МКОУ «Основная общеобразовательная школа с. Бескес»
Утверждаю
Директор МКОУ «ООШ с. Бескес»
_________ П.П.Афанасьев
«_____» ____________ 2022 г.
Программа
наставничества
над молодым специалистом
на 2023-2024 учебный год
Разработала Н.Н. Болдырева
учитель начальных классов
МКОУ «ООШ с. Бескес»
с. Курджиново 2023-2024 г.
Общие сведения о педагоге-наставнике
Педагог-наставник: Болдырева Наталья Николаевна
Специальность: учитель начальных классов, с дополнительной подготовкой в области психологии
Место работы: МКОУ «ООШ с. Бескес»
Педагогический стаж: 16 лет
Квалификационная категория: высшая
Общие сведения о молодом специалисте
Молодой специалист: Василенко Анастасия Николаевна
Специальность: учитель начальных классов
Место работы: МКОУ «ООШ с. Бескес»
Стаж работы: без стажа
Квалификационная категория: без категории
Пояснительная записка
В условиях модерниза.ции системы обра.зова.ния в Российской Федерации значительно возра.стает роль учителя, повыша.ются требова.ния к его личностным и профессиона.льным ка.чества.м, социа.льной и профессиона.льной позиции.
Перемены в обществе и обра.зова.нии обусловили ряд социа.льных и профессиона.льных трудностей в процессе а.да.пта.ции к трудовой деятельности:
новый социа.льный за.прос к обра.зова.нию озна.ча.ет одновременное освоение молодым специа.листом многих ста.рых и новых уста.новок, что тормозит и осложняет его профессиона.льное ста.новление;
ра.зличие взглядов молодого и ста.ршего поколений педа.гогов иногда. переходит в нежела.тельное их противостояние;
необходимое вза.имодействие семьи и школы требует специа.льной подготовки молодых учителей к ра.боте с родителями.
Ста.новление молодого специа.листа., его а.ктивной позиции – это формирова.ние его ка.к личности, ка.к индивидуа.льности, а. за.тем ка.к ра.ботника., вла.деющего специа.льными умениями в да.нной обла.сти деятельности.
Програ.мма. должна. помочь ста.новлению молодого специа.листа. на. всех уровнях да.нного процесса.:
вхождение в профессиона.льное обра.зова.тельное простра.нство;
профессиона.льное са.моопределение;
творческа.я са.мореа.лиза.ция;
проектирова.ние профессиона.льной ка.рьеры;
вхождение в профессиона.льную са.мостоятельную деятельность;
са.моорга.низа.ция и ра.звитие профессиона.льной ка.рьеры.
Цели программы:
Обеспечение успешной адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности.
Повышение профессионального уровня молодого специалиста.
Поддержка и развитие профессиональных навыков и компетенций молодого специалиста.
Содействие саморазвитию и профессиональному росту молодого специалиста.
Обеспечение эффективного взаимодействия молодого специалиста с учениками, родителями и коллективом.
Задачи программы:
Организация встреч и консультаций молодого специалиста с наставником для обсуждения трудностей и вопросов профессиональной деятельности.
Проведение наблюдений и анализа уроков молодого специалиста с последующим обсуждением и разработкой рекомендаций.
Проведение совместных занятий и мастер-классов для развития профессиональных навыков молодого специалиста.
Поддержка в разработке уроков, методических материалов и оценочных средств, учитывая особенности учеников и их потребности и цели.
Проведение консультаций и методической поддержки по вопросам организации и проведения уроков, работы с учебниками и дидактическими материалами.
Организация обратной связи и самоанализа работы молодого специалиста.
Проведение семинаров и тренингов для молодого специалиста по актуальным педагогическим вопросам.
Поддержка молодого специалиста в работе с родителями и коллективом.
Организация обратной связи от учеников и родителей о качестве работы молодого специалиста.
Оценка эффективности программы:
Эффективность программы будет оцениваться на основе достижения поставленных целей и задач, а также на основе обратной связи от молодого специалиста, учеников и родителей.
Результаты работы программы будут анализироваться и обсуждаться на педагогических совещаниях и заседаниях педагогического коллектива.
Ключевые принципы, по которым мы руководствуемся в своей работе, включают принцип уважения и доверия к человеку. Мы убеждены, что каждый человек имеет право на уважение и достоинство, и вся наша деятельность строится на взаимном доверии и поддержке.
Второй принцип, на котором базируется наш подход, это принцип целостности. Мы стремимся к созданию целостной системы образования, которая охватывает все аспекты развития личности молодого специалиста. Наша работа включает не только академическую подготовку, но и развитие социальных и эмоциональных навыков.
Третий принцип, который мы придерживаемся, это принцип сотрудничества. Мы верим в значимость коллективного творчества и сотрудничества между молодыми специалистами, педагогами и родителями. Поддерживая активное партнерство, мы создаем условия для эффективного обучения и развития.
И последний, но не менее важный принцип - принцип индивидуализации. Мы признаем, что каждый молодой специалист уникален и имеет свои особенности и потребности. Поэтому, мы индивидуально подходим к каждому студенту, учитывая его индивидуальные предпочтения, способности и интересы.
Относительно направлений работы, наш подход включает следующие основные компоненты:
Работа с документацией - мы придаем большое значение систематическому ведению и анализу документации, чтобы обеспечить надлежащую документированность и организацию образовательного процесса.
Планирование и организация работы по предметам - мы активно работаем над разработкой планов занятий и качественной организацией учебного процесса, чтобы обеспечить эффективность обучения и достижение учебных целей.
Планирование и организация воспитательной работы - мы придаем особое значение воспитанию молодых специалистов, поэтому активно работаем над разработкой планов и организацией мероприятий, направленных на развитие социальных и эмоциональных навыков.
Работа по самообразованию - мы поддерживаем и стимулируем молодых специалистов к самообразованию и профессиональному развитию, предоставляя доступ к актуальной научной и методической литературе, организуя мастер-классы и тренинги.
Психолого-педагогическая поддержка - мы предоставляем молодым специалистам поддержку и консультации в психологических и педагогических вопросах, помогая им справиться с трудностями и решить проблемные ситуации.
Руководство и контроль за деятельностью молодого специалиста - мы предоставляем сопровождение и регулярный контроль за деятельностью молодых специалистов, чтобы обеспечить их успешное профессиональное развитие.
Программа работы с молодыми специалистами включает в себя несколько основных видов деятельности:
Повышение научной, теоретической и психолого-педагогической подготовки молодого специалиста, в том числе через проведение специальных семинаров, тренингов и изучение актуальной научной литературы.
Глубокое изучение и освоение молодым специалистом рабочих учебных программ по предметам, требований к современному уроку и научной методической литературы, связанной с преподаваемыми предметами.
Овладение комплексным подходом к воспитательной работе, включающим изучение методик воспитывающего обучения и современных требований к внеурочной работе по предмету.
Изучение и внедрение передового педагогического опыта и достижений педагогической науки, а также организация творческой деятельности, чтобы обеспечить эффективность образовательного процесса и развитие творческого мышления учащихся.
Таким образом, наш подход в работе с молодыми специалистами включает в себя уважение и доверие к человеку, целостность, сотрудничество и индивидуализацию. Мы стремимся обеспечить эффективное обучение и развитие каждого молодого специалиста, помогая им достичь успеха в их профессиональной деятельности.
Внутришкольный контроль:
1.Обзорный контроль (проводится в начале педагогической деятельности. В первый месяц). Проводится путём посещения уроков и внеклассных мероприятий.
Цель: общее ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого специалиста.
2.Предупредительный контроль (проводится в течение первого года работы).
Цель: выявить и предупредить ошибки в работе молодого специалиста.
3.Повторный контроль (проводится в конце учебного года).
Цель: проверить устранение недостатков, выявленных при обзорном и предупредительном контроле.
Наставник сопровождает и оценивает работу молодого специалиста. Молодой специалист ежемесячно представляет наставнику отчёты о проделанной, согласно индивидуальному плану, работе. Наставник оценивает работу и результаты сообщает руководителю школьного методического объединения.
Обязанности наставника:
1. Иметь обширные знания в сфере образования и быть хорошо ориентированным в ведомственных нормативных актах, определяющих права и обязанности молодого специалиста по его должности.
2. Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального развития, учитывая его интеллектуальное развитие, педагогическую, методическую и профессиональную подготовку по предмету.
3. Изучать деловые и моральные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, склонности и круг общения в свободное время.
4. Ознакомить молодого специалиста со структурой школы, расположением учебных кабинетов, классов, а также служебных и бытовых помещений.
5. Вводить молодого специалиста в его должность, знакомить его с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, а также с правилами внутреннего распорядка, охраны труда и техники безопасности.
6. Предоставлять необходимое обучение, осуществлять контроль и оценку самостоятельной работы молодого специалиста на уроках и во внеклассных мероприятиях, давать конкретные задания с определенным сроком выполнения, контролировать работу и оказывать необходимую помощь.
7. Оказывать индивидуальную помощь молодому специалисту в освоении педагогической профессии, передавать практические приемы и методы качественного проведения занятий, выявлять и вместе с ним устранять допущенные ошибки.
8. Служить примером положительных качеств для молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, стимулировать его участие в коллективной общественной жизни, способствовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.
9. Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, периодически осведомлять руководителя методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста и его результативности.
10. Составлять отчет о профессиональной адаптации молодого специалиста, подводить итоги наставничества с выводами о результатах прохождения адаптации и предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Обязанности молодого специалиста:
1.Выполнять поставленные перед ним задачи и достигать поставленных целей.
2.Активно участвовать в процессе планирования и организации учебно-воспитательной работы.
3.Соблюдать правила внутреннего распорядка и этические нормы, соблюдать конфиденциальность информации.
4.Поддерживать дружеские и профессиональные отношения с коллегами.
5.Постоянно развивать свои профессиональные навыки и знания, участвовать в профессиональных конференциях, семинарах и тренингах.
6.Соблюдать и собирать статистические данные, необходимые для отчетности.
7.Вести документацию, связанную с осуществлением своих должностных обязанностей.
8.Выполнять другие поручения, выданные руководителем школы или теми, кто имеет на это право.
9.Постоянно совершенствовать свои навыки работы с компьютером и программным обеспечением, используемым в учебной и управленческой деятельности.
План работы по организации наставничества
План наставничества на I четверть
Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Результат |
| Сентябрь- октябрь | |
1.Нормативно- правовая база школы (программы, ФГОС, методические записки), правила внутреннего распорядка, устав школы. | 02.09.2023 | Проведён инструктаж |
2.Знакомство с положениями о ведении дневников учащихся, о едином орфографическом режиме к ведению тетрадей и внешнем виде учащихся. | 05.09.2023 | Проведён инструктаж. Практическое занятие. |
3. Разработка и изучение рабочих учебных программ и календарно-тематических планов по учебным предметам и программы воспитательной работы. Организация работы в ГИС «Электронное образование» | 05.09.2023-09.09.2023 | Практическое занятие. |
4.Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию. | 12.09.2023-16.09.2023 | Выбрана тема: «Формирование навыка правописания безударных гласных в корне как средство повышения грамотности письма» |
5.Час общения «Основные проблемы молодого учителя» | 10.10.2023 | Выявление затруднений в работе. |
6. Посещение молодым специалистом уроков педагога-наставника. | 17.10.23- 21.10.23 | Обмен опытом. |
7.Проектирование содержания родительского собрания. | 17.10.2023 | Практическое занятие. |
8.Обучение составлению отчётности по окончанию четверти. | 25.10.2023 | Практическое занятие. |
План наставничества на II четверть
Планируемые мероприятия | Срок исполнен. | Результат |
| Ноябрь-декабрь | |
1. Культура внешнего вида и речи педагога. Профессиональная этика педагога. | 09.11.2023 | Беседа с молодым специалистом. |
2.Посещение молодым специалистом уроков педагога-наставника. | 14.11.2023- 30.11.2023 | Практическое занятие. Анализ урока. |
3.«Современный урок: структура и конструирование». | 05.12.2023 | Консультация – практикум. |
4.Воспитательная деятельность. Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников. | В течение четверти | Практическое занятие. |
5. Посещение уроков молодого специалиста педагогом-наставником. | 12.12.2023-16.12.2023 | Практикум. Анализ урока. |
6.Организация работы в ГИС «Электронное образование» | В течение четверти | Систематическое заполнение д/з и выставление текущих отметок. |
7. Консультация «Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся» | 20.12.2023 | Консультация-практикум. |
8.Тренинг «Учусь строить отношения» | 23.12. 2023 | Тренинг.Анализ педагогических ситуаций. |
План наставничества за III четверть
Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Результат |
| Январь-март | |
1.Использование современных образовательных технологий в учебном процессе. | 16.01.2024 | Собеседование |
2. Самоанализ урока (знакомство со схемой самоанализа) | 05.02.2024 | Самоанализ одного из своих уроков. |
3. Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся. | 14.02..2024 | Собеседование. Консультация. |
4.Посещение педагогом-наставником уроков молодого специалиста с целью выявления затруднений, оказания методической помощи. | 13.02.2024 28.02. 2024 | Выявление затруднений. Консультация. |
5. Домашнее задание: как, сколько, когда. Виды контроля и оценки. | 02.03.2024 | Практическое занятие |
6.. Психолого-педагогические требования к проверке, учёту и оценке знаний учащихся | 14.03.2024 | Практическое занятие |
7. Изучение положения о промежуточной аттестации учащихся | 20.03.2024 | Собеседование |
8. Час психологии: «Проблемы дисциплины на уроках. Причины конфликтных ситуаций» | 21.03.2024 | Практикум по разрешению педагогических ситуаций. Анализ конфликтных ситуаций. |
9.Методика проведения внеклассного мероприятия. | 27.03.2024 | Консультация-практикум. |
План наставничества за IV четверть
Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Результат |
| Апрель-май | |
1.Содержание, формы и методы работы педагога с родителями. | 10.04.2024 | Собеседование, консультация. |
2.Анкета «Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе» | 14.04.2024 | Анкетирование. Выявление затруднений. |
3. Выступление по теме самообразования на ШМО | 17.04.2024 | Анализ своей работы по теме самообразования |
4. Посещение педагогом-наставником уроков молодого специалиста. | Апрель – май 2024 | Практическое занятие. |
5.Изучение КИМ к промежуточной аттестации | Май 2024 | Изучение КИМ. |
6.Анкета «Оценка собственного квалификационного уровня» | 22.05.2024 | Анкетирование, оценивание. |
7.Правила заполнения «Личного дела учащегося» | 26.05.2024 | Консультация-практикум. |
5.Рефлексия « Мои достижения за прошедший год» | 30.05.2024 | Рейтинговая оценка |
Критерии оценивания педагогической деятельности молодого специалиста учителем-наставником
1.Теоретическая готовность к практике преподавания:
1) Уровень теоретической подготовки по предметам;
2)Умение использовать на уроке результаты современных исследований в области преподаваемых предметов.
2.Методическая готовность к практике преподавания:
1) Умение самостоятельно составлять план и конспект урока;
2) Умение вызвать у учащихся интерес к теме урока, к изучаемой проблеме;
3) Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала учащимися;
4) Умение объективно оценивать ответы учащихся;
5) Умение применять разнообразные методы и приёмы изложения нового материала;
6) Умение использовать современные педагогические технологии;
7) Умение поддерживать обратную связь с учащимися в течение всего урока;
8) Умение организовать творческую самостоятельную работу учащихся на уроке;
9) умение стимулировать учащихся к выполнению домашнего задания.
3.Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности:
1)Умение анализировать свою педагогическую деятельность;
2) Умение свободно общаться на уроке;
3) Владеть вербальными и невербальными средствами общения;
4) Наличие чувства уверенности в себе.