СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа наставничества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа наставничества должна помочь в становлении молодого педагога начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Программа наставничества»

МКОУ «Основная общеобразовательная школа с. Бескес»



Утверждаю

Директор МКОУ «ООШ с. Бескес»

_________ П.П.Афанасьев

«_____» ____________ 2022 г.





Программа

наставничества

над молодым специалистом

на 2023-2024 учебный год



Разработала Н.Н. Болдырева

учитель начальных классов

МКОУ «ООШ с. Бескес»









с. Курджиново 2023-2024 г.



Общие сведения о педагоге-наставнике



Педагог-наставник: Болдырева Наталья Николаевна

Специальность: учитель начальных классов, с дополнительной подготовкой в области психологии

Место работы: МКОУ «ООШ с. Бескес»

Педагогический стаж: 16 лет

Квалификационная категория: высшая







Общие сведения о молодом специалисте



Молодой специалист: Василенко Анастасия Николаевна

Специальность: учитель начальных классов

Место работы: МКОУ «ООШ с. Бескес»

Стаж работы: без стажа

Квалификационная категория: без категории













Пояснительная записка

В условиях модерниза.ции системы обра.зова.ния в Российской Федерации значительно возра.стает роль учителя, повыша.ются требова.ния к его личностным и профессиона.льным ка.чества.м, социа.льной и профессиона.льной позиции.

Перемены в обществе и обра.зова.нии обусловили ряд социа.льных и профессиона.льных трудностей в процессе а.да.пта.ции к трудовой деятельности:

новый социа.льный за.прос к обра.зова.нию озна.ча.ет одновременное освоение молодым специа.листом многих ста.рых и новых уста.новок, что тормозит и осложняет его профессиона.льное ста.новление;

  • ра.зличие взглядов молодого и ста.ршего поколений педа.гогов иногда. переходит в нежела.тельное их противостояние;

  • необходимое вза.имодействие семьи и школы требует специа.льной подготовки молодых учителей к ра.боте с родителями.

Ста.новление молодого специа.листа., его а.ктивной позиции – это формирова.ние его ка.к личности, ка.к индивидуа.льности, а. за.тем ка.к ра.ботника., вла.деющего специа.льными умениями в да.нной обла.сти деятельности.

Програ.мма. должна. помочь ста.новлению молодого специа.листа. на. всех уровнях да.нного процесса.:

  • вхождение в профессиона.льное обра.зова.тельное простра.нство;

  • профессиона.льное са.моопределение;

  • творческа.я са.мореа.лиза.ция;

  • проектирова.ние профессиона.льной ка.рьеры;

  • вхождение в профессиона.льную са.мостоятельную деятельность;

  • са.моорга.низа.ция и ра.звитие профессиона.льной ка.рьеры.

Цели программы:

Обеспечение успешной адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности.

Повышение профессионального уровня молодого специалиста.

Поддержка и развитие профессиональных навыков и компетенций молодого специалиста.

Содействие саморазвитию и профессиональному росту молодого специалиста.

Обеспечение эффективного взаимодействия молодого специалиста с учениками, родителями и коллективом.

Задачи программы:

Организация встреч и консультаций молодого специалиста с наставником для обсуждения трудностей и вопросов профессиональной деятельности.

Проведение наблюдений и анализа уроков молодого специалиста с последующим обсуждением и разработкой рекомендаций.

Проведение совместных занятий и мастер-классов для развития профессиональных навыков молодого специалиста.

Поддержка в разработке уроков, методических материалов и оценочных средств, учитывая особенности учеников и их потребности и цели.

Проведение консультаций и методической поддержки по вопросам организации и проведения уроков, работы с учебниками и дидактическими материалами.

Организация обратной связи и самоанализа работы молодого специалиста.

Проведение семинаров и тренингов для молодого специалиста по актуальным педагогическим вопросам.

Поддержка молодого специалиста в работе с родителями и коллективом.

Организация обратной связи от учеников и родителей о качестве работы молодого специалиста.

Оценка эффективности программы:

Эффективность программы будет оцениваться на основе достижения поставленных целей и задач, а также на основе обратной связи от молодого специалиста, учеников и родителей.

Результаты работы программы будут анализироваться и обсуждаться на педагогических совещаниях и заседаниях педагогического коллектива.

Ключевые принципы, по которым мы руководствуемся в своей работе, включают принцип уважения и доверия к человеку. Мы убеждены, что каждый человек имеет право на уважение и достоинство, и вся наша деятельность строится на взаимном доверии и поддержке.

Второй принцип, на котором базируется наш подход, это принцип целостности. Мы стремимся к созданию целостной системы образования, которая охватывает все аспекты развития личности молодого специалиста. Наша работа включает не только академическую подготовку, но и развитие социальных и эмоциональных навыков.

Третий принцип, который мы придерживаемся, это принцип сотрудничества. Мы верим в значимость коллективного творчества и сотрудничества между молодыми специалистами, педагогами и родителями. Поддерживая активное партнерство, мы создаем условия для эффективного обучения и развития.

И последний, но не менее важный принцип - принцип индивидуализации. Мы признаем, что каждый молодой специалист уникален и имеет свои особенности и потребности. Поэтому, мы индивидуально подходим к каждому студенту, учитывая его индивидуальные предпочтения, способности и интересы.

Относительно направлений работы, наш подход включает следующие основные компоненты:



  • Работа с документацией - мы придаем большое значение систематическому ведению и анализу документации, чтобы обеспечить надлежащую документированность и организацию образовательного процесса.



  • Планирование и организация работы по предметам - мы активно работаем над разработкой планов занятий и качественной организацией учебного процесса, чтобы обеспечить эффективность обучения и достижение учебных целей.



  • Планирование и организация воспитательной работы - мы придаем особое значение воспитанию молодых специалистов, поэтому активно работаем над разработкой планов и организацией мероприятий, направленных на развитие социальных и эмоциональных навыков.



  • Работа по самообразованию - мы поддерживаем и стимулируем молодых специалистов к самообразованию и профессиональному развитию, предоставляя доступ к актуальной научной и методической литературе, организуя мастер-классы и тренинги.







  • Психолого-педагогическая поддержка - мы предоставляем молодым специалистам поддержку и консультации в психологических и педагогических вопросах, помогая им справиться с трудностями и решить проблемные ситуации.



  • Руководство и контроль за деятельностью молодого специалиста - мы предоставляем сопровождение и регулярный контроль за деятельностью молодых специалистов, чтобы обеспечить их успешное профессиональное развитие.



Программа работы с молодыми специалистами включает в себя несколько основных видов деятельности:

  1. Повышение научной, теоретической и психолого-педагогической подготовки молодого специалиста, в том числе через проведение специальных семинаров, тренингов и изучение актуальной научной литературы.



  1. Глубокое изучение и освоение молодым специалистом рабочих учебных программ по предметам, требований к современному уроку и научной методической литературы, связанной с преподаваемыми предметами.



  1. Овладение комплексным подходом к воспитательной работе, включающим изучение методик воспитывающего обучения и современных требований к внеурочной работе по предмету.



  1. Изучение и внедрение передового педагогического опыта и достижений педагогической науки, а также организация творческой деятельности, чтобы обеспечить эффективность образовательного процесса и развитие творческого мышления учащихся.



Таким образом, наш подход в работе с молодыми специалистами включает в себя уважение и доверие к человеку, целостность, сотрудничество и индивидуализацию. Мы стремимся обеспечить эффективное обучение и развитие каждого молодого специалиста, помогая им достичь успеха в их профессиональной деятельности.





Внутришкольный контроль:

1.Обзорный контроль (проводится в начале педагогической деятельности. В первый месяц). Проводится путём посещения уроков и внеклассных мероприятий.

Цель: общее ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого специалиста.



2.Предупредительный контроль (проводится в течение первого года работы).

Цель: выявить и предупредить ошибки в работе молодого специалиста.



3.Повторный контроль (проводится в конце учебного года).

Цель: проверить устранение недостатков, выявленных при обзорном и предупредительном контроле.

Наставник сопровождает и оценивает работу молодого специалиста. Молодой специалист ежемесячно представляет наставнику отчёты о проделанной, согласно индивидуальному плану, работе. Наставник оценивает работу и результаты сообщает руководителю школьного методического объединения.

Обязанности наставника:

1. Иметь обширные знания в сфере образования и быть хорошо ориентированным в ведомственных нормативных актах, определяющих права и обязанности молодого специалиста по его должности.

2. Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального развития, учитывая его интеллектуальное развитие, педагогическую, методическую и профессиональную подготовку по предмету.



3. Изучать деловые и моральные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, склонности и круг общения в свободное время.

4. Ознакомить молодого специалиста со структурой школы, расположением учебных кабинетов, классов, а также служебных и бытовых помещений.

5. Вводить молодого специалиста в его должность, знакомить его с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, а также с правилами внутреннего распорядка, охраны труда и техники безопасности.

6. Предоставлять необходимое обучение, осуществлять контроль и оценку самостоятельной работы молодого специалиста на уроках и во внеклассных мероприятиях, давать конкретные задания с определенным сроком выполнения, контролировать работу и оказывать необходимую помощь.

7. Оказывать индивидуальную помощь молодому специалисту в освоении педагогической профессии, передавать практические приемы и методы качественного проведения занятий, выявлять и вместе с ним устранять допущенные ошибки.

8. Служить примером положительных качеств для молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, стимулировать его участие в коллективной общественной жизни, способствовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.

9. Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, периодически осведомлять руководителя методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста и его результативности.

10. Составлять отчет о профессиональной адаптации молодого специалиста, подводить итоги наставничества с выводами о результатах прохождения адаптации и предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Обязанности молодого специалиста:

1.Выполнять поставленные перед ним задачи и достигать поставленных целей.

2.Активно участвовать в процессе планирования и организации учебно-воспитательной работы.

3.Соблюдать правила внутреннего распорядка и этические нормы, соблюдать конфиденциальность информации.

4.Поддерживать дружеские и профессиональные отношения с коллегами.

5.Постоянно развивать свои профессиональные навыки и знания, участвовать в профессиональных конференциях, семинарах и тренингах.

6.Соблюдать и собирать статистические данные, необходимые для отчетности.

7.Вести документацию, связанную с осуществлением своих должностных обязанностей.

8.Выполнять другие поручения, выданные руководителем школы или теми, кто имеет на это право.

9.Постоянно совершенствовать свои навыки работы с компьютером и программным обеспечением, используемым в учебной и управленческой деятельности.



План работы по организации наставничества

План наставничества на I четверть



Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Результат


Сентябрь- октябрь


1.Нормативно- правовая база школы (программы, ФГОС, методические записки), правила внутреннего распорядка, устав школы.

02.09.2023

Проведён инструктаж

2.Знакомство с положениями о ведении дневников учащихся, о едином орфографическом режиме к ведению тетрадей и внешнем виде учащихся.

05.09.2023

Проведён инструктаж.

Практическое занятие.

3. Разработка и изучение рабочих учебных программ и календарно-тематических планов по учебным предметам и программы воспитательной работы. Организация работы в ГИС «Электронное образование»

05.09.2023-09.09.2023

Практическое занятие.

4.Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию.

12.09.2023-16.09.2023

Выбрана тема: «Формирование навыка правописания безударных гласных в корне как средство повышения грамотности письма»

5.Час общения «Основные проблемы молодого учителя»

10.10.2023

Выявление затруднений в работе.

6. Посещение молодым специалистом уроков педагога-наставника.

17.10.23- 21.10.23

Обмен опытом.

7.Проектирование содержания родительского собрания.


17.10.2023

Практическое занятие.

8.Обучение составлению отчётности по окончанию четверти.

25.10.2023

Практическое занятие.





План наставничества на II четверть


Планируемые мероприятия

Срок исполнен.

Результат


Ноябрь-декабрь


1. Культура внешнего вида и речи педагога. Профессиональная этика педагога.

09.11.2023

Беседа с молодым специалистом.

2.Посещение молодым специалистом уроков педагога-наставника.

14.11.2023- 30.11.2023

Практическое занятие. Анализ урока.

3.«Современный урок: структура и конструирование».

05.12.2023

Консультация – практикум.

4.Воспитательная деятельность. Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников.

В течение четверти

Практическое занятие.

5. Посещение уроков молодого специалиста педагогом-наставником.

12.12.2023-16.12.2023

Практикум. Анализ урока.

6.Организация работы в ГИС «Электронное образование»

В течение четверти

Систематическое заполнение д/з и выставление текущих отметок.

7. Консультация «Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся»

20.12.2023

Консультация-практикум.

8.Тренинг «Учусь строить отношения»

23.12. 2023

Тренинг.Анализ педагогических ситуаций.


План наставничества за III четверть


Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Результат


Январь-март


1.Использование современных образовательных технологий в учебном процессе.

16.01.2024

Собеседование

2. Самоанализ урока (знакомство со схемой самоанализа)

05.02.2024

Самоанализ одного из своих уроков.

3. Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся.

14.02..2024

Собеседование. Консультация.

4.Посещение педагогом-наставником уроков молодого специалиста с целью выявления затруднений, оказания методической помощи.

13.02.2024

28.02. 2024

Выявление затруднений. Консультация.

5. Домашнее задание: как, сколько, когда. Виды контроля и оценки.

02.03.2024

Практическое занятие

6.. Психолого-педагогические требования к проверке, учёту и оценке знаний учащихся

14.03.2024

Практическое занятие

7. Изучение положения о промежуточной аттестации учащихся

20.03.2024

Собеседование

8. Час психологии: «Проблемы дисциплины на уроках. Причины конфликтных ситуаций»

21.03.2024

Практикум по разрешению педагогических ситуаций. Анализ конфликтных ситуаций.


9.Методика проведения внеклассного мероприятия.

27.03.2024

Консультация-практикум.


План наставничества за IV четверть


Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Результат


Апрель-май


1.Содержание, формы и методы работы педагога с родителями.

10.04.2024

Собеседование, консультация.

2.Анкета «Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе»

14.04.2024

Анкетирование. Выявление затруднений.

3. Выступление по теме самообразования на ШМО

17.04.2024

Анализ своей работы по теме самообразования

4. Посещение педагогом-наставником уроков молодого специалиста.

Апрель – май 2024

Практическое занятие.

5.Изучение КИМ к промежуточной аттестации

Май 2024

Изучение КИМ.

6.Анкета «Оценка собственного квалификационного уровня»

22.05.2024

Анкетирование, оценивание.

7.Правила заполнения «Личного дела учащегося»

26.05.2024

Консультация-практикум.

5.Рефлексия « Мои достижения за прошедший год»

30.05.2024

Рейтинговая оценка



Критерии оценивания педагогической деятельности молодого специалиста учителем-наставником



1.Теоретическая готовность к практике преподавания:

1) Уровень теоретической подготовки по предметам;

2)Умение использовать на уроке результаты современных исследований в области преподаваемых предметов.

2.Методическая готовность к практике преподавания:

1) Умение самостоятельно составлять план и конспект урока;

2) Умение вызвать у учащихся интерес к теме урока, к изучаемой проблеме;

3) Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала учащимися;

4) Умение объективно оценивать ответы учащихся;

5) Умение применять разнообразные методы и приёмы изложения нового материала;

6) Умение использовать современные педагогические технологии;

7) Умение поддерживать обратную связь с учащимися в течение всего урока;

8) Умение организовать творческую самостоятельную работу учащихся на уроке;

9) умение стимулировать учащихся к выполнению домашнего задания.

3.Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности:

1)Умение анализировать свою педагогическую деятельность;

2) Умение свободно общаться на уроке;

3) Владеть вербальными и невербальными средствами общения;

4) Наличие чувства уверенности в себе.