СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа наставничества

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа наставничества»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21 им В. Овсянникова-Заярского»


«Согласовано»

Зам. директора по УР

________________

«____»________________2021г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СШ №21 им. В.

Овсянникова-Заярского»_______ «____»____________________2021г.











ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

«УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ»

на 2021/2022 учебный год

МБОУ «СШ № 21 им. В. Овсянникова - Заярского»









Составитель:

Фомина К.Д.


Срок реализации: 1 год










2021 г.

Пояснительная записка



В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:

    • новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;

    • различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;

    • необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.

Одной из актуальных проблем современной школы является недостаток молодых квалифицированных кадров. Многие выпускники педагогических вузов зачастую не идут работать в школу, обучаются в них лишь для получения диплома о высшем образовании. Многие молодые специалисты, столкнувшись с реальностью школьной жизни, вскоре уходят из школы, избирая иной профессиональный путь.

Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности. Программа

«Наставничество» призвана помочь становлению молодого педагога и закреплению его в образовательной организации.

Актуальность

Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Программа «Наставничество» предусматривает организацию системной работы учителя- наставника с целью помощи молодому учителю в процессе его профессионального становления. В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Молодому специалисту необходима постоянная помощь опытных коллег, наставников. Школьное наставничество предусматривает
систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.

Наставничество - одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера.

Наставничество в образовании - форма индивидуального обучения и воспитания молодого педагога в одной из сложных областей интеллектуально- эмоционального творчества. При осуществлении наставничества теоретический курс сведен к минимуму, акцент ставится на формирование практических умений и навыков планирования и организации учебной деятельности.



Основные принципы организации наставничества:
    • добровольности и целеустремленности работы наставника;

    • морально-психологической контактируемости наставника и подшефного;

    • личной примерности наставника;

    • доброжелательности и взаимного уважения;

    • уважительного отношения к мнению подшефного;

    • согласованности содержания работы наставника по профессиональному становлению подшефного с содержанием календарно-тематического плана по предмету и плану работы структурного подразделения;

    • направленности плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление подшефного.

Параметры реализации программы

Программа «Наставничество» должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:

  1. вхождение в профессиональное образовательное пространство,

  2. профессиональное самоопределение,

  3. творческая самореализация,

  4. проектирование профессиональной карьеры,

  5. вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.

  6. самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.

    1. Общие положения

Цель программы: организация наставничества с целью оказания помощи молодому учителю в профессиональном становлении; оказание помощи молодому специалисту в его профессиональном становлении и создание условий для самореализации и приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.

Задачи программы:
  • обеспечение условий для быстрой и эффективной адаптации молодого учителя, привить интерес к педагогической деятельности и закрепить учителей в образовательном учреждении;

  • создание атмосферу поддержки в педагогическом коллективе;

  • оказание методической и практической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно–воспитательной деятельности, в планировании и организации учебной деятельности;

  • Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;

  • Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании и профессиональном самосовершенствовании.

    • Осуществляя руководство молодыми специалистами, наставник выполняет следующие функции:

  • планирование деятельности молодого специалиста (определяет методику обучения молодого специалиста, вместе с ним формирует план профессиональных становлений);

  • консультирование молодого специалиста (знакомит с нормативными документами по организации учебно-воспитательного процесса, с гигиеническими требованиями к условиям обучения обучающихся; совместно разрабатывает рабочие программы и другие учебно-методических документов по предмету;

  • оказание всесторонней помощи молодому специалисту в решении возникающих в процессе работы проблем;

  • посещение занятий вместе с молодым специалистом у опытных педагогов и педагогов-новаторов, а затем анализирует их.



Основные принципы:

  • Принцип уважения и доверия к человеку.

  • Принцип целостности.

  • Принцип сотрудничества.

  • Принцип индивидуализации.



Основные направления работы:

1.Работа с документацией.

2.Планирование и организация работы по предмету.

3.Планирование и организация воспитательной работы.

4.Работа по самообразованию.

5.Психолого-педагогическая поддержка.

6. Руководство и контроль за деятельностью молодого специалиста.



Виды деятельности в работе с молодым специалистом:

  • Повышение научной, теоретической и психолого-педагогической подготовки молодого специалиста;

  • Глубокое изучение и освоение молодым специалистом рабочих учебных программ по предмету, требований к современному уроку, научной и методической литературы по школьным предметам;

  • Овладение молодым специалистом комплексным подходом к воспитательной работе; ознакомление, овладение методикой воспитывающего обучения; освоение современных требований к внеурочной работе по предмету;

  • Изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности.

Наставник сопровождает и оказывает методическую помощь молодому специалисту.

Обязанности наставника:

1.Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.



2.Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления с учётом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету.



3.Изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения.



4.Знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных кабинетов, классов, служебных и бытовых помещений.



5.Вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, правилами внутреннего распорядка, охраны труда и техники безопасности).



6.Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; давать конкретные задания с определённым сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.



7.Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.



8.Личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.



9.Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда.



10.Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчёт по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.



Обязанности молодого специалиста:

1.Изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности.



2.Выполнять план профессионального становления в установленные сроки.



3.Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.



4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.



5.Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.



6. Периодически представлять информацию о результатах своей педагогической деятельности наставнику и руководителю школьного методического объединения.


























План работы наставника и молодого педагога

Планируемые мероприятия

Содержание

Срок исполнения

Изучение нормативных документов

Требования ФГОС к планированию учебного материала

Знакомство с электронными пакетами документов для учителей предметников, классных руководителей


Сентябрь

Индивидуальная беседа:

Психолого – педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся;

Практическая деятельность:

Требования к поурочному плану по предмету.


Обмен мнениями по теме «Факторы, которые влияют на качество преподавания»;

Разработка индивидуального плана профессионального становления


Практическая деятельность:

Работа со школьной документацией; Обучение составлению отчетности по окончанию четверти;

Октябрь

Ноябрь

Практикум

Разработка олимпиадных заданий. Цель: научить молодого специалиста грамотно составлять олимпиадные задания. Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету.

Октябрь

Практикум:

Инструктаж; Изучение памяток «Советы молодому педагогу при подготовке к уроку», «Правила, обеспечивающие успешное проведение урока»

Классификация ошибок, допускаемых начинающим учителем

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Изучение положения о текущем и итоговом контроле за знаниями учащихся;


Участие в работе МО

Знакомство с опытом работы учителей среднего и старшего звена в школе


Обмен опытом

Посещение уроков коллег


Занятие

Современный урок и его организация;

Методические рекомендации «Анализ и самоанализ урока»


Практикум:

Домашнее задание: как, сколько, когда;


Ролевая игра:

Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё. Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее)

Декабрь

Практикум

Методическая помощь в организации работы по теме самообразования

Декабрь

Беседа:

Виды контроля, их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала;

Сентябрь

Практическое занятие:

Введение в активные методы обучения (превращение модели в игру); 


Январь

Беседа

Собеседование «Знакомство с новинками педагогической, психологической и методической литературы»

Январь

Участие молодого специалиста в заседании в МО

Выступление по теме самообразования;

Декабрь

Обмен опытом

Посещение уроков коллег


Беседа

Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся. Индивидуальный подход в организации учебной деятельности;

Февраль


Март

Обмен опытом

Круглый стол «Использование активных методов и приемов на уроке»

Февраль

Тренинг:

«Учусь строить отношения»;

Анализ педагогических ситуаций;

Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций;

Март

Обмен опытом

Посещение молодым специалистом уроков учителя - наставника;


Практикум

«Психологические требования к уроку», «Использование нестандартных форм работы в образовательном процессе»


Обмен опытом

Посещение уроков, мероприятий, классных часов, праздников у опытных учителей школы; 

Посещение уроков молодого учителя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи;

Круглый стол «Творческий поиск молодых специалистов»

Апрель

Практикум:

«Современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе. Использование элементов проектной технологии»;

Апрель

Выступление молодого специалиста на МО.

Методическая выставка достижений учителя;

Май

Анкетирование:

Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе;

Май

Анкетирование:

Оценка собственного квалификационного уровня молодым учителем и педагогом наставником;


Анализ процесса адаптации молодого специалиста:

индивидуальное собеседование по выявлению сильных и слабых сторон в подготовке молодого специалиста к педагогической деятельности, выявление склонностей и личных интересов.



Помощь в оформлении итоговой документации



Критерии оценивания педагогической деятельности молодого специалиста учителем-наставником.



1.Теоретическая готовность к практике преподавания:

1) Уровень теоретической подготовки по предметам;

2)Умение использовать на уроке результаты современных исследований в области преподаваемых предметов.



2.Методическая готовность к практике преподавания:

1) Умение самостоятельно составлять план и конспект урока;

2) Умение вызвать у учащихся интерес к теме урока, к изучаемой проблеме;

3) Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала учащимися;

4) Умение объективно оценивать ответы обучающихся;

5) Умение применять разнообразные методы и приёмы изложения нового материала;

6) Умение использовать современные педагогические технологии;

7) Умение поддерживать обратную связь с учащимися в течение всего урока;

8) Умение организовать творческую самостоятельную работу учащихся на уроке;

9) умение стимулировать учащихся к выполнению домашнего задания.



3.Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности:

1)Умение анализировать свою педагогическую деятельность;

2) Умение свободно общаться на уроке;

3) Владеть вербальными и невербальными средствами общения;

4) Наличие чувства уверенности в себе.