выведением через подмену ноги на 450 и 900 в сторону,

  • хороводный на полупальцах, мелкий, во всех возможных направлениях,

  • переменный на всей стопе и на полупальцах, с поочередным притопом, резким или мягким в зависимости от характера танца,

  • ходы с каблучков:

а) простые, на вытянутых ногах,

б) акцентированные, под себя в plié,

в) с выносом на каблук вперед,

  • боковые припадания по 5 и 1 прямой позициям с продвижением вперед, с работой платком,

  • боковые припадания с поворотами,

  • припадания по линии круга с работой рук,

  • бег на переменной смене ног и на полупальцах, с наклоненным корпусом,

  • бег с соскоком в первую прямую позицию и тройным ускоренным бегом,

  • повороты на беге, вправо, влево, в парах, с использованием притопов и вынесением ноги на каблук,

  • повороты с выносом ноги на каблук, приемом shainé, приемом перескок (высокий),

  • тройные боковые переступания (с ударом, с выносом ноги на каблук),

  • повороты с «ковырялочкой»,

  • повороты с «молоточками»,

  • повороты приемом «каблучки», «поджатые»,

  • повороты на тройном беге, с использованием «молоточков», «моталочек».

  1. «Веревочки»:

  • простая в повороте,

  • двойная в повороте,

  • с выносом на каблук и переступаниями неоднократными с продвижением и с «ковырялочкой» без закрытия в позицию,

  • всевозможные ритмические рисунки в движении, с использованием «косичек», «закладок», боковых: вперед и назад от опорной ноги, как на всей стопе, так и на полупальцах, с отскоком и перескоками.

5. «Ковырялочки»:

  • простые,

  • в повороте на 900, со сменой ног,

  • с отскоком и продвижением вперед,

  • с отскоком и большим броском на 900,

  • в сочетании с различными движениями русского танца,

  • воздушные на 300, 450, 900,

  • в поворотах, на вращениях трюкового характера с чередованием мелких и средних по амплитуде движений русского танца.

6. «Моталочки»:

  • простая,

  • простая в повороте по четвертям круга, на 900 с использованием бросков ноги приемом jetés с вытянутым и сокращенным подъемом,

  • с перекрестным отходом назад или в позу,

  • с остановкой в 5 позицию на полупальцах,

  • с использованием переступаний через положение reteré при помощи «веревочек», подскоков, в различных ритмических рисунках и чередованием позиций,

  • в трюковых диагональных вращениях.

7. «Гармошечки»:

  • простая на вытянутых ногах и на demi plié, с работой рук через вторую, третью позицию плавно и резко,

  • в повороте, в диагональном рисунке с руками,

  • в различных ритмических рисунках с выносом ноги на каблук вперед-назад в диагональное направление,

  • с чередованием приставных шагов, с pas degajé, в характере «Камаринской» для мальчиков, «Барыни» для девочек.

8. Припадания:

  • боковые с двойным ударом спереди,

  • вокруг себя по два, по четыре припадания, по четвертям круга.

9. Перескоки и «подбивки»:

  • перескоки в повороте,

  • перескоки с ноги на ногу с одинарным и двойным ударом (2 полугодие в повороте),

  • неоднократные удары на отскоке по первой прямой позиции,

  • поочередное выбрасывание ног на каблук вперед, на месте, 2 полугодие вокруг себя по четвертям круга, с отходом назад,

  • подбивка «голубец», на месте и с переступанием (2 полугодие).

10. Дробные выстукивания:

  • двойная дробь с подскоком на рабочей ноге и мазком другой ногой,

  • синкопированные проскальзывания с приведением ноги на reteré у колена невыворотно,

  • соскоки вправо, влево по первой прямой позиции на месте на две ноги одновременно,

  • соскоки с ударом рабочей ногой в невыворотное и выворотное положение перед опорной ногой:

а) неоднократные удары,

б) с притопом и сменой левой и правой ног,

  • двойная дробь с «ускорением»,

  • двойная дробь с притопами и разворотами корпуса,

  • двойная дробь с отскоком под себя и приведением другой ноги к

икроножной мышце,

  • «ключ» с использованием двойной дроби.

11. Присядки:

  • присядка с «ковырялочкой»,

  • присядка с ударом по голенищу, по ступне спереди и сзади,

  • подскоки по 1 позиции из стороны в сторону с хлопками перед собой,

  • «гусиный шаг»,

  • «ползунок» вперед и в сторону на пол.

12. Прыжки:

  • прыжок с поджатыми перед грудью ногами на месте,

  • прыжок с согнутыми от колена ногами и ударами по голенищам,

  • прыжок с ударами по голенищу спереди,

  • «лягушка».

13. Изучение основных элементов русской народной пляски «Метелица»:

- «переменный ход»

- «мелкий ход»

- «скользящий ход»

- «припадание»

- «Гиганские шаги»


14. Изучение основных элементов русского девичьего хоровода «Улитушка»:

- основной ход (плавный шаг на каждую четверть)

- притоп

- шаг с приставкой

- «дорожка»

- « скользящий ход»

15. Изучение основных элементов молдавского танца « Молдовеняска»:

- положение рук (на поясе)

- основной ход (бег)

- Боковой ход (галоп)

- Подскок

- «Клаподавкл»

- Положение рук в паре (на поясе, за одну руку, за две руки)



4ГОД ОБУЧЕНИЯ (5 класс)

Экзерсис у станка

1.Demi plie, grand plie с акцентом в низ по VI,I,II,Vпозиции.

2.Battements tendus с rond de jambe porter по V позиции»

3.Pas tortilla (развороты стоп) по VI,I.

4.Battements tendus jetes jete с акцентом от себя с demi plie поV позиции.

5. Rond de jambe par terre с разворотом стопы по I ,V позиции.

6.Большое каблучное battement tendu

c подьемом пятки опорной ноги по V позиции»

7.Battemets fondus поVпозиции.

8.«Веревочка»с разворотом бедра по Vпозиции.

9. Battemets develloppe с plie по Vпозиции.

10. Дробные выстукивания.

11. Grands battements jetes c pas tombe по V позиции»


Экзерсис на середине зала

1. «Глубокий поклон»:

а) ниже пояса;

б) все разновидности русского поклона в сочетании с ходами и движениями рук.

2.Шаги, танцевальные ходы:

- Простой шаг с проскальзывающим притопом, с продвижением вперед.

-шаг с сочетанием шага на ребро каблука, в продвижении вперед и включением работы рук и корпуса

-Шаг на ребро каблука с притопом на месте, с продвижением вперед и работой рук.

-Шаг на ребро каблука с разворотами корпуса, наклонами, со сменой ракурсов на притопе.

-Шаг на ребро каблука с проскальзывающим ударом и продвижением вперед.

-Шаг с притопом в продвижении вперед, отходом назад.

- Шаг с «приступкой» (с приставкой).

- Шаг с продвижением вперед (медленный, плавный). Для девушки - с платочком в руке.

-Шаг с переступанием («переступка», с продвижением вперед).

- Шаг с переступанием, с постепенным поворотом корпуса то вправо, то влево.

-Перекрещивающийся шаг (с перекрещивающимися ногами, с продвижением вперед).

Танцевальные ходы:

-Хороводный ход в различных направлениях с работой рук.

-Ознакомление с ходами танца «Сибирский лирический».

-Ознакомление с ходами танца «Смоленская кадриль».

3. Движений рук, положения корпуса, характерные танцам Смоленской области и Сибири.

4. «Веревочка» :

-с переборами по 5 позиции на месте и с поворотами.

-«Двойная веревочка» с поочередными переступаниями на месте и в повороте.

5. «Моталочка» на demi plie синкопированным акцентом на всей стопе и на полупальцах.

- «Маятник» - «Моталочка» в поперечном движении.

6. «Ковырялочка» с отскоками.

7. Дробные выстукивания:

а) «ключ» дробный, сложный;

б) «ключ» дробный, сложный в повороте;

в) «ключ» хлопушечный;

г) три дробные дорожки с заключительным ударом;

д) поочередное выбрасывание ног перед собой и в стороны на каблук или на всю стопу;

е) «сбивка» с «ковырялочкой» в повороте;

ж) «отбивка» с выбросом ноги вперед;

з) дробь в продвижении с двойной «отбивкой» правой ногой и кругом с окончанием сзади, аналогично - с левой ноги.

8. Хлопушки мужские:

а) поочередные удары по голенищу спереди и сзади на подскоках;

б) удары двумя руками по голенищу одной ноги;

в) удар по голенищу вытянутой ноги;

г) хлопушки на поворотах;

д) «ключ» с хлопушкой.

9. Трюковые элементы (мужские):

а) «разножка» в воздухе;

б) «щучка» с согнутыми ногами;

в) «крокодильчик»;

г) «коза»;

д) «бочонок».

10.Вращения на середине зала

Вращения, усвоенные за предыдущие годы обучения, изучаются в национальном характере, а также в характере областных особенностей (plie-каблучки, plie-releve, plie-retere, шаг-retere, подскоки, припадания, pirouettes).

-Приемом plie-releve (два на месте, третий – plie-подготовка, четвертый – вращение) – 1 полугодие – двойное вращение за 4-м разом.

-Приемом plie-retere (аналогичная схема изучения).

-Приемом plie-каблучки (аналогичная схема изучения).

-Приемом pirouettes (аналогичная схема изучения).

-Припадания мелкие, быстрые.

-Вращения на одной ноге, вторая на щиколотке невыворотно, с приходом

во 2 позицию (невыворотно), без пауз, но в медленном темпе – 1 полугодие.

-Разучивается «вкручивающаяся» концовка приемом вращения на одной

ноге через retere невыворотно, уходит в позицию. Концовка в plie или в

полупальцы – 2 полугодие.

- «Обертас» по 1 прямой позиции

- Разучивается окончание вращения приемом двойного shaine.

- Вращения для мальчиков:

а) tours,

б) pirouettes.

-Поджатые прыжки в чередовании с другими приемами вращений на

месте.

11.Вращения по диагонали класса

-Tour-pique в раскладке, с рукой в характере украинского танца, с рукой с платочком в русском характере.

-Бег с выбрасыванием правой ноги вперед.

-Бег по 1 прямой позиции (повотор за два бега) – 1 полугодие, поворот за

один бег – 2 полугодие.

-Маленький «блинчик»

-Большие «блинчики» в сочетании с бегом в различных ритмических рисунках .

-Большой «блинчик» в сочетании с shaine.

-Маленький «блинчик» в сочетании с вращением шаг на «каблучок».

-Мужские вращения с использованием пройденного материала.

12.Вращения по кругу

-Приемом шаг-retere, вращение за один шаг.

-Подскоки, вращение за один шаг.

-Маленькие «блинчики», поворот за один шаг.

-Большие «блинчики», аналогично.

-Бег по 1 прямой позиции.

-Бег с выбрасыванием ноги вперед.

-«Шаг-каблучок», вращение за один шаг.

13. Изучение основных элементов русского танца

«Сибирский лирический»:

- основной ход («перекат» с пятки на носок с двумя шагами)

- положение рук (руки открыты во II позицию)

- движение рук (поочередный перевод рук из II позиции, в I

позицию и обратно)

- взмах рукой в сторону (платком)

- переступании с каблука, на носок

- «припадание»

- поворот во круг себя на полупальцах с открытой рукой в сторону

- шаги на полупальцах из стороны в сторону

14.Изучение основных элементов танца «Смоленская кадриль»:

- «шаркоющий шаг»

- «переменный ход»

- « дробь-ключ»

- «присядка»

- « простая дробь»

- «ковырялочка спритопом»

- «дробь с подскоком»

- «голубец с притопом»

-«дробь с притопом»

- «хлопки с поворотом»

- «дробь с двумя притопами»

- «метелочка с одной ноги»

- «тройной притоп»

-«переменный ход назад»

- «переход с хлопком»

- «ползунок»

15.Изучение основных элементов итальянского танца «Тарантелла»:

- основной ход (подскок)

- движение рук, позиции рук (подготовительная, III, II)

- соскоки по II, I позиции

- шаг с ударом носка по полу (piques) с полуповоротом корпуса.

- скольжение на носок вперед в открытом положении

с одновременным проскальзыванием другой ноги назад

в полуприседании на месте, с продвижением назад.

- бег тарантеллы (pas emboites) на месте, с продвижением вперед.

- шаг с проскоком и одновременным броском и сгибанием ноги в

колене.

- перескоки с ноги на ногу.

- подскок в полуприседании на полупальцах по III свободной позиции

на месте и в повороте.

- повороты по I, V позициям

- вращение на подскоке по VI позиции

16: Изучение основных элементов « Цыганского танца»:

-Положение рук

(скрещенные перед собой, полукруглые в III, II

позиции, опущенные в низ)

- Позиции ног(VI, I, V)

- Боковой ход по I позиции

- Выпад на ногу по II позиции

- Наклоны перегибы корпуса

- Повороты по VI позиции с прыжками, хлопками

- Прыжки по VI позиции


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

5 ГОД ОБУЧЕНИЯ (6 класс)

6 год обучения является дополнительным годом обучения по предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства. Обучение учащихся этого класса направленно на подготовку к поступлению в среднее профессиональное образовательное учреждение.

Экзерсис у станка

1.Demi pliés и grand pliés поVI, I, II,III,V,VI позиции ног

2. Battements tendus с подьемом пятки опорной ноги по V позиции.

3.Pas tortillé (развороты стоп) по VI,I,V(через полупальцы)

4. Battemets tendus jetés с акцентом от себя ,с подъемом пятки опорной ноги по V позиции .

5.Flic-flac акцентом от себя к себе по

V позиции

6.Rond de jambe par terre с разворотом стопы по I ,V позиции

7.Маленькое каблучное battement tendu

с подъемом пятки опорной ноги по V позиции

8.Большое каблучное battement tendu

c подьемом пятки опорной ноги по V позиции.

9.Battemets fondues с разворотом бедра по V позиции.

10.«Веревочка» с разворотом бедра по V позиции

11.Battment développé по V позиции

12.Дробные выстукивания по VI позиции

13.Grands battements jetes с pas tombe по V позиции.


Экзерсис на середине зала

  1. «Праздничный поклон».

  2. Все разновидности простых сценических ходов в сочетании с другими движениями и движениями рук в характере изучаемых народностей.

  3. Разновидности хороводных ходов в сочетании с другими движениями и движениями рук в характере изучаемых народностей.


  1. Припадания накрест (быстрое).

  2. Ускоренная «гармошечка» (без plie) вокруг себя.

  3. Простая и двойная с поворотом на 3600 в приседании на

полупальцах и на вытянутых ногах.

  1. «Моталочка» с поворотом.

  2. Ход на ребро каблука с подбивкой и продвижением вперед.

  3. Шаг-бег с наклоном в корпусе; бег с отбрасыванием ног назад с акцентированным исполнением; бег с поднятием согнутых ног вперед, как на месте, так и в продвижении; тот же бег в различом ритмическом рисунке.

  4. Основные ходы танца «У Ворот» Калининской области и сопуствующие им движения рук.

  5. Дробные выстукивания в характере танца «У Ворот» и «хлопушки».

12. Трюки мужского характера:

- «циркуль»;

- «склепка»;

- «голубцы» с поджатыми ногами с переходом на полупальцы.

- «ползунок» (ноги вперед, в сторону и на воздух).

13.Вращения на середине зала

  1. Отскоки по 1 прямой позиции в повороте с выносом правой ноги на каблук.

  2. Поворот plie-retere с переступанием на полупальцах.

  3. Вращение по 2 позиции невыворотно, стремительно.

  4. Бег на месте со скоком в 1 прямую позицию на сильную музыкальную долю.

  5. Вращения мужского характера в сочетании с изученными движениями народного танца.


14.Вращения по диагонали зала

  1. Shaine:

  • shaine в сочетании с вращением на мелких переступаниях в demi

plie;

  • shaine в сочетании с вращением на каблучок;

  • то же с двойным вращением – 2 полугодие;

  1. Маленькие «блинчики» в сочетании с воздушной прокруткой и

  2. grand rond приемом «обертас» с высотой на 450 и 900

  3. Вращение на перескоках с ударами по 1 прямой позиции

(стремительное).

  1. Вращения в характере пройденных национальных танцев.

  2. Вращения мужские с использованием трюковых элементов.

15. Изучение основных элементов танца « У Ворот» Калининской области:

- «переменный ход»

- «Боковое припадание»

- « Присядка с выбросом ноги вперед, накрест»

- «Концовка с хлопками»

- «Веревочка двойная»

- «Тройной притоп»

- «Присядка с хлопками»

- «Дробный ход»

- «Ковырялочка с притопом»

- «Присядка с поворотом»

- «Боковой дробный ход»

- «Голубец с притопом»

- «Ползунок»

- «Три веревочки с ковырялочкой»

- «Концовка»

- «Веревочка простая»

- «Присядка с кавырялочкой»

- «Припадание в повороте»

16. Танцевальный этюд на пройденном материале

17. Изучение основных элементов русского танца « Перепляс»:

- основной ход (перескок)

- боковой шаг

- бег

- дробная выстукивающая

- шаркающий шаг

- вращения (тур пике)

- подбивка

- дробь-ключ (одинарный , двойной)

18. Танцевальный этюд на пройденном материале

19.Изучение основных элементов польского танца « Краковяк»:

- Боковой ход (галоп)

- Бег; двойной притоп

- скользящий шаг

- голубец

- pa de byre (переступание с ноги на ногу) по V позиции

20. Танцевальный этюд на пройденном материале

21. Изучение основных элементов «Испанского танца»:

- Позиции рук (I, III, II)

- Pas de Basque

- Шаг с выбросом ноги вперед по VI позиции

- Подготовка к renversse

- Выстукивающая

- Port de bras

22. Танцевальный этюд на пройденном материале.

23. Изучение основных элементов « Венгерского танца»:

- позиции ног(VI, I, III ,V)

- положение рук (на поясе, за одну руку, за две руки)

- «Ключ»:

- «одинарный» по I позиции

- «двойной» по I позиции

- «Заключение» - усложненный ключ:

- «одинарный»

- «двойной»

- Pas balance по V позиции

- Переборы по V позиции

24. Танцевальный этюд на пройденном материале



.


IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Народно-сценический танец», который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:

знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;

знание балетной терминологии;

знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;

знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;

знание средств создания образа в хореографии;

знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выра­зительных средств;

умение исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца, произведения учебного хореографического репертуара;

умение исполнять народно-сценические танцы на разных сценических площадках;

умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов народно-сценических танцев;

умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, со­хранять рисунок при исполнении народно-сценического танца;

умение понимать и исполнять указания преподавателя;

умение запоминать и воспроизводить «текст» народно-сценических танцев;

навыки музыкально-пластического интонирования;

А также:

знание исторических основ танцевальной культуры, самобытности и образности танцев нашей страны и народов мира;

знание канонов исполнения упражнений и танцевальных движений народно-сценического танца в соответствии с учебной программой;

владение техникой исполнения программных движений, как в экзерсисах, так и в танцевально-сценической практике;

использование и владение навыками коллективного исполнительского творчества;

знание основных анатомо-физиологических особенностей человека;

применение знаний основ физической культуры и гигиены, правил охраны здоровья.


По окончании обучения учащиеся должны уметь:

- выполнять, не теряя методически грамотного и технически виртуозного исполнения, экзерсис у станка и на середине зала, в соответствии с программными требованиями;

- предельно достоверно и образно передавать национальный характер русского, белорусского, украинского, татарского, молдавского, цыганского, польского, испанского, венгерского танца, используя артистические и эмоциональные приемы и навыки в парных танцах, сольных партиях, в массовых (построенных на рисунках) этюдах;

- используя технически сложные движения народно-сценического танца, не теряя артистического исполнения, достоверно и грамотно передавать национальный калорит изучаемого хореографического материала;

- учитывая степень повышенной сложности изучаемого материала, правильно распределять силы во время исполнения танцевальных композиций, проvдолжать развивать физическую выносливость.


v.Формы и методы контроля, система оценок


Обязательным атрибутом учебной практики остаются аттестационные мероприятия во всем разнообразии их форм, которые позволяют объективно оценивать успешность образовательного процесса. Но необходимость продемонстрировать результат своих занятий является для ребенка стимулом в работе лишь в том случае, когда форма промежуточной аттестации (академический зачет, контрольный урок, открытый урок для родителей, концерты) психологически доступна ребенку.

Начнем с того, что оценка и отметка – не одно и тоже понятие. Оценка – устный комментарий педагога (улыбка учителя или словесное ободрение) – это совершенно необходимая «обратная связь» в учебном процессе. А главное, что оценка нужна для того, чтобы у учеников сложились умения самооценки. Отметка – это формализованная система оценок (балл от 1 до 5). Она считается пятибалльной, хотя на самом деле она четырехбальная – 2,3,4,5.

Кроме того, отметка, по мнению психологов – «стрессогенный фактор».

Позиция педагогического коллектива формируется кратко: максимум оценок – минимум отметок. Текущие отметки если нужны, то только положительные (причем дифференциальные). Не допуская неоправданного завышения оценок, педагог в текущей классной работе должен всячески поощрять усердие детей, что в свою очередь стимулирует их работу. Критерий оценок успеваемости и продвижения учащегося условен, (оценки 4 и 5 могут быть в разной мере выставлены учащимся с отличными данными и учащимся с удовлетворительными данными, но сделавшему, в пределах своих возможностей, большие успехи).

Успеваемость учащегося учитывается на различных выступлениях: экзаменах, контрольных уроках, открытых уроках для родителей, конкурсах, концертах.

Экзамены по народно-сценическому танцу проводятся на четвертый и седьмой год обучения. В течение учебного года учащиеся оцениваются на контрольных уроках, открытых уроках для родителей, конкурсах, концертах.

Показ должен быть составлен таким образом, чтобы выявить сильные стороны ученика и отразить работу над преодолением недостатков.

Экзамены обсуждаются комиссией под председательством заведующего отделением или завучем школы. С целью обсуждения исполнения программы учащимся в тактичной, доброжелательной форме. При выставлении оценок необходимо руководствоваться следующими соображениями:

- использование оценок как стимул к дальнейшей работе;

-от непосредственно воспринимаемого исполнения учащегося.

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации программы «Народно-сценический танец» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов.

Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением на основании ФГТ.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов.

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

2. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на контрольном уроке и экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:


Таблица 3

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

методически правильное исполнение учебно-танцевальной комбинации, музыкально грамотное и эмоционально-выразительное исполнение пройденного материала, владение индивидуальной техникой вращений, трюков

4 («хорошо»)

возможное допущение незначительных ошибок в сложных движениях, исполнение выразительное, грамотное, музыкальное, техническое

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученные движения, слабая техническая подготовка, малохудожественное исполнение, невыразительное исполнение экзерсиса у станка, на середине зала, невладение трюковой и вращательной техникой

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием плохой посещаемости аудиторных занятий и нежеланием работать над собой

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.


Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить ответ учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области хореографического искусства.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы ученика;

  • оценка на экзамене;

  • другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам








































































































































































































































































































































IV. Список литературы


1.Гусев Г. «Методика преподавания народного танца

(упражнения у станка)» - М., 2002.

2. Гусев Г. «Методика преподавания народного танца

(танцевальные движения и комбинации на середине

зала)» - М., 2004.

3. Гусев Г. «Методика преподавания народного танца

( этюды)»- М., 2004.

4. Заикин Н., Заикина Н. «Областные особенности русского

народного танца» - Орел, 1999.

5. Климов А. «Основы русского танца» - М., 1994.


48